Семинар-практикум для родителей «Исправление речи в домашних условиях»
методическая разработка по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Хазанова Виктория Валентиновна

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий  в домашних условиях. 
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar-praktikum_dlya_roditeley.doc93.5 КБ

Предварительный просмотр:

               

       Семинар-практикум для родителей

    «Исправление речи в домашних условиях»

                 

   Подготовила и провела:

Учитель-логопед Хазанова В.В.

2023 г.


        Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы, становится самыми главными союзниками, и помогают ребёнку окунуться в прекрасный мир правильных звуков.

        Именно для них  проводятся индивидуальные встречи, собрания, круглые столы, семинары-практикумы, постоянно обновляется информационный стенд,  разрабатываются анкеты, памятки, рекомендации. Ведется «Тетрадь  для домашних заданий» – которая,  является обратной связью между логопедом и родителями в вопросах преодоления речевого нарушения.

        В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшей группы, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления коррекционной работы при проведении  заданий в домашних условиях.

Цель семинара-практикума:

Оказание помощи родителям в организации и проведении логопедических занятий  в домашних условиях. 
Задачи: 
1. Расширить знания родителей о значимости логопедических занятий в домашних условиях. 
2. Дать представление об алгоритме выполнения домашнего задания.

3. Сформировать представление о разнообразии  методов и приемов выполнения домашних заданий.

4. Обучить  практическому использованию разнообразных упражнений артикуляционной, дыхательной гимнастики, речевого материала по автоматизации поставленных звуков.

Оборудование:  пособия по развитию артикуляционного аппарата, речевого дыхания; дидактические игры и упражнения на развитие звукопроизношения;  «Методические рекомендации для домашних занятий с детьми при закреплении произносительных навыков».

Первый этап

1.Знакомство родителей с анализом анкетирования.

2.Выступление учителя-логопеда «Домашнее  задание – как средство преодоления речевых нарушений».

Второй этап:

1.Знакомство родителей с основными правилами работы со звуком. Смотреть  Приложение 1

2.  Упражнения для развития мышц речевого аппарата.  Методические рекомендации. Смотреть  Приложение 2

На этом этапе родители ознакомлены с основными правилами работы со звуком, артикуляционными упражнениями и методическими рекомендациями к ним.

                 

Третий этап: Игры и упражнения для развития речевого дыхания. Смотреть Приложение 3.

Знакомство родителей с основными параметрами правильного ротового выдоха и упражнениями, направленными на развитие правильной воздушной струи. Совместная игра. 

Четвертый этап: Выполнение заданий по рабочим тетрадям на автоматизацию поставленных звуков. Смотреть Приложение 4

Родители знакомятся с правилами выполнения заданий по автоматизации звуков на разных этапах работы (слог, слово, предложение, стихи, тексты).

Пятый этап: Заключительный этап.

Этап вопросов-ответов.

Родителям предлагается лист обратной связи.

Используемая литература:

1. М. Щетинин «Дыхательная гимнастика А. Н. Стрельниковой», 2007.

2. М.А.Поваляева «Сказки о веселом язычке», 2003.

Выступление на семинаре - практикуме

Тема:  «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

        Эффективность коррекционно-развивающего процесса  зависит от совместной деятельности логопеда и родителей, способствующей скорейшему преодолению речевых нарушений у дошкольников, а также позволяющей родителям отследить положительную динамику развития и коррекции речи своих детей. К основным задачам сотрудничества логопеда и родителей относятся: формирование  мотивации к коррекционной работе с детьми; разъяснения правил развития речи детей; поддержка и закрепление речевых умений и навыков при выполнении домашних заданий.  

        Логопедическое домашнее задание - это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.

         Домашние задания  имеют большое воспитательное, обучающее и коррекционное значение: при правильной организации его выполнения у дошкольников вырабатываются новые знания и умения, а также навыки самостоятельного мышления, умение себя контролировать, воспитывается ответственное отношение к своим новым обязанностям, отрабатывается  пройденный на занятиях у логопеда материал. Следует отметить, что успех коррекционной логопедической работы во многом зависит от того, насколько добросовестно относятся родители детей – логопатов к выполнению «домашних заданий» логопеда.

        С самого начала необходимо  каждому родителю очень четко обрисовать  свою роль в  выполнении домашних заданий. Здесь может быть две крайности: одни ретивые родители заставляют ребенка делать их, как школьника, абсолютно игнорируя рекомендации об игровой форме работы, развивая у него все предпосылки для будущей низкой учебной мотивации; другие относятся к этим заданиям крайне небрежно, считая это чем-то необязательным и несерьезным. Родители должны понять, что, не выполняя требований логопеда сегодня, завтра они не смогут потребовать от школьника собранности, самостоятельности, ответственности. Дети воспитываются, прежде всего, на примерах старших. Вот и надо пользоваться моментом, чтобы привить им необходимые в будущем навыки. И, конечно, ни в коем случае не делать задания за детей. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.

         Необходимо,  усвоить следующую мысль: если сейчас дети решат, что нет ничего страшного в невыполненном задании, в том, что они забыли принести тетрадь в детский сад, а родители попустительствовали им, то в будущем никто из взрослых не сможет потребовать от них твердого  выполнения школьных правил.

        Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии. Особое значение родителей в исправлении речевой патологии заключается в том, что, используя предложенный материал,   они получают возможность закрепления ребёнком полученных на логопедических занятиях речевых умений и навыков в свободном речевом общении. Это возможно в повседневной жизни: во время игр, прогулок, экскурсий, походов в магазин, на рынок, в библиотеку и т. д.

        Только тесный контакт в работе специалиста и родителей ребёнка может способствовать устранению речевых нарушений в дошкольном возрасте, а значит и дальнейшему полноценному школьному обучению.

        Методические рекомендации подскажут родителям, в какое время лучше проводить занятия, чем и как следует заниматься с ребёнком, помогут организовать совместную деятельность. Они предоставят ребёнку возможность занять активную позицию, вступить в диалог с окружающим миром, найти ответы на многие вопросы с помощью взрослого. Так, родители смогут предложить ребёнку поиграть в различные подвижные игры, проведут пальчиковую гимнастику, прочитают и предложат выучить стихи, помогут научиться лепить и рисовать, составлять рассказы и отгадывать загадки. Выполняя с ребёнком предложенные задания, наблюдая, рассматривая, играя, взрослые развивает его речь, зрительное и слуховое внимание, память и мышление, что станет залогом успешного обучения ребёнка в школе.         Выполнение данных заданий вызовет у детей интерес, снимет психическое напряжение, вызванное недостатками в произношении, позволят быстрее и легче усваивать лексический материал, автоматизировать произношение звуков, овладевать навыками чтения и письма.         Отсутствие повторения дома и закрепления полученных навыков ведёт к значительному снижению эффективности коррекционной работы и удлинению сроков коррекции.

        Самое главное, что должны понять родители, – без их участия, поддержки результат работы будет минимальным.

         При выполнении домашнего задания у многих родителей  возникают традиционные проблемы.

 Дети - дошкольники:

  • не знают или забывают, что задано на дом;
  • не знают, как приступить к выполнению домашнего задания;
  • тратят много времени на его выполнение;
  • делают работу не полностью;
  • допускают много ошибок.

 Родители дошкольников:

  • невнимательно читают домашнее задание;
  • не выполняют домашнюю работу вместе с ребенком;
  • забывают напомнить ребенку про домашнее задание;
  • не приходят к логопеду для консультации,  по выполнению домашнего задания с ребенком в семье.

При выполнении домашних заданий с детьми родителям необходимо придерживаться следующих рекомендаций:

  1. Принуждать ребёнка заниматься нельзя! Занятия дают наибольший эффект, если они проводятся в игровой форме и интересны ребёнку.
  2. Подготовьте ребёнку удобное место для занятий, достаточно и правильно освещённое.
  3. Проверьте, правильно ли ваш ребёнок сидит, кладёт тетрадь, держит ручку или карандаш.
  4. Перед началом любой работы внимательно прочитайте задание, обсудите и проговорите с ребёнком его выполнение.
  5. Формируйте положительную мотивацию выполнения домашнего задания, его дальнюю перспективу.
  6. Поощряйте своего ребёнка за хорошо выполненное домашнее задание.
  7. Хвалите ребенка, радуйтесь его результатам, связанным с положительной отметкой.
  8. Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
  9. Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы.
  10. За одно занятие не следует давать больше 2-5 упражнений (в зависимости от индивидуальных  возможностей ребёнка), не следует торопить ребёнка во время выполнения заданий.
  11. Продолжительность одного занятия должна быть не больше 15- 20 минут. 
  12. Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий.

        Ещё раз напоминаем: не торопитесь, не стремитесь научить ребёнка всему и сразу, осваивайте каждое задание постепенно, только когда освоено предыдущее. Не забывайте хвалить ребёнка не только за удачи, но и за старания

Приложение 1

  • Проговорите звук совместно с ребенком.

  • Выясните, как располагаются губы, зубы, язык при произнесении данного звука.

  • Используете ли вы голос при произнесении звука.

  • Вместе с ребенком найдите слова, которые начинаются с данного звука, затем придумайте слова, где этот звук встречается в начале слова, в середине и в конце.

  • Нарисуйте букву, которая обозначает этот звук в тетради, вылепите ее из пластилина, вырежьте из бумаги, сконструируйте из счетных палочек.

  • Придумайте игры со звуком, над которым работали.

  • Проговорите речевой материал на этот звук.

Приложение 2

  1. Внимательно прочитайте описание упражнения артикуляционной гимнастики. Попробуйте выполнить его перед зеркалом. Только после того, как Вы сами освоите это упражнение, предлагайте его ребенку.
  2. Гимнастика проводится ежедневно по 5-10 минут.
  3. Упражнения выполнять сидя перед зеркалом (достаточно настольного зеркала 15*15 см.), в спокойной обстановке, при достаточном освещении.
  4. Каждое упражнение выполняется по 5 раз.
  5. Упражнения выполняются после показа взрослого.
  6. После того, как упражнение усвоено, ребенок выполняет его без показа взрослого (по названию).
  7. Взрослый обязательно контролирует правильность и четкость выполнения упражнений.

Лягушка. Удерживание губ в улыбке, как бы беззвучно произнося звук и. Передние, верхние и нижние зубы обнажены.

Тянуть губы прямо к ушкам

очень нравится лягушкам.

Улыбаются, смеются,

а глаза у них, как блюдца.

Как весёлые лягушки

тянем губки прямо к ушкам.
     Потянули - перестали.

И нисколько не устали!

        Слон. Вытягивание губ вперёд трубочкой, как бы беззвучно.

Подражаю я слону -
Губы хоботом тяну.
А теперь их отпускаю,
И на место возвращаю.

Лягушка-слон. Чередование положений губ: в улыбке - трубочкой. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Свои губы прямо к ушкам растяну я,

как лягушка.
А теперь слонёнок я,

хоботок есть у меня.

Рыбка. Спокойное широкое открывание и закрывание рта. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Качели. Рот широко открыт, губы в улыбке. Ритмично меняем положение языка: 1) кончик языка за верхними резцами; 2) кончик языка за нижними резцами. Двигается только язык, а не подбородок!

На качелях я качаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

И всё выше поднимаюсь

вверх, вниз, вверх, вниз.

Часики. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Кончик языка поочерёдно касается то левого, то правого угла рта.

Тик-так, тик-так,

 ходят часики вот так.

Упражнение выполняется ритмично, под счёт. Подбородок не двигается!

        Лопаточка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Широкий, расслабленный язык лежит на нижней губе. Такое положение удерживается 5-10 сек. Если язычок не хочет расслабиться, можно похлопать его верхней губой, произнося при этом: пя-пя-пя.

Язычок широкий, гладкий,

Получается лопатка
И, при этом я считаю:  

раз, два, три, четыре, пять...

        Иголочка. Рот приоткрыт, губы растянуты в улыбке. Высунуть изо рта узкий, напряжённый язык. Удерживать 5-10 сек.

Язычок вперёд тяну,

подойдёшь, и уколю.
И опять буду считать:

раз, два, три, четыре, пять...

        Лопаточка-иголочка. Чередование положений языка: широкий-узкий. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

Язык лопаточкой лежит

и нисколько не дрожит.

Язык иголочкой потом

и потянем остриём.

        Горка. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Удерживать 5-10 сек. Затем верхние передние зубы с лёгким нажимом проводят по спинке языка от середины к кончику.

Спинка язычка сейчас

станет горочкой у нас.
Ну-ка, горка, поднимись!

Мы помчимся с горки вниз.
Скатываются зубки с горочки.

        Постучимся в дверку. Рот широко открыт, губы слегка в улыбке. Кончик языка упирается в нижние зубы, спинка языка выгнута дугой. Чередовать следующие движения: отодвигать язык вглубь рта и приближать к передним нижним зубам. Упражнение выполняется ритмично, под счёт.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум для родителей "Домашний логопед" - исправление речи в домашних условиях

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар – практикум для родителей Тема: «Домашний логопед» - исправление речи в домашних условиях»

Работая с детьми, имеющими нарушения речи, понимаешь, что главные и единственные помощники в этой работе – родители! Кто, как не они, понимая и осознавая важность всей коррекционно-развивающей работы,...

Семинар-практикум для детей и родителей «Домашний логопед. Исправление речи в домашних условиях»

В материале представлены этапы проведения семинара-практикума для родителей старшего дошкольного возраста, чьи дети посещают логопедический пункт в дошкольном учреждении. Раскрыты основные направления...

Рекомендации по исправлению речи в домашних условиях.

Исправление речи - длительный процесс, требующий систематических занятий....

Родительское собрание "Домашний логопед - исправление речи в домашних условиях" с элементами игрового тренинга

План родительского собрания с элементами игрового тренинга для родителей старшей возрастной группы, занимающихся на логопункте....

МАСТЕР-КЛАСС (онлайн) для родителей в старшей группе «Исправление речи в домашних условиях»

Цель: познакомить родителей с различными способами закрепления речевыхнавыков у детей в домашних условиях....