использование пословиц и поговорок при воспитании навыков безопасного поведения у дошкольников
статья по обж на тему

подборка пословиц и поговорок на тему безопасности на русском и якутском языках

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл publikatsiya.docx26.63 КБ

Предварительный просмотр:

Использование пословиц и поговорок при воспитании навыков безопасного поведения у дошкольников

                                    Сахаяна Петровна Васильева,

воспитатель МБДОУ д/с № 42 «Мамонтенок»

Обеспечение безопасности – проблема, затрагивающая все стороны жизнедеятельности человека.

Особую тревогу мы испытываем за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать детей. Но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Безопасность – это знания, умения, навыки.

Все объяснения должны быть как можно более доступны и понятны ребенку. Важно дать ребенку знания о правилах безопасного поведения(об источниках опасности, мерах предосторожности и способах преодоления угрозы), сформировать умение действовать в тех или иных ситуациях, помочь ему выработать привычку соблюдать меры предосторожности и умение оценивать собственные возможности по преодолению опасности. Значение привычки в воспитании детей отмечалось в пословицах и поговорках, передавалось из поколения в поколение: «Учи показом, а не рассказом».

Пословицы и поговорки играют большую роль в формировании и воспитании навыков безопасного поведения у детей дошкольного возраста. Давно замечено, что мудрость и дух народа проявляются в его пословицах и поговорках, а знание пословиц и поговорок того или иного народа способствует не только лучшему знанию языка, но и лучшему пониманию образа мыслей и характера народа.

Пословицы и поговорки несут ярко выраженный нравственно-поучительный характер. Такие поговорки и пословицы содержат целый комплекс продуманных рекомендаций, выражающих народное представление о человеке, о формировании личности, о нравственном, трудовом, умственном, физическом и эстетическом воспитании.

По определению Я.О. Каменского: «Пословица или поговорка есть краткое и ловкое высказывание, в котором одно говорится и иное подразумевается, т.е. слова говорят о некотором внешнем физическом, знакомом предмете, а намекают на нечто внутреннее, духовное, незнакомое».

Поговорки и пословицы - принадлежность речи взрослых, дети ими почти не могут ещё пользоваться и только подводятся к этой форме фольклора. Однако обращённые к детям отдельные пословицы могут им внушить некоторые правила поведения, например: «Поспешишь, людей насмешишь». Всего правильнее употреблять пословицы и поговорки в момент, когда обстоятельства наглядно иллюстрируют пословицу; тогда скрытый в ней смысл становится для ребёнка ясен: «Вот поспешил рисовать, и плохо вышло».

Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных  для его возраста значений, а общее понимание ценности жизни и здоровья и взаимосвязи  образа жизни и здоровья человека.

Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

Нужно сделать все, чтобы наши дети росли здоровыми и счастливыми и шагали вместе с нами по безопасной дороге в безопасный мир.

Мною была сделана подборка пословиц и поговорок по теме безопасности на русском и якутском языках.

Бережем свое здоровье

Безопасность собственной жизнедеятельности

  • Аппетит от больного бежит, а к здоровому катится
  • Баня – мать наша: кости распаришь, все тело поправишь
  • Береги честь смолоду, а платье снову
  • Болезнь не красит человека, а старит
  • Болен – лечись, а здоров – берегись
  • Быстрого и ловкого болезнь не догонит
  • Будь не красен, а здоров
  • В здоровом теле здоровый дух
  • Ешь, да не жирей – будешь здоровей
  • Ешь редьку – ломтиху, и триху
  • Здоровья цены нет
  • Здоровья не купишь
  • Береги бровь, - глаз цел будет
  • Береги нос в большой мороз
  • Болезнь и поросенка не красит
  • Болезнь от слабости, а слабость от болезни
  • Больше брюха не съешь
  • Брюхо не мешок, в запас не поешь
  • В здоровом теле здоровый дух
  • Держи голову в холоде, а ноги в тепле
  • Кто не курит, кто не пьет, тот здоровье бережет
  • Кто встал до дня, тот днем здоров
  • Кто больше спит, тот меньше всех живет
  • Лучше хлеб с водою, чем пирог с бедою
  • Не пеняй на соседа, когда спишь до                    обеда
  • Пешком ходить, долго жить
  • После обеда полежи, после ужина походи
  • То не беда, что на карман пошла, а то    беда, чтот здоровье унесла
  • Снегом да паром, так не будешь      старым
  • Сон лучше всякого лекарства
  • С курами ложись, с петухами вставай
  • Сладко естся, так плохо спится
  • Ум да здоровье дороже всего
  • Умеренность – мать здоровья
  • У неряхи да непряхи нет и путной рубахи
  • Чистая вода – для хвори беда
  • Чистота – залог здоровья
  • Хрен да редька, лук да капуста лихого    не допустят
  • Щи да каша – пища наша

  • Береженого Бог бережет
  • Берегись бед, пока их нет
  • Беда привалила – ума не хватило
  • Гляди под ноги: ничего не найдешь, так хоть ноги не зашибешь
  • Гляди в оба, а не разбей лоба
  • Ешь мед, да берегись жала
  • Жизнь человека всегда на волоске висит
  • Запрометчивому коню не верь в узде
  • Лукавство не велико, а осторожность есть  
  • Лишь глупый, да малый без опасу живут
  • Малая искра сжигает города
  • Не шути с огнем, обожжешься
  • Не топора бойся, а огня
  • Не верь повару, сам иди по воду
  • На воду без весел не спускайся
  • Не окрикнув лошади, в стойло не лезь
  • Опасение – половина спасения        
  • От малого опасения великое спасение
  • Осторожного коня и зверь не вредит
  • Обжегшись кипятком на молоко дуют
  • Пожар слезой не зальешь
  • Свой глаз – алмаз, чужой – стекло
  • Сидя на колесе, думай что будешь под колесом
  • Спички – не игрушки, огонь – не забава
  • Спичка – невеличка, а огонь от нее великан
  • Солома с огнем не дружит
  • Так лови, чтобы и самому уйти
  • У собаки думка в хвосте, у лошади в ушах
  • Хорош цветок, да остер шипок          

Бэйэ доруобуйатын харыстаныы

Сэрэхтээх буолуу

  • Мээнэ кыыһырыма, эрдэ кырдьыаҥ        
  • Сүрэх баҕарар да, сүһүөх тиийбэт
  • Быар быһаҕас, тиис тоһоҕос  
  • Ыалдьартан илии арахпат, таптыыртан харах арахпат
  • Көҕөн курдук сэргэх, бэдэр курдук чэнчис
  • Тымныы – уол оҕо доҕоро, куһаҕан киһи тойоно
  • Аҕыйах да буоллар, амтаннааҕа үчүгэй      
  • Аска өстүйүмэ, ас ааттыа суоҕа
  • Иһит ырааһын таптыыр
  • Таҥас абыраҕы таптыыр
  • Аччыктаатахха – ас эрэ амтаннаах, утаттахха – уу да минньигэс
  • Сарсыарда эрдэ турбатаххына, күҥҥүн сүтэриэн, оҕо сааскар үөрэммэтэххинэ, олоххун сүтэриэҥ    
  • Киһи – хабахтаах хаан
  • Кус уҥуоҕун кыайан тоһуппат киһи    
  • Эрдэ турбут чыычаах тумсун соттор, хойут турбут чыычаах хараҕын хастар
  • Баастаах балык муораҕа устубат
  • Силиһэ суох мас үүммэт
  • Харайбатахха тимир да дьэбиннирэр

  • Аҕыйах тыл -  минньигэс, элбэх тыл – сымса
  • Абааһы аһаабыт сириттэн арахпат
  • Албын тыла сыатааҕар минньигэс
  • Атаҕастыыбын диэн атаххыттан ыллараайаҕын
  • Аҕыйахтык санар, элбэхтик оҥор
  • Албын киһи үс күлүктээх дииллэр
  • Быа синньигэһинэн быстар, быһах угунан тостор      
  • Балык уу дириҥин былдьаһар, киһи күн үтүөтүн батыһар
  • Быһыйы кытта сырсыма, күүстээҕи кытта тустума
  • Барбыт суолгунан төнүннэххинэ махтанаар
  • Биир бэйэҥ бэрт буолуон суоҕа  
  • Дьүһүн көрөн киһини сэнээмэ
  • Иһэ -  эриэн үөн, таһа – таҥара чүмэчитэ
  • Идэлээҕи кытта олоруоҥ – идэлээх буолуоҥ, түөкүнү кытта олоруоҥ – түөкүн буолуон
  • Иҥсэтигэр иэдэйбит, акаарытыгар алдьаммыт
  • Киһи иккитэ төрөөбөт        
  • Киһиргиибин диэн кирсиҥ быстаарай
  • Кылбайбыт эрэ кыһыл көмүс буолбат
  • Күөскүн эрдэттэн өрүнүмэ
  • Кэрдиэҥ иннинэ кээмэйдээ, быһыан иннинэ былааннаа        
  • Көҕөрбүтүн көрүмэ, үүнээйитэ биллиэҕэ                      
  • Киһи тыла күлүүс тыла буолбатах – ыллым диэн эрэнимэ    
  • Куһаҕантан куһаҕан тахсар, үчүгэйтэн үчүгэй тахсар
  • Киһи киэнигэр баҕарыма – бэйэн киэниттэн матыаҥ
  • Курдаттыыбын диэн төгүрүйүөн.
  • Куһаҕан киһи кулгааҕа кутуругун төрдүгэр
  • Оһол – төрүөт төрдө обот – соллоҥ диэбиккэ дылы
  • Оҕустан охторгор муоһуттан тутус, аттан суулларгар сиэлиттэн харбаа
  • Өлүү түбэлтэлээх, сор болдьохтоох
  • Өлөн эрэр, өлөҥтөн тардыһар          
  • Сирэйигэр суорат кутан салыаҥ суоҕа        
  • Сэнээбиккиттэн сэттэҕин ылыан        Саҥарыаҥ иннинэ санаан көр.
  • Сыыла сылдьан сыарҕа быатын быһар
  • Сэргэх хаһан да хаалбат
  • Сытыганы тыытыма – сытыгана булуйуо
  • Түөкүн киһи үс күлүктээх        
  • Тарбаххын айаҕар угума      
  • Тарбаххынан тал, сөмүйэҕинэн сүүмэрдээ  
  • Тута иликкин тотума, туттаххына тотоор диэбиккэ дылы  
  • Тыала суохха мас хамсаабат
  • Тиэтэйбит сыарҕа сыыр анныгар хаалар, тиэтэйбэтэх сыарҕа сыыр үрдүгэр тахсар
  • Тиэтэйии – алҕас атаһа
  • Тылга тииһэр киһи алҕаһа элбиир
  • Тыла мүөттээх, сүрэҕэ муустаах
  • Ууга түспүт киһи оттон тутуһар
  • Улахан өрүс уорааннаах
  • Үчүгэй эмиэ доҕуһуоллаах, куһаҕан эмиэ содуллаах    
  • Үрдэ уус бэргэһэ,  анна – адьыр уу
  • Хантайан туран силлээбитин хараххар туьуө
  • Эйэ айар, сэрии алдьатар  
  • Элбэх тылтан элбэх сыыһа тахсар
  • Эрэй эҥиҥҥэ үөрэтэр
  • Эйэлээххин эрэнимэ – эркиҥҥин эрэн


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад для воспитателей "Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников"

Использование дидактических игр  на практике -  как звено между учебной и самостоятельной игровой деятельностью в формировании навыков безопасного поведения дошкольников....

Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников

. Кто же может помочь человеку, оказавшемуся в опасности? Прежде всего, он сам! Понять это – значит сделать первым, самым важный шаг в изучении основ безопасности жизнедеятельности. Задача взрослых на...

"Воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников в различных ситуациях"

Опыт работы по самообразованию " Воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников"...

Презентация на тему: "Воспитание навыков безопасного поведения на улицах и дорогах у дошкольников"

Презентация была подготовлена к итоговому педсовету и посвящена проблемам обучения дошкольников Правилам дорожной безопасности....

«Использование дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ в условиях детского дома»

Данная статья содержит материал обобщенного опыта работы по использованию дидактических игр с целью формирования навыков безопасного поведения дошкольников с ОВЗ....

Консультация для педагогов «Роль родителей дошкольников в обучении правилам дорожного движения и по воспитанию навыков безопасного поведения на улице»

Цели и задачиГлавная цель работы по профилактике детского дорожного травматизма в ДОУ – формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города. Реализовать её стоит путё...