«Развитие у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и в транспорте»
статья по обж

Орехова Наталья Александровна

Выступление на августовской конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_raz.docx63.36 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение детский сад №2 «Ласточка» общеразвивающего вида городского

 поселения – г. Семилуки Воронежской област

«Развитие у детей дошкольного возраста навыков  безопасного поведения на дорогах и в транспорте»

Выполнила воспитатель

Орехова Н.А.

2016 г.

Слайд 2

Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожно-транспортного травматизма.

Слайд 3

Актуальность.

 Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке.

С каждым годом интенсивность движения транспорта на дорогах города возрастает, а вместе с этим увеличивается и количество дорожно-транспортных происшествий. Особую тревогу вызывает рост числа пострадавших детей. Поэтому важную роль в предупреждении травматизма на дорогах играет ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения.

Дети часто становятся причиной дорожно-транспортных происшествий: выбегают на проезжую часть, выезжают на самокате или велосипеде на дорогу, вырываются из рук родителей при переходе улицы и пытаются перебежать ее. Иногда взрослые не держат ребенка за руку, и тот переходит перекресток самостоятельно.

Слайд 4

Основными причинами детского дорожно-транспортного травматизма являются:

  • незнание и нарушение правил движения,
  • неправильное поведение на улице
  • детская безнадзорность.

Дети, предоставленные сами себе, не обращают должного внимания на опасности на дороге. Они еще не умеют в полной мере управлять своим поведением, не в состоянии правильно определить расстояние до приближающейся машины и ее скорость, переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. Избежать опасности можно, лишь обучая детей Правилам дорожного движения с дошкольного возраста.

Я думаю, что сегодня уже никого не надо убеждать в том, что чем раньше мы познакомим ребенка с правилами дорожного движения, научим его навыкам культуры поведения на улицах и дорогах, тем меньше будет происшествий на проезжей части.

Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. В этом должны принимать участие и родители, и дошкольные учреждения, а в дальнейшем, конечно же, школа и другие образовательные учреждения.

Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе

непрерывного образования, особое внимание уделяется обучению детей правилам дорожного движения.

Слайд 5

Целью моей работы является формирование и развитие у детей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.

Слайд 6

Данная цель реализована через решение следующих задач:

1. Знакомство  детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.

2. Сформировать у детей устойчивые навыки соблюдения и выполнения Правил дорожного движения.

3.Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения в дорожно-транспортном процессе.

4. Применять современные формы и методы обучения и воспитания детей, инновационные технологии, направленные на предупреждение несчастных случаев на улицах и во дворах.

5. Поддерживать у родителей устойчивый интерес к безопасности и здоровью детей как участников дорожного движения.

6.Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.

7. Использовать материально-технический потенциал ДОУ и другие ее возможности для обучения и воспитания грамотных участников дорожного движения.

Слайд 7

В процессе работы ожидала следующие результаты:

Ребенок знает правила дорожного движения:

• переходит улицу только на зеленый сигнал светофора;

• не играет на дороге или около проезжей части;

• переходит улицу только по пешеходному переходу и в сопровождении взрослого;

• при переходе улицы сначала посмотреть налево, а дойдя до середины – направо;

• знать устройство проезжей части, некоторые дорожные знаки для пешеходов и водителей.

Слайд 8

Ребенок умеет:

• с помощью картинок показывать и рассказывать, каких ситуаций надо избегать на улице;

• различать положительные и отрицательные поступки, давать оценку

деятельности человека;

• называть дорожные знаки и рассказывать об их общем значении, поясняя ситуацию, в которой применяется данный знак;

• отражать в играх разные сюжеты, связанные с соблюдением правил

безопасности на улице.

Слайд 8

Ребенок имеет представление:

• о работе регулировщика;

• о работе водителя;

• о том, как водители заботятся об автомобиле;

• об автозаправочной станции, станции техобслуживания, автостоянке.

Обучение дошкольников культуре поведения на улице тесно связано с развитием у детей ориентировки в пространстве. Кроме того, нельзя воспитать дисциплинированного пешехода, если с детства не прививать такие важные качества, как внимание, собранность, ответственность и осторожность. Ведь часто отсутствие именно этих качеств, становится причиной дорожных происшествий. Обучение дошкольников дисциплинированному поведению на улице необходимо осуществлять в системе. Знания, сообщаемые детям, постепенно усложняю, уточняю и

дополняю. Дети лучше знают и запоминают правила движения и охотно их

выполняют.

Изложить детям теорию дорожных правил для пешеходов еще не значит научить их правильно переходить дорогу, необходимо практическое закрепление знаний.

Решение этих задач я осуществляю через следующие формы работы:

Слайды 10-13

  • образовательные ситуации;
  • беседы;
  • чтение художественной литературы;
  • заучивание пословиц, поговорок;
  • отгадывание загадок, кроссвордов;
  • оформление уголка по Правилам дорожного движения;
  • целевые прогулки, экскурсии;
  • наблюдения; 
  • Рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц;
  • Игры (сюжетно-ролевые, дидактические, подвижные);
  • Развлечения, праздники;
  • театрализованная деятельность;
  • оформление уголка по Правилам дорожного движения;
  • встречи с сотрудниками ГИБДД и т.д.

Образовательные ситуации, прогулки, экскурсии, наблюдения важно проводить с учетом возраста детей и окружающих условий. Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.

Слайд 14

Главная цель обучения детей дорожной азбуке – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них. Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях.

Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы - темой по самообразованию. В соответствии с этим вся работа выстраивается таким образом, чтобы научить ребенка-дошкольника адекватно, осознанно действовать в той или иной обстановке, помочь ему овладеть элементарными навыками поведения на улице и дороге, в транспорте, передать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

Со средней группы я углубленно работаю над темой «Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения».

В младшей и средней группах в беседах знакомила детей с различными видами транспорта: грузовыми и легковыми автомобилями, рассматривали иллюстрации с изображением машин, наблюдали за транспортом во время прогулок.

Также знакомила с дорожными знаками. Сначала познакомила детей с дорожными знаками для пешеходов: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса», «Осторожно дети». Дети знают об их назначении, умеют ориентироваться на них при движении на примере макета «Улица». Далее знакомила детей с такими знаками, как «Движение пешеходов запрещено», «Движение велосипедистов запрещено».

В этом же возрасте знакомим детей с сигналами светофора, при этом

определяется значение сигналов светофора, затем закрепляем их в играх: «Красный, желтый, зеленый», «Собери машину», «Светофор». Дети с удовольствием играют в сюжетно – ролевую игру «Мы пешеходы».

В свободное время используем чтение художественной литературы:

С. Михалков «Светофор», "Бездельник Светофор”. «Зайка велосипедист», «Умница шумит». Считаю, что именно в этом возрасте закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире, и все, что ребенок усвоит в детском саду, прочно останется с ним навсегда.

В старшей группе продолжила  работу по этой теме.

Возраст 5-6 лет – это период впитывания и накопления знаний. В этом возрасте у детей наблюдается повышенная восприимчивость, впечатлительность, любознательность. В связи с этим активно применяю метод наглядного и словесного обучения. Любая организованная деятельность с детьми обязательно сопровождается демонстрацией иллюстраций, красиво оформленных картинок, примерами из личного опыта.

Обязательным условием для успешного обучения детей является создание правильной предметно-развивающей среды, поэтому ознакомление детей с правилами дорожного движения начали с организации предметно-развивающей среды. С этой целью в группе был создан «Уголок безопасности». В нем настольные и дидактические игры, дорожные знаки; макет дороги, на котором представлены перекресток, дома, светофор, машины, дорожные знаки; атрибуты для сюжетно - ролевых игр: макет светофора, рули, жезл, «одежда» для полицейского, нагрудные изображения различных видов транспорта.

Знакомя детей с правилами поведения на улице, рассказываю о правилах дорожного движения, объясняю, для чего предназначен тротуар и проезжая часть, какие виды транспорта можно увидеть на улицах города. Задаю детям вопросы: часто ли дети бывают на улицах, названия каких машин знают, почему нельзя выходить на улицу без взрослых, играть на тротуаре.

Для иллюстрации использую рассказы из жизни, специально подобранные сюжеты из художественной литературы или известных мультипликационных фильмов.

Считаю полезным разыгрывать с детьми игровые сюжеты: «Где можно и где нельзя играть детям», «Где можно и где нельзя кататься на велосипеде».

Рассказываю детям, как следует переходить дорогу, знакомлю их с пешеходным маршрутом (пешеходный переход – зебра; светофор).

Закрепляю представления детей о предназначении светофора и его сигналах в игровой форме, используя макет светофора, макет улицы, игрушечные машины, куклы - пешеходы.

Интересной и эффективной формой работы, считаю, организацию сюжетно ролевых игр по правилам дорожного движения. В ходе этих игр дети закрепляют полученные знания. Эти игры помогают налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь детей. В группе провожу такие сюжетно - ролевые игры: «Осторожна улица!», «Поездка на автобусе», «Правила движения», «Машина», «Пешеходы», «Пассажиры».

Во время сюжетно – ролевой игры «Поездка на автобусе» знакомимся с правилами поведения в общественном транспорте.

Одним из основных направлений в своей работе считаю сотрудничество с семьей в вопросах по ПДД. Семья играет большую роль в воспитании детей. Ведь именно родители являются авторитетом и предметом подражания. Стараюсь  строить контакт так, чтобы родители из пассивно принимающих информацию, становились активно действующими участниками, в процессе ее усвоения.

С этой целью использую наиболее эффективные, интересные и доступные формы сотрудничества с родителями:

Слайды 15-19

С целью педагогического просвещения родителей было проведено:

  • совместные познавательно - творческие проекты «Правила дорожные знать каждому положено!», «Грамотные пешеходы»;
  • родительская встреча с участием детей в форме викторины «Дорожная Азбука»; 
  • совместное мероприятие с родителями «Безопасность на дороге или грамотный пешеход»;
  • выставка совместных работ родителей и детей по ПДД: «Школа пешеходных наук»;
  • родительское собрание «Безопасность на дороге или грамотный пешеход!»;
  • совместная деятельность родителей и детей по подбору детских стихов и произведений по ПДД;
  • наглядная информация на стендах, в папках – передвижках.

В родительском уголке  регулярно помещаю информацию на темы:

  • «Как научить ребёнка правильно вести себя на дороге?»;
  • «Дорога не терпит шалости - наказывает без жалости»;
  • «Правила поведения в общественном транспорте» и др.
  • анкетирование на тему «Я и мой ребенок на улицах города» позволило выявить степень заинтересованности родителей.

В группе разработана тематика родительских собраний и консультаций для родителей. Родители проявляют заинтересованность и готовность к сотрудничеству, принимают активное участие в проводимых мероприятиях.

Понимая огромное значение развития у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах и транспорте, собрала методический материал для детей среднего и старшего возраста. Старалась его подбирать на основе желания ребенка познавать окружающий мир, используя его любознательность, наглядно – образное мышление и непосредственное восприятие. 

 В своей работе  использую: мультимедийные презентации, обучающие мультфильмы, видеоролики.

  • Создана подборка мультимедийных презентаций по данной теме.
  • Подборка художественной литературы по ППД:
  • Оформила картотеки:

1.        Картотека загадок,

2.        Картотека подвижных игр,

3.        Картотека дидактических и развивающих игр.

Проводимая работа по обучению детей ПДД оправдывает себя: дети получают знания в игровой форме, охотно включаются в ролевые игры, учатся моделированию «дорожных» ситуаций, решению логических задач и поиску верного решения.

Таким образом, систематическая работа с детьми по обучению правилам дорожного движения, использование эффективных, современных методов и приемов, учет возрастных особенностей дают положительные результаты.

Анализ проведенной работы выявил положительную динамику в сформированности представлений по ПДД у детей старшего дошкольного возраста:

• дети умеют наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха (увидел сигнал светофора, услышал предупредительный звуковой сигнал, подаваемый водителем автомобиля, и т. д.),

• с пониманием объясняют опасные места в окружающей дорожной среде; умеют самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира;

• хорошо усвоили дорожные знаки;

• знают правила перехода дороги со светофором и без светофора;

• отлично знают правила поведения пассажиров.

И самое главное, у детей формируется осознанное отношение к соблюдению правил дорожного движения.

Слайд 20

Наши достижения 

  • Диплом III-место за участие в Международном дистанционном конкурсе. За конкурсную работу «Краткосрочный Проект в старшей группе «Правила дорожные знать каждому положено».
  • Публикации

Электронное периодическое издание  «Педагогический мир»

  • Совместное мероприятие с родителями «Безопасность на дороге или грамотный пешеход»
  • «Краткосрочный Проект в старшей группе «Правила дорожные знать каждому положено».
  • Участие в Кампании по безопасности дорожного движения «Дистанция».
  • «Я - пешеход» в рамках Общероссийской Акции «Урок безопасности для детей и родителей»(подготовка детей к ЛЕТНИМ каникулам).

Слайд 21

Подводя итоги работы можно сказать: развитие у дошкольников навыков безопасного поведения - процесс длительный и трудоёмкий, но очень увлекательный и познавательный не только для детей, но и для взрослых. Хочется надеяться, что работа в данном направлении принесёт в будущем хорошие плоды, и знания, полученные детьми, помогут им избежать неприятностей на дороге.

Литература:

  • Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.
  • Полынова В.К. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010 г.
  • Комплексные занятия с детьми 4 – 7  лет / авт.- сост. О.Ф. Горбатенко. Изд. 2-е, доп. – Волгоград: Учитель, 2013 г.
  • Открытые мероприятия для детей старшей группы. Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие». Практическое пособие для старших воспитателей, методистов и педагогов ДОУ, родителей, гувернеров. – Авт. – сост.: Аджи А.В., Кудинова Н.П. Воронеж: ООО «Метода», 2014 г.
  • И.Ю. Бордачева  наглядно дидактическое пособие «Дорожные знаки» для детей 4 – 7 лет Издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 г.
  • Крутецкая   В.А.  Моя  первая дорожная азбука   в картинках. – СПб.: Издательский Дом «Литература», 2012.
  • www.detibdd.ru 
  • https://bezdtp.ru/bezdtp/ru/about.
  • Саулина Т.Ф.  Три сигала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: МОЗАИКА – СИНТЕЗ, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методический комплекс по формированию у детей дошкольного возраста безопасному поведению на дорогах 6-7 лет

В учебно-методический комплекс входят: перспективно-тематический план, каленндарно-тематическое планирование, катотека игр по ПДД...

Статья "Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах"

Встал малыш на ноги – он уже пешеход.Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.Поехал в автобусе – он уже пассажир.И везде его подстерегает опасность.В.В.Гюго...

Рекомендации по формированию навыков у детей дошкольного возраста безопасного поведения вблизи дороги

Если ежедневно, подходя к проезжей части, говорить ребёнку: «Стой, дорога!», то останавливаться для него станет привычкой. Если всегда, выйдя из автобуса, вести ребёнка до пешеходного пере...

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах

Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах...

Методическая разработка «Использование инновационных технологий при формировании у детей дошкольного возраста безопасного поведения на дорогах»

Методическая разработка содержит теоретический и практический материал по включению технологий в процесс формирования у дошкольников навыков безопасного поведения на дорогах города....

Социальное партнерство в ДОУ как средство реализации проекта по формированию у детей дошкольного возраста культуры поведения на дороге

На современном этапе ДОУ должно стать открытой социальной системой, способной реагировать на изменения внутренней и внешней среды, осуществляющей взаимодействие с различными социальными группами, имею...