Моя профессиональная деятельность в детском саду "Снегурочка"
методическая разработка по обж

Дугарова Александра Николаевна

Педсовет «Формирование у дошкольников навыков личной безопасности»

Цель: формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов

Задачи:

  1. Активизировать деятельность педагогов в создании системы безопасной жизнедеятельности детского и взрослого коллективов ДОУ через интеграцию различных видов деятельности

 

  1. Поиск новых подходов к моделированию системы безопасности жизнедеятельности коллективов педагогов и дошкольников в ДОУ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedsovet_11.04.19_-_no2.docx36.39 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 84 «Снегурочка» присмотра и оздоровления г. Улан-Удэ»

Тематический педсовет

«Формирование у дошкольников навыков личной безопасности»

                                                                                            Подготовила;

                                                                                      старший воспитатель  

                                                                         Дугарова А.Н.

                                                                                                                   

Улан-Удэ

2019

Тематический педсовет 11.04.2019 г

Педсовет «Формирование у дошкольников навыков личной безопасности»

Цель: формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов

Задачи:

  1. Активизировать деятельность педагогов в создании системы безопасной жизнедеятельности детского и взрослого коллективов ДОУ через интеграцию различных видов деятельности

  1. Поиск новых подходов к моделированию системы безопасности жизнедеятельности коллективов педагогов и дошкольников в ДОУ.

Повестка дня:

Повестка дня:

  1. Упражнение «Поздороваемся глазами»
  2. Утверждение повестки педсовета.
  1. Анализ выполнения решения предыдущего педсовета
  1. Педагогическая игра «Страницы безопасных наук».
  2. Сообщения воспитателей

«Приобщение детей к безопасному поведению»

«Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ»

  1. Деловая игра
  2. Решение педсовета, заключительное слово по теме –

В концепции модернизации российского образования сказано: «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности, учащихся в образовательном процессе, его психологическую и физическую безопасность».

Фактором успешного функционирования детского сада является обеспечение безопасности воспитанников.

Поэтому цель нашей встречи: Формирование у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности посредством эффективных методов и приёмов.

(небольшие сообщения воспитателей)

  • «Современные подходы в работе с детьми по изучению основ безопасности и жизнедеятельности в ДОУ»
  • «Приобщение детей к безопасному поведению»

Педсовет я хочу начать с упражнения.

Упражнение «Поздороваемся глазами»

Цель: положительный настрой на работу, установление контакта между коллегами.

Старший воспитатель. Возьмитесь за руки, встаньте в круг и хором скажите: «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались!»

Уважаемые коллеги! А сейчас мы перенесёмся в страну «Безопасных наук». Для этого нам нужно вдохнуть, выдохнуть. Вот мы и в волшебной стране. Ой, посмотрите, кто-то оставил здесь волшебный мешочек. Давайте посмотрим, что там. Тут записка от Безопасика. Он предлагает нам поиграть в игру. Но сначала надо разделиться на две команды.

(Предлагаю взять из корзины круги красного и зеленого цвета.)

Для начала я вам предлагаю ответить на шуточные вопросы

Использование шуточных вопросов.

  1. Когда человек может двигаться со скоростью машины?

(когда едет в машине)

  1. Почему ездят машины? (по дороге)
  2. Автобус ехал в Москву, а ему навстречу ещё два автобуса. Сколько автобусов приехало в Москву? (один)
  3. Что общего между лейкой и пожарной машиной? (вода)
  4. Что общего между пожарной машиной и свечой? (огонь)
  5. Какую ошибку совершила бабушка Красной Шапочки?

(Открыла дверь незнакомцу).

  1. Какая сказка учит детей тому, что нельзя впускать в дом незнакомых?

(«Волк и семеро козлят»)

  1. Какое правило нарушил Кай из сказки “Снежная королева”?

(Не цепляться за транспорт).

  1. Какого правила безопасности не знала царевна из сказки А. С. Пушкина “Сказка о мёртвой царевне”? (Не брать угощение у незнакомых людей).
  2. Какое произведение учит детей слушаться старших, не уходить из дома?

(«Гуси – лебеди»)

В чём польза этих, простых на первый взгляд, вопросов в работе с детьми?

(Весёлые вопросы помогут сделать праздник более интересным. Это большое поле деятельности для фантазии. Шутка неизбежно связана с весельем и смехом, а также с положительными эмоциями. Важно только правильно подобрать вопросы.)

Игра, которую нам предлагает Безопасик называется «Глазомер».

(В игровом поле устанавливаю дорожные знаки на различном расстоянии

от команд.)

По обочине стоят дорожные знаки. 2 человека от каждой команды по очереди подходят к разделительной полосе, определяют, как называется знак. Затем идут до этого знака выбирают на столике конверт, возвращаются к команде. Команды читают вопрос, отвечают на него и обосновывают свой ответ.

  1. 2 члена команды шагают к 1 знаку.

1 команде: Что такое опасность? Определите признаки, которые определяют опасность. Назовите ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

Опасность – центральное понятие безопасности жизнедеятельности, она носит скрытый характер.

Признаками, которые определяют опасность,

  • Угроза для жизни;
  • Возможность нанесения ущерба здоровью;
  • Нарушение условий нормального функционирования органов и систем человека.

Ряд опасностей, связанных с местом пребывания человека:

  • Опасности дома;
  • Опасности на дороге и улице;
  • Опасности на природе;
  • Опасности в общении с незнакомыми людьми

2 команде: Что такое безопасность? С какого возраста необходимо проводить работу по безопасности жизнедеятельности детей?

Безопасность жизнедеятельности (БЖД) — наука о комфортном и травм безопасном взаимодействии человека со средой обитания. Актуальностью данной области служит улучшение формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности, предпосылок экологического сознания и как следствие этого снижение травм детей, своевременное всестороннее развитие каждого ребёнка, его эмоциональное благополучие. Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

В детском саду уделяется большое внимание формированию основ безопасности жизни так, как уже давно известно, именно в дошкольном возрасте основы безопасности собственной жизнедеятельности усваиваются быстрее и лучше, в школьном, а особенно в старшем школьном возрасте знания усваиваются значительно хуже.

  1. 2 члена команды подходят к 2 знаку

1 команде: Что включает в себя цикл безопасности и жизнедеятельности детей?

  • Ребёнок и другие люди;
  • Ребёнок и природа;
  • Ребёнок дома;
  • Здоровье ребёнка;
  • Эмоциональное благополучие ребёнка;
  • Ребёнок на улице.

  1. команде. Назовите безопасные условия пребывания детей в детском саду.
  • Безопасная среда (закреплённые шкафы, стеллажи; отсутствие ядовитых и колючих растений; безопасное расположение растений в группе; оборудование помещений, где находятся дети, соблюдая меры противопожарной безопасности);
  • Правильное хранение различных материалов, медикаментов (ножницы, иголки находятся в недоступном для детей месте, соответствуют требованиям; лекарства находятся только в аптечке, аптечка в недоступном для детей месте; моющие средства находятся так же в недоступном для детей месте);
  • Мебель, подобранная по росту детей; маркировка мебели;
  • Маркировка постельного белья и полотенец;
  • Правильное освещение

(Старший воспитатель перед ответом на вопрос 2 команды:

Безопасность - это не только обучение детей основам здорового образа жизни, не только осторожное и правильное поведение детей в тех или иных ситуациях. А так же и безопасность образовательного процесса, а именно:)

2 члена команды подходят к следующему знаку

Какой знак может быть обозначен такими словами.

 1 команда:                                                                                              

  1. «Ура! Уроки отменили!» (Осторожно, дети!)
  2. «Шарики без роликов» (Светофорное регулирование)
  3. «Игра на рояле» (пешеходный переход)

2 команда        

  1. «Клад кота Леопольда” (дорожные работы)
  2. «Спи, моя радость, усни» (подача звукового сигнала запрещена)
  3. «Ветры и версты, убегающие вдаль» (пересечение с велосипедной дорожкой)

2 члена команды подходят к следующему знаку

  1. команда «Педагогические ситуации» №1
  1. Ситуация: Мужчина предлагает ребенку прокатиться на машине. Берет его за руку и тянет в машину. Как должен повести себя ребенок?

Ответ:

 - Я буду кричать и звать на помощь;

- Поеду с незнакомцем;

- Позвоню по телефону.

«Педагогические ситуации» № 2

  1. Ситуация: Ребенок потерялся. Что он будет делать?

Возможные ответы:

  • Везде бегать и искать маму.
  • Стоять на месте, где потерялся.
  • Обратиться к полицейскому за помощью, если уж очень долго стоишь.
  • Пойти с незнакомой тетей, которая скажет, что только что видела твою маму, а мама плачет, ищет тебя.
  • Пойти с чужим мужчиной, который скажет, что живет рядом с домом, в котором ты живешь, что он тебя проводит.
  • Попросить прохожего отвести тебя в ближайшее отделение полиции.
  • Обратиться к продавцу в магазине за помощью.
  • Попросить прохожего позвонить в полицию и сообщить, что ты потерялся и находишься в таком-то месте.

2 команда «Педагогические ситуации» №1

  1. Ситуация: Назовите правила поведения при пожаре в квартире.

Ответ: Не открывать окна, не тушить водой загоревшиеся электроприборы, дышать через мокрую ткань, к выходу двигаться, пригнувшись, покиньте помещение, закройте за собой дверь, вызовите пожарную охрану по телефону: 112, 02, сообщите о пожаре соседям.

2 команда «Педагогические ситуации» №2

  1. Ситуация: Назовите правила поведения при контакте с домашней и бродячей собакой.

Ответ: Не гладьте незнакомых животных; не трогайте собаку, когда она ест или кого-то охраняет, особенно своих детенышей; не толкайте и не нападайте в шутку на хозяина собаки; никогда пристально не смотрите собаке в глаза; не убегайте от собаки, не поворачивайтесь к ней спиной; чтобы отогнать бродячую собаку, бывает достаточно поднять с земли камень или палку, а вот с домашними животными, часто хорошо дрессированными, лучше не размахивать руками, а громко и четко отдать команду: «Фу!» или «Нельзя!».

Старший воспитатель. Задача взрослых (нас, педагогов, и конечно же родителей) состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой и опасными жизненными ситуациями.

Старший воспитатель. Таким образом, формула безопасности гласит: предвидеть опасность; при возможности избегать; при необходимости действовать. Для детей эту формулу можно зарифмовать в стихах:

  • Безопасности формула есть:
    Надо видеть, предвидеть, учесть.
    По возможности – все избежать,
    А где надо – на помощь позвать.

В течении всего учебного года мы обсуждаем такие вопросы: как уберечь ребёнка от опасностей в этом сложном мире? Как избежать тяжёлых последствий?

Поэтому я хотела бы назвать, напомнить о некоторых принципах, формах работы с детьми, которые вам всем знакомы и которым мы следуем в работе с детьми

принципы работы с детьми по данному направлению. К ним относятся:

  • не заучивать с детьми правила дорожного движения, а обучать их правилам безопасного поведения на улицах;
  • чаще использовать наблюдения в реальной обстановке;
  • применять разные формы работы (викторины, конкурсы, использовать кружковую и театральную деятельность применение методов проекта, моделирования;
  • работа должна проводиться во взаимодействии с семьями, так как именно родители являются авторитетом для ребёнка.

Вот такие формы работы вы можете применять в работе с детьми.

  • Родительские собрания, консультации, семинары, открытые просмотры, вечера - развлечений и выставки художественно - продуктивной деятельности детей и взрослых, анкетирование, занятия, сюжетно-ролевые игры, проектная деятельность, моделирование.
  • Стенд, памятки, буклеты, видеоматериалы

Итак, можно сделать выводы, что для проведения занятий по «Основам безопасносной жизнедеятельности дошкольников», можно использовать разнообразные методические приемы:

  • беседы, эксперименты, тренинги, наглядность, сюжеты из жизни, художественные произведения, игры, рисование на различные темы.
  • игровые тренинги, в которых разыгрываются жизненные ситуации и подкрепляются сказочными сюжетами, обучение детей приёмам защитного поведения (крик, призыв о помощи), использование художественной литературы, где иллюстрируются потенциально опасные ситуации; применение видеоматериалов, экскурсии, беседы, игры на макете, игровые ситуации, загадки, пословицы, поговорки.
  • метод на развитие первичных умений давать определения понятием (что такое опасность, дорога, жезл и т.д.)

каждому нужно знать правила поведения в экстремальных ситуациях и научиться самостоятельно, принимать решения и тогда не случиться беды, но нужно помнить, что главное – это личный пример родителей, воспитателей и просто взрослых людей.

раздаёт памятки воспитателям (приложение № 1)

Старший воспитатель. Подводя итог, мы ясно осознаем, как важно понимать значимость «Безопасности» в жизни каждого человека. И чем раньше мы начнем прививать навыки безопасного поведения нашим детям, тем более уверенно будем смотреть в будущее.

Только глядя на мир детскими глазами, понимая окружающее через их внутреннее мироощущения, мы сможем научить ребенка правильно вести себя на проезжей части, с незнакомцами и избегать ситуаций, опасных для его жизни и здоровья.

Хотелось бы закончить наш педсовет поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по безопасности жизнедеятельности и будем соблюдать их!

Решение:

  1. Признать работу по формированию у детей сознательного отношения к собственному здоровью и навыков личной безопасности, удовлетворительной.

  1. В учебно-воспитательной работе по ОБЖ учитывать следующие принципы:
  • принцип развивающего образования, целью которого является развитие каждого ребёнка;
  • принцип использования элементов исследовательского обучения:

выявление проблем, выдвижение гипотез, использование наблюдений, умение делать выводы.

Сроки: постоянно

Ответственные: старший воспитатель, воспитатели групп

  1. Активизировать работу по выявлению и распространению инновационного опыта работников через открытые занятия, гостевой обмен опыта.

Сроки: постоянно

Ответственные: старший воспитатель

  1. С целью обеспечения безопасности воспитанников и предупреждения травматизма на занятиях, в свободной деятельности всем педагогам строго выполнять инструкции
  • по охране жизни и здоровья воспитанников на прогулочных площадках, во время целевых прогулок и экскурсий, труда на огороде, в цветнике.
  • охране труда при проведении массовых мероприятий.
  • по сохранению по технике безопасности при организации трудовой деятельности в детском саду.

Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели групп, специалисты

  1. Всем педагогам ежедневно проводить минутки безопасности, практические занятия.

Сроки: постоянно

Ответственные: воспитатели групп, специалисты

Рефлексия.

Старший воспитатель. Уважаемые коллеги! У меня в корзинке лежат круги красного и зеленого цветов. Вы должны выбрать соответствующий цвет: зеленый - если вам интересно было и понятно на педагогическом совете; красный – если вам не интересно было и не понятно. Выбрав свой круг, вы сразу попадаете в детский сад. Спасибо за внимание!

Спасибо за плодотворную работу. Мы надеемся, что Вы что-нибудь новое узнали, что не зря мы все здесь сегодня собрались.

Приложение 1

Процесс формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирование предпосылок экологического сознания идёт с учётом принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными особенностями и особенностями воспитанников.

Планирование основывается на комплексно-тематическом принципе, в соответствии с которым реализация содержания образовательной области осуществляется в соответствии с определённой темой.

Дошкольник, освоивший образовательную область «Безопасность» и «Здоровье», может:

Федеральный компонент. Выполнять элементарные правила поведения в детском саду:

  • в играх с песком, в подвижных играх, при пользовании спортивного инвентаря;
  • уметь правильно пользоваться ножницами; знать правила безопасного передвижения в помещении;
  • знать правила культуры поведения на улице и в транспорте и выполнять их.
  • Иметь сформированные представления о правилах дорожного движения, о работе светофора, об элементах дороги;
  • различать специальные виды транспорта, их назначение; пешеходные знаки.
  • Иметь представления о способах взаимодействия с растениями и животными.
  • Экономить воду.

Национально-региональный компонент образовательной области направлен на ознакомление дошкольников с ядовитыми растениями нашего края, умение отличать их от других растений по внешнему виду, учитывать погодные условия северного климата при выходе на прогулку.  Обучение детей правилам безопасного поведения на улицах города в связи с особыми погодными условиями. поведения на улицах города, загруженного транспортом.

Локальный компонент ДОУ. Включение детей в систему социальных отношений через игровую деятельность детей; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми; накопление эмоционально - чувственного опыта.





Приложение 2.

Азбука для воспитателей»

(как воспитывать безопасное поведение у дошкольников)

Абсолютно рано ожидать от дошкольников, чтобы они сами находили безопасное решение в той или иной ситуации. Это решение им нужно подсказать.

Безопасность жизнедеятельности дошкольников, её обеспечение должно осуществляться в двух направлениях: устранение травмоопасных ситуаций и воспитание безопасного поведения.

Всем известны сказки (большинство), содержащие примеры нарушения героями правил безопасного поведения. Используйте эту возможность, чтобы закрепить представления детей, побеседуйте, проиграйте ситуации с ними. Можно «переиначить» сказку так, чтобы герои воспользовались правилами безопасности.

Говорить и играть на темы безопасности с дошкольниками можно не более 20-25 минут (врач Л. Григорович).

Дидактические игры и пособия (специально подобранные) помогут детям закрепить полученные знания об источниках опасности, мерах предосторожности и действиях в возможных опасных ситуациях.

Ежедневные «минутки безопасности», включаемые в различные занятия и другие режимные процессы, помогают закреплять знания и умения личной безопасности у дошкольников.

Желательно использовать метод наглядного обучения, который эффективен для закрепления у детей представлений о правилах безопасности и последствиях их нарушения.

Закрепляйте с детьми знание ими домашнего адреса, телефона, фамилии, имени и отчества родителей.

Используйте примеры из личного опыта для иллюстрирования способов безопасного поведения.

Каламбуры, песни, стихи помогут научить детей разнообразным сведениям о безопасности.

Лучший урок безопасного поведения – это пример окружающих ребёнка взрослых.

Моделирование возможных опасных ситуаций на макете и в игровом уголке, а также имитация образцов поведения – необходимый метод освоения детьми правил безопасности.

На физкультурных занятиях учите детей правильно падать во избежание тяжёлых травм.

Обучайте детей правильному обращению с бытовыми предметами в процессе освоения ими трудовой деятельности, обращайте особое внимание на меры предосторожности.

Поддерживайте в детях заинтересованность в процессе обучения, совмещая его с шутками и забавами.

Регулирование поведения дошкольников путём прямых запретов должно быть минимальным.

Сотрудничество с родителями воспитанников, помощь семье в воспитании безопасного поведения ребёнка должны проходить через активные формы взаимодействия: тренинги, семинары, «круглые столы», консультации специалистов и индивидуально.

Тренинги (игровые) с телефоном в ДОУ и дома необходимы для усвоения номеров телефонов служб помощи и правил поведения в конкретных опасных ситуациях.

Учите детей убирать за собой свое рабочее место, игрушки. Порядок в доме и группе – не только для чистоты, но и для безопасности.

Физическая подготовка – один из факторов, влияющих на поведение человека в опасной ситуации. Поэтому одна из задач обучения безопасному поведению дошкольников – развивать у них силу, ловкость, выносливость.

Хранение предметов бытовой химии, лекарств, спиртных напитков в недоступных для детей местах – особое содержание работы педагогов с родителями.

Целесообразно обогащение предметно – игровой среды группы объектами, имитирующими потенциально опасные предметы, а также использование макета домашней обстановки (улицы, двора, леса и т. п.) для закрепления правил безопасности дошкольниками.

«Что если…?» Вопросы такого типа позволяют, во-первых, выявить, как ребёнок, скорее всего, поступит в той или иной ситуации, во-вторых, обсудить ситуацию и скорректировать поведение детей.

Широко используйте произведения детской художественной литературы, в том числе и специальные, для иллюстрирования детям правила безопасности и последствий шалостей.

Щедрость (помощь) родителей – специалистов (врач, военный, пожарный, спасатель, милиционер, медсестра и т. д.) - используйте для ознакомления дошкольников не только с профессиями, но и с правилами безопасности, службами помощи. Приглашайте их на встречи с детьми, помогая к ним подготовиться.

Эффективен способ показа детям последствий неправильного поведения или обращения, с каким – либо предметом (животным, веществом и т. п.) с помощью иллюстраций, телевизионных передач (только детских) и учебных фильмов из городской фильмотеки.

«Юные медработники». Это направление в обучении элементарным приёмам оказания первой помощи доступно детям уже среднего дошкольного возраста (промыть, сказать взрослым, приложить холод и т. д.). Желательно такие занятия проводить совместно с медицинской сестрой.

Ясно, что для дошкольников нужно много раз повторять устную информацию и также многократно проводить с ними практические занятия по безопасности. Используйте для этого различные методы и приёмы, указанные выше.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада

Профессия воспитателя ДОУ постепенно переходит в разряд специальностей, характеризующихся высочайшим уровнем мобильности. Она становится все более сложной, что связано с появлением новых профессиональ...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

Самоанализ и самооценка профессиональной деятельности воспитателя МБДОУ «Детский сад №10» г. Алейска на основе профессионального стандарта «Педагог» Александровой Марины Михайлов

На основании какой примерной программы в Вашей ДОО разработана и реализуется образовательная программа (отметить нужное)...

ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАН ПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО УРОВНЯ Тема: "Театрализованная деятельность в детском саду" План профессионального развития (самообразования) педагога на межаттестационный период.

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 181 комбинированного вида»Советского района г. Казани    ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ПЛАНПОВЫШЕНИЯ ПРОФЕ...

ИКТ в профессиональной деятельности воспитателя детского сада

Образовательная деятельность с детьми с применением ИКТ...

Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада

Оценка профессиональной деятельности педагога детского сада...

План профильных мероприятий реализации одной из задач профессиональной деятельности педагога-психолога по одному из объектов профессиональной деятельности «ребенок и детский коллектив», «семья».

Психологическая служба образования – интегральное явление, которое представляет собой единство четырех составляющих, или аспектов, научного, прикладного, практического и организационного. Каждый...