система работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе
методическая разработка по обж (старшая группа) на тему

Хромченко Вера Владимировна

система работы по основам безопасности жизнедеятельности включает:

-задачи по всем разделам безопасности жизнедеятельности:

"Природа и безопасность";

"Безопасность на улице";

"Безопасность в общении";

"Безопасность в помещении";

планирование образовательной деятельности по "Основам безопасности жизнедеятельности детей в старшей группе"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sistema_raboty_obzh.docx67.62 КБ

Предварительный просмотр:

Система  работы по основам безопасности жизнедеятельности

Цель: формирование основы  безопасного поведения дошкольников.

Задачи раздела «Природа и безопасность»:

-Формировать представления детей о свойствах различных природных объектов, связанных с ними потенциально опасных ситуациях;

-Знакомить с правилами сбора растений и грибов, правилами безопасности у водоемов в зимний и летний периоды, правилами поведения, связанными с различными природными явлениями, контактами с дикими и домашними животными;

-Знакомить детей с моделями безопасного поведения при взаимодействии с природными объектами на примере реальных людей, персонажей литературных произведений, учить на элементарном уровне оценивать соответствие действий правилам, знакомить с возможными последствиями нарушения правил для человека и природы;

-Формировать умение анализировать обучающие ситуации, знакомить с тактикой избегания и путями преодоления различных видов опасностей;

-Развивать основные физические качества, двигательные умения, определяющие возможность выхода из опасных ситуаций.

Задачи раздела «Безопасность на улице»:

-Знакомить детей с устройством городских улиц, основными правилами дорожного движения, моделями культурного и безопасного поведения участников дорожного движения (пешеходов, пассажиров, водителей), стимулировать включение полученной информации в игровое взаимодействие;

-Формировать умения работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями, самостоятельно придумывать элементарные символьные обозначения, составлять схемы;

-Учить оценивать соответствие действий других детей, собственных действий правилам безопасности на игровой площадке, формировать стремление и умение соблюдать их, формировать осознанное отношение к своему здоровью и безопасности, здоровью и безопасности других людей;

-Формировать представления о потенциально опасных ситуациях, возникающих в различных погодных условиях.

Задачи раздела «Безопасность в общении»

-В ходе чтения произведений художественной литературы, наблюдений, анализа ситуаций подводить детей к пониманию правил поведения при контакте с незнакомыми людьми, формировать осознанное отношение к собственной безопасности в общении;

-Обогащать коммуникативный опыт в ситуациях общения со сверстниками, старшими детьми, взрослыми, формировать элементарные умения, связанные с пониманием побуждений партнеров по взаимодействию, проявляемыми ими чувствами;

-Формировать представления о правах и обязанностях ребенка, о доступных дошкольнику способах защиты своих прав, учить выявлять наиболее очевидные факты их нарушения;

-Формировать и обогащать опыт безопасного поведения в различных ситуациях общения и взаимодействия, знакомить с моделями безопасных действий;

-Закладывать основы психологической готовности к преодолению опасных ситуаций.

Задачи раздела «Безопасность в помещении»:

-Обогащать и систематизировать представления детей о факторах потенциальной опасности в помещении, учить соблюдать правила безопасного поведения, знакомить с моделями поведения в проблемных ситуациях;

-Расширять круг предметов быта, которые дети могут безопасно использовать, воспитывать ответственное отношение к соблюдению соответствующих правил;

-Дополнять и конкретизировать представления о правилах безопасного поведения в общественных местах, формировать необходимые умения.

Планирование образовательной деятельности по

«Основам безопасности жизнедеятельности»

Форма работы

Задачи

Взаимодействие с семьями воспитанников

Раздел «Природа и безопасность». Тема «Правила сбора грибов и ягод»

Компьютерная презентация

«Ягоды съедобные и несъедобные»

Познакомить детей с внешним видом и названиями ягод, учить различать их, формировать понятие, что не все ягоды можно собирать и употреблять в пищу, представление о вреде несъедобных ягод.

Фотоконкурс «Ягоды в лукошке». Предложить родителям принести фото из семейного архива, сделать новые фотографии по изучаемой теме, помочь детям составить рассказы по фотографиям.

Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Ягоды»

Учить детей самостоятельно организовывать игру, применять свои знания, организаторские умения. Активизировать в словаре название ягод.

Чтение по ролям сказки В. Зотова «Брусника»

Продолжать знакомить детей со съедобными ягодами, формировать представление о том, чем они полезны, что из них изготавливают.

Дидактическая игра «Как называется?»

Предложить детям сопоставить названия и изображения ягод, пояснить свой выбор.

Образовательная ситуация «В лес по ягоды»; рисование карандашами

Предложить детям обыграть ситуации, изображенные на рисунках, подвести к пониманию основных правил сбора ягод. Учить выполнять сюжетные и символьные рисунки.

Подвести итог фотоконкурса «Ягоды в лукошке».

Творческая мастерская: лепка «Лесные и садовые ягоды». Придумывание загадок.

Учить применять свои знания о ягодах, передавать реалистично форму и цвет ягод, поощрять самостоятельный выбор техники лепки. Учить придумывать загадки, описывая внешние признаки и вкусовые качества съедобных ягод. Обсудить, какие ягоды и за какие качества дети любят.

Игра-эстафета «По ягоды»

Продолжать знакомить детей с различными техниками бега, ходьбы, учить переносить на вытянутых руках и на голове различные предметы.

Слушание русской народной песни «Калинка»

Поддерживать у детей положительный эмоциональный настрой при изучении темы.

Детско-родительская творческая мастерская «Золотая Хохлома»: познавательный рассказ «История промысла».

Познакомить детей с русским народным промыслом, показать различные изделия, украшенные росписью, обратить внимание на цвета, элементы узора. Способствовать развитию детско-родительских отношений, умения сотрудничать в процессе творческой деятельности.

Подвижная игра «Хитрая лиса». Усложнение: ведущий выбирает только съедобные ягоды – игроков с соответствующими эмблемами

Учить детей применять знания о съедобных и несъедобных ягодах, умение различать их изображения. Развивать быстроту реакции, упражнять в беге с увертыванием.

Распознающее наблюдение «Ягоды рябины» познавательный рассказ «Птичья столовая»

Учить детей по итогам наблюдения отвечать на вопросы о внешнем виде дерева, его отличительных особенностях. Рассказать о том, почему дерево получило такое название, как меняется вкус ягод зимой, о птицах, которые питаются ягодами рябины.

Дидактическая игра «Что будет, если…»

Предложить детям рассмотреть рисунки, учить составлять рассказы по ним. Обогащать представления о вариантах развития проблемной ситуации при нарушении правил безопасного поведения, учить видеть причинно-следственные связи. Развивать связную речь.

Рассматривание муляжей грибов

Учить детей использовать различные способы предметов, предложить выделить общие признаки строения грибов. Познакомить с названиями частей грибов, обсудить, почему они получили такое название (шляпка, ножка).

Дистанционная консультация «Ознакомление детей с правилами безопасного поведения в лесу»

Познакомить родителей с грибами, произрастающими на территории нашей области, обратить внимание на признаки ядовитых грибов. Способствовать повышению родительской компетенции по вопросам формирования у детей навыков безопасного для себя и природы поведения в лесу

Творческая мастерская: работа с раскрасками

Учить детей узнавать грибы по контурам, обратить внимание на различия в строении грибов. Учить подбирать и создавать при помощи палитры цвета по образцу, аккуратно раскрашивать изображения при помощи кисти.

Инсценировка сказки «Под грибом» В. Сутеева

Учить детей кратко пересказывать сказку, подбирать атрибуты, выразительно проговаривать реплики персонажей. Учить понимать побуждения, чувства героев сказки, передавать их настроение.

Игровое упражнение «Грибники»

Учить детей выполнять различные движения по образцу, сочетать ходьбу разными стилями с наклонами, поворотами, движениями рук. Обогащать двигательный опыт, укреплять мышцы спины.

Рассматривание «Одежда грибника»

Предложить рассмотреть предметы одежды, другие атрибуты грибника, назвать их, пояснить назначение. Обсудить, от каких опасностей защищают грибника те или иные предметы, для чего служат.

Образовательная ситуация «Уроки белочки»: инсценировка сказки «Бледная поганка»; д/и «Пять отличий»; творческая мастерская: лепка «Грибы для белочки»

Познакомить детей с произведением, выразительно проговаривать реплики персонажей. Учить использовать различные способы обследования с целью выявления различий между предметами (муляжами грибов). Подвести детей к выводу о наличии ряда ядовитых грибов определенных отличительных особенностей. Учить применять различные приемы лепки.

Образовательная ситуация: «Кому в лесу грибы нужны?»: чтение сказки В. Зотова «Опенок летний»; познавательный рассказ «Столовая и аптека»; рисование «Кто в лесу с грибами дружит?»

Формировать представления о том, где растут грибы, какие условия нужны для их развития, кто питается и кто лечится грибами. Подводить к пониманию правил безопасного поведения , формировать представления о взаимосвязях в живой природе. Учить передавать в рисунке запомнившиеся сюжеты, изображать животных, растения, грибы.

Разгадывание загадок о грибах

Учить детей выделять в тексте загадки ключевые признаки грибов, находить изображения на карточках, соответствующие описанию.

Предложить родителям вместе с детьми подготовить материалы для журнала: статьи о лесе, рисунки, правила сбора грибов и ягод.

Подвижно-дидактическая игра «Съедобное – несъедобное» по теме «Грибы»

Учить детей применять свои знания о грибах в игре, повторить их названия. Развивать быстроту реакции, ловкость, координацию движений.

Тема «Природные явления и безопасность зимой»

Чтение сказки И. Румянцевой, И. Баллод «Про маленького поросенка Плюха», глава «Снежный гусь»

Предложить детям рассказать, как объясняли происхождение снега герои сказки, какие свойства снега они назвали, какие доказательства они приводили, чье объяснение детям кажется правильным. Обсудить какие правила нарушил поросенок, какие – лиса.

Информационный буклет «Игры со снегом»

Знакомить родителей с различными занимательными формами организации детской деятельности на зимней прогулке, с методикой проведения элементарных  экспериментов по выявлению свойств снега, формирования навыков безопасного поведения в зимний период.

Практическое упражнение «Метелица»

Познакомить детей с названиями природных явлений, связанных с выпадением снега (снегопад, метель, вьюга, буран). Предложить детям высказать предположение о том, какие опасности могут быть связаны с данными явлениями, формировать навыки безопасного поведения.

Дедуктивное наблюдение «Снежное покрывало»

Обратить внимание детей на то, что под снегом сохраняются многолетние растения, рассказать, как снег служить растениям защитой от мороза. Учить видеть взаимосвязи в природе.

Сооружения построек из снега

Учить детей различать свойства снега, понимать, в каком случае из снега можно лепить.

Рассматривание «Снежинка и снежок». Составление сравнительного описания.

Обсудить с детьми, как можно рассмотреть строение снежинки, какие приспособления могут понадобиться. Предложить сравнить свойства снежинки и слепленного снежка (цвет, форма, вес)

Экспериментирование: опыт «Чистый ли снег?»

Предложить детям высказать предположение: что будет, когда снег растает, можно ли пить полученную воду? Учить аргументировать свое мнение. Подвести к выводу о том, что снег содержит частички пыли, грязи, воду, в которую он превращается пить нельзя

Детская лаборатория «Свойства льда»

Предложить детям с опорой на сигнальные рисунки рассказать о знакомых свойствах льда, учить подбирать условия обследования объектов с целью выявления их свойств. Подвести к пониманию того, какие свойства льда делают

его опасным (лед скользкий, твердый, ломкий).

Осмотр участка ДОУ «Опасный лед». Трудовые поручения: посыпаем дорожки льдом

Предложить детям осмотреть участок, учить выявлять потенциально опасные зоны, посыпать обледеневшие дорожки песком. Совершенствовать трудовые навыки детей.

Демонстрационный эксперимент «Плавучий лед»

Предложить детям сформулировать предположение о том, где окажутся кубики льда, если их поместить в воду, обсудить как проверить предположение. Пояснить наблюдаемое явление: лед плавает на поверхности, т.к. он легче воды. Рассказать о значении в природе этого свойства снега.

Игра –занятие «Мы мороза не боимся»: чтение стихотворения «Мороз»; инсценировка РНС «Два Мороза»; просмотр и обсуждение мультфильма «Как не замерзнуть в холода»

Обсудить с детьми, когда говорят, что на улице мороз, предложить охарактеризовать погоду, поведение животных. Действия прохожих. Учить передавать сюжет сказки. Предложить высказать мнение к поведению героев мультфильма, опираясь на личный опыт, оценить их соответствие освоенным детьми правилам.

Организация «птичьих столовых»

Предложить родителям вместе с детьми изготовить и развесить кормушки на территории детского сада, организовать кормление зимующих птиц.

Рассказать о воспитательном значении организованной работы.

Игровые упражнения «Зарядка Деда Мороза»

Познакомить детей с упражнениями, которые позволяют согреться , формировать правильное носовое дыхание. Познакомить с правилами безопасного осуществления двигательной деятельности в мороз, формировать представления о факторах опасности.

Распознающее наблюдение «Зимняя одежда»

Предложить детям рассмотреть одежду товарищей, прохожих, рассказать для чего служат те или иные предметы одежды, как они защищают от холода

Заучивание стихотворения «Зимние краски». Русская народная игра-забава «Два Мороза»

Обсудить, почему «зима красит детей» по-разному, почему в мороз необходимо двигаться.

Дедуктивное наблюдение, познавательный рассказ «Как животные приспособились к холоду»

Предложить детям понаблюдать за поведением зверей, птиц, рассказать о чертах приспособленности к условиям зимнего периода, об особенностях их поведения в мороз. Пояснить детям, что в мороз очень важно подкармливать птиц, воспитывать  сочувствие, поощрять стремление помочь.

Трудовые поручения: кормление птиц. Чтение стихотворения А. Яшина «Покормите птиц зимой»

Предложить детям наполнить кормушки на участке, покормить птиц, прилетевших на участок. Воспитывать бережное отношение к пернатым, стремление о них заботиться.

Беседа

Познакомить детей с понятием «Обморожение», рассказать о симптомах и правилах первой помощи. Учить правильно подбирать одежду, соблюдать правила поведения в мороз.

Рассматривание сюжетных картинок, познавательный рассказ «Традиционные зимние забавы»

Знакомить детей с традициями разных народов, познакомить с правилами игр, обсудить, что они развивают, для чего нужны. Воспитывать интерес и уважение к традициям разных народов.

Творческая мастерская: рисование «Чем нас радует зима?»

Предложить выполнить рисунки, придумать на них подписи, краткие рассказы о том, какие виды спорта, развлечения, игры, популярны в каждой семье. Предложить выполнить выставку работ.

Трудовые поручения: расчистка дорожек, постройка снежной горки

Поощрять стремление детей приносить пользу, учить подбирать и безопасно переносить инвентарь к месту работы, выполнять необходимые трудовые действия. Организовать постройку снежной горки.

Целевая прогулка по территории детского сада «Зимние забавы»

Обогащать представления детей об интересных и полезных способах проведения досуга на улице в зимний период. Знакомить с моделями безопасного выполнения различных упражнений, учить сопоставлять действия детей с правилами безопасного поведения. Воспитывать осознанное отношение к собственной безопасности и здоровью.

Русская народная игра «Горелки»

Познакомить детей с правилами игры, учить выбирать водящего, сопоставлять свои действия с правилами. Способствовать  совершенствованию выполнения движений при беге, учить ориентироваться на действия других игроков, соблюдать требования безопасности на игровой площадке.

Тема «Домашние и дикие животные»

Образовательная ситуация «Рядом с нами»; беседа «Простые правила»

Предложить детям  найти изображения представителей семейства кошачьих. Обсудить, когда кошка становится опасной, как защищает себя и котят, как избежать возникновения опасных ситуаций. Помочь сформулировать правила безопасного поведения для себя и животных.

Предложить родителям вместе с детьми оформить фотовыставку «Наши любимцы»

Сделать к нему подписи  о своем домашнем питомце; рассказать об особенностях его поведения, повадках; выделить правила безопасного общения с животными.

Составление загадок о кошке

Учить детей составлять загадки, давать описание животного, рассказывать о его повадках, передавать свое отношение к нему, выбирать наиболее важную информацию, использовать сравнения.

Образовательная ситуация: «Как работают собаки»; компьютерная презентация «породы собак»; беседа «Лучшие качества»

Знакомить детей с породами собак, работой, которую они выполняют, обсудить какими качествами  обладают представители разных пород. Вызвать познавательный интерес, воспитывать доброе отношение к животным.

Домашняя библиотека: чтение книг о животных.

Предложить родителям помочь детям организовать обмен книгами, прочитать заинтересовавшие каждого ребенка произведения. Обогащать представления детей по изучаемой теме.

Способствовать поддержанию познавательного интереса к чтению, развитию детско-родительских отношений.

Дедуктивное наблюдение «Домашние  питомцы на прогулке»

Предложить детям выявить меры безопасности, которые хозяева собак соблюдают в отношении питомцев и в отношении окружающих людей. Учить различать породы собак, называть их отличительные особенности.

Анализ ситуаций «Почему собака бывает кусачей?»

Познакомить детей с различными ситуациями, в которых собака может проявлять агрессию, рассказать о действиях человека, провоцирующих агрессию животного. Учить безопасно действовать в различных ситуациях.

Творческая мастерская «Простые правила»: беседа, познавательный рассказ

Предложить детям рассказать, какие правила безопасного поведения они знают из личного опыта, обобщить и дополнить высказывания детей, помочь сформулировать краткие, понятные детям позитивные правила поведения при контакте с собаками.

Целевая прогулка «Рядом с нами»

Учить детей называть знакомых птиц, зверей, рассказать о животных, которые обитают рядом с нами, но стараются избегать контактов с людьми (мыши, ежи). Познакомить детей с опасностями, связанными с контактами с дикими и бездомными животными, с соответствующими правилами безопасности и личной гигиены.

Тема «Природные сообщества и безопасность в летний период»

Проект «Боб, Соломинка и Уголек»

Проблемная ситуация «Как помочь?»: чтение сказки братьев Гримм «Боб, Соломинка и Уголек»; анализ проблемной ситуации

Познакомить детей с произведением. Учить понимать суть задания, предлагать варианты решения. Создать условия для применения и обогащения коммуникативного опыта.

Поиск информации: «Откуда родом уголек»

Предложить родителям вместе с детьми найти ответ на вопрос о том, откуда родом Уголек, познакомить детей  с основными источниками информации. Помочь детям составить краткий рассказ, выполнить рисунки.

Беседа «Кто откуда?»

Предложить детям высказать предположения: откуда родом каждый из персонажей сказки; привести аргументы в пользу свой точки зрения, идеи о том, как можно проверить предположения. Учить применять освоенные ранее знания, отстаивать свою точку зрения.

Распознающее наблюдение «Что растет на огороде?» Познавательный рассказ «Бобовые растения»

Предложить детям найти «родственников» боба среди посадочного материала на грядках огорода, учить выявлять сходства и различия в строении растений и их семян. Познакомить детей с разными представителями семейства бобовых.

Экскурсия, коллективный рассказ «Правила безопасности на игровой площадке»

Учить составлять коллективный рассказ на основе позитивных правил безопасного поведения на игровой площадке.

Дидактическая игра «Можно – нельзя»

Учить детей отвечать на вопросы персонажей, рассказывать, что можно делать на игровой площадке, а что – нельзя, пояснять, почему, как нужно действовать в различных погодных условиях (во время тумана, грозы, сильного ветра, дождя). Актуализировать и дополнить знания детей.

Дидактическая игра «Собираемся в дорогу»

Предложить детям выбрать предметы, которые могут пригодиться в дороге, для чего они нужны, как их безопасно использовать.

Консультация «Безопасность у водоемов».

Познакомить родителей с мерами обеспечения безопасности детей у водоемов в летний период, методами формирования необходимых навыков.

Игра – эстафета «Через реку, через луг»

Обсудить с детьми, как можно передать перемещение через реку по узкому мосту, через луг, болото, учить выполнять оговоренные задания. Обогащать двигательный опыт.

Просмотр мультфильма «За бортом» (сериал «Смешарики»)

Предложить детям внимательно посмотреть мультфильм, постараться запомнить правила поведения  при купании.

Образовательная ситуация «Рассказ капитана Врунгеля»; просмотр фрагмента мультфильма «В порту»; познавательный рассказ «Простые правила»

Обсудить с детьми, кто из персонажей сказок или мультфильмов мог бы помочь Бобу, Соломинке, Угольку познакомиться с правилами поведения на речном транспорте. Познакомить детей с устройством порта, речного вокзала, с правилами  безопасного поведения на водном транспорте. Учит соотносить правило и символьное изображение, самостоятельно формулировать правила.

Целевая прогулка «кто живет на лугу?»; распознающее наблюдение; познавательный рассказ «Опасные насекомые и клещи»

Создать у детей положительный эмоциональный настрой, актуализировать представления о луге как растительном сообществе. Познакомить детей с насекомыми, обитающими на лугу, учить их различать, узнавать опасных насекомых и клещей. Познакомить с элементарными правилами избегания опасной ситуации, действиями при укусе жалящих насекомых, клещей.

Консультация «Домашняя школа»

Предложить детям принять участие в ознакомлении детей с необычным миром насекомых, познакомить с методами  организации наблюдений, с литературой по данной теме. Предложить просмотреть и обсудить с детьми анимационный сериал  «Букашки. Невероятные приключения в микромире».

Творческая мастерская на тему «Удивительный мир рядом с нами»; познавательный рассказ «Как стрекоза научила людей строить самолеты»

Познакомить детей с удивительными фактами о мире насекомых,  вызвать познавательных интерес, стремление узнать больше. Активизировать в речи и уточнить названия насекомых, понятия, связанные с их строением.

Просмотр и обсуждение фрагмента мультфильма «Спасик и его друзья» (серия «Правила безопасного поведения детей на природе»)

Продолжать знакомить детей с правилами и моделями поведения на природе, обогащать представления о потенциально опасных ситуациях и способах их избегания, обратить внимание на правила поведения в лесу.

Консультация «Родительские меры обеспечения безопасности детей»

Актуализировать и дополнить представления родителей о потенциальных опасностях, связанных с походом в лес, учить предотвращать их возникновение, Безопасно действовать в различных ситуациях. Обогащать  представления родителей о формировании у детей навыков безопасного поведения.

Рисование на асфальте «Кто живет в лесу?»

Учить детей создавать сюжетные картинки. Подвести к пониманию того, что обеспечить собственную безопасность, безопасность окружающих людей и природы может только тот, кто много знает о лесе и его обитателях.

Анализ ситуаций «Безопасность в лесу»

Учить детей составлять краткий рассказ по сюжетной картинке. Учить видеть элементарные причинно-следственные связи.

Целевая прогулка по участку д/с; коллективный рассказ «правила безопасности в лесу»; экскурсия по участку ДОО «Деревья»

Познакомить детей с правилами обеспечения личной безопасности. Рассказать о деревьях, растущих на территории д/с. Активизировать в речи названия частей деревьев, учить отвечать на вопросы.

Познавательный рассказ, рассматривание иллюстраций «Тайны леса»

Познакомить с увлекательными фактами о животных и растениях леса, учить на элементарном уровне ориентироваться в лесу, видеть взаимосвязи в природе, прогнозировать  развитие ситуаций, избегать разного рода опасности.

Раздел «Безопасность на улице». Тема «Правила дорожного движения».

Азбука пешехода.

Чтение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат»; игры с конструктором « ЛЕГО»: строим машины спецназначения; игровые ситуации «Мы помогаем»

Дополнить представления детей о машинах специального назначения, учить их различать, строить по инструкции. Предложить обыграть различные ситуации, в которых используются автомобили спецназначения.

Рекомендации для родителей «Краткие правила пешехода для малышей»

Познакомить родителей с особенностями восприятия информации и моделей поведения детьми шестого года жизни с правилами безопасного поведения в качестве пешехода, методами формирования навыков самоконтроля 

Словотворчество «Пешеход и пешепрыг». Распознающее наблюдение «Пешеходы»

Предложить детям рассказать о действиях пешеходов, продолжать знакомить с ПДД. Активизировать в речи и уточнить названия частей улицы, действий, производимых людьми

Игровое упражнение «Разминка пешехода»

Учить детей по команде водящего выполнять последовательность упражнений: остановка, подъем на носки, поворот вправо, движение вперед, поворот головы влево. Учить за правильностью выполнения движений.

Обыгрывание ситуации с использованием макета «Перекресток»

Продолжать знакомить детей с устройством городских улиц, с моделями безопасного поведения в качестве пешеходов, учить правильно действовать в различных дорожных ситуациях. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между совершенными действиями и возможными последствиями.

Сюжетно-ролевая игра «ДПС»: сюжет «Пешеходы и водители»

Учить детей подготавливать необходимые условия для игры, распределять роли, использовать предметы-заместители. В роли участника игры предложить обыграть различные ситуации, формировать навыки безопасного поведения.

Тема «Дорожные знаки»

Игра-путешествие «В стране дорожных знаков»: анализ

дорожных ситуаций; компьютерная презентация «Дорожные знаки»; п/д игра «Какой знак?»; д/и «Раздели на группы»; практическая работа «Что означает знак?»

Систематизировать  и дополнить знания детей о дорожных знаках, их назначении, познакомить с группами на которые делят дорожные знаки. Учить анализировать ситуации, выявлять суть проблемы, при помощи педагога определять пути ее решения. Формировать умение выбирать признак классификации, распределять объекты по группам в соответствии с заданным признаком.

Детско-родительский практикум: серия наблюдений «Дорожные знаки»

Предложить родителям организовать серию распознающих, сравнительных и дедуктивных наблюдений с целью обогащения представлений детей о дорожных знаках, их назначении, формирования умения различать их, выполнять соответствующие предписания.

Настольно-печатная игра «Дорожные знаки»

Создавать условия для применения детьми освоенных представлений в различных игровых ситуациях. Продолжать знакомить с безопасными способами перехода улицы. Формировать умения работать с символьной, графической информацией, схемами, моделями.

Тема «Я - пассажир»

Беседа «Как вести себя в общественном транспорте»

Предложить детям рассмотреть сюжетные картинки, пояснить, какие правила безопасного поведения в общественном транспорте они иллюстрируют. Объяснить, почему важно соблюдать культурные нормы и правила поведения в транспорте.

Консультация «как выбрать безопасное автокресло для ребенка»

Предложить родителям изучить информацию по данной теме. Способствовать повышению компетенции родителей по вопросам обеспечения безопасности детей.

Просмотр мультфильма «На остановке» (мультсериал «Смешарики»)

Актуализировать, уточнить и дополнить представления детей о правилах поведения на остановке общественного транспорта.

Целевая прогулка к остановке пассажирского транспорта

Предложить детям по результатам наблюдения, какие виды общественного транспорта они видели, какие правила соблюдают люди, стоя на остановке, при входе в автобус, маршрутное такси.

Беседа «Безопасное путешествие»

Обогащать и конкретизировать представления детей о правилах безопасности, которые должен соблюдать пассажир в личном автомобиле. Объяснить, почему детям дошкольного возраста необходимо автомобильное кресло.

Просмотр фрагментов мультфильма «Ну, погоди!» (реж. Котеночкин, вып. 5, эпизоды в троллейбусе и метро)

Доставить детям радость, поддерживать позитивный эмоциональный фон в ходе обучения. Продолжать знакомить с потенциально опасными ситуациями, учить давать оценку поступков персонажа.

Тема «Перекресток»

Компьютерная презентация «Перекресток»

Систематизировать представления детей о перекрестке, об особенностях дорожного движения и его регулирования на подобных участках улицы. Обогащать словарный запас, поощрять стремление детей комментировать увиденное примерами из личного опыта.

Журнал «Безопасность на дороге»

Предложить родителям вместе с детьми рассмотреть и обсудить  сюжетные картинки по теме «История на дороге», проанализировать ситуации, в которые попали изображенные на них люди, помочь детям составить аналогичные рассказы.

Игра «Светофор»

Актуализировать и дополнить  представления детей о работе светофора.

Режиссерская игра «На перекрестке»

Учить детей организовывать игру с использованием макета «Перекресток» или самостоятельно размечая игровую площадку, подбирать атрибуты. Предложить обыграть различные ситуации, стимулировать применение в игре освоенных знаний.

Просмотр мультфильма «Гармония Светофора» (мультсериал «Смешарики»)

Систематизировать знания детей о работе светофора, движении пешеходов и транспорта на перекрестке. Формировать осторожное и осмотрительное отношение к потенциально опасным ситуациям.

Тема «Кто поддерживает порядок на дороге»

Компьютерная презентация «Работа сотрудников ДПС»

Познакомить детей с функциями, которые выполняют сотрудники ДПС, атрибутами, которые они используют. Воспитывать уважение к работникам ДПС.

Презентация журнала «Безопасность на дороге»

Предложить вниманию детей и родителей журнал, подготовленный их совместными усилиями, подчеркнуть роль проведенной работы в обмене опытом безопасного поведения в качестве пешехода и пассажира. Отметить участников проекта.

с/р игра «Шоферы»: сюжет «Инспектор дорожного движения»

Учить детей договариваться о том, что они будут делать, распределять роли с учетом их интересов. Способствовать развитию сюжета, стимулировать применение детьми освоенных знаний, практических навыков.

Тема «Вдоль по улице идем»

Образовательная ситуация «Пешеходный переход»: просмотр мультфильма «Зебры в городе» (мультсериал «Смешерики»); составление коллективного рассказа по схеме «Улица»

Предложить детям прокомментировать увиденное, познакомиться с правилами перехода улицы, пояснить, почему необходимо их соблюдать. Обогащать представления детей по изучаемой теме. Учить давать описание по схеме, пояснять, где можно переходить улицу, где – нет, сравнивать различные варианты перехода с точки зрения их безопасности, выбирать оптимальный маршрут.

Наблюдение изнутри «Я – пешеход»

Предложить родителям оценить собственные действия в качестве пешехода, оценить в какой мере они соответствуют ПДД, сделать вывод о том, являются ли родители образцом безопасного поведения на дороге для своих детей.

Распознающее наблюдение «Разметка дороги». Познавательный рассказ «Машина, которую рисовать научили»

Продолжать знакомить детей с разметкой дороги, учить называть ее отдельные части (разделительная полоса, «островок безопасности», пешеходный переход, полоса для пассажирского и специального транспорта), рассказать о их назначении.

Подвижно-дидактическая игра «Сигналы светофора»

Предложить детям рассказать о том, как организуется движение пешеходов и транспорта на регулируемых перекрестках, как работает светофор. Учить организовывать знакомые подвижные игры, ориентируясь на сигналы светофора.

Просмотр мультфильма «Светофор» (мультсериал «Смешарики»)

Уточнить представления детей о движении транспорта по городским улицам, о работе светофора, формировать умение отвечать на вопросы по содержанию мультфильма. Активизировать в речи и уточнить названия частей улицы, обсудить их назначение.

Тема «По дороге в парк»

Образовательная ситуация «Почему мигали человечки?»: анализ проблемной ситуации «Что не так?»; просмотр и обсуждение мультфильма «Мигающие человечки»( мультсериал «Смешарики»)

Учить детей понимать суть проблемной ситуации, выявлять причинно-следственные связи, выдвигать предположения. Формировать представления о светофорах для пешеходов, подвести к выводу, что не стоит переходить дорогу на мигающий сигнал светофора. Формировать умение правильно оценивать ситуации, возникающие на городских улицах.

Консультация «Дидактическая игра «Дорисуй и назови»

Продолжать знакомить родителей с развивающими возможностями дидактических игр, познакомить с данной игрой, методикой ее проведения. Предложить родителям вместе с детьми выполнить  задания на применение знаний ПДД

Беседа «Где можно кататься на велосипеде?». Чтение стихотворения Н. Кончаловской «Самокат»

Актуализировать  и дополнить представления детей о том, где можно кататься на самокате, детских машинках, формировать представления об опасных ситуациях, которые могут возникнуть в случае нарушения правил, и их последствиях.

 

Раздел «Безопасность в общении». Тема «Общение с незнакомыми людьми»

Образовательная ситуация «

Знакомые и незнакомцы»: анализ ситуации «Знакомство»; беседа «Кто такой незнакомец?»

Учить детей различать категории людей: близкие, друзья, знакомые, незнакомцы. Формировать представления о том, как нужно общаться в каждом случае, какие правила соблюдать

Проект «Новая сказка»

Предложить родителям оказать помощь детям в оформлении придуманных ими страничек к сказке, способствовать обогащению опыта совместного творчества детей и родителей.

Беседа «Близкие и далекие»

Предложить родителям побеседовать с детьми о том, кого можно считать близкими людьми, к кому можно обращаться за помощью в различных ситуациях

Чтение сказки «Снегурушка и лиса»

Учить детей следить за развитием сюжета. Обсудить с детьми, почему Снегурушка не пошла с лисой. Как лиса ее уговаривала? Кому она могла бы доверять? Формировать компетенции безопасного поведения.

Тема «Всем нужны друзья»

Образовательная ситуация «Наши друзья»; беседа «что значит  быть другом»; рисование «Портрет друга»

Знакомить детей с образцами дружеского поведения. Формировать представления о дружбе, настоящих друзьях. Учить рисовать портрет, передавать отличительные черты человека.

Беседа «Мои друзья».

Предложить родителям рассказать детям о своих друзьях, о том, что значит для них дружба, привести примеры дружеской взаимовыручки

Обучающая ситуация «Кто такие друзья?»; беседа «Что значит быть другом?»

Обсудить, кого мы называем друзьями, какие примеры дружеских поступков могут привести дети.

Целевая прогулка «Весело и дружно»

Учить организованно перемещаться по территории ДОУ, наблюдать за игрой младших и старших дошкольников, оценивать их поступки. Обогащать социальный и игровой опыт детей.

Образовательная ситуация «Вот так друг»: просмотр мультфильма «Малыш и Карлсон».

Предложить детям оценить идеи и поступки Карлсона с точки зрения их соответствия правилам безопасности, кодексу дружбы. Подвести к пониманию того, что не все, кто называет себя друзьями, ведут себя по-дружески, не все идеи друзей нужно поддерживать.

Тема «Золотые правила»

Образовательная ситуация «Слоненок заблудился»; беседа «Простые правила»; чтение стихотворения «Жил-был слоненок»

Познакомить детей со стихотворением, учить следить за развитием сюжета. Предложить оценить поступки слоненка, пояснить, почему он попал в опасную ситуацию, проверить, хорошо ли сами дети помнят свои адреса, знают ли, к кому нужно обращаться, если они потерялись на улице. Помочь сформулировать алгоритм действий («простые правила») в подобной ситуации

Консультация «Особенности формирования аспектов культуры безопасности, связанных с общением с незнакомыми людьми»

Актуализировать опыт родителей по проблеме обучения безопасному поведению при встрече с незнакомыми людьми. Познакомить с принципами, приемами и методами обучения детей по данному направлению

Коммуникативная ситуация «Если ты потерялся»

Рассмотреть вместе с детьми различные ситуации, учить выбирать оптимальные модели поведения в каждой из них, определить, к каким категориям людей лучше обращаться. Учить кратко и последовательно излагать проблему.

Игра- инсценировка, коммуникативный практикум по РНС «Волк и семеро козлят»

Учить детей подбирать атрибуты для игры, выступая в роли волка, знакомить с различными ситуациями, учить адекватно действовать в них. Подвести к формулировке «золотого правила» - никогда, ни при каких обстоятельствах  не открывать дверь незнакомому человеку и даже знакомым, если нет дома родителей.

Раздел «Безопасность в помещении». Тема «Предметы быта и безопасность»

Чтение стихотворения «Пылесос не виноват»

Предложить детям прослушать стихотворение, догадаться, почему оно так называется, обсудить, что можно посоветовать девочке – героине стихотворения. Учить сопоставлять действия других людей с правилами безопасного поведения.

Консультация для родителей «Предметы быта, адаптированные для детей»

Довести до сведения родителей важность приобщения к бытовому труду, возможности использования специализированных безопасных предметов (ножниц, ножей для чистки и нарезки овощей, терок, небьющейся посуды)

Создание книги «Как полезные предметы стали опасными?»

Предложить родителям помочь детям составить и оформить рассказы по данной теме из личного опыта или с опорой на сюжетные картинки.

Просмотр мультфильма «Винтик и Шпунтик»- веселые мастера

Предложить вниманию детей эпизод, в котором герои мультфильма испытывают сделанный ими пылесос. Обогащать и систематизировать представления о факторах потенциальной опасности. Подводить детей к пониманию безопасного поведения.

Игровые упражнения «Помощники»

Учить детей придумывать загадки-пантомимы, изображать заданные водящим  действия, комментировать, какие можно выполнять детям (протирать пыль, поливать цветы), какие – нельзя (использовать утюг, пылесос, включать газ).

Разгадывание загадок о предметах быта

Учить детей анализировать текст, выделять свойства и действия предметов, по которым их можно узнать. Учить отвечать на вопросы о том, как и для чего используется каждый предмет, какие характеристики предмета, из-за которых он может быть опасен, представлены в загадке.

Образовательная ситуация «Как полезные предметы опасными стали»; составление рассказов «Почему предметы становятся опасными?»

Обратить внимание детей на то, что необходимые в хозяйстве предметы могут стать опасными. Предложить назвать полезные и опасные качества одного и того же предмета быта. Подвести к выводу о том, что опасными предметы становятся при неправильном их использовании, пояснить, что некоторые предметы дети не могут использовать, т.к. у них не хватает знаний, умений, сил.

Тема «Безопасный дом»

Образовательная ситуация «Чем опасен беспорядок?»; беседа «Порядок и безопасность»; трудовые поручения «Наводим порядок в группе»

Предложить детям представить, что будет, если не наводить порядок в доме. Воспитывать аккуратность, ответственность. Способствовать совершенствованию выполнения детьми трудовых действий.

Акция «Сделаем наш дом безопасным»

Привлечь внимание родителей к проблемам безопасности.

Консультация «Воспитание у детей ответственности за поддержание порядка»

Обсудить с родителями вопрос о важности воспитания у детей ответственности, рассказать о закономерностях и этапах данной работы.

Составление рассказа «Что будет, если…»

Предложить детям подумать, что может произойти в случае нарушения правил безопасного поведения дома. Учить выявлять причинно-следственные связи на элементарном уровне, прогнозировать  возможное развитие ситуаций. Развивать логическое мышление, связную речь.

Анализ ситуации «Откуда берутся опасности?»

Предложить детям рассмотреть парные сюжетные картинки, выявить  потенциально опасные ситуации, пояснить, в чем суть опасности, рассказать, почему самые обычные места в квартире стали опасными. Подвести детей к выводу о том, что опасности чаще всего возникают при нарушении правил безопасного поведения.

Тема «Службы спасения»

Образовательная ситуация «От чего бывает пожар?»: просмотр мультфильма «Кошкин дом»; формулировка правил «Как избежать пожара?»

Обогащать представления детей о потенциально пожароопасных ситуациях, действиях по  их предотвращению. Формировать сознательное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих. Помочь  сформулировать правила обеспечения безопасности.

Проект «Безопасный дом»

Поручить родителям вместе с детьми придумать, нарисовать «подсказки-напоминалки» по предотвращению опасных ситуаций. Работы могут быть выполнены в виде схематических изображений, сюжетных рисунков, содержание на то, что необходимо сделать, или описание последствий нарушения правил. Организовать конкурс на лучший рисунок.

Практическое упражнение «Шаг за шагом»

Учить детей набирать номер единой службы спасения, вызывать пожарных с домашнего или мобильного телефона, четко называть  свой домашний адрес, фамилию и имя, описывать ситуацию, способствовать выработке соответствующего алгоритма действий. Формировать понимание того, кому можно и нужно сообщать эти данные, кому – нельзя. Пояснить, почему недопустимы ложные вызовы.

С/Р игра «Пожарные»: сюжет «Вызов на пожар»

Способствовать  осмыслению и творческой интерпретации детьми полученных впечатлений при создании и развитии сюжетов, расширению репертуара игровых действий.

Компьютерная презентация «Единая служба спасения»

Обогащать представления детей об опасных ситуациях, причинах их возникновения, о том, в каких случаях необходимо обращаться в службу спасения, напомнить ее единый номер – 112. Учить видеть причинно-следственные связи, прогнозировать развитие ситуации. Воспитывать уважение к профессии спасателя, обогащать представления о труде взрослых, его значении.

Тема «Мой дом – моя крепость»

Просмотр фрагмента мультфильма «Петушок – золотой гребешок»

Предложить детям рассказать, как лисе удалось обмануть петушка, высказать предположение о том, почему он поверил лисе, посоветовать ему, как нужно было поступать. Подвести детей к пониманию правила: никогда, ни при каких обстоятельствах не поддаваться на уговоры незнакомого человека.

Консультация «Как учить детей вежливо и безопасно общаться с незнакомыми людьми»

Познакомить детей с сутью проблемы, приемами формирования у детей необходимых навыков.

Чтение и обсуждение  стихотворения М. Тамбовцевой-Широковой «Находчивый Дима»

Предложить детям оценить поведение мальчика в каждом из эпизодов стихотворения, сопоставить его действия с правилами поведения в ситуации «один дома». Формировать коммуникативные компетенции, ответственное  отношение к собственной безопасности, осторожность, готовность к действиям в проблемных ситуациях.

Тема «Электроприборы»

Разгадывание загадок об электроприборах

Учить детей анализировать текст загадки, выявлять предмет, соответствующий описанию. Предложить выявить общие черты, характерные для всех отгадок.

Детско-родительская мастерская: «Когда электроприборы могут быть опасны?»

Предложить детям рассмотреть электроприборы, поговорить об их назначении.

Познавательный рассказ, работа по рисунку «когда не было электричества»

Предложить детям рассмотреть рисунок, ответить на вопрос о том, чем пользовались люди до того, как были изобретены электроприборы, обсудить, как можно помочь дому, не используя опасные предметы, чем их заменить. Развивать воображение, обогащать словарный запас.

Распознающее наблюдение «Как «работает « электрический ток?»

Предложить детям по результатам наблюдения, а также из личного опыта рассказать, что на улице, на участке детского сада, в домах работает благодаря электрическому току. Дополнить и конкретизировать  представления об электроприборах.

Просмотр и обсуждение мультфильма «Уроки осторожности: электричество» (мультсериал  «Уроки тетушки Совы», раздел «Уроки осторожности»)

Формировать представления о потенциальных опасностях, связанных с электроприборами, учить видеть причинно-следственные связи между поступками героя и последующими событиями. Знакомить с моделями безопасного поведения, подводить к пониманию необходимости строгого соблюдения правил.

Тема «Безопасность в общественных местах». «В парке развлечений»

Образовательная ситуация «Мы идем в парк развлечений»: просмотр мультфильма «Ну, погоди!»; составление рассказов по сюжетным картинкам «Правила проведения в парке»

Учить детей представлять варианты потенциально опасной ситуации, описывать ее возможные последствия, различать ее течение в игровой и реальных ситуациях. Учить с опорой на рисунки формулировать позитивные правила поведения в парке.

Наблюдение «Знает ли ребенок правила поведения в парке развлечений»

Познакомить родителей с методикой проведения наблюдения, последующей беседы, принципами подсчета баллов. Помочь по результатам наблюдения выбрать оптимальные методы формирования элементарных правил безопасного поведения в общественных местах в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка.

Тема «Мы идем в зоопарк»

Составление рассказов по сюжетным картинкам «Почему нельзя?»

Предложить детям рассмотреть рисунки, озвучить отображенные в них правила поведения в зоопарке (нельзя кормить животных, нельзя близко подходить к клеткам хищников, нельзя дразнить зверей и т.д.), пояснить их суть. Помочь детям запомнить правила безопасного для себя и животных поведения, способствовать их осознанию.

Коллаж – рисование «Правила безопасности»

Обсудить с детьми, какие правила безопасности можно нарисовать у клетки с животными.

Тема «Поход в супермаркет»

Предварительная работа к с/р игре «Магазин»: рассматривание сюжетных картинок «Супермаркет»; режиссерская игра «В супермаркете»; чтение произведения П.

Воронько «Сказка о необычных покупках»

Дополнять  и конкретизировать знания детей об учреждениях торговли, учить различать и правильно называть их. Предложить обыграть различные ситуации, формировать навыки безопасного поведения в общественных местах. Обсудить поведение героя произведения, дать ему оценку.

Коллективная работа: о правилах культурного и безопасного поведения в общественных местах.

Составить книжки-малышки со стихотворениями, поучительными историями и рисунками к ним. На основе работ провести выставку  о правилах безопасного поведения в общественных местах.

Игровая ситуация: «Как не потеряться в супермаркете».

Учить детей исполнять роли продавцов, охранников, работников информационного центра, вести диалог, называть свои имя, фамилию, данные взрослого, с которым ребенок обычно посещает магазины (мамы, папы). Формировать у детей умение адекватно использовать вербальные средства общения, пояснять суть ситуации, выполнять правила поведения при общении с незнакомыми людьми.

Беседа: «Знакомые правила»

Обсудить с детьми, какие правила поведения в общественных местах они уже знают, какие из них необходимо соблюдать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе.

Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях....

система работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе

система работы по основам безопасности жизнедеятельности включает:-задачи по всем разделам безопасности жизнедеятельности:"Природа и безопасность";"Безопасность на улице";"Безопасность в общении";"Без...

Конспект НОД по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе "Моя безопасность"

Цели: обучать основным правилам поведения с незнакомыми взрослыми; сформировать умения применять правила безопасного поведения в различных жизненных ситуациях; продолжать развивать диалогическую форму...

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей «А» группе

Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях....

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе

Перспективный  план работы  по основам безопасности жизнедеятельности  в старшей группе...

Перспективный план работы по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе.

Сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях....

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе на тему Пожарная безопасность"...