Опыт работы "Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами пожарной безопасности".
учебно-методический материал по обж (старшая группа) на тему

Василенко Наталия Алексеевна

Главная цель моей работы - в доступной, занимательной форме формировать у детей осознанное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями для действия в экстремальных ситуациях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx27.66 КБ

Предварительный просмотр:

Опыт работы «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с основами пожарной безопасности».

Воспитатель группы «Сказка» Василенко Н.А.

Спички детям не игрушка –
Не забудьте их убрать!

Не оставьте на подушке,

Не бросайте под кровать!

Попадут ребенку в руки,

И устроит он пожар.
Вам тогда одни лишь муки,

Превратится жизнь в кошмар!

Правильное поведение в экстремальных ситуациях, например, при пожаре, является основным условием спасения. Испытывая чувство страха, человек следует не голосу разума, а инстинктам. Взрослый может впасть в панику, а первая реакция ребёнка - спрятаться от опасности, не видеть её. Дети прячутся под кровати, в шкафы и т.п. - места, откуда их трудно спасти. Поэтому важно не просто рассказать о противопожарной безопасности, но отработать до автоматизма правила поведения при пожаре. Только конкретные эмоционально окрашенные занятия и игровые упражнения способны оставить след в сознании ребёнка. Ежедневно работники МЧС России получают тревожные сводки о пожарах, наводнениях и других чрезвычайных ситуациях, жертвами которых становятся наши дети.  Печальная статистика говорит о том, что ежегодно в Российской Федерации происходит 250 тыс. пожаров, на которых погибает более 14 тыс. человек, причем 5% от общего числа – дети.

Актуальность

  • Противопожарная безопасность – одна из обязательных составляющих среды, в которой растет и воспитывается ребенок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность – поведение, снижающее риск возникновения пожаров, и навыки, необходимые для действий в экстремальных ситуациях.
  • Дошкольные учреждения, кроме всего прочего, должны вести просветительскую работу по профилактике пожаров с детьми и родителями.

Безопасность жизнедеятельности представляет серьезную проблему современности и включает в себя решение трех задач:

1 Распознание опасностей и их источников;

2 Разработка предупредительных мер;

3 Ликвидация возможных последствий.

Таким образом, формула безопасности для детей гласит:

Надо видеть, предвидеть, учесть,                                                                                                   По возможности избежать,                                                                                                             Если  нужно – на помощь позвать.

Надо изменить сознание человека, серьезней подходить к проблеме пожарной безопасности. И начинать надо с детского возраста, тем более, что он является наиболее благоприятным для формирования основ пожарной безопасности. ДОУ, педагогам и родителям надо объединить усилия для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, проводить целенаправленную работу по формированию у детей культуры пожаробезопасного поведения.

Знания эти формируются в процессе воспитания, следовательно, обучение детей обеспечению безопасности их жизнедеятельности является актуальной педагогической задачей, в решении которой должны принимать участие не только педагоги, но и родители, общественность, различные ведомственные структуры, которые ответственны за жизнь и здоровье детей.
Цель опыта:

  • обобщать представления о пожарной безопасности,
  • формировать навыки безопасного поведения в быту,
  • привлечение родителей к воспитательно-образовательному процессу.

Главная цель нашей работы -  в доступной занимательной форме формировать у детей осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности, вооружить знаниями, умениями и навыками необходимыми для действия в экстремальных ситуациях.

Задачи:                                                                                                                                  Образовательные:

  • познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
  • закрепить знания о пользе и вреде огня; о том, что огонь боится песка и воды;
  • знакомить детей с профессией пожарного, с качествами его характера.
  • учить адекватным действиям в пожароопасных ситуациях,

Развивающие:

  • развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам;
  • развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки.

Воспитательные:

  • воспитывать чувство самосохранения;
  • воспитывать осознанное отношение к пожароопасным предметам;
  • воспитывать уважение к профессии пожарного.

Ожидаемый результат.

Овладение детьми необходимыми знаниями, умениями и навыками по пожарной безопасности;

Введение в воспитательный процесс дополнительных методических мероприятий (бесед, развлечений, экспериментов, игр) по пожарной безопасности;

Повышение родительской активности в воспитательном процессе ДОУ.

Для формирования основ пожарной безопасности дошкольников в группе, создана предметная – пространственная среда, которая включает дидактические и настольно-печатные, развивающие игры. Иллюстрации с изображением пожарной техники и пожарных, картинки с изображением ситуаций, сюжетные картинки; предметные картинки опасных предметов; плакаты и рисунки по пожарной безопасности.

Рассмотрим основные методы и формы, которые мы использовали в своей работе:

Словесный:

  • познавательные беседы,
  • чтение произведений, связанных с пожарами, стихов, загадок, пословиц,

Наблюдения:

  • наблюдение и анализ проблемных ситуаций, которые могли бы привести к неприятным последствиям,

Игровой:

  • игры – беседы, дидактические игры,
  • игры – инсценировки, которые проводятся в свободной деятельности детей,
  • экспериментирование,

Практический:

  • детское творчество на противопожарную тему.

Знания детей по правилам пожарной безопасности будут эффективными лишь в том случае, если теория тесно связана с практикой. Самым действенным методом доведения до детей элементарных правил является игра, в которой они сами участвуют. Увлекаясь ею, дети усваивают основные требования правил, которые помогут избегать несчастья, учатся правильно действовать во время пожара, если рядом нет взрослых, знакомятся с предметами тушения.

Мы собрали интересные познавательные занятия с практическими играми, викторинами, эстафетами; проводим беседы: «Если возник пожар», «Пожар в лесу», «Прогулка в лес», «Ни ночью, ни днем не балуйся с огнем», «Спасатель», «Пожарный», «Не играй с огнем» и другие.

Беседы   строятся в форме рассказа о пожарах, причиной которых стала детская шалость с огнем. Каждый случай излагаем, используя законченный сюжет, совместно с детьми давали оценку и делали вывод. Старались, чтобы ребята сами становились участниками беседы (проводимого мероприятия), не только слушали, но и рассказывали о пожарах, которые они видели, а, может, и произошли или могли бы произойти по их вине. Оживлению разговора способствовали вопросы, фрагменты из детских песен и стихов, загадки, пословицы. В своей работе мы используем литературу: В.Н. Волчкова, Н.В. Степанова Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Познавательное развитие, Е.А. Алябьева Поиграем в профессии, И.А. Лыкова, В.А. Шипунова Огонь – друг, огонь – враг, В.К. Полынова Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста, Т.А. Шорыгина Безопасные сказки, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Т.Г. Гусарова, Л.С. Римашевская.   Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие».  

Активно использовали наглядные средства и пособия, необходимые для лучшего восприятия материала на пожарные темы, это: макет пожарного щита, демонстрационный материал: «Не играй с огнем», «Азбука безопасности», «Как избежать неприятностей», плакаты.

Художественное слово делает восприятие детей более эмоциональным, осмысленным. Ребятам загадывали загадки, знакомили их с пословицами, читали им стихотворения, рассказы.

Изучали с детьми произведения, связанные с пожарами: С. Маршак «Кошкин дом», «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое», Е. Новичихин «Спички»; Б. Жидков «Пожар», «Дым»; И. Турина «Сказка про пожар», Л.Толстой «Пожар», «Пожарные собаки»; К. Чуковский «Путаница»; сказки И.А. Лыковой и Т.А. Шорыгиной «Безопасные сказки». Работа с детьми проводится не от случая к случаю, а регулярно, по заранее разработанному плану.

В работе с детьми по данной теме проводим дидактические игры. Нами собраны Д/И: «Доскажи словечко», «Огонь – друг, огонь – враг», «Электроприборы», «Разложи по порядку»; «Четвертый лишний», в которой надо назвать предмет – причину пожара. Например, машина, расческа, утюг, кастрюля, и другие. П/И «Костер», «Огонь», проводили игру «Пожарные на учении», в которой надо проявить силу, ловкость, ведь пожарные – это сильные, смелые люди. Играем в настольные игры: «Какие предметы нужны пожарному», «Кем быть?», «Кто что делает?». Проводили викторины, игру – драматизацию «Пожар в лесу», используем ситуации Т.И. Бабаевой, Е.А. Алябьевой «Пожарная служба», «Путешествие по лесным тропинкам в лес», «Путешествие в необычный лес», с – р игры «Пожарная команда», «Спасатели».

В сентябре 2017года нами была проведена акция «Берегите лес!». Мы приготовили информацию для детей по теме: «Берегите лес, лес – это фабрика «кислорода», легкие планеты», рассказали детям, почему происходят лесные пожары, и как вести себя при возникновении лесного пожара. Разучили с детьми физминутки. С нашими детьми выучили стихи и призвали воспитанников нашего сада беречь природу от пожаров и соблюдать правила поведения на природе. Дети рассказали короткие рассказы о своих поделках, о том, что в лесу нельзя мусорить и бросать бутылки, окурки, оставлять костры. Подвели детей к пониманию того, что во время пожара уничтожаются не только ценнейшие лесные массивы, но и редкие популяции птиц и животных, насекомых. Лесные пожары могут вызвать возгорание зданий в населенных пунктах, деревянных мостов, линий электропередач, а также становятся причиной гибели людей.

Экспериментирование - деятельность, которая развивает мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность.                                    Экспериментирование стимулирует к поискам новых действий и способствует смелости и гибкости мышления. Проводили с детьми в группе эксперимент «Горит – не горит», как горит бумага. На примере бумаги показали, как легко и быстро разгорается огонь. От листа бумаги остается кучка черного пепла, показали, что небольшой огонь можно потушить при помощи воды или песка. Дети запомнили этот опыт и все время спрашивают, что все так горит, оставляя пепел. Все время подводим детей к пониманию того, что играть с огнем нельзя, опасно. Если случится беда, надо не боятся и громко звать на помощь, кричать, чтобы услышали. Нельзя прятаться, от огня не спастись, надо убегать, звать взрослых, вызывать пожарных.

Все материалы, пособия разработки помимо преследования основной цели – формирования целостности представления о пожарной безопасности, решают также задачи других направлений в работе с детьми: воспитание культуры поведения на улице, в доме, на природе, расширение кругозора: знакомство с предметами бытовой техники, работой предприятий, пожарных и спасателей, закладывание основ экологического воспитания.

Необходимо отметить, что обучение правилам пожарной безопасности проводятся на занятиях по разным видам деятельности (рисование, конструирование, развитие речи, театральная деятельность, музыкальные занятия, физкультурные занятия).                                       

Эту работу продолжили в продуктивной деятельности. Была проведена аппликация «Пожарная машина», рисование «Кошкин дом», выставка рисунков ребят «Береги лес от пожара!». Ребята с удовольствием рисовали зеленый лес, в котором живут птицы и животные.

Выполнили аппликацию по теме «Хвойный и лиственный лес», разукрасили эмблемы по теме: «Как вести себя в лесу» - это не только пожары, но и о том, что нельзя мусорить в лесу, ломать деревья, вырывать с корнем цветы. Из этих рисунков составили книжку – гармошку, которую рассмотрели и еще раз закрепили правила поведения в природе. Составили книжку – самоделку с правилами поведения в природе и красочными рисунками: «Советы мудрого Филина!»

Мы хотим видеть наших воспитанников любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникающие проблемы, самостоятельными личностями.

Работа с родителями:

Роль семьи в воспитании трудно переоценить. Никто не может заменить родителей в вопросе формирования у ребенка дисциплинированного поведения дома, на улице, соблюдения им правил безопасности. Родители для ребенка являются образцом поведения. Это потом, с возрастом придет способность критически оценивать поступки и их результаты. А в старшем дошкольном возрасте, родители - это только объект любви и подражания. Именно это должны помнить папы и мамы.  Работа детского учреждения по усвоению детьми правил пожаробезопасного поведения может быть эффективной только при условии его сотрудничества в этом вопросе с родителями. При организации такого сотрудничества мы стремились к тому, чтобы оно не носило назидательный характер. Понимали, если работа будет сведена к призывам соблюдать правила пожарной безопасности, выполненных в виде текстов на стендах, а также ограничена чтением докладов на традиционных собраниях с родителями, вряд ли такая работа может быть эффективной.  Мы построила свой контакт с семьями воспитанников таким образом, что родители, из пассивно принимающих информацию, становились активнодействующими. Проводили с родителями беседы на тему детской шалости с огнем, действий при возникновении пожара и опасности нахождения детей без присмотра.

Провели с родителями собрание в мае 2017г.  в виде спортивных эстафет и викторины: «Пламя, дым и запах гари? Сообщите о пожаре!». В январе 2018г. Провели собрание «Берегите лес» и викторину «В Лесу пожарам скажем нет!», блиц – опрос «Средства передвижения пожарных и предметы необходимые пожарному».

В сентябре нами была проведена акция «Берегите лес!», к которой были привлечены родители. Совместно с родителями группы оформлена выставка работ «Берегите лес!», изготовлены эмблемы «Правила поведения в лесу», книжки – малышки «Загадки о лесе и его обитателях», пополнен гербарий.  К новому году была оформлена экологическая выставка работ «Елочка – красавица».

Нами для родителей приготовлены папка – передвижка «Пожарная безопасность» и плакаты. Памятки и буклеты «Берегите лес от пожара», «Правила пожарной безопасности», «О мерах ответственности за безопасность своих детей», «О мерах пожарной безопасности в жилых домах», «Если в доме пожар», «Безопасный новый год», «Ёлочка, зажгись!».

Дошкольное учреждение, объединяя воспитанников, воспитателей и родителей, оказывает наиболее глубокое влияние на детей. Поэтому привитие детям навыков пожаробезопасносной жизнедеятельности должно стать нормой дошкольной жизни и раздел «Пожарная безопасность» должен изучаться со всей серьезностью, ведь те азы, которые впитывают дошкольники, остаются у них на всю жизнь, а это значит, мы выполняем главную задачу - охрану жизни детей.

Результативность:

Опыт работы позволил сделать вывод, что в процессе совместной деятельности педагогов, детей и родителей можно успешно решать задачи формирования у дошкольников умений и навыков самостоятельной познавательной и творческой работы, появления и повышения интереса у детей к познавательной деятельности, навыков взаимодействия со взрослыми, становления личности, способной в рамках своего возраста принимать адекватные решения. Дети приобрели умение задавать вопросы. Обогатился словарный запас различными терминами.  Работа с детьми предполагает сотрудничество, сотворчество педагога, ребенка и родителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Занятие для детей старшего дошкольного возраста по теме «Пожарная безопасность» «Тили – бом, тили – бом, будет безопасным дом!»

Цель: Закрепить  и уточнить знания детей о причинах возникновения пожара, его последствиях и правилах пожарной безопасности на примере произведения С.Я Маршака «Кошкин дом».Задачи:1....

Обобщение опыта воспитателя по теме «Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности»

Материал содержит выступление на творческой площадке по обобщению опыта воспитателя по ОБЖ...

Цикл занятий по ознакомлению детей старшего дошкольного возраста с правилами пожарной безопасности

Формирование у детей основ пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения, создание условий для усвоения и закрепления знаний детей о правилах пожарной безопасности....

Игры для детей старшего дошкольного возраста на тему пожарной безопасности.

Дидактические игры на тему пожарной безопасности помогают детям усвоить быстрее важную информацию о том, как правильно вести себя в экстренных ситуациях. ...

Программа по приобщению детей старшего дошкольного возраста к правилам пожарной безопасности «Дружина юных пожарных»

Противопожарная безопасность - одна из обязательных составляющих среды, в которой растёт и воспитывается ребёнок. Она включает в себя требования к устройству помещения и противопожарную грамотность вз...

«Знакомство детей среднего дошкольного возраста с основами пожарной безопасности»

Безопасность жизни детей и охрана их здоровья является одной из важных задач дошкольного воспитания. Надо не только оберегать детей от опасностей, а формировать представления об опасных ситуациях и пр...