Инновационно-педагогический опыт работы "Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста".
методическая разработка

Чекмарева Татьяна Петровна

.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsion._opyt_chekmareva.docx41.58 КБ

Предварительный просмотр:

Представление собственного инновационного педагогического опыта

воспитателя Чекмарёвой Татьяны Петровны

по теме:

«Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значение для совершенствования учебно-воспитательного процесса.

Сегодня реальность такова, что человечество буквально захлестнула волна  социальных потрясений,   стихийных бедствий,  экологических катаклизмов,  роста преступности,  экономической нестабильности. В этих условиях особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан -маленьких детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Поэтому так важно  детям  уже в дошкольном возрасте прививать культуру безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Актуальность темы связана еще и с тем, что именно в дошкольном  возрасте, в силу таких возрастных и психофизиологических особенностей, как чрезвычайная любознательность и эмоциональность, подвижность и физическая слабость, незнание и непонимание подстерегающих человека опасностей,  неумение прогнозировать последствия своего поведения, отсутствие самостоятельного опыта, возникает множество проблем, часто приводящих к печальным последствиям.      

Работая над  данной темой, я поняла: необходимо донести до ребёнка, что себя, свое здоровье, свою жизнь надо уметь беречь и защищать.    И чем раньше у ребенка - дошкольника  начинаешь  формировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к  адекватным действиям в опасных ситуациях, тем эффективнее можно подготовить его к встрече с различными    экстремальными жизненными ситуациями и научить справляться с ними.

Для того чтобы процесс обучения был наиболее результативным стараюсь заинтересовать  дошкольников вопросами безопасности, знакомить их с правилами безопасного поведения, постепенно  вводить эти правила в активную деятельность детей, показывая разнообразие их применения в жизненных ситуациях и  упражняя в умении применять эти правила. А также создать все необходимые условия, способствующие овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения в процессе игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, трудовой, и других видов деятельности, реализуемых  в дошкольном образовательном учреждении и  привлечь родителей к формированию основ безопасного поведения.

Весь процесс обучения предусматривает тщательный подбор содержания, форм  организации, методов и средств обучения.

Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

На выбор темы опыта повлияли в первую очередь мой  страх многодетной матери за жизнь и здоровье собственных  детей и   анализ ожиданий родителей от посещения ребёнком детского сада: я пришла к выводу, что для них  на первом месте стоят вопросы безопасности своих детей. Главное жизнь и здоровье детей, а развитие тех или иных способностей отходит на второй план.  

Кроме того, изучение законодательных, нормативно- правовых актов свидетельствует о том, что обеспечение безопасности человека является важной государственной задачей. Профессиональные аспекты по вопросам безопасности жизнедеятельности определяются Конституцией, законами Российской Федерации по вопросам образования, нормативно-правовыми документами Правительства Российской Федерации, Министерства образования и науки РФ по проблемам дошкольного образования. ФГОС ДО нацеливает педагогов на формирование  у детей основ безопасности в быту, социуме, природе.

Ознакомление с методической литературой и опытом коллег, личный опыт по воспитанию собственных детей тоже привели к выводу,  что формирование основ безопасного поведения у дошкольников имеет особое значение. Дошкольный возраст - уникальный период, когда формируется  человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Чрезвычайно важно создать условия в дошкольном образовательном учреждении и семье, позволяющие ребёнку планомерно накапливать опыт безопасного поведения.

Поэтому я поставила перед собой цель познакомить воспитанников с  правилами и нормами безопасного поведения для приобретения социального опыта и сформировать  навыки адекватного поведения в опасных для жизни и здоровья ситуациях.

Для реализации поставленной цели мною были  выделены следующие задачи:

  • создавать условия по ознакомлению дошкольников с основами безопасного поведения;
  • формировать навыки безопасного поведения в различных опасных ситуациях путем участия в различных видах деятельности;
  • закреплять правила поведения в опасных ситуациях и практические навыки в условиях игрового пространства;
  • развивать у детей самостоятельность и ответственность за свои поступки;
  • повышать педагогическую компетентность родителей в вопросах безопасности детей;
  • обогащать предметно – развивающую среду в группе по ОБЖ, привлекая к  этой  работе родителей.

Ведущей идеей моего педагогического опыта работы является  разработка  НОД по основам безопасного поведения с использованием ситуативно-имитационного моделирования, позволяющего имитировать действия с потенциально опасными предметами и моделировать угрожающие ситуации с учетом активной позиции ребенка.

Новизна моего опыта заключается в создании и апробировании методики применения информационно - коммуникационных технологий  при формировании культуры безопасного поведения у дошкольников с привлечением родителей.

 В  своей работе   я руководствуюсь следующими принципами:

Принцип полноты. Содержание работы должно быть реализовано по всем разделам. Если какой-либо раздел выпадает из рассмотрения, то дети оказываются не защищенными от представленных в нем определенных источников опасности.

• Принцип системности. Работа должна проводиться системно, в течение года при гибком распределении содержания перспективного плана в течение дня. Необходимо иметь в виду, что тематический недельный план не может предвосхищать все спонтанно возникающие ситуации и возникающие вопросы.

• Принцип учета условий городской и сельской местности. Известно, что городские и сельские дошкольники имеют разный опыт взаимодействия с окружающей средой. Т.е. у каждого ребенка существует свои опыт осознания источников опасности, что определяется условиями проживания и семейным воспитанием.

• Принцип возрастной адресованности. При работе с детьми разного возраста содержание обучения выстраивается последовательно от простого к сложному.

• Принцип интеграции. Работу по воспитанию безопасного поведения ребенка-дошкольника необходимо проводить во всех видах детской деятельности, часто исподволь, естественно и органично интегрировать в целостный педагогический процесс.

• Принцип преемственности взаимодействия с ребенком в условиях дошкольного учреждения и в семье. Педагог и родитель в вопросах безопасности ребенка должны придерживаться единой концепции, действовать сообща, дополняя друг друга.

Теоретическая база опыта

         

Вопросы формирования основ безопасного поведения у детей  дошкольного возраста изложены в научных трудах многих отечественных авторов. Эта проблема отражена в методической литературе и образовательных программах для дошкольных образовательных учреждений («Детство», «Радуга», «Истоки», «Основы безопасности детей дошкольного возраста»).

В своей работе я использую программу Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, Р. В. Стёркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста" и  рабочие тетради № 1-4 тех же авторов. (Авдеева Н.Н. Безопасность / Н.Н.Авдеева, О.Л.Князева, Р.Б. Стѐркина // Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. - Спб.: «Детство- Пресс», 2009 – 144с.)

Дополнительно использую следующие материалы и пособия:

Белая К.Ю. Как обеспечить безопасность дошкольнику/ К. Ю. Белая.- М.: Детство, 2006.-210с.

Шорыгина Т.А. « Основы безопасности для детей 5 – 8 лет»// Шорыгина Т.Ц. Москва-2007-с-80.

Журналы: «Дошкольное воспитание», «Воспитатель ДОУ», «Ребёнок в детском саду»  и электронные учебные пособия.

Опираясь на изученные  теории, весь процесс  обучения дошкольников основам безопасности жизнедеятельности я нацеливаю на формирование представлений об адекватном поведении в неожиданных ситуациях и  навыков  самостоятельного принятия решений, а также – на воспитание ответственности за свои поступки. Дети тренируются самостоятельно разбираться в ситуации и реагировать на неё, опираясь на полученные ранее знания и собственный опыт. Ребёнок овладевает способностью быть предусмотрительным, оценивать и анализировать ситуацию, видеть возможные последствия тех или иных действий.

Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

В работе с детьми наряду с традиционными формами  я использую широкие возможности ситуативно-имитационного моделирования (СИМ) и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ).    

При  совместном творчестве  педагогов, воспитанников и их родителей, а также активной поддержке администрации ДОУ предметно - развивающая среда  группы оснащена  макетами  домашней обстановки, улицы, леса и др., созданы объекты, имитирующие потенциально- опасные предметы. Игровые уголки укомплектованы различными игровыми наборами инструментов и оборудования. «Уголок безопасности» содержит специально подобранные и разработанные дидактические игры и пособия, которые способствуют формированию и закреплению знаний об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях  в возможных опасных ситуациях.

Созданные условия позволяют проводить тренинги по обучению детей безопасному поведению в виде дидактических игр, а также игровых упражнений и  сюжетно-ролевых игр, в которых обыгрывается воображаемая опасная ситуация в развёрнутом виде с ролями и игровыми действиями.          

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов адекватного поведения для выхода из них, на мой взгляд, наиболее эффективный метод усвоения детьми правил безопасности. К тому же известно, что нормы и правила поведения становятся «достоянием» ребенка, если они преломляются через его самую естественную и востребованную  собственную активную деятельность  -  игру. 

Мы используем много игр.

Дидактические игры помогают дошкольникам научиться предвидеть опасные ситуации, чтобы избежать их, а в крайних случаях – быть к ним максимально готовыми. Пример: Игра «Безопасная прогулка» с использованием макета улицы. В ходе игры дети закрепляют знание правил дорожного движения, обсуждают возможные опасные ситуации и способы непопадания в них. Дидактическая игра «Найди, кто поступил правильно». Среди картинок с изображением детей в различных ситуациях играющие находят картинки, на которых изображены правильный поступок или поведение, объясняют свой выбор.

В игровых ситуациях и сюжетно-ролевых играх  дети ставятся в условия, приближённые к реальности. Мы вместе с детьми ищем выход из трудного положения, вместе обсуждаем проблему, ведём диалог, вместе познаём, делаем открытия. В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях, заканчиваем каждое занятие позитивно. В тоже время не превращаем тренинг в весёлую игру – дети должны относиться к данной деятельности серьёзно.

Примеры  сюжетно-ролевых игр и игровых ситуаций: сюжетно-ролевая игра  «Скорая помощь», подвижная игра «Пожар в доме», игровые ситуации «Лёд проломился», «На горке», «Я порезал палец», «Встреча с животными».

Конечно, смоделировать все возможные ситуации  в условиях образовательного  учреждения невозможно, и тут на помощь приходят современные компьютерные средства.

Современный ребенок  быстрее, чем взрослый, успевает освоить мобильный телефон, телевизор, компьютер, планшет. Неотъемлемую часть жизни ребенка стали занимать информационные технологии, и ребенок сознательно стремится применять их на практике. Поэтому использовать ИКТ в образовательном процессе, значит дополнительно мотивировать ребёнка на обучение.

Систематическое, но строго ограниченное по времени, использование  демонстрационных презентаций и слайд-шоу, компьютерных игр, учебных видеосюжетов, обучающих мультфильмов, как средств обучения, развивает у дошкольников воображение, абстрактное мышление, повышает интерес к изучаемому учебному материалу и к теме занятия в целом.

Используя мультимедийные презентации или слайд-шоу, помогаю детям визуально представить ту или иную чрезвычайную ситуацию, понять опасные и безопасные действия в конкретных ситуациях, сформировать умение наблюдать, сравнивать, анализировать, обобщать наглядную информацию и переносить ее в конечном итоге на реальные ситуации.  

Например, презентация «Электроприборы - помощь и опасность» помогает не только  понять детям, какую важную роль в нашей жизни играют электроприборы, но и  познакомить детей  с правилами безопасного обращения с ними и наглядно представить  себе негативные последствия их неправильного применения.

Очень часто создаю презентации совместно с детьми и родителями. Дети всегда с удовольствием приносят из дома любимые книжки (чтобы воспитатель почитал их в группе), рисунки, игрушки. Поэтому они с желанием приносят  картинки и рисунки  на заданную тему. Затем   я их сканирую и вставляю в слайд. При показе готового материала каждый ребенок узнает свою картинку или рисунок, что, конечно же, вызывает у него эмоциональный всплеск. По свидетельствам родителей, дети рисуют, подбирают, картинки, иллюстрации с особенным энтузиазмом, обращаясь к большому количеству источников. Отсюда и познавательная активность, и желаемая  результативность.

Демонстрация презентаций с помощью мультимедийного проектора и проекционного  экрана предполагает групповую форму работы с детьми и значительно снижает риск возникновения различных видов утомления.

Для создания мультимедийных презентаций, видеосюжетов, показа опасных ситуаций, картинок, показа образца действий в опасных ситуациях и т.д.  использую  программы Microsoft Word, Microsoft Power Point, Windows Media и Интернет- ресурсы.       

Вместе с родителями мы осуществляем поиск и отбор игр, в которые дети могут играть на домашних компьютерах под присмотром взрослых. Компьютерные игры позволяют развивать познавательные способности детей, помогают разрешать проблемные ситуации, учат детей преодолевать трудности.

Например, в игре «Виды транспорта» дети соединяют линиями одинаковые виды транспорта с левой и правой стороны картинки. Понимание детьми левой и правой стороны важно для обучения их правилам безопасного поведения на улицах и дорогах.

 В игре «Продолжи ряд» дети из предложенных знаков выбирают необходимые и перемещают их в соответствующий назначению ряд. Использование показа  наглядных образов в ходе игры, последующей беседы и опроса, позволяет закрепить знания детей о дорожных знаках, приобщать их к дорожной лексике и познанию основ безопасности дорожного движения. 

Практически во всех играх есть свои герои, попавшие в ту или иную опасную  ситуацию,  которым  нужно  помочь.  Смоделированная  на экране монитора   ситуация требует от дошкольника активизации имеющихся знаний и принятия правильного решения, что, несомненно, способствует развитию у него волевых качеств, таких как самостоятельность, собранность, решимость. Кроме того игра позволяет приобщить ребенка к сопереживанию и помощи героям, обогащая тем самым его отношение к окружающему миру.

Просмотр детьми  обучающих  мультфильмов из серии «Уроки тетушки Совы» – «Уроки осторожности», «Смешарики» - «Азбука безопасности», студии «Лукоморье Пикчерз» - «Азбука Безопасности» и последующий их анализ усиливают эффективность образовательной деятельности.

     

Сформировать устойчивые навыки безопасного поведения ребёнка невозможно без участия родителей. Родители мои первые помощники. Именно они призваны на  практике, в повседневной жизни закреплять полученные знания, умения и навыки у детей: умения безопасного обращения с предметами домашнего обихода  (например, настольной лампой, утюгом, ножом и т.п.),   навыки адекватного поведения в потенциально опасных ситуациях (например, переход улицы, взаимодействие с уличной собакой и т.п.).

Я стараюсь поддерживать тесный контакт  с семьями воспитанников, используя при этом и различные традиционные формы взаимодействия. Например, родительские  собрания «Безопасность ребёнка в летний период», «Обеспечение безопасности жизнедеятельности детей» и консультации «Безопасность на дорогах», «Правила безопасности у водоемов весной»;  памятки «Здоровый образ жизни дошкольника», «Правила пожарной безопасности»  и папки-передвижки «Зимние забавы», «Правила перевозки детей в автомобиле»;   выставки детских рисунков  «Спички детям не игрушки» и т.п.  Также использую в своей практике электронные письма.

Всегда напоминаю родителям о том, что незаменимым «учителем» по обучению ребёнка правилам безопасного поведения, является личный пример взрослого, неукоснительно соблюдающего эти правила.

Анализ результативности.

Применение СИМ и ИКТ в образовательном процессе повышают его эффективность, что позволяет добиться реализации поставленных  целей.

Проведённая  диагностика уровня сформированности навыков безопасного поведения у детей,  и анализ анкет родителей по удовлетворённости результатами данного педагогического опыта, говорят о том, что дети в подготовительной к школе группе могут выделять источники опасности, владеют способами обращения с потенциально опасными предметами, знают правила  поведения в потенциально  опасных ситуациях и  осознают необходимость их соблюдения. Научившись поступать определенным образом в игровых условиях, воспроизводящих контакт с потенциально опасными предметами и ситуациями, дошкольники намного увереннее стали чувствовать  себя в реальной жизни.

Родители стали более внимательно  и ответственно относиться к вопросам формирования навыков безопасного поведения у детей.

     

Трудности и проблемы при использовании данного опыта.

Используя традиционные и нетрадиционные формы работы при формировании основ безопасного поведения у детей, по моему мнению, нужно добиваться оптимального соотношения между ними.

При применении ИКТ очень важно соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила. Нередко происходит перенасыщение занятий анимациями, слайдами, картинками и т.п.

Много проблем доставляет недостаточная оснащённость ДОУ современной  технической аппаратурой. Часто применение её возможно только  при подготовке  и проведении  открытых занятий, мероприятий, развлечений и т.п.

Несмотря на то, что современный рынок предлагает широкий выбор методической литературы,  демонстрационного материала, различных дидактических и развивающих игр для дошкольников,  и т.д. приобретение их затруднительно из-за  высоких цен. Изготовление же наглядных материалов, различных учебных пособий отнимает много времени и сил.

 

 Адресные рекомендации по использованию опыта.

Данный опыт адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, родителям.

Наглядные  приложения.

Материалы  из опыта работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внедрение инновационных форм обучения ПДД и формирования культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста. май 2017

Актуальность профилактики ДТП: у детей дошкольного возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Их жажда знаний, желание постоянно о...

Педагогический опыт по теме «Ранняя профессиональная ориентация как средство формирования культуры безопасности личности детей дошкольного возраста»

Муниципаотный конкурс "Педагог года города Югорска". Педагогический опыт по теме "Ранняя проессиональная ориентация как средсво формирования культуры безопасности личности детей дошколь...

Консультация для родителей на тему: «Формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста»

Сегодня, как никогда раньше, мы испытываем огромную тревогу за наших детей. Задача взрослых состоит не только в том, чтобы самим оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к...

Картотека сюжетно-ролевых игр на формирование культуры безопасного поведения детей дошкольного возраста (первая младшая группа)

 В игре особенно полно и порой неожиданно проявляются личностные качества ребёнка. Более того игра для ребёнка – это мощная сфера так называемой «самости» – самовыр...

ЭССЕ «Мое представление о культуре безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожном движении».

ЭССЕ  «Мое представление о культуре безопасного поведения детей дошкольного возраста в дорожном движении»....