Конспект логопедического занятия. Тема: "Осень. Признаки осени. Деревья осенью"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Беловицкая Оксана Юрьевна

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».

Коррекционно-образовательные цели:

-Обобщение и систематизация представлений об осени

-Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (туман, листопад, лес, дерево, лист, тополь, осина, рябина, летать, шуршать, моросить, краснеть, лес, поздний, золотой, грустный, богатый, собирать, сохнуть, желтеть, краснеть)

-Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия.

-Совершенствовать грамматический строй речи, образование относительных прилагательных.

-Совершенствование синтаксической стороны речи (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением)

Коррекционно-развивающие цели:

-Развитие связной речи

-Развитие фонематических представлений, совершенствование навыков звукового анализа слова.

 -Развитие дыхания, памяти, речевого слуха, мышления, тонкой моторики, творческого воображения, связной речи. Координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

 -Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе.

 -Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Ноутбук, диск с мелодией П. Чайковского «Осенняя песня», мольберты, картины Ф. Васильева «Болото в лесу», И. Левитана «Сумерки. Луна», картины разных художников; листья деревьев; бумажные цветные листья клена по числу детей; салфетки бумажные; разноцветные бумажные листья; кора дерева; ваза с букетом из осенних листьев; листы белой бумаги по количеству детей; желтые, оранжевые, красные и простые карандаши; емкость с теплой водой; фишки для звуко-буквенненного анализа, схемы. Приглашение в художественную галерею, записка,  конверт.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_po_teme_osen.docx708.48 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект логопедического занятия в подготовительной группе по теме «Осень. Осенние месяцы. Периоды осени. Деревья осенью».

Коррекционно-образовательные цели:  

-Обобщение и систематизация представлений об осени

-Расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень» (туман, листопад, лес, дерево, лист, тополь, осина, рябина, летать, шуршать, моросить, краснеть, лес, поздний, золотой, грустный, богатый, собирать, сохнуть, желтеть, краснеть)

-Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование представления об изображенном на них. Развитие всех видов восприятия.

-Совершенствовать грамматический строй речи, образование относительных прилагательных.

-Совершенствование синтаксической стороны речи (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением)

Коррекционно-развивающие цели:

-Развитие связной речи

-Развитие фонематических представлений, совершенствование навыков звукового анализа слова.

 -Развитие дыхания, памяти, речевого слуха, мышления, тонкой моторики, творческого воображения, связной речи. Координация речи с движением.

Коррекционно-воспитательные цели:

 -Формирование навыков сотрудничества, умения работать в коллективе.

 -Воспитание любви и бережного отношения к природе.

Оборудование: Ноутбук, диск с мелодией П. Чайковского «Осенняя песня», мольберты, картины Ф. Васильева «Болото в лесу», И. Левитана «Сумерки. Луна», картины разных художников; листья деревьев; бумажные цветные листья клена по числу детей; салфетки бумажные; разноцветные бумажные листья; кора дерева; ваза с букетом из осенних листьев; листы белой бумаги по количеству детей; желтые, оранжевые, красные и простые карандаши; емкость с теплой водой; фишки для звуко-буквенненного анализа, схемы. Приглашение в художественную галерею, записка,  конверт.

  1. Организационный момент (создание эмоционального положительного фона занятия)

Логопед приглашает детей пройти в групповую комнату, где звучит тихо музыка

 П. Чайковского «Осенняя песня». На полу в вазе стоит осенний букет, на столе лежат осенние листья. На мольбертах репродукции картин Ильи Левитана «Сумерки. Луна», Федора Васильева «Болото в лесу», картины разных художников о природе, портреты. Дети рассматривают картины.

 

Логопед: Доброе утро ребята. (логопед и дети стоят рядом с кабинетом, в кабинете звучит музыка)

Дети: ответы детей

Логопед: У меня есть знакомый художник, который прислал нам приглашение в галерею. Отправимся? (ПРИГЛАШЕНИЕ)

 (Ребята подготовительной группы приглашаются в картинную галерею)

Дети: ответы детей

Логопед: (логопед открывает в кабинет двери, дети проходят и видят расставленные картины вокруг). Ребята, что вы видите вокруг себя?

Дети: ответы детей

Логопед: А вы знаете, что делают в галереи?

Дети: ответы детей

Логопед: Да, действительно. Мы тоже можем их рассмотреть. Что же на всех этих картинах изображено?

Дети: ответы детей

Логопед: Ой, ребята, а знаю стихотворение о осени. (логопед читает стихотворение)

Кроет уж лист золотой

Влажную землю в лесу

Смело топчу я ногой

Вешнюю леса красу.

С холоду щеки горят:

Любо в лесу мне бежать

Слышать, как сучья трещат

Листья ногой загребать.

Логопед: Так писал русский поэт Апполон Майков. Сегодня мы с вами тоже будем говорить об осени, рассмотрим картины русских художников. (Логопед ставит на стол осенний букет)

Дети: ответы детей

Логопед: А, сейчас понюхайте, чем же пахнет осень?

Дети: (дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи)

Логопед: Так чем же пахнет осень?

Дети: ответы детей

Логопед: Ну что ж. Это действительно так. Садитесь поудобнее на стулья. Ой, я совсем забыла, вместе с приглашением была записка. Послушайте, что в ней написано?

(Ребята помогите мне рассмотреть осенние пейзажи, и описать их). Ну, что ребята, поможем рассказать об осенних пейзажах?

Дети: ответы детей.

  1. Рассматривание репродукций картин И. Левитана и Ф. Васильева

(расширение, уточнение, актуализация словаря по теме «Осень». Совершенствование навыка рассматривания картин, формирование целостного представления об изображенном на них) 

Логопед: Первая картина называется «Сумерки. Ее написал Илья Левитан. Что же изображено на этой картине, какое время года изображено на картине? (Илья Левитан «Сумерки. Луна»).

Дети: ответы детей

Логопед: Верно ребята. Вторая картина называется «Болото в лесу». Это работа русского художника Федора Васильева. Как вы думаете, почему нас попросили описать  именно эти картины? Что их объединяет? Какое время года изобразили художники на них?

Дети: ответы детей

Логопед: Верно, художники изобразили на своих полотнах самую прекрасную пору осени, которую называют золотой. Что вы видите на переднем плане картины Ильи Левитана «Сумерки. Луна»?

Дети: ответы детей

Логопед: Что растет по берегам озера?

Дети: ответы детей

Логопед: Молодцы, А какое  небо, которое нарисовал художник. Как вы думаете, какое время суток изображено на картине?

Дети: ответы детей

Логопед: Ребята, обратите внимание, что и небо и луна кажутся золотистыми и как будто светятся. Как вы думаете, там, в лесу, изображенном на картине, тепло или холодно?

Дети: ответы детей

Логопед: А вода в озере кажется теплой или холодной?

Логопед:  Закройте глаза (логопед ставит на стол емкость с теплой водой).  Не открывайте глаза. Опустите руки в лесное озеро (дети опускают руки в теплую воду).

Дети: выполняют

Логопед: Расскажите, какая вода в лесном озере?

Дети: ответы детей

(Логопед убирает воду, предлагает детям открыть глаза, раздает им салфетки и предлагает вытереть руки).

Логопед: (включает музыку) Ребята, послушайте какие необычные звуки бывают в лесу.

 Что же слышится в лесу, изображенном на картине?

Дети: ответы детей

Логопед: Ребята, нас же попросили описать две картины. Давайте же опишем вторую картину. А теперь посмотрите на вторую картину. Что художник изобразил в центре?

Дети: ответы детей

Логопед: Что мы видим по краям болота? Что его окружает?

Дети: ответы детей

Логопед: Что художник изобразил справа и слева на пригорках?

Дети: ответы детей

Логопед: Какие деревья мы видим на переднем плане?

Дети: ответы детей

Логопед: Какое небо мы видим над болотом?

Дети: ответы детей

Логопед: Ребята, посмотрите еще на картину, она вам не кажется мрачной? Золотые лес и трава создают праздничное настроение? Как вы думаете, какое время суток на этой картине?

Дети: ответы детей

Логопед: Как вы думаете, какие звуки могут раздаваться в лесу у болота?

Дети: ответы детей

Логопед: А проверим ваше предположение? А для этого послушаем музыку (логопед включает музыку).Что вы услышали?

Дети: ответы детей

  1. Игра «Осенние листья» (совершенствование грамматического строя речи,

образование относительных прилагательных),

Логопед: Ой, ребята мы с вами так много рассказали об осенних картинах, вы наверное устали, хотите отдохнуть?

Дети: ответы детей

Логопед: У меня для вас есть интересная игра, а для этого нам с вами нужно пройти на ковер. Приглашаю всех  встать в круг,  я буду называть дерево, а вы, какие на нем листья. (логопед приглашает детей пройти на ковер, встать в круг. Берет в руки мяч) Например: на березе – березовые листья

На осине - …?

На рябине-…?

На дубе-…?

На клене….?

(Логопед по очереди бросает мяч детям и задает им вопросы).

Дети: ответы детей

  1. Упражнение «Ветер и листья» (координация речи с движением)

Логопед: Пока мы играли, сильный поднялся ветер.

 

Ветер по лесу летал,         (бегут по кругу на носочках и взмахивают руками)

Ветер листики считал

Вот дубовый, (встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

Вот кленовый

 Вот рябиновый резной

 Вот с березки золотой

И последний лист с осинки

Ветер бросил на тропинку.      (опускают руки, приседают)

Ветер по лесу кружил (бегут по кругу на носочках и взмахивают руками)

Вот дубовый, (встают лицом в круг, загибают по одному пальцу на обеих руках на каждую строку)

Вот кленовый

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой

И последний лист с осинки

Ветер кружит над тропинкой                 (кружатся на носочках на месте)

К ночи ветер-ветерок                               (приседают, опустив руки)

Рядом с листьями прилег    (сидят лицом в круг и загибают по одному пальцу на каждую строку)

Вот дубовый

Вот кленовый

Вот рябиновый резной

Вот с березки золотой

И последний лист с осинки

Тихо дремлет на тропинке.

  1. Сравнение репродукций картин Ф. Васильева и И. Левитана (освоение сложноподчиненных предложений с противопоставлением)

Логопед: Вот мы с вами и отдохнули, присаживайтесь на стульчики. Ребята мы ведь описывали осенние пейзажи для нашего знакомого художника, чтобы он как можно больше о них узнал. Но я прочитала в одной из книг, что когда мы сравниваем картины друг с другом, то узнаем о них намного больше, чем, когда, мы просто на них смотрим.

Попробуем и мы с вами сравнить эти картины?

Дети: ответы детей.

Логопед: Тогда я буду начинать предложение, а вы будете заканчивать его. На первой картине изображено лесное озеро…

Дети: ответы детей

Логопед: На первой картине изображен поздний вечер…(на второй картине позднего вечера нет)

Дети: ответы детей

Логопед: На первой картинке изображено ясное чистое небо…(на второй картине пасмурно)

Дети: ответы детей

Логопед: …а теперь сами составьте предложение о деревьях на обеих картинах.

Дети: ответы детей

Логопед: На той и другой картине изображена золотая осень

(Логопед предлагает пройти детям к столу, на котором лежат разноцветные бумажные листья).

  1. Упражнение «Осенние листья» (развитие длительного плавного выдоха)

Логопед: Мы с вами много разговаривали о картинах, что устали, нам нужно восстановить дыхание.  Вы сказали, что на берегу озера шумит ветер. Представьте, что вы станете этим ветром. Подуйте на листики. Помните, как нужно дуть правильно?

Дети: дуют на листики, которые держат в руках.

  1. Упражнение «Узнай на ощупь» (развитие тактильных ощущений)

Логопед: Молодцы ребята присаживайтесь на стульчики. Ребята, когда мы с вами описывали картины И. Левитана и Ф Васильева для художника, вы узнали клены и сосны. А можете ли вы узнать эти деревья по коре с закрытыми глазами? Закройте крепко глаза. (Дети закрывают глаза, логопед кладет перед ними плашки с наклеенными на них кусочками коры. Дети ощупывают плашки, и отгадывают, кора каких деревьев на них наклеена).

Логопед: Какая кора на ощупь?

Дети: ответы детей

  1. Упражнение «Составь схему» (развитие фонематических представлений)

Логопед: Раз мы сегодня много говорим о деревьях, сделайте звуко-буквенный анализ слова «клён».

Дети: (выполняют задание)

Логопед:  Молодцы, вы хорошо выполнили задание, а теперь скажите, сколько звуков в слове «клен»?

Дети: ответы детей

Логопед: произнесите их по порядку

Дети: ответы детей

Логопед: Сколько гласных звуков в этом слове?

Дети: ответы детей

Логопед: сколько согласных звуков?

Дети: ответы детей

Логопед: Какие это согласные? Расскажите о них.

Дети: ответы детей

Логопед: Отлично, вы все задания выполнили на отлично.

 

  1. Обводка и штриховка кленовых листьев (развитие тонкой моторики)

Логопед: Молодцы ребята, вы справились отлично.  Ребята, может быть вы нарисуете картины, и отправим их на память нашему знакомому художнику, на выставку в галерею. Для этого у меня есть готовые листья с картины «Болото в лесу», которые можно обвести и заштриховать. Приложите их к листам белой бумаги, обведите по контуру, а потом заштрихуйте горизонтальными линиями красными, оранжевыми и желтыми карандашами так, чтобы они казались золотыми, как клены на картине Федора Васильева.

Дети: (выполняют задание).

(Окончания занятия. Логопед предлагает каждому ребенку рассказать о том, что ему понравилось и почему)

https://cs2.livemaster.ru/storage/98/b9/0a8b81c317bc598a99473fc967my--kartiny-i-panno-kopiya-kartiny-levitana-sumerki-luna.jpg

ИЛЬЯ ЛЕВИТАН «СУМЕРКИ. ЛУНА»

https://prezentacii.info/wp-content/uploads/2016/07/eXDASAp1nvTgR64H/31.jpg

ФЕДОР ВАСИЛЬЕВ «БОЛОТО В ЛЕСУ»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование на тему "Осень, деревья осенью, Золотая Осень" в старшей группе детского сада

Тема: Осень, деревья осенью, Золотая Осень.Цель:·      Расширять знания детей об осени, изменениях в природе, происходящих осенью, закреплять знания о временах года и последов...

Логопедическое занятие. Тема: Осень

Логопедическое занятие. Тема : Осень...

Лексическая тема "Осень. Приметы осени. Деревья осенью"

С 23 по 27 сентября изучали с детьми лексическую тему "Осень. Приметы осени. Деревья осенью". Здесь родители могут найти материал по закреплению с детьми знаний и умений, полученных в детско...

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»

Конспект логопедического занятия для детей с ОНР «Деревья в осеннем лесу»...

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью».

Конспект открытого занятия по развитию речи в группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи с 6 до 7 лет «Осень. Периоды осени. Деревья осенью»....

Конспект логопедического занятия Тема: «Осень»

Конспект логопедического занятияТема: «Осень»(групповое логопедическое занятие по формированию лексико-грамматических средств языка)...

Логопедическое занятие. Тема: "Осень"

Пересказ адаптированного рассказа                     Н. Сладкова «Осень на пороге» (по ролям)....