Конспект непосредственно образовательной деятельности с детьми средней группы по теме "Пожар в лесу"
план-конспект занятия по обж (средняя группа)

Табацкая Ксения Васильевна
Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники. Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешая детям играть огнеопасными предметами. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой. Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности, а также для того, чтобы научить любить и охранять природу. Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения. Реализация проекта поможет привлечь к поднятой проблеме дошкольников и взрослых, способствует воспитанию экологически грамотных людей, позволит создать базу для формирования активной жизненной позиции детей дошкольного возраста, школьников и взрослых, вовлечь воспитанников в деятельность по сохранению национальных природных богатств.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_nod.doc318.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 14 общеразвивающего вида Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Конспект

непосредственно образовательной деятельности

с детьми средней группы

по теме "Пожар в лесу"

проект разработан как зачётная работа по модулю

"Образовательные технологии деятельного типа

в рамках реализации ФГОС ДО"

Табацкой Ксенией Васильевной

воспитателем ГБДОУ №14

Кронштадтского района Санкт-Петербурга

Санкт-Петербург

2016г.

Актуальность темы

Сколько лет огонь угрожает людям, почти столько же они пытаются найти от него защиту. Можно назвать много факторов, влияющих на увеличение пожаров в современном мире, но самым важным является человеческий фактор. За последние годы значительно увеличилось количество пожаров, которые произошли по вине человека. По данным органов пожарной охраны, каждый 6-7-й пожар возникает из-за детских шалостей; 60% пострадавших от пожара — дети, 3/4 из них - дошкольники.

Родители подходят к этой проблеме недостаточно серьёзно, разрешая детям играть огнеопасными предметами. Чтобы изменить отношение человека к этой проблеме, нужно уже на дошкольном этапе развития ребёнка начинать заниматься этой проблемой.

Необходимо изменить сознание и отношение людей к противопожарной безопасности, а детский возраст является самым благоприятным для формирования правил пожарной безопасности, а также для того, чтобы научить любить и охранять природу.

Детскому саду и родителям надо объединить усилия, для того, чтобы уберечь детей от возможной трагедии, необходима целенаправленная работа над формированием у них культуры пожаробезопасного поведения.

Реализация проекта поможет привлечь к поднятой проблеме дошкольников и взрослых, способствует воспитанию экологически грамотных людей, позволит создать базу для формирования активной жизненной позиции детей дошкольного возраста, школьников и взрослых, вовлечь воспитанников в деятельность по сохранению национальных природных богатств.

Возраст: 4 - 5 лет.

Цель: Формировать у детей представления об опасных для человека и окружающего мира природных ситуациях и способов поведения в них.

Задачи:

  1. Обучающие:
  • формирование у детей представления о пожарной безопасности в природе, об опасности разжигания костров для окружающей среды;
  • формирование у детей представления о значения леса в жизни животных и человека;
  • актуализация, уточнение и расширение словаря по темам: "Дикие животные и их детёныши", "Жилища лесных обитателей";
  • закрепление навыка словообразования (образование притяжательных прилагательных;
  • активизация использования качественных прилагательных в словаре детей.
  1. Развивающие:
  • развитие эмоциональной отзывчивости и сопереживания;
  • развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками;
  • развитие мышления, умения анализировать, делать выводы;
  • развитие общей и мелкой моторики, зрительно-моторной координации и глазомера, навыка балансировки и ловкости движений.
  1. Воспитательные:
  • воспитание чувства сострадания и жалости к обитателям природы, попавшим в беду,  чувства ответственности за охрану природы;
  • воспитание бережного отношения к природе.

Реализуемые образовательные области:

  • социально-коммуникативное развитие;
  • познавательное развитие;
  • речевое развитие;
  • физическое развитие.

Игры и игровое оборудование:

Игровые панели "Мышь в сыре" и "Кольцеброс"; игровые тренажеры " Дорожка из камешков", "Дорожка из брёвнышек", "Дорожка лесная"; каски и накидки "Пожарный"; макет дерева; кегли; кубики; мяч; канат; мешки; фишки цветные; прищепки "Гигантские"(зелёный и желтый цвета); тематические картинки; конверт; грамота.

Техническое оснащение:

Ноутбук; интерактивная доска Smart (игра "Кто где живёт?"; слайды "Правила поведения в лесу"; анимация "Пожар в лесу"; звуковая дорожка "Музыка леса".

Проектирование:

  • рассматривание и обсуждение картины "Дикие животные и птицы в лесу";
  • отгадывание загадок о обитателях леса;
  • д/и "Кто где живёт?", "Кто чей ребёнок?", "Скажи какой?"
  • беседы о значении живой природы в жизни человека;
  • беседа о правилах безопасного поведения в лесу;
  • чтение стихотворения К.Я. Чуковского "Путаница";
  • разучивание игры речь с движением "В этот лес мы все зайдём..."
  • рисование на тему "Пожар в лесу".

Ход деятельности:

  1. Дети сидят полукругом на стульчиках около Smart доски. В руках у воспитателя игрушка-сорока и конверт.

Воспитатель:" Ребята, к нам из леса прилетела Сорока-Белобока с письмом. Она очень расстроена и напугана. Давайте поскорее прочитаем её послание!"

Воспитатель читает вслух письмо "Беда! Беда! В лесу случился пожар! Там горят деревья, кустарники, травы, цветы, домики лесных жителей! Ребята, поспешите в лес, помогите лесным зверям потушить пожар!!!"

На Smart-доске появляется анимация с изображением и звуком лесного пожара.

Воспитатель: "Ну, что, ребята, поможем лесным жителям потушить пожар в лесу?"

Дети: "Да!"

Воспитатель:" А давайте с вами вспомним, какие животные и птицы обитают в лесу?"

Дети:" Медведь, волк, заяц, сойка, бобр, ворон, лисица, ёж, белка, сова..."

Воспитатель:" Молодцы! А теперь вспомните, как называются домики лесных жителей?"

  1. На Smart-доске проводится д/и "Кто где живёт?". На доске с одной стороны расположены изображения животных (медведь, бобр, волк, сова, лисица, заяц, белка),с другой - картинки с изображением их жилищ (берлога, нора, хатка, логово, гнездо, куст, дупло). Ребёнку предлагается выбрать любое животное и найти его домик, ответив на вопросы "Кто это?" "Где живёт?". Индивидуально воспитатель задаёт вопросы на образование притяжательных прилагательных:"В норе живёт лиса. Значит нора чья?" - "Нора лисья". "В берлоге живёт медведь. Берлога чья?" - "Медвежья".

Воспитатель:" Молодцы, ребята! Вы правильно вспомнили лесных обитателей и названия их жилищ А теперь нам пора в путь. Птицы и звери ждут нашей помощи!"

  1. Физминутка. Звучит музыкальный ряд: звуки природы и пение птиц.

Воспитатель:"Ребята, ходить по лесу не так-то просто. Нужно быть внимательным, ловким и смелым. На пути нас ждут препятствия: кочки, камни, поваленные деревья, высокая трава и густые заросли! Ничего не бойтесь! Вперёд!"

Дети друг за другом проходят лесную "полосу препятствий"( проходят по кочкам, балансировочной дорожке, перепрыгивают камушки).

  1. Дети, пройдя лесную чащу, собираются вместе.

Воспитатель:"Ребята, прислушайтесь внимательно! Вы слышите писк и шорох под деревом?"

Дети затихают и внимательно слушают. За макетом дерева слышится писк и шуршание.

Воспитатель:" Давайте посмотрим кто же там!?" "Ребята, смотрите, под деревом сидят бельчата. Наверное они испугались пожара и выпали из дупла!"

Дети разглядывают находку.

Воспитатель:"Посмотрите на бельчат, скажите, какие они?"

Дети:"Бельчата маленькие, рыжие, пушистые, испуганные..."

Воспитатель:"Ребята, давайте поможем бельчатам вернуться в дупло к маме-белке!"

Дети выполняют упражнение с игровой развивающей панелью "Мышь в сыре". В правом верхнем углу панели прикреплено изображение белки в дупле, на игровой фишке - изображение бельчонка. Дети по очереди поднимают на "сырном ломтике" фишку снизу вверх.

  1. Воспитатель:"Ребята, спасибо вам большое! Вы помогли бельчатам вернуться к маме-белке. А давайте вспомним, как называются детёныши других лесных животных?"

Далее проводится дидактическая игра с мячом "Кто чей ребёнок?"Воспитатель по очереди кидает детям мяч, называя взрослое животное, дети ловят, а затем возвращают мяч обратно, называя детеныша.

  1. Физминутка.

Воспитатель:"Молодцы ребята, но нам нужно спешить. В лесу пожар! Нашей помощи ждут звери и птицы.

Дети снова преодолевают лесную "полосу препятствий" (идут с высоко поднятыми коленями, имитируя прохождение по высокой траве; наклоняются и пролезают под натянутым канатом, имитирующим лесной валежник).

  1. Музыка смолкает, пение птиц прекращается, наступает тишина.

Воспитатель:"Ребята, посмотрите куда мы попали!? Такая тишина. Здесь не слышно пения птиц, шороха листьев. Нет лесных зверей, нет зелёной травы. Мы шли по такому красивому лесу, а очутились где? Здесь пахнет едким дымом и горелой травой, повсюду языки пламени! Огонь уже добрался до звериных домиков и птичьих гнёзд. Всё в огне! Птицы улетели, а звери разбежались от страха!"

Воспитатель;" Наши ребята знают к кому обратиться за помощью! Скажите, кому рассказать о беде? Куда позвонить в случае пожара?"

Дети:"Нужно позвонить пожарным по номеру 01"

Воспитатель;"Давайте так и сделаем! Кто позвонит в пожарную часть?"

Ребёнок:" Здравствуйте! Это пожарная часть? Горит лес! Срочно нужна помощь! Спасибо! До свидание!"

Воспитатель раздает детям пожарные каски и накидки 01

Воспитатель;"Как быстро подоспела помощь! Давайте быстрее тушить огонь!

Детям предлагается игра с панелью "Кольцеброс". Около штырьков панели наклеены картинки с изображением языков пламени, в ведёрко сложены кольца. Дети по очереди кидают кольца на штыри, пытаясь сбить огонь.

Воспитатель:"Молодцы ребята, спасибо пожарным за помощь! Пожар потушен! Но посмотрите вокруг, вы видите сколько разного мусора и следы от костра. Здесь возле дерева отдыхали люди, жгли костёр, жарили шашлыки и забыли убрать за собой мусор и потушить костёр. Никто не заметил, что от костра откатился маленький уголёк, который попав на сухую траву, разгорелся и превратился в пожар.

  1. Воспитатель: "Ребята, мы помогли потушить пожар, давайте теперь соберём весь мусор, чтобы лес снова стал чистым и красивым!"

Дети берут пакеты и собирают мусор (разбросанные по ковру кегли и кубики), сопровождая свои действия чтением стихотворения:

В этот лес мы все зайдём,

Весь валежник соберем.

Дружно наведём в лесу

И порядок  и красу!

Разный мусор, всякий хлам

Соберём и тут и там!

  1. Воспитатель:"Лес - это общий дом для растений, животных, птиц и насекомых, которые находят в нём пищу и место для жилья. А какую пользу лес приносит человеку?"

Дети:" В лесу чистый воздух". "В лесу люди собирают грибы, ягоды, орехи, лекарственные травы." "Лес дает человеку древесину".

Воспитатель:"А какой вред наносит пожар природе?"

Дети:"Погибают животные и птицы"."Сгорают растения". "Загрязняется воздух".

Воспитатель:" Подумайте, от чего может загореться лес?"

Дети:"Непотушенный костёр". "Баловство со спичками"."Брошенный окурок".

Воспитатель:" Чтобы в лесу не случилось пожара, всегда надо помнить правила поведения в лесу". А они такие ( показ картинок на Smart-доске):

  • нельзя оставлять костёр без присмотра;
  • нельзя играть со спичками;
  • после пикника нужно собрать весь мусор и увести с собой.

10. Воспитатель:" А теперь, чтобы наш лес поскорее стал прежним: красивым, зелёным и полным пения птиц, давайте поможем ему - посадим новые семена!"

Детям раздаются разноцветные фишки и прищепки, имитирующие семена и побеги растений. Дети разбегаются и высаживают семена.

Снова звучит музыкальное сопровождение: шум леса и пение птиц.

Воспитатель:" Ребята, смотрите! К нас снова прилетела сорока с письмом. Давайте прочтем его!":

Воспитатель:" Молодцы ребята! Я уверена, что вы запомнили правила поведения в лесу. И всегда будете любить животных и беречь природу!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности в средней группе "В осеннем лесу"

     В рамках конкурса "Лучший молодой специалист - 2011"  на базе нашего детского сада я разработала конспект непрерывно-непосредственной образовательной деятельности, расс...

Родительская встреча на тему: "Итоги освоения образовательной программы детьми средней группы"

Родительская встреча на тему: "Итоги освоения образовательной программы детьми средней группы"...

Конспект непрерывной образовательной деятельности с детьми среднего возраста "Егерь - страж леса"

Цель: Создать условия для познавательного развития детей.Задачи:1. Образовательные:* Познакомить детей с профессией егеря, его личностными качествами и орудиями труда.* Закрепить представления детей о...

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы «Математика в лесу».

Конспект занятия по формированию элементарных математических представлений с детьми средней группы «Математика в лесу».Цель:1. Закрепить умение сравнивать две группы предметов, формир...

Конспект образовательной деятельности в средней группе «В зимнем лесу»

Занятие расширяет  представления  детей о характерных признаках зимы, учит находить эти признаки самостоятельно; подводит детей к созданию выразительного образа; развивает  творчес...