Педагогический проект в старшей группе №9 «Непоседы» на 2019-2020г.г. «Юные инспекторы движения».
проект по обж (старшая группа)

Гращенкова Светлана Юрьевна

      Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждой дошкольной организации. Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену — жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед ним стоит важная задача — уберечь детей от дорожно - транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_yuid_starshaya_gruppa.doc252 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский cад «Золотая рыбка» Смоленского района Смоленской области

Педагогический проект

в старшей группе №9 «Непоседы»

на 2019-2020г.г.

«Юные инспекторы движения»

Воспитатели:

Гращенкова С.Ю.

Качяраускене К.В.

2019-2020г.г.

Актуальность.

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма на сегодняшний день является одним из направлений деятельности каждой дошкольной организации. Среди жертв ДТП много детей дошкольного и младшего школьного возраста. Общество платит слишком большую цену — жизнь и здоровье своих детей, поэтому перед ним стоит важная задача — уберечь детей от дорожно - транспортных происшествий, научить их безопасному поведению на дороге.  

Определить, правильно ли неправильно ведет себя человек в тех или иных обстоятельствах, очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно,  так как от этого зависят их здоровье и безопасность.  

Поэтому, считаем, что работу по изучению правил дорожного движения и формированию навыков осознанного безопасного поведения на улицах необходимо проводить систематически, постоянно. Проблема обучения детей в детском саду имеет свои особенности. От воспитателя требуется не столько обучение знанию правил, сколько обучение действовать безопасно в сложных дорожных ситуациях. Суть заключается в том, чтобы привить ребенку правила безопасности поведения в любой дорожной ситуации.

Воспитатель должен, учитывая имеющие у детей знания и умения, постепенно и последовательно ставить перед ними новые задачи, показывать знакомые явления под новым углом зрения, обогащать, закреплять и систематизировать их представления о правилах движения по улицам и дорогам.

Старшему дошкольному возрасту разрозненные сведения о правилах дорожного движения необходимо связывать в последовательную и стройную систему представлений.    

Работа по профилактике детского дорожно — транспортного травматизма будет наиболее эффективной, если ее вести в трех направлениях: работа с детьми, педагогами, родителями.

Основное направление проекта: предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма.

Цель:

Продолжение работы по созданию условий в детском саду для предупреждения детского травматизма на дорогах, формированию у детей старшего дошкольного возраста навыков осознанного безопасного поведения на улице,  повышения компетентности педагогов, родителей по обеспечению безопасной жизнедеятельности детей.

Задачи:

  1. Обогащение предметно-развивающей среды в группе и детском саду по изучению правил дорожного движения.
  2. Расширение  информативной базы в группе, детском саду для родителей по вопросам формирования у детей навыков безопасного поведения на дороге, на улице. Проведение активной пропаганды безопасности дорожного движения среди родителей, вовлекая их в образовательный процесс по обучению детей безопасному поведению на дороге.  
  3. Усвоение дошкольниками первоначальных знаний о возможных источниках опасности в дорожном движении и правилах безопасности поведения на улице, на дороге.
  4. Развитие у детей способности ориентироваться в окружающей их обстановке и умения оценивать отдельные элементы обстановки с точки зрения «опасно» - «неопасно».
  5. Развитие у дошкольников внимания и прогностической функции мышления: дети должны быть внимательными, осторожными и предусмотрительными; они должны понимать, к каким последствиям могут привести те или иные их поступки.
  6. Формирование у детей качественно новых двигательных навыков и бдительного восприятия окружающей обстановки.
  7. Развитие у детей способности к предвидению возможной опасности в конкретной меняющейся ситуации и построению адекватного безопасного поведения.
  8. Воспитывать потребность быть дисциплинированным, осторожным и осмотрительным на улице не только детей, но и их родителей.
  9. Налаживание систематического взаимодействия ГИБДД И детского сада.

Участники проекта: дети 5-6 лет, родители обучающихся, педагоги.

Форма организации: образовательная деятельность, совместная деятельность педагога и детей вне занятий, самостоятельная деятельность детей, сотрудничество педагогов с семьями воспитанников детского сада.

групповая, индивидуальная, семейная; совместная и самостоятельная деятельность детей.

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Обеспечение проекта:
• перспективный план работы по проекту;
• картотека дидактических и подвижных игр;
• конспекты занятий, бесед, целевых прогулок, развлечений, театрализованных постановок;
• настольно - печатные игры, раскраски;
• иллюстрации для рассматривания и обсуждения различных ситуаций;
• подборка познавательной и художественной литературы;

• подборка игр по ПДД для интерактивной доски;

• сбор текущей информации о результатах мониторинга;

• организация работы с родителями (консультации, собрание, наглядная информация);

• лепбук на тему «Правила дорожного движения»;
• презентации Power Point.

Предполагаемый результат:

  •  обогащение необходимых условий для организации деятельности ДОУ по обучению детей дошкольного возраста ПДД (предметно-развивающая среда);
  •  формирование устойчивого интереса у родителей к проблеме обучения детей дорожной грамоте, и безопасному поведению на дороге;
  •  формирование у детей знаний правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.

Предполагаем, что по окончанию проекта дети будут знать:

  •  дорожные знаки «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», «Дети», «Остановка трамвая», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Пункт питания», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
  •  уметь классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно- указательные;
  •  иметь представление об основных правилах дорожного движения;
  •  узнавать разные виды транспорта, уметь объяснять их назначение, уметь квалифицировать: пассажирский, строительный, военный;
  •  называть правила поведения в транспорте, на проезжей части;
  •  иметь представление о работе регулировщика и его функциях;
  •  уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе.

Сроки реализации: долгосрочный (12 месяцев).

Этапы проекта:
Подготовительный этап: с 01.09.2019 – 30.09.2019

- создание проблемы, постановка цели и задач;

- диагностика детей по ПДД;
- работа с методической литературой по данной проблеме;
- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;
- подбор методической, познавательной и художественной литературы;
- подбор наглядного иллюстрированного материала;
- подбор дидактических, подвижных игр;
- подбор материала для продуктивной деятельности детей;
- составление перспективного плана мероприятий;
- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта.
Основной этап: с 01.10.2019 - 30.04.2020

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности;
- работа с родителями.
Заключительный этап: с 01.05.2020г. - 31.08.2020г.

- проведение встречи - развлечения с участием сотрудника ГИБДД на тему: «Безопасность детей на улице»;
- проведение родительского собрания «Профилактика дорожно- транспортного травматизма в семье»;
- отчетная презентация проекта 01.05.2019 — 31.05.2019;

- закрепление полученных знаний в летний период.

МОДЕЛЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Направления работы

Содержание деятельности

Срок исполнения

1. Работа с детьми

1. Беседы, дидактические, сюжетно - ролевые  и подвижные  игры.

ежемесячно

2. Рассматривание картин, изображений, иллюстраций.

ежемесячно

3.Чтение познавательной, художественной литературы.

ежемесячно

4. Целевые прогулки, наблюдения.

в течение учебного года

5. Продуктивная деятельность детей.

в течение учебного года

6.Экскурсии в уголок ПДД в детском саду для младших дошкольников.

февраль 2020

7.Спортивное развлечение по ПДД.

март 2020

8.Встреча с сотрудником ГИБДД.

апрель 2020

9.Итоговое мероприятие по ПДД.

май 2020

10. Диагностика по ПДД.

сентябрь 2019, май 2020  

11. Тематическая неделя по БДД.

лето 2020

2. Сотрудничество с родителями

1. Помощь в оборудовании и оснащении материалом уголка ПДД в группе.

в течение учебного года

2. Систематическое оформление информационного стенда.

ежемесячно

3. Анкетирование родителей.

сентябрь 2019

4. Оформление консультации для родителей.

в течение реализации проекта

5. Родительское собрание.

май 2020

3. Методическое сопровождение

1. Организация предметно - развивающей среды для обучения детей БДД.

в течение учебного года

2. Пополнение уголка по ПДД в группе, в детском саду.

в течение учебного года

3. Подборка наглядно - иллюстрированного материала.

сентябрь 2019

4. Картотека дидактических, подвижных игр, интерактивных игр.

октябрь — декабрь 2019

5. Конспекты бесед, занятий.

в течение реализации проекта

6. Подборка художественной литературы .

в течение реализации проекта

7. Изготовление лепбука на тему «Правила дорожного движения».

январь 2020

8. Консультационный материал для родителей.

в течение реализации проекта

9.Обобщение и распространение наработанного материала.

в течение реализации проекта

РАБОТА С ДЕТЬМИ

Реализация проекта через различные виды детской деятельности

Виды детской деятельности

Формы организации деятельности

Игровая деятельность

Дидактические игры: «Продолжи фразу» [4], «Эстафета» [4], «Ну-ка, буквы, встаньте в ряд» [4], «Угадай транспорт», «Мы-водители», «Солнце!Воздух!Земля!Вода!» [4], «Будь внимателен! [4]», «Угадай, какой знак!» [3], «Учим дорожные знаки» [3], «Дорожная азбука»[3], «Говорящие знаки» [3], “Собери дорожный знак», «Выбери нужный знак»[1].

Сюжетно-ролевые игры: «Добрый грузовичок» [4], «Поездка на автомобиле (автобусе)» [4], «Экскурсия по городу» [4], «Автозаправочная станция» [3], «Авторемонт» [3], «Знаки на дорогах» [3], «Водители, пешеходы, автомобили» [3], «Нам на улице не страшно» [4].

Коммуникативная  деятельность

Создание и решение проблемных ситуаций:

«Бабушка на перекрестке» [3], «Пешеход переходит дорогу» [3], «Пешеход на перекрестке» [3], «Вы подошли к перекрестку. Пока подходили, все время на светофоре горел зеленый свет. Можно ли переходить дорогу?» [3], «Поездка на автобусе» [3], «Плохая погода на улице», «При переходе улицы вы уронили какой-нибудь предмет», «Ты с другом переходишь дорогу», «Мы с семьей переходим дорогу за городом», «Дорога в детский сад».

Беседы: «Мы идем по тротуару» [6], «Дорога не место для игр» [6], «Транспорт» [6], «Как нужно вести себя в транспорте» [3], «Переход проезжей части в разное время года» [6], «Прогулка в парк» [6], «”Знаете ли вы правила дорожного движения?» [6],  «Поиграем!» [6].

Чтение литературных произведений:  Н.Носов «Автомобиль», Б.Житков «Светофор», Н.Калинина «Как ребята переходили улицу», И.Павлова «На машине», Е.Лопатин «Отважная путешественница», М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице», С.Волков «Про правила дорожного движения. Пешеходы и машины», А.Иванов «Азбука безопасности: Как неразлучные друзья дорогу переходили», С.Кривич, О.Ольгин «Школа пешехода», А.Усачев «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей».

Целевые прогулки: «Наблюдение за движением транспорта т работой водителя» [3], «Правила для пешеходов» [3], «Сигнализация светофора. Работа сотрудника ГИБДД» [3], «Экскурсия по улице» [3], «К остановке пассажирского транспорта» [3].

Встреча с сотрудником ГИБДД на тему «Безопасность детей на улицах города».

Продуктивная деятельность

Рисование транспорта. Тема: Безопасная улица [3], «Улицы города» [4], «Опасный перекресток» [3], «Моя дорожная грамота» [3].

Конструирование. Тема: «В два ряда дома стоят...»

Аппликация «Улица города», «На нашей улице»[4].

Изготовление совместно с родителями маршрута «Дом-детский сад».

Раскрашивание раскрасок на тему «Безопасность на дороге».

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Светофор» [5], «Цветные автомобили» [4], «Остановка общественного транспорта» [4], «Самый быстрый» [3], «Дорожные знаки» [4], «Зажги светофор», «Передай жезл!», «Таксисты», «Гараж», «Регулировщик».

Физкультминутки «Стоп, машина»; «Автобус»; «Машина», «На шоссе».

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С РОДИТЕЛЯМИ

Направление

Цели

Форма взаимодействия

Информационно-аналитическое

Выявить интересы, потребности, запросы родителей.

Анкетирование на выявление уровня знаний о правилах безопасности на дороге [3].

Познавательное

Повышать компетентность родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на улице.

Родительское собрание «Профилактика дорожно- транспортного травматизма в семье».

Совместно с детьми разработка маршрута «Дом-детский сад».

Изготовление атрибутов для сюжетно - ролевых игр.

Участие в выставках творчества по ПДД.

Участие в КВНе для детско-родительских команд «Дорожая азбука».

Помощь в организации экскурсий по обучению детей с дорожной азбукой.

Участие в организации  модели проезжей части с пешеходным переходом.

Наглядно-информационное

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности.

Консультации: «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» [5], «Разработка и использование маршрута «Дом-детский сад» [5], «Правила безопасного поведения на проезжей части» [5], «Правила перехода улицы» [5], «Особенности обучения детей ПДД» [5], «Правила перевозки детей в автомобиле» [5], «Памятка родителям по ПДД» [1], «Использование светоотражательных элементов на одежде детей в темное время суток». (Приложение №10).

Памятки - рекомендации: «Каждый родитель — пример для подражания!» [3], «Только совместно можно добиться хороших результатов! Родители! Помните!» [3], «Научите детей!» [3]. (Приложение № 11).

Информационные папки -передвижки по ПДД.

ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ  по месяцам

Формы работы с детьми и родителями

Содержание знаний

СЕНТЯБРЬ

Образовательная деятельность

Рисование. Тема: Безопасная улица [3].

Цели: расширять у детей представления об улицах города; закрепить знания детей о ПДД и назначении дорожных знаков: «Пешеходный переход», «Подземный переход», «Надземный переход», «Двустороннее движение»; дополнить представления детей о движении машин на улице; вспомнить, какой бывает транспорт (пассажирский транспорт, легковые, грузовые машины, машины специального назначения); расширять представления детей о правилах поведения в общественном транспорте. Продолжать учить рисовать транспорт.

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка: «Наблюдение за движением транспорта и работой водителя» [3].

Цели: расширять знания детей об улице: дорога делится на две части — проезжую и тротуары; улиц в городе много, место пересечения улиц называется перекрестком; по мостовой автомобили движутся в несколько рядов; сплошная или прерывистая белая осевая линия делит проезжую часть дороги на две части, благодаря чему обеспечивается спокойное двустроннее движение; на улице можно увидеть разные автомобили (легковые, грузовые, автомашины скорой помощи и т. д.); каждый водитель должен внимательно следить за движущимся транспортом, сигналами светофора, дорожными знаками.

Беседа

“Мы идем по тротуару» [6].

Сюжетно – ролевые игры

«Добрый грузовичок» [4]. (Игра для воспитания нравственных отношений).

Проблемные ситуации

«Пешеход переходит дорогу» [3].

Двигательная активность

Подвижная игра «Светофор» [5]: закреплять представление детей о назначении светофора, о его сигналах.

Чтение

Б.Житков «Светофор»

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. История ПДД» и обсуждение его.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  • Учите ребенка выходить из дома спокойно, не торопясь.
  • Приучайте перед выходом из двора на улицу останавливаться.
  • Упражняйте в определении безопасного места для игры.
  • Учите детей переходить улицу, не торопясь, не перебегая, но достаточно быстро по «зебре», по знаку «Пешеходный переход».
  • Особое внимание при переходе улицы обращайте на стоящий транспорт и скрытую опасность.

Консультация «Факторы, провоцирующие участие детей в ДТП» [5].

ОКТЯБРЬ

Образовательная деятельность

Тема: «В два ряда дома стоят...»

Цели: учить изменять образец или предложенную схему в соответствии с заданными условиями; развивать навыки конструирования по схеме; развивать умение речевого сопровождения постройки; развивать творческие способности при конструировании по заданным условиям; развивать продумывать замысел до начала постройки и затем исполнять его; воспитывать навыки коллективной работы.  

Целевые прогулки, наблюдения

Наблюдение за движением автотранспорта: продолжать знакомить детей с сигналами поворота транспорта и их местонахождением (впереди, сзади, сбоку).

Беседа

«Дорога не место для игр» [6].

Дидактические игры и упражнения

«Угадай, какой знак?» [ 3].

Цели: учить детей различать дородные знаки, закреплять знания детей о ПДД; воспитывать умение самостоятельно пользоваться полученными знаниями в повседневной жизни.

«Собери дорожный знак».

Цели: закреплять знание дорожных знаков.

Проблемные ситуации

«Бабушка на перекрестке» [3].

Двигательная деятельность

Подвижные игры «Цветные автомобили» [4]: упражнять детей в умении реагировать на цвет, развиваем внимание, закрепляем ПДД. 

Чтение

Н.Носов «Автомобиль».

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Виды транспорта» и обсуждение его.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  1. Покажите детям место стоянки автомашин, обозначение его дорожным знаком, объясните возможную опасность перехода проезжей части улицы вблизи стоянки.
  2. Учите детей находить место сигналов поворота у автомашин, определять, в какую сторону машина выполняет поворот и возможную опасность для пешеходов.
  3. Учите детей определять, где поворачивает транспорт.
  4. Консультация «Правила безопасного поведения на проезжей части».

НОЯБРЬ

Образовательная деятельность

Аппликация «Улица города».

Цели: учить детей передавать в аппликации образ городской улицы, закреплять умение детей изображать здания,  используя приемы вырезывания одинаковых деталей из бумаги, сложенной в несколько раз, дополнять картину улицы готовыми деталями (деревья, машины), отрабатывать технические навыки : работать при нанесении клея на специальной клеенке, наносить клей равномерно по всей поверхности детали, хорошо промазывая края, излишки клея удалять салфеткой, продолжать формировать композиционные умения: располагать изображение рационально. 

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка «Правила для пешеходов».

Цель: расширять знания детей о правилах поведения на улице. 

Наблюдение на улице: учить по соответствующему цвету сигнала определять движение транспорта: направо, налево, вперед, назад, стоит на месте, определять местонахождение сигналов.

Беседа

«Транспорт» [6].

Дидактические игры и упражнения

«Угадай транспорт».

Цели: уточнить представление детей о транспорте, умение по описанию (загадке) узнавать предметы, активизировать процессы мышления, внимания, развивать смекалку, быстроту мышления и речевую активность.

«Мы-водители».

Цели: помочь научиться понимать символику и ее специфику (на примере дорожных знаков, видеть ее основные качества - образность, краткость, обобщенность; формировать и развивать умение самостоятельно придумывать графические символы, видеть и решать проблемы.

Сюжетно – ролевые игры

«Поездка на автомобиле (автобусе)» [4] (игры с разными ситуациями на дороге)

Проблемные ситуации

«Плохая погода на улице».

Двигательная деятельность

Подвижная игра «Остановка общественного транспорта» [4].

Чтение

Н.Калинина «Как ребята переходили улицу».

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Пешеходные переходы» и обсуждение его.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  • Учите ребенка определять безопасное место для катания на санках, лыжах.
  • Проследите, чтобы спуск с горки не выходил на проезжую часть.
  • Отметить дипломами активных родителей участников акции и детей, нарисовавших рисунки на выставку рисунков по ПДД.
  • Обеспечьте наличие у ребенка светоотражающих элементов на одежде у ребенка.

Консультация для родителей «Правила перехода улицы» [5].

ДЕКАБРЬ

Образовательная деятельность

Рисование. Тема: «Улицы города» [4].

Цели: совершенствовать навыки изображения высотных домов, различных видов городского наземного транспорта, учить изображать различные атрибуты дорожного движения — светофор, переход-зебру, учить продумывать замысел до начала его исполнения, самостоятельно выбирать изобразительные средства, развивать чувство композиции, воспитывать умение самостоятельно использовать имеющиеся изобразительные навыки.

Целевые прогулки, наблюдения

Наблюдение «Опасные места на улице»: формирование представлений об опасных для ребенка ситуациях и способах поведения в них.

Беседа

«Как нужно вести себя в транспорте?» [3].

Дидактические игры и упражнения

«Эстафета» [4].

Цели: воспитание быстроты и гибкости мышления, упражнения в классификации предметов.

«Ну-ка, буквы, встаньте в ряд!» [4].

Цели: развитие активного внимания.

Сюжетно – ролевые игры

«Экскурсия по городу» [4]. (игры с ознакомлением города).

Проблемные ситуации

«Пешеход на перекрестке» [3].

Двигательная активность

Подвижная игра «Самый быстрый» [3].

Чтение

И.Павлова «На машине».

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Дороги и знаки» и обсуждение его.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  • Учите детей определять предметы, ограничивающие обзор части двора (кусты, деревья, стоящие машины), и скрытую за ними опасность.
  • Показывайте детям пример поведения на улице.
  • Изготовление машин, светофора, дорожных знаков для сюжетно - ролевых игр.

Консультация для родителей «Особенности обучения детей ПДД» [5].

ЯНВАРЬ

Образовательная деятельность

Аппликация. Тема: «На нашей улице» [4].

Цели: совершенствовать навыки изображения высотных домов, различных видов городского наземного транспорта с помощью аппликации, культурного вырезывания различных составляющих сюжета, научить новому приему выполнения объемной аппликации, учить сочетать различные приемы изображения — аппликацию и рисование — для получения выразительного сюжета; развивать чувство композиции, развивать умение применять полученные знания и навыки, воспитывать навыки коллективной работы.

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка: «Сигнализация светофора. Работа сотрудника ГИБДД» [3].

Цели: закреплять знания детей о четырехстороннем светофоре; продолжать знакомить с работой сотрудника ГИБДД, регулирующего движение.

Беседа

«Переход проезжей части в разное время года» [6].

Дидактические игры и упражнения

«Солнце! Воздух! Земля!Вода!» [4].

Цели: развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализатора.

Сюжетно – ролевые игры

«Автозаправочная станция» [3]. (игры с различными ситуациями на дороге).

Проблемные ситуации

«Поездка на автобусе» [3].

Двигательная активность

Подвижная игра «Дорожные знаки» [4].

Чтение

Е.Лопатин «Отважная путешественница».

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Во дворе и подъезде» и обсуждение его.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  • При переходе проезжей части учите детей прислушиваться к шуму приближающего транспорта, который может быть опасен (машины, мотоциклы)
  • Упражняйте детей в определении скорости движения автотранспорта (быстро – медленно).

Консультация «Правила перевозки детей в автомобиле» [5].

ФЕВРАЛЬ

Образовательная деятельность

Рисование. Тема «Опасный перекресток» [3].

Цели: расширять представления детей о движении транспорта на перекрестке; дать представление о «регулируемом перекрестке» и о работе регулировщика; продолжать знакомить с правилами передвижения пешеходов и машин с помощью четырехцветного светофора; учить рисовать перекресток, обозначив его необходимыми дорожными знаками.

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка: «Экскурсия по улице». [3].

Цели: закреплять знания детей о правилах дорожного движения.

Беседа

«Прогулка в парк» [6].

Дидактические игры и упражнения

«Учим дорожные знаки» [3].

Цели: продолжать закреплять знания детей о дорожных знаках, светофоре.

Сюжетно – ролевые игры

«Авторемонт» [3].

Цели: закреплять у детей представления о транспорте, об особенностях его устройства и передвижения; учить детей находить правильные решения из сложившейся ситуации.

Проблемные ситуации

«Вы подошли к перекрестку Пока подходили, все время на светофоре горел зеленый свет. Можно ли переходить дорогу?»

Двигательная активность

Подвижная игра «Передай жезл!».

Чтение

С.Волков «Про правила дорожного движения».

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Перекрестки.» и обсуждение его.

Театрализованная постановка «Дорога к теремку» [5].

Экскурсии для детей младших групп в уголок ПДД ДОУ.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  • Закрепите с детьми знание знака «Движение пешеходов запрещено».
  • Формируйте представление о том, что проход в опасных местах грозит бедой.

Консультация для родителей «Памятка родителям по ПДД» [1].

МАРТ

Образовательная деятельность

Рисование. Тема: «Моя дорожная грамота» [3].

Цели: закрепить с детьми знания об информационно-указательных и запрещающих дорожных знаках: «Пешеходный переход», «Подземный пешеходный переход», «Место остановки автобуса и (или) троллейбуса», «Место стоянки легковых такси», «Движение пешеходов запрещено», «Движение на велосипедах запрещено»; расширять знания детей о назначении предупреждающих дорожных знаков, предназначенных для водителей: «Пешеходный переход», «Дети», «Двустроннее движение», «Железнодорожный переезд без шлагбаума», «Железнодорожный переезд  с шлагбаумом»; учить детей различать информационные, запрещающие, предупреждающие и знаки сервиса.

Целевые прогулки, наблюдения

Наблюдение за движением пешеходов и водителей в плохую погоду.

Беседа

«Знаете ли вы правила дорожного движения?» [6].

Дидактические игры и упражнения

«Будь внимателен» [4]. (Игра для развития, стимулирования внимания, обучения быстрому и точному реагированию на звуковые сигналы).

Проблемные ситуации

«При переходе улицы вы уронили какой-нибудь предмет».

Сюжетно – ролевые игры

«Знаки на дорогах» [3].

Цели: определить, как дети усвоили правила безопасности движения; закрепить знания о сигналах светофора; уточнить знания детей о работе сотрудников ГИБДД, закрепить значение его жестов; воспитывать у детей внимательность, сообразительность, умение выполнять правила безопасности движения; быть вежливым с окружающими.

Двигательная активность

Подвижная игра «Зажги светофор».

Чтение

М.Ильин, Е.Сегал «Машины на нашей улице».

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. В плохую погоду.» и обсуждение его.

Спортивный досуг «В гостях у светофора» [5].

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  • Понаблюдайте с детьми на дороге правостороннее движение транспорта.
  • Уточните правила перехода через дорогу.

Консультация для родителей «Использование светоотражательных элементов на одежде детей в темное время суток».

АПРЕЛЬ

Образовательная деятельность

Тема: «По дороге в детский сад». Рассказы детей о своем маршруте «Дом - детский сад» [1].

Цели: продолжать закреплять знания о знаках «Пешеходы», «Дети», «Внимание», подробно объяснять детям, где безопасно переходить улицу.

Целевые прогулки, наблюдения

Целевая прогулка: «К остановке пассажирского транспорта» [3].

Цели: расширять знания детей о пассажирском транпорте: они узнают, что автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около тротуаров, трамвай — на середине улицы; ожидать транспорт люди должны на специальных площадках, а там, где их нет, - на тротуаре; посадка и высадка пассажиров разрешается только на остановках; пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока машина не остановилась; высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы тоже не разрешается.  

Беседа

«Поиграем!» [6].

Сюжетно – ролевые игры

«Водители, пешеходы, автомобили». [3].

Цели: закрепить правила поведения на дороге всех участников дорожного движения; учить детей моделировать различные ситуации на дороге.

Проблемные ситуации

«Дорога в детский сад».

Двигательная активность

Подвижная игра «Таксисты».

Чтение

А.Иванов «Азбука безопасности: Как неразлучные друзья дорогу переходили».

Другие формы работы с детьми

Встреча с сотрудником ГИБДД на тему: «Профилактика детского дорожно — транспортного травматизма».

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Разные дороги.» и обсуждение его.

Работа с родителями

Рекомендации для родителей:

  • Объясните ребенку, что открытый зонт может помешать увидеть приближающийся транспорт при переходе через проезжую часть улицы, поэтому при пользовании зонтом надо быть внимательным.
  • Показывайте ребенку пример поведения на улице.

    Памятки «Каждый родитель — пример для подражания!» [3].

МАЙ

Образовательная деятельность

Тема: «Быть примерным пешеходом и пассажиром разрешается» [4].

Цели: закрепить знание правил дорожного движения, учить адекватно реагировать на дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах, воспитывать внимание, сосредоточенность.

Целевые прогулки, наблюдения

Наблюдение за сигналами транспорта (легковых автомобилей).

Сюжетно – ролевые игры

«Нам на улице нестрашно». [4]

Цели: учить решать дорожные ситуации и прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах.

Проблемные ситуации

«Ты с другом переходишь дорогу».

Двигательная активность

Подвижная игра «Гараж».

Чтение

С.Кривич, О.Ольгин «Школа пешехода».

Другие формы работы с детьми

Просмотр мультфильма «Уроки тетушки Совы. Малыш и авто.» и обсуждение его.

КВН для детско-родительских команд «Дорожная азбука» [4].

Работа с родителями

Причины детского дорожно-транспортного травматизма

   1. Переход дороги в неположенном месте, перед близко идущим транспортом.
  2. Игры на проезжей части и возле нее.

   3. Катание на велосипеде, роликах, других самокатных средствах

по проезжей части дороги.               
  4. Невнимание к сигналам светофора. Переход проезжей части

на красный или желтый сигнал светофора.
  5. Выход на проезжую часть из-за стоящих машин, сооружений, зеленых насаждений и других препятствий.
  6. Неправильный выбор места перехода дороги при высадке из маршрутного транспорта. Обход транспорта спереди или сзади.
  7. Незнание правил перехода перекрестка. Хождение по проезжей части при наличии тротуара.

   8.Бегство от опасности в потоке движущегося транспорта.
 Движение по загородной дороге по направлению движения

транспорта.

Родительское собрание «Профилактика дорожно- транспортного травматизма в семье».

ИЮНЬ - АВГУСТ

Целевые прогулки, наблюдения

Целевые прогулки к проезжей части улицы:

  1. закрепить названия и назначение дорожных знаков;
  2. определить, какие дорожные знаки предназначены для водителей, а какие — для пешеходов;
  3. знакомить с правилами перехода проезжей части, где есть перекресток;
  4. закрепить знания о правилах поведения на проезжей части.

Беседа

«Готовы ли мы стать пассажирами?»

«Поведение детей в общественных местах. Ориентирование детей в районе детского сада».

«Где можно кататься на велосипеде».

«Дорожная азбука».

Дидактические игры и упражнения

«Учим дорожные знаки» [3], «Дорожная азбука» [3], «Говорящие знаки» [3], «Выбери нужный знак»[1].

Сюжетно – ролевые игры

«Улица»: транспорт с пассажирами (маршрутное такси, автобус) едет по городским улицам, соблюдая правила дорожной безопасности.

Проблемные ситуации

  1. «Мы с семьей переходим дорогу».

Двигательная деятельность

Спортивные развлечения, подвижные игры с использованием самоката, велосипеда на улице.

Чтение

А.Усачев «Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей». Стихи по ПДД С.Михалкова, Н.Кончаловского, Я.Пишумова, Р.Фархади.

Другие формы работы с детьми

-Раскрашивание картинок на тему «Безопасность на дороге».

-Просмотр мультфильмов «Уроки тетушки Совы. Безопасность на транспорте.»,  «Уроки тетушки Совы. Велосипед.», «Уроки тетушки Совы. Метро и железная дорога.»и обсуждение их.

-Конкурс рисунков на асфальте на тему «Мы за безопасность на дороге».

-Смотр-конкурс поделок совместно с родителями по ПДД «Сделай сам».

-Создание видеоролика «Детям о ПДД».

Работа с родителями

Тематический стенд: «Ребенок на улице»: что дети должны знать, находясь на улице (знаки, правила)

Рекомендации для родителей:

  • Постоянно объясняйте детям, что:

- для игры во дворе надо выбирать безопасное место;

- нельзя играть вблизи стоящих машин, подходить к ним, трогать, брать предметы, находящиеся в чужой машине;

- не надо садиться в чужую машину, нужно отказываться от приглашения покататься с незнакомыми людьми;

- нельзя брать угощение от незнакомых людей;

- нельзя брать в руки чужие предметы и свертки, лежащие на улице, даже если очень хочется (это опасно).

  • При движении по тротуару не разрешайте детям залезать, подлезать, перелезать через ограждения, играть на них, (объясняйте причину).
  • При поездке с ребенком в транспорте удобнее занимать место по ходу движения, чтобы увидеть дорожную обстановку.
  • В случае аварии с машиной нужно по возможности быстрее покинуть ее и отойти подальше от транспортного средства.

Используемая литература:

1) Обучение дошкольников безопасному поведению: перспективное планирование, комплексные игровые занятия/ авт.-сост. О.В.Чермашенцева.- Волгоград: Учитель.

2) Правила дорожного движения для детей 3-7 лет: занятия, целевые прогулки, утренники, экскурсии/авт.-сост. Г.Д.Беляевскова [и др.].- Волгоград: Учитель, 2016.

3) Правила дорожного движения: система обучения дошкольников/ авт.-сост. Т.Г.Кобзева, И.А.Холодова, Г.С.Александрова.- Волгоград: Учитель.

4) Скоролупова О.А. «Правила и безопасность дорожного движения. Тематические недели в детском саду: Учебно-методическое пособие для педагогов дошкольных образовательных организаций.- М.: Издательство СКРИПТОРИЙ 2003, 2015.

5) Старцева О.Ю. «Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения.- М.:ТЦ Сфера,2018.

6) Шорыгина Т.А. «Беседы о правилах дорожного движения с детьми 5-8 лет».- М.: ТЦ Сфера,2017.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Наш друг Светофор" - развлечение для детей второй младшей группы, посвященное 40-летию создания отрядов юных инспекторов движения (ЮИД)

Развлечение разработано с целью расширить представления детей 3 - 4 лет о правилах дорожного движения. Развлечение представляет собой совместное с детьми разыгрывание сюжетно - ролевой игры "Авт...

Спортивное соревнование по правилам дорожного движения подготовительная группа "Юные инспекторы движения".

Закрепление правил дорожного движения в форме командных соревнований среди детей старшего дошкольного возраста....

План кружка в подготовительной группе ЮИД (юный инспектор движения)

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №75 комбинированного вида» г.Казани      План кружка в подготовительной группе ЮИД(юный инспек...

Развлечение по ПДД на тему «Изучаем правила дорожного движения с отрядом юные инспектора движения»

Выступление отряда ЮИД старшего дошкольного возраста.Стихи про дорожные знаки....

Посвящение детей в "Юные инспектора движения" в старшей группе.

Цель: Закрепление знаний по правилам дорожного движения у дошкольников и посвящение ребят в юные инспекторы движения....

Педагогический проект «Школа юного инспектора движения»

ВведениеОдной из серьезнейших проблем любого района и города является дорожно-транспортный травматизм. До настоящего времени снизить его уровень не удается. Ежегодно в дорожно-транспортных происшестви...

Программа мероприятий ЮИД (юные инспекторы движения) в старшей группе на 2023-2024 г.

Цель: воспитание гражданственности, привлечение обучающихся к организации пропаганды безопасного движения на дорогах и улицах среди детей дошкольного возраста.Задачи:- изучение Правил безопасного...