Занятие по развитию речи: игра – путешествие «Зимушка – зима».
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Снежана Александровна Голых

Занятие по развитию речи: игра – путешествие «Зимушка – зима».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie_razvityu_rechi.docx21.55 КБ

Предварительный просмотр:

Форма работы с детьми: игра – путешествие «Зимушка – зима».

Образовательные области:

• Речевое развитие;

• Познавательное развитие;

• Социально – коммуникативное развитие.

Возраст детей: старший дошкольный возраст (5 – 6 лет).

Программные задачи:

Образовательные:

Обобщать представления о зиме и типичных зимних проявлениях в природе;

Расширять, уточнять, актуализировать словарь по теме «Зима»;

Упражнять в подборе слов, отвечающих на вопрос «какая», «какой»;

Учить образовывать притяжательные прилагательные.

Развивающие:

Развивать связную речь: учить составлять короткий рассказ по картине на заданную тему;

Развивать звуковую культуру речи: учить подбирать слова, сходные по звучанию;

Стимулировать мыслительную и речевую активность ребенка; формировать умение понимать смысл образных выражений в загадках;

Развивать творческое воображение;

Развивать логическое мышление, произвольное внимание, зрительную и словесно-логическую память.

Воспитательные:

Воспитывать бережное и заботливое отношение к животным и птицам;

Воспитывать эмоциональный отклик на изображенное на картине, инициативность, самостоятельность.

Воспитывать дружелюбие, желание оказывать помощь.

Оборудование: мультимедийная доска, ноутбук, презентация, (материал: мяч, сюжетные картинки с изображением зимнего пейзажа, макеты следов, разрезные картинки птиц, рисунок ели)

Содержание заняти

- Здравствуйте ребята! Посмотрите, к нам пришли гости. Давайте посмотрим на них и поздороваемся.

-Ребята, Как вы думаете, о чём мы с вами сегодня будем говорить? (О зиме).

(Открываю 2 Слай)

- Ой, посмотрите, нам пришло письмо. Письмо пришло из Африки от мальчика по имени Том. Давайте прочитаем (на экране появляется текст письма и изображение мальчика):

 (3 Слайд)

«Здравствуйте, ребята! Меня зовут Том. Я живу в далекой и жаркой Африке. Я много слышал про зиму, которая бывает в вашей стране, особенно на Севере! Но я никак не могу понять, что это такое и что происходит, когда наступает зима. Пожалуйста, расскажите мне об этом. Ваш друг Том».

- Ну что? Расскажем нашему другу про нашу волшебную зимушку-зиму? (Да)

(4 Слайд)

- Ребята, для того чтобы мы смогли красиво и правильно рассказать нашему другу про зимушку, нам необходимо разбудить наш язычок (упражнения – «Часики», «Расческа», «Чашечка», «Лошадка», «Футбол»).

- Но, перед тем как начать писать письмо Тому, ребята, давайте вспомним зимние месяца.

 ( Включаю песню Ах 3 белых коня)

(5 Слайд)

(6 Слайд)

- Ребята, что можно рассказать про нашу зиму, какая она? Что происходит зимой? (Холодная, морозная, снежная, заснеженная, белоснежная, Новогодняя.)

1. Игра с мячом «Без чего не бывает зимы?»

- Теперь мы готовы рассказывать о самом главном, я буду кидать мяч, а вы мне говорить - без чего не обходится наша зима? Что бывает зимой, и не бывает в другие времена года?

(дети стоят полукругом возле столика):

(без морозов, без снега, без сосулек, безо льда, без коньков, без лыж, без ветра, без катка, без снежинок, без сугробов, без снежков, без шапок, без снеговиков, без горок…)

2. "Путешествие в зимний лес".

- Ну что ж, мы вспомнили самое главное, без чего не бывает зимы, и теперь мы готовы отправиться в путешествие в волшебный зимний лес.

(звучит музыка – метель, дети, кружась, «перемещаются» в зимний лес).

- Вот мы и оказались в нашем зимнем лесу.

3. Игра: «Кто, где зимует?»

- Послушайте тишина какая! И животных нет. Как вы думаете, где же они спрятались от холода? (в своих домах).

- Ребята, помогите мне рассказать стихотворение, договаривая последние слова. И тогда мы с вами узнаем, кто в каком доме живет.

Спит зимой медведь. (в берлоге)

Воробей сидит. (под крышей)

Лиса устроилась. (в норе)

Белка спряталась. (в дупле)

В логове лежит. (волчица)

Под кустом дрожит. (зайчишка). 

(7 Слайд)

На мониторе появляются соответствующие картинки (животные и их жилища).

- Ребята, вот мы с вами и вспомнили, как зимуют животные. Видите, ребята, животным тепло в своих домах. А мы, пока ходили по лесу, замерзли. Давайте с вами погреемся и поиграем. Вставайте в круг.

«Снежинки кружатся

«Снежная баба

«Горка

«Каток

(8 Слайд)

4. Игра: "Зимующие птицы"

-Ну вот согрелись Ребята, а теперь вспомним какие птицы у нас остаются зимовать и как их называют? Назовите мне, ребята, зимующих птиц.

5. - Я вам загадаю загадки про птиц, а вы отгадайте. 

1. Чернокрылый, красногрудый

Любит зёрнышки клевать.

С первым снегом на рябине

Он появится опять! (снегирь)

2. С жёлтогрудкой у окошка

Собирает шустро крошки.

Отгадайте, что за птица?

Называется. (синица)

3. Чик-чирик, чик-чирик,

К зернышкам привык.

Клюй, не робей!

Кто это? (воробей)

4. Непоседа пестрая,

Птица говорливая.

Птица белобока,

А зовут её. (сорока)

5. Всю ночь летает -

Мышей добывает.

А станет светло -

Спать летит в дупло. (сова)

6. Чёрный жилет

Красный берет.

Клюв, как топор,

Хвост, как упор. (дятел)

- Молодцы ребята, всех  птиц  угадали

4. Игра «Какая зима?».

- Значит, зимой погода может быть разной. А теперь вы мне расскажите, как мы назовем день, когда…

Идет снег, то день называется снежный,

Если мороз – морозный,

Если ветер – ветреный,

Если холод – холодный,

Если солнце – солнечный,

Если облака покрыли солнце - пасмурный.

- Я хочу вам показать картинку, где дети лепят снеговика.

(9 Слайд)

 Вопросы к картинке:

  1. Какое время года изображено на картинке?
  2. Кто нарисован на картинке?
  3. Сколько детей нарисовано?
  4. Как они одеты?
  5. Что они делают?
  6. Что надели на снеговика?
  1. Тебе нравится эта картинка?

Составление маленького рассказа "Снеговик Егорка".

Зима. На улице выпало много снега. Ваня, Маша и Максим решили пойти погулять. Они надели шубки, шапки, шарфы, варежки. Вышли на улицу и пошли в парк.

 Ребята увидели, что снег липкий и решили слепить снеговика. Дети вместе скатали большие шары и поставили их друг на друга. На голове сделали ему глаза из угольков, сверху вместо шапки надели ведро. Нарисовали снеговику улыбку, из веток сделали руки. Замечательный вышел снеговик! Высокий и веселый. Как живой получился снежный человек.

Скоро ребята пойдут домой обедать. А после дневного сна снова выйдут на улицу и будут рады видеть своего снеговика.

6. - Ребята, мы так много уже вспомнили о зиме, что готовы написать ответное письмо нашему другу Тому. Но письмо будет необычным - давайте ему отправим фотографию с зимним пейзажем.

(10 Слайд)

- Ребята посмотрите, нам с вами удалось создать красивый зимний пейзаж.

Времена года в природе сменяются друг за другом, меняя окружающий мир. Вслед за осенью приходит зима. Она идет к нам с морозами, ветрами, снегом. Дети любят зиму, ждут ее, любят зимние развлечения, забавы, праздники.

  1. Отправка ответного письма.

(11 Слайд)

-Ребята, это самое настоящее электронное письмо! Давайте отправим его нашему другу Тому в Африку

(Слайд)

Ну вот, наше письмо отправлено. А вы запомнили, признаки зимы?

Дети перечисляют.

V. Рефлексивно – оценочный

5 мин. - Как вы думаете, Тому понравится наше письмо? (ответы детей)

- Удалось ли нам описать зиму для Тома, который никогда её не видел? (ответы детей).

Я тоже так думаю. Давайте подведём итог. Мы рассказали нашему другу о характерных особенностях зимы, вспомнили, как зимуют животные в лесу, какие птицы остаются зимовать, какие зимние забавы нам нравятся и что погода зимой бывает не только морозной.

- Ребята, мне очень понравилось с вами путешествовать по нашему лесу, но надо возвращаться в детский сад. А вам понравилось занятие?

- А теперь зимняя метель закружит нас, как будто мы снежинки, и перенесет назад в детский сад.

(Музыка)

 Спасибо за хорошую работу!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытое занятие по развитию речи на тему"Зимушка-зима"

Цель – обобщить и систематизировать знания детей о зиме, учить отвечать на вопросы, развивать навык словообразования, прививать любовь к поэтическому слову, активизировать словарь детей, учить по...

Конспект интегрированного занятия по развитию речи на тему "Зимушка-Зима"

Конспект НОД по развитию речи "Зимушка-Зима" в средней возрастной группе....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Зимушка-зима» с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет)

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему «Зимушка-зима» с детьми младшего дошкольного возраста (4-5 лет)...

План - конспект организации и проведения занятия по развитию речи Тема: "Прощай зимушка - зима"

Цель занятия: выявить уровень знаний детей о зиме, зимних явлениях и диких животных; особенностях внешнего вида, способах питания, способах защиты от хищников, их жилища, приспособление к зимним...

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе.

Конспект занятия по развитию речи на тему «Зимушка – зима » в подготовительной группе....

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Зимушка-Зима»

Конспект открытого занятия по развитию речи на тему: «Зимушка-Зима»...