Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности
методическая разработка по коррекционной педагогике

Пустохина Екатерина Федоровна
Система методического обеспечения разработки парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_metodicheskogo_obespecheniya.docx51.04 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Новосибирского района Новосибирской области - детский сад «Золотая рыбка»

Система методического обеспечения разработки парциальной
программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
средствами творческой деятельности

                                   Составила:

                                   Пустохина Е.Ф., учитель-логопед высшей кв. категории

                                                         

Краснообск 2020

Система методического обеспечения разработки парциальной
программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста
средствами творческой деятельности

По требованиям современного ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха; знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы; формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте. Целевые ориентиры ФГОС ДО на этапе окончания дошкольного уровня образования включают «ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания, может использовать речь для выражения своих мыслей, чувств и желаний, построения речевого высказывания в ситуации общения, может выделять звуки в словах, у ребенка складываются предпосылки грамотности».

Ребенок старшей дошкольной группы, готовящийся к поступлению в школу, должен достичь соответствующего уровня речевого развития ребенка - приобрести ключевые коммуникативные навыки. Прежде всего, речь неотделима от рассуждения, то есть интеллектуальной деятельности. Ребенок о чем-то думает, исследует, решает задачу и потом рассказывает о ней, умеет выразить словами результат рассуждения. Кроме того, речь является прекрасным средством выражения эмоциональных состояний, которые также необходимо заранее понять и оценить. Кроме того, развитие речи полезно при социальных взаимодействиях, установлении контактов, общении и ощущении эмоционального состояния других людей. Не следует забывать и о формировании культуры слова. Все эти навыки чрезвычайно важны на протяжении всей жизни, не в последнюю очередь во время учебы в школе. Эти навыки стоит развивать не только во время организованной деятельности, но и в любой повседневной ситуации.

Возникшие в дошкольном возрасте нарушения речи, как правило, приводят к недоразвитию или специфическому состоянию таких важных речевых функций как коммуникативная и познавательная, что во многом определяет снижение темпов речевого и интеллектуального развития дошкольника. Л. С. Выготским, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной. Следовательно, необходимо разработка программы по развитию речи с применением одного из эффективных средств – творческой деятельности.

Речь является основным показателем умственных способностей ребенка, а его речевая готовность является показателем интеллектуальной готовности к школе. Ребенок с хорошо развитой речью может не только быстро освоить чтение и письмо, но и легко общаться с другими, умело задавать вопросы, выражать свои мысли и желания. Неразвитая речь ребенка затрудняет его коммуникативную деятельность и часто оставляет отпечаток на его характере.

На сегодняшний день существует несколько программ для детей с различными нарушениями речи. В частности, можно отметить «Комплексную образовательную программу дошкольного образования для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет (Н. В. Нищева) , «Примерную адаптированную основную образовательную программу для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи» под редакцией Л. В. Лопатиной, программу «Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада» под редакцией Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной и др. Также стоит отметить, что во многих дошкольных организациях проводят адаптацию программ «Детство»  и «От рождения до школы» под потребности и возможности детей с нарушениями речи.

Развитие речи детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и с общим недоразвитием речи строится на основе общих закономерностей развития детей дошкольного возраста с учетом сензитивных периодов в развитии психических процессов. Исходной методологической основой содержания парциальной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности в группе комбинированной направленности являются положения, разработанные в отечественной логопедии и психологии Л. С. Выготским, Н. С. Жуковой, Р. Е. Левиной, Т. Б. Филичевой, Г. Р. Шашкиной и другими.

Рассмотрим содержание разделов, которые должны включаться в парциальную программу по развитию речи детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и с общим недоразвитием речи средствами творческой деятельности.

Целевой раздел включает актуальность парциальной образовательной программы, цель и задачи, принципы и подходы, возрастные особенности детей, планируемые результаты освоения детьми дошкольного возраста парциальной образовательной программы, обоснование выбора содержания парциальной программы, формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы. В актуальности отражаются интересы, потребности и мотивы детей, членов их семей, общества, государства; ведущая образовательная область; специфика условий осуществления образовательной деятельности и/или потребностей и интересов детей и/или возможностей педагогического коллектива и/или сложившихся традиций дошкольной образовательной организации и/или сложившихся традиций группы.

Цель и смысл образования детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и с общим недоразвитием речи в группе комбинированного вида – это полноценное развитие и самореализация детей, освоение ими образовательной программы (государственного образовательного стандарта), важнейших социальных навыков наряду со сверстниками с учетом их индивидуально-типологических особенностей в познавательном, физическом, эмоционально-волевом развитии. Цель должна быть конкретна и измерима, и согласована с целью и задачами образовательной организацией.

На основе анализ теоретических источников и методической литературы были сформулированы цель и задачи парциальной программы по развитию речи детей средствами творческой деятельности.

Цель парциальной программы – создание условий и средств по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности в группе комбинированной направленности.

Задачи определяют направления образовательной и коррекционной работы. Они должны быть ориентированы на создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с общим недоразвитием речи; обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с нарушениями речи с учетом специфики выраженности нарушения развития, социального опыта, индивидуальных и семейных ресурсов.

Парциальная программа по развитию речи детей средствами творческой деятельности в подготовительной группе включает следующие задачи (рис. 4).

Рисунок 4. Задачи речевого развития детей старшего дошкольного возраста
средствами творческой деятельности в парциальной программе

В основу программы закладываются принципы, отраженные в ООП (для детей с речевым развитием, соответствующим возрасту) и АООП ДОО (для детей с общим недоразвитием речи). Необходимо раскрыть их с точки зрения содержания программы:

- принцип оптимализма: организация деятельности педагога и ребенка строится на основе изучения, прогнозирования, поддержки и развития ребёнка в заданных условиях среды обитания; педагог поддерживает веру в положительные тенденции развития ребенка и всех субъектов его ближайшего окружения;

- принцип индивидуальности: соблюдения интересов ребенка, баланс необходимых знаний и социальных навыков, приобретенных в процессе обучения – адекватный его индивидуально-типологическим особенностям и соответствующий потребностям ребенка и его семьи;

- принцип дифференцированного подхода: организация образовательного процесса с учетом возрастных и психофизиологических возможностей детей, организация содержания, методов и форм обучения, максимально учитывая индивидуальные особенности дошкольников;

- принцип социализации ребенка – триединство ориентиров – на высокое качество освоения образовательной программы, конструктивную социальную активность (развитие социальной компетентности) и сотрудничество (толерантность, взаимопомощь) и так далее.

Подходы к разработке парциальной образовательной программы по развитию речи детей старшего дошкольного возраста средствами творческой деятельности в группе комбинированной направленности могут быть основаны на подходах, разработанных Л. С. Выготским, А. Н. Леонтьевым: качественный подход, генетический подход, возрастной подход, культурно-исторический подход, личностный подход, индивидуальный подход, деятельностный подход.

Характеристики особенностей развития детей с речевым развитием, соответствующем возрасту и с общим недоразвитием речи – излагаются краткие психолого-педагогическая характеристики дошкольников, с описанием особенностей их психофизического развития. В характеристике необходимо отразить количество обучающихся детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и с общим недоразвитием речи. Знание законов психического развития ребенка и умение использовать их на практике необходимы для того, чтобы, опираясь на них, грамотно реализовывать основные цели и задачи образовательного процесса.

Планируемые результаты освоения программы – описываются ожидаемые результаты и способы их проверки. Они должны быть представлены в виде целевых ориентиров, которые представляют собой социальные и психологические характеристики возможных достижений ребенка. Планируемые результаты освоения детьми старшего дошкольного возраста парциальной образовательной программы по развитию речи средствами творческой деятельности в группе комбинированной направленности определяются, исходя из поставленных задач.

Диагностическая работа обеспечивает своевременное выявление детей с общим недоразвитием речи, проведение их комплексного обследования и подготовку рекомендаций по оказанию им коррекционно-образовательной помощи в условиях образовательной организации. Одним из основных условий для развития и коррекции речи детей с речевым развитием, соответствующем возрасту и с общим недоразвитием речи является создание необходимых условий, которые включают обязательный учет возрастных и индивидуальных особенностей данной категории детей. При этом важным является не только участие логопеда в данном процессе, но и всех заинтересованных сторон – родителей, воспитателей, психолога и педагогов дошкольной организации. Данное обследование также должно включать не только изучение речевых нарушений, но и особенностей развития познавательных процессов, так как без их знания невозможно адекватно построить процесс коррекции и обучения на различных видах занятиях (индивидуальных, фронтальных, подгрупповых).

Итоговые результаты освоения парциальной программы анализируются через заполнение карты наблюдения за развитием ребенка на этапе завершения дошкольного образования, предполагающее применение различных методов оценки. Карта заполняется в конце последнего года пребывания ребенка в детском саду перед его поступлением в школу.

Содержательной основой разработки парциальной программы служит федеральный государственный образовательный стандарт, задающий содержательно-целевые рамки подготовки воспитанников, примерные основные образовательные программы. Содержание программы отбирается с учетом своеобразия темпа развития ребенка и взаимосвязи физического и психического становления ребенка. Обоснование выбора содержания парциальной программы прописывается по отношению к обязательной части образовательной программы дошкольного образования. Парциальная образовательная программа не должна дублировать обязательную часть. Формы и средства определения результативности реализации парциальной образовательной программы представляются в мероприятиях, продуктах, процедурах.

Одним из основных механизмов реализации парциальной образовательной программы является оптимально выстроенное взаимодействие специалистов образовательной организации, обеспечивающее системное сопровождение детей с речевым развитием, соответствующем возрасту и с общим недоразвитием речи.

В качестве еще одного механизма реализации парциальной программы следует обозначить социальное партнерство, которое предполагает профессиональное взаимодействие образовательного учреждения с внешними ресурсами (организациями различных ведомств, общественными организациями и другими институтами общества).

Необходимо раскрыть методы, вариативные формы образовательной деятельности (рис. 5), а также указать перечень методических пособий и дидактических материалов.

Рисунок 5. Формы организации деятельности детей с речевым развитием,
соответствующим возрасту и с общим недоразвитием речи

Средства методического обеспечения парциальной программы прописываются в таблице в следующей последовательности: вид средств, технические средства для специально организованной совместной деятельности, методические приемы.

Так как основой парциальной программы по развитию речи является творческая деятельность, то в данном разделе должны быть прописаны различные средства. Например, могут быть использованы рекомендации О. М. Ельцовой по использованию речевого творчества у старших дошкольников на основе изменения сюжета знакомых сказок. По мнению О. М. Ельцовой, организация творческой продуктивной речевой деятельности в условиях детского сада, с одной стороны, способствует формированию коммуникативных способностей детей старшего дошкольного возраста, с другой – обеспечивает каждому ребенку его коммуникативные права: право на свою систему ценностей, право на индивидуальность и своеобразие, право на свою мысль и право на отстаивание своих прав.

Речевое творчество, умело сочетаемое с жизненными наблюдениями, с различными видами детской деятельности способствует постижению ребенком окружающего мира, учит его понимать и любить прекрасное, закладывает основы нравственности человеческой личности.

Система развития просодической стороны речи детей посредством творческой деятельности может включать в себя следующие средства, технологии и методики:

  • речевые игры и упражнения, направленные на совершенствование дикции детей: «Егорки», «Вежливый поклон», «Перекличка», «Аквалангист»;
  • беседы о прочитанном, толкование поэтического словаря;
  • выразительное чтение, совместное скандирование, сопоставление литературного произведение с другими видами искусства, оживление личных впечатлений по ассоциации с текстом;
  • иллюстрирование, составление комикса «Зайкина избушка», «Айболит и Бармалей», «Лиса со скалочкой»;
  • народные песенки, потешки, пестушки, также представляют собой прекрасный речевой материал, который можно использовать на занятиях по развитию силы и высоты голоса детей дошкольного возраста. С их помощью возможно развивать фонематический слух, так как они используют звукосочетания – наигрыши, которые повторяются несколько раз в разном темпе, с различной интонацией, при чем исполняются на мотив народных мелодий;
  • предлагать детям проиллюстрировать ту или иную пословицу, поговорку, сказку. Умение передать художественный образ в рисунке, расширял возможность его выражения в слове;
  • чтобы дети быстрее овладевали описательной формой речи, надо обращать их внимание на языковые особенности загадки. Учитывая материал загадки, необходимо научить детей видеть композиционные особенности загадки, чувствовать своеобразие ее ритмов и синтаксических конструкций, интонацией выделять важную информацию Овладение навыками описательной речи будет успешнее, если наряду с загадками в качестве образцов брать литературные произведения, иллюстрации, картины;
  • организация праздника «Сочинители и рифмоплеты»

Дошкольники любят сочинять сказки, в которых действуют их любимые игрушки и сказочные персонажи. Поэтому детям старшего дошкольного возраста можно предложить самые разнообразные сюжеты сказочного характера: «Медведица учит медвежонка говорить»; «Приключения в магазине игрушек»; «Новогодние приключения деда Мороза»; «Моя любимая игрушка»; «Дюймовочка в гостях у кукол»; «Как медвежонок потерял сапожки» и т.д.

Согласно рекомендациям О. М. Ельцовой, можно использовать «творческую мастерскую». Творческая мастерская является нетрадиционной формой работы с детьми старшего дошкольного возраста по приобщению их к детскому творчеству на основе сказочного сюжета и тесно связана с игрой – основным видом деятельности ребенка. Развитие речевого общения осуществляется в процессе повседневной жизни и на занятиях, творческая мастерская организуется и проводится два раза в месяц во второй половине дня с детьми старшего дошкольного возраста. Творческая мастерская – одна из самых демократичных форм организации воспитательно-образовательного процесса, т.к. каждому ребёнку предоставляется возможность для удовлетворения своих желаний и потребностей в творческой деятельности.

Особенности творческой мастерской как формы работы с детьми:

  1. Творческое начало, которое несёт в себе сама идея такой деятельности.
  2. Импровизационный характер деятельности.
  3. Игровой стиль поведения всех участников, включая педагога.
  4. Партнёрские взаимоотношения педагога и ребёнка.
  5. Атмосфера эмоционального подъёма.
  6. Невозможность детального планирования и выстраивания перспективы.
  7. Открытие нового смысла процесса обучения – ребёнок обучает себя сам, опираясь на свой творческий потенциал.
  8. Быстрый и эффективный способ приобретения навыков и умений, способ обучения незаметный для самого ребёнка.
  9. Педагогу нужно уметь: не мешать ребёнку, творить, быть рядом с ним в этом процессе, принять и понять его позицию; довериться ребёнку в минуты творческого поиска, так как он сам чувствует и знает, что ему нужно; самому быть творцом и бережно относиться к результатам детского творческого труда.
  10. При такой форме организации речевой деятельности дети «играют первую скрипку»: сами придумывают идею и содержание деятельности, способы достижения цели.
  11. Ребёнок реализует свои интересы через собственную инициативу.
  12. Атмосфера психологической свободы и безопасности, разумной дозволенности, игры, спонтанности. Даже самый застенчивый ребёнок находит возможность проявить себя, показать свою индивидуальность.
  13. Отсутствие шаблонов – ребёнок чувствует себя творцом. Он получает удовольствие от того, что может реализовать себя в творческой деятельности, что расширяются границы дозволенного. Дети имеют реальную возможность отодвигать эти границы, заглядывая в огромный и неопознанный мир.

На примере знакомых сказок, с использованием знаний об особенностях структуры, построения содержания сказки, дети, играя, учатся с помощью педагога или самостоятельно:

  • излагать последовательность событий в сказке;
  • сочинять сказки-загадки;
  • пересказывать сказку по сюжетным картинкам;
  • придумывать продолжение к действию, изображенному на иллюстрации (по сюжету знакомой сказки);
  • моделировать знакомые сказки, используя свои схемы и модели;
  • сочинить сказки на заданную тему, по предложенному зачину;
  • анализировать поступки героев;
  • придумывать краткое продолжение к пересказанному тексту;
  • воспроизводить сюжет сказки с помощью мнемотаблиц;
  • сочинять сказки по трем опорным словам;
  • оживлять предметы и рассказывать о них разные истории.

«Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета», состоит из нескольких частей:

  1. Теоретический материал.
  2. Игры и игровые задания на развитие речевого творчества на основе сказочного сюжета.
  3. Творческая продуктивная речевая деятельность детей старшего дошкольного возраста в форме творческой мастерской «Играем со сказкой».
  4. Литературные развлечения по мотивам литературных произведений для детей старшего дошкольного возраста.
  5. Организация работы в «Книжной гостиной», где расписана примерная совместная работа педагога с родителями.
  6. Викторины для ребят-дошколят и их родителей по пройденному материалу в течение учебного года.
  7. «Сказка – это радость мышления» – в этой части технологии написаны разные варианты детских рассказов.

Кроме указанных выше видов творческой деятельности может применяться театрализация. Суть театрализации – в целенаправленной организации действия. Для этого придумывается сквозной художественный ход, сюжетная линия. Довольно часто, дети сами предлагают различные сюжеты. Это позволяет им лучше развивать речь и адаптироваться в окружающем мире. Практическая значимость театрализации проявляется в том, что она содействует развитию способности ассоциативно-образного мышления. С помощью театрализации активнее формируется эта способность мышления. С помощью театрализации активнее протекает процесс ассоциативного мышления, которое лежит в основе любой формы творчества. Театрализация является эффективным способом тренировки фантазии, необходимой при творческом подходе к решению любой практической задачи. Фантазия, вымысел условность – тесно связанные между собой черты художественной деятельности дошкольников.

Произведения искусства, воздействуя на чувства и воображение ребенка своей формой и звучанием, становятся богатым источником его творческих и эстетических переживаний. Источником богатых переживаний и впечатлений, незаменимым средством обогащения воображения и пробуждения интереса к окружающему миру людей и животных является детская литература для дошкольников. Это создает возможности для творческой деятельности, особенно вдохновляя на различные виды игр, и прежде всего на постановочные игры. Воссоздание содержания детской литературы в театрализованной форме оказывает сильное влияние на переживания и эмоции воспитанников, каждый ребенок переживает вымышленные ситуации, показанные в рассказах или стихотворениях, идентифицирует себя с героями, участвует в их приключениях, радостях и горестях. Постоянный контакт ребенка с тщательно подобранными литературными произведениями, с красивой книгой, содержащей рядом с литературным текстом подлинно художественную иллюстрацию, пробуждает эстетическую чувствительность ребенка и в то же время способствует развитию его творческих установок, высвобождению форм словесного и художественное выражение. Произведения детской литературы можно обыгрывать различными способами: как свободные творческие игры или актерские постановки, когда отдельные роли берут на себя сами дети, или различного рода кукольные спектакли, в которых играют куклы, фигурки или даже игрушки, а дети являются их аниматорами. Посмотрев множество постановок, можно подумать, что детям легче играть, в которых они сами являются актерами. Затем они сосредотачиваются в основном на том, что хотят сказать, а мимика и движения поддерживают слово. В то же время, слушая красивую, литературную речь, прочитанную учителем, они имеют образец для подражания и обогащают свой словарный запас, как пассивный, так и активный. Потому что после прослушивания произведения задают вопросы и формулируют оценки, часто, если содержание рассказа было интересно, воссоздают его во время игры. Книга для дошкольников должна содержать хороший текст, а также художественные иллюстрации. Рассмотрение детьми картинок в книгах является важным фактором развития речи и мышления. Известные произведения детской литературы дают тему для театрализованных игр, не требуют использования слов текста, создают большие возможности для развития словесной изобретательности ребенка. Поэтому в каждом классе детского сада должен быть так называемый театральный уголок с разного рода куклами, бутафорией, сценой, побуждающей к драматической деятельности

Чередование работ в процессе театрализации, разных по типу действий (говорить, петь, играть на музыкальном инструменте и т. д.), по характеру (трудных и легких, творческих и монотонных, выполняемых в неподвижном состоянии и сопряженных с движением, связанных с напряжением зрения или слуха), дает отдых мышцам и отделам коры, участвующим в выполнении образовательной деятельности. Следовательно, театрализация может стать хорошей основой для развития речи детей.

Основным предметом детского творчества является мышление. В этом процессе анализ и синтез неразделимы. Аналитико-синтетическую деятельность у детей можно стимулировать, задавая им вопросы и задачи, которые они должны решить сами. Решая эти проблемы и задачи, ребенок придумывает свои варианты решения, одновременно развивая творческое отношение. Музыка играет очень важную роль в побуждении детей к художественной деятельности, деятельность, объединяющая музыку и искусство, одновременно стимулирует художественное и музыкальное воображение. Сходство слуховых и зрительных ощущений и связывание их в процессе наблюдения и слушания приводят ребенка к обнаружению аналогий и различий в формах этих двух областей творчества.

Творческая деятельность в области речи, являющаяся основополагающей для развития ребенка, одинаково интересна для детского сада и семьи. Взрослые, будь то родители или воспитатели, должны быть естественными в разговоре с ребенком, избегать инфантильности, позволять ребенку быть изобретательным с точки зрения языка, когда он слышит речь вокруг себя, в гармоничном взаимодействии спонтанного выражения, организованной мысли и процесса ассимиляции форм. Этот процесс совершенно естественен. Взрослые включаются в словесную деятельность своих детей, вдохновить их словесное выражение в форме игры, в которую можно играть вместе до тех пор, пока ребенок не освоит язык настолько хорошо, что ему уже не будет интересна эта форма игры.

Еще одним средством развития речи детей дошкольного возраста является мультипликация. С. И. Гюлова с соавторами отмечают, что «через просмотр мультфильмов ребенок ненавязчиво узнает об окружающем его мире. Существуют циклы мультипликационных программ познавательного характера, с помощью которых ребенок может научиться различать цвета, читать, говорить на иностранном языке, считать, изучать геометрические фигуры, и получать различные энциклопедические знания в доступной форме. Развиваются творческие способности и воображение. Мультфильм обогащает фантазийный опыт ребенка. В памяти сохраняются яркие впечатления. Они в дальнейшем становятся источником детского художественного и словесного творчества».

Чтобы мультипликация могла выполнять свою воспитательную, образовательную и коррекционную функцию, необходимо, чтобы она была соответствующим образом воспринята, то есть была не только понятна, но и вызывала у ребенка именно те чувства, которые должны вызывать изображенные в мультфильме события, персонажи, чтобы складывались правильные оценки и отношения. При подборе материала для просмотра, педагогам важно помнить о том, что за набором действий и обилием спецэффектов суть и содержание самого поступка героя (если он вообще есть) остается за пределами переживания и осознания ребенка дошкольного возраста.

Мультфильм погружает ребенка в особое эмоциональное состояние, дает возможность контактировать с персонажами, а ребёнок в силу своего возраста в этом остро нуждается.

Я. И. Граф отмечает, что использование мультипликации является эффективным средством в развитии речи дошкольников с недоразвитием речи. Благодаря специфике и неограниченным выразительным возможностям мультипликации, значительно расширяется кругозор ребенка, активизируются познавательные процессы, происходит накопление жизненного опыта и способов взаимодействия с окружающим, развивается речь, совершенствуются коммуникативные навыки. В ходе просмотра мультфильма или после него у детей с нарушениями речи часто возникает желание и потребность поделиться с кем-либо впечатлениями, обсудить поступки и характеры мультипликационных героев, и, в первую очередь, со сверстниками. Это влияет на процесс развития речи у детей с нарушениями речи.

А. А. Строкова и В. В. Якубович считают, что немаловажным фактором, оказывающим влияние также и на становление личности ребенка, его познавательную и речевую активность является развитие информационно-коммуникативных технологий, примером которых может служить мультипликация. Мультипликация представляет собой сложный процесс, построенный на объединении нескольких видов искусств, является сложным процессом воздействия на личность ребенка, с особой силой воздействует на его воображение. При грамотном педагогическом подходе интерес ребенка к мультфильмам, стремление к созданию собственного мультипликационного продукта можно использовать в качестве средства развития познавательной, творческой, речевой активности детей дошкольного возраста с речевыми нарушениями.

Разноплановость речевого развития детей в рамках одной группы приводит к необходимости крайне тщательно подбирать речевой материал при создании мультфильма, и для этого на начальных этапах работы могут быть использованы «Развивающие сказки» Н. В. Нищевой, которые можно адаптировать под речевые возможности детей при озвучивании мультфильма, а также использовать малоизвестные русские народные сказки (например, «Кривая дорожка», «Карась и щука», «Дурак и береза»), истории, придуманные детьми.

В процессе работы по созданию мультипликационного фильма дети незаметно для себя тренируются в произношении поставленных звуков, в выразительном чтении ролей, отрабатывают умение регулировать громкость голоса, четко произносить свою роль. На разных этапах создания мультипликационного фильма развиваются также и грамматическая сторона речи, смысловая сторона – и в целом их коммуникативные способности, а также и эмоционально-волевая сторона личности детей – побуждаемые интересом к этой работе, развивались терпение, усидчивость, желание довести начатое дело до конца, работа на результат – создание мультипликационного фильма.

Таким образом, применение технология мультипликации в работе с детьми дошкольного возраста с речевым развитием, соответствующим норме и с общим недоразвитием речи позволяет обеспечить равные стартовые возможности каждого ребенка, независимо от особенностей его развития.

Также успех в работе по развитию речи детей может быть достигнут только при тесном контакте педагогов с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые ребенок получает в детском саду, должны подкрепляться в условиях семьи. Цель – объединить усилия взрослых для успешного развития речи ребенка; сформировать у родителей желание помогать своему ребенку, общаться с ним, уметь правильно реагировать на его проблемы (помогать преодолевать их) и достижения (радоваться его успехам). Методы работы с родителями:

  • родительские собрания с проведением анкетирования «Речевое творчество в жизни ребенка», «Юный мультипликатор»;
  • консультации: «Коммуникационные способности детей», «Игры в рифму»;
  • совместное посещение театра и детской библиотеки;
  • участие в конкурсе «Моя сказка»;
  • составление сборника своих колыбельных песен, которые поют детям;
  • совместная работа педагогов и родителей по созданию предметно-развивающей среды.

Таким образом, творческая деятельность поможет ребенку быть более открытым и свободным в общении, даст возможность самоутвердиться и самореализоваться, развить чувство ответственности, собственной значимости, повысить самооценку, позволит понять: его любят таким, какой он есть, с его мнением считаются, ценят его индивидуальность. Опыт творческой деятельности, приобретенный в «мастерской», позволит детям «трансформировать» в разные формы своей жизнедеятельности: игру, общение, предметную деятельность.

Таким образом, содержательный раздел парциальной программы должен включать средства, методы и приемы развития речи посредством творческой деятельности.

Организационный раздел включает: условия реализации парциальной программы по развитию речи; кадровое обеспечение, материально-техническое обеспечение, научно-методическое обеспечение, время и сроки реализации программы, организацию развивающей предметно-пространственной среды.

Реализация парциальной программы по развитию речи должна предусматривать создание в образовательной организации специальных условий, которые должны быть применимы к конкретной категории детей с тяжелыми нарушениями речи.

Для образовательной работы с детьми старшего дошкольного возраста с речевым развитием, соответствующем возрасту и с общим недоразвитием речи создаются условия в соответствии с перечнем и планом реализации индивидуально ориентированных мероприятий, обеспечивающих удовлетворение особых образовательных потребностей детей с нарушениями речи.

Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции речи у детей. Адаптация среды, в контексте комбинированного образования, предполагает изменение окружающего пространства с учетом потребностей, возможностей каждого ребенка с тяжелыми нарушениями речи, например: адаптация дидактических материалов; создание наглядной структуры дня (предметы, фотографии, символы, пиктограммы); подбор и размещение в пространстве детского сада альтернативных средств коммуникации (маркеры, пиктограммы). Таким образом, описывается развивающая среда помещения и территории дошкольного учреждения, предназначенная для детей с речевым развитием, соответствующем возрасту и с общим недоразвитием речи.

Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов. Кадровое обеспечение предполагает описание необходимых специалистов, их роли и функции в программе (описываются только те педагоги и другие специалисты, которые принимают участие в реализации программы, но не контролирующие ее реализацию).

Материально-технические условия отражают общие характеристики инфраструктуры специального образования, включая параметры информационно-образовательной среды. Материально-техническое обеспечение дошкольного образования детей старшего дошкольного возраста в условиях группы комбинированной направленности должно отвечать не только общим, но и особым образовательным потребностям группы детей с речевыми нарушениями в целом и каждой категории в отдельности. В связи с этим в структуре материально-технического обеспечения должны быть отражены специфика требований, определяемых в соответствии с санитарно-эпидемиологическими правилами и нормативами, пожарной безопасности, в соответствии с индивидуальными особенностями.

Требования к материально-техническому обеспечению должны быть ориентированы не только на ребенка, но и на всех участников процесса образования. Это обусловлено большей, чем в норме, необходимостью индивидуализацией процесса образования детей с общим недоразвитием речи. Специфика данной группы требований состоит в том, что все вовлеченные в процесс образования взрослые должны иметь неограниченный доступ к организационной технике либо специальному ресурсному центру в образовательном учреждении, где можно осуществлять подготовку необходимых индивидуализированных материалов для процесса обучения детей группы комбинированной направленности. Должна быть обеспечена материально-техническая поддержка процесса координации и взаимодействия специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования.

Информационное обеспечение включает необходимую нормативную правовую базу образования детей в группе комбинированной направленности (для детей с речевым развитием, соответствующим возрасту и с общим недоразвитием речи). Специалисты должны иметь возможность обратиться к информационным ресурсам в сфере специальной психологии и коррекционной педагогики, включая электронные библиотеки, порталы и сайты, дистанционный консультативный сервис, получить индивидуальную консультацию квалифицированных специалистов. Должна быть организована возможность регулярного обмена информацией между специалистами разного профиля, специалистами и семьей.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

  1. Акулова О. В., Писарев С. А., Пискунова Е. В., Тряпицына А. П. Современная школа: опыт модернизации / под общ. ред. А. П. Тряпицыной. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2005. 290 с.
  2. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду: Игры, упражнения, сценарии. М.: Сфера, 2006. 128 с.
  3. Архипова Е. Ф. Стертая дизартрия у детей. М.: Астрель, 2007. 331 с.
  1. Безрукова В. С. Педагогика. Проективная педагогика. Екатеринбург: Деловая книга, 1999. 339 с.
  2. Большунова Н. Я. Опыт работы по подготовке старших дошкольников к восприятию рассказа А. А. Платонова «Цветок на земле» // Социокультурные проблемы современного человека: материалы III Международной научно-практической конференции. Ч. III. Новосибирск: Изд. НГПУ, 2009. с.232-235.
  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология. М.: Академия, 1996. 208 с.
  1. Галигузова Л. Н., Смирнова Е. О. Ступени общения: от года до семи лет. М.: Просвещение, 1996. 143 с.
  1. Граф Я. И. Использование мультипликации в развитии коммуникации дошкольников с недоразвитием речи // Интернаука. 2020. № 32 (161). С. 21-23.
  1. Громова О. Е. Методика формирования начального детского лексикона. М.: ТЦ Сфера, 2007. 90 с.
  1. Гюлова С. И., Егорова М. Ю., Каверина К. А. Мультипликация как одно из средств развития детей дошкольного возраста // Вопросы педагогики. 2020. № 7-1. С. 51-55.
  1. Ельцова О. М. Детское речевое творчество на основе сказочного сюжета: ФГОС . СПб.: Детство-Пресс, 2016. 192 с.
  1. Ефимова Е. С. Развитие навыков общения у детей // Психология, социология и педагогика. 2016. № 2 (53). С. 76-80.
  1. Жинкин Н. И. Язык. Речь. Творчество. Избранные труды. М.: Лабиринт, 1998. 368 с.
  2. Маркова А. К. Психология усвоения языка как средства общения. М.: Педагогика, 1974. 239 с.
  1. Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом. М.: Просвещение, 1985. 170 с.
  1. Минаева М. С. Особенности общения со сверстниками детей // Современные тенденции развития науки и технологий. 2016. № 11-13. С. 81-83.
  1. Плотникова С. В. Развитие лексикона ребенка. М.: Флинта, 2016. 225 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Проблема развития речи дошкольников связана с увеличением детей с общим недоразвитием речи и необходимостью поиска направлений, методов и средств коррекционной работы....

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами изобразительной деятельности...

Проект на тему: «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности»

театрализованная деятельность, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство в развитии речи детей старшего дошкольного возраста...

Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности

Вид проекта – творческийУчастники – дети старшей группы, воспитатели, муз. руководитель, родителиПродолжительность – 4 неделиПроблема: проведя диагностику детей старшей группы, мы ув...

"Развитие речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности"

Развитие речи является одной из ведущих задач развития детей. Большинство детей испытывают определенные сложности в высказывании своих мыслей. Им трудно выразить свои желания и эмоции в словесной форм...