Описание деятельности МБДОУ «Детский сад № 3 комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области» по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
статья по обж

Левыкина Ольга Викторовна

Проблема  обеспечения  безопасности  человека  на  улице  и  дороге  возникла одновременно  с  появлением  первого  автомобиля.  С  каждым  годом  скорость движения    и    плотность    транспортных    потоков    стремительно    возрастают. Обеспечение  безопасности  движения  -  актуальная  государственная  проблема. Особое   значение   для   ее   решения   имеет   заблаговременная   и   правильная подготовка маленьких пешеходов - детей, которых за порогом дома подстерегает опасность

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_deyatelnosti.docx34.66 КБ

Предварительный просмотр:

Описание деятельности

МБДОУ «Детский сад № 3  комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области»

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

        Проблема  обеспечения  безопасности  человека  на  улице  и  дороге  возникла одновременно  с  появлением  первого  автомобиля.  С  каждым  годом  скорость движения    и    плотность    транспортных    потоков    стремительно    возрастают. Обеспечение  безопасности  движения  -  актуальная  государственная  проблема. Особое   значение   для   ее   решения   имеет   заблаговременная   и   правильная подготовка маленьких пешеходов - детей, которых за порогом дома подстерегает опасность.  

Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад № 3  комбинированного вида г. Нового Оскола Белгородской области» уделяет большое внимание работе по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

  • ДОУ созданы все необходимые условия для систематической и содержательной деятельности по названной проблеме.

Основная цель работы педагогов является: создание в ДОУ условий, оптимально обеспечивающих процесс обучения дошкольников правилам дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработка положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улицах города.

Задачи:

1.Освоение детьми практических навыков поведения в различных ситуациях дорожного движения через систему обучающих занятий, игр, тренингов.

2.Организация предметно-развивающей среды ДОУ по изучению ПДД.

  1. Повышение профессиональной компетентности педагогов в области обучения дошкольников правилам дорожного движения.

4.Активизация пропагандистской деятельности среди родителей воспитанников ДОУ по правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге; обеспечение консультативной помощи родителям по соблюдению правил поведения на улицах и дорогах с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

  1. Взаимодействие с социальными институтами детства, органами ОГИБДД в целях повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

При организации образовательного процесса по формированию у воспитанников ДОУ навыков безопасного поведения на улицах и дорогах педагоги руководствуются следующими принципами:

  • учет возрастных особенностей дошкольников;

  • включение воспитанников в разнообразные виды деятельности: игровую, познавательно-исследовательскую, коммуникативную, изобразительную, музыкальную, двигательную, конструирование, восприятие художественной литературы;
  • интеграции - интегративность всех видов детской деятельности, реализующихся в образовательном процессе;
  • последовательности – любая новая ступень в обучении ребёнка опирается на уже освоенное в предыдущем, наглядности, дифференцированного подхода, преемственности взаимодействия с ребёнком в условиях дошкольного учреждения и семьи.

Работа с воспитанниками ДОУ проводится в процессе организованной образовательной деятельности, совместной деятельности с воспитателями в режимных моментах, в самостоятельной деятельности в развивающей среде.

В процессе ООД используются и умело сочетаются различные методы: игровые, наглядные, практические, словесные.

        В первой младшей группе педагоги планируют с детьми мероприятия по ознакомлению с разными видами транспорта, цветовыми сигналами светофора; организовывают сюжетные игры: «Мы едем на машине», «Поездка в автобусе»; подвижные игры «Воробышки и автомобиль», «Стоп», «Цветные автомобили», игры со строительным материалом и песком по сооружению дороги, гаражей для машин. Малыши рассматривают картинки, иллюстрации, заучивают стихотворение А. Барто «Грузовик».

        Во второй младшей группе дети продолжают знакомство с разными видами транспорта, произведениями художественной литературы по данной теме; изучают светофор, знакомятся с дорогой и ее частями на макете, с трудом водителя и элементарными правилами поведения на дороге.

        В средней группе с детьми закрепляются знания, полученные в предыдущих группах; усложняется содержание подвижных, дидактических, сюжетно-ролевых игр. Воспитанники группы осваивают правила поведения в общественном транспорте, на дороге; совершают экскурсии к светофору, наблюдают за движением транспорта на дороге, загадывают загадки о транспорте, заучивают стихотворения.

        Дети старших и подготовительной групп знакомятся с различными дорожными знаками, видами пешеходных переходов, решают проблемные ситуации; участвуют в конкурсах, КВН.

        Ознакомление и закрепление знаний о правилах поведения на улице осуществляется при пересказе художественных произведений, заучивании стихотворений, составлении рассказов по картине, серии картин с последовательно развивающимся сюжетом на тематику правил поведения на улице; при составлении творческих рассказов. Интересны задания по нахождению ошибок в картинках, в поведении её героев. Найдя ошибку, дети самостоятельно определяют правильное действие; делают соответствующие выводы, умозаключения, формулируют правила; придумывают продолжения сюжета.

        Систематически проводятся целевые прогулки и экскурсии по городу с целью ознакомления дошкольников с улицами, транспортом, дорожными знаками, правилами пешеходов. В ходе экскурсий дети классифицируют различные виды транспорта, знакомятся с дорожными знаками, пешеходным переходом; анализируют соблюдение правил другими людьми; вместе с воспитателями переходят дорогу по пешеходному переходу, т.е. учатся быть грамотными пешеходами в реальной обстановке.

        Воспитатели  стремятся  сделать  соблюдение  правил  детьми  нормой

поведения, привычкой, поэтому большое внимание уделяют формированию сознательного отношения к выполнению правил. В этом помогают проблемные беседы: «Что случится, если не соблюдать правила дорожного движения?», «Что будет, если исчезнут все дорожные знаки?», «Может нам не нужен светофор?», «Если бы не было тротуаров», «Если водители и пешеходы не будут уважать друг друга?».

Знания, полученные детьми в процессе организованной образовательной деятельности, в ходе экскурсий, дети отражают в своих поделках и рисунках на темы: «Улицы нашего города», «Наш микрорайон», «Я и дорога», «На прогулке», «Наш инспектор самый лучший», «Так на дороге делать нельзя» и другие.  

Старшие   дошкольники   придумали   агитационные   плакаты: «Обращение  к  водителям».

Организация  досуговой  деятельности  с  детьми  позволяет  в  красочной

форме закреплять знания о правилах дорожного движения. Тематика праздников, викторин: «Приключения Незнайки и его друзей»», «Правила дорожные детям знать положено», «Путешествие в мир дорожных знаков», «Посвящение в пешеходы».

Очень интересны и поучительны эстафеты: «Дорожные эстафеты», «Грамотные водители и пешеходы», «Зелёный огонёк».

Большое внимание в ДОУ уделяется проведению акций на улицах города

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма: «Светлячок» «Пешеход на переход» «Пристегнись и улыбнись!»

Воспитанники старших и подготовительных групп принимают активное участие во флеш-мобах: по профилактике ДДТТ «Засветись!» по пропаганде ношения световозвращающих элементов и использования детских удерживающих устройств «Безопасность ради жизни».

  • Организация электронных игр на компьютере: «Подбери дорожные знаки», «Третий лишний», «Правильно-неправильно», «Угадай слово», «Отгадай загадку», «Что сначала, что потом?», «Правила дорожного движения для малышей» и т.д., которые дают возможность в интересной форме совершенствовать знания воспитанников старшего дошкольного возраста о правилах поведения на дороге, дорожных знаках;

-«Литературный калейдоскоп» (чтение стихотворений, отгадывание загадок, решение кроссвордов, ребусов по ПДД).

  • Конкурсы «Я – исследователь»; конкурсы – дефиле «Яркая мода – безопасность пешехода.

Каждый педагог ДОУ понимает, что только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях широко используются:

  • информация на стендах для родителей, в папках-передвижках на тему: «Уроки дорожной безопасности», «Предвидеть + научить = уберечь!», «Дети и дорога», «Ребёнок на улицах города»;
  • родительские собрания, беседы с участием инспектора ОГИБДД;

Интересны и такие формы работы с детьми:

  • открытый просмотр занятий по теме ПДД;

  • совместные праздники и развлечения («Папа, мама и я – пешеходная семья»; «Соблюдай ПДД и не будет ДТП»);

  • викторина для родителей и детей «Правила движения достойны уважения»;

  • папки-передвижки, памятки, буклеты;

  • выставки семейных творческих работ «Безопасная улица», «Азбука города»;

  • семейный конкурс «Транспорт в нашем городе», по итогам которого создан детский сборник рисунков Авторами рисунков являются дети и их родители.

  • ДОУ проводится анкетирование родителей «Знают ли ваши дети правила дорожного движения»; анализируются ответы, делаются выводы, даются необходимые рекомендации, проводятся консультации: «Правила пешеходов для родителей и детей», «Как знакомить детей с правилами дорожного движения».

Нетрадиционными  формами взаимодействия с родителями являются:

консультации - презентации «Родителям о профилактике детского дорожно-транспортного травматизма»;

-тренинги с прослушиванием аудиозаписей бесед с детьми;

КВН с родителями и детьми по ПДД;

тестирование родителей;

участие родителей в акциях на улицах города по профилактике ДДТТ;

участие родителей в подготовке к муниципальным конкурсам «Яркая мода

безопасность пешехода» (пошив костюмов для детей);

консультации для родителей на сайте ДОУ.

        Взаимодействие с социальными институтами детства.

        Частыми гостями детского сада являются бывшие его выпускники – ученики средней школы № 4, обучающиеся кадетского класса   которые делятся своими знаниями с воспитанниками ДОУ, помогая изучать правила дорожного движения. Они организовывают дидактические игры, подвижные игры на участке детского сада, проводят беседы с использованием различного наглядного, иллюстративного материала; принимают участие в экскурсиях; помогают воспитателям в изготовлении дидактических игр и пособий; участвуют в праздниках, развлечениях и спортивных мероприятиях.

Воспитанники подготовительной группы периодически посещают читальный зал библиотеки семейного чтения: приняли участие в мероприятии «Путешествие в страну дорожных знаков», ребята рассматривали книжки на тему ПДД, играли в занимательные словесные дидактические игры.

Система взаимодействия ДОУ с органами ОГИБДД.

Приход в детский сад инспекторов ОГИБДД ОМВД  России по Новооскольскому району участие их в акциях по профилактике ДДТТ, их беседы с детьми делают работу по ознакомлению с правилами дорожного движения более действенной. Старшие дошкольники внимательно слушают рассказы инспекторов о правилах перехода дороги, о поведении в общественном транспорте и правилах перевозки детей, о ношении светоотражающих элементов, о необходимости не только знать Правила, но и обязательно их выполнять. Во время таких встреч дети задают много вопросов, делятся своими знаниями и впечатлениями

  • началу учебного года намечается план совместных действий детского сада с сотрудниками ОГИБДД, ОМВД  России по Новооскольскому району который включает в себя:

-выступление инспектора на родительском собрании;

  • консультации для родителей и воспитателей;
  • беседы со старшими дошкольниками;

  • участие работников ОГИБДД в проведении праздников и развлечений по ПДД.
  • Традиционными стали социальные акции по ПДД распространение опыта работы по тематике акций на официальных сайтах и СМИ.

  • Ноябре  2019 года воспитанники Старшей группы №2 вышли с плакатами, памятками, фликерами на перекресток призывали прохожих к неукоснительному соблюдению ПДД, детям-пешеходам дарили фликеры, водителям вручали памятки.

        Создание условий для профессионального роста педагогов. С целью повышения качества работы воспитателей по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улице, в методическом кабинете постоянно функционирует мини-выставка по проблеме изучения правил дорожного движения в дошкольном возрасте.

Здесь имеются:

  • методические разработки занятий, досугов для детей;
  • консультации для воспитателей;

  • консультации для родителей по проблеме обеспечения безопасности детей на дорогах;

  • подборка методической и художественной литературы;
  • методические рекомендации по работе с родителями;
  • настольно-печатные дидактические игры;
  • плакаты по ПДД.

Регулярно с воспитателями проводятся консультации, совещания, инструктаж по охране жизни и здоровья детей. Тематика консультаций: «Изучение правил дорожного движения в детском саду», «Организация развивающей среды в группах по изучению правил дорожного движения», «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма».

Интересной формой распространения опыта среди педагогов по изучению с детьми правил дорожного движения в рамках детского сада является взаимопосещение ООД.

Периодически проводятся семинары-практикумы для воспитателей, целью которых является повышение уровня методической грамотности по обучению дошкольников ПДД.

Формами  работы с педагогами по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма являются :

-        консультации        -        презентации        по        предупреждению        детского-дорожно-

транспортного травматизма;

-        мастер-классы        по        ознакомлению        воспитателей        с        содержанием

электронных, интерактивных  игр и их разработкой;

  • деловые игры с педагогами «Дисциплина на дороге - залог безопасности»;

  • конкурсы на лучшую разработку дидактического пособия по профилактике ДДТТ «Добрая дорога детства»;

  • встречи-беседы с работниками ОГИБДД.

Создание условий для решения задач по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Материально-техническая база детского сада по разделу «Изучение правил дорожного движения» включает в себя:

  • Разметка на асфальте на территории ДОУ.
  • Атрибуты для сюжетных игр в летнее время года.
  • Уголки безопасности дорожного движения в группах.
  • Информационные стенды для родителей.
  • Атрибуты для проведения игр по отработке практических навыков.
  • Мини-коврики с дорожной разметкой для игр с машинками.

        Содержание образовательного процесса в учреждении выстроено в соответствии с комплексной образовательной программой дошкольного образования  «Детство» Т.И. Бабаевой, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцевой.

Дошкольное учреждение обеспечено достаточным количеством методической литературы для организации качественной работы по профилактике ДДТТ.

 В каждой возрастной группе создана предметно-развивающая среда, соответствующая требованиям ФГОС ДО: учет возрастных особенностей воспитанников; содержательность, насыщенность; трансформируемость доступность; полифункциональность, вариативность, безопасность.

  • первой младшей группе для игр детей предоставлены игрушки - транспорт, рули, шапочки для подвижных игр, строительный материал для

конструирования гаражей для машин, дидактическая игра «Красный, желтый, зеленый» для изучения цветовых сигналов светофора.

Для воспитанников второй младшей группы создан центр изучения ПДД, который представлен макетом дороги с обозначенным пешеходным переходом, светофором, знаком «Пешеходный переход», наличием разнообразного транспорта, домов, деревьев.

Малышам для свободного пользования предоставлены предметные картинки с изображением разного вида транспорта, книжки «Важные машинки», «Нужные машинки», «Веселые машинки»; кубики «Сложи машину»; дидактические игры «Красный, желтый, зеленый», «Сложи картинку из частей» (транспорт).

  • средней группе добавлены настольно-печатные дидактические игры: «Домино», «Рамки-вкладыши», «Азбука безопасности», «Ассоциации» (Правила дорожного движения); карточки «Специальные машины», «Пассажирский транспорт».

Для сооружения построек «Автобус», «Машина», организации сюжетно-ролевых игр в группе имеются разноцветные модули разной формы.

В старшей группе появляется более сложный макет дороги – перекресток, разнообразные дорожные знаки, более сложные настольно-печатные дидактические игры: «Город», «Дорога», «Хорошо-плохо» (поведение на дороге), «Светофор» (правила дорожного движения для маленьких пешеходов и будущих водителей), «Правила поведения на дороге». «Правила езды на велосипеде», кубики «Сложи дорожный знак», и другие.

  • подготовительной группе имеется также макет перекрестка, где дети могут действовать с различными видами транспорта, дорожными знаками. Содержание настольно-печатных игр соответствует возрасту 6-7 лет: домино «Дорога», «Автотрасса»; «Правило перехода через дорогу», «Дорожные знаки», «Светофор», «В городе» (классификация предметов по группам); книги с иллюстрациями по ПДД.
  • холле  ДОУ оборудована и оформлена коворкинг зона  по правилам дорожного движения, целью которой  является информирование не только детей ДОО, но и их родителей по правилам дорожного движения и необходимости соблюдения безопасности жизнедеятельности.

Во всех возрастных группах центры по изучению Правил дорожного движения находятся в доступном детям месте; при желании каждый ребенок имеет возможность играть с их оборудованием, материалами.

На участке детского сада имеется разметка дороги с пешеходным переходом; выносное оборудование: дорожные знаки на подставках, машины, светофор, бензоколонка, пост ГАИ.

Взаимодействие ДОУ со средствами массовой информации.

Опыт работы ДОУ по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма активно пропагандируется в средствах массовой информации:

В Новооскольской районной общественно-политической газете «Вперед» (декабрь  2017 год «Безопасные дороги детям»);

На официальном сайте органов местного самоуправления  Новооскольского городского округа Белгородской области «Праздник для дошкольников»

  Регулярно информация и провеленной работе размещается на официальном сайте ДОУ и в социальных сетях.

Самый главный результат работы педагогического коллектива совместно

родителями, сотрудниками ОГИБДД, социумом – это отсутствие дорожно-транспортных происшествий с воспитанниками ДОУ. В течение 2016-2019гг. отсутствуют случаи дорожно-транспортного травматизма с участием воспитанников ДОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект итогового занятия в группе детей 4-5 лет «Весёлый огород». Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район Белгородской области»

«Путешествие к волшебной грядке»Цель: расширять и углублять знания детей о луке.Задачи:Образовательная:закреплять название овоща - лук. Углублять и расширять знания детей о луке, его индивидуаль...

«СМОТРИТ СОЛНЫШКО В ОКОШКО» Конспект открытого занятия по сенсорному развитию детей второй группы раннего возраста. Воспитатель Кулабухова Г.С. МБДОУ «Детский сад «Рябинушка» с. Гостищево, Яковлевский район, Белгородской области»

Программное содержание:o   Обогатить непосредственно чувственный опыт детей,  включая слуховое, зрительное, тактильное восприятие.o   Помочь обследовать предметы, выделяя их ц...

ПЛАН совместной работы МДОУ «Детский сад № ___» с ОГИБДД УМВД России по г. Саратову по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

ПЛАНсовместной работы МДОУ «Детский сад № _____________» с ОГИБДД УМВД России по г. Саратовупо профилактике детского дорожно-транспортного травматизмана 2021– 2022 учебный год...