« Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности при обучении детей правилам дорожного движения»
учебно-методический материал по обж на тему

Зайцева Екатерина Николаевна

Выступление на семинаре для педагогов дошкольного образования

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник в  изобразительной деятельности при обучении детей правилам дорожного движения.

Учитывая особую значимость и актуальность работы по обучению дошкольников основам безопасности, я решила использовать принцип интеграции образовательных областей: «художественно - эстетическое развитие» и « социально - коммуникативное », чтобы повысить  усвоение материала по ПДД и параллельно  развить в детях художественно - эстетические чувства.  Расширяя цели и задачи в работе по правилам дорожного движения, я стала внедрять нетрадиционные техники и методы изобразительной деятельности. Дети получают знания и навыки культуры поведения на улицах и дорогах, отражают  свои впечатления в конкретном продукте. Рисование, аппликация  нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома интересных вещей (зубная щетка, расческа, свечи, поролон, катушки ниток и другие). Особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе образования замысла. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности  можно использовать в свободное время.

Проведение непосредственной образовательной деятельности  с использованием нетрадиционных техник:

- развивает уверенность в своих силах;

- способствует снятию детских страхов;

- развивает пространственное мышление;

 - учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

 - учит детей работать с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

- развивает чувство  фактурности  и объемности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам радость, если оно строится с учетом специфики и возраста детей.  Свою работу начинаю с младших групп и по принципу «от простого к сложному».

Основные техники, используемые в младшем возрасте:

  • Рисование пальчиками, ватными палочками

Рисование пальчиками.   Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Рисование точками. Для этого необходимо окунуть ватную палочку в густую краску, затем поставить на белый лист и наносить изображение.

  • Оттиск печатками из картофеля.
  • Рисование ладошкой

Рисование ладошкой. Рисуют правой и левой рукой, окрашенными разными цветами, дополняют образ нужными деталями «Дерево», «Птица» и т. д. В среднем возрасте ладошку можно обводить карандашом.

  • отпечатки листьев; 

Отпечатки листьев.   Ребенок покрывает внутреннюю сторону листочка дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Изучая тему  во  второй младшей группе «Знакомство с улицей», мы рисовали с детьми  дорогу «Зебру» (слайд №1)

В средней группе  добавляется:

  • оттиск печатками из картофеля

Часто использую схемы – модели.  Закрепляя знания детей  о видах транспорта, я использовала нетрадиционный способ «оттиск печатками из картофеля» (слайд №2). Можно в игре «Продолжи ряд»  печатками из картофеля изобразить колеса у поезда,  количественный ряд. После беседы о сигналах светофора  мы с детьми рисовали пальчиками  «светофор» (слайд №3).

  • Оттиск поролоном. (слайд №4)
  • рисование свечой

Рисование свечой.   Ребенок рисует свечой на бумаге, затем окрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Раскрашивание дорожных знаков, выполненных в технике «свечкографии». Детям предлагается высказать предположение, какой же знак у них получится после раскрашивания. После раскрашивания дети выбирают предписывающие знаки. А также можно изобразить улицу города. (слайд №5)

  • Использование разнофактурной  бумаги в изображении предметов, портретов (бумажная пластика)

Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых форм - округлые комочки, жгуты. Способы: «Роза», «Листик», «Капелька» и др. Аппликация из мятой бумаги, жгутиков, шариков. Дети учатся обрывать бумагу на мелкие и крупные куски; жгутики получают путем скручивания бумажных салфеток или гофрированной бумаги. Основа во всех аппликациях бумажная или картонная, а клей потребуется разный, в зависимости от приклеиваемого материала: клей –карандаш или ПВА.

В старшей группе используют:

  • Монотипию предметную (слайд №6);
  • Восковые мелки + акварель;

Очень интересно использовать такой способ  после освоения тем «Улица города», «Перекресток», «Дорожные знаки».

  • Оттиск пробкой, поролоном, пенопластом.

  • Лепка на картон по контуру

Светофор легко изобразить такими  способами, как:  монотипия, лепка  на картон по контуру; также нарисовать пальчиками. (слайд №7)

  • Аппликация из природного материала. Темы: «Водный транспорт» (слайд №8)

В подготовительной к школе группе добавляется:

  • Монотипия сюжетная. На верхней половине листа дети наносят рисунок фломастером или акварельными карандашами, затем нижнюю половину листа  смачивают мокрой губкой,  лист сгибают пополам, образуется зеркальное отражение рисунка, например «Улица города»

  • Ниткография. 

Метод ниткографии. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивают ниточки. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из ниток можно готовить интересные сюжеты, например «Корабли на рейде», «Дороги улицы»,  «Транспорт». Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета.

  • Складывание из бумаги (оригами, моделирование). (слайд №9,10)

Работа с использованием нетрадиционных техник рисование показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. Изучая тему «Перекрёсток», дети проявляют творчество - рисуют на дорожную тематику, затем вырезают готовые формы (люди, деревья, транспорт, дома) и составляют макет улицы, после чего обыгрывают. (слайд №11)

Постоянно проходят выставки детских работ для родителей (слайд №12).

Принимаю участие в районных и областных конкурсах.

Использованная литература:

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М., 2008.

2.Рузакова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.- Санкт-Петербург, 2007.

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Санкт-Петербург, 2007.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М., 2004.

5.Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.,2010.

6.Румянцева Е. Аппликация «Простые поделки». – М.,2011 

 



Предварительный просмотр:

Использование нетрадиционных техник в  изобразительной деятельности при обучении детей правилам дорожного движения.

Учитывая особую значимость и актуальность работы по обучению дошкольников основам безопасности, я решила использовать принцип интеграции образовательных областей: «художественно - эстетическое развитие» и « социально - коммуникативное », чтобы повысить  усвоение материала по ПДД и параллельно  развить в детях художественно - эстетические чувства.  Расширяя цели и задачи в работе по правилам дорожного движения, я стала внедрять нетрадиционные техники и методы изобразительной деятельности. Дети получают знания и навыки культуры поведения на улицах и дорогах, отражают  свои впечатления в конкретном продукте. Рисование, аппликация  нетрадиционными способами – увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Сколько дома интересных вещей (зубная щетка, расческа, свечи, поролон, катушки ниток и другие)! Особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе образования замысла. Нетрадиционные техники в изобразительной деятельности  можно использовать в свободное время.

Проведение непосредственной образовательной деятельности  с использованием нетрадиционных техник:

- развивает уверенность в своих силах;

- способствует снятию детских страхов;

- развивает пространственное мышление;

 - учит детей свободно выражать свой замысел;

- побуждает детей к творческим поискам и решениям;

 - учит детей работать с разнообразным материалом;

- развивает чувство композиции, ритма, колорита, цветовосприятия;

- развивает чувство  фактурности  и объемности;

- развивает мелкую моторику рук;

- развивает творческие способности, воображение и полет фантазии.

Овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам радость, если оно строится с учетом специфики и возраста детей.  Свою работу начинаю с младших групп и по принципу «от простого к сложному».

Основные техники, используемые в младшем возрасте:

  • Рисование пальчиками, ватными палочками

Рисование пальчиками.   Ребенок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. Рисование точками. Для этого необходимо окунуть ватную палочку в густую краску, затем поставить на белый лист и наносить изображение.

  • Оттиск печатками из картофеля.

Материалы: мисочка, в которую вложена штемпельная подушечка из тонкого поролона, пропитанного гуашью.

Картофель помыть, очистить. Проще всего сделать штамп при помощи металлических формочек для печенья – они имеют острый край и довольно легко вдавливаются в картофель. Формочку вдавить в картофель и обрезать лишнее снаружи. Ребенок прижимает к штемпельной подушке с краской печати из картошки и наносит оттиски на бумагу. Легче сделать штампы в виде простых фигур: овал, круг, квадрат, треугольник. ( легко с помощью штампов изобразить колеса автомашин)

  • Рисование ладошкой

Рисование ладошкой. Ребенок опускает в гуашь ладошку ( всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки. Рисуют правой и левой рукой, окрашенными разными цветами, дополняют образ нужными деталями Например, изображения : «Дерево», «Птица» и т. д. После работы руки вытирают салфеткой, затем гуашь легко смывается. В среднем возрасте ладошку можно обводить карандашом.

  • отпечатки листьев; 

Отпечатки листьев.   Ребенок покрывает внутреннюю сторону листочка дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

Изучая тему  во  второй младшей группе «Знакомство с улицей», мы рисовали с детьми  дорогу «Зебру» (слайд №1)

В средней группе  добавляется:

  • оттиск печатками из картофеля

Часто использую схемы – модели.  Закрепляя знания детей  о видах транспорта,  я использовала нетрадиционный способ  рисования - «оттиск печатками из картофеля» (слайд №2).

  • Оттиск поролоном.

Материалы: палочка с поролоновым тампоном или поролоновые кружки, которые нужно собрать за края в « капельку», гуашь.  Можно в игре «Продолжи ряд»  печатками из поролона изобразить колеса у поезда, закрепить  количественный ряд.

 (слайд №3, №4)

  • После беседы о сигналах светофора  мы с детьми рисовали ватными палочками  сигналы светофора (слайд №5).

В средней группе можно начать использовать технику : Лепка на картоне по контуру.

  • Лепка на картоне по контуру. ( слайд №6 - « Светофор»)  В Старшем возрасте можно таким образом изготовить  дорожные знаки ,  выполнить аппликацию «Машины».
  • Рисование свечой

Рисование свечой.   Ребенок рисует свечой на бумаге, затем окрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок свечой остается белым. Раскрашивание дорожных знаков, выполненных в технике «свечкографии». Детям предлагается высказать предположение, какой же знак у них получится после раскрашивания. После раскрашивания дети выбирают предписывающие знаки или запрещающие. (слайд №7)

 Таким же способом  можно изобразить улицу города.

  • Использование разнофактурной  бумаги в изображении предметов, портретов (бумажная пластика)

Формообразования в бумажной пластике доступнее всего начинать с простых форм - округлые комочки, жгуты. Способы: «Роза», «Листик», «Капелька» и др. Аппликация из мятой бумаги, жгутиков, шариков. Дети учатся обрывать бумагу на мелкие и крупные куски; жгутики получают путем скручивания бумажных салфеток или гофрированной бумаги. Основа во всех аппликациях бумажная или картонная, а клей потребуется разный, в зависимости от приклеиваемого материала: клей –карандаш или ПВА.

В старшей группе используют:

  • Аппликация из природного материала и ткани ( листья, семена растений и пр.)  Тема : « Водный транспорт» ( Слайд № 8)
  • Монотипию предметную ;

Способ получения изображения: ребенок складывает лист бумаги вдвое и на одной его половине рисует половину изображаемого предмета( предметы симметричные). Пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка.

  • Восковые мелки + акварель;

Очень интересно использовать такой способ  после освоения тем «Улица города», «Перекресток», «Дорожные знаки».

  • Оттиск пробкой.

В подготовительной к школе группе добавляется:

  • Монотипия сюжетная. На верхней половине листа дети наносят рисунок фломастером или акварельными карандашами, затем нижнюю половину листа  смачивают мокрой губкой,  лист сгибают пополам, образуется зеркальное отражение рисунка, например «Улица города»  (слайд № 9)

  • Ниткография. 

Метод ниткографии. В основе этого метода лежит следующая особенность: к фланели или бархатной бумаге притягивают ниточки. Нужно только прикреплять их легкими движениями указательного пальца. Из ниток можно готовить интересные сюжеты, например «Корабли на рейде», «Дороги улицы»,  «Транспорт». Развивается воображение, чувство вкуса. Особенно девочки учатся умело подбирать цвета.

  • Складывание из бумаги (оригами, моделирование). (слайды №10,11)Темы: « Виды транспорта», « Паровоз»

Работа с использованием нетрадиционных техник рисования показывает положительную динамику, которая проявляется в продуктивной деятельности детей. . (слайд №12)

Изучая тему «Перекрёсток», дети проявляют творчество - рисуют на дорожную тематику, затем вырезают готовые формы (люди, деревья, транспорт, дома) и составляют макет улицы, после чего обыгрывают.

Постоянно проходят выставки детских работ для родителей (слайд №13).

Принимаю участие в районных и областных конкурсах.

Использованная литература:

1.Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду.- М., 2008.

2.Рузакова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности.- Санкт-Петербург, 2007.

3.Никитина А.В. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – Санкт-Петербург, 2007.

4.Казакова Р.Г. Рисование с детьми дошкольного возраста. – М., 2004.

5.Дубровская Н.В. Аппликации из природных материалов. – М.,2010.

6.Румянцева Е. Аппликация «Простые поделки». – М.,2011 

 

Муниципальное учреждение

«Управление дошкольного образования

Исполнительного комитета

Нижнекамского муниципального района РТ

МБДОУ  «Детский сад общеразвивающего вида №17

   

Доклад

Тема: « Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности при обучении детей правилам дорожного движения»

Подготовила:

воспитатель Зайцева Е.Н.

г.  Нижнекамск 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения. Тема «Путешествие со Cмешариками».

Цель: формировать  у детей устойчивые знания о правилах безопасного дорожного движения в качестве пешехода. Задачи:1.     Расширять знания детей о правилах поведения...

Непосредственно образовательная деятельность по обучению детей правилам дорожного движения в младшей группе "Приключения Винни Пуха"

Данный вид деятельности воспитывает у детей младшего дошкольного возраста умение правильно вести себя на улице. С помощью игры малыши  закрепляют представление об улице, дороге, тротуаре, знакомя...

Конспект открытого мероприятия НОД организованной интегрированной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения для детей подготовительной к школе группы «Наш друг - светофор»

Конспект открытого мероприятия  НОД организованной интегрированной образовательнойдеятельности по обучению детей правилам дорожного движениядля детей подготовительной к школе группы«Наш друг - св...

Конспект образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения на тему «Дорога без опасности» для детей подготовительной группы.

Конспект  образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движенияна тему «Дорога без опасности»для детей подготовительной группы....

«Использование интерактивных форм работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения»

laquo;Использование интерактивных форм работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения»...

Конспект непрерывной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения. Игра «Счастливый случай»

Игра «Счастливый случай»Цель:Систематизировать знания детей о правилах дорожного движения. Закреплять знания детей о дорожных знаках. Развивать логическое мышление, речь.Профилактика детск...

Технологическая карта организованной образовательной деятельности по обучению детей правилам дорожного движения "Правила дорожные, знать каждому положено!"

Современный динамично развивающийся мир предъявляет повышенные  требования к людям в плане социальной адаптации и безопасного поведения на улице. Особую тревогу вызывает слабая подготовленность д...