«Формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников средствами ТРИЗ (круги Луллия)»
статья по обж на тему

           Применение ТРИЗтехнологий в работе по обучению детей правилам дорожного движения учит детей анализировать нестандартные ситуации на дороге, приобретать умения безопасного взаимодействия с окружающей средой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сообщение из опыта работы

«Формирование представлений о правилах дорожного движения у дошкольников средствами ТРИЗ (круги Луллия)»

Анненкова Алена Евгеньевна,

Воспитатель МБДОУ «ДСКВ № 45»

1 квалификационная категория

            Из года в год увеличивается поток автомобилей на дорогах города, что создаёт объективную реальность возникновения дорожно-транспортных происшествий. Причём несчастные случаи всё чаще происходят не на больших транспортных магистралях, а на маленьких дорогах, рядом с остановками, а иногда и во дворе дома.

            К сожалению, зачастую причиной дорожно-транспортных происшествий бывают дети. Предоставленные около дома самим себе, они мало считаются с реальными опасностями. Дети дошкольного возраста ещё не вполне осознают, что такое вообще опасность. Объясняется это тем, что они не умеют правильно определить расстояние до приближающейся машины и её скорость, у них ещё не выработалась способность предвидеть опасность. Поэтому они безмятежно выбегают на дорогу, играя в мяч, или выезжают навстречу автомобилю на детском велосипеде.

            Следовательно, дошкольников необходимо целенаправленно, на основе психолого-педагогического подхода воспитывать и обучать правилам безопасного поведения на улицах, дорогах и в транспорте.

           Педагоги нашего детского сада используют в своей работе по обучению детей правилам дорожного движения тризовские методы и приемы, где основными средствами работы с детьми являются педагогический поиск, выявление противоречий в объекте и их разрешение. Данная технология позволяет использовать нам нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека.

           Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.

           Применение ТРИЗтехнологий учит детей прогнозировать появление новых задач и быть готовыми к их решению, анализировать нестандартные ситуации на дороге, планировать результат своей деятельности и разрабатывать алгоритм его достижения, приобретать умения безопасного взаимодействия с окружающей средой.

           ТРИЗовские игры заставляют ребёнка думать, делать выводы и умозаключения. Например, давая детям задание о работе светофора, начинают с вопроса: «Что было бы, если б в городах не было светофоров?». Дети предлагают свои варианты суждений. Затем спрашиваем: «Чем же полезен светофор? Если светофор так полезен, зачем пешеходный переход? Чем светофор неудобен? Может ли он быть деревянным? Почему светофор трѐхглазый?  И др.

            Далее проводим экспериментирование или игровые упражнения, во время которых выясняем функции светофора, как средства регулирования движения пешеходов и транспорта на перекрѐстках.

            Следующий этап – это выявление противоречий в объекте, явлении. Выясняем с детьми, что в предмете (объекте) хорошо, что плохо, что вредно, что мешает, а что нужно. Проводим этот этап в виде игры «Хорошо – плохо». Например: автомобиль – это хорошо, потому, что перевозит людей и грузы; удобное средство передвижения, красивый, скоростной. Но автомобиль – это плохо, потому что он ломается, на нем опасно ездить, если не соблюдать правила дорожного движения, можно попасть в автомобильную катастрофу; он заправляется бензином, может взорваться; он загрязняет воздух и т.д. Побуждаем ребѐнка находить противоречия в том или ином объекте, явлении, учим их разрешать.

Одно из самых любимых пособий наших детей – это «Круги Луллия». Раймонд Луллий (жил в XIII—XIV вв.) создал приспособление, которое представляет собой несколько кругов разного диаметра, нанизанных на общий стержень (по типу пирамидки). Свободное вращение частей приводит к тому, что под стрелкой оказываются определѐнные сектора. Картинки на секторах могут меняться.

           Методические рекомендации по построению системы работы с кругами Луллия

·         Круги Луллия представляют дошкольникам как чудесные кольца или загадочные круги.

·         Для работы с детьми четвертого года жизни целесообразно брать только два круга разного диаметра с 4 секторами на каждом.

·         В работе с детьми пятого года жизни используют два-три круга (4-6 секторов на каждом).

·         Дети седьмого года жизни вполне справляются с заданиями, в которых используются четыре круга с 8 секторами на каждом.

·        Данную работу целесообразно проводить вне занятий в качестве игровых упражнений (индивидуально или с подгруппами детей).

·         Сами круги желательно изготовить из пластика (или толстого картона). На сектора прикрепляются картинки по теме занятия (с помощью скотча, чтобы педагог и дети могли легко поменять их).

·         Игра должна состоять из двух частей: 1) уточнение имеющихся знаний в определенных областях (реальное задание); 2) упражнения на развитие воображения (фантастическое задание).

          Можно выделить этапы участия педагога в играх с «кругами»:

  • воспитатель непосредственно участвует в игре. Предлагает ее, рассказывает правила, ее развитие, окончание, распределяет участие, помогает оформить ее словесно;
  • воспитатель косвенно воздействует на поведение и речь детей, участвуя в играх на второстепенных ролях. Дети выбирают ведущего, устанавливают очередность в игровых действиях, и оформляют результат игры в речи;
  • воспитатель осуществляет общий контроль на занятии или в свободной игровой деятельности. Дети самостоятельно планируют, развивают и завершают игру, сопровождая ее высказываниями и используя речевые умения и навыки, полученные в ходе коррекционной работы.
  • воспитатель осуществляет обучающее руководство познавательными играми и создает условие для проявления речевой активности детей, углубления и расширения их игровых интересов, для усвоения навыков произвольного поведения и воспитания правильной речи.

          Работа с данным пособием предполагает достижения следующих результатов: обучить детей безопасному поведению, привить психологическую устойчивость к опасным ситуациям, дисциплинированность, осторожность, наблюдательность – личностные качества, которые помогут им адаптироваться к дорожной среде.

Примеры игр.

«Транспорт»

1 диск – картинки с изображением транспортных средств (самосвал, грузовик, автокран, легковой автомобиль, бензовоз)

2 диск – части характерные данному транспортному средству (стрелка, кузов, дверь, кабина, цистерна)

Реальная задача – посмотри, какой объект на секторе и найди его части на втором круге.

Фантазийная задача – раскрути круги и посмотри,   какая часть объекту теперь присуща. Далее дети рассуждают о том, что получилось и что хорошего или  плохого в данном виде транспорта.

«Найди похожую картинку»

Реальная задача. Дети подбирают на втором круге соответствующие картинки (светофор,  дорога, пешеходный переход, машины).

 Фантазийная задача - дети рассуждают, что случится, если светофор окажется на машине, будет ездить по городу? Или в городе окажутся только одни пешеходные переходы. Удобно ли будет машинам двигаться, а пешеходам? И т.п.

«Грамотный пешеход»

 Игра способствует формированию у детей навыка безопасного поведения на улице, является своеобразным тренажером, на котором дети смогут отработать непредсказуемые ситуации, порой возникающие на дороге. Во время обсуждения дети формулируют и разрешают противоречия, целенаправленно ищут ресурсы для решения творческой задачи.

Организация детей на игру.

1-2-3- круги раскрути! Что получилось – объясни! Посмотри, какие объекты оказались под стрелкой, расскажи, что хорошего и плохого может случиться и как избежать опасности.

Каждый ребёнок, сделав случайный выбор стрелкой и движением кругов, размышляет, рассказывает, как связать по смыслу объекты, оказавшиеся под стрелкой, какие дорожные ситуации могут возникнуть, как правильно поступить в возникшей ситуации.

           Игры на основе «Кругов Луллия», не требуют строгого соблюдения правил, их можно придумать великое множество, заранее усвоив их основные  принципы.

           ТРИЗовская технология в системе развивающего обучения формирует у детей прочные осознанные знания ПДД, творческое мышление, чувства ответственности, контроля и самоконтроля. При обучении правилам безопасного поведения на дорогах эти качества во многом помогают вовремя и правильно ориентироваться в создавшейся транспортной ситуации.

Список литературы:

Сидорчук Т.А., Лелюх С.В. «Познаем мир и фантазируем с кругами Луллия (Технология ТРИЗ). Практическое пособие с детьми 3-7 лет» АРКТИ   2011г.

Извекова Н.А.,  Медведева Л.Ф.  «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста»  – М. «Творческий центр Сфера», 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Роль семьи в формировании представлений о правилах дорожного движения у дошкольников.

ПДД очень важная составляющая для успешной жизни ребёнка в целом. ДОУ ,конечно, даёт необходимые знания детям, но без семьи пральные представления о правилах дорожного движения никак не могут сформиро...

Статья по теме "Формирование представлений о правилах дорожного движения в семье"

Личный пример – лучший способ научить детей вести себя на улице....

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности

Формирование представлений о правилах дорожного движения у детей дошкольного возраста посредством специфических видов деятельности...

Статья по ПДД "Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста"

Дидактические игры как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста...

Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видо...

Проект на тему: «Дидактическая игра как средство формирования представлений о правилах дорожного движения у воспитанников учреждения дошкольного образования»

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения, в том числе и в дорожно-транспортной обстановке. Согласно ФГОС ДО для детей дошкольного возраста характерен ряд видо...