Статья «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению дошкольников безопасному поведению в окружающей среде»
статья по обж (старшая, подготовительная группа)
Среди актуальных проблем образования особо следует выделять формирование безопасного поведения детей в окружающей среде, которое позволит развивать у обучающихся умения и навыки безопасного участия в дорожном движении. Проблема безопасного детского поведения – часть образования, которое присуще гражданскому обществу, созревшее создать среду и воспитывать безопасное поведение.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Статья «Организация и содержание учебно-воспитательного процесса по обучению дошкольников безопасному поведению в окружающей среде»
Среди актуальных проблем образования особо следует выделять формирование безопасного поведения детей в окружающей среде, которое позволит развивать у обучающихся умения и навыки безопасного участия в дорожном движении.
Проблема безопасного детского поведения – часть образования, которое присуще гражданскому обществу, созревшее создать среду и воспитывать безопасное поведение. Поведение детей в окружающей среде будет максимально безопасным, если у обучающихся сформированы специальные навыки – способность грамотно и максимально быстро применять в естественной среде действия, сформированные путем повторения и доведения до автоматизма умений, основанные на прочно усвоенных знаниях, необходимые для поддержания жизнедеятельности и дальнейшего существования человека. В процессе обучения определяющую роль играет не столько уровень знаний каждого человека об опасностях окружающего мира и способах защиты от них, сколько воспитание в человеке культуры безопасности жизнедеятельности. Культура безопасности жизнедеятельности - это необходимое условие устойчивого развития современной цивилизации.
Формирование культуры безопасности - это последовательное изменение и усложнение системы знаний, умений и навыков, отношения ребенка к окружающему миру, другим людям и себе.
По мнению А.М. Якупова, в качестве особой разновидности культуры безопасности выступает транспортная культура.
Транспортная культура – это часть общей культуры обучающегося, включающая качества и ценностные отношения транспортно-безопасной личности, знания в области безопасности на транспорте, умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортной среде, обеспечивающие ему безопасную жизнедеятельность в ней, не нанося ей вреда, и осознанное, самостоятельное и безопасное участие в транспортных процессах.
Транспортная культура обучающегося складывается из таких основных структурных компонентов, как:
- знания в области безопасности на транспорте;
- качества и ценностные отношения транспортно-безопасной личности;
- умения и навыки безопасного, правопослушного и культурного поведения в транспортных процессах.
Транспортная культура подразумевает способность взрослого или ребенка осуществлять деятельность, которая включает в себя пять тесно взаимосвязанных между собой действий:
- восприятие информации, связанной с умением видеть и слушать сигналы на
дороге;
- обработка информации и оценка ситуации на опасность или безопасность;
- выработка и принятие наиболее безопасного решения;
- прогнозирование результатов в случае реализации принятого решения;
- исполнение принятого решения.
Формирование культуры безопасного поведения обучающихся на дорогах определяется как целенаправленное создание научно-методических, учебно-методических и организационных условий для обеспечения субъектного характера освоения обучающимися социальных норм, ценностей, правил безопасности5.
Проблема обеспечения безопасной жизнедеятельности детей дошкольного возраста на улице, находит своё отражение в образовательных программах «Детство» (В.И. Логинова, Т.И. Бабаева), «Безопасность» (О.Князева, Р. Стёркина – раздел “Ребёнок на улице города”) и т.д.
В данных программах сформулированы такие задачи деятельности преподавательского состава дошкольных образовательных организаций, как:
- дать представления о правилах поведения в общественных местах (на улице, в транспорте), а также о некоторых правилах и знаках дорожного движения;
- познакомить детей с правилами поведения на улицах и в транспорте, с правилами дорожного движения для водителей и пешеходов, с устройством проезжей части, информирование о работе ГИБДД и т.д.
В частности, парциальная программа и учебно-методическое пособие «Основы безопасности детей дошкольного возраста» H.H. Авдеевой, O.JI. Князевой, Р.Б. Стеркиной разработаны на основе Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Программа является первым документом, способствующим решению социально-педагогической задачи — воспитанию у детей навыков адекватного поведения в различных неожиданных ситуациях.
С.Н. Пидручной разработана программа «Культура безопасности по Правилам дорожного движения в детском саду», которая направлена на повышение культуры безопасности по Правилам дорожного движения.
Платформой программы выступает система следующих дидактических принципов:
- Принцип приоритета игровой деятельности. Игра должна сопровождать ребенка на протяжении всего времени пребывания его в детском саду (сюжетно-ролевая, подвижная, спортивная, настольно- печатная, развивающая и др.), даже занятие должно восприниматься ребенком как естественное продолжение игры.
- Принцип интегрирования. Взаимосвязь между всеми разделами программы. Содержание разных разделов включаются на равных основаниях в воспитательно- образовательную деятельность при этом культура безопасности всегда выступает в главной роли. Именно вокруг этого, главного, объединяются другие формы работы.
- Принцип доступности. Знания, умения и навыки по безопасному поведению на улицах и дорогах должны соответствовать возрастным особенностям ребенка, быть для них простыми и понятными.
- Принцип последовательности. Новые знания, умения и навыки, с которыми знакомит детей воспитатель, должны опираться и ложиться на уже имеющиеся знания.
- Принцип достоверности. Формируемые у ребенка представления, знания, умения и навыки о Правилах дорожного движения должны быть достоверными и объективными обо всем, что его окружает (о социуме).
- Принцип полноты. Содержание знаний, умений и навыков по Правилам дорожного движения должно быть реализовано по всем разделам программы. Знания детей последующих разделов, опираются на знания предыдущих и если дети не усвоят материал какого-либо раздела, у них не будет полноценных знаний, а значит и полноценной защищенности.
- Принцип системности. Воспитательно-образовательная деятельность по Правилам дорожного движения должна проводиться на протяжении всего учебного года; содержание работы должно планироваться во всех режимных моментах (утром: индивидуальные беседы, вопросы, самостоятельная художественная деятельность, игры в уголке дорожного движения и др. по тематике правил дорожного движения; на прогулке: экскурсии, наблюдения, обсуждение увиденного, подвижные игры, нравственно-этические беседы и др. по тематике правил дорожного движения; вторая половина дня: самостоятельная художественная деятельность, театрализация, подготовка и проведение тематических досугов, праздников и др.).
- Принцип индивидуального подхода. Учитывать индивидуальные особенности ребенка. 9) Принцип стандартизации. Дети должны усвоить стандартные, базовые (необходимые) знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения, согласно психофизическим особенностям;
- Принцип соответствия и целостности. Базовые знания, умения и навыки, обеспечение которых определяется набором типичных и проблемных ситуаций, в которые попадает ребенок при общении с улицей и дорогой в окружающем мире;
- Принцип сезонности знаний. Детей знакомят с сезонными явлениями природы, как они влияют на безопасность участников дорожного движения на улице и дороге (осень: дождь (скользкая дорога), туман (плохая видимость), листопад, лужи, гололед, сокращение светового дня, сумерки, снижение видимости, заморозки, снег с дождем;зима: снегопад (сужение дороги из-за снега), гололед (увеличение тормозного пути, заносы автомобиля на дороге), метель, ветер, снежные заносы, сумерки, короткий световой день, оттепели, слякоть, возможно яркое слепящее солнце; весна: колебание температуры воздуха, снег с дождем, оттепели, гололед, туман, дожди, лужи, яркое солнце;лето: длинный световой день и длительное пребывание детей на улице, часто без надзора взрослых, яркое солнце слепит глаза, ливни, лужи, высокая температура воздуха; одежда и аксессуары: осень - зима - весна: объемные куртки, капюшоны, шарфы, неудобная обувь, шапки с козырьками, зонты; лето: шлепанцы, солнцезащитные очки, зонты, использование музыки, наушников, разговоры по телефону при переходе через дорогу и др.).
- Дифференцированный принцип. Расчленять изучаемый материал на блоки. Например, общая тема «Регулирование дорожного движения», расчленяем на блоки: «Светофор», «Дорожные знаки», «Дорожная разметка», «Сигналы регулировщика». Подбор содержания изучаемого материала на основе последовательного ступенчатого изучения детьми правил безопасного поведения в зависимости от их уровня усвоения понятий и способов действий (от простого - к сложному).
- Принцип учета местности ближайшего микрорайона. Предполагает использование учебно-воспитательного материала, который конкретизирует дорожно-транспортную специфику ближайшего микрорайона и место расположения дошкольного учреждения и ближайшей школы.
- Взаимодействие «детский сад — семья». Без участия родителей в формировании у детей знаний, умений и навыков по Правилам дорожного движения воспитательнообразовательный процесс в детском саду невозможен. Родителей знакомят с содержание занятий по правилам дорожного движения, учебным материалом, проводят консультации, беседы. Родителям отводится важная роль в педагогическом процессе, они могут проводить беседы с детьми на предложенные воспитателем темы, а самое главное, наглядно и практически закреплять изучаемый материал по дороге в детский сад и обратно домой, во время прогулок.
- Взаимосвязь деятельности воспитателей и педагогов специалистов. Работа воспитателей и специалистов по Правилам дорожного движения должна быть скоординирована таким образом, чтобы каждый специалист участвовал в развитии ребенка, развивал его способности и задатки: психолог - память, мышление, воображение, произвольное поведение и осознание своего поведения; логопед - помогает детям в произношении и заучивании трудных и новых слов по тематике правилам дорожного движения; инструктор по физической культуре - развивает осанку, координацию движений, ловкость, умение ориентироваться в пространстве, глазомер, умение выполнять команды, умение ориентироваться на звуковой сигнал, на предметные ориентиры, подготовка к досугам, праздникам и др.; музыкальный руководитель - развивает осанку, усовершенствует пластику движений, умение ориентироваться на звуковой сигнал и предметные ориентиры, выполнять команды и правила; подготовка и проведение досугов, праздников по тематике правилам дорожного движения.
Содержание программы включает в себя разделы, направленные на формирование: - представлений об улицах родного города, ближайшем микрорайоне, улице, на которой расположен детский сад, ближайшем дворе - опасном и безопасном;
- представления о видах транспорта: наземный (самый многочисленный), водный, воздушный, подземный;
- представлений о терминах и понятиях по Правилам дорожного движения;
- представлений о дорожном регулировании (светофор, дорожная разметка, дорожные знаки, сигналы регулировщика)
- представлений о ситуациях-ловушках на дорогах;
- представлений о Правилах поведения в различных общественных местах: на автобусной остановке; во время посадки в транспорт; в транспорте; при выходе из транспорта; - представления о Правилах поведения во время игры на улице: опасны: игры вблизи проезжей части; опасные игры на проезжей части; катание на санках вблизи проезжей части; катание на санках вблизи водоемов; катание на велосипедах и роликах; представления о сезонных явлениях: туман, гололед, дождь, снег, солнце и др.
В соответствии с программой первая половина дня жизнедеятельности старших дошкольников должна быть представлена:
- индивидуальной работой, во время которой дети делились своими свежими впечатлениями, рассказывали о своем пути в детский сад, обменивались своими наблюдениями, осуждали пешеходов и водителей, которые нарушали Правила дорожного движения и создавали опасные ситуации на дороге, тем самым осуществляли процесс познания окружающего мира и эмоционального восприятия;
- художественно-эстетическими видами деятельности, которые позволяли детям передать свои эмоциональные впечатления и свое отношение к увиденному в окружающем мире в рисунках, лепке, обыграть объекты изодеятельности, чтения, пения, танца (цвет, композиция, движение, звук, слово), проявить творчество, трансформировать свои впечатления в создании новых образов, что способствовало эффективному усвоению учебного материала и благоприятному эмоционально-психологическому климату в группе; - занятиями по Правилам дорожного движения (интегрированными), в которых главными составляющими содержания представлены знания, умения и навыки по Правилам дорожного движения, а другие составляющие (игра, ознакомление с окружающим, развитие речи, изодеятельность, художественная литература и др.), дополняли и усиливали эффект формирования основ культуры безопасности, тем самым способствовали более глубокому усвоению знаний, умений и навыков по безопасной жизнедеятельности;
- экскурсиями, которые давали возможность использовать наглядно-практические методы работы, а наблюдение нарушений Правил дорожного движения пешеходами и водителями, обеспечивало раскрытие проблемы учебных задач, мотивацию на изучение и соблюдете Правил дорожного движения, способствовало прочному и осознанному усвоению детьми Правил дорожного движения;
- играми (сюжетно-ролевыми, подвижными, настольными, развивающими и др.) содержание и сюжет которых – это отражение ребенком определенных действий, событий, взаимоотношений из жизни и деятельности окружающего мира, они помогали ребенку углубить свои знания социума, усовершенствовали умения и практические навыки, раскрывали правила, нравственно-этические нормы поведения и ценности, регулирующие взаимоотношения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сообщение «Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»
Сообщение«Организация занятий по обучению дошкольников безопасному поведению на улице»...
![](/sites/default/files/pictures/2016/09/22/picture-819448-1474562896.jpg)
Организация воспитательной работы по обучению дошкольников безопасному поведению на улице
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. Максимально защитить их от возможной беды – обязанность родителей и воспитателей. Поэтому обучение безопасному поведению на улице нужно п...
![](/sites/default/files/pictures/2017/10/29/picture-497134-1509263887.jpg)
Организация совместной деятельности по обучению дошкольников безопасному поведению на улице
Особенно эффективно применение интерактивного метода обучения, направленного на активное включение детей в диалог. С помощью этого метода воспитатель может помочь ребятам визуально представить движени...
![](/sites/default/files/pictures/2018/07/14/picture-922981-1531583454.jpg)
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
....
![](/sites/default/files/pictures/2019/03/17/picture-1126859-1552810704.jpg)
Воспитательная работа в детском саду. Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Воспитательная работа в детском саду.Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательномучрежденииопределяется Базовым к...
![](/sites/default/files/pictures/2018/11/15/picture-1082568-1542303127.jpg)
Статья " Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогах"
Психолого-педагогические исследования по проблеме обучения дошкольников безопасному поведению на дорогахОдной, из приоритетных и важных для человечества потребностей является: обеспечение безопас...
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/08/picture-548784-1423421854.jpg)
Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.
Организация и содержание учебно-воспитательной работы в ДОУ.Содержание учебно-воспитательного процесса в дошкольном образовательном учрежденииопределяется Базовым компонентом дошкольного образования в...