пожарная безопасность
картотека по обж на тему

Шарыпова Татьяна Викторовна

занятия

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozharnaya_bezop.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

ЧТЕНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ С. Я. МАРШАКА «ПОЖАР»

И БЕСЕДА ПО ЕГО СОДЕРЖАНИЮ

Программное содержание: Закрепить знания детей о причине возникновения пожара и о том, как пожарные тушат огонь. Рассказать о пожарах, которые возникают от шалости детей с огнем.

Наглядные пособия: книга С. Я. Маршак. «Пожар».

Ход занятия: Воспитатель рассказывает детям, в каких случаях на помощь вызывают пожарных. Раньше, когда не было телефона, пожарные день и ночь дежурили на вышке, с которой просматривалась вся местность. Как только заметили огонь или дым, бойцы спешили туда.Теперь о пожаре сообщают по телефону. Помните ли вы номер, по которому вызывают пожарную команду? Это — номер 01. Теперь послушайте стихотворение С. Я. Маршака «Пожар». В нем поэт рассказывает про службу пожарных и о том, как горел дом. После чтения следует задавать детям вопросы.

— От чего начался пожар в доме, где жила Лена? (Пожар начался потому, что она не послушалась матери и открыла дверцу печи.Тлеющий уголь выпал на пол, который загорелся.)

— Кто спас Лену? (Лену спас пожарный Кузьма.Он много лет тушил пожары, спас немало взрослых и детей.)

— На пожаре Кузьме надо было подняться по стене, пробраться сквозь пламя. Ничего не боялся Кузьма — ни высоты, ни огня. Что можно сказать об этом человеке? (Это — смелый человек.)

— Как видите, неосторожность Лены привела к беде. Кузьма и его товарищи, рискуя жизнью, спасли девочку. После этого Лена с матерью остались без жилья. Так что детям надо быть осторожными с огнем.

Нарисовать картинки, иллюстрирующие прочитанное стихотворение.

Драматизация сказки «Кошкин дом» и стихотворения

«СПИЧКА-НЕВЕЛИЧКА»

Программное содержание: Углубить и закрепить знания детей о пользе и вреде огня, способствовать формированию навыков правильного обращения с ним. Научить детей выразительно передавать образы героев сказки.

Предварительная работа: Чтение художественных произведений по теме: «Пожар», «Пожарные собаки», «Рассказ о неизвестном герое», «Кошкин дом», «Опасная шалость», «Спичка-невеличка».

Ход занятия: 

I часть Воспитатель. Бим-бом, бим-бом! На дворе высокий дом, ставенки резные, окна расписные... Ребята, а чей это дом? Кошкин.

Воспитатель. А где же кошка? Ах, у нее были гости, и она, наверное, ушла их провожать. Хозяйка и Василий, усатый старый кот, не скоро проводили соседей до ворот, словечко за словечком, и снова разговор, а дома перед печкой огонь прожег ковер. Вернулся кот Василий и кошка вслед за ним, и вдруг заголосили: Кошка – Пожар! Кот Василий - Горим! Вместе. Горим!

Воспитатель. С треском, щелканьем и громом встал огонь над новым домом, вот и рухнул кошкин дом, погорел со всем добром. Кошка – Где теперь я буду жить? Кот Василий –  Что я буду сторожить?

Воспитатель. Тили-тили-тили-бом! Погорел у кошки дом. Не найти его примет. То ли был он, то ли нет!

Воспитатель. Не плачьте, кошка и кот, оставайтесь с нами. А почему сгорел у кошки дом? Оставили огонь без присмотра. Не закрыли дверцу печки.

Воспитатель. Ребята, вот что может случиться, если огонь оставить без присмотра или дети возьмут в руки спички и будут с ними играть.

II часть Входит взрослый в костюме спички.Спичка. Вы обо мне, а вот и я! Привет вам пламенный, друзья! Здравствуйте, ребята! Вы меня знаете? Я спичка-невеличка! Не смотрите, что мала. Я, маленькая спичка, могу сделать много зла.

Воспитатель. Да, спичка, мы тебя узнали, это из-за тебя сгорел кошкин дом. Спичка. Я не виновата, это они сами зажгли огонь и оставили его без присмотра.

Воспитатель. Послушай, спичка, дети расскажут, какое несчастье может произойти из-за тебя. Ребята, вспомните и расскажите, в каких произведениях рассказывается о пожаре.«Пожар» (С. Я. Маршак), «Рассказ о неизвестном герое» (С. Я. Маршак), «Пожарные собаки» (А. Н. Толстой), «Кошкин дом» (С. Я. Маршак).

Спичка. Да, если неосторожно обращаться с огнем, может произойти большая беда. Но я могу приносить и большую пользу. Может, вы, ребята, знаете, как огонь помогает человеку?

1-й ребенок. Знают взрослые, знают дети в самых дальних концах земли: люди, сколько жили на свете, пуще глаза огонь берегли, ведь издревле до нашего века он помощник и друг человека.

2-й ребенок. Чуть стемнеет, вспыхнет повсюду электрических лампочек чудо.

3-й ребенок. Поутру, чтобы все были сыты, ставим пищу в духовки и плиты.

4-й ребенок. Хлеб и булки огонь выпекает и от холода нас защищает.

5-й ребенок. И от дальних звезд до Земли мчит космические корабли.

Спичка. Но если кто-то из детей захочет взять спички и чиркнуть, будет много огня.

Воспитатель. Ребята, а что нужно сделать, если вдруг появится огонь? -  Вызвать пожарную команду.

Воспитатель. А как это сделать? -  Позвонить по телефону 01.

Воспитатель. Давайте скажем такое правило: «Пусть помнит каждый гражданин пожарный номер 01». Ведь мы с вами знаем об этом песню (поют песню), а я сейчас позвоню в пожарную часть, узнаю, что делать со спичкой. Пожарный - Пожарная часть слушает.

Воспитатель. Здравствуйте, с вами говорят из детсада. К нам, в детсад, случайно попала спичка. Что нам делать? (Пожарный рассказывает о правилах.)

Воспитатель. Со спичками детям играть нельзя, так как от них может произойти пожар. Если увидишь огонь, обязательно скажи взрослым. Нельзя прятаться под диван, кровать, шкаф, если рядом огонь, можно обгореть. Вообще спичке не место в детсаде. Слышишь, спичка? Уходи к маме на кухню, будешь помогать ей готовить обед. (Спичка уходит.)

Ребята, давайте еще раз с вами повторим, какие же правила мы должны с вами знать, чтобы не случился пожар?

1-й ребенок. Для забавы, для игры спичек в руки не бери. Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом.

2-й ребенок. Сам огня не разжигай и другим не позволяй: даже крошка-огонек от пожара недалек.

3-й ребенок. Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг пусть включает только взрослый, наш надежный, старый друг. Дополнение к занятию.

Можно еще более разнообразить занятие, в заключение можно провести спортивные эстафеты.

ЭСТАФЕТА 1. "Пожарные на учении».

а/ Пробежать по скамейке.

б/ Надеть на себя три обруча.

в/ Залезть на лестницу и позвонить в звонок.

ЭСТАФЕТА 2. "Кто спасет из огня игрушку ".

а/ Ходьба по лестнице, которая лежит на поду, на руках и ступнях.

б/ Бег по наклонной доске,

в/ Пролезть в мешок.

КОНКУРСЫ.1. Кто быстрее оденется в пожарную одежду /каски, жилетки, сапоги/. 2. Кто быстрее скатает пожарный рукав.3. Кто быстрее привезет пожарную машину /методом накручивания веревочки на палку/.

ЧТЕНИЕ ОТРЫВКА ИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЯ Б. ЖИТКОВА «ЧТО Я ВИДЕЛ»

Программное содержание: Расширить и закрепить знания детей о трудовых буднях  пожарных, вызвать интерес к получению знаний в проводимых играх.

Ход занятия: Воспитатель предлагает детям ответить на вопросы о машине, которую они не раз видели на улицах. Машина красного цвета с белой полоской подает сигналы сиреной. Она быстро мчится и на красный свет светофора, обеспечивающего  безопасность  движения. Дети должны ответить, как называется эта машина, для чего она предназначена. Кто работает на этой машине? (Не только  пожарные , но и водитель.)

— Как пожарные узнают, что где-то возник пожар? (Об этом сообщают по телефону дежурному диспетчеру пожарной части.)

— Что происходит потом? (Диспетчер дает сигнал, отделение пожарных занимает свое место в машине.)

— Что делает после этого водитель? (Водитель спешит к месту пожара.Сиреной предупреждает других водителей, чтобы они уступили дорогу.)

— Когда начинают тушить пожар и как это делается? (На пожары выезжает начальник караула. Прибыв на место, по его команде производится разведка. Уточняет, чем угрожает огонь жителям дома, не может ли перекинуться на другие строения. Только после этого приступают к тушению пожара. Каждый пожарный хорошо знает свои обязанности и четко их выполняет.)

Воспитатель рассказывает, что один боец вместе с водителем подключает заборный рукав насоса к пожарному гидранту. Другой разматывает скаты пожарных рукавов. Третий присоединяет их к насосу. Четвертый с присоединенным к рукавам стволом бежит к очагу горения, чтобы ликвидировать его. Другие устанавливают выдвижную пожарную лестницу. Есть среди команды ответственный за эвакуацию детей и спасение имущества. Работа пожарных трудна и очень опасна. Им приходится бороться не только с огнем, но и спасать жизнь людей. Воспитатель читает рассказ о том, как пожарные приехали на пожар и потушили его.

После чтения рассказа воспитатель предлагает детям поиграть в «пожарных».

— Какие игрушки нужны для игры в «пожарных»? (Пожарные машины, машины скорой медицинской помощи и другой вид транспорта, светофор, макет дома, обмундирование для пожарных.)

— Кем можно быть во время такой игры? (Начальником пожарного караула части, командиром отделения, диспетчером, водителем, врачом, милиционером и рядовым пожарным.)

Литературная викторина и спортивные игры  «ПОЖАРНЫЕ НА УЧЕНИИ»

Программное содержание: Закрепление знаний, обогащение и активизация словарного запаса детей, воспитание интереса и уважения к работе пожарных.

Предварительная работа: Чтение художественных произведений: «Дядя Степа» (С. Михалков), «Путаница» (К. Чуковский), «Пожарные собаки» (А. Толстой). Рассматривание иллюстраций, экскурсия в пожарную часть.

Ход занятия: Воспитатель. Ребята, вспомните, из каких книг эти строки: Что за дым над головой? Что за гром на мостовой? Дом пылает за углом. Сто зевак стоит кругом. Ставит лестницы команда. От огня спасает дом. (С. Михалков.«Дядя Степа».)Море пламенем горит. Выбежал из моря кит. Эй, пожарные, бегите, помогите, помогите! (К. Чуковский.«Путаница.») Когда народ рассмотрел, что Боб держал в зубах, то все стали громко смеяться, в зубах он держал большую куклу.(А. Толстой.«Пожарные собаки».)

Воспитатель. Молодцы, ребята, правильно назвали все произведения и даже авторов книг.

— Ребята, а вы видели пожарных?

 — А что они делали? Где вы их видели?

— А какими должны быть пожарные?

Ответ: сильными, ловкими, смелыми, находчивыми.

Воспитатель. А сейчас мы узнаем, кто из наших ребят самый смелый, сильный, ловкий и находчивый и может быть настоящим пожарным. Для этого проведем учение пожарных.

Этап первый. Кто быстрее скатает пожарный рукав?

Содержание. Приглашаются желающие мальчики и девочки, пожарные рукава должны находиться на полу в раскатанном виде на расстоянии 2 м от ребят. По команде ведущего ребята скатывают рукава. Объявляется победитель.

Этап второй. Чья команда быстрее соберется по сигналу и займет место в пожарной машине?

Содержание. Приглашаются желающие — 4 мальчика и 4 девочки. Детские каски, лестницы, пожарные рукава лежат на столах на расстоянии 2 м от ребят, макет пожарной машины и две скамейки, колокольчик на стойке находится на расстоянии 3 м от столов. По команде ведущего ребята надевают каски, застегивают их, берут рукава, лестницы, садятся на скамейки, звонят в колокольчик. Объявляется команда-победитель.

Этап третий. Чья команда быстрее преодолеет препятствие и спасет от огня игрушку?

Содержание. Дети разделяются на две команды, выстраиваются друг за другом. На полу, на расстоянии 1 метра от них, находятся расположенные через 50 см шведская стенка, деревянный брус, мешок (должен держать воспитатель), игрушка. По команде ведущего дети по очереди проходят по стенке, брусу, пролезают через мешок, берут игрушку, возвращаются в команду, передают эстафету товарищу. По окончании объявляются победители.

Воспитатель. Вот и закончились учения. Все ребята были ловкими, быстрыми, смелыми и сильными. А сейчас узнаем, можете ли вы отгадывать загадки.Шипит и злится, воды боится, с языком, а не лает. Без зубов, а кусает. (Огонь). Спешит, гудит — дорогу дай, моргает глазом синим. Примчится вовремя - беда детей и взрослых минет. (Пожарная машина.) Если младшие сестрички зажигают дома спички, что ты должен предпринять? Сразу спички те... (Отнять). Молодцы, быстро отгадали загадки. А теперь я расскажу правила, которые вы должны знать.

Для забавы, для игры спички в руки не бери. Не шути, дружок, с огнем, чтобы не жалеть потом. Сам огня не разжигай и другим не позволяй. Даже крошка-огонек от пожара недалек. Газ на кухне, пылесос ли, телевизор ли, утюг - пусть включает только взрослый, наш надежный, старый друг.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»

Презентация  предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Совместная образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Знакомство с уголком пожарной безопасности»

Занятие с детьми, которое знакомит их с основами пожарной безопасности. Помогает ориентироваться в пространстве детского сада по знакам и противопожарному оборудованию, Дает представление о законе по ...

План-конспект занятия по пожарной безопасности в старшей группе: «Киносъёмка фильма о пожарной безопасности»

Занятие, проводимое по данному конспекту, поможет детям повторить правила пожарной безопасности в игровой форме....