ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И АПРОБАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ «СЕНСОРНОЙ ДИЕТЫ», В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
методическая разработка по коррекционной педагогике

Шнайдер Жанна Николаевна

В рамках данной статьи мною описывается один из вариантов построения «Сенсорной диеты», для конкретного ребенка с ОВЗ. Данная «Сенсорная диета», составлена после сбора анамнеза, беседы с родителями, заполнения ими сенсорного опросника и составления сенсорного профиля ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_-_sensornaya_dieta.docx30.99 КБ

Предварительный просмотр:

ОПЫТ РАЗРАБОТКИ, ВНЕДРЕНИЯ И АПРОБАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ «СЕНСОРНОЙ ДИЕТЫ», В РАМКАХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С РОДИТЕЛЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

Ж.Н. Шнайдер, учитель-логопед

МБДОУ ДС № 4, ВГО

Инклюзивное образование – приоритетный путь развития современных дошкольных организаций. Малыши с особенностями развития сталкиваются с рядом сложностей, когда идут в детский сад. Эти сложности могут быть связаны с отсутствием речи или ее недостаточным развитием, с комплексами и неуверенностью ребенка, со спецификой его личности и темперамента, интеллектуального, психического и физического развития.

Чтобы преодолеть все эти проблемы, специалисту необходимо ориентироваться на потребности семьи, которые являются основой семейно-центрированной модели. Ведь как показывает практика, самые продуктивные занятия получаются тогда, когда дети приобретают новый опыт, осознают и осваивают его вместе со своими родителями.

На основе изученной мною теоретической и практико – ориентированной литературы, а также обучения на курсах повышения квалификации по теме «Сенсорная интеграция в теории и практике», мною была разработана, апробирована и внедрена в коррекционно - практическую деятельность с воспитанниками с ОВЗ и их родителями, «Сенсорная диета».  

Термин «Сенсорная диета» был введен Патрисией Уилбаргер, в 1984 году. «Сенсорная диета» является тщательно структурированным и индивидуализируемым планом занятий и процедур, обеспечивающих ввод сенсорных стимулов, которые необходимы человеку, чтобы оставаться сосредоточенным и организованным в течении дня. Это спланированная деятельность по расписанию, которую разрабатывает специалист для того, чтобы она соответствовала запросам нервной системы ребенка. Она включает в себя комбинацию возбуждающих, организующих и успокаивающих мероприятий, которые направлены на стимуляцию определенных сенсорных систем в зависимости от сенсорного профиля ребенка.

В рамках данной статьи мною описывается один из вариантов построения «Сенсорной диеты», для конкретного ребенка с ОВЗ. Данная «Сенсорная диета», составлена после сбора анамнеза, беседы с родителями, заполнения ими сенсорного опросника и составления сенсорного профиля ребенка.

1. Перед разработкой «Сенсорной диеты», была проведена беседа с мамой по уточнению анамнестических данных.

Анкетные данные

Имя ребенка: Алиса (имя изменено)

Возраст (количество лет, месяцев): 4 года 5 мес.        

Посещает ли дошкольные/школьные учреждения, какие? Детский сад комбинированного вида. Группа – общеразвивающей направленности.

Причина обращения: Понимание речи на нулевом уровне. Коммуникативные средства общения - отсутствуют. Не сформированы навыки самообслуживания. Грубые нарушения моторного праксиса (общей, мелкой моторики). Не сидит за столом во время занятий.

Общий анамнез и, если есть, диагноз: Другие непсихотические расстройства, обусловленные дисфункцией головного мозга (недоразвитие когнитивных и речевых функций). Гипердинамический синдром. Сенсо – моторная алалия. По заключению ПМПК (2021 г.) – У.О.

Сведения о ходе развития: Моторное развитие: держит голову – 1,5 – 2 мес.; сидит с 8 мес., ползает – с 10 мес.; ходит – с 1 г. 4 мес. Речевое развитие: с 2 мес.  – гуление; отдельные звуки - ближе к 12 мес.; отдельные простые слова – ближе к 2 годам. (со слов мамы).

2. На основе заполненного мамой сенсорного опросника, определены основные проблемы по представленным ниже параметрам.

Поведение: Моторно беспокойна, расторможена, поведение в большей части деятельности – полевое, эмоциональный фон – неустойчивый.

Коммуникация и общение: Речь отсутствует. Произносит отдельные звуки, слоги для выражения своих эмоций и действий. Для общения и выражения своих потребностей, чаще использует тактильный контакт, жесты, крик.

Ежедневная деятельность и активность (ADL):

Сон: Бывает очень беспокойный, может проснуться и начать скакать, кричать. Засыпает с трудом.

Еда: Необходима помощь при кормлении жидкими блюдами, остальное ест сама. Ест относительно аккуратно, с жеванием и глотанием проблем нет. Избирательности в еде не отмечается.        

Личная гигиена: Необходима помощь взрослого. На горшок не просится, не садится. Носит памперсы. Умываться сама не может.        

Одевание: Самостоятельно не одевается и не раздевается.        

Игра: Навыки самостоятельной игры отсутствуют. Производит с предметами и игрушками простые манипуляции. Интерес к игрушкам кратковременный, но есть отдельные игрушки (резиновая кошечка) и сквиш – апельсин, которые придают девочке определенный стимул при выполнении различного рода заданий.

Учеба (Привычки, мотивация, концентрация внимания…): Привычки – при капризах, плаче, отказе от выполнения заданий, необходимы «обнимашки». Мотивация – игрушечная кошечка, сквиш – апельсин. Концентрация внимания, устойчивость, переключение – нарушены. Грубые нарушения зрительно – моторной координации. Основные мыслительные операции не сформированы.

3. Сенсорная картина сегодня (по наблюдению и со слов родителей на момент беседы):

Тактильное восприятие: Отмечается поиск тактильных ощущений. Постоянно нужно обниматься. Нравится, когда делают глубокие поглаживания рук, любит «грязные» игры.

Вестибулярное восприятие: Чувствительность понижена. Девочка неловкая, защитный рефлекс отсутствует, не боится падать. Ощущение движений и положения тела не сформированы. Баланс удерживает с трудом.

Проприорецептивное чувство: Отмечается снижение мышечного тонуса, гибкая гипермобильность суставов, при мелких движениях – тремор пальцев рук и кистей. Признаки сложностей с регуляцией движения. (не понимает тяжелый – легкий, сложности с нажимом на карандаш при рисовании).

Аудиальное восприятие: При выполнении заданий становится невнимательной, теряет концентрацию, если услышит посторонние даже очень тихие шумы. Спокойно реагирует на громкие звуки, песенки.

Сенсорное восприятие в области рта: постоянно жует, облизывает, грызет несъедобные предметы.

Обонятельная функция (восприятие запаха): Нарушений не отмечается.

Визуальное восприятие: Быстро теряет внимание к визуальным стимулам, испытывает трудности при прямом визуальном контакте (кратковременный), с трудом выбирает определенную игрушку в коробке с другими игрушками.

4. Представленный ниже бланк «Распорядок дня», был составлен мамой дома.  Проанализировав его, мною были выделены важные аспекты для разработки и планирования «Сенсорной деты».

Распорядок дня

Время

Действие

Что происходит

Важные аспекты планирования

6.30 – 6.45

Пробуждение

и утренние процедуры

Мама начинает будить, Алиса лежит несколько минут, потягивается. Идут прямо в ванну (умываются, чистят зубы – проблематично, ест пасту). Мама в игровой форме чистит сама. Принимают витамины, одеваются, включают мультики и заплетаются (без них не сидит). Одевают верхнюю одежду и выходят в сад.

Предложить маме использовать электрическую зубную щетку.

7.15 – 7.20

Прибытие в сад/школу

Едут на машине. Заходят в группу: раздеваются, целуются с мамой. Уходит всегда в хорошем настроении, бывает хнычет, если незнакомый воспитатель.

В теплое время года ходить до садика пешком (или на самокате).

Порядок дня в уч. заведении

Данный раздел родителями не заполняется.

17.30 – 18.00

Возвращение  домой

Чаще всего домой ходят через магазин. В магазине всегда бежит к одной и той же витрине с мармеладом, если мама ее уводит от витрины – ревет. Приходят домой, прямо одетая мчится к своим игрушкам (в данный момент очень заинтересована новогодней елкой). Снимает с неё только игрушки в форме шара, (остальные не трогает), раскладывает около себя. Т.ж. сейчас полюбила перебирать вещи (мама дает ей мешок с её маленькими вещами), будет очень долго сидеть и раскладывать. Попытки забрать приводят к плачу.

Прятать шарики в различные емкости с наполнением (греча, рис, крупа, пена), покидать их в таз с водой и вылавливать с помощью сачка. Вещи можно попробовать одевать на небольшую куклу, или игрушку (проговаривая части тела).

18.30 – 19.00

Ужин

За стол садится редко, но все же бывает в основном – пришла, взяла и ушла. Стала выборочна в еде. Если у кого – то в тарелке другая еда, может начать просить или отказаться от своего ужина. После ужина иногда сидит с игрушками, может повозиться с песком, играет в мяч (кидает его в стену), ей нравится, как он отпрыгивает. Если она более спокойно может листать книги, читать не дает, быстро перелистывает страницы.

Уточнить у мамы за каким столом девочка ест, от каких продуктом начала отказываться.

Если еда на ужин разная, предложить покормить сначала ее, затем уже ужинать самим.

Вместо книг предложить использовать карточки или картинки, с коротким текстом и знакомыми предметами.

20.30 – 21.00

Вечерняя гигиена и подготовка ко      сну

Идут в ванну, умываются.

21.00 – 21.30

Укладывание

У девочки своя кровать. Мама ложится с ней, если оставить одну, то может перенести к себе все подушки и одеяла с кровати мамы к себе. Может открыть шкафы, достать вещи и сидеть в них сколько угодно.

Уточнить у мамы где находится кровать ребенка? (отдельная комната или нет).

Предложить использовать утяжелённое одеяло, глубокое проминание перед сном, дать любимую игрушку.

Сон

Последние несколько недель засыпает очень тяжело. Зевает, закрывает глаза, но дрыгает руками и ногами (это может продолжаться в течение 4- 5 часов). Далее засыпает, чаще в кровати мамы. Спит беспокойно, дергается, елозит. Последние дни просыпается сама в 5.00 утра, лежит минут 30.

Если не проснулась, будит мама в 6.40 (поднять очень тяжело, иногда с закрытыми глазами мама несет ее в зал).

Проанализировав полученные данные на основе составленного мамой распорядка дня, были выделены имеющиеся ресурсы со стороны ребенка и ее окружения, совместно с мамой определены первичные, наиболее актуальные, по ее мнению, для девочки на данный момент краткосрочные цели.

Имеющиеся ресурсы со стороны ребенка: Девочка легко идет на контакт. Проявляет интерес ко всему новому. Любит игры с различным наполнителем (греча, орбизы, песок и т.д.)

Со стороны окружения: Ресурс недостаточный. Мама работает, папа с семьей не проживает. Мама может заниматься незначительное время вечерами (и то не всегда), и выходные дни.

 Краткосрочные цели терапевтического вмешательства:

1.Через 1 месяц перестанет брать несъедобные предметы в рот.        

2.Через 8 занятий начнет понимать инструкцию «Стоп», выполнять её (если необходимо подключать специальный жест для обозначения данной инструкции).        

3.Через 2 месяца значительно повысится мышечный тонус в мелкой моторике, снизится тремор кистевого и пальчикового праксиса.

Далее мною была разработана «Сенсорная диета», в соответствии с выявленными проблемами в сенсорных системах. С данной диетой так же был ознакомлен ассистент (помощник) девочки, с целью его активного вовлечения в коррекционный процесс, для достижения поставленных целей.

Сенсорная диета

Распорядок

дня

Действие

Ответственный за выполнение

Примечание

Пробуждение

- Использовать упр. «Теплые ручки»;

-глубокое проминание ног, плечей – до 10 раз;

- Использование массажных ковриков (стоять голыми ножками – 5 – 10 сек, перешагивать по ним).

- Чистить зубы электрической щеткой.

Мама

Дома. Можно использовать массажные силиконовые варежки

Завтрак

 - Жевать сухофрукты, хрустящие снеки;

- Пить густые напитки через трубочку (смузи, кисель);

Мама

Дома

Перерыв во время занятия

 - Выполнить упражнение «Глазки отдыхают» (массажные движения).

 - Тактильные игры (возня, «куча -  мала», качание в одеяле или гамаке).

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Перерыв на

еду

- Стимулировать вкусовые ощущения с помощью разжевывания: корицы, гвоздики, тимьяна, лаврового листа.

Мама

Дома

Перерыв во Время занятия

- Предложить пожевать различного типа грызунки, резиновые прорызователи.

- Покатать утяжелённый мяч, подкидывать воздушный шарик.

 - Поразминать руками слайм, или покатать шарик Су - джок.

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Обед (перед/ после)

 - Дать перед обедом кусочки замороженных фруктов или овощей (оральная стимуляция)

- Надавливание суставов перед едой до 10 раз на каждый сустав.

 - Игры с воздушным пластилином, или рисование пальчиковыми красками.

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Можно использовать массажные варежки

На улице/ дома

 - На улице: в зависимости от сезона (лепить снежки, играть песком и водой, собирать и сортировать камушки, забираться и скатываться с горки, чистить снег).

- Дом/сад: искать предметы в коробках с различными наполнителями до тех пор, пока не услышишь инструкцию «Стоп»; проходить сенсорную дорожку (без обуви), выполняя следующую инструкцию – ИДУ, ИДУ, СТОП;

- Учиться закрывать и открывать бутылки и банки (различный вид и размер крышек), наполнять их разным материалом (формирование пинцетного захвата – помпоны, камушки Марблс, желуди и т.д)

Мама

Тьютер

Дома

Д. сад

Во время душа

- Перед душем можно использовать упр. «Мытье головы» (тем самым подготовить ребенка к предстоящей процедуре);

- Стоять ногами на массажном коврике;

- Использовать разные по структуре мочалки ил губки, массажные варежки;

-Сильное обтирание и укутывание после купания.

Мама

Дома

Перед

сном

 - Глубокое тактильное проминание рук и ног;

- «Куча-мала», крепкие объятия;

- Утяжеленное одеяло.

По результатам проведенной работы, на основе разработанной «Сенсорной диеты», совместными усилиями педагога (учителя - логопеда), ассистента (помощника ДОУ) и родителей, нам удалось достигнуть поставленных целей.

1. Девочка перестала тянуть несъедобные предметы в рот и жевать их. Оставалась проблема облизывания варежек и снега на прогулке. Маме были даны рекомендации приобрести специальные утяжелители для рук. Данные приспособления девочке одевали на прогулке, на запястья, что способствовало утяжелению рук и более сильным ощущениям соматогнозиса. Использование данных утяжелителей показало положительную динамику в достижении данной цели (девочка перестала постоянно поднимать руки и сосать варежки), что говорит о формировании более осознанных ощущений своего тела, улучшилась интеграция тактильной и проприорецепивных систем.

2. Данная задача была выполнена, так как подкреплялась и дома и в условиях образовательного процесса. Девочка начала адекватно реагировать инструкцию СТОП и усвоила инструкцию ЖДИ. Иногда, после отсутствия по болезни, восприятие инструкции воспринимается не с первого раза, но в ходе занятия девочка включается в процесс и начинает выполнять данные инструкции.

3. В моторном праксисе (кистевой и пальчиковый праксис) так же отмечается положительная динамика. Нами ставилась цель уменьшение тремора в мелкой моторике, за счет повышения мышечного тонуса. Поставленные задачи удалось выполнить благодаря ежедневным занятиям дома и ДОУ. Родители по рекомендациям разнообразили игры с сенсорным материалом, подключили элементы массажа, использовали пропреорецептивные стратегии (проминание и сдавливание суставов), подключили в работу задания, связанные с работой рук на бытовом уровне (складывание одежды, закручивание носков и др.). Таким образом у девочки значительно уменьшился тремор, появился щипковый захват, увеличился мышечный тонус.

Данные выводы позволяют зафиксировать положительный результат и эффективность использования «Сенсорной диеты», в работе с воспитанниками с ОВЗ. Многие принципы построения «Сенсорной диеты» вынесены из теории сенсорной интеграции. Правильно разработанные виды активности в рамках диеты предполагают усиленные сенсорные воздействия и включены в осмысленную повседневную деятельность.

Список литературы:

1. https://niidpo.ru/news?tag=2759 Взаимодействие с родителями воспитанников с ОВЗ 12.04.2021 # Дошкольное и начальное образование 

2. Банди, Анита. Сенсорная интеграция: теория и практика/Анита Банди, Шелли Лейн, Элизабет Мюррей; пер. [с англ.] и науч. ред. Д. В. Ермолаева. – 2 –е изд. – М.: Теревинф, 2020. – 768 с.

3. Кислинг, Уилла. Сенсорная интеграция в диалоге: понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие/ Уилла Кислинг; под ред. Е.В. Клочковой;[ пер. с нем. К.А. Шарр]. – 7 – е изд. – М.: Теревинф, 2020. – 240 с.

4. Лекции в рамках курса (ПРОШКОЛА) Израильского эрготерапевта Светы Ревич. Модуль 13 «Сенсорные стратегии и активности для дома, школы и дошкольных заведений. Сенсорная диета». 2021г.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО–НРАВСТВЕННЫХ НОРМ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ" (Выступление в рамках научно-практической конференции)

18.02.2012г. в Конференц-зале храмового комплекса во имя Воскресения Христова по адресу: г.Ханты-Мансийск, ул.Гагарина, д.17 прошла городская научно-практическая конференция «Просвещение и нравс...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (со зрительной патологией)

Одним из актуальных направлений развития системы образования является внедрение в широкую практику инклюзивного образования детей с особыми образовательными потребностями и нормально развивающихся све...

Индивидуальная образовательная программа коррекционно-развивающей направленности детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья (патология развития опорно-двигательного аппарата (ДЦП)

В связи с вступлением в силу Федерального закона № 273 «Об образовании», а также вступлением в силу с 01 января 2014 года федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного...

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА ДЛЯ РЕБЕНКА ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ (УУО)

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями Министерства образования к обязательной документации педагога-психолога и является частью индивидуальной адаптированной образовательной про...

Методическая разработка по формированию основ здорового образа жизни "Познай себя" у детей старшего дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья

laquo;Я не боюсь еще и еще раз сказать: забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность ...

«Методическая разработка по работе с родителями, имеющими детей дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья».

Основные проблемы семей, имеющих детей с ОВЗ дошкольного возраста.Методические рекомендации семьям, имеющим детей с ОВЗ дошкольного возраста.  ...