Статья по Формированию безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду.
статья по обж (средняя группа) на тему

Статья по Формированию безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья по Формированию безопасности у дошкольников в соответствии с ФГОС в детском саду.

Большакова Е.В.

ГБДОУ №9 Колпинского района СПб

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуаций. Актуальность темы – «Безопасность дошкольников» обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области. Всем нам известно, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому успех в работе по безопасности детей, может быть, достигнут только при тесном взаимодействии с родителями воспитанников, поскольку те знания, которые получает ребенок в детском саду, должны закрепляться в условиях семьи. И это - одно из важнейших направлений воспитательно-образовательной работы в ДОУ. Предметы домашнего обихода, бытовые ситуации могут стать причиной несчастных случаев. В связи с этим реализация основной общеобразовательной программы дошкольного образования включает в себя время, отведенное на взаимодействие с семьями детей. Сотрудничество воспитателя с семьей формирует у родителей осознанное отношение к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.
В данной статье я хотела бы представить
 особенности реализации образовательной области «Безопасность» в дошкольном образовательном учреждении. А также раскрыть вопросы формирования и систематизация представлений детей дошкольного возраста о безопасной жизнедеятельности через различные виды деятельности.

    Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В начале пути рядом с беззащитным и доверчивым малышом находятся самые главные люди в его жизни - это родители и воспитатели. Благодаря их любви и заботе, эмоциональной близости и поддержке, ребенок растет и развивается, у него возникает доверие к миру и окружающим его людям. Мы с вами желаем нашим детям счастье. И все наши попытки уберечь их от бед и невзгод продиктованы этим.

Об актуальности данной темы можно говорить много и все будет главное. Как сберечь здоровье детей? Как помочь разобраться в многообразии жизненных ситуаций? Как научить помогать друг другу? Анализируя понятие «экстремальный», «безопасность», мы поймем: то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой. Особую тревогу мы испытываем за маленьких беззащитных граждан - дошколят. С первых лет жизни любознательность ребенка, его активность в вопросах познания окружающего, поощряемая взрослым, порой становится небезопасным для него. Формирование безопасного поведения неизбежно связано с целым рядом запретов. При этом взрослые люди, любящие и опекающие своих детей, порой сами не замечают, как часто они повторяют слова: «не трогай», «отойди», «нельзя». Или, напротив, пытаются объяснить что-либо путем долгих и не всегда понятных детям наставлений. Все это дает обратный результат.

Работая долгое время в детском саду, замечаешь, что дети стали несамостоятельными, безынициативными, не могут принимать самостоятельно решения,  не знают, к кому обратиться за помощью, не умеют принимать правильное решение в экстремальных ситуациях, не знают правила поведения по технике безопасности. Мы согласны с мнением многих педагогов, что нельзя растить детей «отчужденных» от жизни на данном этапе. Не случайно, что именно сейчас в сложный переходный период жизни нашего отечества, коллективы многих дошкольных образовательных учреждений стали искать возможности для плодотворной работы по «основам безопасности детей дошкольного возраста». Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей. Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Цель по воспитанию безопасного поведения у детей - дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность-это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется актуальной, послужила основанием для выбора данной темы.

        Формирование основ безопасности жизнедеятельности детей осуществляется в разных направлениях, основные – работа с детьми, родителями, педагогическим коллективом и персоналом.  Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, прививать ему навыки безопасного поведения в быту совместно с родителями, которые выступают для ребенка примером для подражания.

       С родителями, в частности предусмотрено проведение собраний, консультаций, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставок художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых.

     В нашем детском саду наработан обширный материал по воспитанию навыков безопасного поведения дошкольников.

       Педагоги по данному направлению деятельности, уделяют внимание в работе с детьми, начиная со  II младшей группы в  детском саду заключается в повышении информированности сотрудников, детей и родителей о поведении в чрезвычайных ситуациях.

      Свою работу по воспитанию навыков безопасного поведения у детей мы начали с выявления уровня их знаний и интересов, которое проводилось в форме беседы, наблюдений, игр-занятий.

      Данная работа ведется через:

  • организованную деятельность детей – занятия, тренинги;  
  • свободно самостоятельную деятельность детей – сюжетно – ролевые игры.
  • совместную деятельность взрослых и детей – драматизация сказок, беседы воспитателя и ребёнка, наблюдения, труд, чтение художественной литературы;

     В нашей группе имеется картотека игр по развитию у детей познавательных процессов. Дважды в году нами проводится диагностическая работа по определению уровня познавательного развития каждого ребёнка, по результатам которой планируется дальнейшая индивидуальная работа.

     Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинали с создания и обогащения предметно-развивающей среды в группе. Организовывали ее так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей. В нашей группе был создан «Уголок безопасности», оснащении которого вошли специально подобранные и разработанные дидактические игры и пособия (дидактические игры « Что с начало, что потом» «Опасно, безопасно» «Опасные предметы» «Пожарная безопасность» «Сюжетно – ролевая игра «Пожарная машина»» Макет по правилам дорожного движении» «Светофорик» и игра «что? Где? Когда?» Они способствовали формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях. При проведении дидактических игр, учитывая индивидуальные особенности воспитанников, продумывались варианты заданий таким образом, чтобы их выполнение требовало усилий мысли, воли, напряжения сил, ибо без преодоления трудностей нет полноценного развития.

    Большое внимание уделяли не только укреплению физического здоровья детей, но и их психологическому благополучию. Дети чрезвычайно эмоциональны, впечатлительны, внушаемы. Старались учитывать эти особенности и формировать веру каждого ребенка в свои силы и возможности, оптимистический взгляд на все происходящее. Организуя деятельность детей, заботились о том, чтобы каждый ребенок эмоционально переживал успешность обучения. Для этого использовали специально созданные ситуации успеха, например, положительно подкрепляли намерения ребенка, авансируя успех (у тебя получится, ты справишься); акцентируя на положительные черты (ты такой внимательный). В общении старались выступать как партнеры, которые поощряют, взаимодействуют на равных, но при этом много знают и умеют, всегда придут на помощь. Формируя знания основ безопасного поведения в быту у дошкольников 3-5-летнего возраста, использовали рекомендации американского специалиста по детскому развитию Пенелопы Лич о том, что детей защитят положительные установки: «… что они должны делать всегда, а не то, что им, как правило, возбраняется».

Широкое использование произведений детской художественной литературы. В младшем возрасте предпочтение отдается русским - народным сказкам: «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Заюшкина избушка», «Кот, петух и лиса» и др.

В работе со сказками активно можно использовать:

  • Прием «переиначивания» сюжета, для того, чтобы сказочные герои воспользовались правилами безопасности, для закрепления их детьми.
  • Словесные, театрализованные, сюжетные, а также дидактические игры.
  • Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы.
  • Примеры из личного опыта и пример правильного безопасного поведения окружающих взрослых.
  • Организация встреч с представителями экстремальных и социальных служб (врачами, медсестрами, милиционерами, пожарниками и т.п.).
  • Показ детям последствий неправильного поведения или обращения с каким-либо предметом (животным, веществом и т.п.) с помощью иллюстраций.

Осознавая, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка, невозможно решить только в рамках детского сада, старались обеспечить преемственность в вопросах воспитания безопасного поведения детей между детским садом и семьей. Для формирования заинтересованности родителей по проблеме ОБЖ проводили следующие мероприятия:

  • Анкетирование.
  • Родительские собрания (круглый стол, диспут, просмотр презентации, организация встреч со специалистами ДОУ), с целью информации о совместной работе и стимулирования их активного участия в ней.
  • Организация выставки психолого-педагогической литературы по проблеме формирования основ  ЗОЖ и ОБЖ у дошкольников.
  • Оформление и проведение индивидуальных и групповых консультаций.  
  • Использовали прием «домашнее задание», для закрепления знаний, полученных в детском саду по теме «Безопасное поведение дома».
  • Участие родителей воспитанников на занятиях, развлечениях.

     Самое главное – здоровье и жизнь ребенка. Часто, втягиваясь в круговорот повседневности, мы забываем о том, сколько неожиданных опасностей подстерегает человека на жизненном пути. Наша беспечность и равнодушное отношение к своему здоровью зачастую приводят к трагедии. А ведь человек может предотвратить беду, уберечь себя и своих близких от опасности, если будет владеть элементарными знаниями основ безопасности жизнедеятельности. Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Реализация образовательной области «Физическое развитие» в соответствии с ФГОС в детском саду МБОУ гимназия «УВК №1»

Система работы детского сада МБОУ гимназии "УВК №1" по реализации ОО "Физическое развитие"...

Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"

Условия формирования общей культуры дошкольников в соответствии с ФГОС"...

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО.

Современные подходы к организации формирования математических представлений дошкольников в соответствии с ФГОС ДО. Старшая, подготовительная группа«От того, как заложены элементарные математичес...

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС    Огромное влияние на детей оказывают детские книги. Ведь именно в детской литературе, они впервые познают тонкую ...

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС    Огромное влияние на детей оказывают детские книги. Ведь именно в детской литературе, они впервые познают тонкую ...

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОС Личный опыт

Формирование читательской культуры дошкольников в соответствии с ФГОСВо 2младшей группе:   1  Знакомство с книгой   2 Знакомство с книжным уголком в группе   3 Проек...