Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук
методическая разработка по коррекционной педагогике (средняя группа)

Волос Ольга Петровна

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

 

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых ваш ребенок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).         
  3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  9. Включать и выключать свет.
  10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  11. Перелистывать страницы книги.
  12. Затачивать карандаши (точилкой).

 

  1. Стирать нарисованные каракули ластиком.
  2. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
  3. Играть с мозаиками и пазлами.
  4. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  5. Собирать конструкторы.
  6. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  7. Лепите вместе из пластилина.
  8. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  9. Вырезать из бумаги разные фигурки.
  10. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  11. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  12. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  13. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  14. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

 

Так же, эффективны приемы массажа и самомассажа кистей рук, пальчиковые гимнастики, игры с пальчиками

 

 

 

 

Если вы будете тренировать руку ребенка, будет развитие высших психических функций, речи, пространственных ориентировок.

 

Играйте с детьми и творите!

 

Умелые пальцы рук у детей становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_razvitie_melkoy_motoriki.doc66 КБ

Предварительный просмотр:

Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

В настоящее время у большинства современных детей, в особенности у городских наблюдается слабое развитие моторики рук. Еще 20 лет назад взрослым, а вместе с ними и детям большую часть домашней работы приходилось делать руками: стирать и отжимать белье, перебирать крупу, вязать, вышивать, штопать, подметать и мыть полы, чистить и выбивать ковры и др. Сейчас многие операции за человека выполняют машины. Все эти тенденции самым непосредственным образом отражаются на развитии ребенка, особенно на развитии моторики рук. Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. А если руки развиты недостаточно (ребенок неправильно держит ложку, с трудом управляется с карандашом, кисточкой, ножницами, пластилином, не может открутить и закрутить не только мелкие, но и крупные гайки конструктора), это часто свидетельствует о некотором отставании в развитии ребенка.

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка.

Если моторика развивается нормально, т.е. ребенок на определенных этапах роста выполняет те или иные действия, то нормально развивается и речь. Если же мелкая моторика развита слабо, то наблюдаются отставания и в развитии речи.

Что же делать, если вы обнаружили плохое развитие мелкой моторики руки у своего ребенка?

Необходимо набраться терпения и начать постепенно исправлять этот недостаток систематически, каждый день. В общем-то полезны почти все действия, требующие работы рук и пальцев, способствующие формированию мелкой моторики руки. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.

Если ребенка не увлекают развивающие пособия – предложите ему настоящие дела.

Вот упражнения, в которых ваш ребенок может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

  1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.
  2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).          
  3. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать).
  4. Начищать обувь для всей семьи специальной губкой.
  5. Помогать родителям отвинчивать различные пробки – у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т.п.
  6. Помогать перебирать крупу.
  7. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.
  8. Вытирать пыль, ничего не упуская.
  9. Включать и выключать свет.
  10. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.
  11. Перелистывать страницы книги.
  12. Затачивать карандаши (точилкой).

  1. Стирать нарисованные каракули ластиком.
  2. Переливать жидкостей из одной емкости в другую.
  3. Играть с мозаиками и пазлами.
  4. Перебирать пуговички или других предметов по размеру.
  5. Собирать конструкторы.
  6. Опускать предметы в узкие отверстия, например в горлышко бутылки.
  7. Лепите вместе из пластилина.
  8. Рисовать. Держание карандашей и кисточек в руках – отличный способ развития моторики, не хуже специальных упражнений. Учите малыша обводить рисунки и предметы по контуру. Рисуйте не только кисточками, но и пальцами. Сейчас для этого существуют специальные краски.
  9. Вырезать из бумаги разные фигурки.
  10. Моторику развивают и другие простые и привычные занятия – заплетание косичек, расчесывание кукол, раскладывание игрушек по местам и многое другое.
  11. На прогулке строить из песка или камешков замки, горки, и другие фигурки. Крупный песок и камни развивают ладошки.
  12. Позовите ребенка помочь вам по хозяйству – лепка пельменей, замешивание теста, прополка грядок, шитье, собирание ягод – отличная альтернатива играм.
  13. Покупайте мягкие игрушки, наполненные мелкими шариками. Они предназначены как раз для развития детской мелкой моторики рук.
  14. Всегда играйте с игрушками разных объемов, форм и размеров.

Так же, эффективны приемы массажа и самомассажа кистей рук, пальчиковые гимнастики, игры с пальчиками

 

Если вы будете тренировать руку ребенка, будет развитие высших психических функций, речи, пространственных ориентировок.

Играйте с детьми и творите!

Умелые пальцы рук у детей становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.

МАДОУ детский сад № 158

города Тюмени

«Представление, что при любом двигательном тренинге… упражняется не рука, а мозг, вначале казалось парадоксальным и лишь с трудом проникло в сознание педагогов»
Н.А. Бернштейн

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики пальцев рук

В рамках проекта

«Большая перемена»

Разработано педагогом-дефектологом:

О.П.Волос

2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для родителей "Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки"

Практикум для родителейТема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»(Представленный материал был обобщен в рамках III Областного форума "Большая перемена")Актуальность:  сегод...

Практикум для родителей второй младшей группы. Тема: «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»

Актуальность: сегодня широко известно, что развитие мелкой моторики пальцев рук через определенные зоны в коре головного мозга положительно сказывается на становлении детской речи, повышает работ...

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

“Рука — это вышедший наружу мозг человека” (И.Кант)...

Развитие речи детей через развитие мелкой моторики

Игры и упражнения на развитие мелкой моторики с разнообразными материалами и предметами....

Развитие речи дошкольников через развитие мелкой моторики.

Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей дошкольного возраста обусловлена возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей. Необходимо начинать работу в этом направлени...

Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики рук

Консультация для родителей : «Развитие речи ребенка через развитие мелкой моторики руки»...