Развлечение-викторина "Правила дорожные детям знать положено"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Погосян Марине Альбертовна

        Данная методическая разработка посвящена проблеме охраны безопасности   ребенка на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости  выполнения  этих  правил и представляет собой методический материал, в котором использованы различные методы и формы работы по изучению правил дорожного движения с помощью игровых технологий. Методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений, организующих работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также всем, кто интересуется вопросами безопасного поведения детей дошкольного возраста

    Развлечение ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, несложно в применении, охотно и легко воспринимается детьми. Тем самым даёт возможность в доступной игровой форме узнать, понять и освоить правила дорожного движения.  Использование игровых технологий позволяет повысить знания детей о поведении на улице и в общественном транспорте. Сценарий развлечения апробирован в работе, может быть использован без изменений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvlechenie-viktorina.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД №1 ГОРОДА БЕЛОГОРСК»

РАЗВЛЕЧЕНИЕ - ВИКТОРИНА

«ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО»

Подготовила воспитатель Погосян М.А.

г. Белогорск

Оглавление

Аннотация………………………………………………………………………………3

Введение

Сценарий развлечения - викторины «Правила дорожные детям знать положено»………………………………………………………………………………6

Заключение

Список литературы…………………………………………………………………...19

Аннотация

        Данная методическая разработка посвящена проблеме охраны безопасности   ребенка на дорогах города через усвоение правил дорожного движения и воспитания осознанного отношения к необходимости  выполнения  этих  правил и представляет собой методический материал, в котором использованы различные методы и формы работы по изучению правил дорожного движения с помощью игровых технологий. Методическая разработка может быть рекомендована к использованию педагогами дошкольных образовательных учреждений, организующих работу по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также всем, кто интересуется вопросами безопасного поведения детей дошкольного возраста

    Развлечение ориентировано на детей старшего дошкольного возраста, несложно в применении, охотно и легко воспринимается детьми. Тем самым даёт возможность в доступной игровой форме узнать, понять и освоить правила дорожного движения.  Использование игровых технологий позволяет повысить знания детей о поведении на улице и в общественном транспорте. Сценарий развлечения апробирован в работе, может быть использован без изменений. 

Введение

           Охрана здоровья и безопасности жизнедеятельности детей - первостепенное направление в работе дошкольного учреждения. Одной из значимых задач по формированию основ безопасности является передача детям (пешеходам и пассажирам транспортного средства) знаний о правилах дорожного движения.

Знание правил дорожного движения является актуальной темой современности, потому что большой процент детского травматизма приходится на ДТП. Для того, чтобы снизить эти показатели, надо вести постоянную работу, начиная с детей дошкольного возраста.  Направление этой работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, родителей,  а значит, необходим дальнейший поиск и совершенствование в организации работы по профилактике дорожно-транспортного травматизма [1., С.15]

           Актуальность и практическая значимость профилактики детского дорожно-транспортного травматизма обусловлена высокими статистическими показателями ДТП с участием детей и подростков. Наиболее частыми причинами являются: переход через проезжую часть вне установленных для перехода мест, игры на проезжей части дороги, неожиданный выход из-за движущихся или стоящих транспортных средств, неподчинение сигналам светофора. Невозможно оставаться равнодушным, когда речь идёт о безопасности детей. Проблема детского дорожно-транспортного травматизма сохраняет свою актуальность, поэтому необходимо использовать все более разнообразные формы работы с детьми. При этом важнейшими условиями обучения должны являться регулярность занятий, их непрерывность, преемственность, систематичность. Опыт показывает, что ребенок быстрее понимает и запоминает Правила дорожного движения, играя, участвуя в викторине, состязаниях или слушая сказку. Поэтому мною была выбрана такая форма: развлечение – викторина  «Правила дорожные детям знать положено».

Принимая участие в мероприятиях по Правилам дорожного движения, каждый ребенок получает реальную возможность проявить свои творческие способности, углубить и расширить багаж теоретических знаний. Участвуя в общем деле, дошкольники учатся радоваться успехам друзей, переживать из-за их неудач, приходить на помощь тем, кто нуждаются в ней. Дети сближаются, лучше узнают друг друга. Интересная познавательная работа помогает сплотить коллектив, создаёт атмосферу творчества, увлечённости, эмоционального комфорта.

Цель.   Закреплять знания детей о правилах дорожного движения, о сигналах и работе светофора в игровой форме. Уточнить представления детей о назначении дорожных знаков. Воспитывать внимание, умение ориентироваться при переходе улицы.

Задачи:

1. продолжать знакомить дошкольников с составными частями дороги и правилами поведения на ней.

2. развивать внимание, сообразительность, умения четко и ясно выражать свою мысль;

3. воспитывать навыки выполнения основных правил поведения на улице, дороге, с целью предупреждения детского дорожно-транспортного травматизма.

         Мы убедились, что такая система работы по обучению детей правилам дорожного движения дает, несомненно, положительные результаты, самое главное то, что мы смогли заинтересовать родителей и детей данной проблемой. Наше развлечение проводилось совместно с педагогом и детьми из другого ДОУ, был приглашен инспектор ГИБДД.

Сценарий развлечения - викторины

«Правила дорожные детям знать положено»

Дети заходят в зал, поют песню (на мотив песни «Пусть бегут неуклюже…»)

Не бежать по дороге,

А смотреть надо строго.

Авто едет и движется там

Светофор изучаем

Там зелёный включается

И все смотрят по сторонам.

Эти правила движения

Надо знать всем назубок.

Всё внимание на дорогу,

Чтоб идти спокойно мог.

И спешить мы не будем

Никогда не забудем.

Осторожность – превыше всего

Переходим по «зебре»

Всю дорогу проверим

Пропустить, если едет авто.

Ведущий: Нас солнца луч смешит и дразнит,

Нам нынче весело с утра.

Весна нам дарит звонкий праздник,

И главный гость на нём – игра.

Она наш друг – большой и умный,

Не даст скучать и унывать.

Затеет спор: весёлый, шумный,

Поможет новое узнать.

Ведущий: Здравствуйте, друзья! Уважаемые дети, родители, гости! Сегодня в нашем зале большой и интересный день! Мы начинаем нашу весёлую игру – викторину по правилам дорожного движения. Представляем вам жюри: …… Помогать мне вести нашу игру будет друг всех  детей и большой знаток правил дорожного движения, а кто, вы узнаете, когда отгадаете загадку:

Вот трехглазый молодец, до чего же он хитрец!

Кто откуда не поедет, подмигнет и тем и этим,

Знает, как уладить спор, разноцветный …(Светофор).

Заходит Светофор: Здравствуйте, ребята!

По городу, по улице, не ходят просто так

Когда не знаешь правила, легко попасть впросак,

Все время будь внимательным и помни наперед,

Свои имеют правила водитель и пешеход.

Ведущий: ребята, а вы знаете, что слово светофор состоит из двух слов: «свет» и «фор»,  значение слова «свет» вы знаете, а слово «фор» от греческого слова «форос» - несущий свет. Для запрещающего сигнала светофора взят красный, потому что его хорошо видно и днём, и ночью, и даже в тумане. Зелёный сигнал виден хуже, но зато в спектре он стоит дальше от красного и его нельзя с ним спутать.

Светофор: Внимание!  Внимание!

Вас ожидает состязание!

На лучшее знание и умение

Правил дорожного движения!

А прежде, чем начать нашу викторину, мы немного поиграем

Игра «К своему знаку» (после игры дети садятся)

Ведущий: А сейчас послушайте внимательно условия викторины. За каждый правильный ответ участники будут получать фишки после каждого тура. Побеждает та команда, которая соберёт наибольшее количество фишек.

Сначала приветствие команд.

I команда – «Пешеходы»

Девиз: Правила мы знаем – просто высший класс!

Если захотите – мы научим вас!

Мы команде «Зебра» шлем пламенный привет

И от души желаем знать правильный ответ.

Все: С вами мы сразимся, но просто не сдадимся.

Будем правила движенья выполнять без возраженья!

Капитан: Всех приветствовать сегодня рада команда … детского сада!

        II команда – «Зебра»

Девиз: «Чёрных и белых полосок не счесть

К победе всегда стремление есть!»

Все: Наша команда дружная

И очень, очень нужная

1, 2, 3, 4, 5

Каждый должен изучать

С самого рождения

И прилежно выполнять

Правила движения

Капитан: Всех приветствовать сегодня рада команда … детского сада.

Ведущий: Итак, мы начинаем.

И теперь я вас проверю и игру для вас затею

Я задам сейчас вопросы, отвечать на них не просто.

I Тур «Вопрос – ответ»

Отвечает команда «Пешеходы»

1. Для чего предназначена проезжая часть?

2. Для чего нужен тротуар?

3. Где нужно переходить улицу?

4.Что помогает пешеходу перейти проезжую часть?

5.Кто является пешеходом?

Отвечает команда «Зебра».

1. Как должен вести себя пешеходы на тротуаре?

2. Какие улицы нашего города вы знаете?

3. Где должны ездить автомобили?

4. Кто является пассажиром?

5. Какие сигналы светофора вы знаете?

Жюри подводит итог.

 Светофор:  II Тур «Дорожные знаки»

Я читаю стихотворение, и тот, кто догадается, выбирает нужный знак.

Отвечают команда «Пешеходы»

1. Что за знак тут?

Пешеход в нём зачёркнутый идёт.

Что же это означает?

Может их здесь обижают?

(«Движение пешеходов запрещено»).

2. Ната с куклою в тревоге,

Нужен доктор им в дороге.

Не смотрите грустным взглядом:

Помощь близко, доктор рядом.

(«Пункт первой медицинской помощи»)

3. В этом месте пешеход

Терпеливо транспорт ждет

Он пешком устал шагать

Хочет пассажиром стать (остановка автобуса)

4. Всем знакомые полоски

Знают дети, знает взрослый.

На ту сторону ведёт…

(пешеходный переход»)

Отвечает команда «Зебра».

1. Эй, водитель, осторожно!

Ехать быстро невозможно.

Знают люди все на свете

В этом месте ходят … (дети).

2. Что мне делать?

Как мне быть?

Нужно срочно позвонить.

Должен знать и ты и он

В этом месте… (телефон).

3. Что за знак?

Вниз по ступеням

Человек идёт под землю.

Может он в метро спешит?

Может быть, сломался лифт?

(«Подземный пешеходный переход»)

4. Я сойду с велосипеда

Если знак увижу этот.

И пойду, как пешеход

Вместе с ним на переход.

(«Движение на велосипедах запрещено»)

Оценки жюри.

III Тур «Сказочные ситуации»

Ведущий: Команда «Пешеходы» слушайте внимательно.

        1. Сегодня у Винни-Пуха день рождения. Ему исполнилось 6 лет. В этот день ему купили большой велосипед. И он, чтобы весь город видел его подарок, сел на велосипед и выехал на улицу. Какие ошибки допустил Винни-Пух?  (Детям до 14 лет выезжать на проезжую часть запрещено.  Детворе можно кататься по тротуару, в парке, во дворе, на площадках)

         2. Из автобуса вышли два зайца. Один пошел обходить автобус спереди, один остался на остановке ждать, когда отъедет автобус. Кто из них поступил согласно ПДД? (Тот, который остался ждать. Надо подождать пока автобус отъедет от остановки и только тогда переходить дорогу).

Ведущий:  ситуации для команды «Зебра».

         1. Ехал волк к лисе по левой стороне дороги. Его остановил дорожный инспектор и велел заплатить штраф. Какое правило дорожного движения нарушил волк? (Транспортным средствам разрешается ехать, придерживаясь правой стороны дороги).

          2. Однажды медведь оказался в городе. Пришёл на остановку и стал ждать автобус, чтобы доехать до Маши. Долго ждёт, от нетерпенья даже на проезжую часть вышел. Как только автобус подъехал Мишка бросился к передней двери. А тут столько пассажиров выходило, что он едва протиснулся в салон. «Всё! – подумал Мишка. – Буду выходить в заднюю дверь». Научите Мишку, как нужно правильно пользоваться общественным транспортом.

Пока жюри совещается, для всех  музыкальная пауза - «Частушки»

1. Мы частушки вам споём

Как по правилам идём.

Идем мы, не разинув рот,

Только там где переход.

2. Светофор нам нужен всем

Он решает 100 проблем.

Всем подскажет на пути

Где стоять, а где идти.

3. Мы с подружкою моей

Топнем каблучками.

И про правила движения

Все расскажем маме.

4. К нам инспектор приходил

Всё про правила твердил.

И вопросы задавал

Знания выпытывал.

5. Светофор, светофор

Тоненькая ножка

Ты скорее подскажи,

Где идти нам можно

6.Ой, ты, Ваня, ой, ты, Ваня,

Посмотри на светофор!

Все ты, Ваня, перепутал,

Не на тот сигнал пошел.

7.Чтоб на шумных перекрестках

Никогда беды не знать

Будем правила движенья

Каждый знать и соблюдать.

8.Есть у нас значок такой,

Фликер называется,

Но значок он не простой,

Светоотражающий.

9. Прикрепить его к одежде

Быстро каждый сможет,

Ты его не забывай,

Он в пути поможет.

Оценка жюри

IV Тур «Виды транспорта»

Ведущий:  команда «Пешеходы».

1. На чём ехал Емеля к царю во дворец? (На печи).

2. Чем смазывал свой моторчик Карлсон, который живёт на крыше?         (Вареньем).

3. Во что превратила добрая фея тыкву для Золушки? (В карету).

4. Личный транспорт Бабы-Яги? (Ступа).

Ведущий:  команда «Зебра».

1. Любимый двухколёсный вид транспорта кота Леопольда? (Велосипед).

2. Какой подарок сделали родители дяди Фёдора почтальону Печкину? (Велосипед).

3. На чём летал старик Хоттабыч? (На ковре - самолёте).

4. На чём поехал в Ленинград человек рассеянный с улицы Бассейной?  (На поезде).

Оценки жюри.

V Тур «Капитанский»

Ведущий: В этом конкурсе капитанам нужно правильно собрать дорожные знаки и назвать их. К какому виду относится этот знак (запрещающий, предупреждающий).

Оценки жюри.

VI Тур «Загадки»

Чтоб пыл веселья не угас,

Чтоб время шло быстрее.

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам поскорее.

1. Он не едет, не идет,
Не  удержишь – упадет,
А педали пустишь в ход –
Он помчит тебя вперед (велосипед)

2. Удивительный вагон

Посудите сами.

Рельсы в воздухе, а он

Держит их руками. (Троллейбус).

3. Длинной шеей поверчу

Груз тяжёлый подхвачу.

Где прикажут – помогу

Человеку я служу. (Подъёмный кран).

4. Там где строят новый дом

Ходит воин со щитом.

Где пройдёт он станет гладко

Будет ровная площадка. (Бульдозер).

5. Силач на четырёх ногах

В резиновых сапогах.

Прямиком из магазина

Прикатил нам пианино. (Грузовик)

 6.Эй, не стойте на дороге!

Мчит машина по тревоге.

А зачем ей так спешить?

Как зачем? Пожар тушить! (Пожарная машина).

Светофор:  Эстафета – игра «Гонки на самокатах»

Оценки жюри.

Домашнее задание (сценки)

1реб. Солнце светит без тревоги,

Красота и благодать.

Так и хочется дорогу

Где-нибудь перебежать.

2реб. Ну, вообще-то, это можно –

Если бегать осторожно.

Но пойми, дружок, скорей:

Машины бегают быстрей!

3реб. Сколько случаев несчастных,

Сколько слёз и мук напрасных.

Оттого что мы хитрим!

Слушать взрослых не хотим.

4реб. Две истории как раз

Мы расскажем вам сейчас.

История первая «Кино».

Колька: Здравствуй, Мишка!

Мишка: Здравствуй, Колька!

Колька: Ты куда летишь, как пчёлка?

Мишка: Да в кино, вот, тороплюсь.

Опоздать опять боюсь.

Колька: Ну, дружок, ты больно скор.

Видишь, красный! Светофор!

Мишка: Да ведь я, который год

Не смотрю на переход!

Чтоб успеть на место в срок,

Я - бегу наискосок

1. Реб. Так бежал он, так бежал,

На целый месяц опоздал.

Он понять никак не хочет

Чем длиннее – тем короче.

 2 Реб. Мы, друзья, вас не пугаем,

Но история другая.

Нам поможет рассказать,

Где не следует играть.

История вторая «Мяч»

  1 Реб.  Было утро. Выходной!

Васька мяч пинал ногой.

Поиграть – большое счастье.

Но… не на проезжей части

2  Реб.  Слушай, Васька: разве можно

Нарушать устав дорожный.

Васька  Мне на правила плевать

Я вот здесь хочу играть.

А потом пойду туда…

1 Реб Там машина…

Васька  Ерунда!

 2  Реб Скачет мяч, а Васька рядом

Дальше продолжать не надо.

Их двоих – трамвай догнал,

Очень грустный был финал.

Хороша стоит погода

Детвору – не разогнать.

Может быть через полгода

Васька сможет поиграть.

 1 Реб. Пусть дорожных правил много:

Знать их нужно на зубок!

Соблюдать их будешь строго

Проживёшь сто лет, дружок.

2 Реб.  Много красок самых разных

Встретит в жизни человек!

Но зелёный, жёлтый, красный

Нужно помнить весь свой век!

Ведущий: Ну что же ребята, наша викторина подошла к концу. Вы все очень хорошо знаете правила дорожного движения и, надеюсь, их применяете на улице. Светофор:  Молодцы, ребята!

Вы показали отличные знания!

Не оставили без внимания

Эти правила самые важные!

Путь домой будет не страшен вам,

Если точно и без сомнения

Соблюдать вы будете правила движения.

Ведущий: Ребята, пока жюри подводит итоги, мы поиграем с вашими родителями. Посмотрим, как ваши мамы и папы знают правила дорожного движения, а вы не подсказывайте.

1. Какие машины могут ехать на красный сигнал светофора?

- Папина и мамина

- Пожарная

- Полицейская, скорая помощь

- Все машины не могут

2. Для чего регулировщику нужен жезл?

- Приветствовать знакомых

- Отгонять мух

- Регулировать дорожное движение

3. На какой сигнал светофора можно переходить дорогу?

- Красный

- Мигающий

- Зелёный

4. Сколько колёс у автомобиля?

- Два

- Четыре

- Пять (одно запасное)

-  На какой транспорт сядет Люба Успенская?

-  На чём поедет Игорь Скляр в Комарово?

-  На чём едет цыган в песне Николая Сличенко?

-  На чём поедет по тундре певец со своей девушкой?

Ведущий: Конкурс наш к концу подходит.

Каждый глаз с жюри не сводит.

Слово я даю жюри. Слушай каждый и смотри!

Кто сегодня победил? Больше кто потратил сил?

Знаний больше показал и другим примером стал?

Всё узнаем мы тотчас, слушаем жюри сейчас!

Жюри подводит итог и награждает детей.

  Заключение

        Резкое возрастание в последние годы автомобилизации породило множество проблем, среди которых дорожно-транспортный травматизм все больше приобретает характер «национальной катастрофы». Особую категорию пострадавших в результате ДТП составляют дети.

          Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях. Поэтому следует не только заранее проанализировать свой жизненный опыт, но и изучить необходимую литературу по теме «Правила дорожного движения». То, чему и, главное, как хорошо мы научим ребенка, какие навыки безопасного поведения на улице привьем ему, и будет оберегать его всю жизнь [3., С.28]

           Придавая важное значение деятельности всех участников учебно - воспитательного процесса по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма, педагогический коллектив должен вести работу в тесном контакте с сотрудниками ГИБДД и родителями, постоянно совершенствуя формы и методы изучения детьми ПДД. Закрепить знания правил дорожного движения поможет организованная игровая деятельность детей, в ходе которой они научатся применять полученные знания на практике. Именно игра является эффективным методом обучения детей безопасному поведению на дорогах. Игра – один из важнейших видов деятельности ребенка, способ его совершенствования и самовыражения. В изучении правил дорожного движения, в процессе игровой деятельности дети приобретают умения и навыки поведения в условиях реального дорожного движения. Самое важное – это донести детям смысл необходимости знаний и навыков по данной проблеме. И ведь мало рассказать, научить ребенка, нужно показать, как правильно  вести  себя  на  улице.  

Список литературы:

1. Авдеева Н. Н., Князева О. Л., Стеркина Р. Б. «Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста» – М. ООО «Издательство АСТ - ЛТД», 1998.

2. Голицина Н.С., Саулина Т. Ф. Три сигнала светофора. – М. Просвещение, 1980.

3. Чермашенцева О.В. «Основы безопасного поведения дошкольников» Издательство «Учитель» 2008 г.

              


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено".

Программа по Правилам дорожного движения: "Правила дорожные детям знать положено"....

ПДД-Сценарий праздника по правилам дорожного движения в старшей группе "Правило дорожное детям знать положено"

СЦЕНАРИЙ ПРАЗДНИКА ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ «Правило дорожное детям знать положено»                          ...

Презентация по правилам дорожного движения"Правила дорожные детям знать положено!"

Презентация по правилам дорожного движения"Правила дорожные детям знать положено!"...

Конспект НОД по правилам дорожного движения в старшей группе "Правила дорожные детям знать положено"

Программное содержание: Закрепить знание детей о правилах дорожного движения.Закрепить представление детей о светофоре, о назначении его сигналов.Расширять знания о правилах поведения на ул...

ПРОГРАММА ознакомления дошкольников с правилами дорожного движения и профилактики детского дорожно-транспортного травматизма «ПРАВИЛА ДОРОЖНЫЕ ДЕТЯМ ЗНАТЬ ПОЛОЖЕНО!»

Представленные мероприятия могут использоваться  в системе планирования как в совместной деятельности с детьми, так и в образовательной деятельности в ходе режимных моментов....

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста «Правила дорожные детям знать положено»

Профилактика безопасности дорожного движения; профилактика детского дорожно-транспортного травматизма....

Развлечение по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста "Правила дорожные, детям знать положено!"

Задачи: закрепить у детей старшего дошкольного возраста знания о правилах дорожного движения; формировать представление о правилах поведения на улицах города; закрепить у детей старшего дошкольного во...