Формирование основ безопасности согласно ФГОС
консультация по обж на тему

Голованова Надежда Александровна

Основные задачи по формированиюоснов безопасности в разных группах детского сада

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovanie_osnov_bezopasnosti_soglasno_fgos.docx22.72 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности согласно ФГОС

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необходимому поведению в разных жизненных ситуациях.

Основными целями и задачами формирования у дошкольников основ безопасности собственной жизнедеятельности, а также безопасности окружающего мира являются:

Формирование у детей представлений об опасных для человека и окружающего мира ситуациях и способах поведения в них;

Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения;

Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Цели, задачи и содержание обучения трансформируются в зависимости от возрастной группы.

Основные задачи по формированию основ безопасности в разных группах детского сада:

Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет)

Безопасное поведение в природе:

Знакомить с элементарными правилами безопасного поведения в природе (не подходить к незнакомым животным, не гладить их, не дразнить, не рвать и не брать в рот растения и пр.).

Безопасность на дорогах:

Формировать первичные представления о машинах, улице, дороге;

Знакомить с некоторыми видами транспорта.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;

Знакомить с понятиями «можно - нельзя», «опасно»;

Формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с песком и водой (воду не пить, песком не бросаться и т.д.).

Младшая группа (от 3 до 4 лет)

Безопасное поведение в природе:

Формировать представления о простейших взаимосвязях в живой и неживой природе;

Знакомить с правилами поведения в природе (не рвать без надобности растения, не ломать ветки деревьев, не трогать животных и др.).

Безопасность на дорогах:

Расширять ориентировку в окружающем пространстве;

Знакомить детей с правилами дорожного движения;

Учить различать проезжую часть дороги, тротуар, понимать значение зеленого, желтого и красного сигналов светофора;

Формировать первичные представления о безопасном поведении на дорогах (переходить дорогу, держась за руку взрослого);

Знакомить с работой водителя.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с источниками опасности дома (горячая плита, утюг и др.);

Формировать навыки безопасного передвижения в помещении (осторожно спускаться и подниматься по лестнице, держась за перила, открывать и закрывать двери, держась за дверную ручку);

Формировать умение соблюдать правила в играх с мелкими предметами (не засовывать предметы в ухо, нос; не брать их в рот);

Развивать умение обращаться за помощью к взрослым;

Формировать навыки безопасного поведения в играх с песком, водой, снегом.

Средняя группа (от 4 до 5 лет)

Безопасное поведение в природе:

Продолжать знакомить с многообразием животного и растительного мира, с явлениями неживой природы;

Формировать элементарные представления о способах взаимодействия с животными и растениями, о правилах поведения в природе;

Формировать понятия: «съедобное», «несъедобное», «лекарственные растения»;

Знакомить с опасными насекомыми и ядовитыми растениями.

Безопасность на дорогах:

Развивать наблюдательность, умение ориентироваться в помещении и на участке детского сада, в ближайшей местности;

Продолжать знакомить с понятиями «улица», «дорога», «перекресток», «остановка общественного транспорта» и элементарными правилами поведения на улице. Подводить детей к осознанию необходимости соблюдать правила дорожного движения;

Уточнять знания детей о назначении светофора и работе полицейского;

Знакомить с различными видами городского транспорта, особенностями их внешнего вида и назначения («Скорая помощь», «Пожарная», Машина МЧС, «Полиция», трамвай, троллейбус, автобус);

Знакомить со знаками дорожного движения «Пешеходный переход», Остановка общественного транспорта»;

Формировать навыки культурного поведения в общественном транспорте.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Знакомить с правилами безопасного поведения во время игр;

Рассказывать о ситуациях, опасных для жизни и здоровья;

Знакомить с назначением, работой и правилами пользования бытовыми электроприборами (пылесос, электрочайник, утюг и др.);

Закреплять умение пользоваться столовыми приборами (вилка, нож), ножницами;

Знакомить с правилами езды на велосипеде;

Знакомить с правилами поведения с незнакомыми людьми. Рассказывать детям о работе пожарных, причинах возникновения в и правилах поведения при пожаре.

Старшая группа (от 5 до 6 лет)

Безопасное поведение в природе:

Формировать основы экологической культуры и безопасного поведения в природе;

Формировать понятия о том, что в природе все взаимосвязано, что человек не должен нарушать эту взаимосвязь, чтобы не навредить животному и растительному миру;

Знакомить с явлениями неживой природы (гроза, гром, молния, радуга), с правилами поведения при грозе;

Знакомить детей с правилами оказания первой помощи при ушибах х насекомых.

Безопасность на дорогах:

Уточнять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, пешеходный переход, тротуар), о движении транспорта, о работе светофора;

Знакомить с названиями ближайших к детскому саду улиц и улиц, на которых живут дети;

Знакомить с правилами дорожного движения, правилами передвижения пешеходов и велосипедистов;

Продолжать знакомить с дорожными знаками: «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пешеходный переход», «Пункт первой медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Въезд запрещен», «Дорожные работы», «Велосипедная дорожка».

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека. Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.);

Расширять знания об источниках опасности в быту и закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами;

Уточнять знания детей о работе пожарных, о причинах пожаров, об элементарных правилах поведения во время пожара. Знакомить с работой службы спасения – МЧС Закреплять знания о том, что в случае необходимости взрослые звонят по телефонам «01», «02», «03»;

Формировать умение обращаться за помощью к врослым;

Учить называть свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес и телефон

Подготовительная к школе группа (от 6 до 7 лет)

Безопасное поведение в природе:

Формирование основы экологической культуры;

Продолжать знакомить с правилами поведения на природе;

Знакомить с Красной книгой, с отдельными представителями животного и растительного мира, занесенных в нее;

Уточнять и расширять представления о таких явлениях природы, как гроза, гром, молния, радуга, ураган, знакомить с правилами поведения человека в этих условиях.

Безопасность на дорогах:

Систематизировать знания детей об устройстве улицы, о дорожном движении. Знакомить с понятиями «площадь», «бульвар», «проспект»;

Продолжать знакомить с дорожными знаками – предупреждающими, запрещающими и информационно-указательными;

Расширять представления детей о ГИБДД;

Воспитывать культуры поведения на улице и в общественном транспорте;

Развивать свободную ориентировку в пределах ближайшей к детскому саду местности. Формировать умение находить дорогу из дома в детский сад на схеме местности.

Безопасность собственной жизнедеятельности:

Формировать у детей представления о том, что полезные и необходимые бытовые предметы при неумелом обращении могут причинить вред и стать причиной беды (электроприборы, газовая плита и пр.);

Подвести детей к пониманию необходимости соблюдать меры предосторожности, учить оценивать свои возможности по преодолению опасности;

Формировать у детей навыки поведения в ситуациях: «один дома», «потерялся», «заблудился»;

Формировать умения обращаться к взрослым за помощью;

Расширять знания детей о работе МЧС, пожарной службы, службы скорой помощи;

Закреплять умения называть необходимые данные о себе.

Ниже представлено на практическом примере, как можно решить некоторые из поставленных выше задач.

Тема «Дорожные знаки»

Размышляем вместе с взрослыми

Научить ребенка различать и понимать, что обозначают некоторые дорожные знаки, — непростая задача. Используйте интерес детей (особенно мальчиков) к автомобилям для организации тематических игр, в которых ребенок берет на себя роль водителя. В процессе совместной игры ненавязчиво сообщайте ребенку новые интересные сведения.

Можно увлечь дошкольника изготовлением дорожных знаков из цветной бумаги с помощью ножниц и клея.

Поиграйте с ребенком в игру «Путешествие на машине за город», познакомьте его со знаками сервиса и объясните, как важны они для водителя и для пассажиров на незнакомой дороге. Подробно обсуждайте и комментируйте «встречающиеся на дороге» знаки.

О чем рассказать ребенку

— Как ты думаешь, для чего придуманы дорожные знаки? Назови дорожные знаки, которые ты знаешь. Как они выглядят? Где устанавливаются?

По улицам помимо машин движутся автобусы, троллейбусы и трамваи. Существуют специальные знаки, которые указывают места их остановок.

Вот знак: красный круг, внутри которого изображен идущий человек, перечеркнутый красной линией. (Показ иллюстрации.) Он называется «Движение пешехода запрещено». Объясни, как ты понимаешь значение этого знака. Как правило, этот знак устанавливается на строительных площадках, куда посторонним заходить опасно. В этих местах ездят тяжелые самосвалы, работают экскаваторы; можно не заметить и провалиться в глубокую яму (котлован) или угодить в какой-нибудь горячий раствор.

Вот еще один знак: в синем круге изображен велосипед. (Показ иллюстрации.) Как ты думаешь, что он может означать? Этот знак называется «Велосипедная дорожка». По этой дорожке нельзя ездить автомобилям. А вот пешеходы при отсутствии тротуара могут ходить по этой дорожке.

Есть дорожные знаки, которые относятся к знакам сервиса (обслуживания) Попробуй самостоятельно определить, что означает каждый знак.

Знак «Пункт первой медицинской помощи» - информирует о том, что неподалеку располагается медицинский пункт.

Знак «Пункт питания» - информирует о том, что неподалеку находится телефон и можно позвонить.

Знак «Место отдыха» - говорит о том, что неподалеку есть место, где можно остановить машину и отдохнуть.

Чтобы сделать занятие еще интереснее, можно использовать различные загадки и стихотворения.

Загадки, стихотворения

По обочине дороги,

Как солдатики стоят,

И мы строго выполняем,

Все, что нам они велят.

(Дорожные знаки)

Город, в котором с тобой мы живем,

Можно по праву назвать букварем,

Вот она, азбука, — над головой:

Знаки навешаны вдоль мостовой!

Азбукой улиц, проспектов, дорог Город дает нам все время урок.

Азбуку города помни всегда,

не случилась с тобою беда.

Я. Пишумов

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад Марьинский»

Выступление на педчасе

На тему: «Формирование основ безопасности по ФГОС»

Подготовила: воспитатель 1 кв.категории

Голованова Надежда Александровна

Г.Бронницы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО

Формированию основ безопасности собственной жизнедеятельности дошкольников в контексте ФГОС ДО....

Формирование основ безопасности согласно ФГОС

Безопасность ребенка – это одна из основных забот как родителей, так и воспитателей детского сада, ведь на их плечи ложится не только обязанность обеспечить сохранность ребенка, но и обучить его необх...

«Формирование основ безопасного поведения старших дошкольников на улицах города в условиях реализации ФГОС ДО»

С 1 сентября 2013 г. вступил в силу новый закон «Об образовании в Российской Федерации», в котором впервые дошкольное образование закреплено в качестве уровня общего обра...

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников в рамках введения в ФГОС

Главная цель по воспитанию  безопасного поведения у детей-дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенности поведения в них....

Конструкт непосредственной образовательной деятельности по формированию основ безопасного поведения с использованием технологии формирования основ безопасной жизнедеятельности

Тема: «Моя безопасность»Форма НОД: формирование основ безопасной жизнедеятельности (безопасность собственной жизнедеятельности)   Виды деятельности: игровая, коммуникативная, поз...