Знакомство с дорожными знаками
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему

Предлагаемый материал содержит конспекты ознакомления дошкольников с правилами безопасного поведения  на улицах города. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon znakomstvo_s_dorozhnymi_znakami.doc51 КБ
Microsoft Office document icon konspekty_besed.doc57.5 КБ

Предварительный просмотр:

Знакомство с дорожными знаками

Программное содержание:

Цель: Знакомство с дорожными знаками для пешеходов.

Задачи:

  • Учить распознавать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Пешеходная дорожка», «Велосипедная дорожка», «Стоянка транспортных средств», «Останока автобуса»;
  • Совершенствовать умение ориентироваться на переходе проезжей части дороги, в дорожных знаках, в сигналах светофора;
  •  Развивать активный словарь путем введения понятий: «транспортные средства», «пешеход», «автомобиль», тротуар;
  • Совершенствовать знание улицы, на которой находится детский сад и близлежащих учреждений;
  • Активизировать когнитивные процессы: внимание, память, мышление, а также умение ориентироваться в пространстве.

 

Оборудование:

Макет улиц города, маленькие модели зданий, дорожных знаков, человечка.

Предшествующая работа:

 Рисование макета улиц города (коллективная работа), конструирование моделей зданий, светофора, лепка из пластилина: человечек, деревья.

Этап занятия

Воспитатель:

 Ответы детей:

1.

(Вводная беседа)

2. Основная часть

3. Заключительная

Часть

(Итог занятия)

Сегодня мы совершим прогулку по нашему  городу с помощью макета, который  подготовили раньше.

В Мытищах проживает много людей, а по улицам проезжает много транспортных средств. Вы знаете, что называется транспортным средством?

 

Транспортные средства – это легковые автомобили, грузовые машины и наземный пассажирский транспорт.

Назовите виды наземного пассажирского транспорта.

   

Как называются  люди, которые ходят по улицам пешком?

Чтобы транспортные средства и пешеходы не мешали друг другу, для них придуманы специальные правила. Они называются Правилами дорожного движения.

(Воспитатель раскладывает на столе макет улиц города)

 Давайте обозначим на макете наш детский сад. На какой улице он находится?

Какие здания и учреждения еще находятся на улице Лётная?

Где проезжают  транспортные средства?

Где  идут пешеходы?

Правильно. Часть дороги, по которой ходят люди, называется тротуаром.  

Чтобы нам было безопасно перемещаться по улицам города, необходимо помнить правила дорожного движения. А в этом нам помогают дорожные знаки.

Существуют дорожные знаки для водителей и для пешеходов. Мы выставим на макет дорожные знаки для пешеходов.

(Выставляется знак пешеходный переход)

О чем говорит этот знак?

Если нам необходимо перейти дорогу, чтобы попасть в Ледовый дворец, мы пройдем по пешеходному переходу.

А из Ледового дворца мы отправимся в библиотеку.  Придется переходить проезжую часть в месте, которое регулируется светофором. На какой сигнал светофора мы можем переходить дорогу?

Если захочется отдохнуть и подышать свежим воздухом,  отправимся в парк.

Для отдыхающих здесь есть много аттракционов. А для любителей велосипедного спорта мы организуем   велосипедную дорожку. Давайте обозначим ее на макете при помощи соответствующего знака.

(Выставляется знак, обозначающий велосипедную дорожку). Теперь здесь можно смело кататься на велосипеде, въезд транспортных средств на велосипедную дорожку нам не угрожает.

А кто-то приехал в парк на автомобиле.

 (Выставляется знак «Парковка транспортных средств»).

 Что означает этот знак?

(Выставляется знак «Пешеходная дорожка»).

Как вы думаете, в каком месте нашего города можно поставить такой знак?

Мы долго гуляли по улицам города пешком и  немного устали. Давайте вернемся в детский сад на автобусе. Какой знак мы можем увидеть рядом с автобусной остановкой?

Наша прогулка по улицам города подходит к концу. Что  можно рассказать о нашем маленьком путешествии друзьям, чему мы научились, какими знаниями можем поделиться?

Хорошо, что вы запомнили, о чем говорят пешеходам дорожные знаки. Надеюсь,  ваше передвижение по городу всегда будет приятным и безопасным!

 

 

 

 

Это легковые и грузовые машины, автобусы и маршрутки.

Автобус, маршрутное такси, троллейбус, трамвай.

Пешеходы.

На улице Лётная.

(Дети называют учреждения и выставляют макеты зданий).

Ледовая арена, библиотека, поликлиника, магазин «Пятерочка», школа, сбербанк,

жилые дома.

По проезжей части улицы.

По тротуару.

Этот знак обозначает пешеходный переход.

На зеленый сигнал светофора.

Этот знак обозначает место стоянки транспортных средств. Заходить на эту площадку нам не разрешается.

Такой знак можно поставить в парке, где прогуливаются пешеходы, потому что он обозначает пешеходную дорожку. Машинам  и велосипедистам въезд запрещен.

(Дети ставят знак «Остановка автобуса»)

  • Мы расскажем , что для  удобства и безопасности водителей и пешеходов придуманы правила дорожного движения.
  • Транспортные средства едут по проезжей части дороги, а пешеходы ходят по тротуару.
  • Для пешеходов, как и для водителей, существуют дорожные знаки.
  • Мы узнали, какие знаки что обозначают, например, это знак – «Пешеходный переход», этот знак обозначает велосипедную дорожку, это – знак парковки автомобилей, а этот говорит о том, что здесь находится остановка автобуса.
  • А еще мы вспомнили, что означают сигналы светофора:

Красный свет – подожди, дороги нет.

Желтый – приготовься ты к пути, а зеленый свет – иди!



Предварительный просмотр:

Конспекты бесед, целевых прогулок

Целевая прогулка. Наблюдение за работой светофора.

Цель: закрепить знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах. Воспитывать умение детей правильно реагировать на сигналы светофора.

Ход прогулки.

Перед выходом на прогулку воспитатель загадывает детям загадку:

Чтоб тебе помочь

Путь пройти опасный,

Горит и день и ночь –

Зеленый, желтый, красный.

Дети наперебой называют отгадку – это светофор.

На перекрестке самое оживленное движение: мчатся машины, спешат люди. Именно здесь стоит светофор. Он регулирует дорожное движение.

Все водители и пешеходы должны действовать согласно правилам. Каким?

Выслушав ответы, прочитать стихотворение С. Михалкова.

Если свет зажегся красный,

Значит, двигаться опасно,

Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь открыт!»

Желтый свет – предупрежденье –

Жди сигнала для движенья.

Выйдя на прогулку, дети наблюдают за движением пешеходов и транспорта. Воспитатель предлагает вспомнить, как должен действовать пешеход при переходе улицы. После этого дети вместе с воспитателями (один впереди колонны, другой – в конце) переходят улицу.

В конце прогулки проводится игра в автогородке со светофором.

Целевая прогулка. Наблюдение за работой сотрудника ГАИ.

Цель: уточнить знание детей о работе сотрудника ГАИ, объяснить значение его жестов. Воспитывать внимание, сосредоточенность, умение ориентироваться на сигналы регулировщика.

Ход прогулки.

Перед прогулкой воспитатель вспоминает с детьми назначение сигналов светофора, затем объясняет, что за порядком на улице следит милиционер – сотрудник ГАИ.

Во время прогулки педагог подводит детей к перекрестку, где движением управляет регулировщик.

- Посмотрите, на перекрестке стоит милиционер-регулировщик. Он регулирует движение транспорта и пешеходов. В руке у него черно-белая палочка. Она называется жезлом. Милиционер то поднимает его вверх, то опускает вниз, то отводит в сторону, поворачиваясь к нам лицом, спиной или боком. Посмотрим, что означают все эти движения.

Вот он поднял жезл, сам повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали. Значит, если регулировщик стоит боком к транспорту или пешеходам – можно идти, ехать.

Но вот он повернулся к транспорту спиной или грудью – проезд закрыт.

Милиционер поднимает жезл вверх – «внимание».

Таким образом, регулировщик показывает транспорту жезлом, когда начать движение и когда переходить улицу пешеходам.

Воспитатель предлагает детям понаблюдать за работой сотрудника ГАИ.

- Сегодня мы с вами узнали, что не только светофоры управляют движением на улицах и дорогах, но и милиционеры-регулировщики.

Занятие. Улица города.

Программное содержание.

Закрепить у детей знание правил дорожного движения.

Люди ходят по тротуарам, переходят улицу по переходам при разрешающих сигналах светофора или милиционера-регулировщика.

Детям запрещается играть на тротуаре, у дорог, на дороге.

Транспорт идет по правой стороне проезжей части.

Познакомить детей со знаками, обозначающими пешеходные переходы. Знать значение сигналов светофора.

Расширять знания о правилах поведения детей на улице. Довести до сознания детей, к чему может привести нарушение правил дорожного движения.

Воспитывать у детей внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость, умение оказать помощь другому.

Материал к занятию: машины, куклы, обруч, самокат, клюшка, шайба, маски – зайца, петушка, мишки.

Ход занятия.

- Ребята, где бы вы ни были: в городе – большом или маленьком, в деревне, в селе – везде надо строго соблюдать Правила дорожного движения. Это необходимо для безопасности пешеходов и транспорта, для того, чтобы не мешать дорожному движению.

Для пешеходов и водителей есть специальные правила. Многие из них вы знаете. Давайте вспомним, как надо ходить по улице и переходить дорогу.

Какие вы знаете правила для пешеходов?

- 1. По улице надо идти спокойным шагом.

- 2. Идти только по тротуару, по правой его стороне.

- 3. Улицу можно переходить только при зеленом сигнале светофора.

- 4. Улицу нужно переходить только по переходам.

- Да, ребята, если улица широкая, то пешеходы не всегда успевают ее перейти. И те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине – на «островке безопасности». Значит, где должны останавливаться пешеходы, если при переходе улицы их застал красный свет?

- На «островке безопасности» или линии, разделяющей транспортные потоки противоположных направлений (на середине проезжей части).

- Правильно. Какие еще есть правила?

- 5. Нельзя играть, кататься на санках, самокатах и коньках на дороге.

- Ребята, есть еще правила, которые должны знать и всегда о них помнить и взрослые и дети, - это правила чуткости, внимания, отзывчивости, оказания помощи друг другу, и особенно старикам и инвалидам.

Кто хочет рассказать, как должны выполняться эти правила? (Предложить рассказать нескольким детям).

Затем детям одевают шапочки-маски: зайца, петушка, мишки, шапочку с огоньками светофора: красную, желтую, зеленую. Стихи о светофоре:

У светофора окошечка три,

При переходе на них посмотри.

Ребенок в шапочке с красным окошечком:

Если в окошечке красный горит,

«Стой! Не спеши» - он говорит.

Красный свет – идти опасно!

Подожди, постой немножко!

Не рискуй собой напрасно!

Ребенок в шапочке с желтым окошечком:

Если вдруг желтое вспыхнет окошко,

Подожди, постой немножко.

Ребенок в шапочке с зеленым окошечком:

Если в окошке зеленый горит

Ясно, что путь пешеходу открыт.

Зеленый свет зажегся вдруг –

Теперь идти мы можем.

Ты, светофор, хороший друг,

Шоферам и прохожим.

Воспитатель: А теперь посмотрите, дети, что случается с теми, кто не выполняет правил дорожного движения. Дети импровизируют различные действия в момент чтения стихотворных строк.

Ребенок:

Мы частенько замечаем

И для вас изображаем

Шалунов на мостовой,

Тех, кто к правилам движенья

Не имеет уваженья.

И рискует головой.

Чтоб несчастья избежать,

Просим им не подражать!

1-я картина:

Вдоль по улице гонялся

С клюшкою мальчишка,

Хорошо, что жив остался, -

В синяках, да в шишках.

Воспитатель: Можно ли играть на дороге? Где должны играть дети?

2-я картина:

По дороге катается мальчик на самокате.

Ребята:

Ты не в цирке! Здесь дорога!

Подвернется руль немного,

Ну кого ты удивишь?

Под машину угодишь!

Воспитатель: Где можно кататься на самокате?

3-я картина:

Люба катает по дороге обруч.

Ребенок:

Как за Любу не бояться?

Попадет она в беду!

Воспитатель: Где должна играть Люба с обручем?

4-я картина: Мальчик в маске зайчика перебегает дорогу наискосок.

Ребята:

А это что еще за мода?

Перебегать наискосок?

Ты видел знаки перехода?

А где дорогу пересек?

Воспитатель: Подскажите, дети, как зайчик должен переходить дорогу?

5-я картина: Идет машина. «Петушок», «Мишка» бегают и играют в пятнашки.

Ребята:

Друзья несутся во всю прыть,

А мы за них в тревоге.

Машину не остановить

На ледяной дороге.

Воспитатель: Где должны играть дети, петух и мишка?

6-я картина: «Мамы с детьми» (девочки с куклами). Встали на переходе и разговаривают между собой, оставив детей на дороге.

Ребята:

Заболтались две мамаши,

И забыли всё на свете,

Оглянитесь! Это ваши

Под машину лезут дети!

Мамы «подбегают к детям» и уносят их на «тротуар». Мимо идут машины.

Воспитатель: Для чего, ребята, взрослым и детям необходимо выполнять правила дорожного движения?

Ответ: Для безопасного движения транспорта и пешеходов.

Все дети:

Нужно правила движенья

Выполнять без возраженья.

Целевая прогулка. Наблюдение за движением транспорта и работой водителя.

Цель: закрепить знания о двустороннем и одностороннем движении. Познакомить с предупредительными сигналами машин. Обратить внимание детей на дорожный знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части цлицы. Воспитывать сосредоточенность, зрительный контроль.

Ход прогулки.

Воспитатель подводит детей к перекрестку и предлагает понаблюдать за движение транспорта. Обращает внимание на то, что при повороте на другую улицу, водитель включает у машины спереди и сзади световые сигналы. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны внимательно следить за предупредительными сигналами. И, прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево.

- Работа у водителя – ответственная. Управляя своей машиной, он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофора, пешеходами. Кроме того, он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов, - говорит воспитатель. – Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, где следует переходить улицу?

- На дороге нарисованы широкие белые полосы.

- Правильно, а еще как можно определить место перехода?

- По специальному дорожному знаку: на нем нарисован шагающий человек (ребенок показывает знак).

- Этот дорожный знак указывает, что только в этом месте пешеходы могут переходить улицу, а водители транспорта должны быть тут особенно внимательными.

Беседа. Обязанности пассажиров.

Программное содержание: закрепить знания детей об обязанностях пассажиров. Воспитывать желание оказать содействие и помощь тем, кто в них нуждается при переходе улицы.

Ход беседы.

Вопрос к детям: Какие правила для пассажиров вы знаете?

Предполагаемые ответы детей: ожидать автобус, троллейбус, трамвай разрешается только на посадочных площадках, а при их отсутствии – на тротуаре.

Посадка и высадка пассажиров разрешаются после полной остановки транспорта.

При посадке и высадке необходимо соблюдать порядок, не мешать другим пассажирам.

Выйдя из общественного транспорта, нельзя сразу же переходить дорогу, надо посмотреть, где расположен переход и перейти в указанном месте, строго соблюдая правила.

Беседа. Обязанности пешехода.

Программное содержание: закрепить знания детей о поведении пешехода. Воспитывать внимательность, собранность, дисциплинированность на улице.

Активизация словаря: специальный звуковой сигнал, ограниченная видимость.

Содержание беседы. Пешеходы должны двигаться по тротуарам, придерживаясь правой стороны.

Проезжую часть пешеходы пересекают по пешеходным переходам. В местах, где движение регулируется, пешеходы должны руководствоваться сигналами светофора или регулировщика. При отсутствии обозначенного перехода, светофора, регулировщика переходить следует на перекрестках по линии тротуаров. При отсутствии перекрестка поблизости, разрешается переходить дорогу под прямым углом к краю проезжей части в том месте, где она хорошо просматривается в обе стороны.

При переходе проезжей части пешеходы не должны задерживаться или останавливаться. Люди, не успевшие перейти проезжую часть, должны остановиться на «островке безопасности», или осевой линии, разделяющей проезжую часть пополам.

Пешеходу опасно:

- выходить на проезжую часть из-за стоящего транспорта или иного препятствия, ограничивающего видимость, не убедившись в безопасности;

- переходить проезжую часть в случае приближения транспорта с включенным  маячком синего цвета и (или) специальным звуковым сигналом.

Целевая прогулка. Знакомство с местом остановки пассажирского транспорта.

Цель: расширять знания детей о пассажирском транспорте. Развивать внимание, ориентировку в пространстве, умение вести себя в транспорте.

Активизация словаря: посадочная площадка, транспортные средства.

Ход прогулки.

Перед прогулкой воспитатель спрашивает детей:

- Что делают люди, если им надо попасть из одной части города в другую?

- Они едут на троллейбусе, автобусе, метро.

- Правильно. А как называются люди, которые едут в автобусе и троллейбусе?

- Пассажиры.

- Где можно сесть в автобус, троллейбус или трамвай?

- На остановке.

Воспитатель проводит детей к остановке и располагает их так, чтобы они не мешали окружающим, затем спрашивает:

- Как мы определили, что именно здесь остановка автобуса?

- Здесь установлен дорожный знак «Место остановки автобуса».

- Правильно, люди ждут автобус на остановке. Они стоят на посадочной площадке или на тротуаре. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину. Вот подъезжает автобус. Он останавливается, и двери открываются. Все спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него через передние двери. Входить в транспорт нужно спокойно, не толкая рядом стоящих.

- В автобусе (троллейбусе) пассажиры должны соблюдать также особые правила. Кто знает, какие это правила? Разговаривать тихим голосом, уступать место пожилым людям, пассажирам с детьми на руках, инвалидам, больным людям. Нельзя высовываться из окна.

Особую осторожность необходимо соблюдать на трамвайных остановках. Они часто находятся на середине проезжей части улицы. А если нужно перейти на противоположную сторону улицы, то надо подождать, пока трамвай уедет, затем убедиться, что близко нет машин, и перейти улицу.

Викторина для детей старшего дошкольного возраста
"По правилам дорожного движения"

Цель викторины:
 Определение наличия у ребенка умений и навыков безопасного поведения на дороге;
• Выяснение готовности ребенка самостоятельно оценивать дорожно-транспортные ситуации;
• Закрепление у ребенка уверенности в себе, в том, что он успешно может справиться с любой дорожной ситуацией.

  1. Из каких основных элементов состоит дорога? (Дорога состоит из проезжей части, тротуаров, обочин).
  2. Как называется человек, идущий по тротуару? (пешеход).
  3. Кто такой участник движения? (Пешеход, пассажир, водитель).
  4. Где разрешается ходить по дороге? (По тротуарам, обочинам, пешеходным дорожкам, при отсутствии указанных мест - по краю проезжей части).
  5. Где разрешается переходить проезжую часть дороги? (По пешеходным, подземным, надземным переходам).
  6. Правила перехода проезжей части? (Посмотреть налево, убедиться в безопасности, не спеша дойти до середины, посмотреть направо).
  7. Какие средства регулирования дорожного движения вы знаете? (Дорожные знаки и разметка, сигналы светофора и регулировщика, предупредительные сигналы, подаваемые водителями транспортных средств).
  8. Что означают цвета светофора? (Красный — стой, желтый - внимание, зеленый - иди).
  9. Какие есть виды транспорта? (Пассажирский, грузовой, специальный).
  10.  Как правильно обходить стоящий транспорт? (Сзади, со стороны приближающегося к нему транспорта)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знакомство с дорожными знаками

Расширение знаний детей о дорожных знаках и их значении....

Знакомство с дорожными знаками

знакомство с дорожными знаками...

«Знакомство с дорожными знаками»

Конспект НОД  по теме «Правила дорожного движения»  с детьми средней группы...

«Знакомство с дорожными знаками. На чем люди ездят».

Интегрированное занятие с детьми старшего дошкольного возраста...

НОД "Знакомство с дорожными знаками"

           Знакомство с дорожными знакамиЦЕЛИ: формировать знания о дорожных знаках и их назначении, образную речь; закреплять знания о правилах поведения на дорог...