Родительское собрание"Человеческая жизнь как высшая социальная ценность"
консультация по обж на тему

Игошина Людмила Васильевна

Повысить ответственность родителей за сохранность жизни и здоровья несовершеннолетних.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл den_pravovoy_pomoshchi.docx32.22 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент по социальной политике

городского округа Саранск

Управление образования

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад №16»

В рамках дня правовой помощи

родительское собрание на тему:

«Человеческая жизнь как высшая социальная ценность»

Подготовила:

Игошина Л.В.

Саранск, 2017

Цель: повышение эффективности профилактики асоциальных явлений в детско-подростковой среде.

Задачи:

  1. Повысить ответственность родителей (законных представителей) за сохранность жизни и здоровья несовершеннолетних.
  2. Предотвратить случаи жестокого обращения с несовершеннолетними в семьях.
  3. Обсудить основные негативные явления, направленные на вовлечение несовершеннолетних в совершение антиобщественных действий, причиняющих угрозу их жизни и здоровью.
  4. Проинформировать родителей (законных представителей) о возможности получения различных видов профессиональной помощи (психологической, медицинской, юридической) и поддержки, связанных с воспитанием несовершеннолетних.

Ход родительского собрания

Педагог: Уважаемые родители, вы законные представители ваших детей! Сегодня мы собрались, чтобы обсудить очень важную и непростую тему «Человеческая жизнь как высшая социальная ценность».

Статья 20 Конституции Российской Федерации гласит – «Каждый имеет право на жизнь».

В статье 6 Конвенции о правах ребенка прописано – «Ребенок имеет право на жизнь. Государство обязано обеспечить выживание и здоровое развитие ребенка». Что же означает человеческая жизнь?

Человеческая жизнь – целенаправленное развитие и деятельность человека, его бытие: материальное (телесное), идеальное (сознание: абстрактно – логическое, чувственно – эмоциональное), материально-идеальное (сознательная целенаправленная волевая деятельность и взаимодействие с другими людьми).

Жизнь очень хрупкая, но мы этого часто не осознаем и поэтому не ценим ее.

Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Говорить о ценностях вне человека нет смысла. Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость.

У каждого человека складывается свое, индивидуальное представление о том, что для него нужно и важно. Для того, чтобы он мог жить, ему нужны его жизненные силы, способности, возможность действовать и удовлетворить свои потребности, такая окружающая среда, в которой он мог бы жить и реализовать свое человеческое предназначение, самореализоваться как человеческая личность. На различных этапах жизни человека и в различных обстоятельствах те или иные ценности выдвигаются на передний план, складывается определенная иерархия ценностей, но при этом остается осознание самоценности своей жизни как таковой. Человеческая жизнь одновременно является и объективной социальной ценностью, т.к. человек с самого начала своей жизни является членом какой-либо социальной общности, связан с нею своей жизнью и деятельностью и сама эта общность – результат жизнедеятельности и взаимодействия людей.

За жизнь несовершеннолетних, в первую очередь, отвечают их родители. Однако, чувство самосохранения в детях возникает не сразу, а с годами с постепенным развитием.

Дети дошкольного возраста должны находиться под присмотром родителей (законных представителей) за исключением времени нахождения в дошкольных воспитательных учреждениях. В дошкольном возрасте дети особенно активны и любознательны, готовы все изучить на собственном опыте, подвергая свою жизнь угрозе.

Угроза жизни ребенка – это потенциально возможное событие, которое может привести к летальному исходу несовершеннолетнего человека.

Принято различать несколько основных аспектов термина угроза: медицинский, семейный, криминальный, социальный и угрозы жизни от игнорирования техники безопасности.

Медицинский аспект угрозы жизни ребенка заключается в тяжелых заболеваниях, для устранения которых должны быть привлечены соответствующие лечебные заведения, специалисты и медикаменты. На практике же специалисты органов системы профилактики зачастую уговаривают некоторых родителей принять медицинскую помощь (лечь с  ребенком на стационарное лечение), а не заниматься самолечением, что также может привести к ухудшению ситуации.

Семейный аспект угрозы жизни ребенка заключается в том, что порой сами родители (законные представители) представляют реальную опасность для своих детей. Это может быть нанесение побоев, жестокое обращение, прямые попытки убийства или создание детям условий несовместимых с жизнью, либо неоказание необходимой помощи умирающему ребенку. Например, родители оставляют своих малолетних детей одних дома, в холодном неотапливаемом помещении, без продуктов питания, либо с посторонними гражданами асоциального поведения, употребляющими алкогольные напитки, или с детьми более старшего возраста, которые не в состоянии осуществлять контроль за малолетними детьми, все это может привести к смерти ребенка. В указанных случаях, в отношении родителей могут быть применены меры общественного воздействия, нормы административного, семейного и уголовного права.

Социальные угрозы жизни ребенка – это поведение окружающих детей, обычно одного возраста или старше, которые могут нести смертельную опасность несовершеннолетнему человеку. Во-первых, могут заключаться в прямой угрозе жизни, ведь дети, а особенно подростки бывают очень агрессивны, жестоки и часто не могут рассчитать свои силы. Например, Вы видите у ребенка ссадины, он имеет затравленный вид, замыкается в себе и не хочет ни о чем говорить – это всегда повод для беспокойства.

Угрозы, связанные с игнорированием техники безопасности – большей частью относятся к дошкольникам или младшим школьникам, родители которых допускают халатное отношение к ограничению опасных зон. Ключевые опасные зоны – это открытые окна выше первого этажа, кухонные плиты, электрические розетки, провода, электроприборы и все то, что несет смертельную угрозу ребенку. Не всегда родители с внимательностью относятся к технике безопасности, особенно если в их семье не первый ребенок, ошибочно полагая, что если они вырастили первенца, то и со вторым автоматически все будет в порядке. Малыш, который имеет понимание и внутренний самоконтроль намного сильнее защищен, чем ребенок которому просто все запрещают и от него прячут. Ведь именно запретный плод вызывает жгучее желание попробовать его (зажечь спичку, сунуть проволоку в розетку и т.д.), лучше зажгите вместе с сыном спичку и покажите ему, что в этом нет ничего особенного, чем он это потом будет пытаться втайне делать сам. В данном случае проблема лежит полностью в компетенции родителей, которые должны обезопасить своих маленьких детей от роковых поступков (см. Приложение 4).

Проблема безопасности детей на дорогах с каждым годом становится все более актуальной. Количество машин увеличивается, мощность их двигателей растет, на дорогах появляется много водителей новичков. Чем раньше начать прививать маленьким пешеходам понимание опасностей, которые исходят от едущего автомобиля, тем лучше. Ведь дети, воспитанные большей частью на визуальной информации, не могут понять на интуитивном уровне угроз своей жизни от движущейся машины. Они не осознают последствий столкновения и удара.

Порой и сами родители подают детям неправильный пример, перебегая с детьми дорогу в неустановленном для этого месте, или на красный, желтый цвет светофора, что ребенок воспринимает как норму поведения на дороге.

Фундамент безопасности дорожного движения для дошкольников - понимание первопричин беспечности

В чем кроется суть непонимания детьми даже элементарных основ безопасности? Не только в отсутствии негативного опыта или четких наставлений, но и в физических и психологических ограничениях, которые есть у детей.

В возрасте 3-5 лет возможности ребенка крайне ограничены:

  • он не понимает суть тормозного пути и массы автомобиля;
  • видит предметы только перед собой (эффект туннельного зрения);
  • не понимает суть перспективы (удаленный предмет мы видим меньшим);
  • дошкольник не правильно определяет реальные размеры предметов;
  • не может правильно определить источник звука;
  • не отличает «право» от «лево»;
  • может отличить движущийся предмет от стоящего, но не может определить и сравнить скорость движения;
  • затруднена ориентация в пространстве и правильный обход препятствий;
  • внимание ребенка сосредотачивается на одном простом действии, он очень плохо способен при этом анализировать окружающую обстановку;
  • распределение внимания затруднено. Выкатившийся на дорогу мяч займет все его внимание, он может совершенно беспечно побежать на дорогу;

Ребенок начинает улучшать свои возможности, но они еще недостаточно развиты:

  • ребенку еще бывает сложно резко отреагировать на опасность;
  • обычно он уже адекватно отличает понятие «лево» и «право», но иногда бывает отставание, особенно у девочек, на это надо обращать внимание.

Примерно с 8-ми лет дети уже более-менее готовы к адекватному поведению возле дороги, но, тем не менее, до подросткового возраста ребенок все еще будет иметь ограниченные возможности:

  • у ребенка уже развито понятие балансировки и объезда/обхода препятствий, он имеют возможность резко сменить траекторию движения;
  • он научился определять источник шума;
  • боковое зрение становится совершеннее;
  • он понимают суть перспективы объектов;
  • он может резко отреагировать на сигнал опасности (автомобильный гудок, сильный окрик и т.д.);
  • он может осознанно отказаться от задуманного действия, например, стать на дорогу, а затем вернуться на тротуар.

Плюс ко всем факторам, ограничивающим возможности ребенка стоит отнести его невысокий рост, что не позволяет ему так же хорошо видеть опасности на дороге, как взрослому.

Правила безопасности дорожного движения для младших дошкольников

Обучение безопасности дорожного движения для дошкольников младшей группы имеет свои особенности. Так как дети еще не могут воспринимать сложные понятия, то процесс ознакомления должен быть максимально понятен и интересен. Необходимо максимально использовать игровой материал: машинки, пешеходов, дорогу, дома, светофор. Показывать яркие и понятные картинки, учить стихи, а также проводить дидактические игры (игры направленные на обучение).

При обучении делайте акцент на утвердительных правилах, поскольку маленькие дети еще плохо воспринимают отрицательную частицу «не». Стройте примеры на противопоставлении «плохое поведение» и «хорошее поведение», пусть дети рассказывают, почему одни поступки плохие, а другие нет. Закрепляйте зрительную память, показывая на практике дорогу и ее опасности.

Что должны усвоить маленькие дошкольники:

  • находясь возле проезжей части или на ней всегда надо держать взрослых за руку;
  • детям никогда нельзя самим выбегать или выходить на автомобильную дорогу;
  • переходить дорогу можно только по пешеходным переходам и только на зеленый сигнал пешеходного светофора;
  • для пешеходов есть тротуар, для машин широкая дорога (проезжая часть);
  • движущаяся машина представляет собой опасность для людей, машина не может остановиться резко, она будет какое-то время ехать вперед, так же как катиться мячик, который мы бьем ногой;
  • дети должны выучить цвета светофора и самые простые знаки (надземный, наземный и подземный пешеходный переход).

Материал необходимо периодически повторять, и проверять уровень понимания детьми опасности.

Заключение

Насколько полезным будет для вас, родители, наша сегодняшняя беседа, во многом зависит от самих родителей. Для вас мы приготовили памятки, которые помогут вам организовывать обратную связь. Ведь очень важно чтобы ваш ребенок хорошо усвоил правила безопасного поведения. Используйте наглядные примеры, проживайте вместе ситуации из жизни. Не забывайте, что ваш личный положительный пример – очень много значит.

Все озвученные риски и угрозы жизни детей , к сожалению, реальность сегодняшнего дня. Для того, чтобы изменить эту реальность родителям (законным представителям), педагогам и всем кто принимает участие в воспитании несовершеннолетних требуется чуткость к их проблемам, усиленное внимание к их чувствам и переживаниям.

Уважаемые родители! Больше общайтесь с детьми, изучайте их внутренний мир, обращайте внимание на их эмоциональные состояния, обсуждайте проблемы, учите их разрешать. Безвыходных ситуаций не бывает, главное – это сохранение жизни и здоровья, ведь человеческая жизнь – это и есть высшая социальная ценность.  

Когда сложившаяся ситуация кажется сложной и самостоятельно нельзя найти пути ее разрешения, то можно позвонить по телефону доверия, в психологическую службу, специалисты которой окажут всевозможную помощь и поддержку родителям и детям.

Приложение 1

Правила безопасности жизнедеятельности детей.

Правила пожарной безопасности и защиты детей от электричества:

  • не баловаться с огнем. Зажигалка, спички, бенгальские огни детям не игрушка;
  • выходя из дома, проверяй и выключай электроприборы и газ;
  • не разжигай костер без взрослых;
  • в сельской местности не пользуйся самостоятельно печкой;
  • не используй электроприборы мокрыми руками, не дергай за шнур, вытаскивая вилку из розетки. Не используй поврежденные электроприборы и искрящие розетки;
  • не суши ничего над газовой плитой;
  • не клади посторонние предметы на горячую плиту или включенные электроприборы;
  • зажигая газовую плиту без электроподжига спичкой, вначале всегда зажги спичку.

Правила поведения при пожаре:

  • небольшой огонь можно потушить, накрыв одеялом или другой плотной материей. Также можно вылить на него воду или засыпать песком. Не лей воду, если рядом электричество;
  • если огонь большой надо немедленно покинуть помещение, забрать с собой всех детей, звать взрослых и звонить в пожарную службу 01 (с мобильного телефона номер зависит от оператора);
  • при пожаре не используй лифт – это опасно;
  • если убежать ты не можешь, зови на помощь через окно, звони в пожарную службу;
  • не прячься в комнате, пожарным будет трудно тебя найти;
  • если ты задыхаешься от дыма, сядь на пол там дыма меньше.

Правила безопасности жизнедеятельности детей дома:

  • тяжелые, острые и режущие предметы всегда должны быть спрятаны на своих местах. Будь аккуратен, используя нож;
  • уходя их дома, всегда проверяй, чтобы была закрыта вода;
  • никогда не трогай оголенные провода под напряжением;
  • не принимай самостоятельно лекарства без прямого указания взрослых;
  • старайся меньше касаться бытовой химии (средство для мытья посуды, стиральный порошок и т.д.), если какая-то химия попала в глаз его надо немедленно промыть прохладной водой минимум в течение 20 минут;
  • если греешь себе еду, то будь аккуратен, чтобы не обжечься;
  • всегда мой руки перед едой.

Правила безопасности с газом:

  • не оставляй без присмотра включенную газовую плиту. После использования всегда ее выключай;
  • если в доме есть запах газа, немедленно открой окна и двери чтобы газ вышел;
  • ни в коем случае не включай свет или огонь пока в доме газ, может быть взрыв;
  • если можешь, то проверь газовый вентиль на плите, если он открыт, то закрой его;
  • сообщи взрослым и в службу газа 04;
  • покинь помещение с сильным запахом газа, пока он не выветрится.

Личная безопасность жизнедеятельности детей дома:

  • никогда не открывай дверь незнакомым людям. Даже если тебе говорят, что это из полиции или сантехник или почтальон;
  • если кто-то из чужих людей пытается открыть дверь твоего дома, немедленно звони в полицию. В крайнем случае, можно открыть окно и позвать на помощь соседей или прохожих с улицы;
  • не верь, что кто-то к тебе пришел или что-то принес по просьбе родителей, если родители сами об этом не сказали.

Безопасность детей зимой:

  • не ходи без взрослых по речному льду, он может проломиться;
  • будь аккуратным на скользком покрытии, чтобы не упасть. Старайся никогда не падать на спину, лучше упасть вперед и опереться на руки;
  • не забывай хорошо одеваться и закрывать уши, голову и горло, чтобы не обморозиться и не простудиться;
  • ходи подальше от стен домов, чтобы сверху на тебя не упал снег или сосульки;
  • не прикасайся к ледяному металлу, особенно языком ты можешь примерзнуть;
  • не бросай снежки в лицо, не бросайся льдинками;
  • на лыжах, коньках и санках можно кататься только в безопасных специально отведенных для этого местах. Не катайся возле дорог;
  • переходи дорогу крайне аккуратно. Зимой скользкая дорога и машине трудно остановиться.

Что нужно знать родителям про безопасность детей на воде:

  • купаться можно часа через полтора после еды;
  • если температура воды менее +16 °С, то купаться вообще не рекомендуется, так как от холода могут начаться судороги или может произойти потеря сознания;
  • при температуре воды от +17 до +19 °С и температуре воздуха около 25 °С, в воде не следует находиться более 10-15 минут;
  • плавать надо только в специально оборудованных для этого безопасных местах. Если вы решили поплавать, находясь в местах дикой природы, то выбирайте место с чистой водой, глубиной до 2-х метров, с ровным гравийным или песчаным дном и где течение воды слабое, то есть не превышает 0,5 м/с (для проверки бросьте в воду щепку или палочку). Всегда хорошо проверяйте дно и следите за купающимися детьми. Дети должны купаться у самого берега. Никогда не купайтесь в заболоченных местах;
  • если вы находитесь в нетрезвом состоянии, то не пускайте детей в воду, они, оставшись без присмотра, могут попасть в беду.

Основные правила безопасности детей на воде:

  • запрещено заплывать за буйки, а если их нет, то слишком далеко от берега;
  • нельзя близко подплывать к судам;
  • нельзя прыгать в воду в местах, где мелко или незнакомое дно;
  • нельзя прыгать в воду с лодок, причалов, мостов и других, не предназначенных для этого мест;
  • нельзя после перегрева на солнце или долгого бега резко прыгать в холодную воду, это может вызвать шок и потерю сознания или остановку сердца. Предварительно надо сполоснуться водой;
  • нельзя купаться в шторм и при сильных волнах;
  • нельзя купаться в водоемах, берег которых обложен большими камнями или бетонными плитами, они покрываются мхом, становятся скользкими и по ним опасно и трудно выбираться;
  • надувные матрасы и круги предназначены для плавания только вблизи берега;
  • нельзя играть в воде в игры связанные с захватами соперника и удержанием его под водой, твой товарищ может захлебнуться и потерять сознание.
  • каждому нужно ознакомиться с правилами безопасности на воде и поведения в критических ситуациях при купании.

Всегда помни и соблюдай правила безопасности на воде для детей и учи этому товарищей. Безопасность в данном случае не признак трусости, а осторожность разумных людей. Не поддавайся на провокации и глупости и не делай неправильные поступки из-за того что все так делают.

Приложение 2

Телефоны экстренной психологической помощи, телефонов доверия

№ п/п

Наименование телефона

Место расположения

Номер телефона

1.

Детский телефон доверия с единым общероссийским номером

ГКУСО РМ Социально реабилитационный центр «Надежда»

8-800-2000-122

ГКУСО РМ Социально реабилитационный центр «Солнышко»

ГБОУ РМ для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Ялгинский детский дом-школа»

ГАПОУ РМ «Саранский автомеханический техникум»

2.

Телефон доверия

ГБУЗ РМ  «Республиканский психиатрический диспансер»

8(8342) 47-66-74

3.

Телефон доверия

ГБУЗ РМ «Детская поликлиника № 1»

8(8342) 24-04-47

4.

Телефон доверия

Следственное управление Следственного комитета России по Республике Мордовия

123

5.

Телефон доверия

ГУ МЧС России по Республике Мордовия

8(8342) 35-65-57

6.

Молодежный телефон доверия

ГБУ РМ «Мордовский республиканский молодежный центр»

8(8342) 47-06-05

7.

Телефон доверия

Управление ФСБ России по Республике Мордовия

8(8342) 28-88-88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Растем и развиваемся вместе! Социально-коммуникативное развитие детей 4-5 лет»

Новообразования детей 4-5 лет. Причины мешающие коммуникативному развитию. Помощь ребенку в развитии коммуникаций....

Родительское собрание в старшей группе « Семья , семейные ценности »

Родительское собрание в старшей группе « Семья , семейные ценности »...

Родительское собрание в старшей группе « Семья , семейные ценности »

Родительское собрание в старшей группе « Семья , семейные ценности » Цели:Формирование доверительных и доброжелательных отношений между родителями и детьми, педагогом и воспитанн...

тема «Человеческая жизнь как высшая социальная ценность».

Каждый человек рано или поздно задает себе вопросы: стоит ли жизнь того, чтобы жить? Имеет ли жизнь человека какой – либо смысл и ценность? Самая высшая и абсолютная ценность – это сам чел...

Родительское собрание«Человеческая жизнь как высшая социальная ценность»

laquo;Здоровье - это богатство, которое досталось нам в наследство, а цена этого богатства – жизнь!» Жизнь – это дар, и это нужно ценить. Невозможно угадать, что будет завтра. Нужно...

Опыт проведения родительского собрания для педагогов ДОУ на тему: «Ценность игры и игрушки в развитии детей раннего возраста».

Повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности и выборе игрушек у ребенка раннего возраста. (Привлечение внимания родителей к детской игре как к деятельности, которая ...