Технологии сенсорной интеграции как средства работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ
статья по коррекционной педагогике

Пекина Олеся Викторовна

Проблемы организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации приобретают все большую актуальность.  Одной из задач педагогов является поиск оптимальных, многофункциональных методов и технологий, позволяющих работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_1.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

Пекина Олеся Викторовна, педагог-психолог

МБДОУ «Детский сад №56»

Технологии сенсорной интеграции как средства работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Проблемы организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях дошкольной организации приобретают все большую актуальность.  Одной из задач педагогов является поиск оптимальных, многофункциональных методов и технологий, позволяющих работать с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья. Технология «умные мячики», относящаяся к сенсорной интеграции является эффективным способом решения проблем развития познавательных и регуляторных функций.

Ключевые слова: сенсорная интеграция, дошкольники с ограниченными возможностями здоровья,  техники сенсорной интеграции.

В современных условиях наблюдается стремительное увеличение числа детей у которых отмечаются различные нарушения психического и физического здоровья. В связи с этим проблема организации работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, выбором форм, методов и средств становится все более актуальной.

Категорий детей с ограниченными возможностями здоровья довольно много и каждая из них требует учета специфики нарушений и организации работы в соответствии с ними. В тоже время,  как считает И.Н. Миненкова и другие ученые, существуют подходы, которые являются базовыми в коррекции многих  видов нарушений. Одним из таких подходов является сенсорная интеграция [3, с.8].

Основателем метода сенсорной интеграции является Джин Айрес [1, с. 5]. Под сенсорной интеграцией она понимает процесс упорядочивания ощущений для их дальнейшей переработки. В основе многих нарушений развития, в частности, задержки психического развития, интеллектуальном недоразвитии, недоразвитии речи лежат нарушения процесса обработки сенсорной информации. Каждую секунду ребенок пребывает в ситуации сенсорной стимуляции, когда на мозг воздействуют разнообразные стимулы - зрительные, слуховые, обонятельные, тактильные.

Весь комплекс ощущений, которые получает ребенок и взрослый разделяются на две группы. В первую группу входят вестибулярные, проприоцептивные и тактильные ощущения. Во вторую группу входят зрительные, слуховые, обонятельные, вкусовые. В процессе развития ребенка формируются структурные уровни сенсорной интеграции, которые влияют на способность ребенка к обучению, к усвоению новой информации.

У. Кислинг указывает, что технологии, основанные на сенсорной интеграции направленны на обеспечение возникновения сенсорных стимулов и их контроль в таком виде, чтобы ребенок мог самостоятельно и непринужденно формировать необходимые реакции в ответ на разные раздражители [2, с.14].

К техникам сенсорной интеграции относят:

1. Тактильные техники (задания с предметами, стимулирующими тактильные ощущения).

2. Вестибулярные техники (упражнения связанные с организацией движения стимулирующие вестибулярный аппарат).

3. Проприоцептивные техники (техники направленные на формирование умения понимать сигналы, поступающие от мышц и суставов посредством организации двигательной активности ребенка).

4. Орально-моторные техники (упражнения для детей с высокой чувствительностью ротовой полости).

Использование техник с сенсорной интеграцией в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья позволяют решать разнообразные задачи. Рассмотрим одну из техник, которую педагоги дошкольной организации могут успешно использовать в своей работе, эта техника называется «Умные мячики». Она разработана Н.В. Луниной, М.В. Ворониной и направлена на развитие и коррекцию дефицитов различных функций: внимание, произвольности, кинестетики, моторики слухового и зрительного восприятия.

Умные мячики представляют собой комплект мячиков определенного размера, которые при ударе издают характерное цоканье. Умные мячики относятся к оборудованию, которое используется в рамках сенсорной интеграции, это универсальный и эффективный инструмент благодаря которому развивается концентрация внимания, зрительно-моторная координация, чувства ритма, активизируется мыслительная деятельность и решаются многие другие задачи.

Потенциал использования умных мячиков очень широк, поскольку методика работы сними представляет широкий комплекс упражнений, которые отличаются постепенным нарастанием сложности, выполняются как индивидуально ребенком, так и в паре со взрослым и в группе детей. Наибольший эффект в использовании упражнений с умными мячиками достигается при выполнении упражнений стоя на балансировочной доске.

Использование умных мячиков в работе с детьми дошкольного возраста является достаточно эффективным, поскольку мячики нравятся детям, упражнения с ними многообразны и позволяют решать в одном упражнении целый ряд коррекционных задач, могут использоваться на протяжении длительного времени в разных вариациях, в связи с чем не вызывают потери интереса у детей к данной форме работы.

Технология «Умные мячики» позволяет также осуществлять взаимодействие между воспитателем, педагогом-психологом и логопедом. В процессе выполнения упражнений с мячиками дети получают комплекс ощущений тактильных, слуховых, двигательных, осязательных, что способствует формированию механизмов более эффективной обработки информации и ее усвоение.

Регулярное использование упражнений с мячиком в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья положительно влияет на уровень концентрации внимания, на развитие регуляторных функций, развитие ориентировки в пространстве, улучшении психоэмоционального состояния детей дошкольного возраста.

Литература:

  1. Айрес, Э. Дж. Ребёнок и сенсорная интеграция. Понимание скрытых проблем развития / Э. Дж. Айрес; [пер. с англ. Юлии Даре]. Москва, 2009. - 272 с.
  2. Кислинг, У. Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребенка, распознать проблему, помочь обрести равновесие / У. Кислинг. - М.: Теревинф, 2014. - 240 c.
  3. Миненкова, И.Н. Обеспечение сенсорной интеграции в коррекционно-развивающей работе с детьми с тяжёлыми и или множественными нарушениями психофизического развития / И.Н. Миненкова. Минск, 2007. - 18 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация эффективного взаимодействия педагогов в коррекционно-развивающей работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях ДОУ

Создание в ДОУ психолого-медико- педагогического консилиума позволяет организовать эффективную работу всех участников образовательного пространства по сопровождению детей с ОВЗ....

Особенности психологической работы с детьми, имеющие ограниченные возможности здоровья в условиях Лекотеки.

Подходы обучения и воспитания детей, имеющих ограниченные возможности здоровья....

ОРГАНИЗАЦИЯ ФИЗКУЛЬТУРНО - ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ

Организация физкультурно - оздоровительной работы с детьми с ограниченыыми возможностями здоровья в условиях дошкольного образовательного учреждения...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ С ДЕТЬМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ДОУ

По мнению Т.В. Егоровой дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспи...

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования

Сказкотерапия как один из методов работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования...