Доклад выступления на методическом объединении тема:"Безопасность детей среднего возраста в быту"
занимательные факты по обж (средняя группа) на тему

Лепа Ольга Николаевна

Изучение правил безопасности в быту. Работа с родителями -изучение и выполнение правил:"Безопасность детей в быту".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad.docx28 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на педсовет на тему

» ВОЗДЕЙСТВИЕ ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ НА СОХРАНЕНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО И ПСИХИЧЕСКОГО ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ»

В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Дошкольный период  является  наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни, осознанием ребёнком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям  Педагогическая задача состоит в том , чтобы дать возможность поразмыслить, подумать, прислушаться к своему организму. Здоровый образ жизни это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение  в различных ситуациях. Главной задачей развития самостоятельности и ответственности за своё здоровье, родители и воспитатели обязаны прививать это с самого раннего возраста

Набрав в группу новых малышей, понаблюдав за детьми, я решила в своей работе применить  и использовать нетрадиционные средства оздоровления детей. Возраст моих ребят  от 2-3,3,5, и 4-5 лет. Мне понравилась эта методика тем, что игры проводятся в свободном темпе, без принуждения. Дети по каким –либо причинам не желающие выполнять упражнения . могут выполнять  частично или  просто  частично наблюдать. Дыхание при выполнении свободное, но с детьми 4-5 лет можно проводить игры  на задержку дыхания. Основной целью проведения  этих игровых упражнений является профилактика простудных заболеваний детей. Эти игры и игровые упражнения могут проводить и взрослые даже без особой подготовки. Детям очень нравятся  и играют они с удовольствием. ,Используя свои наблюдения  , я поняла ,что разные виды оздоровления при помощи нетрадиционных средств, можно использовать в течении всего дня, ставя разные цели и задачи, меняя игровой материал. Мало кто из родителей  знает ,что такое нетрадиционные средства оздоровления детей. Ведущее место в организации двигательного режима в работе с детьми дошкольного возраста, я отвожу занимательной двигательной деятельности. А это доброжелательное отношение к детям, проявляю искренний интерес, помогаю преодолеть трудности и неудачи, радуюсь вместе с ними успехам, стараюсь чтобы все упражнения выполнялись на фоне позитивных ответных реакций ребёнка, доставляя ему не только мышечную, но и эмоциональную радость. Использую при этом как традиционные так и нетрадиционные виды занимательной деятельности: игровая, ритмическая гимнастика, игроритмика, игрогимнастика. Игротанец, утренняя гимнастика, музыкально-ритмические упражнения, подвижные игры, игры с большими мячами, способствуют развитию выносливости, ловкости координации движений, побуждение чувства страха, игры-забавы, русские народные игры. Забочусь о профилактике нарушений осанки и стопы. В группе я прививаю детям такие навыки как полоскать рот после каждого приёма пищи, спать в облегчённой одежде, разминаться после пробуждения, учу избегать опасных ситуаций, уметь  расслабляться и спокойно гасить отрицательные эмоции, есть больше овощей и фруктов в сыром виде, ежедневно менять нижнее бельё.

Родителям я предлагаю по возможности позаботиться о создании условий для физического развития детей дома: спортивные уголки, различные тренажёры, велосипеды, настольно-печатные игры по формированию привычки к здоровому образу жизни. Среди родителей веду пропаганду об агресорных игрушках, которые влияют на психику и развитие ребёнка. Заранее согласовываю выполнение режима в праздничные и выходные дни. Предлагаю родителям, чтобы они рассказывали детям о том как они играли, когда были детьми. Оборудовать спортивные, игровые уголки так, чтобы было хорошее освещение, меньше быть у телевизора, компьютера, а больше быть на свежем воздухе даже в дождь. Рекомендую родителям приучать детей ежедневно выполнять все культурно-гигеинические процедуры. Личный пример: Мы за здоровый образ жизни. Отказ от вредных привычек, полноценное питание. Приобщаю родителей к участию в физкультурно  массовых мероприятиях, проводимых в ДОУ. Провожу консультации,  индивидуальные беседы с каждым родителем по вопросам оздоровления детей. Очень важно чтобы здоровье -зберегающая  деятельность у ребёнка сформировала стойкую мотивацию на здоровый образ жизни. Совместно с родителями, я решаю большие задачи  по оздоровлению. Системность, последовательность ,индивидуальный подход в течении всего года. Ознакомление родителей с результатами состояния здоровья. Знакомлю родителей с содержанием оздоровительной работы. Обучение конкретным методам и приёмам. Ознакомление с лечебно-профилактическими мероприятиями ,проводимыми в детском саду  . Обучение отдельным нетрадиционным методам оздоровления пальчиковые, дыхательные гимнастики, использование народной медицины. В средней и младшей группе подобран большой материал «Советы бабушки Матрёны». На родительских собраниях  знакомлю как разучить дома пальчиковую  гимнастику. Родители делятся своими опытами как они используют нетрадиционные средства оздоровления. Использую с родителями нетрадиционные формы общения с семьёй это «Телефон доверия» по которому родители могут спросить любую информацию  о своём ребёнке в любое время. Предлагаю родителям разные консультации »Рисуем пальчиками», «Игры с водой», «Творчество с мамой на кухне», «Игры с пальчиками» и другие. Чтобы оценить уровень физической подготовки детей, я провожу с  ними оздоровительные игры, пальчиковые гимнастики. Дети очень много знают их. В своей группе , я прививаю навыки правильного носового дыхания.

Подводя итог, я хочу сказать «Здоровье это бесценное достижение не только каждого человека, но и всего общества. Здоровье нам помогает выполнять наши планы, успешно решать основные жизненные задачи. По данным отечественных зарубежных исследователей здоровье человека зависит  на 50% от собственного образа жизни, на 20% от окружающей среды, на 20% от наследственности ,на 10% от уровня развития здравохранения в стране. Здоровье детей с каждым годом катастрофически ухудшается, особенно в последние годы. 10% детей приходит в школу абсолютно здоровыми. Рост количества заболеваний связан не только с социально-экономической обстановкой, но и самим образом  жизни семьи ребёнка. В это время закладываются основные черты характера, ребенок формируется как личность. Поэтому так важно на этом этапе начинать формировать и прививать необходимые знания и навыки здорового образа жизни, начинать систематические занятия спортом. Задача сохранения здоровья особенно актуальна в наше непростое время. Искусство счастливой и долгой жизни состоит в том, чтобы научить человека с раннего детства следить за своим здоровьем. Если этим не заниматься с детства, в дальнейшем трудно будет это наверстать. Именно поэтому приоритетом в воспитании дошкольников является повышение уровня физического и психического благополучия и прививание привычки здорового образа жизни. Как утверждает статистика, в последнее время численность полностью здоровых детей поступающих в школу значительно уменьшилось и составляет примерно 10 % от общего количества первоклассников. Также нужно отметить, что у многих поступающих в школу детей отсутствуют навыки самовоспитания. К таким навыкам можно отнести усидчивость, умение корректировать свои эмоции, переключаться с одной сферы деятельности на другую, умение слушать, общаться с другими детьми. Поэтому возникает необходимость создать определенную систему внедрения оздоровительной деятельности в образовательную систему. Решение этого вопроса, в конечном итоге, будет способствовать оздоровлению каждого дошкольника, сохранению его здоровья, Поэтому в настоящее время — это одна из основных стратегических задач сохранения, развития страны. Для этого разработаны и действуют нормативно-правовые документы, которые регламентируют эту задачу: Закон РФ «Об образовании», О санитарно — эпидемиологическом благополучии населения» Указы президента России и др. Здоровье человека это не только отсутствие заболеваний, но и эмоциональный, психологический комфорт, высокая работоспособность. А это фундамент благополучия будущей взрослой жизни.Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья: 1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития. 2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма. 3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта Здоровье сберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова — процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровье сбережения и здоровье обогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровье обогащения в ходе образования, развития и воспитания

Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.

Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни.

В связи с этим, педагоги должны уделять особое внимание формированию у ребенка правильного выбора только полезного для здоровья и категорического отказа от вещей, безусловно, вредных. Педагоги, родители должны прививать детям с ранних лет привычку правильно относиться к своему здоровью, научить их ответственности за него. Для этого необходимо создавать целостную систему по формированию здорового образа жизни, социального благополучия детей.

 Система оздоровительной работы в ДОУ

различные оздоровительные режимы (адаптационный, гибкий, щадящий, по сезонам, на время каникул);

комплекс закаливающих мероприятий (воздушное закаливание, хождение по “дорожкам здоровья”, профилактика плоскостопия; хождение босиком, полоскание горла и рта, максимальное пребывание детей на свежем воздухе, бодрящая гимнастика);

физкультурные занятия всех типов;

оптимизация двигательного режима: традиционная двигательная деятельность детей (утренняя гимнастика, физкультурные занятия, проведение подвижных игр, прогулки) и инновационные технологии оздоровления и профилактики (ритмопластика, логоритмика, сухой бассейн, массажёры, тактильные дорожки);

организация рационального питания;

медико-профилактическая работа с детьми и родителями;

соблюдение требований СанПиНа к организации педагогического процесса;

комплекс мероприятий по сохранению физического и психологического здоровья педагогов.

Эти факторы имеют решающее значение для развития детей, предупреждают появление множества болезней в будущем.

Психическое здоровье — состояние душевного благополучия, полноценной психологической деятельности человека, выражающееся в бодром настроении, хорошем самочувствии, его активности. При этом следует учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка. Психическое здоровье, его формирование и сохранение, стимулирует защитные механизмы человека. Положительные эмоции способствуют защите иммунитета, нормализации работы эндокринной системы. Поэтому многие педагоги применяют метод поощрения, который считается более эффективным рычагом воздействия, чем наказание. Поощряя детей как можно чаще, мы укрепляем их здоровье и сохраняем его.

Психологически здоровый ребёнок характеризуется

нормальным уровнем общего и познавательного развития,

 сформированностью определённых интеллектуальных умений,

адекватной самооценкой;

обладает свойственным своему возрасту логическим мышлением.

социальной и эмоциональной компетентностью – способность к формированию и поддержанию устойчивых отношений с окружающими.

дети старшего дошкольного возраста обладают эмоционально – волевыми качествами, у них достаточно интенсивно формируются элементы нравственных чувств, развивается волевая мотивация действий, самоконтроль и целеустремлённость.

Нужно неустанно формировать у них представление о том, что хорошо, а что плохо. Например, чистить зубы – это хорошо, а не стричь ногти – плохо. Что здоровым быть хорошо, а больным плохо. Нужно воспитывать у детей навыки здорового поведения. К ним относится привычка мыть руки, не злиться и не бояться, не волноваться по пустякам. Также очень важно развивать культуру и творческие возможности каждого ребенка.

Сохранение физического и психологического здоровья дошкольника, его социального благополучия возможно при активном участии педагогов и родителей, поэтому можно выделить

ОБЩИЕ ЗАДАЧИ ПО СОЗДАНИЮ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ СРЕДЫ В ДЕТСКОМ САДУ И ДОМА

В семье        

В ДОУ

1. По возможности позаботится о создании условий для физического развития детей (спортивные уголки, различные тренажеры, велосипеды и т.д.)        

1. В группе создавать условия для свободной двигательной деятельности детей.

2. Желательно приобрести несколько настольно-печатных игр (учитывая возраст детей) по формированию привычки к здоровому образу жизни.        

2. Пропагандировать среди родителей игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными. Разъяснять родителям негативное воздействие отдельных видов игрушек на психику и развитие детей.

3. Заранее согласовывать выполнение режима дня дома в выходные дни.        3. Пропагандировать опыт по воспитанию полезных привычек -как основу становления характера ребенка.

4. Вспоминать о своем детстве и рассказывать какими видами спорта  вы любили заниматься, в какие подвижные игры вы играли со сверстниками.        4. Оказывать постоянное внимание и проявлять уважение к выбору подвижных игр. Привлекать детей, обучающихся в различных спортивных секциях к взаимообучению сверстников.

5. Создавать благоприятную гигиеническую обстановку, предусматривающую систематическое проветривание и поддержание температуры воздуха +20 +22 °С.

6. Дома оборудовать рабочее место ребенка, правильно расположив его по отношению к окну.        

6. Соблюдение требований САНпиНа по организации жизни детей в ДОУ.

7. Добиваться самостоятельного выполнения детьми всех гигиенических процедур.

8. Уделять особое внимание культуре поведения ребенка за столом.

9. Осуществлять закаливающие процедуры с использованием воды, воздуха, солнечных лучей в соответствии с состоянием здоровья, рекомендации врача:                                

- условиями домашних условий        

 - условиями образовательного учреждения

10. Создание библиотеки детской и энциклопедической литературы, содержание которой способствует формированию у детей привычки к здоровому образу жизни.        

10. Пропагандировать среди родителей детской литературы, являющейся педагогически ценной.

11. Личный пример взрослых родителей и педагогов — мы за здоровый образ жизни: отказ от вредных привычек; участие в спортивных соревнованиях; пешеходные прогулки; здоровое питание; соблюдение режима дня; двигательная активность и т.п.

12. ПО мере возможности расширять сферу реальных контактов с людьми, ведущими здоровый образ жизни.        

12. Обогащать знания детей о жизни и деятельности людей, ведущих здоровый образ жизни.

Взаимодействие ДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Информационные стенды для родителей в каждой возрастной группе работают рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно-двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры).

Информационные стенды медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ.

Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни здоровья, и др.).

Консультации, беседы с родителями по вопросам оздоровления детей.

Родительские собрания, встречи за круглым столом.

Воспитательно-образовательный процесс строится с учётом использования различных здоровье сберегающих технологий. Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей.

Динамические паузы

Подвижные и спортивные игры и др.

Технологии обучения здоровому образу жизни

Физическая культура НОД

Коммуникативные игры

Игротренинги и игротерапия и др.

Коррекционные технологии

Арттерапия

Сказкотерапия

Технология воздействия цветом и др.

Применение в работе ДОУ здоровьесберегающих педагогических технологий повысит результативность воспитательно-образовательного процесса, сформирует у педагогов и родителей ценностные ориентации, направленные на сохранение и укрепление здоровья воспитанников. Таким образом, очень важно, чтобы каждая из представленных технологий имела оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге сформировала бы у ребенка стойкую мотивацию на здоровый образ жизни, полноценное и неосложненное развитие.Направления работы по сохранению и укреплению здоровья детей в ДОУ

Внедрение инновационных здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс.

Разнообразие форм физкультурно — досуговой деятельности с дошкольниками.

Формирование привычки к здоровому образу жизни у дошкольников, педагогов и родителей.

Совершенствование физических качеств и обеспечение нормального уровня физической подготовленности в соответствии с возможностями и состоянием здоровья ребенка.

Выявление интересов, склонностей и способностей детей в двигательной деятельности и реализация их через систему спортивно-оздоровительной работы.

Обеспечение физического и психического благополучия каждого ребёнка в ДОУ.

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание - практикум на тему «Безопасность детей среднего возраста».

Материал для курсов профессиональной переподготовки на тему "Работа с родителями". Предоставлен в виде отчёта о проведенном родительском собрании....

План работы городского методического объединения «Физическое развитие детей дошкольного возраста»

Цель: Повышение педагогического мастерства воспитателей по физическому развитию детей дошкольного возраста в ДОУ....

Выступление на методическом объединении:«Формирование у детей дошкольного возраста интереса и потребности в чтении книг»

Сегодня детское чтение все больше становится чрезвычайно важным феноменом, который определяет уровень культуры будущего общества. В отличие от компьютерных игр и мультфильмов, чтение — сложный п...

отчет по работе за 2017-2018 учебный год городского методического объединения "Физическое развитие детей дошкольного возраста"

2.      Анализ  деятельности городского методического объединения педагогов по учебно-методическому обеспечению образовательной деятельности по физическому...

Тема презентации: «Безопасность детей младшего возраста в быту»

Сформировать  у детей представление об опасных для жизни и здоровья предметах, с которыми они встречаются в быту, о  необходимости этих предметов для человека, о правилах пользования предмет...