Нарушения поведения детей дошкольного возраста. Причины возникновения и методы профилактики.
статья по коррекционной педагогике

Незнанова Оксана Валерьевна

В  статье раскрываются прорблемы нарушения поведения детей, причины их возникновения и методы их профилактики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx14.66 КБ

Предварительный просмотр:

Нарушения поведения детей дошкольного возраста.

Причины возникновения и методы профилактики.

Функциональные возможности коры головного мозга, психическая активность находятся у детей раннего возраста в стадии активного становления. Если нет оптимальных усилий для формирования психики ребенка могут появиться функциональные нарушения высшей нервной деятельности, которые проявляются в формах неадекватного поведения. При неправильных педагогических воздействиях они закрепляются, приобретают более стойкий характер, возникают неврозы. Эти патологические изменения требуют лечения у психоневролога. Нормальное поведение ребенка характеризуется его активным эмоционально-положительным отношением к окружающему. Ребенок активно интересуется всем, охотно вступает в общение со взрослыми и детьми, с увлечением играет самостоятельно и с детьми. Спокойно, без капризов выполняет требования взрослых. Нельзя требовать от ребенка, чтобы его поведение всегда было оптимально. Незрелость его мозга, несовершенство функций является причиной неустойчивого поведения. Такое поведение кратковременное и проходит, когда ликвидируется причина. Неадекватное поведение у детей может проявляться в следующих формах: упрямство - отказ подчиняться обоснованным требованиям взрослых. Ребенок отказывается есть, хотя и голоден. Капризы - когда ребенок выражает какое-либо желание, а затем при выполнении отказывается от него. Немотивированный плач - возникает у ребенка от самой незначительной причины. Отказ от контакта с детьми и взрослыми - ребенок стремится уединиться и любые попытки вовлечь его в деятельность получают отказ. Двигательная расторможенность - ребенок очень подвижен, не может сосредоточиться на каком-либо виде деятельности. У него неустойчивое внимание, мешает другим играть, его поведение граничит с агрессией.

Причиной неадекватного поведения у детей может быть врожденная предрасположенность - наследование от родителей слабого или возбудимого типа нервной системы, т.е. неустойчивость поведения; неблагоприятное внутриутробное развитие(тяжелые заболевания и психические травмы матери во время беременности, плохое питание, нездоровый образ жизни, токсикозы); родовые травмы, нарушение взаимоотношений в системе «мать-дитя», которое приводит к неуравновешенности психики, отрицательное влияние членов семьи, которое приводит к стрессовым состояниям, неровные отношения в семье с быстрыми переходами от чрезмерной строгости к излишним ласкам, частые запреты, ущемление и подавление самостоятельности и инициативы, несправедливое отношение к ребенку. Все это приводит к напряжению нервной системы. Чем раньше попытаться избавить ребенка от проявлений неадекватного поведения, тем успешнее будут результаты. При устранении нарушений поведения необходимо учитывать условия: посоветоваться с врачом, выяснить состояние здоровья ребенка, найти контакт с родителями и вместе с ними нормализовать психическое состояние ребенка. Различные формы неадекватного поведения требуют различных педагогических воздействий на детей. При упрямстве и капризах необходимо обеспечить спокойное и доброжелательное отношение, действовать методом отвлечения, не поощрять неправомерных требований, не прибегать к наказаниям, отказаться от контакта с ребенком. При плаксивости отвлечь ребенка, приласкать, вовлечь в общую игру, давать поручения, развивающие самостоятельность. При двигательной расторможенности как можно чаще вовлекать в занятия с целенаправленной деятельностью. Не допускать ситуаций, провоцирующих агрессию. Необходимо развивать у детей положительные эмоции, чередовать двигательную активность с периодами концентрации внимания. В целях профилактики неадекватного поведения у дошкольников целесообразно создание оптимальных условий развития: достаточная физическая и психическая активность, полноценное развивающее общение со взрослыми, правильная организация коллективных игр, достаточное пребывание на свежем воздухе, систематическое закаливание, полноценное питание. Проявление ребенком самостоятельности и инициативы нужно обязательно поощрять, выработать прочную дифференцировку на слова «можно» и «нельзя».

Поведение ребенка можно считать неадекватным в том случае, когда он часто и необоснованно находится в отрицательном эмоциональном состоянии, и его реакции препятствуют оптимальному удовлетворению его собственных потребностей и мешают нормальной жизни окружающих детей и взрослых людей.

Литература

1.Смирнов Н.К. Педагогика и психология здоровья. - М.: АПКиПРО,2003.

2.Лесгафт П.Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. -М.: Педагогика, 1991.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер-класс для педагогов ДОУ «Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».

Рассмотрены причины, типы и виды нарушений поведения детей дошкольного возраста....

Тревожность у детей дошкольного возраста. Причины возникновения тревожности и особенности ее проявления.

Тревожность – одна из индивидуальных психологических особенностей личности, которая проявляется в  повышенной склонности к опасениям, беспокойству.Дошкольный возраст является периодом...

Консультация для воспитателей и родителей «Причины и проявления агрессивного поведения детей дошкольного возраста и методы его коррекции»

Агрессивное поведение - одно из самых распространенных нарушений среди детей дошкольного возраста. Агрессия - это мотивированное поведение, противоречащее нормам и правилам существования людей в общес...

«Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста».

laquo;Способы коррекции нарушения поведения детей дошкольного возраста»....

Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста, как одна из мер профилактики детского дорожного травматизма

Закирова Радина Надимовна   " Формирование безопасного поведения детей дошкольного возраста,как одна из мер профилактики детского дорожного травматизма."Профилактика детского дорож...

"Речевые нарушения у детей дошкольного возраста, причины и пути их преодоления"

В данном материале даётся информация о речевых нарушениях у детей, о вторичных отклонениях, которые могут возникнуть в школе, об особенностях дошкольников, об организации логопедической помощи в ДОУ....