Программа кружка "Дорожная азбука"
рабочая программа по обж (средняя, старшая группа)

Барцайкина Тамара Даниловна

Программой предусмотрена работа с детьми по предупреждению дорожно-транспортного травматизма по двум  возрастным подгруппам (для разновозростной группы детского сада).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_kruzhka_po_bdd.docx572.2 КБ

Предварительный просмотр:

Программа кружка

«Дорожная азбука»

(на основе региональной программы

 «Ребёнок и дорога»)

МАОУ Горненская СОШ

2017-2018 учебный год

В-ль Барцайкина Т.Д.

Пояснительная записка

Программа кружка «Дорожная азбука» для среднего, старшего дошкольного возраста разработана по региональной программе «Ребёнок и дорога».

Направленность программы социально-педагогическая: создаются условия для социальной практики ребенка в его реальной жизни, накопления нравственного и практического опыта.

Актуальность: По результатам статистики, ежегодно на дорогах нашей страны происходят  десятки тысяч дорожно-транспортных происшествий с участием детей. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм является проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии педагогов, родителей и детей.

Каждый взрослый должен знать правила дорожного движения для пешеходов, правила безопасного поведения для пассажиров и воспитывать дисциплинированных пешеходов и пассажиров в своих детях. Ведь правила дорожного движения едины для детей и взрослых.

Поэтому главная задача родителей и педагогов – доступно разъяснить правила ребёнку, а при выборе форм обучения донести до детей смысл, опасность несоблюдения правил, при этом, не исказив их содержания.

Важно, чтобы именно при переходе из детского сада в школу, ребёнок мог легко ориентироваться в ближайшем пространственном окружении, умел наблюдать и правильно оценивать дорожные ситуации, владел навыками безопасного поведения в этих ситуациях.

Программа кружковой деятельности «Дорожная азбука» разработана для того, чтобы дети успешно усвоили правила дорожного движения, осознанно соблюдали правила дорожного движения, могли ориентироваться в дорожных ситуациях, на практике применяли свои знания.

Цель программы: систематизировать знания детей по правилам дорожного движения, привить навыки правильного поведения на улице, во дворе и транспорте, соблюдать и осознанно выполнять правила дорожного движения.
Задачи:

воспитывать сознательное отношение к выполнению правил дорожного движения;

воспитать культуру поведения и дорожную этику в условиях дорожного движения;

развивать мотивацию к безопасному поведению;

развивать у дошкольников умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;

формировать личностный и социально – значимый опыт безопасного поведения на дорогах и улицах;

формировать навыки самооценки, самоанализа своего поведения на улице и в транспорте.

развивать личностные свойства – самостоятельность, ответственность, активность, аккуратность;

научить основным правилам дорожного движения;

обеспечить каждому ребенку требуемый уровень знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах;

обучить правильному поведению на улицах, используя полученные знания по данному вопросу;

формировать у дошкольников устойчивые навыки соблюдения и выполнения правил дорожного движения (ПДД).

Принципы реализации программы: (по Е.А. Козловской, С.А. Козловскому):

1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.

2. Принцип взаимодействия «дети – дорожная среда».

Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.

3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия.

Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).

4. Принцип возрастной безопасности.

С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.

5. Принцип социальной безопасности.

Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует ГИБДД.

6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания.

Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.

Принципы организации образовательного процесса:

— Последовательность – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем.

— Наглядность — дети должны сами все увидеть, услышать, потрогать и тем самым реализовать стремление к познанию.

— Деятельность — включение ребёнка в игровую, познавательную, поисковую деятельность с целью стимулирования активной жизненной позиции.

— Интеграция — интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе.

— Дифференцированный подход — решаются задачи эффективной педагогической помощи детям в совершенствовании их личности, способствует созданию специальных педагогических ситуаций, помогающих раскрыть психофизические, личностные способности и возможности воспитанников.

— Возрастная адресность — одно и то же содержание используется для работы в разных группах с усложнением соответствующим возрастным особенностям детей.

— Преемственность взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи — ничто не убеждает лучше примера родителей.

Формы и режим занятий:

Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей, а также активные формы организации обучения и просвещения родителей по данной проблеме. Комплексное решение вопросов, сотрудничество с ГИБДД,  в ходе реализации программы способно изменить деятельность дошкольного учреждения, создать условия для привития детям устойчивых навыков безопасного поведения на дороге. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям Правила дорожного движения.

Используемые в ходе работы ситуационные формы обучения, максимальное разнообразие приемов и средств, неформальность, творческий поиск позволяют:

  • ребенку научиться предвидеть опасные ситуации и правильно их оценивать, создавать модель поведения на дороге;
  • привлекает родителей к осуществлению взаимодействия с дошкольным образовательным учреждением.

Работа в ходе реализации программы может быть специально организованна, а также внедрена в обычные плановые формы работы. В рамках кружковой работы организовываются занятия с детьми 2 раза в неделю.

Веселые картинки ПДД

Рис.1 Формы работы с детьми по обучению безопасному поведению на дороге

Методы и технологии, применяемые в работе с детьми:

— Интерактивный метод обучения.

— Моделирование опасных и безопасных дорожных ситуаций.

— Личностно-ориентированная технология.

— Технология игрового обучения.

— Метод наблюдения и беседы.

Методы активизации родителей и педагогов:

— Обсуждение разных точек зрения.

— Решение проблемных задач семейного воспитания.

— Ролевое проигрывание ситуаций.

— Тренинговые игровые упражнения и задания.

— Анализ родителями и педагогами поведения ребенка.

— Обращение к опыту родителей.

Реализация данной программы  позволит получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека, выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

Кружковая работа  проводится в доступной и стимулирующей развитие интереса игровой форме. Игровые технологии, применяемые в программе, дают возможность включиться ребенку в практическую деятельность, в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение опыта безопасного поведения на дорогах и улицах, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением.

Основные направления деятельности:

Создание условий; работа с детьми; работа с родителями.

Ресурсное обеспечение кружковой работы:

1. Уголок “Дорожного движения” в групповом помещении .

2. Комната изучения ПДД в здании ДОУ.

3. Наглядный материал:

- транспорт различного функционального назначения;

- настольно-печатные игры;

- дидактические игры по ПДД;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;

- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;

- дорожные знаки.

4. Методический инструментарий.

5. Библиотечка “Добрая дорога детства ”.

Работа с детьми

При построении кружковой деятельности по изучению правил дорожного движения следует иметь в виду три аспекта взаимодействия с транспортной системой города:

ребенок – пешеход;

ребенок – пассажир транспорта;

ребенок – водитель детских транспортных средств (велосипед, санки, ролики и др.)

Методы, способы деятельности педагога, направленные на глубокое, осознанное и прочное усвоение знаний детьми:

в обучении - практический (различные упражнения с моделями, с игровым материалом транспортных средств, изготовление макетов, деятельность в уголке по ПДД, макет дорога в детский сад);

наглядный (изучение правил на макетах, наблюдение за движением транспорта и пешеходов, демонстрация дорожных знаков, технических средств);

словесный (как ведущий - инструктаж, беседы, разъяснения); видеометод – ИКТ (просмотр, обучение).

в воспитании - (по Г. И. Щукиной) - методы формирования сознания
личности, направленные на формирование устойчивых убеждений (рассказ, этическая беседа, пример);

методы организации деятельности и формирования опыта общественного поведения (воспитывающая ситуация, приучение, упражнения, дорожные ловушки);

методы стимулирования поведения и деятельности (соревнования, поощрения).

Формы контроля: тестирование, конкурсы, викторины, игры.

Организация образовательного процесса:

Деятельность проходит в занимательной, игровой форме.

Кружковая деятельность проводится 2 раза в неделю: вторник – средняя группа, пятница – старшая группа. Продолжительность не превышает время, предусмотренное физиологическими особенностями возраста детей и «Санитарно-эпидемиологическими правилами и нормами»:

 15  - 20 минут – средняя (4-5лет), 20 – 25 минут –старшая группа (5-6  лет),

Режим кружковой деятельности

Общее количество часов в год –  72 занятия а год.

Количество часов в неделю – 2 занятия.

Психофизиологические и возрастные особенности  дошкольников в дорожной среде

Дошкольники, оказавшиеся на проезжей части дорог без сопровождения взрослых, попадают в ДТП в силу психофизиологических особенностей их высшей нервной деятельности, что сказывается на поведении в дорожной среде.

        У ребенка 4-5-летнего возраста почти все процессы активности мозга (образование, кратковременное хранение информации, воспроизведение следов возбуждения) происходят на подсознательном уровне. Активизация его внимания возможна лишь при условии эмоционально окрашенных стимулов. Восприятие им дорожной среды непосредственно. Его действия подчинены быстро меняющимся замыслам. Он легко воспринимает то, что можно ярко представить и эмоционально пережить. Поэтому, попав в зону движущегося транспорта, ребенок отвлекается на все, что его в данный момент заинтересует. Он может активно реагировать не на ту машину, которая представляет опасность, а на более яркую, привлекательную. Ребенок данного возраста лучше ориентируется в происходящем на расстоянии до пяти метров. Ему трудно заметить и точно оценить действия, которые происходят на большем расстоянии.

        В 5-6 лет благодаря расширению поля зрения и развитию глазомера у ребенка увеличиваются возможности проследить события, совершающиеся в 10-метровой зоне. В этом возрасте поле зрения у ребенка настолько мало, что составляет десятую часть поля зрения взрослого человека.

Скорость реакции у дошкольника 6-летнего возраста на световой или звуковой раздражитель ниже, чем у детей более старшего возраста.

        Можно предположить, что в связи с подвижностью детей, их повышенной возбудимостью, наличием сравнительно коротких нервных путей от рецепторов к мышцам время реакции у них должно быть коротким. Однако это не так. Несовершенство многих нервно-психических функций значительно увеличивает время реакции. У детей данного возраста много времени уходит на то, чтобы отличить один сигнал (раздражитель) от другого для того, чтобы выбрать правильное направление движения.

        У дошкольника неустойчивое и быстрое истощение нервной системы, процессы возбуждения преобладают над процессами торможения, быстро образуются и исчезают условные рефлексы, потребность в движении преобладает над осторожностью. Клетки коры головного мозга легко истощаются, и быстро наступает состояние утомления и рассеянности.

Стремление играть в любых ситуациях способствует непредсказуемости и импульсивности в поведении ребенка. Находясь на улице, ребенок получает много новых впечатлений. Он переполняется эмоциями: радуется, удивляется, проявляет к чему-то интерес и совсем не обращает внимания на опасности дорожной среды. Он может побежать на дорогу за укатившимся мячом или неожиданно появиться на дороге на велосипеде, роликовых коньках, самокате и т.д., не понимая опасности движущегося транспорта.

У дошкольника отсутствует способность быстро принимать решения, формировать пространственные программы движения, соизмерять скорость движущегося автомобиля с тем расстоянием, на котором этот автомобиль находится от него, сразу предугадывать все возможные варианты поведения водителя.

        В экстремальной ситуации, когда ребенок поставлен перед выбором, как поступить, он легко теряется, впадает в состояние безысходной опасности, незащищенности. Чем труднее ситуация, тем сильнее развивается торможение в центральной нервной системе ребенка.

        Дошкольник плохо распознает источники звуков. Он слышит только те звуки, которые ему интересны. Ему трудно определить, с какой стороны поступают звуковые сигналы. Ребенок не может перевести свой взгляд с близких объектов на дальние и наоборот.

Есть и индивидуальные особенности поведения дошкольника. Так, для ребенка с сильной нервной системой приятны шумные игры, громкое радио, яркий свет. Чем сильнее раздражители, тем большая у него скорость реакции. И при громком сигнале автомобиля такой ребенок отреагирует быстро.

Ребенок же со слабой нервной системой в этом случае может испугаться, оказаться в замешательстве. У него при сильных раздражителях возникает противоположная реакция - реакция торможения.

        У дошкольника не развита координация движения, и он не может одновременно выполнять сразу несколько действий. Из-за своего небольшого роста он не может целостно обозревать происходящее на дороге. Ребенок считает, что если он видит автомобиль, то и водитель тоже его видит и объедет. Как правило, из-за закрывающих обзор препятствий: стоящего транспортного средства, зеленых насаждений, сугробов снега, торговых палаток, взрослых пешеходов, водитель не видит ребенка, выбегающего на проезжую часть, и совершает наезд.

        Дошкольник не способен видеть издалека приближающиеся транспортные средства и оценивать дорожную ситуацию. Он начинает наблюдение за движением на дороге только подойдя к краю проезжей части.

        Ребенок по-разному реагирует на различные виды транспортных средств. Он боится больших грузовых машин, автобусов, троллейбусов и

недооценивает опасности легковых автомобилей, мотоциклов, велосипедов.

Дошкольник не понимает, что автомобиль не может остановиться мгновенно, даже если водитель видит ребенка.

        Исследования физиологов показывают, что у дошкольника не развито боковое зрение, угол зрения в 10 раз меньше, чем у взрослого. Время реакции ребенка на опасность с момента ее обнаружения составляет 1,3-1,5 с, а у взрослого - 0,6-0,8 с.

Чем опаснее ситуация на дороге, тем более медленно и неправильно он принимает решение, так как теряется, не зная, что делать. Именно поэтому дошкольника нельзя одного отпускать на улицу, и взрослые всегда должны держать его за руку.

Средняя группа (4-5 лет)

В средней группе дети обучаются умению ориентироваться  на территории  детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструкторских особенностях.

 Детям показываются места, где можно ходить пешеходам: пешеходные переходы, наземный «зебра», подземный и надземный, по которым, держа взрослого за руку, можно переходить проезжую часть. Знакомят с дорожной разметкой пешеходного перехода «зебра».

Дети обучаются умению определять расстояния до предметов: близко, далеко, очень близко, очень далеко; изменения направления движения пешеходов и транспортных средств: идет медленно, быстро, поворачивает налево, направо, бежит, останавливается и т.д. Детей знакомят с транспортным светофором, рассказывают о  принципе его работы, о его назначении: транспортный - для водителей, пешеходный – для пешеходов.

Дети учатся составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации: как они ехали в легковом автомобиле, автобусе, троллейбусе; определяют предметы, которые закрывают видимость проезжей части дороги: деревья, кусты, стоящий транспорт и др.

Обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.

Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.

На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении (стоящие и движущиеся автомобили). Формируется чувство опасности в дорожной среде: умение наблюдать за движением транспорта и различать скрытую опасность (кусты, дома, деревья, припаркованные автомобили, киоски и т.д.), воспитывается и формируется привычка - находясь на улице, крепко держать за руку взрослого. В средней группе помимо проведения комплексных занятий, прогулок,  уже вводится  специальное занятие по ПДД  один раз в месяц, на которых детей знакомят:

  • Транспорт (общественный и личный);
  • Правила поведения в транспорте  общественном и личном, правила при посадке и выходе;
  • Какие знаки помогают водителям и пассажирам в пути?

zn «автозаправочная станция»zn «пункт питания»

zn «больница»     zn «телефон»

  • Знакомство с пешеходным переходом. Чем обозначается? Что такое «зебра»?
  • Пешеходный светофор. Чем отличаются регулируемый пешеходный переход от нерегулируемого. Как работает «пешеходный светофор»;
  • Правила перехода проезжей части по пешеходному переходу. Каким пешеходным переходом пользоваться легче и почему?
  • Виды пешеходных переходов (надземный, подземный, наземный);

знаки 003знаки 002знаки 005

  • Знакомство с транспортным светофором особенности и назначение;
  • Сравнение транспортного и пешеходного светофоров;
  • Обучение правостороннему движению.

Старшая группа (5-6 лет).

Закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутом или  транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части по пешеходному переходу и в зоне перекрестка.

Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Объясняется, что водители не видят за большим транспортом пешеходов, а пешеходы не видят маленький транспорт, который может ехать очень быстро и наехать на пешеходов, если они не соблюдают правила перехода проезжей части дороги. Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы, и почему такие действия опасны.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий. В специальных двигательных упражнениях отрабатываются правила перехода проезжей части дороги, закрепляются навыки безопасного поведения, в играх отрабатываются навыки по выполнению правильных действий при переходе проезжей части со взрослым и понимание пространственной терминологии (левая - правая сторона, впереди - сзади, рядом, далеко - близко, навстречу, напротив, движение прямо, наискосок и другие).

Тематика занятий:

  • Транспорт (габариты: маленький, большой; как узнать, что будет делать водитель автомобиля?; термины: маневр, скорость, обгон);
  • Транспорт воздушный, водный, наземный;
  • Наземный: пассажирский, грузовой и легковой;
  • Правила поведения в пассажирском транспорте, общественном пассажирском и легковом личном;
  • Знаки, помогающие пешеходам найти место остановки транспорта;znznzn
  • Специальный транспорт, его назначение в жизни человека;
  • Знакомство с понятиями: обочина, край проезжей части, поребрик, разделительная полоса;
  •  Чем отличается «улица» от «дороги»;
  • Улица, переулки, площадь, проспект (широкие и узкие);
  • Дорога односторонняя и двухсторонняя;
  • Сравнение транспортного и пешеходного светофоров;
  • Перекресток. Какие бывают перекрестки (регулируемые и нерегулируемые);
  • Правила перехода проезжей части на регулируемом перекрестке;
  • Правила перехода проезжей части на нерегулируемом перекрестке;
  • «Дорожные ловушки» на пешеходном переходе и на автобусной остановке;
  • Сравнение знаков «Пешеходный переход». Знак особых предписаний и знак предупреждающий. Чем они похожи, чем отличаются, для кого предназначены?

знаки 003знаки 004

  • Знакомство со знаками для пешеходов «Движение  пешеходов запрещено» и «Пешеходная дорожка». Сравнение двух знаков: форма, цвет, назначение.

знаки 006знаки 001

  • Знакомство со знаками сервиса:

zn «Место отдыха»

zn «Пункт первой медицинской помощи»

Тематический план

 (средняя группа)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма

Цель

Содержание

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

I

Вводное

(тестирование детей)

Беседа (индивидуальная)

Выявить уровень знаний детей о пешеходном светофоре, о его сигналах, для кого он предназначен. Знать, что такое проезжая часть, тротуар и  находить их на дороге макета.

Кто такие участники дорожного движения: пешеход, пассажир, водитель?  Виды транспорта: грузовой, легковой, пассажирский, называть, различать, знать, для чего и кого предназначены. В чем заключается роль водителя. Как должны двигаться пешеходы по тротуару? Где разрешено переходить пешеходам проезжую часть? Как называется знак, для кого предназначен?

Педагог задает детям вопросы и отмечает результаты в таблице.

знаки 003

знаки 9

II

Автомобили большие и маленькие

Экскурсия

Расширять знания детей о видах транспорта: грузовой, легковой, пассажирский. Где двигается транспорт, кто им управляет.

Учить идти группой. Рассматривание картинокс транспортом.

III

Грузовой транспорт «Сильные машины»

Беседа

Расширять знания детей о грузовом транспорте. Знакомство с  новыми словами: фургон, цистерна, грузовик. Рассказать об их назначении в жизни человека.

Подготовить игрушечные автомобили. Иллюстрации с изображением выполнения действий водителя данного автомобиля, например: фургон перевозит хлеб, цистерна – молоко.

IV

Пассажирский транспорт «Путешествие в автопарк»

Дидактическая игра

Развивать умение сравнивать автобус, троллейбус, маршрутное такси.

Заранее построить «автопарк», расставить транспорт. Загадывая загадки о транспорте, найти этот автомобиль в автопарке, рассказать о нем, что это за транспорт, для чего он нужен.

Октябрь

I

Кто такие пассажиры?

Беседа

с использованием мультимедиа

Уточнить правила поведения пешеходов при ожидании транспорта. Познакомить с правилами поведения пассажиров в общественном транспорте

Мультимедийная презентация о пассажирском транспорте и правилах поведения пассажиров в нем. Использование худ.слова.

II

Автобус

Аппликация

Учить создавать образ из отдельных частей.

Кисти, клей, цветная бумага.

III

Трамвай

Рассматривание картины

Познакомить с видом общественного транспорта – трамваем. С помощью чего передвигается, кто управляет, для кого предназначен. Учить детей составлять небольшой описательный рассказ по картинке.

Картина

IV

Светофор - регулировщик

Рассказ воспитателя

Познакомить детей с работой транспортного светофора, его сигналами, их назначением.

I

Добрый друг наш Светофор

Аппликация

Уточнить цвета  сигналов транспортного светофора, значение, расположение. Самостоятельно наклеивать детали светофора, создавая его образ.

II

Дирижер дорожного движения (светофор)

Экскурсия к регулируемому перекрестку

Учить понимать принцип работы транспортного светофора. Наблюдать за поведением водителей и пешеходов при проезде и переходе проезжей части.

III

Сравнение двух светофоров

Дидактическая игра

Уметь сравнивать, находить сходства и различия. Знать назначение транспортного и пешеходного светофоров.

IV

Наша улица

Экскурсия

Формировать у детей представление о двухстороннем движении. Расширять представление об улице и дороге. Закреплять знания о правилах для пешеходов.

Ноябрь

I

Из чего состоит улица?

Беседа

с использованием мультимедиа

Продолжать знакомство с понятиями: «улица», «дорога». История возникновения улицы и дороги. Уметь называть и находить части дороги: тротуар, поребрик, проезжая часть, разделительная полоса, обочина.

II

«Зебра» или «Пешеходный переход»

Рассматривание знака и картины с изображением пешеходного перехода

Знакомство с дорожным знаком «Пешеходный переход», его форма, цвет, назначение, с понятием «зебра» и с правилами перехода проезжей части по пешеходному переходу. Уметь составлять небольшой описательный рассказ о дорожном знаке.

знаки 003

III

Улица нашего города

Аппликация

Наклеивать транспорт и пешеходов в тех частях улицы и дороги, которые для них предназначены. Вырезать полоски, наклеивать их ровно одна под другой, изображая пешеходный переход.

Готовые вырезанные силуэты транспорта и пешеходов, разместить их на проезжей части, тротуаре.

IV

Поездка на легковом автомобиле

Составление рассказов

Рассказывать о поездке на автомобиле, о правилах поведения пассажира в легковом автомобиле, о значении ремня безопасности, о правилах высадки из автомобиля.

Для облегчения составления рассказов использовать картинки, фотографии. Можно использовать фото автомобиля из семейного архива.

Декабрь

I

Автопарк

Конструирование

Расширять знания детей о транспорте, о работе водителя. Учить строить гаражи, создавая автопарк для транспорта из строительного материала. Познакомить с дорожным знаком «Автозаправочная станция».

zn

II

Регулируемый и нерегулируемый пешеходный переход

Беседа

Учить детей сравнивать, определять, почему так называются пешеходные переходы, кто регулирует на пешеходном переходе.

Подготовить мультимедиа для демонстрации слайдов регулируемого и нерегулируемого перехода.

III

Пешеход, пешеход, помни ты про переход…

Рассматривание

дорожных знаков

с использованием мультимедиа или видеофильма

Развивать логическое мышление. Познакомить детей с видами пешеходных переходов. Их особенностями, отличием друг от друга, их назначением. Определять какой переход самый безопасный.

знаки 003

знаки 002

знаки 005

IV

Знаки переходов для пешеходов

Аппликация

Вырезать полоски из бумаги и наклевать, изображая ступеньки перехода, наклеивать детали пешехода, располагая силуэт посередине квадрата. Уметь подбирать нужный знак к картинке, рассказывать о своем знаке.

Подготовить  силуэты пешеходов и заготовки квадратной и треугольной формы. Полоски дети нарезают сами. Клей, кисточки, ножницы. Знаки для образца.

Январь

I

Мы по улице идем

Беседа с моделированием на макете

Закреплять знания детей о поведении пешеходов на тротуаре и при переходе проезжей части.

Макет с дорожной  разметкой. Мелкие игрушки: куклы, автомобили.

II

Опасно –

неопасно

Беседа или

дидактическая игра

Уметь определять опасную и неопасную ситуацию на пешеходном переходе, при переходе на разрешающий и запрещающий сигналы светофора. Как правильно вести себя в данной дорожной ситуации.

Мультимедиа для демонстрации слайдов, где показаны опасные и неопасные ситуации на дороге.

III

В гости к бабушке Загадушке

Занятие-игра

Закреплять знания детей о пассажирском транспорте.

Картинки с изображением транспорта, загадки, воспитатель переодетый в бабушку.

IV

Назови правильно

Дидактическая игра

Закрепить понятие «справа», «слева», «впереди», «сзади», «вверху», «внизу», «между», «посередине», «навстречу друг другу».

Игрушечные автомобили, зверушки. Подготовленная заранее проезжая часть и тротуар. Определять место нахождения предметов: «Красный автомобиль стоит за белым», «Мишка идет навстречу зайцу» и др.

Февраль

I

Дорога

Рассматривание картин

Учить сравнивать и определять дорогу с односторонним и двухсторонним движением. Как переходить такую проезжую часть?

Иллюстрации дорог

II

Пешеходы - нарушители

Беседа

Обучать детей Правилам безопасного поведения  на дороге и возле нее, находить нарушителей и давать оценку их действиям. Развивать внимательность и наблюдательность.

Картинки с пешеходами -нарушителями.

III

Я - примерный пешеход

Работа с макетом

Отрабатывать с детьми практические навыки безопасного поведения пешеходов.

Макет. Мелкие игрушки, дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Место остановки автобуса или троллейбуса».

IV

Почини технику

Дидактическая игра

рисование

Закрепить у детей знания о транспорте, его составных частях. Уметь раскрашивать недостающие детали. Вспомнить о назначении транспорта.

Подготовить раскраски, на которых изображен транспорт с недостающими деталями.

Март

I

Как знаки с нами разговаривают?

Дидактическая игра

Познакомить с дорожными знаками группы сервиса: «Больница», «Пункт питания», «Телефон». Находить знаки по описанию, самим описывать знаки, знать их назначение. Дать понятие, что эти знаки друзья не только водителей, но и пешеходов. Они помогают человеку в пути.

Дорожные знаки, загадки о знаках. Знак помогает определить, что здесь находится, можно использовать знаки для сюжетно-ролевой игры.

II

Путешествие на автобусе

Занятие - игра

Для расширения сюжета игры распределить роли: водителя, врача, работников столовой, пассажиров. Закрепить правила поведения пешеходов и пассажиров от посадки в автобус до выхода из него.

Построенная имитация автобуса. Дорожный знак.

III

Автозаправочная станция

Экскурсия

Расширить представления детей о значении для водителя и транспорта автозаправочной станции, знаке, указывающем на нее. Расширять представления о транспорте, окружающем мире.

Перед выходом объяснить детям правила движения группой по тротуару и через проезжую часть. Два красный флажка.

IV

Угадай дорожный знак

Дидактическая игра

Закрепить у детей знания о знакомых дорожных знаках, их назначении.

Все знакомые знаки (5-6 штук). Загадки. Организация игр «Угадай, какого знака не стало», «Что изменилось», «Найди такой же», «Подбери к картинке», «Дорожный волчок».

Апрель

I

Бездельниксветофор

Чтение

Познакомить с произведение С. Михалкова «Бездельник светофор». Уметь инсценировать это произведение по ролям.

Книга

С. Михалкова «Бездельник светофор»

II

В гостях у Светофора

Занятие - игра

Закрепить значение сигналов светофора, развивать умение решать проблемные ситуации, в которых оказались невнимательные пешеходы.

Светофор (четырехсторонний) с переключателем сигналов, перекресток или дорожная мобильная площадка.

III

Дорожные происшествия

Беседа

Закреплять у детей знания Правил поведения пешеходов, пассажиров. Развивать внимание. Воспитывать умение ориентироваться в создавшейся ситуации.

Мультимедиа для демонстрации слайдов.

IV

Мой город

Экскурсия

Закрепить полученные знания детей в течение года по ПДД. Находить улицу с односторонним и двусторонним движением, тротуар и проезжую часть, пешеходный переход, определять транспортный и пешеходный светофоры.

Два красный флажка. Поездка на автобусе. Напомнить правила посадки в автобус и выхода из него. Правила поведения в автобусе.

Май

I

Путешествие в страну дорожных знаков

Занятие - игра

Закрепить знания детей о дорожных знаках, их назначении, умение находить знак по описанию, знать, для кого он предназначен.

По групповой комнате или музыкальному залу разложить дорожные знаки. Используя стихи, загадки описательного характера и др. приемы, находить нужный знак и рассказывать о нем все, что знаешь. Желательно воспитателю одеть костюм  дорожной Феи.

II

Выставка автомобилей

Занятие - игра

Развивать воображение. Уметь рассказывать о технике. Определять виды транспорта: грузовой, легковой, пассажирский.

Дети выполняют роль экскурсовода по очереди, попадая в зал грузового транспорта, легкового, пассажирского. Уточняют назначение транспорта в жизни человека. Роль экскурсовода может взять на себя взрослый. Рассказывают знакомые стихи и загадки о транспорте.

III

Пешеходы. Пешеходы, будьте осторожны!

Занятие на макете

Определять правильное и неправильное поведение пешеходов на дороге. Закрепить правила перехода проезжей части по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, по сигналам транспортного светофора.

макет

IV

Мы учимся соблюдать ПДД

Игра - упражнение

Закреплять знания детей, полученные за год, упражнять в правильном поведении на дороге. Развивать умение ориентироваться в пространстве.

Дети играют на площадке автогородка или на автоплощадке, выполняя роль водителей, пешеходов.

Тематический план

(старшая группа)

Месяц

Неделя

Тема занятия

Форма

Цель

Содержание

1

2

3

4

5

6

Сентябрь

I

Вводное

(тестирование детей)

Беседа (индивидуальная)

Выявить уровень знаний детей о транспорте, дорожных знаках, правилах перехода по регулируемому и нерегулируемому пешеходному переходу, о понятиях «улица» и «дорога», что входит в понятие «дорога», о работе транспортного и пешеходного светофоров, о правилах для пассажиров

Педагог задает детям вопросы и отмечает результаты в таблице.

II

Дорога - не тропинка

Рассматривание картин

Уточнить у детей, что входит в понятие «дорога», какие бывают дороги (с односторонним и двухсторонним движением). Какая дорожная разметка для этого наносится: разделительная полоса. Для чего она предназначена. Уметь находить край проезжей части, обочину, поребрик.

Подготовить две картины с изображением дорог с односторонним движением и двухсторонним.

Карточки с изображением дороги, для отметки детьми на них,находить край проезжей части, обочину, поребрик. Цветные карандаши.

III

Улицы нашего города

Беседа

Уточнить понятие «улица». Познакомить детей с понятиями: переулок, проспект, площадь. Находить на слайдах, называть и определять их. Какие бы переходы установили дети в этих местах, определять уровень сложности перехода дорог.

Мультимедиа, слайды с разными улицами.

IV

Перекресток

Рассматривание картины

Познакомить с понятием «перекресток», с правилами перехода через перекресток. Уточнить значение терминов: обочина, край проезжей части.

Картина

Октябрь

I

Перекресток

Экскурсия

Продолжить знакомство с перекрестком. Уметь наблюдать за поведением пешеходов и водителей на перекрестке, делать правильные выводы о их поведении.

Два красный флажка. Инструктаж с детьми о правилах движения группой.

II

Прогулка по улице

Целевая прогулка

Знать правила поведения пешей группы. Уметь находить и называть части дороги: тротуар, поребрик, край проезжей части, обочина. Закрепить знание правой и левой сторон.

Два красный флажка. Инструктаж с детьми о правилах движения группой.

III

Перекресток

Беседа

Продолжать расширять знания о перекрестке. Закреплять и углублять знания детей о правилах перехода через перекресток.

Картина с изображением перекрестка.

IV

Моя любимая улица

Рисование

Учить детей передавать свои впечатления об увиденном, создавая сюжет. Изображать предметы близко и далеко. Рисовать дорогу,  соблюдая ее составные части.

Рассматривание картинок с изображением улиц, вспомнить свои впечатления о том, что находится на улице. Бумага А4, кисти, краски, карандаши, мелки.

Ноябрь

I

Школа пешеходных наук

Беседа

Повторить правила перехода проезжей части по регулируемому: пешеходному переходу, по перекрестку.

Мультимедиа для демонстрации слайдов

II

Дорожные нарушения

Беседа по плакатам

Закрепить правила поведения на улице. Развивать умение правильно ориентироваться в создавшейся ситуации.

Дети рассматривают плакаты и отвечают на вопросы: «О чем забыли звери? В чем опасность такого поступка? Как нужно поступить правильно?» И т.д.

III

В стране дорожных знаков

Игра- путешествие

Познакомить детей с предупреждающим дорожным знаком «Пешеходный переход». Закрепить знаки, которые детям уже знакомы.

знаки 004

IV

Сравнение двух знаков «Пешеходный переход»

Просмотр видеофильма

Учить детей находить общее и отличие. Составлять описательные рассказы.

После просмотра видеофильма провести беседу и сравнить знаки. Затем смоделировать улицу, на которой вдоль проезжей части установить данные знаки и обыграть.

Декабрь

I

Дорожный знак

Рисование

Закрепить знания детей о дорожных знаках и их назначении.

Дети выбирают любой знак и рисуют его с натуры, затем поясняют его значение.

II

Пассажирский транспорт

Беседа

Расширить знания детей о транспорте. Познакомить с электричкой в метро, поездом, о том, что на любом транспорте есть свои правила для пассажиров, повторить эти правила.  

Во время беседы использовать фрагменты фильма или мультимедиа, картинки с видами пассажирского транспорта, для закрепления использовать загадки про этот транспорт.

III

В ожидании транспорта

Беседа

Познакомить детей с дорожными знаками, с помощью которых мы определяем, где останавливается автобус, такси, трамвай и др. транспорт. Повторить правила поведения на посадочной площадке.

Знаки, соответствующие тематике занятия, иллюстрации с изображением знаков, посадочных площадок и транспорта.

IV

Дорожные ловушки

Беседа

Дать определение понятия «дорожные ловушки». Рассмотреть ловушку на автобусной остановке, ловушку «закрытого обзора» (кусты, стоящий автомобиль)

Использовать мультимедиа и магнитную доску для моделирования ситуаций.

Январь

I

Мой путь в детский сад

Составление рассказов

Учить детей составлять небольшие рассказы на заданную тему, используя дорожные термины и понятия.

Фотография дошкольного учреждения.

II

Умные машины

Беседа

Расширять знания о водном, воздушном и наземном транспорте. Уметь классифицировать, определять место того или иного транспортного средства в своей классификации.

После беседы закрепить знания через игры: «Кто на чем?», «Вода, воздух, земля».

III

Дорожные ловушки

Беседа

Продолжить знакомство с дорожными ловушками «закрытого обзора» на пешеходном переходе регулируемом и нерегулируемом. Рассказать о терминах: обгон, скорость, перестроение.

Показать, как влияет размер автомобиля на обзор проезжей части пешеходом. Показать влияние погодных условий (гололед, снегопад)

IV

Мы идем через дорогу

Практическая работа

Закреплять знания детей о переходе через проезжую часть.

Работа с перфокартами.

Февраль

I

Считалочка

Заучивание

Развивать умение четко проговаривать все звуки. Расширять знания о марках автомобилей. Вспомнить дорожные знаки, которые помогают водителям и пассажирам.

«Мы поехали на ралли, все автомобили обогнали: «Волгу», «Ниву», «Чайку», «ВАЗ», «Жигули», «Москвич», «КамАЗ», «Запорожец» - впереди, я рулю, а ты – води!»

II

Грузовой и легковой транспорт

Аппликация

Развивать у детей умение вырезать деталь транспортного средства: колеса, кабину, кузов, окна, располагать на листе бумаги заготовки, правильно выполнять последовательность их наклеивания.

При анализе работ рассказать о своем транспорте и его назначении в жизни человека.

III

Какого знака не стало?

Дидактическая игра

Повторить дорожные знаки, их назначение. Развивать внимание.

Использовать, все знакомыедорожные знаки.

IV

Моя улица

Конструирование

Развивать у детей воображение, умение делать постройки домов, дороги, транспорта из разного строительного материала.

Дети самостоятельно строят улицу в групповой комнате, обыгрывают ее.

Март

I

Сигналы, подаваемые водителями

Рассказ

Познакомить детей, с помощью каких сигналов мы узнаем о действиях водителя. Как узнать в каком направлении поедет транспортное средство через перекресток или будет выполнять поворот. Познакомить со словами: световой сигнал, поворот, остановка.

Во время беседы использовать иллюстрации, фрагменты видеофильма. Для чего нужно обращать внимание на автомобиль при переходе проезжей части, особенно на перекрестке.

II

Служебные машины

Чтение

Дать знания детям о машинах специального назначения. Чем оборудованы служебные машины, для чего они предназначены.

Книга

М. Дружинина «Служебные машины»

III

Переход перекрестков

Практическое занятие

Повторить правила перехода регулируемого и нерегулируемого перекрестка. Что нужно сделать, прежде чем начать переход. Повторить понятие, что такое перекресток. Вспомнить части дороги.

В групповой комнате нанести разметку перекрестка.  Упражнять детей в переходе.  Используя мультимедиа, повторить виды перекрестков.

IV

Дорожные ловушки

Беседа

Обучать детей соблюдать ПДД. Развивать умение ориентироваться в дорожной ситуации.

Дети решают проблемные ситуации: «Как бы ты поступил в этой ситуации? Правильно или нет, ведет себя пешеход? Как надо поступать? Почему?»

Апрель

I

Друзья пешехода

Рассказ

Познакомить детей с новыми дорожными знаками для пешеходов: «Движение пешеходов запрещено», «Пешеходная дорожка». Рассказать о их назначении. Учить сравнивать знаки, находя общее и отличие.

zn

zn

Использовать показ фрагмента фильма «Улица полна неожиданностей». Подвижная игра «Стой-иди!»

II

Путешествуем семьей

Беседа

Уточнить правила поведения пассажиров в легковом автомобиле. Вспомнить знаки сервиса, которые встречаются в пути, о чем они говорят водителю и пассажиру.

Рассказать о значимости ремня безопасности, использовать показ видеоролика.

III

Кто больше знает?

Дидактическая игра

Развивать мышление, монологическую речь. Закрепить знания о транспорте.

Использовать загадки, картинки, модели транспортных средств.

IV

Добрый друг наш – Светофор

Рисование

Развивать фантазию в передаче образа светофора. Рисовать транспортный и пешеходный светофоры, соблюдая месторасположение сигналов.

Предметное рисование. Придумать образ светофора. Но при этом соблюсти все правила его работы. Выставка детских работ.

Май

I

Наши помощники – знаки дорожные

Занятие – игра

Развивать внимательность, сообразительность. Повторить дорожные знаки, изученные ранее.

Использование дидактических игр и игровых приемов: волчок, кубик с изображением знаков.

II

Умные зверюшки

Чтение

Воспитывать грамотного пешехода. Учить  анализировать поведение зверей, находить правильное решение и делать вывод.

В. Лебедев-Кумач «Умные зверюшки»

III

Мы - пешеходы. Мы – водители.

Практическое занятие

Закрепить знания детей  безопасного поведения пешеходов и водителей на дорогах.

Занятие проводить на автоплощадке, используя игрушечные автомобили, коляски, кукол.

IV

Мама, папа, я – пешеходная семья

Спортивные состязания

Привлечь родителей к проблеме безопасности детей на дорогах.  Выявить знания детей и родителей о ПДД.

Используя дорожные знаки переходов, разметку «зебру» и др. дорожной безопасности провести игры-состязания между семьями.

Литература

  1. Анастасова Л.П. Жизнь без опасностей. – М.: Вентона Граф, 1996.
  2. Артемова Л.В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. –     М.: Просвещение, 1992.
  3. Артемьева Л.А., Мисягин Ю.Д.,Миниханов Р.Н. Обучение детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дорогах. – МВД РТ., НМКЦ «Ният», 1995.
  4. Гаврилина С.Е. Безопасность вашего ребенка. – Ярославль, Академия развития, 1998.
  5. Данилова Т.И.Программа «Светофор»: обучение детей дошкольного возраста. – СПб., издательство « ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.
  6. «Добрая Дорога Детства». – ООО «Стоп-газета» - безопасность на дорогах. – 2002. № 7, 2003. №16, 2004. №8, №17, 2005. №17, №23, 2007. №13, 2009. №2, №7, №14, №15.
  7. Дорохова Т.Н. Программа «Радуга». – М.: Просвещение, 1997.
  8. Извекова Н.А.,Медведева А.Ф.Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  9. Клочанов Н.И. Дорога, ребенок, безопасность. – Ростов-на Дону: Феникс, 2004.
  10. Кобзева Т.Г. Правила дорожного движения.- Издательство «Учитель». – Волгоград, 2010.
  11. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: обучение и воспитание младшего школьника: Учеб.-метод. Пособие для общеобразовательных учреждений и системы дополнительного образования. Под общ. Ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
  12. Козловская Е.А., Козловский С.А. Дорожная безопасность: Учеб. Книжка-тетрадь для 1 класса.  Под общ. Ред. В.Н. Кирьянова. М.: Издательский Дом Третий Рим, 2005.
  13. Коментарий к Правилам дорожного движения Российской Федерации. Под общ. Ред. В.А. Федорова. М.: За рулем, 1997
  14. Логинова Л. 365 уроков безопасности. – М.: Айрис, 2000.
  15. Правила дорожного движения для всей семьи. Оренбург: УГИБДД УВД Оренбургской области, 2002.
  16. Правила дорожного движения для «чайников». ООО «Издательство «Эксмо», 2011.
  17. Скоролупова О.А. Правила и безопасность дорожного движения. – М.: Скрипторий 2003,2004
  18. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». – ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2006.
  19. Форштат М.Л. Безопасность детей на дороге. – Санкт-Петербург,2003.
  20. Шалаева Г.П. Азбука маленького пешехода. – М.: Филол.о-во СЛОВО, ЭКСМО,2008.
  21. Швайко Г.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду. – М.:Владос, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Компьютерная азбука" для детей 5-6 лет

Современные компьютерные игры для детей, используемые на занятиях, имеют доступный для понимания интерфейс, что даёт возможность ребёнку почувствовать уверенность в себе, ставит его в ситуацию успеха,...

Программа "Дорожная азбука для дошколят"

В образовательной программе «Дорожная азбука для дошколят» выстроена эффективная система взаимодействия и преемственности в работе с родителями и другими специалис...

Программа "Дорожная азбука"

Программа по обучению детей основам безопасности дорожного движения...

Программа курса Азбука общения для подготовительной группы

Курс Азбука общения - это цикл психологических групповых занятий, направленный на гармонизация и развитие эмоциональной и социально - коммуникативнойсферы старших дошкольников, профилактика нежел...

Программа курса Азбука общения для старшей группы

Курс Азбука общения - это цикл групповых психологических занятий для старшей группы детского сада. Целью программы является – гармонизация и развитие социально - коммуникативной и эмоциональной сферы ...

Программа "Компьютерная азбука"

Содержание программы: I.                   Целевой раздел……………………………………………………………2 стр.1....