Лэпбук «Правила дорожного движения»
учебно-методическое пособие по обж (средняя, старшая, подготовительная группа)

Михеева Наталья Владимировна

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lepbuk.docx26.96 КБ

Предварительный просмотр:

Лэпбук «Правила дорожного движения»

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Я начала изучать и использовать в своей работе совершенно новое, интересное незаменимое методическое пособие – лэпбук. Его можно использовать как в детском саду, так и дома. Лэпбук интересен и полезен тем, что его делают совместно взрослый и дети.

Лэпбук (lapbook) –в дословном переводе с английского значит «наколенная книга»(lap –колени, book- книга). Это такая небольшая самодельная папка, которую ребёнок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть всё её содержимое. Но, несмотря на кажущую простоту, в ней содержатся все необходимые материалы по теме.

Лэпбук – сравнительно новое средство обучения. Впервые создавать лэпбуки начали американцы. Лэпбук - это книжка-раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему. Это отличный способ закрепить определенную тему со школьниками и малышами, осмыслить содержание книги, провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации.

Лэпбук обычно выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков и прочих забавных деталей. Они, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой папке. А сдругой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Значение и применение лэпбука в детском саду.

Лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме и лучше понять и запомнить материал (особенно если ребенок визуал). Взрослым визуалам такая форма обучения тоже понравится. Это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая сделанную своими же руками книжку.

Лэпбук хорошо подойдет для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому (для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, например, а старшим детям – задания, подразумевающие умение писать и т. д.) и сделать такую коллективную книжку. Создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или закрепления и повторения материалов тематической недели.

Актуальность.

Актуальность данного пособия обусловлена статистикой свидетельствующей о росте детского дорожно-транспортного травматизма.

Важно не только оберегать ребенка от опасности, но и готовить его к встрече с возможными трудностями, формировать представление о наиболее опасных ситуациях, о необходимости соблюдения мер предосторожности, а так же прививать навыки безопасного поведения на улице и не только на улице.

Необходимо отметить, что в ДТП погибают дети дошкольного возраста в силу психофизиологических особенностей и негативного примера взрослых.

Аннотация.

Дидактическое пособие  лэпбук  «Правила дорожного движения»  представляет собой картонную папку формата А4. На страницах папки имеются различные кармашки, карточки, контейнеры, в которых собрана информация по теме.

Пояснительная записка.

Дидактическое пособие  лэпбук  «Правила дорожного движения» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если содержание лэпбука пополнять и усложнять. В старшем дошкольном возрасте дети уже могут вместе с взрослыми участвовать в сборе материала: анализировать, сортировать информацию.

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, технологии проектной деятельности, игровых технологий.

Цель:

-Формировать систему знаний, умений и навыков детей по правилам дорожного движения.

-Повторить и закрепить знания о светофорах и сигналах; довести до детей важность сигналов светофора.

-Познакомить с правилами перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу.

-Знать и уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, знаки сервиса.

-Развивать наблюдательность, самостоятельность мышления, внимательность на дорогах.

Задачи:

Образовательные:

- Познакомить детей с правилами дорожного движения, строением улицы и дорожными знаками, предназначенными для водителей и пешеходов;

- Научить детей предвидеть опасное событие, уметь по возможности его избегать, а при необходимости действовать;

Развивающие:

- Развивать осторожность, внимательность, самостоятельность, ответственность и осмотрительность на дороге;

- Стимулировать познавательную активность, способствовать развитию коммуникативных навыков;

Речевые:

- Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей.

- Развивать связную речь;

Воспитательные:

- Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения;

- Воспитывать чувство ответственности.

В лэпбуке собраны материалы о ПДД для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста.

В него входит 14 развивающих заданий:

1. «Островок безопасности» (советы, как перейти дорогу).

2. Дидактическая игра «Составь рассказ по картинке».

3. «Правила сигналов светофора».

4. «Стихи о ПДД».

5. «Загадки о транспорте и ПДД».

6. Дидактическая игра  «Дорожные знаки».

7. Дидактическая игра  «Сложи картинку».

8. Дидактическая игра  «Летит, плывёт, едет».

9. Дидактическая игра  «Отремонтируй светофор».

10. Дидактическая игра  «Расставь знаки на дороге».

11. «Железнодорожные знаки».

12. «Советы светофора».

13. «Подвижные игры по ПДД».

14. Дидактическая игра  «Рассуждаем, обучаем».

1. «Островок безопасности» (советы, как перейти дорогу).

Данный раздел находится на титульной стороне и состоит из советов и правил перехода через дорогу по пешеходному переходу.

Цель: изучение правил перехода проезжей части.

2. Дидактическая игра  «Составь рассказ по картинке».

Игра расположена в кармашке в виде клумбы. Здесь собраны сюжетные картинки с изображением различных дорожных ситуаций.

Цель: изучение правил поведения пешеходов в типичных дорожных ситуациях.

3. «Правила сигналов светофора».

Правила расположены в квадратном кармашке.

Цель: выучить с детьми правила сигналов светофора в стихотворной форме.

4. «Стихи о ПДД».

Стихи собраны в брошюру в виде многоэтажного дома.

Цель: разучивание стихов о ПДД, профессиях полицейского, регулировщика, транспорте, привитие навыков безопасного поведения на дорогах.

5. «Загадки о транспорте и ПДД».

Лист, сложенный гармошкой, находится внутри контейнера с крышкой зеленого цвета.

Цель: развивать умственные способности и зрительное восприятие; учить соотносить речевую форму описания дорожных знаков с их графическим изображением; воспитывать самостоятельность, быстроту реакции, смекалку.

6. Дидактическая игра  «Угадай, какой знак?»

Игра находится в контейнере с крышкой желтого цвета, в котором лежат карточки с изображением дорожных знаков и стихами о каждом знаке с обратной стороны.

Варианты игры с дорожными знаками:

Дидактическая игра «Угадай, какой знак?»

Цель:

1. Закрепить названия и назначение дорожных знаков.

2. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов.

3. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожныхзнаках в повседневной жизни.

Ход игры:

Первый вариант.

Ведущий показывает знак, ребенок называет знак и объясняет его назначение. За правильный ответ дается фант.

Второй вариант.

Ведущий называет знак. Ребенок рассказывает, что он обозначает.

Третий вариант.

Ведущий читает стихотворение про знак, отгадавший показывает ответ карточкой с изображением знака.

Дидактическая игра «Кто быстрее найдет свои знаки»

Цель: Развитие памяти, объяснительной речи.

Задание: Нужно разделить знаки по принадлежности на 4 группы:

1-предупреждающие знаки

2-предписывающие знаки

3- запрещающие знаки

4- знаки сервиса        

Ход игры:

Дети выбирают знаки своей группы и рассказывают, какие знаки они выбрали.

1-наши знаки запрещающие«Стоянка запрещена»«Движение пешеходов запрещено»«Движение на велосипедах запрещено».

2—наши знаки предупреждающие«Скользкая дорога»«Крутой поворот»«Дорожные работы».

3—наши знаки предписывающие«Пешеходный переход»«Место остановки автобуса»«Жилая зона».

4—наши знаки сервиса«Больница»«Телефон»«Заправочная станция».

7. Дидактическая игра  «Сложи картинку».

Игра находится в контейнере с крышкой красного цвета, в котором лежат части разрезанной картинки.

Цель: Развитие сообразительности, зрительного внимания, Расширение словаря, развитие грамматически правильной связной речи.

8. Дидактическая игра  «Летит, плывёт, едет».

Игра находится в кармашке в виде вокзала.

Цель: систематизировать знания детей о различных видах транспорта (воздушном, водном, наземном, его назначении, профессиях. Расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.

Ход игры: ведущий направляет стрелку на транспортное средство, ребенок должен рассказать о нем: название, вид, для чего используется, кто им управляет.

9. Дидактическая игра  «Отремонтируй светофор».

Для игры используется макет светофора, состоящий из контейнеров с крышками трех цветов.

Цель: закреплять знания детей о сигналах светофора, их расположении.

Ход игры: воспитатель объясняет детям, что светофор сломался, необходимо отремонтировать светофор (правильно собрать по цветам). Дети надевают крышки в определенном порядке.

10. Дидактическая игра  «Расставь знаки на дороге».

Для игры используются знаки из контейнера с зеленой крышкой. Задача: расположить знаки правильно на определенных участках дороги.

Цель: закреплять знание дорожных знаков, их назначение. Уметь определять, какие знаки предназначены для водителей, а какие для пешеходов. Воспитывать внимание, навыки осознанного использования знаний о дорожных знаках в повседневной жизни.

11. «Железнодорожные знаки».

Расположены на вкладке в виде поезда.

Цель: помочь детям запомнить железнодорожные знаки, их расположение возле железной дороги.

12. «Советы светофора».

Кармашек расположен на обратной стороне лэпбука и включает в себя правила и советы как вести себя на улице, во дворе, на дороге.

13. «Подвижные игры по ПДД».

Данный кармашек также расположен на обратной стороне лэпбука. В нем лежат карточки с подвижными играми и физминутками для определенной возрастной группы.

Цель: активно изменить деятельность детей и взрослых, и этим ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить ребенка и себя на продолжение занятий.

14. Дидактическая игра  «Рассуждаем, обучаем».

Игра расположена в большом кармашке на обратной стороне лэпбука. Здесь собраны сюжетные картинки с различными заданиями и вопросами, например как, правильно ли расположены пассажиры в легковом автомобиле? Кто из детей правильно переходит улицу? Какая машина едет направо? Налево? Прямо?. и т. д.

Цель: создать условия для активизации мыслительной и познавательной деятельности детей в процессе изучения материала по теме «ПДД» через решение проблемных ситуаций.

Рекомендации по использованию.

Дидактическое пособие (лэпбук) «Правила дорожного движения» рекомендуется использовать воспитателям дошкольного учреждения в индивидуально-коррекционной работе с детьми, детьми в самостоятельной и игровой деятельности.

Благодаря этой форме работы дети многое узнали о ПДД. Знают и с удовольствием читают наизусть стихи о дорожных знаках, транспорте, придумывают загадки о ПДД, изучают правила дорожного движения. Работа с лэпбуком позволила разнообразить работу и повысила познавательный интерес у детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематическая папка — лэпбук «Правила дорожного движения»

Папка с развивающими задания по ПДД. Все карточки  можно распечатать, разрезать и собрать лепбук....

Тематическая папка-лэпбук "Правила дорожного движения"

Данное пособие является средством развивающего обучения, предполагает использование современных технологий: технологии организации коллективной творческой деятельности, коммуникативных технологий, тех...

Лэпбук "Правила дорожного движения"

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. Мы начали изучать и использовать в своей работе совершенно новое, и...

Лэпбук "Правила дорожного движения"

Проект  дидактического пособия  ЛЭПБУК  «ПРАВИЛА ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ» (в рамках реализации программы «От рождения до школы» Н.Е. Веракса, Т.С.Комарова, М.А.Василь...

Лэпбук "Правила дорожного движения"

Лэпбук "Правила дорожного движения". Методическое пособие по ОБЖ....

Дидактическое пособие для детей среднего и старшего дошкольного возраста Лэпбук «Правила дорожного движения»

Наше пособие лэпбук « Правила дорожного движения» мы изготовили для изучения с детьми правил дорожного движения.  Благодаря содержанию лэпбука дети познакомятся с  дорожными знак...

Лэпбук- правила дорожного движения.

как научить ребёнка правилам дорожного движения?как его заинтересовать?в этом поможет лэпбук![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"14186902","attributes":{"alt":"","class":"media-image","...