Личностно-ориентированная образовательная ситуация " Как полезные предметы могут стать опасными"
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему

Краюшкина Елена Михайловна

Здесь вы можете ознакомиться с этапами применения метода ЛООС в образователном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл loos.docx27.52 КБ

Предварительный просмотр:

             Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 55 общеразвивающего вида»

Личностно ориентированная образовательная ситуация

по образовательной области

«Социально-коммуникативное развитие»

на тему:

 « Как полезные предметы могут стать опасными»

(возраст детей: 4-5 лет)

                                                                         

Подготовила: воспитатель

1 квалификационной категории

Краюшкина Е.М.

апрель 2016г.

г.о. Электросталь

Цель: выработать правильные способы поведения при пользовании опасными предметами

Программные задачи: 

  • предложить детям проанализировать качества предметов, выявить факторы потенциальной опасности;
  • сформулировать правила использования опасных предметов на основе знаний свойств предметов;
  • содействовать становлению самостоятельности  при выполнении различных бытовых операций;
  • формировать осознанное отношение к собственной безопасности и безопасности окружающих.

Образовательные области: « Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие».

Раздел программы: «Безопасность в помещении».

Тема: « Безопасный дом»

Возраст детей: 4-5 лет

      Структура личностно ориентированной образовательной ситуации

Компоненты    деятельности

  Этапы работы

Задачи, решаемые в совместной деятельности педагога и детей

1

Проблема

    цель деятельности детей в рамках ЛООС(мотив)

    Мотивационно-ориентировочный

Выявление сути проблемы, актуализация потребности её разрешить, формулировка цели, волеизъявления детей

2

           

           План

     Поисковый

Поиск путей решения проблемы, определение порядка действий.

3

Исполнительские действия

     Практический

Реализация плана(использование педагогом различных форм организации детских видов деятельности, позволяющих, с одной стороны, разрешить проблему. с другой -решить программные задачи).

4

        Оценка

Рефлексивно-оценочный

Выявление факта и путей достижения цели (разрешения проблемы), применявшихся знаний, нашедших применение личностных качеств детей.

                                      Ход обучающей ситуации:

  1. этап.  Описание  естественной ситуации

Воспитатель: Ребята, я сегодня пригласила к нам в группу своего сыночка Андрюшу, ему 6 лет. Мы хотим вам показать фотографию, которую сделали вчера вечером дома.

(слайд № 1 на проекторе появляется фото, где Андрюша и папа на кухне в фартуках, на столе нож, овощи, недалеко сидит кошка, у Андрея забинтован палец)

слайд № 2 знак вопроса

Воспитатель: Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Андреем?

Предполагаемые ответы детей: (порезал палец)        

Воспитатель: а как же могло такое произойти?

Предполагаемые ответы детей: (неправильно держал нож, хулиганил и т.д.)

Воспитатель: Андрей, расскажи моим ребятам, что же произошло на самом деле?

Рассказ Андрея К. ( Вчера мы с папой решили приготовить маме сюрприз, когда она вернётся с работы и приготовить на ужин овощной салат. Мы помыли огурцы и помидоры, папа дал мне нож  и мы стали резать овощи. И когда я резал огурец, прибежала наша кошка Ксюша и стала рядом играть. Я повернулся к кошке, хотел с ней поиграть  а нож держал в руке и тут..поранил палец на левой руке.)

2этап   Анализ ситуации

Воспитатель: ребята, как вы думаете, с вами может такое произойти?

Предполагаемые ответы детей: (да, нет)

Воспитатель: Давайте разберёмся, почему Андрей поранился? что он делал?

(дети выявляют и называют причины произошедшего: отвлёкся на кошку, не правильно держал нож)

Воспитатель: вы правы ребята, Андрей был невнимателен, неосторожен, отвлекался. А чтобы не произошло неприятностей нужно соблюдать определённые правила.

Воспитатель:  давайте посмотрим, какие неприятности могут ждать на кухне, если не соблюдать правила безопасности.

(на интерактивной доске воспитатель показывает сюжетные картинки из серии «Безопасность в быту (на кухне)  1) горячая духовка; 2) горячий чайник на краю стола; 3) зажигание спичек.

(во время показа дети обсуждают, что видят)

3этап .    Практический

          проводится дидактическая игра на интерактивной доске

      «Когда полезные предметы на кухне могут стать опасными»

( воспитатель загадывает загадку, если дети отгадывают -появляется предмет и 2 смайлика (грустный и весёлый), затем появляются картинки с изображением ситуаций, когда предмет необходим и когда опасен. Воспитатель предлагает переместить интерактивной ручкой  к смайлику с улыбкой картинку предмета, когда без него нельзя обойтись, , а к грустному смайлику - картинку предмета,  в каких ситуациях он опасен)

         Дети по очереди рассуждают и выполняют перемещения.

1. Если хорошо заточен,

Всё легко он режет очень-

Хлеб, картошку, свёклу, мясо,

Сыр, и яблоки, и масло. (Нож)


2.В нём вода бурлит – кипит.
Из под крышки выйдет тучка,
Носик есть и с боку ручка.
Чайных чашек всех начальник.
Называется он…  
(чайник)

3.Это тесный-тесный дом:

Сто сестричек жмутся в нём.

И любая из сестёр

Может вспыхнуть как, как костёр.

Не шути с сестричками

Тоненькими…(спичками)

Воспитатель: ребята, как вы думаете, почему полезные предметы становятся опасными?

Предполагаемые ответы детей:( неправильно ими пользуются, не знают правила безопасности)

Воспитатель: значит, для того, чтобы предметы на кухне были не опасны нужно что –то знать и соблюдать?

Предполагаемые ответы детей: (соблюдать правила)

Воспитатель: Давайте составим правила обращения со столовым ножом, чтобы показать их Андрею.

Что нельзя делать ножом? ( дети отвечают(облизывать, брать за острое лезвие, размахивать, брать без разрешения взрослых, быть внимательным, не ловить нож, если он падает), на интерактивной доске доске появляются соответствующие картинки)

Что можно делать ножом? (дети отвечают (брать за ручку, осторожно резать на доске, класть нож в отведённое место) ,на интерактивной доске появляются соответствующие картинки)

4 этап. Рефлексивно-оценочный

ПРАВИЛА ОФОРМЛЕНЫ НА ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКЕ В  ВИДЕ ЦЕПОЧКИ КАРТИНОК (графический наглядный план)

Воспитатель: молодцы, ребята! вы сегодня составили  важные правила безопасности, и я  очень надеюсь, что и вы, и Андрей их запомните и будете всегда соблюдать.

-Ребята, я сегодня пригласила к нам в группу своего сыночка Андрюшу, ему 6 лет. Мы хотим вам показать фотографию, которую сделали вчера вечером дома.

-Ребята, как вы думаете, что могло произойти с Андреем?

- как же могло такое произойти?

Андрей, расскажи моим ребятам, что же произошло на самом деле?

(рассказывает)

-ребята, как вы думаете, с вами может такое произойти?

-почему Андрей поранился? что он делал?

-вы правы ребята, Андрей был невнимателен, неосторожен, отвлекался. А чтобы не произошло неприятностей нужно соблюдать определённые правила. как научить Андрея правилам безопасности? Попробуем сегодня для андрея составить памятку с правилами безопасного обращения с ножом?

На кухне находится много полезных предметов, помощников, которые облегчают вашим мамам труд. (назовите их)

              -Ребята, а вы хотите узнать как появился нож?

   Нож – один из самых древних предметов быта. Первые ножи появились еще у первобытных людей. Они научились делать ножи из камня, брали узкие каменные пластины и затачивали их с одной стороны. И такими примитивными ножами разделывали туши добытых животных, резали мясо. Затем ножи стали изготавливать из рогов и костей. Они были легче каменных. Позже люди научились плавить металл, и делать ножи с медными лезвиями, потом бронзовыми и, наконец, стальные, которые дошли до наших дней. (Показ картинок древних ножей).

- А сейчас давайте рассмотрим, как выглядит современный нож (демонстрация набора   кухонных и столовых ножей).

- Нож состоит из лезвия и рукоятки. Лезвие может быть широким и узким, острым и закругленным. Ножи бывают кухонные и столовые. Кухонный нож – верный помощник на кухне. Вот посмотрите, какие они бывают разные по назначению: для разделки мяса, нарезки хлеба, чистки рыбы и овощей. А столовые ножи, как правило, с закругленным лезвием. Их не затачивают остро, чтобы не порезаться за столом во время приема пищи. Давайте попробуем намазать столовым ножом масло на хлеб.

-кто знает и назовёт полезные предметы на кухне, которые могут стать опасными, если не соблюдать правила безопасности.(спички, газ, чайник)

-ребята, как вы думаете, почему полезные предметы становятся опасными?

-значит, для того, чтобы предметы на кухне были не опасны нужно что –то знать и соблюдать? (правила безопасности)

Посмотрите, перед вами лист бумаги, клей, картинки различные. внимательно их рассмотрите, что вы заметили? Как с помощью этих картинок составить памятку? Давайте вместе подумаем и начнём.

а теперь посмотрите, вы составили важные правила безопасности ! Думаю, андрей теперь очень хорошо запомнил, что можно делать ножом, а что нельзя!

я  очень надеюсь, что и вы, и Андрей их запомните и будете всегда соблюдать.

( Вчера мы с папой решили приготовить маме сюрприз, когда она вернётся с работы и приготовить на ужин овощной салат. Мы помыли огурцы и помидоры, папа дал мне нож  и мы стали резать овощи. И когда я резал огурец, прибежала наша кошка Ксюша и стала рядом играть. Я повернулся к кошке, хотел с ней поиграть  а нож держал в руке и тут..поранил палец на левой руке.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар - практикум для педагогов «Педагогические ситуации» (в рамках работы творческой группы по использованию личностно-ориентированного подхода)

   Цель семинара – практикума: повышение уровня педагогической культуры педагогов, формирование педагогических установок и рефлексии развивающего взаимодействия с детьми и родителями....

НОД личностно - ориентированной направленности в подготовительной к школе группе на тему: «Полезные овощи».

Данная тема НОД заявлена согласно перспективному планированию.Длительность занятия 25 минуты, что соответствует нормам СанПина.Степень обучаемости детей данной подгруппы достаточно высока, и навыки, н...

Консультация для педагогов ДОО "Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса"

Консультация для педагогов ДОО "Личностно ориентированная образовательная ситуация как единица педагогического процесса"...

Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи.

Личностно ориентированная образовательная ситуация как средство формирования культуры безопасности детей с общим недоразвитием речи....

«Опасные предметы» ИГРОВАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИТУАЦИЯ средняя группа

В среднем возрасте дети очень активны и, поэтому, их безопасности нужно уделять огромное внимание. В нашей группе мы проводим цикл занятий по этой теме. Одно из них - это безопасность в быту. В игрово...

КАКИЕ ВИДЫ РОДИТЕЛЬСКОЙ ЛЮБВИ МОГУТ СТАТЬ ОПАСНЫМИ ДЛЯ МАЛЫША

Одни родители любят чрезмерно ласкать своих детей, другие, наоборот, выражают свою любовь скупо, распределяя ее между сыном и дочерью, действуя «по-научному». Существует мнение, что отец д...

Конспект образовательной ситуации во 2 младшей группе «Опасные предметы»

Формирование у детей младшего дошкольного возраста представления о предметном мире и назначении предметов, о правилах их безопасного использования....