Опыт работы по формированию безопасного поведения у детей дошкольного возраста в дорожно-транспортной среде
статья по обж (старшая группа) на тему

В настоящее время проблема формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности является одной из актуальных. Именно дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества.        

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.

Подсчитано, что каждый год во всем мире в ДТП погибает 800 тыс. человек. Статистика утверждает, что каждые сутки на улицах городов и автотрассах совершается более 430 ДТП, в которых погибают и получают травмы различной степени – 600 человек.

Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, сочетаемой с любознательностью, а это в свою очередь приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Статистика и анализ происшествий с детьми, проведенной ГИБДД, свидетельствуют, что травмы чаще всего происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания элементарных правил дорожного движения. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения.                        

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не искажая их содержание.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы воспитания и обучения детей. Изучив комплексные программы: «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Программа воспитания ребенка дошкольника» под ред. О. В. Драгуновой, мы пришли к выводу, что представления детей дошкольного возраста о правилах безопасности не систематизированы, основной объем представлений дети получают только в старшем дошкольном возрасте.

         Изучив парциальную программу «Основы безопасности де-тей дошкольного возраста» под ред. Р. Б. Стеркиной, мы пришли к общему мнению, что именно данная программа может выстроить систему деятельности по обучению дошкольников основным пра-вилам дорожного движения.

         Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответству-ющей материальной базы. В нашем МБДОУ имеется транспортная площадка для отработки практических навыков.

         В группе имеется уголок безопасности дорожного движения.

Собран наглядный материал (дорожные знаки, модель светофора, транспортные игрушки, комплекты плакатов, принадлежности регулировщика, макеты улицы города, рули,  демонстрационные карточки и пояснения «Дети и дорога», наглядно-дидактическое пособие И. Ю. Бордачевой «Дорожные знаки», С. Вохринцева «Дорожная безопасность», наглядно-дидактическое пособие А. Дорофеевой «Авиация». Мир в картинках, наглядно-дидактическое пособие А. Дорофеевой «Автомобильный транспорт», наглядно-дидактическое пособие А. Дорофеевой «Водный транспорт», игра «О правилах  дорожного движения и в шутку, и в серьез», серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями "Правила-наши помощники" А. В. Горской, словарь для обогащения детского лексикона по ПДД «Дорога и дети»В. А. Шипуновой.

Приобретена художественная литература (В. Бундин "Куда торопятся машины", Н. Дедяева "Не играйте на дороге", М. Дружинина "Наш друг - свето-фор", Н. Мигунова "Светофор", "Учимся переходить дорогу", С. Михалков "Бездельник светофор", И. Яворовская "Дети и дорога" и т.д.), настольно-печатные развивающие игры ("Узнай дорожный знак", лото "Дорожные зна-ки", "Внимание, дорога", "Умные машины", "Дорожные знаки", "Эволюция транспорта" и т.д.).

Реализуя проект в течение четырех лет, нами было составлено комплексно-тематическое планирование по разным возрастным группам основным видам организованной образовательной деятельности.

Вся деятельность проводилась в игровой форме, то Буратино приносит картины для рассматривания, задает детям вопросы: "Как правильно переходить проезжую часть?", "Как нам помогает светофор?", "Какие бывают автомобили?", "Какие бывают дорожные знаки?" и т.д.; то ребенок переодевается в инспектора ГАИ и регулирует движение на дороге, при помощи жезла, а дети изучают его сигналы; то в гости приходят "дорожные знаки" и загадывают про себя загадки. А в проведении организованной деятельности "Волшебное путешествие", с использованием ИКТ, дети отправляются в путешествие по городам королевства дорожных знаков, чтобы помочь королю расколдовать знак "Движение пешеходов запрещено", побывав в городах "Знатоки", "Сигнальный", "Загадочный", "Дорожный".

Обучая детей правилам дорожного движения, мы использовали все доступные формы и методы работы. Это - организованная образовательная деятельность "Безопасность" ("Пешеходы и пассажиры", "Дорога в городе", "Машины бывают разные", "Городской транспорт", "Какая она улица"), беседы («Отгадайте, что за знак?», "Наша улица", "Мостовая для машин", "Тротуар для пешеходов", "О полосатой зебре", "Красный, желтый, зеленый" и т.д.), обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии (в музей ГИБДД, к проезжей части), чтение художественных произведений, настольные, дидактические игры, встречи с сотрудниками ГИБДД, рассматривание картин, иллюстраций, развлечения, досуги, викторины, проведение тематических недель "Зеленый огонек", выставки, игровые тренинги.

Имеются атрибуты и пособия к сюжетно-ролевым играм "Мы водители", "В стране дорожных знаков", "Юный инспектор ГАИ".

Знания детей по правилам дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, светофор, дорожные знаки. В играх закрепляют знания правил, учатся культуре поведения в общественных местах.

В начале года проводился опрос родителей с целью определения того, насколько они заинтересованы в обучении своих детей ПДД и формирования у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. По итогам опроса можно сделать следующие выводы: у большинства родителей дети могут ориентироваться на улицах города и знакомы с ПДД. Однако, у 40% (6 человек), дети не знают полностью свой домашний адрес, с этими детьми велась индивидуальная работа об их местожительстве; так как боль-шинство родителей 60% (9 человек) добираются пешком, мы разработали и использовали маршрут "Дом-детский сад", по которому неоднократно проводились беседы; самым неизвестным транспортом для детей являлся трамвай - 40% (6 человек) и метро - 60% (9 человек). В связи с этим проводилось чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Основ-ной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины. В этих целях широко использовали:

- информацию в уголке "Дорожная азбука";

- папки-передвижки «Осторожно, улица» «Безопасность на дороге» ;

- родительские собрания«Безопасность на улице» ;

- беседы с участием инспектора ГИБДД;

- семинары-практикумы;

- деловые игры и тренинги;

- совместные праздники и развлечения;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.

- проведение консультаций: «О правилах дорожного движения», «Типичные ошибки в поведении детей при переходе улиц и дорог", «Ребенок в автомобиле»;

- индивидуальные беседы с родителями: «Безопасность на дорогах», «Движение родителей за руку с ребенком», «Родители, будьте примером для детей».

Велась работа с сотрудниками:

- открытый просмотр «О чем говорят дорожные знаки», с использованием ИКТ;

- выставка игрового дидактического материала.

- проведение консультации: «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД»; «Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге»

Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в тесном сотрудничестве с ГИБДД на основании договора. Составлен план совместной работы, в который включены тематические дни, посещения детьми музея ГИБДД, участие представителей ГИБДД в родительских собраниях, развлечение "Дорожный Ералаш".

В заключительном этапе проводилась презентация проекта на заседании совета педагогов по обобщению опыта работы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx147.48 КБ

Предварительный просмотр:

В настоящее время проблема формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности является одной из актуальных. Именно дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества.         

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы.

Подсчитано, что каждый год во всем мире в ДТП погибает 800 тыс. человек. Статистика утверждает, что каждые сутки на улицах городов и автотрассах совершается более 430 ДТП, в которых погибают и получают травмы различной степени – 600 человек.

Дошкольный возраст характеризуется повышенной двигательной активностью, сочетаемой с любознательностью, а это в свою очередь приводит к возникновению травмоопасных ситуаций.

Дошкольники наиболее часто подвергаются несчастным случаям. Это связано с особенностями их высшей нервной деятельности: незрелостью и непостоянством, быстрым истощением нервной системы, преобладанием процессов возбуждения над процессами торможения.

Статистика и анализ происшествий с детьми, проведенной ГИБДД, свидетельствуют, что травмы чаще всего происходят по неосторожности детей, из-за несоблюдения или незнания элементарных правил дорожного движения. Вот почему с самого раннего детства необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, транспорте и правилам дорожного движения.                        

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых. К сожалению, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Поэтому главная задача воспитателей и родителей – доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не искажая их содержание.

В настоящее время в детских садах реализуются различные комплексные и парциальные программы воспитания и обучения детей. Изучив комплексные программы: «Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой; «Программа воспитания ребенка дошкольника» под ред. О. В. Драгуновой, мы пришли к выводу, что представления детей дошкольного возраста о правилах безопасности не систематизированы, основной объем представлений дети получают только в старшем дошкольном возрасте.

        Изучив парциальную программу «Основы безопасности де-тей дошкольного возраста» под ред. Р. Б. Стеркиной, мы пришли к общему мнению, что именно данная программа может выстроить систему деятельности по обучению дошкольников основным пра-вилам дорожного движения.

        Необходимым условием успешного обучения дошкольников правилам дорожного движения считается создание соответству-ющей материальной базы. В нашем МБДОУ имеется транспортная площадка для отработки практических навыков.

        В группе имеется уголок безопасности дорожного движения.

Собран наглядный материал (дорожные знаки, модель светофора, транспортные игрушки, комплекты плакатов, принадлежности регулировщика, макеты улицы города, рули,  демонстрационные карточки и пояснения «Дети и дорога», наглядно-дидактическое пособие И. Ю. Бордачевой «Дорожные знаки», С. Вохринцева «Дорожная безопасность», наглядно-дидактическое пособие А. Дорофеевой «Авиация». Мир в картинках, наглядно-дидактическое пособие А. Дорофеевой «Автомобильный транспорт», наглядно-дидактическое пособие А. Дорофеевой «Водный транспорт», игра «О правилах  дорожного движения и в шутку, и в серьез», серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями "Правила-наши помощники" А. В. Горской, словарь для обогащения детского лексикона по ПДД «Дорога и дети»В. А. Шипуновой.

Приобретена художественная литература (В. Бундин "Куда торопятся машины", Н. Дедяева "Не играйте на дороге", М. Дружинина "Наш друг - свето-фор", Н. Мигунова "Светофор", "Учимся переходить дорогу", С. Михалков "Бездельник светофор", И. Яворовская "Дети и дорога" и т.д.), настольно-печатные развивающие игры ("Узнай дорожный знак", лото "Дорожные зна-ки", "Внимание, дорога", "Умные машины", "Дорожные знаки", "Эволюция транспорта" и т.д.).

Реализуя проект в течение четырех лет, нами было составлено комплексно-тематическое планирование по разным возрастным группам основным видам организованной образовательной деятельности.

Вся деятельность проводилась в игровой форме, то Буратино приносит картины для рассматривания, задает детям вопросы: "Как правильно переходить проезжую часть?", "Как нам помогает светофор?", "Какие бывают автомобили?", "Какие бывают дорожные знаки?" и т.д.; то ребенок переодевается в инспектора ГАИ и регулирует движение на дороге, при помощи жезла, а дети изучают его сигналы; то в гости приходят "дорожные знаки" и загадывают про себя загадки. А в проведении организованной деятельности "Волшебное путешествие", с использованием ИКТ, дети отправляются в путешествие по городам королевства дорожных знаков, чтобы помочь королю расколдовать знак "Движение пешеходов запрещено", побывав в городах "Знатоки", "Сигнальный", "Загадочный", "Дорожный".

Обучая детей правилам дорожного движения, мы использовали все доступные формы и методы работы. Это - организованная образовательная деятельность "Безопасность" ("Пешеходы и пассажиры", "Дорога в городе", "Машины бывают разные", "Городской транспорт", "Какая она улица"), беседы («Отгадайте, что за знак?», "Наша улица", "Мостовая для машин", "Тротуар для пешеходов", "О полосатой зебре", "Красный, желтый, зеленый" и т.д.), обсуждение ситуаций, наблюдения, экскурсии (в музей ГИБДД, к проезжей части), чтение художественных произведений, настольные, дидактические игры, встречи с сотрудниками ГИБДД, рассматривание картин, иллюстраций, развлечения, досуги, викторины, проведение тематических недель "Зеленый огонек", выставки, игровые тренинги.

Имеются атрибуты и пособия к сюжетно-ролевым играм "Мы водители", "В стране дорожных знаков", "Юный инспектор ГАИ".

Знания детей по правилам дорожного движения находят отражение в их рисунках, поделках, играх: они лепят из пластилина машины, светофор, дорожные знаки. В играх закрепляют знания правил, учатся культуре поведения в общественных местах.

В начале года проводился опрос родителей с целью определения того, насколько они заинтересованы в обучении своих детей ПДД и формирования у них навыков безопасного поведения на улицах и дорогах города. По итогам опроса можно сделать следующие выводы: у большинства родителей дети могут ориентироваться на улицах города и знакомы с ПДД. Однако, у 40% (6 человек), дети не знают полностью свой домашний адрес, с этими детьми велась индивидуальная работа об их местожительстве; так как боль-шинство родителей 60% (9 человек) добираются пешком, мы разработали и использовали маршрут "Дом-детский сад", по которому неоднократно проводились беседы; самым неизвестным транспортом для детей являлся трамвай - 40% (6 человек) и метро - 60% (9 человек). В связи с этим проводилось чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций. Основ-ной упор в работе с родителями уделяем тому, чтобы родители сами подавали пример детям в безоговорочном подчинении требованиям дорожной дисциплины. В этих целях широко использовали:

- информацию в уголке "Дорожная азбука";

- папки-передвижки «Осторожно, улица» «Безопасность на дороге» ;

- родительские собрания«Безопасность на улице» ;

- беседы с участием инспектора ГИБДД;

- семинары-практикумы;

- деловые игры и тренинги;

- совместные праздники и развлечения;

- устные журналы и дискуссии, где заслушивается опыт семейного воспитания, обсуждаются различные ситуации, которые могут возникнуть на дороге.

- проведение консультаций: «О правилах дорожного движения», «Типичные ошибки в поведении детей при переходе улиц и дорог", «Ребенок в автомобиле»;

- индивидуальные беседы с родителями: «Безопасность на дорогах», «Движение родителей за руку с ребенком», «Родители, будьте примером для детей».

Велась работа с сотрудниками:

- открытый просмотр «О чем говорят дорожные знаки», с использованием ИКТ;

- выставка игрового дидактического материала.

- проведение консультации: «Содержание работы по ознакомлению детей дошкольного возраста с ПДД»; «Воспитатель – первый учитель безопасного поведения ребенка на дороге»

Работа по обучению дошкольников правилам дорожного движения осуществляется в тесном сотрудничестве с ГИБДД на основании договора. Составлен план совместной работы, в который включены тематические дни, посещения детьми музея ГИБДД, участие представителей ГИБДД в родительских собраниях, развлечение "Дорожный Ералаш".

В заключительном этапе проводилась презентация проекта на заседании совета педагогов по обобщению опыта работы.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

       Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...

"формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста"

       Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопаснос...

Технологии формирования безопасного поведения у детей дошкольного возраста

В своей презентации я изложила мысль,что главной задачей воспитания у детей безопасного поведения должно стать формирования понятия об опасных ситуациях и овладение умением правильно вести себя в тех ...

«Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

безопасность поведения у детейдошкольного возраста...

Формирование безопасного поведения у детей дошкольного возраста (срок реализации 4 года).

Формированию безопасного поведения у детей я уделяю особое внимание в течении всего времени пребывания детей в ДОУ...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ «Инновационные технологии при формировании безопасного поведения у детей дошкольного возраста»

Семинар -практикум составлен на основе методических пособий К. Белая, Саулина, предназначен для педагогов дошкольного учреждения....