Внесение коррекционно-развивающих компонентов в для детей с ОВЗ ( нарушения зрения) в РППС группы детского сада
статья по коррекционной педагогике

Для полноценного и всестороннего развития ребенка с нарушенным зрением важно создать в группе определенную развивающую предметно-пространственную среду, направленную не только на удовлетворение потребностей детей в общении, познании, социальном и физическом развитии, но и имеющую специфическую направленность, учитывающую индивидуальные особенности развития и потребности детей со зрительной депривацией. Развитие сенсорного опыта у детей с различными нарушениями зрения требует системной и постоянной работы всех специалистов и воспитателей, а для этого необходимо создание определенных условий в пространстве всего группового помещения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ВНЕСЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО – РАЗВИВАЮЩИХ КОМПОНЕНТОВ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ (НАРУШЕНИЕ ЗРЕНИЯ) В ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННУЮ СРЕДУ ГРУППЫ ДЕТСКОГО САДА

Инклюзивный подход в образовании позволяет детям, имеющим различные проблемы со здоровьем, находиться в условиях массовых дошкольных образовательных учреждений, что требует от педагогов детских садов  знания проблем психофизического развития разных категорий детей с ОВЗ. Наш детский сад много лет работает с детьми, имеющими функциональные нарушения зрения - амблиопию и косоглазие. Эти дети ограничены в зрительном восприятии окружающего мира и поэтому испытывают трудности в его познании.

Для полноценного и всестороннего развития ребенка с нарушенным зрением важно создать в группе определенную развивающую предметно-пространственную среду, направленную не только на удовлетворение потребностей детей в общении, познании, социальном и физическом развитии, но и имеющую специфическую направленность, учитывающую индивидуальные особенности развития и потребности детей со зрительной депривацией. Развитие сенсорного опыта у детей с различными нарушениями зрения требует системной и постоянной работы всех специалистов и воспитателей, а для этого необходимо создание определенных условий в пространстве всего группового помещения.

 В первую очередь необходимо создать офтальмо-гигиенические условия:

- хорошая освещенность помещения, сочетание естественного и искусственного освещения;

- сигнальные пятна на дверных проемах, на шкафчике в раздевалке, в туалете над раковинами (для предупреждения  травмобезопасности детей);

- соответствие наглядного материала и игровых пособий тифлопедагогическим требованиям по размеру, окраске и реалистичности.

- профилактика появления зрительного утомления и связанных с этим расстройствам зрения;

 - вовлечение всех сохранных анализаторов в процесс восприятия и формирования предметных и пространственных представлений.

Групповые помещения комплектуются   мебелью    и    оборудованием в соответствии   с   ростовыми   показателями   и    состоянием зрения детей. Для каждого ребенка с нарушениями зрения мы определяем место на занятиях. При светобоязни ребенка мы сажаем так, чтобы не было прямого, раздражающего попадания света в глаза. Дети с низкой остротой зрения занимают первые места. При сходящимся косоглазии ребенка отводим ему место в центре. При разной остроте зрения обоих глаз (т.е. при разных зрительных возможностях) ребенка сажаем его лучше видящим глазом ближе к центру, к педагогу, который находится у доски или стенда справа, обязательно лицом к детям.

Для выполнении зрительной работы вблизи плоскость рабочей поверхности должна быть вертикальной или горизонтальной в зависимости от вида косоглазия (при расходящимся косоглазии – горизонтальная, а при сходящимся - вертикальная) и от нозологической формы глазной патологии (при афакии, близорукости, глаукоме – вертикальная, при дальнозоркости - горизонтальная). Поэтому для зрительной работы отдельных детей постоянно используются подставки, фланелеграфы, мольберт.

При подборе пособий, игрушек и дидактических игр важно учитывать их направленность на развитие разных видов сенсорного восприятия - зрительного, слухового, тактильного, - что поможет детям освоить ориентировку в пространстве, эталоны цвета, формы, величины, сформировать эталоны звуков (бытовых, природных, музыкальных). 

 Так, в физкультурном зале и в группах созданы условия для удовлетворения физической активности дошкольников, с учетом зрительных нарушений: наборы мячей 4-5 размеров (от 8 до 35 см.), «озвученные» мячи (в камеру помещен горох, что помогает определить движение мяча и быстрее освоить действия с ним), пластмассовые обручи, гимнастические палки, шнуры с красной меткой диаметром 30 мм. по центру, набор кеглей ярких цветов, объемные мишени, поролоновые дорожки (чтобы ребенок ногами ощущал пространство плоскости), дорожки для равновесия (ходьба по извилистой линии, ходьба с перешагиванием, ходьба стопа к стопе). Настольные игры типа «Хоккей», «Бильярд», «Рыбаки» способствуют развитию у детей стереоскопического зрения – восприятию местоположения, удаленности.

 Для стимулирования и развития осязательных функций эффективны такие игровые средства: тактильные игрушки с разными наполнителями (горох, крупы, каштаны, желуди, пластмассовые шарики и пр.), коврики и дощечки различной фактуры,  контейнеры с природным материалом, использование разных видов застежек, нанизывание пуговиц, обведение по контуру плоскостных изображений геометрических фигур, различных предметов, рисование по трафаретам, игры типа «Что в мешочке?», «Собери металлические (пластмассовые, деревянные) предметы», «Выбери все круглое (овальное, треугольное)», «Найди все с пуговицами (кнопками)», «Найди мягкое-твердое (теплое-холодное,шероховатое-гладкое)» развивают тактильно- кинестетические действия.

Для развития слухового внимания важно развивать у детей с функциональными нарушениями зрения восприимчивость к звукам окружающей среды. В организованной и самостоятельной детской деятельности используются разнообразные детские музыкальные инструменты и шумовые игрушки; обогащению представлений детей с нарушенным зрением о звуках реального мира помогают  фонотеки: «Звуки природы»(ветер, дождь, шелестлистьев), «Звуки улицы», «Бытовые звуки», «В лесу», «В зоопарке». Слуховое восприятие развивается в процессе специальных обучающих игр: «Что открывают (закрывают)?», «Угадай, что шуршит?», «Чем стучат?», «Телефон» и др.

  Игровые обучающие пособия представлены в виде разнообразных макетов - плоскостных и объемных: «Аквариум с растениями, камешками и рыбками», «Обитатели леса (моря, пустыни)», «Модель группы (квартиры, городского и сельского дома), «Городская улица. Перекресток»,  «Сельский дворик» и др

Для развития аккомодации, фиксации взора, тренировки глазодвигательных мышц используются различные офтальмотренажёры, расположенные на 3-х уровнях – напольные, настенные, потолочные. Они могут быть сюжетные, графические, модульные и выполняются в виде плакатов, схем, настенных панно.

 С их использованием проводится  зрительная гимнастика с детьми (не менее 5-6 раз в день): с помощью лазерного фонарика или указки с прикрепленной к ней яркой насадкой (птичка, бабочка, самолет) дети прослеживают глазами линии разной конфигурации – волнистые, ломаные, сплошные и прерывистые, концентрические: «Путешествие Колобка», «Кораблик», «Улитка», «Паутина», «Волнистая дорожка», «Куда полетела бабочка» и др.;

Разнообразные движения глаз тренируют глазные мышцы и позволяют снять у детей зрительное утомление.        

Организация безбарьерного пространства в группе позволяет расширить информационное поле слабовидящего ребенка и осуществить дифференцированный подход с учетом своеобразия психофизического развития детей с амблиопией и косоглазием. Созданная таким образом коррекционно-развивающая среда побуждает детей с нарушенными функциями зрения активно взаимодействовать с ее различными элементами, стимулирует познавательную активность детей, помогает успешно адаптироваться к окружающей среде и приобретать необходимые социальные навыки.

Список использованной литературы:

  1. Демирчоглян Г.,  Демирчоглян А.   Улучшаем зрение / Илл. Н. Воробьевой. – М.: Изд-во Эксмо, 2003. – 48 с. , илл. (Серия «Домашняя школа»).        
  2. Плаксина Л.И., Сековец Л.С. Коррекционно - развивающая среда в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида. Учебно – методическое пособие. /Л.И. Плаксина, Л.С. Сековец – Москва, ЗАО «Элти - Кудиц», 2003 -112с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучение ориентировке в пространстве детей с нарушением зрения в комбинированных группах детского сада.

Я работаю в должности тифлопедагога шестой год.В нашем детском саду 4 комбинированные группы для детей с нарушением зрения. Совместно с детьми, имеющими нормальное зрение, воспитываются дети с такими ...

НОД по формированию пространственных представлений у детей с тяжелыми нарушениями зрения в разновозрастной группе.

Организация педагогического процесса в разновозрастных группах имеет свои особенности и сложности, требует от педагога знания программ всех возрастных групп, умения сопоставлять программные требования...

Презентация РППС группы детского сада

Презентация организация РППС...

Коррекционно-развивающая программа «Весёлый язычок» для детей с тяжелыми нарушениями речи

Данная программа разработана как коррекционно - развивающая услуга по развитию речи детей от 3 до 5ти лет с ТНР. Занятия проводятся логопедом в игровой форме. Вся  работа направленна на развитие ...

Конспект коррекционного занятия по формированию элементарных математических представлений для детей с тяжёлыми нарушениями зрения в подготовительной группе. Образовательная область: познание. Тема: «Прогулка по лугу»

Программное содержание:Коррекционно-образовательные задачи:- закрепить знания детей о днях недели;- закрепить счет до 10 и обратный счёт;-формировать умение различать количественный и порядковый счет ...

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи

Рабочая программа коррекционно - развивающей работы учителя-логопеда для детей с тяжёлыми нарушениями речи...

«Организация специализированной коррекционной помощи воспитанникам с нарушением зрения в условиях компенсирующего детского сада.»

Коррекционная работа строится как многоуровневая система, обеспечивающая целостный, комплексный, дифференцированный, регулируемый процесс управления всем ходом психофизического развития и восстановлен...