Непосредственно-образовательная деятельность по теме: «Огонь - друг, огонь - враг» с детьми старшего дошкольного возраста.
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Мирошниченко Ольга Евгеньевна

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара.

Задачи:

    Образовательные

Познакомить с историей возникновения огня.

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Учить действовать в экстремальных ситуациях.

     Развивающие

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Развивать творческие способности дошкольников.

    Воспитательные

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по теме:

«Огонь - друг, огонь - враг»

с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара;

Задачи:

    Образовательные

Познакомить с историей возникновения огня.

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Учить действовать в экстремальных ситуациях.

     Развивающие

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Развивать творческие способности дошкольников.

    Воспитательные

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Оборудование: торт, свечи, спички, ИКТ, пластиковая бутылка, стекло, фарфор, банка стеклянная, картинки с изображением пожароопасных предметов и предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара; картинка пожарного;  карандаши и листы с заданиями на каждого ребёнка; картинки с изображением правил, которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания, .

Предварительная работа: проведение с детьми бесед по теме «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Служба «01» всегда на страже», чтение сказки «Кошкин дом», рассказа Фетисова «Куда спешат красные машины?», раскрашивание пожарной машины, знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём средствами пожаротушения; дидактическая игра « Если возник пожар…», «Горит – не горит».

Словарная работа: копоть, пожароопасный предмет, теплозащитный костюм.

Ход НОД:

(в группу входит воспитатель, в руках держит торт)

Воспитатель: Ребята, о каком событии вы вспоминаете, когда видите торт?

Дети: День рождения.

Воспитатель: А чего не хватает для именинного торта?

Дети: Свечей. (воспитатель ставит на торт свечи)

Воспитатель: Вот теперь все правильно?

Дети: Надо зажечь свечи.

Воспитатель: С помощью чего мы это можем сделать?

Дети: Спички, зажигалка.

Воспитатель: Ребята , эти предметы опасны? Чем они опасны? (ответы детей)

Ребенок:

Посмотри, мы как сестрички.

Очень тоненькие спички.

Опасны мы, дружок - ты знай!

И спичками ты не играй!

Воспитатель: С помощью этих несложных предметов мы с вами можем зажечь свечи. (воспитатель зажигает свечи на тортике)

Опыт 1. Зажигаю свечу. Когда я зажгла свечу, что вы увидели? (огонёк) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет) Объясните, почему? (можно обжечься).

Посмотрите, что произойдёт с пластиковой бутылкой, если я подержу её над свечёй. (она начнёт плавиться и скручиваться) Но почему без взрослых проводить этот опыт нельзя? Как вы думаете, что может произойти , если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол? (пожар)

Опыт 2. «Пожары загрязняют воздух».

Зажигаю свечу, держу над пламенем стекло, затем фарфоровую чашечку. Это материалы, которые не расплавляются, не загорятся и не нагреются быстро. Через некоторое время будет видно почернение (покрылось копотью). Предлагаю детям (когда материалы остынут) коснуться пальцами почернения и убедиться, что оно пачкается.

Опыт показал, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

(показ презентации "История появления огня")

Как же человек научился обращаться с огнем? Огонь появился в далекой древности, когда люди жили племенами в пещерах, одевались в звериные шкуры, охотились на животных и ели сырое мясо. Огонь они видели лишь во время грозы, когда от молнии загорались сухие деревья. Люди боялись огня, в ужасе бежали от него. Но, однажды, на опушке подожженного молнией леса самый смелый древний человек подобрал горящую ветку. От нее и развели костер. Так появился у человека ручной огонь, который стал его верным другом и помощником. Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Его боялись самые грозные звери - львы и тигры, и , когда люди сидели у костра, звери не смели подойти к ним. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Позже люди научились готовить на костре пищу - обжаривали мясо, запекали картофель…Когда люди стали строить дома, с них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.

И сейчас мы продолжаем пользоваться огнем. И в наши дни он помогает людям в их повседневном труде.

Ребенок:

Огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Или добрый, или злой.

Воспитатель:

Давайте вспомним, когда огонь добрый?  (показ слайдов)

Огонь – это символ олимпийских игр. Огонь зажигают у памятников павших героев.

Огонь согревает нас, с помощью огня мы готовим еду.

Опыт 3. называется «Огонь дышит».

Не удивляйтесь, он такой же живой, как и мы с вами. Чем дышит человек? (воздухом, кислородом) . Накрываю горящую свечу пустой банкой. Пламя быстро погасло. Почему? Потому что в банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Так же как мы потушили свечу, накрыв её банкой, можно потушить загоревшееся на сковороде масло. Достаточно просто накрыть её крышкой.

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться (его можно потушить). Чего же боится огонь, нам сейчас расскажут дети:

1 ребенок: Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!

2 ребенок: Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.

Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!

3 ребенок: Если же большой огонь, дымом все объято,

Выбегать из дома вон надо всем ребятам.

Воспитатель: Так чего же, боится огонь? (воды, снега, песка, земли).

Огонь приносит много бед, но есть такая профессия, которая считается самой опасной — Пожарный. (описание внешнего вида пожарного по картинке) Пожарные постоянно живут напряжённой, полной тревог и опасностей жизнью.

А мы проведём свои учения. Дети делятся на 2 команды.

Физминутка «Кошкин дом»

-Мы дружные ребята

-И в сказку мы идём (дети шагают по кругу, высоко поднимая ноги)

-Посмотрим, кто же в сказке

-Потушит кошкин дом (наклоны вперёд и назад)

-И если надо, тоже

-Мы будем помогать (ходят в полуприсяде, руки на коленях)

-И каждому мы скажем:

«С огнём нельзя играть» (повороты влево и вправо с грозящим жестом)

1 задание: «Спаси животных»: Пробежать между кеглями «змейкой», взять из обруча (в конце зала) игрушку, вернуться в свою команду.

2 задание: «Осторожно, огонь! » (сделать 2 костра): Пробежать с ведром, перешагнуть через кубики, пролезть под дугой, «вылить воду» из ведра на огонь, вернуться назад бегом и передать ведро следующему.

Воспитатель:

Все вы силы приложили

И пожар мы потушили

Было трудно, тяжело,

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло!

Ребенок:
Знают взрослые, знают дети:

В самых дальних концах земли:

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал,

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели,

Всемогущий горячий огонь

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека.

Рефлексия.

Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг».

Детям предлагаются карточки с изображениями ситуаций, где огонь – друг и враг. Дети делятся на две команды. Одной команде предлагается выбрать карточки, где огонь приносит пользу, другая команда выбирает карточки с изображениями тех ситуаций, где огонь приносит несчастье.

Дидактическая игра «Какие предметы горят, а какие не горят».

У каждого из вас картинка. Возьмите её, рассмотрите и те предметы, которые можно оставлять вблизи огня обведите зеленым карандашом, а те, которые нельзя - красным.

Воспитатель: Мы хорошо потрудились и вкусным тортиком угостились. (зажигаю свечи на торте, дети загадывают желание и дуют на свечи)

https://bigslide.ru/images/25/25003/960/img18.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d39/00167b68-18a41ab9/img4.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0df8/0002927f-60f6c5e6/img6.jpg



Предварительный просмотр:

Непосредственно-образовательная деятельность по теме:

«Огонь - друг, огонь - враг»

с детьми старшего дошкольного возраста.

Цель:

Обобщить и закрепить знания детей о правилах пожарной безопасности, причинах и вещах, которые способствуют возникновению пожара;

Задачи:

    Образовательные

Познакомить с историей возникновения огня.

Дать понятие детям, что огонь бывает другом, а бывает и врагом.

Учить детей видеть, когда огонь друг, а когда враг.

Учить действовать в экстремальных ситуациях.

     Развивающие

Формировать умение реально оценивать возможную опасность.

Помочь детям запомнить правила пожарной безопасности.

Развивать творческие способности дошкольников.

    Воспитательные

Воспитывать чувство осторожности и самосохранения.

Воспитывать в детях уверенность в своих силах, проводить профилактику страха перед огнем.

Воспитывать чувства благодарности людям, которые помогают нам в трудных ситуациях.

Оборудование: торт, свечи, спички, ИКТ, пластиковая бутылка, стекло, фарфор, банка стеклянная, картинки с изображением пожароопасных предметов и предметов, которые не представляют угрозы для возникновения пожара; картинка пожарного;  карандаши и листы с заданиями на каждого ребёнка; картинки с изображением правил, которые надо соблюдать, чтобы не произошло возгорания, .

Предварительная работа: проведение с детьми бесед по теме «Огонь - наш друг, огонь - наш враг», «Служба «01» всегда на страже», чтение сказки «Кошкин дом», рассказа Фетисова «Куда спешат красные машины?», раскрашивание пожарной машины, знакомство с пожарным щитом и размещёнными на нём средствами пожаротушения; дидактическая игра « Если возник пожар…», «Горит – не горит».

Словарная работа: копоть, пожароопасный предмет, теплозащитный костюм.

Ход НОД:

(в группу входит воспитатель, в руках держит торт)

Воспитатель: Ребята, о каком событии вы вспоминаете, когда видите торт?

Дети: День рождения.

Воспитатель: А чего не хватает для именинного торта?

Дети: Свечей. (воспитатель ставит на торт свечи)

Воспитатель: Вот теперь все правильно?

Дети: Надо зажечь свечи.

Воспитатель: С помощью чего мы это можем сделать?

Дети: Спички, зажигалка.

Воспитатель: Ребята , эти предметы опасны? Чем они опасны? (ответы детей)

Ребенок:

Посмотри, мы как сестрички.

Очень тоненькие спички.

Опасны мы, дружок - ты знай!

И спичками ты не играй!

Воспитатель: С помощью этих несложных предметов мы с вами можем зажечь свечи. (воспитатель зажигает свечи на тортике)

Опыт 1. Зажигаю свечу. Когда я зажгла свечу, что вы увидели? (огонёк) Он яркий, красивый, так и привлекает к себе внимание. Как вы думаете, можно ли к нему прикоснуться? (Нет) Объясните, почему? (можно обжечься).

Посмотрите, что произойдёт с пластиковой бутылкой, если я подержу её над свечёй. (она начнёт плавиться и скручиваться) Но почему без взрослых проводить этот опыт нельзя? Как вы думаете, что может произойти , если нечаянно уронить свечу на ковёр или на пол? (пожар)

Опыт 2. «Пожары загрязняют воздух».

Зажигаю свечу, держу над пламенем стекло, затем фарфоровую чашечку. Это материалы, которые не расплавляются, не загорятся и не нагреются быстро. Через некоторое время будет видно почернение (покрылось копотью). Предлагаю детям (когда материалы остынут) коснуться пальцами почернения и убедиться, что оно пачкается.

Опыт показал, что в результате горения образуется копоть, которая загрязняет воздух и вредит здоровью живых существ.

Да, действительно, огонь – стихия яркая, привлекательная, но в то же время и очень опасная.

Знают все: человек без огня

Не живет ни единого дня.

При огне, как при солнце, светло,

При огне и зимою тепло.

Посмотрите, ребята, вокруг:

Нам огонь - повседневный друг.

Но когда мы небрежны с огнем,

Он становится нашим врагом.

(показ презентации "История появления огня")

Как же человек научился обращаться с огнем? Огонь появился в далекой древности, когда люди жили племенами в пещерах, одевались в звериные шкуры, охотились на животных и ели сырое мясо. Огонь они видели лишь во время грозы, когда от молнии загорались сухие деревья. Люди боялись огня, в ужасе бежали от него. Но, однажды, на опушке подожженного молнией леса самый смелый древний человек подобрал горящую ветку. От нее и развели костер. Так появился у человека ручной огонь, который стал его верным другом и помощником. Огонь разгонял тьму - и вместе с нею страх. Его боялись самые грозные звери - львы и тигры, и , когда люди сидели у костра, звери не смели подойти к ним. Огонь согревал человека, давал ему тепло. Позже люди научились готовить на костре пищу - обжаривали мясо, запекали картофель…Когда люди стали строить дома, с них обязательно устанавливали печи, где разводили огонь.

И сейчас мы продолжаем пользоваться огнем. И в наши дни он помогает людям в их повседневном труде.

Ребенок:

Огонь бывает разный:

Бледно-желтый, ярко-красный,

Синий или золотой,

Или добрый, или злой.

Воспитатель:

Давайте вспомним, когда огонь добрый?  (показ слайдов)

Огонь – это символ олимпийских игр. Огонь зажигают у памятников павших героев.

Огонь согревает нас, с помощью огня мы готовим еду.

Опыт 3. называется «Огонь дышит».

Не удивляйтесь, он такой же живой, как и мы с вами. Чем дышит человек? (воздухом, кислородом) . Накрываю горящую свечу пустой банкой. Пламя быстро погасло. Почему? Потому что в банке остался газ, непригодный для дыхания ни человека, ни огня. Так же как мы потушили свечу, накрыв её банкой, можно потушить загоревшееся на сковороде масло. Достаточно просто накрыть её крышкой.

Если огонь становится опасным, как человек может с ним справиться (его можно потушить). Чего же боится огонь, нам сейчас расскажут дети:

1 ребенок: Если слаб огонь, скорей кружкою воды залей!

2 ребенок: Сыпь песок, брось одеяло, чтобы все не запылало.

Победить огонь сумей, докажи, что ты сильней!

3 ребенок: Если же большой огонь, дымом все объято,

Выбегать из дома вон надо всем ребятам.

Воспитатель: Так чего же, боится огонь? (воды, снега, песка, земли).

Огонь приносит много бед, но есть такая профессия, которая считается самой опасной — Пожарный. (описание внешнего вида пожарного по картинке) Пожарные постоянно живут напряжённой, полной тревог и опасностей жизнью.

А мы проведём свои учения. Дети делятся на 2 команды.

Физминутка «Кошкин дом»

-Мы дружные ребята

-И в сказку мы идём (дети шагают по кругу, высоко поднимая ноги)

-Посмотрим, кто же в сказке

-Потушит кошкин дом (наклоны вперёд и назад)

-И если надо, тоже

-Мы будем помогать (ходят в полуприсяде, руки на коленях)

-И каждому мы скажем:

«С огнём нельзя играть» (повороты влево и вправо с грозящим жестом)

1 задание: «Спаси животных»: Пробежать между кеглями «змейкой», взять из обруча (в конце зала) игрушку, вернуться в свою команду.

2 задание: «Осторожно, огонь! » (сделать 2 костра): Пробежать с ведром, перешагнуть через кубики, пролезть под дугой, «вылить воду» из ведра на огонь, вернуться назад бегом и передать ведро следующему.

Воспитатель:

Все вы силы приложили

И пожар мы потушили

Было трудно, тяжело,

Но умение и ловкость

Нас от бедствия спасло!

Ребенок:
Знают взрослые, знают дети:

В самых дальних концах земли:

Люди, сколько жили на свете,

Пуще глаза огонь берегли.

Ведь огонь в холода, в непогоду

У костра их всегда согревал,

И людскому великому роду

Замерзать никогда не давал.

Сохраняли его, как умели,

Всемогущий горячий огонь

И хоть тысячи лет пролетели,

Людям нужен по-прежнему он.

Ведь издавна до нашего века

Он помощник и друг человека.

Рефлексия.

Дидактическая игра «Огонь – друг, огонь – враг».

Детям предлагаются карточки с изображениями ситуаций, где огонь – друг и враг. Дети делятся на две команды. Одной команде предлагается выбрать карточки, где огонь приносит пользу, другая команда выбирает карточки с изображениями тех ситуаций, где огонь приносит несчастье.

Дидактическая игра «Какие предметы горят, а какие не горят».

У каждого из вас картинка. Возьмите её, рассмотрите и те предметы, которые можно оставлять вблизи огня обведите зеленым карандашом, а те, которые нельзя - красным.

Воспитатель: Мы хорошо потрудились и вкусным тортиком угостились. (зажигаю свечи на торте, дети загадывают желание и дуют на свечи)

https://bigslide.ru/images/25/25003/960/img18.jpg

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/0d39/00167b68-18a41ab9/img4.jpg

https://ds02.infourok.ru/uploads/ex/0df8/0002927f-60f6c5e6/img6.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная область "Безопасность" Непосредственно образовательная деятельность на тему: "Огонь! Друг или враг"

Конспект НОД написан в соответствии требованиями  ФГТ и ФГОС, по программе "От рождения до школы", под редакцией Н.Е. Вераксы.  Непосредственно образовательная деятельность предполагает пока...

НОД по теме " Огонь - друг, огонь - враг "с детьми старшего дошкольного возраста.

Профилактика пожаров и гибели детей, обучение их мерам пожарной безопасности....

Конспект непосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»

Конспектнепосредственно образовательной деятельности по теме: «Огонь – друг, огонь - враг!»(досуг в старшей - подготовительной возрастных подгруппах)...

Конспект ООД "Огонь - друг, огонь - враг" с детьми старшего дошкольного возраста в рамках "Пожарной Безопасности".

Цель: Проведение разъяснительной беседы в рамках "Пожарная Безопасность"Задачи:- познакомить детей с огнем, его свойствами;- закрепить знания детей о пользе и опасности огня;- познакомить де...

Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Огонь – друг, огонь – враг!» для детей старшего дошкольного возраста

Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК проводятся мероприятия по пожарной ...

Сценарий спортивного праздника «Огонь- друг, огонь враг» для детей старшего дошкольного возраста

Цель: формировать осознанное и ответственное отношение к выполнению правил пожарной безопасности. В игровой деятельности дать практические навыки нелёгкого, героического труда пожарных....

Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Огонь – друг, огонь – враг!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....