Предметно-развивающая среда по ОБЖ в дошкольных учреждениях.
статья по обж (старшая группа)

Кузнецова Наталья Сергеевна

В данной статье содержится информация об организации предметной среды по ОБЖ в дошкольных учреждениях. Освещены все разделы :  уголок дорожного движения, уголок пожарной безопасности, безопасность в быту, безопасность в природе, ребенок и другие люди.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sozdanie_predmetno-razvivayushchey_sredy_po_obzh_v_dou.docx838.16 КБ

Предварительный просмотр:

Предметно-развивающая среда по ОБЖ в дошкольных учреждениях.

Очень часто мы страдаем из-за своей собственной неосторожности, беспечности. Мы забываем принять необходимые меры, чтобы оградить себя и свою семью от чрезвычайных ситуаций. Наименее защищенными  и подготовленными к действию в подобных ситуациях оказались наши дети. И как ни печально, именно дети страдают на пожарах, на дорогах, на воде, в лесу,  так как не знают, как вести себя в сложившихся экстремальных ситуациях.  По данным статистики МЧС России ежегодно большое количество детей становятся жертвами ЧС, вследствие своего незнания и легкомыслия. Это не может не вызвать тревогу.                                      

            Дошкольный возраст - один из основных периодов, в котором формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы здоровья и поведения.

Исходя из целевых ориентиров ФГОС на этапе завершения дошкольного образования «ребенок может соблюдать правила безопасного поведения и личной гигиены» в Примерной общеобразовательной программе дошкольного образования выделен раздел «Формирование основ безопасной жизнедеятельности» в образовательной области « Социально-коммуникативное развитие», призванный подготовить детей к безопасной жизни в реальной окружающей среде - природной, техногенной, социальной

В процессе освоения данной области дошкольники получают навыки обращения с опасными предметами, используемыми в быту, учатся использовать полученные знания на практике и применять при встрече с опасными жизненными ситуациями.

Создание соответствующей предметно - пространственной развивающей среды является важным условием для формирования безопасного поведения у дошкольников. Развивающая предметно-пространственная среда должна быть содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.

При построении развивающей среды для детей от двух до трех лет следует учитывать возрастные физиологические и психические особенности ребенка, повышенную двигательную активность и ярко выраженную познавательную деятельность, которая проявляется в неуемном стремлении исследовать все, что находится в поле зрения малыша.

В группах раннего возраста  должна быть создана комфортная предметно-пространственная среда, соответствующая возрастным, гендерным, индивидуальным особенностям детей. Оборудование группового пространства соответствует санитарно гигиеническим требованиям, оно безопасно, здоровьесберегающее, эстетически привлекательное и развивающее. Мебель соответствует росту и возрасту детей, игрушки - обеспечивают максимальный для данного возраста развивающий эффект.

В группах дошкольного возраста, необходимо организовать уголок безопасности.

Уголку должно быть выделено определённое место. Уголок  должен быть удобным, доступным детям, отвечать требованиям безопасности и санитарно-гигиеническим нормам. Оснащение необходимо подобрать  в соответствии с возрастными требованиями  и требованиями общеобразовательной программы ДОУ.

Уголок безопасности может содержать:

Тематические альбомы, картинки, иллюстрации по ОБЖ., альбомы со стихами и загадками, пословицами.

             Немаловажную роль в уголке безопасности играют макеты. Поскольку с помощью макета ребенок может смоделировать ситуацию и проиграть. Это способствует развитию интеллектуальных способностей, расширению кругозора. Здесь могут быть представлены следующие макеты: «Противопожарные щиты безопасности»;  «Город», в который дети играя, закрепляют знания о всех видах транспорта: наземный транспорт: (специальные машины, грузовые, легковые. «Улица», «Перекресток» с дорожными знаками, способствующие закреплению знаний по правилам дорожного движения и названий дорожных знаков, здесь дети совершенствуют умение решать на модели дорожные ситуации, активизируют словарь (проезжая часть, сигналы светофора, перекресток); развивают логическое мышление, внимание, память.

             Уголок безопасности может быть оснащен набором дорожных знаков, подбором дидактических игр по ПДД, соответствующих возрасту детей;

             По разделу «Безопасность в быту» решаются вопросы, связанные с предметами домашнего быта, являющимися источниками потенциальной опасности для детей. В этом нам помогают дидактические игры «Хочу быть пожарным», «Детям спички не игрушки», настольно-печатные игры «Противоположности», иллюстрированный материал «Экстренные ситуации», «Если ты остался один дома», «Правила пожарной безопасности», «Поведение при пожаре», «Оказание первой помощи», иллюстрации к загадкам по теме, изображения с опасными предметами, плакаты.

            По разделу «Безопасность в природе»  подбор настольно-печатных игр «Опасно – не опасно», «Продолжи ряд», «Четвертый лишний», «Как избежать неприятностей в природе», «Кто, где    живёт» (про насекомых), «Распутай путаницу» (ядовитые растения, грибы, ягоды), «Можно-нельзя».  Иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций. Познавательная и художественная литература.

           Раздел «Ребенок и другие люди» плакаты, тематические альбомы, картинки, иллюстрации.    

           Следующая составляющая: библиотека, так как литературные произведения служат примером для детей. Подбор литературы так же осуществляется с учётом возраста и интереса детей

Литература заставляет ребенка задуматься и почувствовать то, что затруднительно и невозможно для него в повседневной жизни. 

            Немаловажную роль в формировании у детей навыков безопасного поведения играют сюжетно - ролевые игрыДанные игры позволяют «проиграть» опасные жизненные ситуации. Необходимо подобрать атрибуты для сюжетно-ролевых игр, таких как, например: «Автобус», «Спасатели», «Пожарные». «Постовой  - регулировщик»,  «Водители», «Пешеходы», «Мы пассажиры» (кепка водителя, руль, сумка кондуктора, билеты, атрибуты инспектора ДПС: жезл, фуражка)

          Желательно, чтобы группы в ДОУ были оснащены и техническими средствами обучения, это - телевизор или мультимедийная установка. В этом случае дети имеют возможность смотреть обучающие мультфильмы из серии «Азбука безопасности» (смешарики), «Аркадий Паровозов спешит на помощь», «Уроки тетушки Совы», компьютерные презентации, сказки, которые помогают детям закреплять правила ОБЖ;

          Только в содружестве детского сада и семьи можно выработать у детей необходимые навыки культуры поведения на улице, ту дисциплинированность, которая побуждает их подчиняться порядку. В этих целях необходимо широко использовать информацию, а именно информационные стенды, памятки и папки-передвижки для родителей.

Фото-3334Фото-3337Фото-3333Фото-3339Фото-3341


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

предметно-развивающая игровая среда в дошкольном образовательном учреждении

Игра -это ведущий вид деятельности дошкольников и один из способов проявления и выражения себя, своих чувств, мыслей, отношения к окружающему миру....

Предметно-развивающая игровая среда самых маленьких

особености организации предметно-развивающей игровой среды для детей 2-3 лет...

Создание предметно-развивающей среды в музыкальном зале дошкольного учреждения

Статья предназначена музыкальным руководителям дошкольных учреждений. В ней перечислены все учебные зоны, дидактические пособия, музыкальные инструменты, методические разработки, электронно-образовате...

Предметно-развивающая среда в логопедической группе дошкольного учреждения

Проблема преобразования образовательного пространства, в котором происходит воспитание, обучение и развитие ребёнка занимает особое место в педагогических исследованиях последних лет. При этом коррекц...

Консультация для родителей " Создание эффективной предметно-развивающей речевой среды в домашних условиях для детей старшего дошкольного возраста"

Данный материал будет полезен учителю - логопеду для  оснащения  как  группового  речевого уголка ,а  также  в виде консультации  для родителей массовых групп....

Создание предметно развивающей среды физкультурного зала в дошкольном учреждении

В материале представленны не стандартные игры и оборудование.  Цель: Улучшения качества работы по разделу "Физическое воспитание" и повышение интереса у детей к занятиям физическо...

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности ребёнка"

Семинар "Индивидуализация предметно-развивающей пространственной среды в дошкольной организации как эффективное условие полноценного развития личности"...