ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО – КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»
проект по обж (подготовительная группа) по теме

Калайчева Медули Давидовна

Тип проекта: информационно-практико-ориентированный. Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель. Цель проекта: Ознакомление и закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге; формирование у них навыков осознанного безопасного поведения на улице и профилактика детского дорожно - транспортного травматизма.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx56.39 КБ

Предварительный просмотр:

ПРОЕКТ ПО СОЦИАЛЬНО –КОММУНИКАТИВНОМУ РАЗВИТИЮ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»

Калайчева Медули Давидовна,

первая квалификационная категория, воспитатель МБДОУ «Детский сад комбинированного вида №193»

          Тип проекта: информационно-практико-ориентированный.

Участники проекта: воспитанники старшей группы 6-7 лет, родители, воспитатель.

Актуальность проекта: данный проект представляет собой систему работы по формированию навыков безопасного поведения на дорогах. Необходимость данного материала обусловлена тем, что цель дошкольного образования – формирование социально адаптированной личности ребенка, задаваемое государственным стандартом, в соответствии с потенциальными возрастными возможностями.

Ежегодно на дорогах нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий.  Именно поэтому профилактика дорожно-транспортного травматизма остаётся приоритетной проблемой общества, требующей решения, при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Создание проекта по формированию практических навыков безопасного поведения детей на дороге позволит достичь конкретных результатов за определенный  период. Реализация проекта обеспечит активное участие детей, родителей и педагогов, что поможет максимально обогатить и обобщить  их знания и представления.

Цель проекта:

Ознакомление и закрепление знаний детей о правилах безопасного поведения на дороге; формирование у них навыков осознанного безопасного поведения на улице и профилактика детского дорожно - транспортного травматизма.

Задачи приоритетно - образовательной области «Социально – коммуникативное развитие»:

  • Развить психофизиологические качества ребенка, обеспечивающие его безопасность в процессе дорожного движения;
  • Формировать у детей дошкольного возраста знаний по правилам дорожного движения и практических навыков поведения на дороге;
  • Обобщить  и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
  • Развивать у детей умение логически мыслить, оформлять свои ответы в форме доказательства, развивать грамотную монологическую речь;
  • Организовать совместную деятельность воспитателей, детей и родителей;
  • Стимулировать детей применению своих знаний в конкретных ситуациях;
  • Воспитывать у детей познавательный интерес к проблемам дорожной азбуки, заинтересованное отношение к окружающему миру;
  • Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения.

Задачи в интеграции  образовательных областей:

Речевое развитие

Задачи:

  • развивать связную речь;
  • развивать у детей умение оформлять свои ответы в форме доказательства;
  • совершенствовать грамотную монологическую речь;
  • обогащать  активный словарь понятиями: проезжая часть, обочина, надземный             переход и т. д.

Познавательное развитие

Задачи:

  • закрепить и углубить  знания детей о правилах дорожного движения, о правилах поведения на тротуаре, улице, на перекрёстках, в транспорте;
  • расширить представления детей об опасностях, которые могут подстерегать на улицах, дорогах и умение находить пути выхода из этих ситуаций.

Физическое развитие

Задачи:

  • обогащать двигательный опыт детей;
  • формировать  положительные эмоции;
  • развивать мелкую моторику пальцев обеих рук, координацию движения рук, глазомер;
  • развивать крупную моторику;

Художественно - эстетическое развитие

Задачи:

  • формировать у детей интерес к эстетической стороне окружающей действительности;
  • формировать  детскую  самостоятельность, инициативу,  индивидуальность и творческую активность;
  • формировать ручную умелость и ловкость

Планируемые результаты проекта:

  • Сформированность навыков спокойного, безопасного поведения на дорогах и профилактике ДТП;
  • Обобщение и расширение знаний детей по ПДД;
  • Закрепление умения свободно пользоваться дорожной лексикой;
  • Знакомство детей с различными видами транспорта;
  • Применение полученных знаний на практике, в различных дорожно – транспортных ситуациях;
  • Контроль собственного поведения на улицах города (умение предвидеть опасные ситуации, умение находить выход из этих ситуаций);

Вид проекта: информационно-практико-ориентированный.

Сроки реализации проекта:  сентября 2017 г – май 2018.

Образовательные области:

Познавательное, художественно-эстетическое, речевое, физическое  развитие.

Этапы реализации проекта:

  • Проект по ПДД  «Правила дорожные знать каждому положено» будет реализован  в 2017-2018 учебном году и предполагает несколько этапов его реализации:

Первый этап: Подготовительный.

  • Диагностика – уточнение представлений детей о правилах безопасности, т. е. их     личный опыт.
  • Изучение методической литературы, формулирование целей и задач, определение средств, форм и методов работы.
  • Разработка плана мероприятий по реализации проекта.
  • Подбор иллюстраций, фотографий, литературы по ознакомлению детей с ПДД.
  • Подбор  демонстративного и дидактического  материал  и пособий для организации сюжетно - ролевых и дидактических игр и подвижных игр.
  • Изготовление атрибутов и пособий для проведения непосредственно образовательной деятельности, сюжетно-ролевых игр, дидактических игр, подвижных игр.
  • Установление связи с сотрудниками ГИБДД, для проведения  бесед.
  • Вовлечение родителей в работу по ознакомлению  детей с ПДД и применению правил дорожного движения на практике.

Второй этап: Основной (октябрь 2017 г – апрель 2018 г).

  • Проведение основных мероприятий по реализации проекта.

Основной этап  по проекту сформирован темами:

  • « Улица»
  • «Сигналы регулировщика»
  • «Транспорт»
  • «Переход и пешеход»
  • «Перекресток»
  • «Светофор»

Третий этап: Заключительный

  • Анализ, оценка и обобщение результатов реализации проекта.

Вся работа по реализации проекта строится по двум направлениям:

работа с детьми,  работа с родителями.

В таблице представлены примерные планы мероприятий по работе с детьми и родителями на 2017 – 2018 учебный год, а так же сюжетно-ролевые, дидактические,  игры-конкурсыпо теме проекта.

Название мероприятий по реализации проекта

и дата проведения

Использование инновационных педагогических технологий

«Улица

нашего города»

Работа с родителями

10.17

НОД «Наш город и его транспорт» (Приложение 1)

Рассматривание улиц города на слайдах.

Рассказ воспитателя «Улица полна неожиданностей».

Беседы о том, на каких улицах живут дети.

Внесение схемы-модели улицы города.

Чтение стихотворения о нашем городе.

С.Михалков «Моя улица»

Рассказ И. Серяков «Улица, где все спешат».

Рисование «Я живу на улице…».

Составление рассказа «Моя любимая улица».

Консультация «Отвести беду».

Загадки (Приложение )

Развлечение «Улица полна неожиданностей»

 «Сигналы регулировщика»

Работа с родителями

11.17

НОД «Сигналы регулировщика»

«Работа сотрудников ГИБДД» (Приложение)

Литературный калейдоскоп (Приложение )

Чтение С.Маршак «Милиционер»

Дидактическая игра «Лучший пешеход»

Игра «Регулировщик», «Зелены, желтый, красный»

Пословицы и поговорки (Приложение)

Памятка «Основные законы безопасного движения»

Игротека   по ПДД (Приложение)

Спортивно-интеллектуальная праздник «Знатоки правил дорожного движения»

«Переход и пешеход»

Работа с родителями

12.17

НОД «Какие бывают пешеходные переходы»

Беседы «Правила для пешеходов»,

«Как правильно переходить улицу»,

«Как правильно вести себя на островке безопасности»

Рассказ-беседа о знаках «Пешеходный переход», «Дети»

Игра «Переход»

Прогулка к пешеходному переходу « Правила для пешеходов»

Рассматривание иллюстраций из альбома «Это всех касается» с использованием художественного слова.

Разыгрывание ситуаций и нахождение правильного поведения из создавшейся ситуации.

Продуктивная деятельность «Рисуем дорожные знаки»

Обновление информационного стенда «Азбука безопасности»

Выставка совместных работ детей и родителей «Неделя осторожного пешехода»

Совместный детско-родительский праздник «Школа юного пешехода»

Утренник «На улице- не в комнате».

Подвижные игры по ПДД (Приложение ).

«Перекресток»

Работа с родителями

02.18

НОД «Здравствуй улица» (Приложение ).

Беседа «Виды перекрестков».

Решение проблемных ситуаций «Безопасный перекресток»

Экскурсия к перекрестку «Как обеспечить безопасность дошкольников»

Чтение А.Дорохова «Очень шумный перекресток»

Игротека по ПДД «На перекрестке»

Продуктивная деятельность «Светофор на перекрестке»

«Светофор»

Работа с родителями

03.18

Занятие «Знай и выполняй правила уличного движения

«Путешествие в страну светофорию».

«Светофор - наш верный помощник»

Решение проблемной ситуации «А что делать, если светофор сломался?»

Викторина «Школа светофорных наук»

Инсценировка «Красный, желтый, зеленый»

Игра малой подвижности «Стой-иди»

Чтение С.Михалков «Велосипедист»

Кукольный театр «Уважаемый светофор на лесном перекрестке»

Продуктивная деятельность «Дорожные знаки»

Беседа с родителями «Защити своего ребенка»

Инсценировка «Красный, желтый, зеленый» (Приложение )

Музыкально-познавательный праздник «Светофор-наш друг»

«Транспорт»

Работа с детьми

Работа с родителями

04.18

НОД «Готовы ли мы стать пассажирами»(Приложение)

НОД «Велосипед» (Приложение )

Практическое занятие «Транспорт на улицах нашего города».

Целевая прогулка и наблюдение за движением транспорта и работой водителя.

Беседа «Как вести себя при выходе из транспорта»

Подбор стихотворений, загадок, историй.(Приложение)

Чтение Я.Бесшумова «Машины».

Л.Берн «Рассказ о маленьком автомобильчике»

Н.Носов «Как Незнайка катался на газированном автомобильчике»

Рисование «Транспорт на улицах города».

Аппликация «Машины на нашей улице»

Игра «Как избежать неприятностей».

Игра «Узнай предмет по силуэту»

Игра «Что может делать…»

Д/и «Виды транспорта».

Д/и «Лучший пешеход».

Настольная игра «Пешеходы и водители».

Подвижная игра «Светофор», «Цветные автомобили».

Сюжетно-ролевая игра «Путешествие в деревню», «Автопарк»

Консультация «Отвести беду».

Загадки (Приложение 6)

Развлечение «Улица полна неожиданностей»

Разучивание песенки «Веселые путешественники».

Я считаю, что реализация проекта «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде» позволит детям усвоить правила дорожного движения, применение их в повседневной жизни, без нарушений и тем самым сбережет детские жизни от неприятностей и травматизма. Проектная деятельность разовьёт творческие способности дошкольников, а также вовлечёт в активную работу родителей.

Конспект НОД

«Работа сотрудника ГИБДД»

Цель. Закрепление и углубление представлений  детей о работе сотрудников ГИБДД, объяснить значение его жестов, воспитание внимания, сосредоточенности, умения реагировать на сигналы регулировщика.

Задачи:

  • объяснить значение  жестов регулировщика;
  • закрепить навыки безопасного поведения на перекрёстке и пешеходном переходе;
  • развивать внимание, сосредоточенность, умение реагировать на сигналы регулировщика.

Ход НОД

Инстектор ГИБДД: Здравствуйте, ребята! Вы хотите стать настоящими пешеходами?

(Ребята отвечают).

Инстектор ГИБДД: Тогда вы должны изучать и соблюдать Правила дорожного движения. Самое главное правило: «Быть внимательным, никогда не торопиться и не играть на дороге».  А чтобы стать настоящими пешеходами, вы должны произнести клятву пешехода. Я вам ее произнесу, а вы скажите три раза волшебное слово «КЛЯНУСЬ».

Дружок, не торопись!

И чтоб дорогу смело перейти  – зеленого дождись.

Зажегся желтый на твоем пути.

Ты вновь, дружок, не торопись!

И не спеши переходить,

Терпенья наберись.

Но вот зеленый вспыхнул впереди –

Теперь препятствий нет.

Друзей своих ты за руку бери,

Налево, направо снова посмотри

И смело в путь иди!

(Инспектор произносит клятву пешехода, ребята хором говорят «Клянусь»).

 А теперь хором ответьте, на какой свет светофора нельзя переходить улицу?

(Ребята отвечают).

 А на какой        свет светофора можно переходить улицу?

(Ребята отвечают).

Молодцы!

А давайте поиграем.  Будьте внимательны, смотрите на сигналы светофора.

Игра «Три сигнала светофора»

На красный и желтый сигналы светофора дети стоят на месте. На зеленый сигнал -  двигаются в разных направлениях, не наталкиваясь друг на друга.

В ходе игры, если кто-то нарушает правила, инспектор свистит в   свисток. Дети объясняют ошибку.

Инспектор ГИБДД: Что за зверь такой зебра на дороге? Не всегда есть светофор, а даже если есть – он часто не работает. Тут на помощь приходит зебра.

Некоторые водители ведут себя на дороге так, как будто они автобане – мчатся с большой скоростью и не всегда останавливаются на пешеходных переходах. Считают должным остановиться только на красный сигнал светофора, да и то не все. Именно поэтому нужно быть особенно внимательным, переходя дорогу на зебре без светофора. Не стоит переходить дорогу, видя быстро приближающийся автомобиль или ещё хуже перебегать её в надежде успеть. Веселые загадки про зебру, про дорожное движение расскажут вам об основных элементах на дороге, ведь есть не только светофоры и зебры, но и шлагбаумы, лежачие полицейские и другие “участники” движения.

Какое животное помогает нам
переходить улицу? (Зебра)

Инспектор ГБДД: В местах, где наиболее интенсивное движение транспорта, за порядком на улице следит милиционер — сотрудник ГИБДД.

На перекрестке стоит милиционер-регулировщик. Он регулирует движение транспорта и пешеходов. В руке у него черно-белая палочка. Она называется жезлом. Милиционер то поднимает его вверх, то опускает вниз, то отводит в сторону, поворачиваясь к нам лицом, спиной или боком. Посмотрим, что обозначают эти движения.

Вот он поднял жезл вверх, сам повернулся к транспорту боком, затем взмахнул жезлом перед грудью. Машины поехали. Значит, если регулировщик стоит боком к транспорту или пешеходам — это соответствует зеленому сигналу светофора: можно идти, ехать.

Но вот он повернулся к транспорту спиной или грудью — проезд закрыт. Милиционер поднимает жезл вверх — «внимание». Этот жест соответствует желтому свету светофора. Таким образом, жезлом регулировщик показывает, когда начать движение транспорту и когда переходить улицу пешеходам. Он ведет важный разговор со всеми машинами и со всеми пешеходами.

И мы с вами примем участие в этом разговоре (в группе), надо только знать язык регулировщика.

Дидактическая игра «Сигналы регулировщика». Инспектор ГИБДД показывают сигналы регулировщика, а дети выполняют действия, соответствующие им.

Игра «Перекресток».

Выбирается ведущий — «Светофор» по считалке:

Стоп, машина, стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор —

 Это строгий светофор.

М. Пляцковский

Правила игры: ведущий - «Светофор» стоит в центре перекрестка. Остальные делятся на две группы: пешеходы и транспорт.

Инспектор ГИБДД: Ребята, что норового сегодня вы узнали

Дети. Мы узнали, что не только светофоры управляют движением на улицах и дорогах, но и милиционер-регулировщик. Покажите с помощью жезла сигналы «Стой», «Внимание». (Дети выполняют задание.)

Инспектор ГИБДД дарит детям игру « Правила дорожного движения»

Конспект НОД

«Знакомая и не знакомая улица»

Цель: Закрепление  и расширение преставлений детей о  правилах поведения на дороге, улице и тротуаре.

Задачи:

  • продолжать знакомить с правилами дорожного движения, закреплять умение использовать  их в различных ситуациях.
  • развивать мышление, зрительное внимание, умение ориентироваться в окружающем мире.
  • воспитывать чувство ответственности.

Материал. Иллюстрации: обочина, перекресток; недорисованные дорожные знаки.

Ход НОД

Воспитатель: В нашем городе много улиц, они тянутся в различных направлениях. У вас тоже есть своя улица — это та, на которой вы живете. Чтобы не заблудиться среди этого множества улиц, необходимо знать свой домашний адрес. Назовите его. Расскажите о своей улице. (Рассказы детей.)

Воспитатель: За городом тротуаров нет, а машин так же много. Транспорт движется по проезжей части дороги. По обе стороны проезжей части расположены обочины. По обочинам идут пешеходы. (Показывает иллюстрации.) Присмотритесь, как идут пешеходы? Пешеходы по обочинам загородной дороги идут навстречу транспорту. Догадайтесь, почему?

Дети: Можно увидеть приближающуюся машину и уступить ей дорогу — отойти в сторону.

Воспитатель: В нашем городе много улиц, которые пересекаются между собой. Место, где пересекаются улицы, называют перекрестком. Перекрестки бывают разные (показывает иллюстрации). Тут улицы пересекают одна другую. Это четырехсторонний перекресток, пересекаются улицы тоже по-разному: иногда прямо, иной раз наискосок. Это как бы две речки, но одна бежит прямо, а другая вливается в нее. Это трехсторонний перекресток. Перекресток бывает и таким: бежала одна речка, а потом разделилась на две. Это самое опасное место на перекрестке. Здесь всегда надо быть очень осторожным и внимательным.

Ты только подумай, даже к самому простому перекрестку машины подъезжают сразу с четырех сторон. Да еще не по одной, а по две, а то и по три машины сразу. Этой нужно пересечь улицу, другой — повернуть налево, а третьей — направо. Им надо проехать так, чтобы не задеть друг друга и не задерживать движения. На этот случай существуют очень сложные правила.

Игра «Перекресток».

Выбирается ведущий — «Светофор» по считалке:

Стоп, машина, стоп, мотор!

Тормози скорей, шофер!

Красный глаз глядит в упор —

 Это строгий светофор.

М. Пляцковский

Правила игры: ведущий-«Светофор» стоит в центре перекрестка. Остальные делятся на две группы: пешеходы и транспорт. «Светофор» наказывает нарушителей  Правил уличного движения. Нарушители выбывают из игры. Побеждает тот, кто не нарушит правил.

Воспитатель: Дорожное движение построено на правилах, соблюдая которые вы будете в безопасности  и сам не создадите неприятных ситуаций на дороге для окружающих.

Права и некоторые обязанности на дороге;

-нельзя выбегать на проезжую часть – она предназначена только для транспорта;

-ходить нужно по тротуарам;

-жизненно важно внимательно СМОТРЕТЬ ПО СТОРОНАМ.

Игра «Разгадайка»( отгадывание загадок про дорогу, улицу, тротуар) Близко – широка,
издалека – узка. (Дорога)

В два ряда дома стоят -
10, 20, 100 подряд.
И квадратными глазами 
Друг на друга всё глядят. (Улица)

Здесь не катится автобус.
Здесь трамваи не пройдут.
Здесь спокойно пешеходы
Вдоль по улице идут.
Для машин и для трамвая
Путь-дорога есть другая. (Тротуар)

В.Молодцы, ребята, а теперь поиграйте в П/И по вашему выбору.


Конспект НОД

«Путешествие Колобка»

Цель: Уточнение представлений о ПДД.

Задачи:

Расширять знания об улице (уметь находить сходства и различия между улицей и дорогой); о дорожных знаках (уметь находить их с помощью загадки)

Развивать память, речь, внимание, наблюдательность. Воспитывать навыки правильного поведения на   улице.

Словарная работа: пешеходы, тротуар, перекресток, «зебра», проезжая часть, светофор, переход.

Материал. Настольный театр, макеты дорожных знаков, макет перекрестка, игрушка Колобок, перфокарта, макет улицы.

                                        Ход НОД

В. Ребята, хотите послушать интересную историю, если согласны, то мы отправимся в необычное путешествие.

Дети. Да.

(Дети садятся на ковре, педагог показывает настольный театр)

Жила-была девочка Маша. Летом она гостила в деревне у бабушки с дедушкой. Маша целыми днями гуляла по лесу, слушала пение птиц и шелест трав, купалась в реке. Но больше всего ей нравилось слушать сказки, которые рассказывала вечерами бабушка. Лето подходило к концу, и за Машей приехали родители. Маше стало грустно. Заметив это, бабушка сказала: «Давай, внучка, я тебе веселую сказку расскажу, „Колобок" называется».

«Я ее знаю, она совсем не веселая, а грустная. Колобка съела лиса», — ответила Маша.

Маша уехала, а бабушка замесила тесто на сметане, скатала из него шарик и поставила в печь.

«Что за хлеб такой душистый поспевает?» — спросил дед.

«Пеку колобок для Машеньки».

«Маша-то уехала», — сказал старик, удивленно посмотрев на старуху.

«Ничего, колобок сам отыщет дорогу к Маше. А по дороге встретит добрых людей, они помогут ему. А Маше с таким верным другом некогда будет грустить».

Наконец Колобок оказался на окошке. Он остывал, а бабушка и дедушка рассказывали ему сказку о Колобке, которого лиса съела. Колобок слушал, сердился, размахивал руками и ногами:

«Если они мне встретятся, я сам их съем. Это они меня пусть боятся!»

Бабушка дала Колобку план улицы, пройдя по которой Колобок должен был найти Машу. Попрощавшись с бабушкой и дедушкой, Колобок покатился по лесной тропинке. Давайте и мы отправимся вместе с ним и поможем ему, если будет необходимо. Согласны?

Дети. Да.

В. Колобок никогда не был в городе, и когда тропинка кончилась, он оказался на ровной дороге серо-черного цвета. Что это за дорога?

Дети. Это асфальтовая дорога.

      В. На асфальте он увидел небольшие широкие белые полосы, которые располагались поперек дороги. Их было хорошо видно и водителям, и пешеходам. Что за полоски увидел Колобок?

Дети. Это переход.

В. Правильно. Переход еще называют зеброй.

Зебра в Африке живет, полосата очень, Воду пьет, траву жует, порезвиться хочет. А у нас на улице, здесь, у перекрестка, Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.

Почему переход называют зеброй? (Ответы детей.)

В. Вдруг загудели машины. Какие это машины? Давайте поможем Колобку распознать их. Садитесь за столы, возьмите перфокарту. Нужно положить красные фишки на легковые машины, а зеленые фишки — на грузовые машины. (Дети выполняют задание.)

В. Посмотрел Колобок: вроде бы машин нет, и пустился через дорогу к островку на середине дороги, где стояли люди.

На асфальте островок нарисован.

Для спасения пешеходов островочек создан.

Давайте попробуем разобраться. Улицы бывают широкие, большие, и не всегда пешеходы успевают перейти ее всю. Те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине, на «Островке безопасности». Вот к этому островочку Колобок наш и побежал. Пока путь освободился, он спокойно подождал.

На своих дорогах нанесите «Островок безопасности». Что вы нарисовали? Для чего он нужен? (Ответы детей).

В.Колобок так торопился, что про Правила забыл.

Он на красный свет помчался, побежал что было сил.

Колобок, куда бежишь? Так легко и просто

Под машину угодить.

На дорогах с давних пор есть хозяин...

Дети. Светофор.

(Дидактическая игра «Закончи предложение».)

В.Если свет зажегся красный, — Значит, двигаться...

Дети. Опасно.

В. Красный свет...

Дети. Прохода нет.

      В.Желтый свет — предупрежденье, Жди сигнала для...

Дети. Движенья.

В.Желтый глаз твердит без слов: «К переходу будь...»

Дети. Готов.

      В.Свет зеленый говорит:

«Проходите, путь...»

Дети. Открыт.

В.Увидал зеленый свет  - Проходи...

Дети. Препятствий нет.

Физкультминутка «Светофор»

Дидактическая игра «Угадай и покажи дорожный знак».

В.Свет зеленый — лучше нет. Он тебе как мама.

Взяв за руку, поведет по дороге прямо.

Покатился Колобок дальше по прямой дороге. Там он увидел какие-то знаки. Давайте поможем Колобку «прочитать улицу».

(В загадывает загадку про дорожные знаки. Дети показывают отгадки.

В. Закон улиц очень добрый, он охраняет от страшного несчастья, бережет жизнь. Но он очень суров к тем, кто его не выполняет. Колобок наконец прикатился в нужный двор. Вдруг из одного дома выбежала девочка. Это и была Маша. Вот она. Здравствуй, Маша!

А как по-другому могла закончиться эта история? Что вам понравилось на занятии? Что такое «Островок безопасности»? Для чего он нужен? Чем улица отличается от дороги? (Дети отвечают на вопросы.)

Конспект НОД

«Готовы ли мы стать пассажирами»

Цель: закрепление правил поведения в транспорте.

Задачи:  

  • ознакомить детей с обязанностями пассажиров транспорта;
  • закрепит правила поведения в общественном транспорте.

Ход НОД

Воспитатель: Для того чтобы в городе добраться до места назначения, мы можем воспользоваться чем? (Дети -  городским транспортом).

Воспитатель показывает картинки с изображением автобуса, трамвая, троллейбуса, метро.

Воспитатель: Какие виды транспорта изображены на картинках? Что вы о них знаете? Кто может рассказать?

(Ответы детей.)

Беседа по вопросам.

Воспитатель: Как найти на улице остановку городского транспорта?

Для того чтобы посадка в транспорт была безопасной для вас и других пассажиров, нужно соблюдать правила. Попробуем их определить для себя.

-Знаете ли вы, через какие двери производится посадка, через какие высадка?

-Почему посадка пожилых пассажиров и детей производится через переднюю дверь?

-В салоне любого транспорта есть разные места. Как нужно вести себя в салоне?

  • Можно ли стоять возле кабины водителя? Почему?
  • Как не проехать свою остановку?
  • Если вам нужно пройти к выходу, как это правильно сделать?
  • Как следует поступать, выйдя на остановке?

-Как должен обойти остановившийся транспорт вышедший пассажир?

(Дети отвечают).

- Вы правильно отвечали на вопросы, в результате ваших ответов мы составили правило пассажиров.

Помните, чтобы избежать опасность:

  • не начинайте посадку до полной остановки транспорта;
  • проходите в салон, не задерживайтесь в дверях;
  • будьте осторожны, когда двери закрываются;
  • если свободных мест мало, нужно уступать места тем, кто старше, больным и пожилым людям, пассажирам с маленькими детьми;
  • в салоне надо вести себя спокойно, не кричать, не мешать проходу пассажиров к дверям и в середину салона;
  • нельзя заслонять стекло кабины водителя; он должен видеть все, что делается в салоне, - ведь шофер отвечает за жизнь и безопасность всех пассажиров;
  • нельзя ставить на пол сумки и портфели там, где они могут помешать движению пассажиров;
  • внимательно слушайте объявления водителя, точно знайте свою остановку и заранее готовьтесь к выходу, чтобы не расталкивать пассажиров;
  • выходите через переднюю дверь, чтобы не столкнуться с входящими пассажирами;
  • выйдя на нужной остановке, не торопитесь перебегать через дорогу, посмотрите, не мешает ли вашему проходу другой транспорт: встречный трамвай, машина. Лучше всего подождать, пока транспорт, на котором вы приехали, отъедет, и вы сможете осмотреться.

Задания по закреплению темы.

Воспитатель: Чтобы прочными были знания, Вам, друзья, предлагаю задания.

Продолжите формулировку правил:

1) Если мне нужно перейти на другую сторону дороги, я сделаю это по ... (пешеходному переходу).

  1. Всегда буду обходить автобус и троллейбус ...(сзади), а трамвай ...(спереди).
  2. Если в салоне свободно, лучше всего занимать сидячие места по ... (ходу движения), чтобы видеть ... (дорогу перед собой).

 Итог занятия.

Воспитатель: Ребята, правила, которые мы сегодня повторили, очень важные и нужные.

Конспект НОД

«Велосипед»

Цель: Воспитание  у детей желания соблюдать правила безопасности.

Задачи:

  • Знакомить детей с историей создания велосипеда.
  • Расширить знания о средствах передвижения.
  • Уточнять правила безопасности велосипедиста.
  • Развивать слуховое внимание, восприятие.

Активизация словаря. Седок, велосипедист, руль, рама, изобретатель.

Материал. Иллюстрации из истории велосипеда, самокаты, карточки «Чего не должно быть», детская коляска, велосипед.

Ход НОД

Беседа в диалоге.

В. Отгадайте загадку.

Этот конь не ест овса, Вместо ног - два колеса, Сядь верхом и мчись на нем! Только лучше правь рулем! У загадки есть ответ: Это мой...

Дети. Велосипед.

      В. И какой же мальчишка не любит велосипед? Нет такого мальчишки. Велосипед - лучший подарок. Велосипед - мечта. Велосипед - лучшее средство передвижения.

Кстати, взрослые тоже считают его удобным видом транспорта. И древним. Это доказано историей изобретения велосипеда. Об этом я вам сегодня расскажу. История нашего велосипеда начинается с грубого древнего самоката на двух колесах {показывает иллюстрации). Он был слишком тяжел и неудобен, а совершенствовать его тогда не могли. Потом появился не самокат, а «бегунок», как его тогда называли. Сидящий верхом на «бегунке» человек попеременно отталкивался от земли ногами, как бы бежал. Руля у «бегунка» не было; чтобы повернуть, нужно было наклониться в ту или иную сторону, часто при этом человек терял равновесие и валился набок вместе со своим деревянным конем (показывает иллюстрации). Затем изобрели первый велосипедный руль. «Бегунок» стало легко поворачивать в нужную сторону. Мастера украшали эти первые велосипеды резными лошадиными головами, хвостами, приделывали кожаные седла (показывает иллюстрации). Давайте покажем, как можно было кататься на «бегунке» (показывает движения).

Потом приделали к педальному велосипеду третье колесо, чтобы было устойчивее, и стали продавать такие велосипеды для детей. Так появился хорошо знакомый вам трехколесный велосипед. Только сначала он был деревянным, железо было слишком дорогим материалом.

У железного велосипеда колеса были деревянными, только обтянуты толстым железом, шинами. Зато рама была выкована из квадратного железного бруса. При поворотах надо было заранее поднимать ногу, иначе колесо ударяло седока под колено. Чтобы меньше трясло, седло прикрепили не прямо к раме, а к изогнутой железной пластине, вроде рессоры. Велосипед получил прозвище «костотряс». Измученный тряской и непосильным трудом, велосипедист часто слезал с тяжелого «железного коня» и вел его «на поводу», чтобы хоть немного передохнуть.

И все же «костотряс» был уже не деревянной самоделкой, а машиной, которую стали изготавливать на заводах. Здесь инженеры занялись его усовершенствованием. В течение нескольких лет «костотряс» получил (показывает иллюстрации) резиновые шины, легкие колеса, легкую раму из стального прута. Новый велосипед напоминал паука на высоких и тонких ногах. И прозвали эти велосипеды «пауками». Даже самые долговязые велосипедисты перестали доставать до педалей ногами. Нелегко было взгромоздиться на эту машину, зато ехать на ней можно было очень быстро.

И вот однажды в конце XIX века в Москве были устроены необыкновенные скачки. Несколько казаков на резвых конях скакали наперегонки с велосипедистами. Сначала казаки вырвались вперед, но вскоре велосипедисты стали их настигать, все более раскручивая педали своих «пауков».

Казаки понукали своих коней гиканьем и свистом, погоняли их хлыстами и шпорами. Бока коней потемнели от пота, глаза налились кровью, пена клочьями летела с удил. Но велосипедисты не отставали, через каждые две версты казаков ждала подмена: новые всадники на своих лошадях. Скачущую лошадь не догонит бегущий бегун. А тут человек обогнал лошадь. Правда, он ехал на машине, но ведь эта машина не имела мотора, не имела никакого другого двигателя, кроме самого человека.

Получалось, что стоит человеку влезть на колесо с тонкими спицами и начать крутить его ногами - и сила его как бы увеличивалась в несколько раз. Недаром появилось название «велосипед»: по-латыни «веласе» - быстрый, а «педес» - ноги. Попробуем и мы с вами понять, почему все-таки велосипед делает человека таким быстроногим?

(Дети рассуждают.)

В. Ответ на этот вопрос будет неожиданным: потому что мы плохо бегаем. Ведь бег - это ряд прыжков, следующих один за другим. Вот мы оттолкнулись левой ногой, прыгнули, опустились на правую ногу, снова прыгнули. Каждый шаг бегуна вперед - это тоже время и прыжок вверх. Хотите в этом убедиться?

Давайте попробуем двигать детскую коляску так, как движется бегущий человек (при каждом шаге приподнимать ее, потом переносить вперед и снова ставить).

(Дети проводят опыт.)

      В. Конечно же, такой способ никуда не годится. У коляски есть колеса, и гораздо лучше ее катить. Тогда вся сила уходит на движение вперед. А современный легкий велосипед на шариковых подшипниках облегчает движение в четыре раза. Вот поэтому велосипедист и обгоняет скачущую лошадь. Ведь лошадь тоже движется прыжками. Можно считать, что эта машина уже усложнилась. Давно умерли ее изобретатели, а велосипед все живет и приносит радость сотням миллионов людей во всем мире. На велосипеде катит сельский почтальон, едут колхозники работать в поле и на ферму, родители везут малышей, посадив их в специальное креслице. А дети сами разъезжают на велосипеде: сначала на трехколесном, потом на маленьком двухколесном, потом на подростковом.

Игра «Светофор».

В этой игре могут принять участие все желающие. Ведущий (педагог) держит в руках жезл для регулирования дорожного движения. Он подходит к кому-то из участников игры и передает ему жезл. В ответ нужно назвать правило поведения велосипедиста на улице. Услышав неправильный ответ, ведущий передает жезл другому участнику игры, и тот называет правило. Поэтому все должны внимательно слушать друг друга. И конечно, на улице выполнять все правила.

Правила для велосипедистов.

Велосипедисту можно:

  1. Ездить на велосипедах только тем, кому исполнилось 14 лет.
  2. Ехать по улице только на расстоянии не более 1 метра от тротуара или обочины.
  3. Поворачивать влево (вправо) лишь на перекрестках той улицы, по которой едут машины в один ряд.
  4. Велосипед должен быть в полной исправности, иметь звонок, надежный тормоз, руль.

Велосипедисту строго воспрещается:

  1. Кататься вдвоем на одноместном велосипеде.
  2. Ездить на велосипеде, держась за руль одной рукой или вообще не держась за руль.
  3. Цепляться за борт едущего автомобиля.
  4. С большой осторожностью объезжайте стоящий у тротуара автомобиль.

Вопросы к детям:

  • Почему опасно ездить на неисправном велосипеде?
  • Почему опасно ездить на велосипеде, не держась за руль?
  • Почему нельзя прицепляться к автомобилю?

Детям, правильно назвавшим правила, вручаются «водительские удостоверения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированное занятие по образовательной области «Социально- коммуникативное развитие (безопасность) для детей 5-7 лет

Познакомит детей с новым дорожным знаком – знаком сервиса «Телефон». Развивает умение детей ориентироваться в пространстве. Развивает  словесно-логическое мышление. Воспитывает наблюдательность, ...

Презентация. ПРОЕКТ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»

ПРОЕКТ «Безопасность поведения детей в окружающей дорожной среде»...

«Конспект викторины по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (безопасное поведение)»

Конспект викторины по образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» (безопасное поведение) для детей группы общеразвивающей направленности от 3 до 4...

Проект по социально-коммуникативному развитию и формированию экологического сознания дошкольников «Мы любим окружающий мир» для детей от 5 до 6 лет.

       Цель: Формировать экологическое сознание дошкольников через развитие         трудовой деятельности....