Семинар для воспитателей: «Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи в процессе литотерапии»,
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 17

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми

(Семинар: «Логопедический игротренинг в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»,

Учитель-логопед МБДОУ д/с № 17

Г. Богородск  2023

Использование элементов литотерапии в логопедической работе с детьми

Литотерапия – (от греческого lithos – камень, terapia – терапия) – лечение с помощью натуральных камней, нетрадиционная методика, ставшая популярной в последнее время. В более широком понимании, литотерапия это любое использование природных минеральных веществ (песок, камни, глина и пр.) с целью воздействия на организм человека.

Литотерапия с успехом применяется не только в современной медицине и косметологии, но и в коррекционной педагогике (коррекция личностных нарушений, преодоление моторного недоразвития).

В логопедии, в коррекционной работе можно использовать элементы литотерапии, стоун – массаж, т.е. массаж натуральными камнями. Камни разного цвета и размера можно собрать на море, на речном берегу, просто купить в магазине декора. Главное, они должны быть натуральными, округлыми, гладкими на ощупь. Перед использованием камни желательно согреть (например, на солнце). Тогда благотворное воздействие массажа усилится, т.к. тепло камней улучшит кровообращение.

Примеры использования элементов литотерапии на логопедических занятиях:

  • перебирание камней, раскладывание по цвету, размеру, выкладывание дорожек или узоров из камней по образцу и самостоятельно;
  • в сочетании с пескотерапией (выкладывание дорожек, узоров на песке, закапывание камней в песок, выкапывание «секретиков» - самых красивых камушков, спрятанных в песке логопедом);
  • массаж рук и пальцев (сжимание камней в кулачках, перекатывание по ладони, по руке, массирование пальцев камешками);
  • пальчиковая гимнастика с элементами литотерапии;
  • логопедические игры с использованием камней.

Игра «Звуковая мозаика» 

Цель: развитие фонематического слуха, умения выделять заданный звук в ряду других звуков, развитие внимания, памяти.

        Оборудование: карточки, поделенные на 9 квадратов, натуральные камни двух цветов.

Ход игры: логопед предлагает ребенку внимательно слушать произносимые звуки и выкладывать камни на карточке:

- Если услышишь звук «Р», коричневый камешек клади, услышишь другой звук – клади фиолетовый камешек. Р-С-Ц-Л-Р-Ш-Р-З-К.

- А теперь камешки убирай: на коричневый  камешек звук «Р» произноси, на фиолетовый  камешек – любой.

Аналогично можно проводить работу со слогами и словами на заданный звук. Отличное упражнение на дифференциацию звуков. (Сутки-шутки-шов-сов-стык-штык-штуки-стуки-сутки).

Использование элементов литотерапии на занятиях вносит элементы творчества в работу по коррекции речи и мелкой моторики, делает занятия более интересными для ребенка, а значит более результативными.



Предварительный просмотр:

ИГРЫ НА ПРОСТОЕ КОММУНИКАТИВНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ

Цель: развитие взаимодействия и взаимопонимания между детьми, а также между взрослым и ребенком. Развивать умение детей сотрудничать.

«Мяч по кругу»

Ход игры: дети встают в круг, мяч передается по кругу.Вместо мяча можно использовать любую игрушку. Педагог следит за тем, чтобы ребенок подставлял руки, когда мяч дошел до него, а также отдавал мяч, когда подошла его очередь и разжимал руки, ослабляя захват.

Вариация игры «Дай пять»-дети, стоящие в кругу поочереди передают «пять» друг другу.

«Я от тебя убегу, убегу….»

Ход игры: ребенок и взрослый играют в догонялки, педагог прячется за любой предмет и в нужное время выглядывает произнося «ку-ку». Далее можно играть с двумя детьми. Игра имеет музыкальное сопровождение.

«Мы посмотрим на тебя»

Ход игры: педагог водит первым, чтобы показать правила. Все садятся в ряд, водящий выходит вперед, обводит глазами всех детей, а потом на 2-3 секунды останавливает на ком-то взгляд и за руку выводит ребенка, ребенок должен покружиться и улыбнуться. Водящими становятся все дети по очереди, чтобы научиться понимать и чувствовать жесты и артикуляцию других. 

«Подружились наши ручки»

Ход игры: за ладошки ты возьмись вместе с нами покружись. Мы пройдем сейчас по кругу, улыбнемся мы друг другу.

«Ладошка подари ладошку»

Ход игры: ты ладошку подари, на другую положи. Итак, один человек протягивает руку другу ладонью вверх. Другой кладет на них свои ладони. Все дети вместе с педагогом образую единый круг.

Игра «Маленький круг — большой круг»

Ход игры: ведущий вместе с детьми образуют большой круг, держась за руки. По команде воспитателя надо сделать самый большой круг, не разрывая рук. Потом — самый маленький. Можно попробовать: самый длинный, самый высокий (прыгаем), самый низкий (присаживаемся), самый улыбчивый (улыбаемся), самый веселый (смеемся). Главное научиться делать все это вместе и сохранять круг целым. 

Игра «Веревочка»

Ход игры: дружно дружно друг за другом побежали мы по кругу….Дети перемещаются друг за другом держась за веревочку, главное не размыкать руки.

Игра «Мирилка»

Ход игры: можно пожимать друг другу  мизинцы, хлопать в ладоши, пожимать руки, посылать воздушный поцелуй и т. д. со словами

Мирись, мирись, мирись
И больше не дерись.
А если будешь драться,
За нос буду кусаться.
Но кусаться нам нельзя,
Ведь с... (имя ребёнка) мы друзья.

Я мирюсь, мирюсь, мирюсь,
Больше с... (имя ребёнка) не дерусь.
Ну а если подерусь,
Сразу в луже окажусь.

Игра «Нетрадиционное приветствие»

Ход игры: игра проводится в паре со взрослым или с ребенком. После того, как образовались пары, необходимо поприветствовать друг друга, касаясь частями тела по команде.

И так приветствуем друг друга:

o Нос к носу,

o Щека к щеке,

o Ухо к уху,

o Пятка к пятке,

o Локоть к локтю,

o Колено к колену,

o Бедро к бедру,

Игра-коммуникация «Пирамида любви»

Ход игры: создавать пирамидку из детских ладошек

 

Игра «Паровозик -гусеничка»

Ход игры: дети держась друг за друга начинают движение по кругу

Игра «Менялки игрушек»

Ход игры: все дети встают в круг, каждый держит в руках какую-нибудь игрушку. По команде педагога дети меняются игрушками друг с другом.

Игра «Игрушка»

Ход игры: упражнение выполняется в парах. Один ребёнок из пары – обладатель игрушки. Задача другого – попросить хозяина игрушки дать поиграть с ней. Используя любой вид коммуникации.

Игра «Липучки»

Ход игры: все дети передвигаются по комнате. Педагог пытается поймать детей, приговаривая: «Я - липучка – приставучка, я хочу тебя поймать- будем вместе прилипать!». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку, присоединяя его к своей «липучей» компании. Затем они вместе ловят других детей.

Развитие ритмичности движений

Посмотрите, какая подушка! Её можно положить на диван (передавать под кругу под музыку).

Ты беги, моя подушка,

Быстро – быстро по рукам.

У кого в руках подушка,

Тот станцует с другом нам!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

СУ – ДЖОК терапия в коррекционно – логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста имеющими нарушения речи

Презентация для специалистов ДОУ занимающихся  с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи....

Тема: «Взаимодействие учителя-логопеда и специалистов ДОУ с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи».

В статье  «Взаимодействие  учителя-логопеда и специалистов ДОУ  с использованием игровых и театрализованных приемов в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи» р...

Использование нетрадиционных методов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрения

В данной статье представлен обзор нетрадиционных методов обучения, которые доказали свою эффективность в коррекционно-развивающей работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушением речи и зрен...

"Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"

quot;Использование метода проектирования в работе с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими нарушения речи в условиях логопункта"...

Использование нетрадиционных техник изобразительной деятельности в работе с детьми старшего дошкольного возраста с нарушениями речи

В консультации рассказано о применении нетрадиционных техник рисования в старшей речевой группе детского сада...