Использование современных образовательных технологий в работе учителя -дефектолога.
материал по коррекционной педагогике

Ольга Ильинична Таршина

Использование современных образовательных технологий в работе учителя -дефектолога.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologii.docx16.76 КБ

Предварительный просмотр:

Использование современных образовательных технологий в работе учителя -дефектолога.

В своей работе учитель – дефектолог использует как общие, так и специальные педагогические технологии. Рабочая программа для каждого обучающегося составляется и реализуется учителем-дефектологом на основе адаптированной основной общеобразовательной программы образовательного учреждения и с учётом индивидуальных особенностей каждого обучающегося. По отношению к каждому обучающемуся реализуется индивидуальный и дифференцированный подход.

В современном мире в один ряд с такими качествами, как умение читать и писать, встаёт владение информационными технологиями. Сегодня невозможно представить деятельность педагога без использования компьютера, проектора, интерактивной доски. Использование на уроках информационных технологий – это обеспечение наглядности и доступности учебного материала, сокращение временных затрат на подготовку к занятиям.

В деятельности с использованием ИКТ обеспечивает широкую творческую деятельность обучающихся в информационной среде, положительный эмоциональный настрой, создает ситуацию успеха.

Информационные технологии позволяют разнообразить формы работы с обучающимися, сделать их творческими, упрощается процесс общения с учениками и их родителями.

Наиболее часто используемые формы информационных технологий в работе учителя-дефектолога:

- мультимедийные презентации при подаче нового материала;

- тесты и тренажеры для упражнений и закрепления материала;

- использование ИКТ в творческой (проектной) деятельности самими обучающимися.

Применение презентации позволяет отказаться от всех остальных видов наглядности, дает возможность использовать на уроке карты, рисунки, фотографии достопримечательностей и других городских объектов. Это удобный и эффективный способ представления информации с помощью компьютерных технологий. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка. Одновременное воздействие на два важнейших органа восприятия (слух и зрение) позволяют достичь хорошего эффекта в улучшении восприятии материала. Также, презентация дает возможность учителю самостоятельно отобрать и расположить учебный материал, исходя из особенностей конкретного класса, темы.

При объяснении нового материала информацию, появляющуюся на экране, можно прокомментировать, по необходимости сопровождать дополнительными объяснениями и примерами.

В презентации можно использовать игровой материал (загадки, ребусы, викторины и т. д.). Также, в практике я используются созданные специально для конкретных уроков мультимедийные конспекты-презентации, содержащие краткий текст, основные формулы или правила, схемы, рисунки.

Одним из достоинств использования средств ИКТ является эмоциональное воздействие на обучающихся. Использование ИКТ на занятиях помогает не только детям усвоить материал, но и учителю творчески развиваться.

Важным требованием к работе учителя-дефектолога является применение здоровьесберегающих технологий. А именно:

- создание образовательной среды, обеспечивающей атмосферу доброжелательности, веры в свои силы;

- осуществление индивидуального подхода в обучении, создание ситуации успеха для каждого ребёнка;

- развитие двигательной активности обучающихся, обеспечение адекватного восстановления сил (динамические паузы, физминутки, гимнастики для глаз, дыхательные и пальчиковые гимнастики);

- обеспечение смены видов деятельности обучающихся, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смены произвольной и эмоциональной активации во избежание переутомления;

- проведение занятий, бесед, практических занятий, целью которых является установка обучающихся на здоровый образ жизни.

Учитывая специфику психомоторного развития обучающихся, в работе с детьми с ОВЗ необходимо использовать игровые технологии. Хороший развивающий имеет проведение на уроках аналогий с животным и растительным миром (образ, поза, двигательная имитация, подражание голосу). Активизации пространственно-образного мышления, раскрытию творческих возможностей способствуют театрализации. Во время проведения динамических пауз и физминуток также необходимо проведение сюжетных подвижных игр. Привлечь внимание обучающихся к новому материалу можно с помощью игр в виде путешествий («сегодня мы погуляем/отправимся в путешествие по…» и т.д.)

Хорошим коррекционным эффектом обладает использование на занятиях сказкотерапии. Это проведение аналогий поведения и поступков героев сказок с детьми, создание благоприятной обстановки на уроках и занятиях. Важную роль играет приобщение детей к прошлому и настоящему русской культуры, народному фольклору.

Неотъемлемой частью работы учителя-дефектолога являются такие технологии, как музыкотерапия (игра на музыкальных инструментах), кинезиотерапия (танцетерапия), логоритмика, смехотерапия, ароматерапия. Эти технологии способствуют формированию высокого жизненного тонуса и гармоничных отношений с окружающим миром, развитию взаимопонимания между ребёнком и педагогом, возникновению мотивации речевого общения, пополнению и активизации словаря, учат детей самовыражаться, уметь управлять своими чувствами, переживаниями, эмоциями.

Мир особого ребёнка

Мир «особого» ребёнка –

Интересен и пуглив.

Мир «особого» ребёнка –

Безобразен и красив.

Неуклюж, немного страшен,

Добродушен и открыт

Мир «особого» ребёнка.

Иногда он нас страшит.

Почему он агрессивен?

Почему он молчалив?

Почему он так испуган?

И совсем не говорит?

Мир «особого» ребёнка…

Он закрыт от глаз чужих.

Мир «особого» ребёнка

Допускает лишь своих.

Калиман Наталья Адамовна (г. Оренбург)

Источники:

1) Борякова Н.Ю., Белова Т.В. Педагогические системы обучения и

воспитания детей с отклонениями в развитии: АСТ, Астрель; М.; 2008

2) Коняева Н.П., Соломина Е.Н., Горский Б. Б. и др. Обучение и

воспитание детей с интеллектуальными нарушениями: Гуманитар. изд.

центр ВЛАДОС, М.; 2013

3) https://pedsovet.org/publikatsii/informatika-i-ikt/ispolzovanie-ikt-vo-

vneurochnoy-deyatelnosti

4) https://docs.google.com/document/d/1-

ulUidCJZf5ux22G8QGxpFPqTBlQpUYSK5iWaO6lsdE/edit


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда.

Использование современных образовательных технологий в практике является обязательным условием интеллектуального, творческого и нравственного развития детей. Поэтому мной эффективно использует в совме...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В РАБОТЕ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА

В процессе коррекции и развития речи у детей необходимым является применение современных коррекционно-логопедических технологий, направленных на звуковую и смысловую стороны речи, а также связанные с ...

Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда

 Психолого-педагогическое сопровождение – это организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и пс...

Использование образовательнных технологий в работе учителя – дефектолога

Использованиеобразовательнных  технологий в работе учителя – дефектолога ...

Мастер - класс «Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»

Мастер - класс«Использование современных образовательных технологий в работе учителя-логопеда»  Цель: ознакомление педагогов с  инновационными методами развития речи де...

Выступление на форуме учителей-логопедов и учителей-дефектологов АМР "Современные образовательные технологии в работе учителя-логопеда"

Выступление об актуальности  использования современных образовательных технологий, которые представляют собой совокупность современных методов и приёмов в обучении детей дошкольного возраста прав...

«Использование современных игровых технологий в работе учителя-логопеда в условиях ФГОС ДО»

При работе с детьми, имеющими ограниченные возможности здоровья (далее ОВЗ), применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в об...