Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением зрения
консультация по коррекционной педагогике

консультация для воспитателей

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование графомоторных навыков у детей с нарушением зрения

Проблема формирования и коррекции дефектов графомоторных навыков  и пространственно-графической готовности к школьному обучению в структуре специального (коррекционного) дифференцированного обучения у детей с нарушением зрения является актуальной.

Для детей с нарушениями зрения формирование графического навыка письма имеет особое значение, так как из-за нарушений зрительных функций и зрительного восприятия данный навык формируется у них труднее и дольше. Поэтому дошкольники нуждаются в дополнительных упражнениях, способствующих развитию школьно-значимых психофизиологических функций.

Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса, так как около 80 % трудностей в начальной школе связано с письмом. И это не случайно, поскольку состав пространственно–графического навыка сложен.

Целенаправленная коррекционная работа по развитию моторики, зрительно-ручной координации создает предпосылки для овладения элементарным графическим и пространственно-графическим навыками, что в дальнейшем облегчает формирование навыка письма в школе.

Сформированные у ребенка школьно-значимые психофизиологические функции создают благоприятные   предпосылки  для   начала школьного обучения.

Развитие тонкой моторики и зрительно-моторной координации для детей с нарушением зрения является одним из средств сенсомоторного развития.

Под термином «тонкая моторика» понимают высокодифференцированные точные движения преимущественно небольшой амплитуды и силы. Тонкая моторика соответствует высшему уровню оптимального двигательного стереотипа моторного развития человека. С одной стороны, она граничит со статическими положениями мелких сегментов, с другой стороны, тонкая моторика имеет зону перехода к крупной, или грубой, моторике. Тонкая моторика развивается в системе параллельного формирования всех основных видов моторных способностей, на основе грубой моторики, с целью создания оптимального двигательного стереотипа

У детей с нарушением зрения отмечается нарушение двигательной сферы: динамического, конструктивного, пространственного праксиса, развития тонкой моторики мышц руки. Как следствие, эти дети демонстрируют несформированность элементарного графического навыка, несостоятельность зрительно-моторной координации и интеграции – психосенсомоторного развития, что влияет на формирование навыков письма.

Увеличивается количество учёных физиологов, неврологов,  нейропсихологов, считающих доказанным, что целенаправленное развитие и коррекция нарушений графических навыков опосредованно влияет и на речевое развитие.  Развитие речи и развитие тонкой моторики взаимосвязаны и взаимообусловлены как по причине близкого топографического расположения их центров в коре головного мозга (анатомическая связь корковых концов двигательного и речевого анализаторов), так и параллельным физиологическим развитием, и функционированием.

Клинико-физиологический механизм коррекции речи средствами развития тонкой моторики, заключающийся в увеличении и усилении проприоцептивной импульсации, поступающей в двигательный корковый центр от мышц руки, что способствует иррадиации возбуждения по всей коре головного мозга, затрагивая в первую очередь близлежащие участки коры головного мозга, речевые центры, стимулируя их развитие и функционирование.

М.М.Кольцова также особо подчеркивает параметр своевременности использования такого уникального метода коррекции, как тренаж тонкой моторики, потому что неполноценная и несвоевременная коррекция нарушенных графических навыков может вызывать у ребенка в дальнейшем замкнутость, робость, стеснительность, снижение речевой активности, психопатические реакции – снижение самооценки.

Средствами, способствующими развитию тонкой моторики традиционно считаются массаж и различного рода движения пальцев рук, сочетанные движения пальцев рук и речи.

В данной статье предлагаем в качестве одного из структурных компонентов методики развития зрительного восприятия использовать развитие тонкой моторики кисти, как последовательную по сложности систему упражнений освоения навыков ручной умелости.

Таким образом, в основе коррекционного воздействия движения на формирование функции тонкой моторики кисти у детей лежит тренировка, являющаяся педагогическим процессом, при котором в результате многократной, систематически повторяющейся и постепенно повышающейся физической нагрузки в организме ребёнка наступают положительные функциональные и структурные изменения. В процессе тренировки оформляются и совершенствуются новые двигательные навыки, связанные с высоко координированным движением руки при письме, улучшаются разнообразные двигательные качества: быстрота, ритм, сила, выносливость мышц верхних конечностей.         Все эти качества необходимы ребёнку и в рамках общего физического развития, и при целенаправленной работе по развитию тонкой моторики кисти, при формировании элементарного графического навыка письма, являясь моторной функцией двигательного анализатора.

                Для успешного овладения элементарным графическим навыком ребёнку с нарушением зрения необходимы:

— мотивационная готовность и познавательный интерес, как специфическое эмоциональное переживание;

— развитые мелкие мышцы руки, мышечно-связочный аппарат кистей рук для осуществления тонких сложно координированных движений пальцев и кистей рук,

— определённый уровень развития пространственной ориентации, пространственных представлений;

—  достаточный уровень координации в системе «глаз—рука».

Вышесказанное вызывает необходимость организации в ДОУ для детей с нарушением зрения специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка, сформировать элементарный  графический навык как предпосылку учебной деятельности и сам процесс как способ графического действия.

 Работа над развитием графомоторных навыков строится совместно с работой по развитию мелкой моторики.

Условно можно выделить четыре этапа развития графомоторных навыков и мелкой моторики:

1 этап – подготовительный (с трех лет)

  1. Знакомство с пальчиками, название каждого пальчика, пальчиковые игры.
  2. Знакомство с карандашом, работать над правильным захватом карандаша.
  3. Работа над силой нажима.
  4. Графические упражнения «Дорожки»
  5. Закрашивание – раскрашивать, не выходя за контур, осуществлять зрительный контроль.

2 этап – автоматизация работы пальцев с карандашом (с 4-х лет)

  1. Усложнение графических дорожек.
  2. Обводка по точкам, через кальку.
  3. Работа с трафаретами (с внутренними).
  4. Работа с зашумленными рисунками (2 элемента) – раскрашивание.
  5. Знакомство с лабиринтами.
  6. Ориентировка на листе бумаги.

3 этап – выработка графомоторных навыков (с пяти лет)

  1. Знакомство со штриховкой.
  2. Раскрашивание по условным обозначениям (например, геометрические фигуры разного цвета)
  3. Увеличение перцептивного поля на зашумленных рисунках.
  4. Работа с трафаретами (внешними).
  5. Обводка по точкам, через кальку.
  6. Лабиринты (с увеличенным количеством объектов).
  7. Знакомство с тетрадью в клетку (продолжение или копирование узоров).
  8. Ориентировка на листе бумаги (с усложнениями, использование пространственных предлогов и наречий).
  9. Составление композиций с помощью трафаретов.
  10. Дорисовывание – «преврати фигуру, элемент в какой-то предмет»

4 этап – закрепление навыков письма (с 6 лет)

  1. Графические диктанты в тетради в клетку.
  2. Зашумленные рисунки (увеличенное количество элементов).
  3. Обводка  через кальку.
  4. Работа с таблицами (ориентировка – учить самостоятельно рисовать таблицу в тетради в клетку и заполнять ячейки по словесной инструкции педагога).
  5. «Соедини цифры и увидишь рисунок»
  6. Раскрашивание по условным обозначениям (по цифрам).
  7. Лабиринты разной формы.
  8. «Дорисовывание» - создание композиции.
  9. Штриховка (более сложные виды).
  10. Обводка, дописывание элементов, написание букв по клеткам.
  11. Последовательная графическая работы по степени сложности:

-Обводка по точкам, по пунктирной и контурной линии.

-Линия: вертикальные и горизонтальные прямые линии, их комбинация.

-Линия: наклонные прямые линии и комбинации из них.

-Линия: дуга, волнистая, круг, овал;

-Тетрадь и рабочая строка, линия в строке.

-Тетрадь и рабочая строка. Выполнение узоров – бордюров.

-Тетрадь и рабочая строка. Петельный росчерк

-Самостоятельный графический рисунок            

При организации данной работы следует строго соблюдать зрительную нагрузку для каждого ребенка и выполнять требования по организации рабочего места (дополнительное освещение, подставки, линейки с прорезью, использование мягкого простого карандаша или фломастера, размер клетки).

Работу по развитию тонкой моторики у детей  дошкольного возраста проводится систематически,  по 3 - 5 минут ежедневно на каждом занятии по всем видам деятельности.

Игры и упражнения, направленные на формирование тонких движений пальцев рук включаются в занятия логопеда и воспитателя,  в игры, и во время прогулок.

В ряде предлагаемых игр с пальчиками используются произведения народного творчества. При их проведении  учитываются  речевые возможности детей. Наряду с описанными играми для тренировки тонких движений пальцев рук  используются разнообразные упражнения, как с речевым, так и без речевого сопровождения.

Помимо пальчиковых игр и упражнений  применялось много других игр и упражнений для тренировки тонкой моторики. Глазомер и координация в системе «рука - глаз» хорошо развиваются в играх с мячом, кольцебросом, при метании стрел в мишень, упражнения со скакалкой.

Для усвоения более мелких движений использовали выкладывание узоров из геометрической  мозаики, использовали материалы, предложенные Марией Монтессори.

          Проводимая работа педагогами ДОУ  не ставит своей задачей научить ребёнка с нарушением зрения писать письменными буквами, а предполагает заложить основы начертательной техники элементарного графического навыка средствами: рисования, копирования, письма элементов букв – закономерности формирования графического навыка и представляют собой основные двигательные элементы, часто повторяющиеся при письме.

              Таким образом, успешность коррекционно-педагогической работы по формированию графомоторного навыка  зависит от соблюдения следующих условий:

1. Целенаправленного и систематического формирования предпосылок графомоторного навыка;  

2. Поэтапной работы по формированию графомоторного навыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-бытовых навыков у детей с нарушением зрения

Сообщение из опыта работы.Рекомендуемые игры и задания....

формирование певческих навыков у дошкольников с нарушением зрения.

Формирование певческой деятельности слабовидящих детей, с которыми я работаю, влияет на развитие их вокальной культуры, творческих способностей, но так же сглаживает вторичные отклонения в развитии и ...

ФОРМИРОВАНИЕ ГРАФИЧЕСКИХ НАВЫКОВ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ ЗРЕНИЯ

Анализ работ учеников начальных классов показывает, что значительная часть детей имеет низкий уровень развития моторных навыков. Особенно это проявляется при выполнении точных действий: провести пряму...

Паспорт проекта «Формирование графо-моторных навыков у детей с нарушением зрения»

в паспорте проекта разработан план работы на год по формированию графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения...

«Исследование уровня развития моторных и графомоторных навыков у детей с нарушением зрения.»

Предлагаемая система обследования моторных и графомоторных навыков у детей носит тестовый характер, процедура её проведения и система бальной оценки стандартизированы, что позволяет наглядно представи...

Тема самообразования:: «Формирование графомоторных навыков у дошкольников с нарушением зрения»

Этапы реализации плана деятельности по теме самообразования на 2021 – 2022 учебный год...

«Формирование двигательных умений и навыков у детей с нарушением зрения путем интеграции музыки и физической культуры»

Эвритмическая гимнастика – это нетрадиционный вид оздоровительно-развивающей работы с дошкольниками....