Информация для педагогов
материал по обж по теме

Здоровье сберегающие технологии в работе  педагога-психолога в ДОУ.

 Выявление одарённости в дошкольном возрасте.

 Рекомендации воспитателям по работе с гиперактивными детьми.

 Организациия психологической помощи детям постувшим в ДОУ из семей беженцев, граждан Украины.

 "Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

  Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии в работе  педагога-психолога в ДОУ.

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребенка. Это этап приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми.

Число новорожденных детей с различными недостатками неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психического расстройства у детей. Среди причин этого:

- Аномальное, травматическое течение родов, грубые родовспомогательные процедуры, при которых травмируются различные отделы центральной нервной системы ребенка; биологически и социально незрелые родители;

- Низкий уровень психологической грамотности, явная невротизация психопатизация определенного числа взрослых – родителей, нередко не умеющих вести себя гибко, ситуативно и доброжелательно, от которых дети «заражаются» тревогой и напряжением;

- Кризисное, переходное состояние нашего общества ощущение неопределенности и беспокойства у значительной части населения, большое количество стрессов и накапливающиеся эмоциональные нагрузки;

- Раннее начало обучения, усложнение учебных требований, особенности межличностной коммуникации в детском коллективе.

Поэтому в течение всего учебного года в работу педагога-психолога и воспитателей необходимо включать здоровьесберегающие технологии, способствующие интегрированному воздействию, а также достижению устойчивого, стабильного результата в более короткие сроки.

Применение сухого бассейна способствует снижению уровня психоэмоционального напряжения. Снижения двигательного тонуса, способствует регулированию мышечного напряжения. Способствует развитию: кинестетической и тактильной чувствительности, образа тела, пространственных восприятий и представлений. Используется для коррекции уровня тревожности и агрессивности.

Предлагаются следующие упражнения:

«Море шариков». Цель: развитие пространственных восприятий и ощущений, воображения.

Ход игры: Дети лежат в сухом бассейне. Им предлагают представить, что они плавают в море на спине (животе). Дети имитируют движения, плавание.

«Дыши и думай». Цель: развитие образа тела, воображения.

Ход игры: Дети лежат на спине. Им предлагают сделать глубокий вдох, поднять голову и подумать о чем-нибудь хорошем, улыбнуться.

Сеансы психофизической разгрузки. Цель: снижение уровня психоэмоционального напряжения, тревожности, развитие пространственного восприятия.

 

Из положения «лежа»

Из положения «сидя»

- Медленные перевороты со спины на живот, с живота на спину;- Медленные движения вперед-назад;- Спрятать в шариках руки (ноги);- Спокойно лежать на спине (животе);- Спокойно лежать в любой удобной позе;

- Передвигаться на ягодицах вперед-назад;- Бросать шарики вперед – назад, вправо-лево;- Кидать шарики в корзину

 

Песочная терапия. Стабилизирует эмоциональное состояние. Наряду с тактильно-кинестетической чувствительностью дети учатся прислушиваться к себе и проговаривать свои ощущения, гармонично развиваются все виды познавательных процессов (внимания, мышления, памяти, мелкой моторики), совершенствуется предметно-игровая деятельность, развитие коммуникативных навыков у детей.

Все игры по песочной терапии делятся на три направления:

- обучающие игры – направлены на развитие мелкой моторики. Тем самым ребенок говорит, что он чувствует, тем самым развивает речь.

- познавательные игры – с их помощью мы помогаем познать всю многогранность нашего мира.

- проективные игры – с их помощью мы осуществляем коррекцию в развитии ребенка.

Используются следующие упражнения:

- «Песочный ветер» Ребенок через трубочку «выдувает» рисунок

- «Песочная аппликация». Выполняется на листе бумаги на заданную или произвольную тему.

- «Следы». Создать отпечатки своих ладошек, пальчиков. Можно использовать фигурки животных.

- Проигрывание различных ситуаций, историй.

Сказкотерапия – способствует развитию и коррекции эмоциональных состояний, снятия тревожности, повышения самооценки, снятия агрессивных проявлений. В сказочной форме свою проблему легче увидеть и принять. Для сказочного героя легче придумать выход из положения – ведь в сказке все можно! И потом этот выход можно использовать для себя.

Можно использовать следующие методические приемы:

- Рассказать сказку с позиции сказочного персонажа;

- Отгадывание сюжета или персонажей;

- Превращение в сказку любой жизненной истории;

- Сочинение сказки экспромтом;

Используются следующие игры в сказкотерапии:

- «Автопортреты». Участникам группы предлагается нарисовать автопортрет. Для снятия напряжения необходимо сказать, что каждый имеет право не показывать свой рисунок. Обсуждение – что хотел выразить автор, какие чувства вызывает у вас этот портрет.

- «Ассоциации». Каждый участник предлагает три свои ассоциации: он говорит, с кем из сказочных героев ассоциируется он сам, и с кем – двое его ближайших соседей по кругу. Если возникают вопросы, то ассоциацию желательно обосновать.

- «Вещи». Игра дает возможность размышлять о многозначности вещей в жизни человека. В игру могут на равных с реальными предметами включаться и сказочные: меч-кладенец, скатерть самобранка и др. Участники делятся на 2 группы: первая группа должна рассказать о достоинствах данной вещи и о тех опасностях, к которым она может привести, если ее неправильно использовать. Задача второй группы – угадать, о какой вещи идет речь.

- «Волшебная палочка». Тот, к кому попадает волшебная палочка, говорит о своих желаниях, ценностях, мыслей (в зависимости от целей, которые стоят перед группой в данном случае).

Релаксация – глубокое мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией (используется классическая музыка, голоса природы).

1. «Ленивчики»

Сегодня мои дети много занимались, играли и, наверное, устали. Я предлагаю вам немного полениться. Представьте себе, что все детки решили полениться, и легли понежиться на мягком, мягком ковре. Вокруг тихо и спокойно, детки дышат легко и свободно. Так приятно отдыхать, на ковре тепло, спокойно.

Вы спокойно отдыхаете, вы ленитесь. Отдыхают ваши ручки, отдыхают ваши ножки …(пауза – поглаживание детей). Отдыхают ручки у …, отдыхают ножки у … Приятное тепло охватывает всё ваше тело, вам лень шевелиться, вам приятно. Ваше дыхание совершенно спокойно. Ваши руки, ноги, всё тело расслаблено. Чувство приятного покоя и тепла наполняет вас изнутри. Вы отдыхаете, вы ленитесь. Приятная лень разливается по всем телу. Вы наслаждаетесь полным покоем и отдыхом, который приносит хорошее настроение. Потянитесь, сбросьте с себя лень и на счёт «три» откройте глаза. Вы чувствуете себя хорошо отдохнувшими, у вас бодрое настроение.

2. «Водопад»

Представьте себе, что вы стоите возле водопада. Чудесный день, голубое небо, тёплое солнце. Горный воздух свеж и приятен. Вам дышится легко и свободно. Но водопад наш необычен, вместо воды в нём падает мягкий белый свет. Представьте себе, что вы стоите под этим водопадом и почувствуйте, как этот прекрасный белый свет, как мягкие волшебные снежинки, падает на ваши ручки. Но эти снежинки не холодные, а теплые и пушистые, они легко прикасаются к вашим щечкам, лобику, задевают шейку. Белый свет, который несут с собой волшебные снежинки, освещает ваши плечики, животик, гладит ваши пальчики, ножки. Ваше тело становится мягким и расслабленным. Всем деткам спокойно и приятно отдыхать под белым светом водопада. Детки спокойно дышат, отдыхают. А теперь потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Волшебные снежинки белого света наполнили вас свежими силами и энергией.

3. Релаксация «Цветок»

(Звучит спокойная расслабляющая музыка.)

Сядьте на корточки, опустите голову и руки. Представьте, что вы семечки, из которых вырастут прекрасные цветы. Вот теплый луч солнца достиг земли и согрел в ней семечко. Из семечка проклюнулся росток. Из ростка вырос прекрасный цветок. Встаньте, поднимите и разведите руки в стороны.

Нежится цветок на солнышке. Подставляет теплу и свету каждый лепесток, поворачивая головку вслед за солнцем. Приподнимите подбородок, представьте, что вы смотрите на солнышко из-под опущенных век, улыбнитесь, медленно поворачивайте голову вправо-влево.

4. “Воздушные шарики”

Представьте себе, что все вы – воздушные шарики, очень красивые и весёлые. Вас надувают и вы становитесь всё легче и легче. Все ваше тело становится лёгким, невесомым. И ручки лёгкие, и ножки стали лёгкие, лёгкие. Воздушные шарик поднимаются всё выше и выше. Дует тёплый ласковый ветерок, он нежно обдувает каждый шарик … (пауза – поглаживание детей). Обдувает шарик …, ласкает шарик … Вам легко, спокойно. Вы летите туда, куда дует ласковый ветерок. Но вот пришла пора возвращаться домой. Вы снова в этой комнате. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Улыбнитесь своему шарику.

5. “Облака”

Представьте себе тёплый летний вечер. Вы лежите на траве и смотрите на проплывающие в небе облака – такие белые, большие, пушистые облака в голубом небе. Вокруг всё тихо и спокойно, вам тепло и уютно. С каждым вздохом и выдохом вы начинаете медленно и плавно подниматься в воздух, всё выше и выше, к самым облакам. Ваши ручки лёгкие, лёгкие, ваши ножки лёгкие. все ваше тело становится лёгким, как облачко. Вот вы подплываете к самому большому и пушистому, к самому красивому облаку на небе. Ближе и ближе. И вот вы уже лежите на этом облаке, чувствуете, как оно нежно гладит вас, это пушистое и нежное облако … (пауза – поглаживание детей). Гладит …, поглаживает … Вам хорошо и приятно. Вы расслаблены и спокойны. Но вот облачко опустило вас на полянку. Улыбнитесь своему облачку. Потянитесь и на счёт «три» откройте глаза. Вы хорошо отдохнули на облачке.

 

Список используемой и рекомендуемой литературы:

1. Алябьева Е.А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет. Москва, 2005.

2. Базарный В. Ф. Здоровье и развитие ребенка. Москва, 2005.

3. Ивчатова Л. А. Су-джок терапия в коррекционно-педагогической работе с детьми\\ Логопед. 2010. №1. С. 36-38.

4. Чистякова М. А. Психогимнастика. Москва, 1995.

5. Колос Г. Г. Сенсорная комната в дошкольном учреждении. Практические рекомендации. – Москва, 2006.

6. С. А. Черняева Психотерапевтические сказки и игры. Санкт – Петербург, 2003



Предварительный просмотр:

 Выявление одарённости в дошкольном возрасте

Одаренность — это высокий уровень развития способностей ребенка, сопровождающийся также значительной познавательной активностью.

Способности всегда проявляются в деятельности, следовательно, и одаренность может проявляться и развиваться только в конкретной деятельности. Выполняя ее, ребенок испытывает удовольствие, радость. Чем больше дошкольник занимается этим видом деятельности, тем больше ему хочется это делать, ему интересен не результат, а сам процесс. Больше всего это относится к специальным способностям: музыкальным, изобразительным, математическим и др.

Одаренность, также как и способность, может быть общей и специальной. Существует одаренность, которая влияет на успешность во многих видах деятельности, и тогда она может быть названа общей одаренностью. Общую одаренность принято подразделять на умственную и художественную.

1.Умственно одаренные дети способны правильно решать очень разнообразные познавательные задачи. Дети четко видят условие, выделяют в задаче существенные отношения, находят решение через переструктурирование условий. Задача часто решается в уме, легко и быстро. Ребенок может придумать совершенно неожиданный, оригинальный ход решения задачи.

Умственно одаренные дети обладают также не насыщаемой познавательной активностью, потребностью приобретать новые знания, любознательностью, стремлением находить и решать разнообразные познавательные задачи. Развитие умственных способностей является основным содержанием умственного развития ребенка

2. Общая художественная одаренность обнаруживается, если ребенок проявляет себя успешно в нескольких видах художественной деятельности, например, изобразительной, музыкальной, литературной.

Можно выделить особенности, дающие возможность предположить высокий уровень развития способностей, одаренность. Они проявляются в повседневной жизни, в самостоятельных занятиях детей, при выполнении различных заданий дома, в детском саду, в кружке.

Эти особенности можно обнаружить, непосредственно наблюдая за ребенком и в беседах с взрослыми, окружающими ребенка.

1. Первая из них — любознательность, познавательная активность, направленная на знакомство с окружающим миром, на понимание этого мира. Познавательные интересы могут проявляться в разных сферах и разных формах. Это и экспериментирование с различными механизмами, стремление разбить и собирать сложные устройства. Или задавание детьми взрослым вопросов, в которых дети пытаются выявить закономерности, лежащие в основе каких-либо наблюдаемых явлений. Однако постоянные «Почему?» могут иметь разный смысл. Дети иногда задают вопросы, чтобы привлечь внимание взрослого, наладить с ним общение. Одаренный ребенок задает вопрос с познавательной целью, заинтересован в получении обоснованных, неформальных ответов. О наличии познавательных интересов свидетельствует также поведение ребенка на занятиях, направленное на получение новой информации, решение познавательных задач. Однако может оказаться, что содержание занятий неинтересно одаренному ребенку, так как он проявляет интерес к другой сфере окружающего мира или просто знаком с предлагаемым материалом.

2.Особенностью мышления одаренного ребенка с высоким уровнем развития умственных способностей является логичность и последовательность рассуждений, которая не свойственна большинству детей этого возраста.

Одно из ярких проявлений одаренности в дошкольном возрасте — богатство фантазии. Одаренные дети, как правило, чаще других что-нибудь придумывают, сочиняют. Процесс фантазирования идет легко, взрослому не надо создавать ситуацию, которая провоцировала бы ребенка — он сам охотно сочиняет. Персонажи, о которых идет речь в придуманной истории, чаще всего необычны, нестандартны, фантастичны. Так, если ребенок со средним уровнем развития фантазии, придумывая сказку про зверей, чаще всего говорит о лисе, медведе, волке, зайце, то в сказках одаренного ребенка появляются такие персонажи как Жар-птица, бобер, черепаха, бабочка и т.п. Действия, которые совершают эти герои, тоже необычны, редко встречаются в рассказах и сказках других детей.

 3. И, наконец, центральным проявлением одаренности, в котором фокусируются все особенности одаренных детей, можно считать характер детских замыслов, относящихся к разным видам деятельности дошкольников. То, как ребенок задумывает игру, как он сочиняет рассказ, как планирует будущую постройку, рисунок или аппликацию помогает определить уровень развития его способностей. Для одаренных детей характерно богатство первоначального замысла, продуманность последовательности выполняемых действий, создание предварительного образа того, как будет разворачиваться сюжет игры или рассказа, как будет выглядеть задуманная конструкция или рисунок. Помимо развернутости и продуманности замысла детей может отличать высокая степень оригинальности — несоответствия общепринятому, что, как правило, передается детям от взрослых путем направленного или стихийного обучения при придумывании кем-то из детей детского коллектива и передается от ребенка к ребенку. Во всем, что придумывает одаренный ребенок, отражается его индивидуальность, его внутренний мир и своеобразие восприятия окружающего мира. Иногда дети дошкольного возраста создают такие замыслы, которые остаются нереализованными, да и не могут быть реализованы из-за их не реалистичности, несоответствия возможностям детей (если речь идет о детской деятельности типа рисования и конструирования). Создавая такие замыслы, дети не исходят из реальной ситуации, не включают планирования предстоящей деятельности, продумывания последовательности ее выполнения и представления конечного результата, а ограничиваются «пустым», как правило, чисто словесным фантазированием. Наличие таких замыслов нельзя считать проявлением детской одаренности.

Выделяемые обычно родителями и воспитателями в качестве признаков умственной одаренности высокое речевое развитие, запоминание большого количества стихов и сказок, сами по себе о такой одаренности свидетельствовать не могут. Большой объем знаний также часто основывается на хорошей памяти ребенка, а хорошая память, хотя и характерна для многих умственно одаренных детей, однако не является определяющим в их развитии. Часто хорошая механическая память оказывается чисто возрастной характеристикой дошкольников, ее уровень значительно меняется на протяжении дальнейшей жизни ребенка. Знания, приобретенные на основе запоминания, могут усваиваться формально, без достаточного осмысления, и вовсе не сказываться на уровне умственного развития дошкольника. Хороший уровень развития речи также не служит сам по себе достоверным показателем одаренности ребенка. Нужно различать случаи так называемого «вербализма», когда развитая речь является единственным «достижением» ребенка и маскирует недостаточное развитие необходимых для этого возраста наглядно — образного мышления, воображения, слабое владение детскими видами деятельности.

У одаренных детей, особенно это проявляется у детей со специальной одаренностью (в области математики, изобразительной деятельности, музыки и других), могут по-разному проявляться различные познавательные процессы. В деятельности, связанной с одаренностью, дети гораздо лучше запоминают, дольше могут быть внимательными, сосредоточенными, дольше сохраняют работоспособность, легче усваивают материал, чем в других видах деятельности.

Часто одаренные дети обладают также рядом сходных личностных черт. Для них характерно упорство в достижении цели, сопровождающееся тем, что ребенок несколько часов подряд может быть поглощен делом, возвращаться к нему в течение нескольких дней, если что-то очень заинтересовало ребенка или его не устраивает результат. Это нередко связано со стремлением ребенка к совершенству, желанием сделать что-то очень хорошо, достигнуть высшего уровня выполнения задания (рисунка, постройки, прочтения стихотворения, сочинения истории и т.п.).

Дети часто обнаруживают обостренное чувство справедливости, возникающее за счет опережающего нравственного развития. Они остро реагируют на несправедливость окружающего мира, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

Часто для них характерны повышенная уязвимость и преувеличенные страхи, они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих, таким как взгляд, жест, поза.

Одаренным детям свойственен высокий энергетический потенциал: они рано перестают спать днем, активны в течение всего времени пребывания в детском саду.

Умственно одаренных детей, как правило, характеризуют также неравномерность развития: опережение умственного развития по сравнению с эмоционально-личностным. Такое расхождение создает в жизни одаренного ребенка много проблем. Повышенная восприимчивость, чувствительность к окружающему приводит к уязвимости, ранимости психики, не способной адекватно отреагировать на такое количество воздействий. Дети многое воспринимают на свой счет, чувствуют вину, даже когда их ни в чем не обвиняют.

Критичность к себе часто приводит к тому, что ребенок начинает плохо относиться к самому себе, плохо себя оценивает, становится неуверенным. Взрослые не могут понять, почему ребенок с такими большими возможностями так не уверен в себе, чувствителен, раним. Однако часто они сами способствуют этому. Успехи детей со средними, низкими способностями поощряются, их хвалят, замечают их достижения. Успехи же одаренного ребенка считаются чем-то само собой разумеющимся, его не поощряют, боясь перехвалить.

И ребенок начинает сомневаться в своих возможностях, считая, что его не отметили, потому что он сделал что-то недостаточно хорошо. Бывают и такие одаренные дети, которые очень высокого мнения о своих возможностях, и взрослые также, чтобы не перехвалить, стараются не отмечать успехи ребенка. Но ребенок нуждается в оценке своих достижений. И поэтому следует давать ему понять, что успехи действительно есть. Но лучше сравнивать результаты деятельности одаренного ребенка не с результатами других детей, а с его собственными прежними достижениями.

Одаренные дети часто находятся в сложных взаимоотношениях с другими детьми группы. Повышенная активность и инициатива ребенка на занятиях, стремление привлечь внимание взрослого, подкрепленное возможностями ответить на вопросы воспитателя раньше других детей, приводит к тому, что другие дети начитают отрицательно относиться к проявлениям одаренного ребенка. Да и сам одаренный ребенок нередко бывает, нетерпелив по отношению к другим детям, часто не может принять то, что предлагают дети, стоящие ниже его в развитии. Он делает им замечания, перебивает, всячески выражает нетерпение, досаду. Следует учить одаренного ребенка принятию окружающих. В общении с одаренным ребенком важно быть особенно терпеливым и не забывать хвалить его, когда он проявляет терпение, дает возможность другим детям и взрослым выразить свою мысль полностью, закончить предложение.

Уже в дошкольном возрасте следует учить одаренных детей стараться не наносить обиды другим детям, постоянно поправляя, уточняя, а иногда и высмеивая их высказывания и поступки. Важно объяснить ребенку, что когда-то лучше подождать с ответом, замечанием, чтобы дать возможность и другим детям проявиться, а не просто все время быть первым и добиваться утверждения своего мнения.

Часто родители и воспитатели создают вокруг одаренного ребенка «эффект ореола», ожидая от него высоких результатов буквально во всем. Однако вполне возможно, что способности ребенка высоки только в отдельных сферах. Одаренному дошкольнику полезно сталкиваться с ситуациями, в которых он не блещет, не достигает вершин. Ребенок может принимать участие и получать удовольствие от занятий, в которых он не преуспевает. Следует дать понять ребенку, что неудача — нормальная вещь, случающаяся со всеми.

Выявление одаренных детей возможно различными путями. Самый простой и доступный для воспитателей — это наблюдение. Результаты наблюдения могут быть использованы при заполнении специальных анкет, разрабатываемых для родителей и воспитателей.

Еще один возможный путь — это тестирование при помощи специальных заданий. Выявление умственно одаренных детей предполагает использование «тестов интеллекта» — методик, направленных на оценку общих умственных способностей детей,  «креативных тестов» — методик, направленных на оценку уровня развития творческого мышления и воображения, и методик, направленных на оценку познавательной активности.

Одного ребенка должны оценивать несколько экспертов: родители, воспитатели, музыкальный работник, физрук — если это детский сад, если школа — родители, классный руководитель и несколько учителей по разным предметам.

 1. Интеллектуальная сфера

Высокая познавательная активность, мобильность.

Быстрота и точность выполнения умственных операций.

Устойчивость внимания.

Оперативная память — быстро запоминает услышанное или прочитанное без специальных заучиваний, не тратит много времени на повторение того, что нужно запомнить.

Навыки логического мышления, хорошо рассуждает, ясно мыслит, не путается в мыслях.

Богатство активного словаря.

Быстрота и оригинальность вербальных (словесных) ассоциаций. Хорошо улавливает связь между одним событием и другим, между причиной и следствием. Хорошо понимает недосказанное, догадывается о том, что часто прямо не высказывается взрослыми, но имеется в виду. Улавливает причины поступков других людей, мотивы
их поведения.

Выраженная установка на творческое выполнение заданий.

Развитость творческого мышления и воображения.

Владение основными компонентами умения учиться.

Способность контролировать собственную творческую деятельность, повышенный темп умственного развития. Возможность предвосхищения результата деятельности.

 2.Сфера академических достижении

Богатый словарный запас, использование сложных синтаксических структур.

Повышенный интерес к вычеслениям, математическим отношениям.

Повышенное внимание к явлениям природы, проведению опытов.

Демонстрация понимания причинно-следственных отношений.

Выражает мысли ясно и точно (устно или письменно).

Читает книги, статьи, научно-популярные издания с опережением своих сверстников на год -  два.

Хорошая «моторная» координация, особенно между зрительным восприятием и рукой (хорошо фиксирует то, что видит, и четко записывает то, что слышит).

Чтение научно-популярной литературы доставляет большее удовольствие, чем чтение художественной.

Не унывает, если его проект не поддержан или если его «эксперимент» не получился.

Пытается выяснить причины и смысл событий.

Уделяет много времени созданию собственных «проектов».

Любит обсуждать научные события, изобретения, часто задумывается об этом.    

   3 Творчество                                                                          Высокая продуктивность по множеству разных вещей. Изобретательность в использовании материалов и идей.

Склонность к завершённости и точности

Задает много вопросов по интересующему его предмету.

Любит рисовать.

Проявляет тонкое чувство юмора.

Не боится быть таким, как все.

Склонен к фантазиям, к игре.

 4.Литературные сферы

Может легко «построить» рассказ, начиная от завязки сюжета и кончая разрешением какого-либо конфликта.

Придумывает что-то новое и необычное, когда рассказывает о чем-то уже знакомом и известном всем.

Придерживается только необходимых деталей в рассказах о событиях, все несущественное отбрасывает, оставляет главное, наиболее характерное.

Умеет хорошо придерживаться выбранного сюжета, не теряет основную мысль.

Умеет передать эмоциональное состояние героев, их переживания и чувства.

Умеет ввести в рассказы такие детали, которые важны для понимания события, о котором идет речь, и в то же время не упускает основной сюжетной линии.

Любит писать рассказы или статьи.

Изображает в своих рассказах героев живыми, передает их чувства и настроения.

      5. Артистическая сфера

Легко входит в роль другого персонажа, человека.

Интересуется актерской игрой.

Меняет тональность и выражения голоса, когда изображает другого человека.

Понимает и изображает конфликтную ситуацию, когда
имеет возможность разыграть какую-либо драматическую сцену.

Передает чувства через мимику, жесты, движения.

Стремится вызывать эмоциональные реакции у других
людей, когда о чем-либо с увлечением рассказывают.

С большой легкостью драматизирует, передает чувства
и эмоциональные переживания.

Пластичен и открыт для всего нового, «не зацикливается» на старом. Не любит уже испытанных вариантов, всегда проверяет возникшую идею и только после «экспериментальной» проверки может от нее отказаться.

6. Музыкальная сфера

Отзывается очень быстро и легко на ритм и мелодии.

Хорошо поет.        

В игру на инструменте, в пение или танец вкладывает много энергии и чувств.

Любит музыкальные занятия. Стремится пойти на концерт или туда, где можно слушать музыку.

Может петь вместе с другими так, чтобы получалось сл аженно и хорошо.

В пении или музыке выражает свои чувства, состояние.

Сочиняет оригинальные, свои собственные мелодии.

Хорошо играет на каком-нибудь инструменте.

7. Техническая сфера

Хорошо выполняет всякие задания по ручному труду.

Интересуется механизмами и машинами.

В мир его увлечений входит конструирование машин, приборов, моделей поездов, радиоприемников.

Может легко чинить испорченные приборы, использовать старые детали для создания новых поделок, игрушек.

Понимает причины «капризов» механизмов, любит загадочные поломки.

Любит рисовать чертежи механизмов.

Читает журналы и статьи о создании новых приборов и маши

8.Двигательная сфера

Тонкость и точность моторики.

Развитая двигательно-моторная координация.

Стремится к двигательным занятиям (физкультура).

Любит участвовать в спортивных играх и состязаниях.

Постоянно преуспевает в каком-нибудь виде спортивной игры.

В свободное время любит ходить в походы, играть в подвижные игры (хоккей, футбол, баскетбол и т. д.).

9.  Сфера художественных достижений

Проявляет большой интерес к визуальной информации.

Проявляет большой интерес к серьезным занятиям в художественной сфере.

Рисунки и картины отличаются разнообразием сюжетов.

Серьезно относится к произведениям искусства. Становится вдумчивым и очень серьезным, когда видит хорошую картину, слышит музыку, видит необычную скульптуру, красиво и художественно выполненную вещь.

Оригинален в выборе сюжета (в рисунке, сочинении, описании какого-либо события), составляет оригинальные композиции (из цветов, рисунка, камней, марок, открыток и т. д.).

Всегда готов использовать какой-либо новый материал для изготовления игрушки, картины, рисунка, композиции, в строительстве детских домиков на игровой площадке, в работе с ножницами, клеем.

Когда имеет свободное время, охотно рисует, лепит, создает композиции, имеющие художественное назначение (украшение для дома, одежды и т. д.).
Прибегает к рисунку или лепке для того, чтобы выразить свои чувства и настроение,

Любит работать с клеем, пластилином, глиной, для того чтобы изображать события или вещи в трех измерениях в пространстве.

Интересуется произведениями искусства, созданными другими людьми. Может дать свою собственную оценку и попытается воспроизвести увиденное в своих работах.

10. Общение и лидерство

Легко приспосабливается к новой ситуации.

Всегда выполняет свои обещания, ответственен.

Высокая общительность с окружающими.

Стремится к доминированию среди сверстников.

Сверстники обращаются за советом.

Уровень выполнения детьми «тестов интеллекта» и «креативных тестов» часто не совпадает: те, кто успешнее по первому типу методик, могут не выделяться при выполнении заданий второго типа, и наоборот. Однако возможно и сочетание высокой успешности по обоим видам тестов. Такое сочетание и будет наиболее достоверно свидетельствовать о высоком уровне общей умственной одаренности ребенка.

Проведение тестирования, оценка полученных результатов, их интерпретация должны проводиться только квалифицированными специалистами — психологами.

Возможен также отбор детей в процессе их обучения по специальной программе, когда успевающие дети оцениваются как одаренные.

Обучение одаренных детей можно проводить как в обычных группах, так и специально для них создаваемых (кружках). Если ребенок посещает обычную группу, воспитателю следует подбирать для занятий материал повышенной сложности, который обеспечивал бы и его развитие. Можно также предлагать такому ребенку проделать не один, а два или несколько вариантов решения, например, на занятиях по изобразительной деятельности, конструированию, художественной литературе. Чтобы ребенок не мешал другим детям, следует договориться с ним, что свои варианты ответа он не будет стараться выкрикивать первым, а постарается сдержаться и сказать воспитателю «на ухо».

Специальные программы для одаренных детей должны быть, в первую очередь, направлены на развитие способностей, соответствующих одаренности ребенка. Это могут быть программы, предназначенные для умственно или художественно одаренных детей, а также для детей, обладающих способностями в области музыки, изобразительного искусства. В программе следует также сделать акцент на развитие творческих способностей. Необходимо учитывать характерные личностные особенности и возникающие в связи с этим проблемы одаренных детей, уделяя, внимание установлению взаимоотношений детей друг с другом, обучению для этого специальным приемам, например, овладению средствами невербального общения.

В то же — время программа должна быть сбалансированной и способствовать всестороннему развитию, предусматривать развитие двигательной и эмоциональной сфер.

Программы должны учитывать развитие эмоционально-личностной сферы детей и давать возможность «проживания», прочувствования предлагаемых детям содержаний, например, произведений художественной литературы. Иначе может произойти формальное усвоение знаний, что приведет к еще большей рассогласованности эмоционально-личностной и интеллектуальной сторон индивидуальности дошкольника.

Работу с одаренными детьми лучше проводить с привлечением игровой мотивации, позволяющей осмысливать ситуации, создавать проблемные ситуации, предлагать задачи и загадки. Целесообразно также использовать на занятиях соревновательную мотивацию, отвечающую стремлениям к первенствованию.

Педагоги, привлекаемые к работе с одаренными детьми, должны также обладать рядом специальных качеств. Это, прежде всего, высокий уровень собственного интеллектуального развития, позволяющий общаться с одаренными детьми, отвечать на их многочисленные вопросы; это так называемая психологическая зрелость, предполагающая положительную реализацию себя в жизни и дающая возможность принятия за счет этого других людей, принятия нового; это положительная оценка самого себя. Человек с непринятием себя закрывается от других, боясь нанести урон себе. Это также эмоциональная стабильность, позволяющая контролировать эмоции, не реализовывать их на детях; это способность воспитателя работать по новой, необычной программе.

Выявление, обучение и воспитание одаренных детей с учетом их особенностей — залог их дальнейшего благополучного развития.

 Список использованных источников:

1. Гильбух Ю.З. Внимание: одаренные дети. — М., 1991.

2. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. — М., 1971.

3. Одаренные дети. Под редакцией Г.В. Бурменской и В.М. Слуцкого. — М., 1991.

4. Матюшкин A . M . Загадки одаренности. М.,1992 .

5. Лейтес Н.С. «Возрастная одаренность» учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений [текст]Н.С.Лейтес-М.:Издательский центр «Академия», 2003-320 с.

6. Ю.П.Семянникова «Выявление и развитиеодаренных детей» [текст] Ю.П.Семянникова.-М.:Педагогика 2003,-115 с.

7. Ковалькова О.Н.«Одаренность»:проблемы, испытания[текст]М. академия,2010.

8. Ю.П.Семянникова«Выявление и развитие одарённых детей»[текст]Ю.П.Семянникова.-М:Педагогика2003,115 с.

9. АвдееваН.И. «Одарённые дети» [Текст] Н.И. Авдеева -М.издательский центр «Академия»2008.-176 с.

10. В.В.Чурсина«Одарённые дети в детском саду и в семье» [текст] В.В.Чурсина. -М.Издательство«Преент»,2006.-176с



Предварительный просмотр:

                                                                                 Рекомендации

воспитателям по работе с гиперактивными детьми

  1. Ознакомьтесь с информацией о природе и проявлениях СДВГ, обратите внимание на особенности этих проявлений во время пребывания ребенка в детском саду.
  2. Вместе с ребенком и его родителями обратитесь за помощью к детскому  психологу образовательного учреждения или психологу-консультанту.
  3. Занимайтесь с ребенком в начале дня, а не вечером.
  4. Для улучшения организации деятельности ребенка используйте простые средства: схемы, рисунки, пиктограммы, часы со звонком.
  5. Договаривайтесь с ребенком о тех или иных действиях заранее.
  6. На определённый отрезок времени давайте лишь одно задание. Если воспитаннику предстоит выполнить большое задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, и воспитатель периодически контролирует ход работы над каждой из частей, внося необходимые коррективы.
  7. Снижайте требования к аккуратности в начале работы, чтобы сформировать чувство успеха.
  8. Введите знаковую систему оценивания. Хорошее поведение и успехи вознаграждайте. Не жалейте устно похвалить ребёнка, если он успешно справился даже с небольшим заданием.
  9. Изменяйте режим занятия — устраивайте минутки активного отдыха с лёгкими физическими упражнениями и релаксацией.
  10. В группе желательно иметь минимальное количество отвлекающих предметов (картин, стендов). Расписание занятий должно быть постоянным, так как дети с синдромом часто забывают его.
  11. При каждом подходящем случае давайте ребенку возможность принимать на себя ответственность. Например, ребенок должен убирать за собой посуду после еды. Если этого не сделал, то пусть продолжит убирать со стола, пока его товарищи играют.
  12. Работа с гиперактивными детьми должна строиться индивидуально. Оптимальное место для гиперактивного ребёнка — в центре группы, напротив воспитателя. Он всегда должен находиться перед глазами педагога. Выполняя задание, гиперактивные дети часто не понимают, что и как они делают. Не ждите, пока деятельность ребенка станет хаотичной, вовремя помогите правильно организовать работу. Обеспечьте для воспитанника возможность быстрого обращения за помощью.
  13. Создавайте ребенку с СДВГ индивидуальные условия, которые помогут ему быть более организованным. Например, через 20-минутные интервалы разрешайте ему вставать и ходить, не мешая другим. Некоторые гиперактивные дети лучше концентрируют внимание, надевая наушники.
  14. Используйте тактильный контакт (элементы массажа, прикосновения, поглаживания).
  15. Предоставляйте гиперактивному ребёнку право выбора.
  16. Направляйте лишнюю энергию гиперактивных детей в полезное русло: во время занятия попросите его что-то раздать или собрать и т. д.
  17. Разрешите этим детям рисовать во время объяснения Вами нового материала. При этом уровень восприятия детей с большой степенью вероятности не изменится или возрастет.
  18. Вводите проблемное обучение, повышайте мотивацию воспитанников, используйте в процессе обучения элементы игры, соревнования. Больше давайте творческих, развивающих заданий и, наоборот, избегайте монотонной деятельности. Рекомендуется частая смена заданий.
  19. Давайте задания в соответствии с рабочим темпом и способностями воспитанника. Избегайте предъявления завышенных или заниженных требований к детям с СДВГ.
  20. Придерживайтесь позитивной модели поведения. Не стесняйтесь хвалить ребенка.
  21. Создавайте ситуации успеха, в которых ребёнок имел бы возможность проявить свои сильные стороны. Научите его лучше их использовать, чтобы компенсировать нарушенные функции за счёт здоровых. Пусть он станет классным экспертом по некоторым областям знаний. Дети с СДВГ более других нуждаются в похвале.
  22. Используйте поощрения. Например, если ребенок с СДВГ хорошо себя вел на занятии, разрешите ему и товарищам дополнительно погулять еще несколько минут.
  23. Ищите слова поддержки даже в ситуации неуспеха ребенка. Гиперактивный ребенок нуждается в ощущении временности своей несостоятельности и вере взрослых в его возможности. Используйте фразы: «Пока у тебя это не получилось, но если ты потренируешься, то ты справишься с этим заданием», «Я верю в тебя» и т.п.
  24. Совместно с психологами помогайте ребёнку адаптироваться в условиях образовательного учреждения, в детском коллективе, обучайте необходимым социальным нормам и навыкам общения.
  25. Всегда помните: необходимо договариваться, а не стараться сломить!!!



Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

ДЕТЯМ ПОСТУВШИМ ВДОУ ИЗ СЕМЕЙ БЕЖЕНЦЕВ, ГРАЖДАН УКРАИНЫ.

Сегодня при миграции населения из зоны вооруженных конфликтов на территории российских городов и областей появляется большое количество беженцев и переселенцев, дети которых нуждаются в психологической помощи. Психологическое состояние беженцев определяется неуверенностью в будущем, растерянностью перед множеством реальных проблем, тревогой за своих близких, разочарованием, колебаниями настроения: возбуждением, агрессивностью, депрессией, апатией. Психотравмирующие события, сложная социальная ситуация, в которой находятся беженцы, может приводить к психологической и социальной дезадаптации, нервно-психическому срыву, росту конфликтности. Для преодоления неблагоприятных последствий стрессовой ситуации требуется целенаправленная психологическая помощь. При том необходимо учитывать, что психотравмирующая ситуация для контингента беженцев и переселенцев может быть долговременной. Анализ психологических проблем детей вынужденных переселенцев показывает, что они носят комплексный характер, затрагивая все основные сферы личности: эмоциональную, когнитивную, поведенческую, мотивационно-потребностную, коммуникативную.

У беженцев и переселенцев имеется ряд сложных разнородных проблем: материальных, социальных, семейных, личностных. Их семьям приходится начинать жизнь заново, меняя вместе с местом проживания свою специальность, социальный статус, материально-бытовые условия, круг общения, что проецируется на детей, суммируясь с травмирующим опытом самого ребенка.

Стрессогенность ситуации определяется комплексом психологических переживаний:

- травматические переживания, связанные с военными действиями, вооруженными конфликтами, смертельной опасностью, гибелью близких;

- стрессовые переживания, связанные с потерей «прошлого» и необходимостью начинать все заново;

- смена места жительства ведет к смене микрокультурной среды, языка, жизненного уклада, ценностей и может приводить к «микрокультурному шоку»;

- временная вынужденная разлука с семьей и близкими;

- потеря социального статуса, работы, профессии.

Происходит своеобразный разрыв психологического временного пространства прошлой жизни со всеми ее приобретениями и неопределенностью перспектив будущего.

Среди реакций личности детей беженцев отмечаются: повышенная тревожность, невротические реакции, агрессия, депрессия, страхи. Это может сопровождаться нарушениями социальных связей, межгрупповыми конфликтами, агрессией, пассивностью и изоляцией.

В контексте психологической помощи детям беженцев эффективны и психологически целесообразны методы групповой работы: тренинги, группы взаимоподдержки, а также использование психологических техник решения трудных жизненных ситуаций (формирования конструктивных копинг-стратегий, «проживание будущего» и т.п.).

Организация таких групп является высокоэффективным способом оказания психологической помощи пострадавшим. Объединение детей беженцев в неформальные группы способствует преодолению кризисной ситуации, решению эмоциональных проблем, культурной ассимиляции при сохранении самобытности. Эти группы оказывают реальную социально-психологическую помощь. Деятельность таких групп взаимопомощи и взаимоподдержки, организованных с помощью специалистов, отличается результативностью при условии, что участники, объединенные сходством переживаемых проблем и кризисных жизненных обстоятельств, совместно учатся решать эти проблемы и оказывать взаимную помощь и поддержку.

Цели психологической помощи в ходе групповой работы с детьми беженцев должны включать:

- обсуждение прошлого травматического опыта, а также моделирование возможного будущего;

- минимизацию негативного восприятия себя как попавшего в кризисную ситуацию;

- выработку средств преодоления кризисной ситуации (психологических, организационных);

- оказание комплексной психологической поддержки, в том числе инструментальной, эмоционально-психологической, ценностно-смысловой и информационной.

Ведущий группы должен быть квалифицированным и профессионально подготовленным для того, чтобы сформировать группу, создать атмосферу группового доверия и сплоченности, организовать эффективную работу в группе. Работа в группе подразделяется на три этапа.

На первом происходит знакомство незнакомых членов группы между собой; группа ставится в известность о необходимых требованиях к групповой работе, вырабатывает собственные правила; определяются основные цели работы.

На втором этапе применяются самые разнообразные методы: групповые дискуссии, эмпатическое слушание, психологический анализ сложных ситуаций; различные упражнения, которые позволяют членам группы овладеть техникой эффективного общения, средствами саморегуляции.

На третьем этапе подводятся итоги и определяются задачи на будущее. На этом этапе ведущий должен создавать условия для неформального общения и совместного времяпрепровождения членов группы после завершения регламентированных занятий.

При наличии в группе высокой социально-психологической напряженности необходимо проведение специальных психокоррекционных или тренинговых занятий.

В рекомендуемой системе психологической помощи выделяют: индивидуальное консультирование детей и взрослых, направленное на помощь в совладании с пережитыми травмами, культурным шоком, стрессом и трудностями адаптации; семейное консультирование, ориентированное на гармонизацию отношений между детьми и родителями в контексте тяжёлых жизненных испытаний, а также неопределённостью и трудностями на новом месте. В целом групповая работа с детьми направлена на интегрирование беженцев в новую социальную ситуацию и развитие навыков межкультурного общения. Психокоррекционные программы разрабатываются в зависимости от типа проблемы, личностных особенностей, уровня когнитивного развития, культурных особенностей, а также степени владения русским языком. В зависимости от личностных особенностей ребенка работа проводится в рамках индивидуального консультирования или в тренинговой группе. Особое место в индивидуальной работе занимает психодиагностика состояния и проблем детей беженцев. Здесь целесообразно применение как опросных, так и проективных методов, которые не только помогают выявлять наличие проблем, но и способствуют осознанию и пониманию необходимости их решения самим ребенком. В индивидуальной работе важно учитывать культурные аспекты. При работе с беженцами психолог выступает в роли культурного медиатора – помогает использовать все наличные ресурсы взаимодействия. Групповая психологическая работа с детьми беженцев включает тренинги, направленные на развитие коммуникационных навыков и навыков творческого самовыражения, на снижение уровня страхов и тревоги, формирование чувства безопасности и защищенности.

Под фактором защищенности в психологии понимаются средства, которыми люди пользуются для защиты от тревожных и опасных ситуаций. Уровень защищенности зависит от степени конструктивности и активности поведения и деятельности. При этом важным условием конструктивного поведения выступает адекватная социализация в новых условиях как одна из значимых целей психологической помощи.

Важно обучить ребенка методам релаксации, так как чувство тревоги и напряжения очень часто сопровождает его длительное время после травмы. Основная задача – помочь справиться с чувством беспомощности и бессилия, эмоциональным отчуждением, раздражительностью, гневом и обрести потерянное чувство контроля над ситуацией.

При этом главная цель организации психологической помощи детям из семей беженцев из Украины – осуществление социальной интеграции: стабилизация эмоционального состояния, направление личностных ресурсов на активное конструирование социальной реальности.




Предварительный просмотр:

 "Профилактика и коррекция агрессивного поведения у детей дошкольного возраста"

Проблема социализации остается одной из актуальных и в процессе развития общества, и в процессе воспитания ребенка. Детство как особая культурная реальность с точки зрения социального статуса важно тем, что именно на этот период приходится основной этап социализации человека – период закладывания базиса личности, основ человеческой культуры. С другой стороны, процесс социализации в дошкольном возрасте характеризуется определенной социальной незрелостью ребенка (не сформированность устойчивых социальных установок, достаточного объема социального опыта и др.), что осложняет процесс его социальной адаптации, не позволяет ребенку быть эффективным во всех проблемных ситуациях. С первых дней своего существования человек окружен другими людьми. С самого начала своей жизни он включен в социальное взаимодействие. Первый опыт общения человек приобретает еще до того, как научится говорить.
Если в дошкольном возрасте не созданы условия для полноценной социализации, отсутствует целенаправленное социальное развитие, велика вероятность проявления у ребенка социальной дезадаптации.
Государственный стандарт дошкольного образования, дифференцируя содержание программ, реализуемых в ДОУ, выделяет несколько направлений, среди которых важное место отводится социально-личностному, включающему в себя задачи развития положительного отношения ребёнка к себе, другим людям, окружающему миру, коммуникативной и социальной компетентности детей.
Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности; развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками; становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий; развитие социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости, сопереживания, формирование готовности к совместной деятельности со сверстниками, формирование уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в Организации; формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества; формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.
Цель детского сада — эмоционально, коммуникативно, физически и психически развить ребенка. Сформировать устойчивость к стрессам, к внешней и внутренней агрессии, сформировать способности, желание учиться. При этом надо учитывать, что дети сегодняшние, это не те дети, что были вчера.
Ещё совсем недавно словосочетания «трудный ребёнок», «отклоняющееся поведение» относили в основном к подросткам. В последнее время всё чаще стали говорить и писать об асоциальном поведении младших школьников и детей дошкольного возраста. У дошкольников чаще всего встречаются такие формы социально не одобряемого поведения, как ложь, воровство, сквернословие, прямая физическая агрессия (дерутся, толкаются, кусаются, плюются). 

Мне бы хотелось поделиться опытом своей работы по профилактике и коррекции детской агрессии.
Причины появления агрессии у детей могут быть самыми разными и проявляться уже в детстве. усвоение эталонов агрессивного поведения в семье (физические наказания, драки, скандалы). Именно у детей, которые постоянно видят, как агрессивно ведут себя самые близкие люди, агрессивность чаще всего и становится устойчивой чертой;
дефицит родительского внимания, ласки, любви, который приводит к неуверенности в себе, вызывает проявления аутоагрессии;
стремление к лидерству в группе;
недостаток двигательной активности;
низкий уровень развития коммуникативных навыков и навыков совместной игры;
тревожность, впечатлительность, эмоциональная нестабильность;
косвенная стимуляция агрессии средствами массовой информации, компьютерными играми, игрушками агрессивного характера (разного рода монстры, трансформеры и т. п.).
Причинами частных случаев проявления детской агрессии могут быть:
желание завладеть игрушкой, в которую играет другой ребёнок;
ревность;
замечание воспитателя или наказание;
голод;
утомление;
скука и др.
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому основной задачей педагогов, специалистов и родителей является оказание посильной и своевременной помощи ребенку-дошкольнику. Именно поэтому так важно способствовать оказанию психолого-педагогической помощи детям по преодолению агрессивных тенденций в условиях социально одобряемых форм поведения.
Нужно помочь детям справиться с переживаниями, которые препятствуют их нормальному эмоциональному самочувствию и общению со сверстниками.
Сначала мы выясняем причины агрессивного поведения
Агрессивные дети нуждаются в понимании и поддержке взрослых, поэтому главная наша задача заключается не в том, чтобы поставить “точный” диагноз и тем более “приклеить ярлык”, а в оказании посильной и своевременной помощи ребенку.
Как правило, для воспитателей и учителей не составляет труда определить, у кого из детей повышен уровень агрессивности. Но в спорных случаях можно воспользоваться критериями определения агрессивности, которые разработаны американскими психологами М. Алворд и П. Бейкер.
Критерии агрессивности (схема наблюдения за ребенком)
Кроме того, с целью выявления агрессивности у ребенка в группе детского сада или в классе можно использовать специальную анкету, разработанную для воспитателей (Лаврентьева Г.П., Титаренко Т.М., 1992).
Критерии агрессивности у ребенка (анкета)
На основе анализа результатов психологического мониторинга определяем пути решения проблемы, проектируется просветительская, развивающая, коррекционная работа с дошкольниками, родителями и педагогами.
Модель взаимодействия участников образовательного процесса по преодолению асоциальных форм поведения:
Для воспитателя:
- семинары, практические занятия по обучению методам и приемам развития социально - коммуникативных навыков, сплочение коллектива группы, повышению мотивации и адресной помощи в отношении конкретных детей - агрессивных, и др.
- психологическое просвещение педагогов по развитию социально - коммуникативных навыков детей.
Для родителей:
- Организация практикумов, в рамках родительского клуба.
- Психологическое просвещение родителей по вопросам организации воспитательного процесса (стиль воспитания, организация деятельности детей дома, психологические индивидуально-возрастные особенности дошкольника и др.)
Для детей:
- развивающие групповые занятия;
- коррекционно-развивающие подгрупповые занятия;
- индивидуальные коррекционные занятия;
- проведение игр и упражнений в процессе режимных моментов.
Работа, по коррекции, с данной категорией детей должна проводиться в трех направлениях:
1. Работа с гневом. Обучение агрессивных детей приемлемым способам выражения гнева.
2. Обучение детей навыкам распознавания и контроля, умению владеть собой в ситуациях, провоцирующих вспышки гнева.
3. Формирование способности к эмпатии, доверию, сочувствию, сопереживанию и т.д.
Коррекционную работу с агрессивными детьми целесообразно проводить в нескольких направлениях, в зависимости от возраста, уровня развития. В группе, во время режимных моментов, можно использовать:
Творческие, художественные, эмоциональные методы.
Упражнение «Делаем мозаику»
Рвем бумагу и делаем аппликацию 
«Добрые – злые кошки» 
Рисуем синим цветом 
Игра «Тух-тиби-дух»
Физические упражнения 
Топаем ногами
Колотим воздух
«Два барана» 
«Курицы и петух» 
Использование психогимнастики - «проигрывание» этюдов на выражение гнева
«Сердитый дедушка» 
«Король Боровик не в духе» Самое правильное «Возьми себя в руки». «Врасти в землю» «Сбрось усталость». 
В специальной литературе можно найти немало упражнений и программ, направленных на коррекцию агрессивности. Обучение коммуникативным навыкам, эмоциональное развитие детей дошкольного возраста.
Эффективной работа по профилактике и коррекции асоциального поведения будет, если педагоги ДОУ и родители станут единомышленниками и союзниками в борьбе с проблемой ребёнка.
Литература
1. Алексеева Е.Е. Психологические проблемы детей дошкольного возраста. Как помочь ребёнку? Учебно-методическое пособие – Спб.: Речь, 2008.
2. Аралова М.А. Справочник психолога ДОУ. - М.: ТЦ Сфера, 2007.
3. Защита детей от жестокого обращения / Под ред. Е.Н. Волковой. - Спб.: Питер, 2007.Клюева Н. В., Филиппова Ю.В. Общение. Дети 5 – 7 лет. - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг, 2001.
4. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5- 7 лет. - Ярославль: Академия развития, 2000.
5. Лютова Е.К., Монина Г.Б. Шпаргалка для взрослых: Психокоррекционнная работа с гиперактивными, анрессивными, тревожными и аутичными детьми. - М.: Генезис, 2000.
6. Чистякова М.И. Психогимнастика. /Под редакцией М. И. Буянова. – М.: «Просвещение» «владос», 1995



Предварительный просмотр:

Коррекция тревожности у детей старшего дошкольного возраста

Задачи:

  1. Развивать эмоциональное осознание своего самочувствия, положительное настроение, повышение уверенности в себе, уменьшение тревожности;
  2. Обучать общению
  3. Воспитывать самостоятельно, принимать решения;
  4. Снятие мышечного напряжения

Ход занятия

Психолог:

- Здравствуйте, ребята!

1. Приветствие

- Давайте все вместе возьмемся за руки, улыбнемся и скажем друг другу «Доброе утро!» Замечательно!

- Я вижу, что у вас добрые, красивые улыбки и, по-моему, очень хорошее настроение!

- А как вы думаете, какое еще бывает настроение у людей?

Дети:

- Грустное, веселое, праздничное и т.д.

П:

- Сейчас мы узнаем, какое настроение у вас. Сейчас мы по кругу при помощи сравнений будем говорить, на какое время года, природное явление, погоду похоже наше настроение.

2. Игра «На что похоже настроение?»

П:

- Мое настроение похоже на белое пушистое облачко в спокойном голубом небе! А твое?

Д:

- На солнечного зайчика, ясный день и т.д.

П:

- Итак, настроение в нашей группе сегодня: веселое, грустное, смешанное и т.д.

- А как можно повысить настроение?

Д:

- Посмотреть любимый мультфильм, подарить улыбку другу и т.д.

П:

- Ребята, мне сегодня пришло сообщение, и вот какую новость я узнала. В тридевятом царстве, в тридесятом государстве пропала Василиса Премудрая, похитил ее Кощей Бессмертный и забрал у нее смех, радость, веселое настроение, и подарил ей «тоску зеленую».

- Как вы думаете, на что похоже ее настроение сейчас сравнив его с временами года, явлениями природы, погодой?

Д:

- Ее настроение похоже на осенний  туманный день, на дождь, и т.д.

П:

- Ребята, поможем найти Василису Премудрую и вернуть ей смех и веселье?

Д:

- Да!

П:

- А как мы доберемся до владений Кощея Бессмертного?

Д:

- На машине, на поезде, на самолете и т.д.

П:

- Очень много версий вы предложили, но поедем мы на паровозе.

3. Игра «Паровоз»

П:

- Паровоз будет везти вагоны через лес, а деревья предупредят об опасности, чтобы он нигде не ударился. Паровоз и вагоны должны работать слаженно с доверием друг к другу. Только в этом случае они пройдут свой путь, избежав столкновений.

- Сейчас я вам предлагаю вытянуть из коробочки по одной геометрической фигуре. Кто вытянул треугольник, тот становится деревом,  кто круг – вагонами, а кто квадрат – паровозом.

- Деревья должны расположиться так, чтобы между ними было достаточно места. Они не должны двигаться, но должны тихо говорить «ш-ш-ш» в момент, когда какой-нибудь вагон о них может удариться.

- Теперь составим наш поезд. Становитесь за паровозом и положите руки на плечи предыдущего человека. Я завяжу каждому вагону глаза, потому что только у паровоза есть свет, он идет с открытыми глазами и может видеть. Он будет двигаться очень медленно, чтобы не растерять вагоны и чтобы они чувствовали себя уверенно. Паровоз сам выбирает путь, которым пройдет через лес.

- Игру начинаем по сигналу.

- Молодцы, ребята, очень сплоченный паровоз у нас получился!

П:

- Вот мы и очутились в дремучем лесу недалеко от дворца Кощея Бессмертного, и куда идти дальше, мы не знаем, наверное, заблудились.

- Через это препятствие могут пройти только сильные и смелые ребята.

- А помогут  нам лесные жители, они   покажут дорогу к царству Кощея, но как они узнают, что мы именно такие: добрые и смелые?

Д:

- Мы им, скажем, совершим добрый поступок и т.д.

П:

- Правильно, мы им об этом расскажем.

4. Игра «Комплименты»

П:

- Сядьте в круг и возьмитесь за руки. Попробуйте сказать несколько добрых слов, за что-то похвалить друг друга. Тот, кому говорят слова, может ответить: «Спасибо, мне очень приятно!». Затем он дарит комплимент своему соседу.

П:

- Вот мы с вами выбрались из дремучего леса и оказались перед замком Кощея, он очень разгневан и не хочет отдавать нам Василису!

- Что мы можем сделать, чтобы ее спасти?

Д:

- Украсть, пожалеть Кощея, подарить что-нибудь.

П:

- Верно, давайте пожалеем Кощея, и подарим ему альбом с нашими рисунками,  и тогда он отпустит Василису Премудрую.

Д:

- Давайте.

П:

- Перед вами стоят столы на них листы бумаги, подойдите каждый к листу бумаги. Сейчас вы будете рисовать картинки, но прежде чем приступить к заданию необходимо задумать то, что хотите нарисовать. Пока звучит музыка, вы будете рисовать, как только музыка остановилась, вам необходимо перейти к рисунку соседа справа, и так до тех пора пока вы придете к своему рисунку.

- Вот, ребята, мы с вами помогли Василисе Премудрой. Пришло время вернуться в детский сад, а поможет в этом наш Паровоз.

- Василиса Премудрая благодарит вас за оказанную помощь, и оставила для вас сюрприз (медали за отвагу).

- А сейчас все вместе возьмемся за руки, и по очереди продолжим фразу: Я умею… Я могу…, улыбнемся, друг другу и скажем «До свидания!»

- Вы храбрые ребята!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

стендовая информация для педагогов ДОУ "Давайте радоваться жизни"

Доступная и простая информация будет интересна педагогам...

Информация для педагогов по технологии проектной деятельности

Педагогические исследования показывают, что главная проблема образования – потеря живости, притягательности процесса познания. В последние годы·     увеличилось число дошкольников,...

Информация для педагогов

Буклет для педагогов...

Информация для педагогов

Авторская электронная игра для детей старшей группы по познавательному развитию "Весёлые загадки от лесного гнома" .Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе компенсирующей...

Информация для педагогов «Применение Адвент-календаря в работе педагога-дошкольника»

Адвент-календарь, как инновационная  проектно-игровая  деятельность в ДОУ...