Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике

Подлесных Татьяна Анатольевна

Нормативно-правовые основы разработки программы

 Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop.docx71.91 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

МБДОУ №21 «Золотой ключик»,

ПРИНЯТО

на заседании ППк

Председатель ППк _____________/

  Протокол № ____ «____»______ 2022 г.

СОГЛАСОВАНО

Родитель ________________  /___________                                                                

Дата __________2022г

Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ

 (второй год обучения)

на период с 16.09.2022 по 31.05.2023 г.

Ответственный за реализацию программы:

 учитель-логопед

 педагог-психолог

                                             воспитатель

                                            воспитатель

 учитель-дефектолог 

инструктор по физ.культуре

муз.руководитель 

г. Канск, 2022 г.

Целевой раздел

  1. .    Пояснительная записка

Нормативно-правовые основы разработки программы

 Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.  

Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.

Коллегиальное заключение ПМПК от 14.10.2021 г.: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлено, что ребенок имеет особенности в психическом развитии,  нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; таким образом, подтверждён статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок нуждается в обучении по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми  нарушением речи.

Общие сведения о ребенке.

Дата рождения – 14.09.2017г.

В группу поступил 03.09.19 г. из дома

Общие сведения о семье.

Мать:

Отец:

Семья полная .  Никита  младший ребенок в семье, имеет старшу сестру. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом. Следует рекомендациям специалистов.

Сведения о состоянии здоровья. Никита относится ко второй группе здоровья,  зрение в норме.

С программой детского сада справляется на низком уровне. Ребенок владеет основными культурными способами деятельности, но не проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. Ребенок не достаточно хорошо владеет устной речью. Называет свой возраст, имена родителей.

Освоение образовательной программы по областям

Социально-коммуникативное развитие

Не прикладывает волевые усилия для достижения результата. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими происходит по необходимости. Предпочитает наблюдение за сверсниками. Проявляет интерес к играм, но теряется при большом количестве детей.

Познавательное развитие

На занятиях внимание не устойчивое, нуждается в частой помощи.

Речевое развитие

Фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Речь невнятная, голос тихий.

Художественно-эстетическое развитие

Технические навыки не сформированы, рука слабая.  В лепке и аппликации слабо владеет техническими навыками, требуется помощь взрослого.

Физическое развитие

На физкультурных занятиях отмечается не точность в выполнении физических упражнений.. В подвижных играх проявляет  интерес, но теряется при большой количестве детей.

Таким образом, в структуре дефекта ведущее место принадлежит несформированности речевой и познавательной сферы, мелкой моторики.  Коррекционная работа предполагает комплекс мер по коррекции  нарушений в развитии, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.

Задачи по рекомендациям ПМПК

Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: учет индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка.

Специальные:

Учителя-логопеда: коррекция устной речи

Педагог-психолог: развитие познавательных способностей, развитие навыков социального взаимодействия

Врач-невролог: наблюдение по рекомендациям

Занятия с педагогом дополнительного образования: по программе дополнительного образования

Планируемые результаты

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
  •  Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога. 
  • Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
  • Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение). 
  • Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение. 
  • Называет признаки и количество предметов.
  • Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку. 


  1. Содержательный раздел

2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы

2.1.1. Организация взаимодействия участников образовательных отношений

В старшей комбинированной группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребенка. Все педагоги осуществляют контроль за речью ребенка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того все специалисты и родители дошкольника под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

        Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализует учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

        Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

        Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует воспитатели и учитель-логопед, остальные специалисты и родители воспитанника подключаются к их работе.

        Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализует воспитатели, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

        Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализует воспитатели, инструктор по физической культуре, при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанника.

        Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с АОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

2.1.2. Содержание и задачи коррекционно-развивающей работы

Задачи или содержание деятельности

Планируемые результаты

Результаты освоения ("+" - усваивает

"-" не усваивает)

                                                      Познавательное развитие                                                   декабрь

май

Познавательное развитие

Формировать знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина).

Формировать умение узнавать предметы на ощупь.Учить считать до 5,используя правильные приёмы счета

Закреплять и расширять знания об окружающем мире

Учить различать и называть фрукты, овощи, ягоды, насекомые, домашние и дикие животные.

Учить различать и называть времена года, их характерные особенности.

Формировать пространственно временные понятия.

 Учить различать части суток, их характерные особенности, последовательность. Учить определять пространственные напрвления от себя; определять пространственные отношения (далеко-близко).

Речевое развитие

Развитие грамматического строя речи, словаря

Учить определять слова в ед. и мн. числе. Продолжать учить согласовывать существительное и числительное. Продолжать учить правильному употреблению предлогов: перед, около, из-под. Учить составлять предложения разных типов. Учить придумывать рассказ или сказку.

Социально-коммуникативное развитие

Учить организовывать вокруг себя игровое пространство.

Формировать желание объединяться для совместных игр, выполнять в игре определенные правила;  заниматься самостоятельно выбранным делом. Учить составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы)

Художественно-эстетическое развитие

Создание условий для формирования эстетического вкуса, творческих способностей, освоение различных видов музыкальной деятельности.  Формирование культурной потребности в осознанном желании слушать и понимать музыку, определять ее характер.

    Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под  музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах.

Технические умения и навыки рисования, лепки, аппликации.

Аккуратно лепить, прищипывать мелкие детали, вытягивать отдельные части из целого куска, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предметы

Учить лепить шарик, колбаску

Учить правильно держать ножницы, резать по прямой короткие и длиные полосы.

Учить правильно использовать клей и аккуратно наклеивать предметы

Учить правильно держать кисть, карандаш. Рисовать элементарные линии, штрихи в одном направлении, закрашивать рисунок не выходя за контуры.

Развивать мелкую моторику и графические навыки.

Формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность)

Физическое развитие

Основные движения

Ресурсы развития

(сильные стороны)

Дефициты развития

Задачи

Ходьба

Умеет ходить в колонне друг за другом.  Выполняет правильно ходьбу на носках, на пятках, приставным шагом.

В ходьбе при смене направления теряется.

Упражнять входьбе со сменой направления.

Упражнения в равновесии

Умеет кружиться в обе стороны

Испытывает трудности при выполнении ходьбы по гимнастической скамейке перешагивая предметы, а так же по  наклонной доске прямо и боком.

Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке перешагивая предметы, а так же по  наклонной доске прямо и боком.

Бег

Бегает друг за другом не выбегая из колонны. Умеет бегать в разных направлениях: по кругу, врассыпную.  Выполняет челночный бег

Теряется при беге змейкой.

Упражнять в беге змейкой.

Ползание и лазание

Без помощи воспитателя лазает  по гимнастической стенке вверх вниз, а так же перелезая с одного пролета на другой. Умеет  ползать по гимнастической скамейке, на четвереньках и на животе подтягиваясь руками.

Прыжки

Умеет выполнять прыжки разными способами: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге.

Затрудняется в выполнении прыжков на короткой скакалке.

Научить прыгать на короткой скакалке.

Бросание, ловля, метание

Соответствуя возрасту владеет мячом: бросает мяч напарнику различными способами.

Испытывает трудности при выполнении заданий с мячом:при бросании мяча вверх и ловле его после хлопка; при отбивании мяча о пол правой и левой рукой.

Попадание в горизонтальную и вертикальную цель выполняет на среднем уровне.

Развивать глазомер. Совершенствовать в технике отбивания мяча правой и левой рукой.

Групповые упражнения с переходами

Умеет строиться в шеренгу, колонну по одному, в круг. На команду «кругом», реагирует сразу.

Не ориентируется  в поворотах направо, налево. Испытывает трудности при построении в колонну по двое, по трое.

Научить ориентироваться  в поворотах направо, налево.

Планируемый результат  Упражнять входьбе со сменой направления . Умеет перешагивать предметы при ходьбе по гимнастической скамейке, а так же по  наклонной доске прямо и боко. Ориентируется при беге змейкой. Умеет прыгать на короткой скакалке. При бросании мяча вверх, меет ловить его после хлопка. Ориентируется  в поворотах направо, налево.

2.1.3.  Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда

Раздел

Содержание коррекционно-развивающей работы

Результаты освоения

Декабрь            май

Развитие речи

Звукопроизношение

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений.

а) постановка звуков   ш,  ж,  ч-с,т`,   р=л, р`-л`;

б) автоматизация звуков шипящих [ш], [ж], [щ-ередина, коней],[ч-в начале слова],  сонорных [р, р`] 

    - в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных);

    - в словах (с ударением, без ударения, сложных);

    - в предложениях;

    - дифференциация звуков б=п, д=т, ш-с, ж-з, щ=с,ч-ть, р-л, р`-л`

Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

 

Фонематическое восприятие

Развивать слуховое внимание на речевых и неречевых звуках

Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок.

- определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;

- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

Закреплять понятия: звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Формировать навык выделения согласных звуков из конца и начала слов.

Формировать умение определять место звука в слове.

Совершенствовать навык анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, простых односложных слов.

 

Слоговая структура слова

Продолжать учить различать на слух длинные и короткие слова.

Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения.

Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря.

 

Грамматический строй речи

Продолжать учить использовать навыки словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

Учить навыку использования в речи качественных прилагательных.

Учить образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам

Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных

Развивать и совершенствовать: - навык образования и практического использования в активной речи форм ед. и мн. числа имен сущ. (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали); - навык образования и употребления сущ. в косвенных падежах; - умения образовывать и использовать в экспрессивной речи сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (не изменяет, употребляет маленький дом, стол и т.д.); - навык образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать). - навык образования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; - навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с сущ. в роде, числе, падеже (один большой мяч, два больших мяча, пять больших мячей, жёлтый яблоко).

расширение словарного запаса по всем лексическим темам (примеч.: посуда, фрукты, обувь, одежда, транспорт, профессии, учебные принадлежности, бытовая техника)

 

Связное высказывание

Учить составлять простые предложения. Учить отвечать на вопросы полными ответами. Продолжать учить описательному рассказу по мнемотаблице. Обучать рассказыванию по сюжетным картинкам, по серии картин. Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять детали изображенного.  Обучать описательному рассказу без опоры; пересказывать рассказы близко к тексту, обращая внимание на все смысловые части.

 

2.1.4.  Воспитательная деятельность

Осуществляется воспитателем в группе и направлена на социальную адаптацию ребёнка в коллективе сверстников.

Примерное содержание

Формы, методы и приемы

Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с ребенком; уважительное отношение ребенку, к его чувствам и потребностям.

Поддержка индивидуальности и инициативы через: создание условий для свободного выбора деятельности.

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, развитие умения работать в паре со сверстником.

Поддержка спонтанной игры ребенка, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.  

Коллективные дела, работа в малых группах в процессе НОД.

Игры с правилами, игры драматизации, ролевые игры.

Народные игры с куклами, потешками, хороводами.

Театрализованные игры.

Приёмы соционаправленные на создание ситуации успеха и комфорта.

2.1.5.  Взаимодействие с семьей ребенка.

В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.    

Задачи:

-  Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком   на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.

- Развивать  самостоятельности ребенка, способствуя формированию уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

-  Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.

- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

2.1.6.  Система мониторинга: специфические для программы формы контроля освоения воспитанником с ОВЗ содержания.

Проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Психолого-медико-педагогической диагностика позволяет:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности;

- разработать АОП;

- обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- консультировать родителей ребенка.  

 Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.  

 В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала.

При этом используются такие методы:  

- беседа с ребенком и родителями,

- анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.),

         - педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной и коммуникативной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Используемые психодиагностические комплекты

  Перечень программ, технологий, пособий

- Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик.

Психологические разделы сфер развития ребенка

Ресурсы развития

(сильные стороны)

Дефициты развития

Задачи

Общие сведения

Обращенную речь понимает. Принимает помощь экспериментатора. Идет на контакт сразу.

Не всегда понимает инструкции. Темп деятельности низкий.

Интерес к заданиям не проявляет.

Повышать мотивацию к деятельности, развивать познавательный интерес.

Эмоционально-волевая сфера

Со взрослыми и детьми общается. Адекватно реагирует на похвалу и замечания. Отношение к сверстникам бесконфликтное.

Боится выполнить задания неправильно. Не уверен в своих знаниях, часто ждет одобрения от взрослого.

Повышение самооценки. Учить выражать свои эмоции словами.

Познавательная сфера

Называет и показывает основные цвета. Определяет геометрические фигуры: круг, треугольник. Находит одинаковые картинки.

Оттеночные цвета путает. Недостаточный уровень знаний об окружающем мире, о семье. Не называет наложенные друг на друга картинки. Узнавание предметных картинок  затруднено. Не соотносит предметы по величине. Со значительной помощью находит отличия на картинках. Внимание неустойчивое, концентрация и переключаемость на низком уровне. Мелкая моторика развита недостаточно.

Уровень развития зрительной, слуховой памяти низкий. Узнавание  перечеркнутых изображений затруднено, испытывает трудности при складывании картинки из 6 частей,  не устанавливает причинно-следственные связи по последовательным картинкам. Не выделяет лишний предмет на наглядном уровне.  Не поясняет.

Развитие психических процессов: внимания, слуховой, зрительной памяти, мышления, речи, моторики

Планируемый результат: находит и показывает оттеночные цвета. Коротко рассказывает о своей семье. Улучшается внимание. Улучшается слуховая, зрительная память. Находит  лишний предмет на наглядном уровне в легких вариантах, поясняет. Называет предметы, части  предметов. Выкладывает несложную картинку по образцу самостоятельно. Подбирает обобщающее слово к ряду предметов, собирает разрезные картинки. Называет предметные, перечеркнутые  картинки, наложенные друг на друга картинки. Соотносит предметы по величине.

  1. Организационный раздел
  1. Организация образовательной деятельности

Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития ребенка, сбора анамнеза, изучения рекомендаций специалистов ТПМПК, индивидуальной работы с ребенком, совместной деятельности в режимных моментах, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы на первое полугодие.

В конце сентября специалисты, работающие в группе,  на ПМПк ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития ребёнка и на основании полученных результатов утверждают план работы на первое полугодие.  

С 16 сентября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком с ОВЗ в соответствии с утверждённым планом работы.

На плановом ПМПк ДОУ в конце января, начале февраля специалисты ДОУ обсуждают темпы динамики индивидуального развития ребёнка и обсуждают план на работы на следующее полугодие.

Заведующий ДОУ утверждает план работы с воспитанником вначале каждого периода работы. Плановое заседание ППк ДОУ проводится в конце учебного года с целью обсуждения динамики индивидуального развития воспитанника.  

В середине учебного года период с 01.01. по 08.01 для ребёнка с ОВЗ организуются зимние каникулы.

  1. Формы организации деятельности специалистов, их продолжительность и периодичность

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для ребёнка с ТНР,  реализовываются на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с Примерной программой коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.

В основе планирования занятий с ребёнком, имеющим диагноз ТНР уровня лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

Для обеспечения разностороннего развития  ребёнка  с ОНР  в содержание обучения и воспитания введено 12 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной  недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и активизации словаря ребёнка.

Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация  и развитие фонематического слуха детей-логопатов. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР.   Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Длительность индивидуального занятия 15 минут. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Специалист

понедельник

Вторник

среда

четверг

пятница

Учитель-логопед

10.40-11.00

Индивидуальная работа

10.40-11.00

Индивидуальная работа

Педагог-психолог

09.30 – 09.55

Индивидуальная работа

10.40 – 11.00

Индивидуальная работа

Учитель-дефектолог

16.30-17.00

Индивидуальная работа

Воспитатель

ежедневно

Артикуляционная, пальчиковая  гимнастика- 10 минут.

 Коррекционный час -30 минут.

3.2.1.  Календарно – тематическое планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по развитию речи. (см. ООП для общеразвивающих групп 

3.2.2.  Организованная образовательная деятельность

Вид ООД

 группа

Количество занятий в неделю

1

Развитие речи.

логопед, воспитатель

2

2

Ознакомление с художественной литературой (свободная деятельность)

воспитатель

1

3

Развитие элементарных математических представлений

 воспитатель

2

4

 «Развитие представлений об окружающем мире и о себе»

воспитатель

1

5

Изобразительная деятельность:

рисование

лепка\аппликация

воспитатель

 

2

1

6

Конструирование  (свободная деятельность)

воспитатель

1

7

Музыка

музыкальный руководитель

2

8

Физкультурные занятия

инструктор по физической культуре

3

Итого:

 

16


3.2.3.  Режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00-9.25

9.35-10.00

10.10-10.35

Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми

10.40-11.10

Подготовка к прогулке, прогулка

10.40-12.15

Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа логопеда с детьми

12.15-12.25

Подготовка к обеду, обед

12.25-13.10

Подготовка ко сну, сон

13.10-15-00

Постепенный подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры

15.00-15.10

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей

15.10-16.15

Подготовка к ужину, ужин

16.15-16.40

Спокойные вечерние игры.

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

16.40 – 18.30

3.3.1. Материально-техническое обеспечение, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Помещения

Содержание

Центр коррекции и развития

Зеркало с лампой дополнительного освещения – 1 шт.

Стул детский для занятий у зеркала – 1 шт.

Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.

Комплект индивидуальных зеркал.

Стол для специалиста, стул.

Стол детский «Ромашка» - 1 шт.

Мебельная стенка.

Набор диагностического инструментария.

Шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи.

Раздаточный материал.

Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Наборы игрушек для инсценирования сказок.

Набор «Логико-малыш».

Магнитофон, аудиокассеты с записью бытовых шумов, «голосов природы».

Групповое помещение

Детские столы и стулья, игровые модули, детская стенка, мольберт, магнитные доски, игровой материал.

Настольно-печатные игры. Картотека предметных картинок по изучаемым лексическим темам.

Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Конструктор, разные пазлы, шнуровки.

Театральные костюмы, маски, атрибуты. Театральная ширма, наборы театров.

Музыкальный центр.

Музыкальный зал

Мультимедийный проектор, ноутбук, аудиокассеты, диски. Картотека видеоматериалов (мультфильмы по произведениям, познавательные фильмы).

Музыкальные инструменты  детские (набор).

Пианино, музыкальный центр

Физкультурный зал

Гимнастическая стенка, набор скамеек для развития движений, мягкие модули, массажные мячи и дорожки, обучи, палки гимнастические, скакалки, ворота для подлезания.

3.3.2.    Методическое обеспечение программы

Направление коррекционно-развивающей работы

Методики, технологии

Речевое развитие

В. В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского А-да.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.

В. В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2010.

Денисова Д. Развитие речи у дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Прописи для дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. –Спб., Детство-пресс, 2005.

Филичева Т., Чиркина Г., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.– М., 2004.

Лалаева Р., Серебрякова Н., Формирование лексики у дошкольников с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2001.

Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения свистящих звуков  [с], [з], звука [р], шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] и звука [л].

Коноваленко В.В.  Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999.

Нищева Н., Будем говорить правильно – СПб., Детство-пресс, 2002.

Нищева Н., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2005.

Физическое развитие

Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа – М.: Мозаика-Синтез, 2010

Кириллова Ю., Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет, СПб., Детство-пресс, 2006.

Сайкина Е.Т., Филирева Ж.Е., Физкультпривет минуткам и паузам. – СПб., Детство-пресс, 2004.

И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Э. Я. Степаненкова Методика физического воспитания. — М., 2005.

Э. Я. Степаненкова Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Э. Я. Степаненкова Физическое воспитание в детском саду. —М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Э.Я. Степаненкова Методика проведения подвижных игр.  Методика проведения подвижных игр/ М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009

Социально-коммуникативное

Книга для чтения в детском саду. – М., 1998.

Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982.

Минаева В., Развитие эмоций дошкольников. – М., Аркти, 1999.

Алябьева Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Р.С. Буре Дружные ребята М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

К.Ю Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.:  Мозаика-Синтез,2006

Развитие игровой деятельности. М., мозаика синтез, 2008

Н.Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду. М.. Мозаика-Синтез, 2008

Художественно-эстетичекое развитие

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2005-2010.

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.

Боромыкова О., Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, - СПб., 1999.

Буренина А., Ритмическая пластика, - СПб., 1994.

Волкова Г., Логопедическая ритмика, - М., 1985.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010.

Познавательное развитие

Гоголева В., Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет, -СПб., Детство-пресс, 2001.

Гусарова М., Беседы по картинке. Времена года, -СПб., Детство-пресс, 1998.

Математика от трех до семи, - СПб., Детство-пресс, 2001.

Непомнящая Р., Развитие представлений о времени у дошкольников, -СПб., Детство-пресс, 2005.

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002.

Дыбина О. Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 2010.

Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.

3.3.3.   Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с АОП для ребенка с ОНР обеспечивает:

  • Игровую, познавательную активность ребенка;
  • Двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
  • Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения ребенка.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, образовательной, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально-организованной образовательной и свободной деятельности ребенка, время для которой предусмотрено в режимах в утренний и вечерний отрезок времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности

АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...

Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)...

Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....

Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы на 2017-2018уч.год

Данная программа разработанна для ребенк с ограниченными возвожностями...

Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ

АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Н...

Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год

Адаптированная образовательная программа  на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...