Перспективное планирование по основам безопасности дошкольников
учебно-методическое пособие по обж (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
Перспективный план работы для педагога.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 65.12 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПЕРВАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
В связи с возрастными особенностями детей используются не все существующие формы организации педагогического процесса.
Работу по теме целесообразно начинать со второй половины года в связи с тем, что адаптация к дошкольному учреждению проходит у детей не одновременно и может максимально достигать 4-х месяцев.
Рекомендации могут быть представлены на стендах или ширмах для родителей.
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Январь | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка вокруг детского сада: знать расположение своего участка, уметь ориентироваться на участке детского сада. Наблюдение за пешеходами: дать понятие, что пешеходы – это люди, которые ходят по улице пешком. |
Беседа | «Грузовая и легковая автомашины, автобус»:дать общее представление об автомобиле. Учить понимать слова: машина, машина стоит, машина едет. Дать детям понятие, что у машины есть кузов, кабина, колёса. |
Дидактические игры и упражнения | Построить улицу, отделить строительным материалом проезжую часть и тротуар, предложить покатать машины по проезжей части двора за веревочку, «походить» игрушками по тротуару. Дидактическая игра «Составь узор» Подвижная игра «Бегите ко мне» |
Игровые ситуации | «Правильно ли поступает мишка»: стоит на проезжей части улицы, построенной из строительного материала. |
Работа с родителями | Довести до сведения родителей статистику ДТП с детьми на улице по региону и задачи воспитания культуры поведения детей на улице. Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Узкая дорога». Цели: учить строить из кирпичиков узкую дорогу (тротуар), плотно присоединяя один кирпичик к другому короткой гранью. Побуждать обыгрывать постройку. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка вокруг детского сада: учить идти друг за другом парами, держась за веревочку с колечками по количеству детей. Наблюдение за транспортом: дать детям понятие, что машины бывают легковыми и грузовыми. |
Беседа | «Улица города»: закрепить название и расположение частей улицы: проезжая часть, тротуар; участников движения: транспорт, пешеходы. |
Дидактические игры и упражнения | Построить улицу, закреплять умение катать машины по проезжей части, предлагать пешеходам (игрушкам) двигаться по тротуару. Дидактическая игра «Светофор» Подвижная игра «По ровненькой дорожке» |
Игровые ситуации | «К куклам в гости»: переход через проезжую часть по «зебре». |
Чтение | А. Богданович «Пешеходу-малышу». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Широкая дорога». Цели: учить строить из кирпичиков широкую дорогу (проезжая часть). Закреплять умение плотно приставлять одну деталь к другой. Побуждать обыгрывать постройку (по улице едут машины). |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по участку: приучать детей идти спокойно, парами, не толкаясь. Наблюдение за светофором: познакомить детей с сигналами светофора, с тем, что они обозначают. |
Беседа | «Какой бывает транспорт»: учить различать виды транспорта, выделять части машины и их расположение в ней. |
Дидактические игры и упражнения | Дидактическая игра «Собери целое»: учить составлять предмет (грузовые машины и автобус) из 2-4 частей (кабина + кузов; кабина + кузов + колеса и т.д.) Дидактическая игра «Красный и зелёный» |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: познакомить детей с правилами поведения в автобусе (ногами на сиденье вставать нельзя), побуждать использовать для игры кукол и др. игрушки. |
Игровые ситуации | «Кукла Даша едет в автобусе»: сидит на сиденье, смотрит в окошко, разговаривает негромко. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»: упражнять в беге в разных направлениях и действии по сигналу, закреплять знание об автомобиле. Подвижная игра «Поезд» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица». Цели: закреплять умение строить из кирпичиков широкую и узкую полосы (проезжая часть и тротуар). Предложить для обыгрывания: машины, матрешек, деревянные дома, уточнить их расположение. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: уточнить понятия: проезжая часть и тротуар, дать знания о том, что там, где ездят машины, гулять нельзя. |
Беседа | «Пешеходы ходят по тротуару»: закреплять правила движения пешеходов по улице. |
Дидактические игры и упражнения | «Отремонтируй машину»: учить составлять целое из 2-4 частей. Подвижная игра «Автобус» |
Игровые ситуации | «Улица»: проезжая часть, пешеходный переход, тротуар; дети везут машины за веревочки. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Машины». Цели: учить составлять предмет из нескольких частей, плотно приставляя детали друг к другу, побуждать его обыгрывать. Художественное творческво. Тема: «Улица». Цели: принимать участие в совместной работе со взрослым (дома, машины и деревья рисует воспитатель, дети рисуют «зебру»), побуждать комментировать рисование и обыгрывать свою работу. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по участку: уточнить место, где можно играть. Закрепить знание, что на тротуаре играть нельзя. Целевая прогулка по улице: дать представление, что переходить проезжую часть можно по подземному переходу либо по пешеходному переходу – «зебре», крепко держась за руку взрослого. |
Беседа | «Дети на тротуаре»: закрепить представление, что переходить улицу нужно по пешеходному переходу, держась за руку взрослого. |
Дидактические игры и упражнения | «Кто где ездит и идет»: закреплять знания места движения транспорта и пешеходов. Пешеходный переход» познакомить детей с дорожным знаком , дать детям знания о том, что дорогу нужно переходить в том месте, где есть знак «пешеходный переход» или «зебра». |
Сюжетно-ролевые игры. | «Автобус»: водитель едет по улице, пассажиры ожидают автобус на остановке, входят в него и едут в лес. «Улица»: воспитатель строит проезжую часть улицы, тротуар, пешеходный переход и предлагает игрушки для обыгрывания. |
Игровые ситуации | «Кукла идет в гости»: собирается в гости, идет по тротуару, переходит проезжую часть по «зебре». |
Работа с родителями | Консультация: «Правила движения – всем без исключения». Рекомендации для родителей:
|
Июнь-август | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: учить ходить только по тротуару. Рассматривание машин на проезжей части дороги: грузовые и легковые. Целевая прогулка к светофору: ознакомление с сигналами светофора (красный, желтый, зеленый) и их расположением – вверху, посередине, внизу. |
Беседа | «Можно – нельзя»: побуждать ходить только по отведенным дорожкам, не топтать цветы. «Как вести себя на улице»: определить безопасное место пребывания; учить переходить улицу только по «зебре»; на дорожках, тротуарах, по которым ходят люди, должно быть чисто, мусор нужно бросать в урны или уносить с собой. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери целое»: упражнять в составлении целого из частей (машина – кузов, кабина, мотор, колеса). «Принеси грузовую машину», «Положи кубики в кузов»: закреплять понятия «грузовая машина», «кузов»; упражнять в выполнении словесных указаний. «К куклам в гости» |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: родители поехали с детьми (куклами) на дачу (кукол посадить на колени, ногами на сиденье вставать нельзя). «Улица»: закрепить знания детей о проезжей части улицы, пешеходном переходе, правилах поведения велосипедистов. |
Двигательная деятельность | Катание на велосипеде, машине. Подвижная игра «Автобус» Подвижная игра «Воробышки и автомобиль» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ВТОРАЯ МЛАДШАЯ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица». Цели: учить строить из кирпичиков широкую и узкую дороги (проезжая часть и тротуар), закреплять умение плотно присоединять одну деталь к другой узкой частью; предложить для обыгрывания транспорт и матрешек. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: закрепить знания об улице (проезжая часть, тротуар, бордюр (бордюрный камень), дома, деревья, кусты); вспомнить правило: ходить по улице, придерживаясь правой стороны тротуара. |
Беседа | «Что для чего»: закрепить название и назначение частей улицы. |
Дидактические игры и упражнения | «Можно – нельзя»: закреплять знания о правилах движения пешеходов по улице. «Угадай, кто кричит?» |
Игровые ситуации | «Постройка улицы»: проезжая часть (оградить брусочками), пешеходный переход-картон с нарисованными полосками, тротуар; побуждать обыгрывать ситуации: игрушки идут по тротуару, переходят через дорогу. |
Двигательная деятельность. | Подвижная игра «Автомобили – пешеходы»: учить двигаться по словесному сигналу. Подвижная игра «Поезд» |
Чтение | В. Трофимов «Азбука маленького пешехода». |
Работа с родителями | Родительское собрание: 1) Информация о травматизме в регионе за лето. 2) Рекомендации ГИБДД, демонстрация дорожных знаков, с которыми дети будут знакомиться в течение учебного года. 3) Задачи работы с родителями на текущий год. Рекомендации для родителей:
|
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Пешеходный переход». Цели: учить проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии, изображая «зебру», перекресток. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке автобуса: познакомить со знаком «Остановка автобуса»; уточнить правило: не выходить на проезжую часть с остановочной площадки. Целевая прогулка к знаку «Пешеходный переход»: закрепить понятие «пешеходный переход». |
Беседа | «Пешеходный переход»: закрепить представления о месте перехода через дорогу. |
Дидактические игры и упражнения. | «Собери знак «Пешеходный переход»: закреплять умение составлять целое из нескольких частей. |
Сюжетно-ролевые игры | «Едем на автобусе»: пассажиры входят в автобус через переднюю дверь, проходят через турникет. Водитель ведет автобус, делает остановки. Пассажиры выходят из автобуса, переходят через дорогу по пешеходному переходу. |
Чтение | С. Маршак «Мяч». С. Михалков «Моя улица» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цели: закреплять умение проводить прямые горизонтальные и вертикальные линии (проезжая часть, тротуар, переход). |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по тротуару: воспитывать навыки спокойного, уверенного поведения – не отставать, не отвлекаться. Наблюдение: работа врача в медицинском кабинете. |
Беседа | «Как надо переходить через дорогу»: уточнить правила перехода через проезжую часть улицы по «зебре», по знаку «Пешеходный переход». «Знак «Пункт первой медицинской помощи»: познакомить с новым дорожным знаком, учить выделять его из других. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак «Пешеходный переход»: закреплять название знака, умение составлять его изображение приемом наложения частей друг на друга: треугольник – на квадрат, изображение пешехода – на треугольник. «Наша улица» Закрепить правила дорожного движения, воспитывать дружеские взаимоотношения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Поликлиника»: родители везут больного ребенка в поликлинику, видят по дороге знак «Пункт медицинской помощи», останавливаются, идут на прием к врачу. |
Игровые ситуации | «Мишка заболел»: где ему окажут помощь в дороге. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Воробушки и автомобили»: закреплять умение бегать врассыпную, действовать по сигналу. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Декабрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Рассматривание грузовой машины и автобуса». Цели: учить выделять части грузовой машины: кабину, окна, двери, руль, кузов, колеса, мотор, салон в автобусе; закреплять правила поведения в транспорте. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: закреплять умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не мешать окружающим. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери машину», «Собери знак «Пункт первой медицинской помощи»: составление целого из нескольких частей. «Мишка идет по улице»: закрепить знания о движении по правой стороне тротуара. |
Игровые ситуации | Обыгрывание ситуации («Как перейти дорогу»). |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Цветные автомобили»: учить начинать движение в соответствии с цветом флажка, двигаться, не наталкиваясь друг на друга. |
Чтение | Р. Бабина «Занимательная дорожная азбука». Б. Головко «Правила движения» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Экскурсия на кухню». Цели: познакомить с работой поваров и знаком «Пункт питания». |
Целевые прогулки, наблюдения. | Целевая прогулка к проезжей части улицы: продемонстрировать, что машины движутся по правой стороне проезжей части, пешеходы переходят через дорогу, посмотрев сначала налево, дойдя до середины, – направо. |
Беседа | «Знак «Пункт питания»: закрепить знания о знаке, уточнить его назначение. |
Дидактические игры и упражнения | «Поучим зайчика переходить через дорогу»: остановиться у бордюра, прислушаться к шуму машин, посмотреть налево-направо и потом переходить. «Лото- Дорожные знаки» |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: пассажиры ждут автобуса на остановке, автобус подъезжает, пассажиры садятся в автобус, едут в магазин, поликлинику. Закрепить правила поведения в автобусе. |
Игровые ситуации | «Как узнать, где столовая»: закреплять знание о знаке «Пункт питания». |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Цветные автомобили»: закреплять умение начинать движение в соответствии с цветом флажка, двигаться, не наталкиваясь друг на друга. |
Чтение | А. Крестинского «Светофор» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Светофор». Цели: закреплять навыки составления и наклеивания предмета из нескольких частей, закрепить знания о цвете сигналов светофора, учить выбирать их из 5-7 предложенных цветов. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к светофору: познакомить с назначением сигналов светофора, закрепить название цвета. |
Беседа | «Светофор»: закрепить знания о сигналах светофора и действиях водителя и пешехода по этим сигналам. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери светофор»: закрепить цвета сигналов светофора и их последовательность, уточнить название цветов и их значение. |
Сюжетно-ролевые игры | «Автобус»: родители с детьми едут на автобусе, дети сидят на сиденьях, негромко разговаривают, захотели есть, ищут знак «Пункт питания», выходят из автобуса, идут обедать. |
Игровые ситуации | «Как мишка искал кафе»: закреплять знание о знаке «Пункт питания». |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Соберем светофор»: упражнять в беге в разных направлениях, формировать умение быстро находить свое место в соответствии с цветом сигнала светофора. |
Чтение | С. Михалков «Светофор». С. Яковлева «Читает книжку глупый слон...» |
Работа с родителями | Изготовить светофор для игры в группе. Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Музыка. Тема: «Упражнение «Автомобиль» (муз. М.Раухвергера). С использованием действующей модели светофора. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке автобуса: закрепить правило: ожидая транспорт, нельзя стоять у края тротуара. |
Беседа | По иллюстрациям к произведению В. Трофимова «Азбука маленького пешехода». |
Дидактические игры и упражнения | «Отремонтируй светофор»: закрепить знание последовательности сигналов светофора, учить видеть ошибки в расположении сигналов и подборе цветов. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: машины едут по улице, пешеходы переходят через дорогу в соответствии с сигналами светофора. |
Игровые ситуации | «Зайка переходит через дорогу»: закрепление действий по сигналам светофора. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Автомобили»: закреплять знание сигналов светофора, умение двигаться в соответствии с этими сигналами. |
Чтение | С. Маршак «Мяч», А. Пятикоп «Здравствуй, светофор!». |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Разноцветные друзья» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Практическое занятие («Обзор закрыт»): закрепить правило: обходить стоящий автобус спереди и сзади нельзя. Рекомендации для родителей. Закрепите с детьми правила:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Чтение художественной литературы. Тема: «Чтение рассказа» Н. Павловой «На машине». Цели: способствовать пониманию содержания произведения, учить отвечать на вопросы. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за проезжей частью дороги: отметить, какие машины движутся по проезжей части (грузовые, легковые). Наблюдение за проезжей частью улицы около наземного перехода: отметить, как пешеходы переходят через дорогу, как водители ожидают, когда пешеходы пройдут. |
Беседа | «Пешеходы-нарушители» («Внимание отвлечено»): дать понятие, что, играя, нельзя выбегать на проезжую часть улицы. |
Дидактические игры и упражнения | «Назови свой цвет» Развивать внимание, закреплять основные цвета |
Игровые ситуации | «Мы по улице шагаем»: закрепить правила движения транспорта и действий пешеходов. |
Чтение | В. Берестов «Про машину», А. Барто «Грузовик». С. Маршак «Милиционер» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей. Закрепите с детьми правила поведения в транспорте:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: Дидактическая игра «Улица» (с использованием макета или наборного полотна). Цель: закрепить представления детей о поведении водителей и пешеходов на улице. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: закреплять умение ходить по тротуару, придерживаясь правой стороны, не заходить за бордюр. |
Беседа | «Как надо переходить через улицу»: закрепить знание о том, что, переходя через дорогу, нужно смотреть на сигналы светофора по направлению своего движения. |
Дидактические игры и упражнения | «Расставь все по правилам»: закрепить знания о расположении на улице транспорта, пешеходов, знакомых дорожных знаков. «Красный, жёлтый, зелёный». Развивать внимание, закрепить сигналы светофора. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: закреплять правила дорожного движения при езде на велосипеде. |
Игровые ситуации | «Как зайка катался на велосипеде по улице»: ввести правило: кататься на велосипеде только во дворе, на площадке, под наблюдением взрослых. |
Чтение | О. Тарутин «Пешеход». |
Работа с родителями | Стенд «Это мы знаем»: диагностические материалы по проверке знаний детей о правилах дорожного движения. Рекомендации для родителей:
|
Июнь-август | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Музыка. Тема: Упражнение «Автомобиль» (муз. М.Раухвергера), пение: «Машина» (муз. А.Попатенко). Цели: учить двигаться в соответствии с характером музыкального произведения, закрепить знания о транспорте. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдения: побуждать замечать изменения во дворе, знать, откуда может появиться машина; развивать умение определять расположение транспорта на проезжей части (близко – далеко). |
Беседа | «Как я переходила улицу»: подвести к выводу, что нельзя внезапно выбегать на проезжую часть, это опасно. |
Дидактические игры и упражнения | «Улица»: закреплять знания, полученные в течение года. «Отвезем мишке кубики»: закреплять правила катания на велосипеде. |
Сюжетно-ролевые игры | «Транспорт»: моделирование дорожных ситуаций с использованием трехколесных велосипедов, педальных автомобилей, трафаретов разных видов транспорта. |
Игровые ситуации | «Автобус»: закрепить правило: на остановке входить в переднюю дверь автобуса. «Что изменилось на участке», «Откуда может появиться машина»: развитие наблюдательности. «Далеко – близко»: определение расположения транспорта. |
Двигательная деятельность | Катание на велосипеде по кругу, друг за другом, выполняя повороты направо, налево. |
Чтение | А. Богданович «Пешеходу-малышу», И. Имре «Ходи по улице с умом», В. Лебедев-Кумач. «Про умных зверюшек», Б. Заходер «Шофер». |
Другие формы работы с детьми | Рисование знака «Пешеходный переход». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СРЕДНЯЯ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Экскурсия по улице». Цели: закрепить знания о частях улицы, познакомить с понятием «перекресток», дать понятие о сигналах поворота и их расположении у разных видов транспорта. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за транспортом: показать сигналы поворота и заднего хода и действия транспорта в соответствии с ними. |
Беседа | «Как могут ехать машины»: уточнить особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак «Пешеходный переход»: составление изображения из 6-8 частей. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице движутся разные автомобили, проезжают трехсторонний перекресток, включают световой сигнал и совершают поворот в соответствии с сигналами. |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов» («Обзор закрыт»). Определить предметы, ограничивающие обзор проезжей части на участке детского сада, двора. |
Двигательная деятельность | Езда на трехколесном велосипеде: учить выполнять повороты направо, налево. |
Чтение | Н. Калинина «Как ребята переходили улицу». Я. Пишумова «Машины» |
Работа с родителями | Родительское собрание «Что дети средней группы должны знать о правилах безопасного поведения на дороге». |
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цели: учить передавать впечатление от экскурсии, изображать части улицы: проезжая часть, пешеходный переход, транспорт, бордюр, дома. Познание. Тема: «Дороги и мосты». Цели: учить строить дороги разной ширины, в соответствии с этим определять и строить мосты для пешеходов, транспорта. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по тротуару: ввести правило, что нельзя подлезать под ограждения. |
Беседа | «Это опасно»: показать опасность преодоления заграждений на проезжей части улицы. |
Дидактические игры и упражнения | «Найди пешехода-нарушителя»: закрепить правила перехода через улицу. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: дети едут на велосипедах, в ладони – импровизированный сигнал поворота (желтый кружок на резинке). Дети разжимают по мере необходимости кулачок, показывают желтый кружок – сигнал поворота. |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов» («Обзор закрыт», ситуация 3), макеты и машины разного размера. |
Двигательная деятельность | Езда на велосипеде с поворотами направо – налево. Подвижная игра «Цветные автомобили» |
Чтение | Л. Новогрудский «Движется – не движется». С. Михалков «Моя улица» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Загадки улицы» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Наша улица». Цели: учить разрезать лист бумаги на узкие полоски, составлять пешеходный переход, дома, деревья, наклеивать их. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к стоянке транспорта (знак «Место стоянки»): познакомить с новым знаком и поведением около стоянки автотранспорта. Наблюдение за движением автотранспорта: продолжать знакомить детей с сигналами поворота транспорта и их местонахождением (впереди, сзади, сбоку). |
Беседа | «Опасность около стоящих машин»: дать знания о том, что из-за стоящей машины может выехать другая. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место остановки трамвая», «Место стоянки»): составление из частей и наложение одной формы на другую, используя мозаику, детали конструктора, плоскостные и объемные фигуры. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице движутся разные автомобили и автобусы, останавливаются у знака «Место стоянки». |
Игровые ситуации | «Чего не хватает на перекрестке»: уточнить составные части: «зебра», светофор. |
Чтение | В. Суслов «Его сигнал для всех закон». С. Михалков «Скверная история» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Декабрь | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к таксофону: уточнить его назначение, познакомить со знаком «Телефон». Наблюдение на улице: учить по соответствующему цвету сигнала определять движение транспорта: направо, налево, вперед, назад, стоит на месте, определять местонахождение сигналов. |
Беседа | «О чем говорят сигналы на транспорте»: закрепить знание сигналов поворота и движения назад у транспорта. |
Дидактические игры и упражнения | «Позвоним по телефону»: упражнять в правилах телефонного этикета, закрепить знания о знаке «Телефон». «Мы идём в гости» Закрепить правила пешеходов: ходить по улицам спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара, переходить дорогу только по переходу при зелёном сигнале светофора. |
Сюжетно-ролевые игры | «Транспорт»: по улице ездят грузовые и легковые автомашины, автобусы. «Скорая помощь» едет на вызов к больному, другие автомобили уступают ей дорогу, чтобы она быстрее приехала на помощь. |
Двигательная деятельность | Катание на ледяной горке: учить обращать внимание на тех, кто находится в зоне спуска. |
Чтение | А. Шалобаев «Посмотри налево, посмотри направо». А. Северного «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Разноцветные друзья» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Транспорт на улице». Цель: учить делать легковой, грузовой, пассажирский транспорт из бумаги, используя прием сгибания листа бумаги пополам, дополняя работу аппликацией. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по двору: отметить, что ограничивает обзор проезжей части двора. Целевая прогулка к остановке транспорта: закрепить правила культуры поведения – посадка в общественный транспорт (не толкаться, заходить в порядке очереди). |
Беседа | «Кто должен заходить первым в транспорт»: уточнить очередность посадки в транспорт взрослых и детей. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Телефон», «Стоянка транспорта», «Пешеходный переход» и др. по желанию): составление из частей, наложение одной формы на другую. «Кто больше знает»: закрепление знания дорожных знаков и правил дорожного движения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: транспорт и пешеходы движутся на Т-образном перекрестке, водители сигнализируют желтыми кружками повороты. |
Чтение | С. Михалков «Одна рифма». Я. Ишумого «Машина моя» |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Девочка идет по тротуару». Цели: учить изображать фигуру человека, передавая относительную величину частей тела. Закреплять представление о частях улицы и правилах поведения при ходьбе по правой стороне тротуара. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение движения автотранспорта: упражнять в определении скорости движения машин (быстро – медленно проезжают мимо деревьев, зданий). |
Беседа | «Разные виды перекрестков»: познакомить с различными видами перекрестков: четырехсторонние, трехсторонние, напомнить правила перехода через проезжую часть дороги. |
Дидактические игры и упражнения | Лото «Пешеход»: закреплять правила поведения на улице. «Наша улица» Расширять знания детей о правилах поведения пешеходов и водителя в условиях улицы; закрепить представления детей о назначении светофора: учить различать дорожные знаки. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: пешеходы и водители выполняют правила движения в соответствии с сигналами светофора. |
Игровые ситуации | «Движение пешеходов» («Обзор закрыт», ситуация 2): выход из-за снежного вала, забора, кустов (моделирование на макете). |
Чтение | Н. Мигунов «Друг светофора». В. Кожевникова «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Новые приключения Хрюши и его друзей». Предложить детям вырезать и наклеить Т-образный перекресток, обыграть движение на нем с маленькими машинками. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Машины на дороге». Цели: учить делать прямые разрезы, составлять изображение предмета из нескольких частей; закреплять знания о правилах поведения на дороге. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к стройке: познакомить со знаком «Движение пешеходов запрещено». |
Беседа | «Здесь строительство идет»: уточнить правила поведения вблизи строительства. |
Дидактические игры и упражнения | Игры с экзаменатором (дорожные знаки, правила поведения). «Собери знаки»: составление изображения из нескольких частей, закрепление знания дорожных знаков и правил поведения на дороге. «Угадай какой знак?» Закрепить знания о дорожных знаках, об их применении и назначении. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: машины движутся по улице, останавливаются в соответствии со знаками «Больница», «Пункт питания». |
Игровые ситуации | «Ушки-слушки»: побуждать слышать, различать и называть звуки улицы. |
Чтение | Р. Фархади «Светофор». Н. Носов «Автомобиль» |
Другие формы работы с детьми | Совместный ручной труд с воспитателем: изготовление транспорта из бросового материала. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цель: побуждать детей изображать дома, проезжую часть, пешеходный переход, деревья, кусты, движение транспорта в двух направлениях и т.д. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за двусторонним движением транспорта, знакомство со знаком «Двустороннее движение». |
Беседа | «Опасности на дороге» («Обзор закрыт»).«Как выходить из автобуса»: уточнить правила поведения в общественном транспорте. |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай что изменилось» Закреплять знания детей о предупреждающих знаках. «Шофёры» Учить детей придумывать и изображать различные действия, рассказывать о воображаемых событиях. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Стань первым» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует двустороннее движение. |
Чтение | А. Клименко «Когда мы пассажиры», Я. Пишумов «Дорожная азбука». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица» (коллективная работа). Цели: учить создавать коллективную постройку, используя полученные впечатления; побуждать строить дома, гараж, проезжую часть, транспорт. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за движением людей в дождливую погоду: уточнить, что зонт должен держать взрослый, а не ребенок. |
Беседа | «Как вести себя в транспорте»: уточнить правила культуры поведения в общественном транспорте. «Если ты потерялся»: уточнить знание домашнего адреса. |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Найди своё место» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: по улице едут разные автомобили, светофор регулирует движение, водители и пешеходы выполняют правила движения. |
Игровые ситуации | «Движение пешехода» («Обзор закрыт», ситуация 1); макет проезжей части с транспортом и игрушками соответствующего размера. |
Чтение | А. Барто «Любочка». Н. Кончаловская «Самокат» |
Другие формы работы с детьми | Опыты: «Что мы видим под зонтом»: показать, что, прикрываясь зонтом от дождя, не следует закрывать обзор проезжей части улицы. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Июнь-август | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевые прогулки к проезжей части улицы: 1) наблюдать за транспортом, сигналами, которые подает транспорт, показать аварийный сигнал; 2) наблюдать за тем, как стоящая большая машина закрывает маленькую легковую, которая находится за ней; 3) наблюдать за порядком на улице, уточнить знания о том, кто заботится о чистоте. |
Беседа | «Где можно кататься на велосипеде»: уточнить правила. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знаки» («Движение пешеходов запрещено», «Телефон», «Двустороннее движение»): составление изображения из нескольких частей с использованием разных материалов. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: включение в дорожное движение знаков «Телефон», «Больница», «Пункт питания». |
Игровые ситуации | «Играть на улице нельзя» («Внимание отвлечено»). «Бабушка на другой стороне улицы» («Родители с детьми»). |
Двигательная деятельность | Обучение езде на двухколесном велосипеде: 1) взрослый держит за седло и за руль; 2) взрослый держит за седло; 3) взрослый идет рядом; 4) учить садиться на велосипед самостоятельно; 5) учить выполнять поворот. |
Чтение | С. Михалков «Велосипедист». |
Работа с родителями | Тематический стенд «Ребенок на улице»: что дети должны знать, находясь на улице (знаки, правила). Рекомендации для родителей. Постоянно объясняйте детям, что:
При движении по тротуару не разрешайте детям залезать, подлезать, перелезать через ограждения, играть на них (объясняйте причину). При поездке с ребенком в транспорте удобнее занимать место по ходу движения, чтобы видеть дорожную обстановку. В случае аварии с машиной нужно по возможности быстрее покинуть ее и отойти подальше от транспортного средства. |
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
СТАРШАЯ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Транспорт». Цели: учить создавать из строительного или бросового материала знакомые виды транспорта, закрепить правила безопасности движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по прилежащей к детскому саду улице: закрепить знания о транспорте, дорожных знаках, светофоре. Наблюдение за движением грузового и пассажирского транспорта. |
Беседа | «Как работают водители»: закрепить знания о труде водителя; объяснить, почему водитель должен следить за своим здоровьем, проходить медицинскую комиссию. «Что ты знаешь о правилах дорожного движения»: уточнить представления детей об улице, дороге, тротуаре, закрепить правила поведения на улице. |
Чтение | Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный» |
Дидактические игры и упражнения | «Дорога в Изумрудный город»: закреплять знания формы, цвета, содержания дорожных знаков. «Светофор» : закрепить знания о том, как правильно вести себя на улице и соблюдать правила дорожного движения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Больница»: водители проходят медосмотр перед поездкой. |
Игровые ситуации | «Странный водитель»: показать, что может случиться, если водитель плохо слышит или не различает сигналы светофора, уточнить, где ему могут оказать помощь. |
Другие формы работы с детьми | Изготовление макета улицы, на которой находится детский сад, обыгрывание. Развлечение: «Красный, желтый, зеленый». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Безопасность. Тема: «Наш город». Цели: уточнить представления о родном городе: улицы, проспекты, переулки, площади, виды транспорта, дорожные знаки; побуждать вспомнить правила культуры поведения в общественных местах. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение игр детей: обсуждение правильности выбора места для игр. |
Беседы, рассматривание иллюстраций | «Безопасность на улице» (по материалам книги Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах»): закрепить знания о культуре поведения во дворе, при ходьбе по тротуару, при переходе проезжей части, на автобусной остановке, в транспорте, при езде на велосипеде. |
Дидактические игры и упражнения | «Кто лучше знает свой город»: уточнить знания о родном городе и средствах передвижения в нем. «Найди такой же» закрепить знания о дорожных знаках. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: дорожное движение с четырехсторонним перекрестком и светофором. |
Игровые ситуации | «Мы идем по улице» («Обзор закрыт»). |
Двигательная деятельность | Подвижная игра «Кто быстрее соберет светофор»: упражнение в беге в разных направлениях, действии по сигналу, закрепление знания цветов и последовательности сигналов светофора. «Воробышки и автомобиль» |
Чтение | М. Ильина, Ч. Сегал «Машины нашей улицы» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр диафильма «Загадки улицы». Подготовка к игре «Улица»: изготовление пособий для ЛОР (зеркало на ободке) и кабинета офтальмолога (таблицы с изображением предметов и их силуэтами трех размеров). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
Консультация «Обучение детей правилам уличного движения» |
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Чтение художественной литературы. Тема: Чтение рассказа Б. Житкова «Что я видел» (главы о Москве, улицах, светофоре). Цель: закрепить знания о правилах дорожного движения. Познание. Тема: «Улица». Цели: учить выполнять поделки из бумаги путем складывания, объединять их в общую композицию, обыгрывать, закреплять знания о правилах дорожного движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на Т-образный перекресток: учить детей определять скорость (быстро – медленно) движущегося транспорта по счету до 10 и мельканию деревьев, домов и транспорта. |
Беседа | Комплект наглядных пособий О.А. Скоролуповой по теме «Правила и безопасность дорожного движения»: побуждать оценивать поступки героев. |
Дидактические игры и упражнения | «Разложи знаки по форме», «Найди лишний по цвету, форме, содержанию»: закрепление знания дорожных знаков. «Знаки на дорогах» «Мы едем, едем, едем». |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: в гараже стоит много машин разного назначения; водители берут документы у диспетчера, получают задание, заправляют машину на автозаправочной станции, возят пассажиров. |
Двигательная деятельность | «Кто первый» «Беги к светофору» |
Чтение | Коршунов «Едет, спит мальчик» Жидков «Что я видел», «Три чудесных света» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов бензозаправочной станции для игры «Улица» (колонка, циферблат, шланг). Просмотр диафильма «Новые приключения Хрюши и его друзей». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей: При ходьбе по тротуару учите ребенка идти спокойно, рядом со взрослым, с противоположной от проезжей части дороги стороны. |
Декабрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картинкам пособия «Правила и безопасность дорожного движения». Цели: формировать навыки составления рассказа по картинке, закреплять знания о поведении на дороге. Художественное творчество. Тема: «Пешеходы идут по улице». Цели: побуждать передавать впечатления от окружающего (дома, транспорт); закреплять умение рисовать фигуру человека в движении, соблюдая пропорции фигуры и частей тела. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение, как взрослые переходят через дорогу с колясками и детьми: обратить внимание, что в это время нельзя отвлекаться, шалить. |
Беседа | «Переходим проезжую часть улицы»: закрепить правила поведения во время перехода через дорогу по «зебре», знаку, алгоритму. |
Дидактические игры и упражнения | «Красный, жёлтый, зелёный» «За рулём» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: движение транспорта и пешеходов регулирует светофор, мамы с колясками и детьми постарше переходят улицу. |
Игровые ситуации | «Будь внимательным» («Внимание отвлечено»). |
Чтение | М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице». Тарутин «Для чего нужен светофор» Клименко «Кто важнее всех на улице» |
Другие формы работы с детьми | Просмотр диафильма «Загадки светофора» (или мультфильмов из серии «Азбука безопасности Смешариков». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
Папка-передвижка «Что должны знать дети старшей группы о правилах дорожного движения» |
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Знаки дорожного движения». Цели: упражнять детей в рисовании разными изобразительными материалами, передавая форму и содержание знаков; закрепить знание знаков дорожного движения. Коммуникация. Тема: Составление рассказов по картине «Улица города». Цели: учить составлять описательный рассказ, используя точные слова для обозначения предметов; закреплять знания о правилах движения и поведения пешеходов на улице. Познание. Тема: «Куда пойдешь и что найдешь». Цели: учить ориентироваться в пространстве: движения прямо, направо, налево, по кругу в соответствии с дорожными знаками «Движение прямо», «Движение направо», «Движение налево», «Круговое движение». |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к площади: дать понятие, что площадь – это большой перекресток, к ней примыкает несколько улиц; познакомить со знаком «Круговое движение». |
Беседа | «Где ремонтируют машины»: уточнить знания о мастерских по ремонту автотранспорта, познакомить со знаком «Техническое обслуживание автомобилей» и игровыми действиями «осмотр машины», «закручивание гаек», «мойка». |
Дидактические игры и упражнения | «Угадай, что изменилось»: побуждать видеть изменения в пространственном расположении транспорта и знаков на улице. «Лабиринт» («Пройди и собери»): закрепить знания дорожных знаков. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: движение по улице в соответствии с сигналами светофора, роль которого исполняет ребенок. |
Игровые ситуации | «Как поступить»: закрепить знания действий пешеходов и транспорта при определенных сигналах светофора. |
Двигательная деятельность | «Стоп» «Перебежки» |
Чтение | Г. Цыферов «Сказки на колесах». Житков «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для настольной игры «Построй город» (дома, транспорт, деревья, кусты). Просмотр диафильма «Козел и осел». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей: При выезде с детьми за пределы города обратите внимание на дорожные знаки (форму, цвет, назначение). |
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица» (с использованием строительных наборов, бумаги, бросового материала). Цель: уточнить место расположения домов, зеленых насаждений, проезжей части и тротуара. Коммуникация. Тема: Составление рассказа «Моя улица». Цель: учить составлять последовательный рассказ по схеме, предложенной воспитателем, использовать имеющиеся знания о правилах дорожного движения. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: побуждать видеть, как транспортное средство тормозит и продолжает движение по инерции (гололед). |
Беседа | «Правила поведения в транспорте». На основе пособия Н. Авдеевой «Безопасность на улицах и дорогах» закрепить знания о культуре поведения в общественных местах: уступать место, не ходить по салону, соблюдать чистоту, самостоятельно выходить после взрослых. |
Дидактические игры и упражнения | «Построй город»: закрепить знания о частях улицы, движении транспорта по улицам города с выполнением поворотов и движения по кругу в соответствии с дорожными знаками. «Я начну, а ты закончи»: закрепить знания об отличиях улицы, проспекта, площади. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: предложить объединить с играми «Семья», «Детский сад», «Магазин» и др. |
Игровые ситуации | «Бабушка на другой стороне улицы» («Родители с детьми»): упражнять в правильном поведении: не вырываться из рук мамы, не бежать навстречу бабушке. |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Светофор». |
Родительский всеобуч, наглядная педпропаганда | Рекомендации для родителей:
|
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказа по картине В. Гербовой «Случай в автобусе». Цели: упражнять в составлении сюжетного рассказа по картине, используя личный опыт; закреплять знания о поведении в общественном транспорте. Художественное творчество. Тема: «Моя любимая улица». Цели: закреплять умение изображать предметы и явления, отбирая содержание в соответствии с тематикой; закреплять знания о правилах движения автотранспорта и пешеходов. |
Беседа | «Чем можем – поможем»: учить замечать затруднения окружающих на улице и в транспорте и стремиться помочь им, показать, где находится знак «Пешеходный переход», уступить место в транспорте и др. |
Дидактические игры и упражнения | «Собери знак»: закрепить знания о дорожных знаках, их цвете и форме, учить собирать их, используя пособие (знаки) Дьенеша. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители сдают экзамены на знание правил дорожного движения в игре «Школа Светофора». |
Игровые ситуации | «В автобус вошла бабушка», «Малыш требует место у окна»: закрепить правила поведения в транспорте. |
Чтение | С. Маршак «Скверная история». |
Другие формы работы с детьми | Изготовление атрибутов для игры «Улица». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Пешеходы идут по улице». Цели: учить вырезать симметричные фигуры из бумаги, сложенной вдвое; побуждать создавать коллективную композицию, дополнять ее деталями, отражая впечатления от окружающего мира. Коммуникация. Тема: Составление рассказов из личного опыта «Как я шел с мамой в детский сад». Цель: учить составлять рассказ на предложенную тему. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к проезжей части улицы: показать, как тормозят машины в дождливую погоду и как это опасно для пешеходов. |
Беседа | «Как перейти улицу»: закрепить правила движения по знаку, по алгоритму. |
Дидактические игры и упражнения | Лото «Найди пару знаку»: закрепить знания дорожных знаков (цвет, форма, содержание). |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: объединение с играми «Ателье», «Магазин» и др. |
Игровые ситуации | «Опасности на дороге» («Обзор закрыт»). |
Чтение | Д. Денисова «Как перейти дорогу». |
Другие формы работы с детьми | Развлечение «Петрушка на улице». Аудиозапись детских рассказов о правилах дорожного движения. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цель: побуждать создавать сюжетную композицию, передавая определенную дорожную ситуацию. Художественное творчество. Тема: «Улица города». Цели: побуждать отражать впечатления от окружающего, используя имеющиеся изобразительные навыки и умения; изображать части улицы, транспорт, знаки, пешеходов. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за переходом проезжей части пешеходами: отметить, где переходят улицу пешеходы, какой рядом стоит знак (алгоритм). |
Беседа | «Что должны знать и уметь водители»: уточнить знания о транспорте и правилах дорожного движения (знаки, сигналы светофора и действия на них), состояние здоровья водителя. |
Дидактические игры и упражнения | «Закончи движение машины»: упражнять в решении проблемных ситуаций при движении транспорта (выполнение поворотов, подчинение сигналам светофора). |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: грузовые и легковые машины едут по улице, пешеходы идут по тротуару; водители заботятся о своем транспорте: моют, ремонтируют, ездят на станцию техобслуживания (в соответствии со знаками). |
Двигательная деятельность | Езда на самокате: учить детей отталкиваться правой и левой ногой. |
Чтение, разучивание | Н. Носов «Автомобиль», Д. Денисова «Как перейти дорогу». |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Меры по предупреждению детского травматизма». |
Июнь-август | |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке транспорта. Закрепить правила:
|
Беседа | «Правила дороги совсем не напрасны. Играть на дороге, ребята, опасно»: знать безопасные места для игры. «Где можно кататься на велосипеде»: уточнить правила езды на велосипеде, познакомить со знаком «Движение на велосипедах запрещено». |
Дидактические игры и упражнения | «Автотрасса», «Законы улиц и дорог»: закрепить правила дорожного движения. |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители сдают экзамены по вождению в соответствии со знаками дорожного движения в игре «Школа Светофора». |
Игровые ситуации | «Мы выходим из такси» («Родители с детьми»): уточнить правила езды в автомобиле и выхода из него в условиях города. |
Двигательная деятельность | Катание на самокате, роликах: уточнить правила: можно кататься только во дворе или по правой стороне тротуара, соблюдая дистанцию. |
Чтение | О. Тарутин «Для чего нам светофор?», А. Дорохов «Зеленый, желтый, красный». |
Другие формы работы с детьми | Инсценировка рассказа Г. Тумаринсон «Новые приключения Буратино». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ К ШКОЛЕ ГРУППА
Формы работы с детьми и родителями | Содержание знаний |
Сентябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Улица». Цели: закреплять умение отражать в рисунке впечатления от окружающего мира, изображать тротуар, пешехода, пешеходный переход, деревья, цветы, светофор, знаки. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к перекрестку: показать работу пешеходного и транспортного светофоров. |
Беседа | «Два светофора»: уточнить представления о назначении разных светофоров на пешеходном переходе. «Железнодорожный транспорт и его опасность»: закрепить представления о железнодорожном транспорте, познакомить со знаками «Железнодорожный переезд со шлагбаумом и без шлагбаума», уточнить правила поведения около железной дороги. |
Дидактические игры и упражнения | «Разложи по группам»: закрепить умение дифференцировать запрещающие, предупреждающие, указательные знаки и знаки сервиса. «Школа автомобилиста» «Большая прогулка» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: грузовые и легковые автомашины едут по улице, пешеходы идут по тротуару. Автомобили подчиняются сигналам транспортного светофора, пешеходы обращают внимание на светофор для пешеходов. |
Игровые ситуации | «Расставь знаки» (с использованием книги Ю. Юдохина «Здравствуй, друг, дорожный знак»): упражнять в правильном расположении знаков на улице. |
Двигательная деятельность | Игра в футбол: закреплять знание о том, что играть можно только на специально отведенном месте. Езда на велосипеде с поворотами, змейкой, через ворота. «Перебежки» |
Чтение | С. Михалков «Дядя Степа – милиционер», «Моя улица». Дорохов «Красный, жёлтый, зелёный» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление пешеходного светофора из бросового материала. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Октябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Транспорт». Цели: совершенствовать умение создавать постройки, используя разные геометрические фигуры; закрепить знание видов транспорта, уточнить представление о том, как знаки «говорят» с водителями. Безопасность. Тема: Встреча с сотрудниками ГИБДД. Цели: познакомить с трудом работников дорожно-патрульной службы, воспитывать уважение к их работе. Рассказ сотрудника отдела пропаганды о форме, атрибутах (жезл, свисток), случаях ДТП в районе. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка по улице: закрепить знание культуры поведения при ходьбе по тротуару: на узком месте пропустить девочку, пожилого человека. Наблюдение за движением спецтранспорта (ГИБДД, «скорая помощь», пожарная машина): при включенном сигнале (мигалка, звук) движение пешеходов запрещено. |
Беседа | «Кто регулирует движение транспорта»: закрепить знания о сигналах светофора, уточнить представления о труде работника дорожно-патрульной службы, который регулирует движение транспорта и пешеходов. |
Дидактические игры и упражнения | «Автотрасса», лото «Осторожность»: закреплять знания о правилах дорожного движения и дорожных знаках. «Правила дорожного движения» «Лото» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: сотрудники автоинспекции наблюдают за порядком на дорогах, проверяют документы у водителей, следят за соблюдением правил дорожного движения, иногда сами регулируют движение при помощи жезла. |
Игровые ситуации | «Кому и что говорят сигналы»: закрепить знание сигналов регулировщика. |
Чтение | Я. Пишумов «Говорящая машина», Н. Носов «Милиционер». |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Замечательный подарок» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
Консультация «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма» |
Ноябрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: Составление рассказов по опорным словам (дорога, пешеход, знак, машина). Цель: учить составлять творческий рассказ на основе личного опыта. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке: понаблюдать за тем, как люди переходят проезжую часть. Наблюдение за ремонтными работами: дать представление о работе ремонтной службы, познакомить со знаком «Дорожные работы». |
Беседа | «Опасные предметы на дороге»: дать представление о том, что нельзя бросать на проезжую часть камни, стекла, это опасно для водителей и пешеходов. Рассматривание типичных ошибок («Обзор закрыт», ситуации 3, 4). |
Дидактические игры и упражнения | «Красный – зеленый»: учить классифицировать действия примерных пешеходов (зеленый круг) и нарушителей (красный круг) дорожного движения по иллюстрациям. «Пройди правильно по улице» «Расставь знаки» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: за движением транспорта, пешеходов наблюдает сотрудник ГИБДД. Нарушителей дорожного движения штрафует, отправляет учиться в «Школу Светофора». |
Игровые ситуации | «Я вышел из автобуса и увидел друга на другой стороне улицы»: закреплять правила перехода через проезжую часть. |
Двигательная деятельность | «Шофёры» «Лошадки» |
Чтение | Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», С. Михалков «Скверная история», А. Северный «Светофор». |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Декабрь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказов по серии картинок «Автобус». Цели: учить видеть логику развития сюжета по серии картинок, составлять по ним связный, последовательный рассказ, закреплять знания о поведении в автобусе. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к остановке: наблюдать за посадкой и выходом пассажиров, уточнить номера транспорта, проходящего вблизи дома и детского сада. |
Беседа | «Ежели вы вежливы»: закрепить знание о необходимости помогать пожилым, уступать место в транспорте. «Наши верные друзья» Закрепить знания о дорожных знаках. |
Дидактические игры и упражнения | «Как львенок оказался в больнице»: совершенствовать умение раскладывать картинки в логической последовательности событий и составлять по ним связный рассказ. «Ладошки»: закрепить знания о правилах культуры поведения во дворе, на тротуаре, остановке, в транспорте, при переходе через дорогу, использовать цветовые обозначения (красные, зеленые ладошки). |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: дорожное движение с участием машин, пешеходов, регулировщика, который регулирует движение, используя положение корпуса и жезл. |
Игровые ситуации | «Зайка собрался к тебе в гости, объясни ему дорогу»: учить составлять рассказ, включая в качестве ориентиров движения особенности дороги (перекрестки, повороты) и дорожные знаки. |
Двигательная деятельность | «Милиционер-регулировщик» «Перебежки» |
Чтение | Тарутин «Для чего нужен светофор» Клименко «Кто важнее всех на улице», «Происшествие с игрушками» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «Уроки за рулем» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей. Не разрешайте детям кататься на санках с горки, спуск с которой выходит на проезжую часть двора или улицы. |
Январь | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Художественное творчество. Тема: «Мы идем на экскурсию по улице». Цель: побуждать отражать впечатления в рисунке (улица, разные дома, транспорт, переход, знаки). Коммуникация. Тема: Придумывание конца рассказа «Как мы переходим через улицу». Цели: закреплять навыки составления творческого рассказа, побуждать придумывать разные способы перехода проезжей части улицы (знак, «зебра», светофор), способствовать закреплению алгоритма действий при переходе через улицу. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка на лыжах за пределы участка: учить правильно переносить лыжи, уточнить место безопасного катания на них, чтобы спуск не выходил на проезжую часть улицы или двора. |
Беседа | «Полезные знаки»: дать представление о том, что нельзя повреждать дорожные знаки, это может привести к несчастным случаям. |
Дидактические игры и упражнения | «Составь рассказ про знак»: учить составлять короткие рассказы о дорожных знаках, описывающие их цвет, форму, назначение. «Говорящие знаки» «Лото» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители и пешеходы выполняют правила движения, сотрудник ДПС проверяет удостоверения у водителей и пешеходов. |
Игровые ситуации | «Где играете в хоккей, ответьте, дети, поскорей»: уточнить знание места для игр и опасности попадания на проезжую часть улицы. |
Двигательная деятельность | «Стоп» «Добеги до светофора» |
Чтение | В. Семернин «Запрещается – разрешается». Жидков «Три чудесных света» Бедарёв «Азбука безопасности» |
Другие формы работы с детьми | Изготовление удостоверений пешеходов. Изготовление вместе с детьми дорожных знаков. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Февраль | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Придумывание сказки о соблюдении правил дорожного движения – «В городе светофорных наук». Цели: учить придумывать сказку на заданную тему, описывать события и их последствия, закрепить знания о правилах дорожного движения и поведении на улице города. Художественное творчество. Тема: «Дорожное движение». Цели: закреплять умение изображать разные виды транспорта, передавать особенности дорожной обстановки. Художественное творчество. Тема: «Наш город». Цели: побуждать вырезать дома и транспорт разной конфигурации, используя различные технические приемы, создавать сюжетную композицию, дополняя работу прорисовыванием деталей. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к автобусной остановке: наблюдать за переходом проезжей части пешеходами после выхода из транспорта, уточнить правило: спереди и сзади обходить транспорт нельзя. |
Беседа | «Как ходить по улице» («Обзор закрыт», ситуации 1, 2, 3, 4: «кажется, не опасно»). «Играем в хоккей»: уточнить, как и где можно играть в хоккей. |
Дидактические игры и упражнения | «Дорожная грамота»: закрепить знания дорожных знаков, умения составлять изображение из 8-10 частей. «Дорожные знаки» «Светофор» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: объединить с играми «Школа», «Библиотека» и др. |
Двигательная деятельность | «Воробышки и автомобиль» «Автобус» |
Чтение | И. Лешкевич «Азбука безопасности», Я. Аким «Улица». |
Другие формы работы с детьми | Аудиозапись «Приключение в городе Поющих светофоров». |
Работа с родителями | Анкетирование родителей. Рекомендации для родителей:
Памятки для родителей «Пристегни себя и ребёнка» |
Март | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Светофор». Цели: учить делать игрушку из бросового материала (бумаги, катушки, коробки), дополнять работу прорисовыванием деталей. Безопасность. Тема: «Примерный пешеход». Цель: закрепить знания о правилах поведения пешехода на улице. Познание. Тема: «Дорожные знаки». Цели: побуждать выбирать материал для изготовления знаков, объяснять свой выбор и значение знака. |
Целевые прогулки, наблюдения | Целевая прогулка к школе: закрепить знания о школе, познакомить со знаком «Дети». |
Беседа | «Знаки в треугольнике»: дать знания о назначении предупреждающих дорожных знаков. |
Дидактические игры и упражнения | «Три письма» (настольно-печатная игра): выявить умение ориентироваться в окружающем пространстве. «Кто быстрее нарисует знак» «Школа автомобилиста» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: водители едут по улицам, обращая внимание на дорожные знаки «Дети», «Пункт питания», «Больница» и др. |
Игровые ситуации | «Вежливые дети»: ходьба по тротуару, придерживаясь правой стороны, на узком месте пропустить вперед девочку. |
Двигательная деятельность | «Машины нашей улицы» «Красный, жёлтый, зелёный» |
Другие формы работы с детьми | Диафильм «По улице, по мостовой» (или мультфильм «Азбука безопасности Смешариков»). |
Работа с родителями | Родительское собрание вместе с детьми (О.А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения»). Рекомендации для родителей:
|
Апрель | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Коммуникация. Тема: Составление рассказов «Мой путь от дома до школы». Цель: учить составлять описательный рассказ по безопасному пути до школы, используя схему маршрута. Художественное творчество. Тема: «Опасности вокруг нас». Цели: побуждать отражать впечатления, полученные на занятиях, изображать опасные ситуации на улице. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение за местом, отведенным для передвижения пешеходов: познакомить со знаком «Пешеходная дорожка». |
Беседа | «Примерный пассажир»: закрепить правила поведения в транспорте, умение принимать устойчивое положение, держаться правой рукой за поручень, ноги слегка расставить, заранее готовиться к выходу, выходя, пропускать пожилых людей и т.д. |
Дидактические игры и упражнения | «Люди на дорожных знаках»: закрепить знания о дорожных знаках с изображением людей («Пешеходный переход», «Дети», «Дорожные работы», «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка»). «С Хрюшей через дорогу» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: способствовать объединению различных игр в единый сюжет. |
Двигательная деятельность | «На перегонки» «Поезд» |
Чтение | Я. Пишумов «Самый лучший переход». Житков «Светофор» |
Другие формы работы с детьми | КВН по правилам безопасности движения. |
Работа с родителями | Рекомендации для родителей:
|
Май | |
Непосредственно-образовательная деятельность | Познание. Тема: «Улица». Цели: закреплять навыки работы с бумагой, способствовать созданию коллективной композиции, передающей вид близлежащей улицы. Коммуникация. Тема: Составление рассказов по набору игрушек: машина, кукла с перевязанной рукой, мяч. Цель: учить составлять связный, последовательный рассказ по плану, предложенному воспитателем. |
Целевые прогулки, наблюдения | Наблюдение перехода через дорогу вне знаков и дорожной разметки: уточнить правила безопасности. |
Беседа | «Кого мы называем примерным пешеходом»: закрепить правила передвижения пешеходов по улицам. |
Дидактические игры и упражнения | «Найди отличие»: учить сравнивать знаки «Пешеходный переход» (1.22 и 5.19). «Дорожные знаки» «Берегись автомобиля» |
Сюжетно-ролевые игры | «Улица»: закреплять выполнение правил дорожного движения при езде на велосипеде и самокате. |
Чтение, заучивание | Н. Кончаловская «Самокат». Кудреш «Зелёная волна» |
Другие формы работы с детьми | Поход за город: упражнять в практическом применении знаний правил поведения при ходьбе по обочине и переходе проезжей части улицы. Развлечение «На лесном перекрестке». |
Работа с родителями | Родительское собрание: «Безопасность детей на дорогах». Рекомендации для родителей:
|
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)
Планирование разделено по кварталам. Включает разделы "Ребенок и другие люди", "Ребенок и улица", "Ребенок дома", "Ребенок и природа", "Здоровье ребенка"....
Перспективное планирование по основам безопасной жизнедеятельности детей (младший дошкольный возраст)
В материале представлено перспективное планирование по образовательной области "Социально-коммуникативное развитие"(безопасность)....
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп.
Примерное перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности детей для разных возрастных групп....
![](/sites/default/files/pictures/2017/07/24/picture-936852-1500913126.jpg)
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе (2016 -2017г.)
Формирование у воспитанников устойчивых знаний, навыков безопасного поведения в различных жизненных ситуациях посредством комплексной системы методов и средств в области безопасности....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/23/picture-971795-1511456344.jpg)
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности....
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности....
Перспективное планирование по основам безопасности жизнедеятельности во второй младшей группе
Формирование у воспитанников основ безопасности собственной жизнедеятельности....