Методика разработки индивидуального маршрута лиц с ОВЗ.
электронный образовательный ресурс по коррекционной педагогике

Саблина Вера Сергеевна
Профессиональное обучение и профессиональное образование  обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости  для обучения указанных обучающихся (пп.8);
Профессиональными  образовательными организациями должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными  возможностями здоровья  (пп.10)

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Анализ преемственной безбаръерной среды в системе « Школа-ВУЗ» Выполнил: студентка группы ППСз-20-1 Саблина В.С.

Слайд 2

Несмотря на большие успехи в развитии инклюзивного образования, тормозящим фактором его эффективности является разрозненность действий как в вертикали: «детский сад – школа – колледж – вуз – производство», так и по горизонтали в самой образовательной организации, в которой в процесс «включения» человека с особыми образовательными потребностями в образовательные отношения включены лишь немногие сотрудники: как правило, это специалисты центра сопровождения и обучения людей с инвалидностью и ОВЗ.

Слайд 3

Развитие инклюзивного образования – это фундаментальный вопрос современного образования, а не направление и не одна из проблем. Научный анализ эффективности инклюзивного образования выявил пять основных организационно-педагогических условий: 1. Наличие доступной среды, включающей не только соответствующую архитектуру сооружений и рабочих мест, но и гуманные взаимоотношения педагогов с детьми, родителями и друг с другом. 2. Научно обоснованная система интеграции обучающихся в смешанных (инклюзивных) группах, отсутствие сегрегации, преград на пути к обучению каждого ребенка. 3. Высокий профессионализм педагогов и руководителей инклюзивных организаций, владеющих навыками рефлексии и фасилитации , знаниями в области психологии, физиологии, анатомии, коррекционной педагогики, специальной психологии. 4. Организационная культура и дух взаимопонимания и принятия каждого в образовательной организации; вовлеченность в инклюзивный процесс всех без исключения участников образовательного процесса, начиная с директора, начальника управления образованием и министра до обслуживающего персонала. 5. Интеграция инклюзивной образовательной организации с социальными институтами, что позволяет использовать расширенное социокультурное пространство в социализации лиц – субъектов инклюзивного образования.

Слайд 4

Преемственность - это прежде всего: 1. Построение единой содержательной линии, обеспечивающей эффективное поступательное развитие ребенка, его успешный переход на следующую ступень образования. 2. Связь и согласованность каждого компонента методической системы образования (целей, задач, методов, средств, форм организации). Непрерывность имеет несколько составляющих: 1. Непрерывность развития личности 2. Непрерывность развития организационных структур образования. 3. Непрерывность развития образовательных процессов, образовательных программ 4. Формы и методы организации обучения 5. Согласованность учебных программ начального, среднего звена, старшей школы, вуза. 6. Содержание учебного предмета. Понятие преемственности включает в себя требования, которые предъявляются к знаниям и умениям обучающихся на каждой ступени обучения. Преемственность в обучении – это установление необходимой связи и правильного соотношения между частями учебного предмета на разных ступенях его изучения

Слайд 5

Преемственность школьной и вузовской ступени образования включает : содержание образования; формы , методы и средства образования; социально-психологические аспекты нравственного развития личности; психологические и педагогические условия формирования активной творческой личности; объективность в оценке качества знаний выпускников средних образовательных учреждений ; совместимость школьной и вузовской учебной литературы.

Слайд 6

Главной задачей для получения образования детьми с ОВЗ- это создание специальных условий. К основным группам условий для работы с детьми ОВЗ в общеобразовательной организации следует отнести: 1.Материально-техническую базу – оснащение специальным оборудованием; возможность организации дистанционного обучения. 2.Организационное обеспечение образовательного процесса – включает нормативно-правовую базу, финансово-экономические условия; инклюзивную культуру в организации, взаимодействие с внешними организациями и родителями; информационно-просветительское обеспечение. 3. Организационно-педагогическое обеспечение – реализацию образовательных программ с учетом особенностей психофизического развития и возможностей обучающихся; обеспечение возможности освоения образовательных программ в рамках индивидуального учебного плана. 4.Программно-методическое обеспечение образовательного процесса, создание и реализацию вариативных форм и методов организации учебной и внеучебной работы. 5. Использование различных видов образования. 6.Применение современных технологий образования и психолого-педагогического сопровождения. 7.Адаптацию методик обучения и воспитания к особым образовательным потребностям воспитанников с ОВЗ. 8.Комплексное психолого-педагогическое сопровождение – организацию коррекционной работы. 9.Кадровое обеспечение – специальную подготовку педагогического коллектива к работе с детьми с ОВЗ (в том числе детьми-инвалидами) в условиях инклюзивной практики

Слайд 7

Реабилитация людей с ограниченными возможностями здоровья является актуальной проблемой для общества и приоритетным направлением государственной социальной политики. В России началась реализация программы по созданию безбарьерной (доступной) среды для инвалидов и маломобильных групп населения . Безбарьерная (доступная) среда - это обычная среда, дооборудованная с учетом потребностей, возникающих в связи с инвалидностью, и позволяющая людям с особыми потребностями вести независимый образ жизни . « Безбарьерная среда — комплекс мер для обеспечения доступности и создания равных возможностей для лиц с особенностями психофизического развития во всех сферах жизни общества». Н.Н. Буковцова пишет, что безбарьерной образовательной средой является доступная среда для детей-инвалидов, которая обеспечивает доступ к образовательным ресурсам и совместный процесс их обучения.

Слайд 8

Выпускникам с интеллектуальными п осле окончания школы (9 или 12 классов) выдают зеленое свидетельство об обучении. С этим документом выпускники могут поступать в колледжи на программы профессионального обучения в коррекционные группы. Обучение длится 1 год 10 месяцев в группах от 8 до 12 человек . Как правило, это обучение по таким направлениям как: повар, слесарь, столяр, печник, швея, портной, садовник, изготовитель художественных изделий из лозы/кожи/дерева, штукатур, плотник, оператор ЭВМ, обувщик.Поступление со свидетельством обучения происходит без конкурса. После окончания выпускникам выдают документ о прохождении профессионального обучения, а не диплом о квалификации . Выпускники общеобразовательных школ с иными нарушениями здоровья получают аттестат 9 или 11 класса и участвуют в общем конкурсе на поступление. Обучение длится от 2 до 5 лет в группах по 25 человек (в колледжах) и по 20-40 человек (в вузах). Если абитуриент планирует поступать в вуз, он может участвовать в конкурсе по квоте (10% мест от общего количества бюджетных мест) .

Слайд 9

Согласно закону об образовании (ст. 79) профессиональное обучение и профессиональное образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья осуществляются на основе образовательных программ, адаптированных при необходимости для обучения указанных обучающихся. При этом профессиональными образовательными организациями, а также организациями, осуществляющими образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, должны быть созданы специальные условия для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья (ст. 34 ). Содержание образования и условия организации обучения и воспитания обучающихся с ограниченными возможностями здоровья определяются адаптированной образовательной программой, а для инвалидов также индивидуальной программой реабилитации. При поступлении на образовательную программу обязательно учитывается индивидуальная программа реабилитации инвалида (ИПР), которая предоставляется бюро медико-социальной экспертизы (ст. 18, ФЗ)

Слайд 10

Под специальными условиями для получения образования понимаются условия: использование специальных образовательных программ; использование специальных методов обучения и воспитания, учебников, учебных пособий и дидактических материалов; использование технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования ; предоставление услуг ассистента (помощника), оказывающего обучающимся необходимую техническую помощь ; проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий; архитектурную доступность (пандусы, расширенные дверные проемы, дублирующие световые или звуковые сигналы, направляющие перила .

Слайд 11

Таким образом, создание специальных условий получения образования лицами с ОВЗ и инвалидностью в вузе является необходимым для получения качественного образования, позволяет обеспечить полноценную интеграцию лиц с ОВЗ во все сферы деятельности университета, обеспечить беспрепятственный доступ к услугам, оказываемым университетом .

Слайд 12

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Специфика разработки индивидуальных маршрутов развития для детей-инвалидов в условиях интегрированного обучения в образовательных учреждениях

Проблема детской инвалидности в стране является одной из самых актуальных. В структуре заболеваний, которые приводят к детской инвалидности, преобладают психоневрологические заболевания, заболевания в...

Разработка индивидуального коррекционно-развивающего образовательного маршрута ребёнка с учётом стартовых возможностей детей с ТНР (ОНР)

Коррекционно – развивающая работа представляет собой систему комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья в  условиях образовательного ...

Разработка индивидуального маршрута в ДОУ

В статье приведены документы, на которые следует ссылаться при составлении индивидуального маршрута ребёнка. Обобщён опыт нашего детского сада по составлению индивидуального маршрута. Приведена сводна...

Памятка для воспитателей по разработке индивидуального маршрута при подготовке к аттестации ( для работающих в системе АПР Рцокио)

При подготовке к аттестации педагоги сталкиваются с массой трудностей при оформлении своего портфолио. Для того, чтобы было удобно оформить портфолио по его структуре мной была разработана "шапка...

Особенности разработки индивидуального маршрута воспитателя в преддверии введения профессионального стандарта педагога

Самообразование педагога – это путь, который позволяет осознанно подготовить педагога к реализации стандартов нового поколения. Современному педагогу необходимо развивать способность самостоятельно до...

Методические разработки: Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника

Методические разработки: Индивидуальный маршрут сопровождения воспитанника...

Памятка по разработке индивидуального маршрута воспитателя

Структура портфолио по аттестации воспитателя...