Детский дорожно-транспортный травматизм и роль семьи в его профилактике
статья по обж

Квитченко Наталья Александровна

В статье рассматривается проблема детского дорожно-транспортного травматизма. Обращается внимание на дорожно-транспортную ситуацию на дорогах на сегодняшний момент. Выявляются причины детского травматизма на дорогах, а также анализируется роль семьи в его профилактики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Детский дорожно-транспортный травматизм и роль семьи в его профилактике

Дорожно-транспортный травматизм – одна из первостепенных проблем мирового уровня, которая требует согласованных усилий для ее  эффективного предупреждения. Особое значение имеет детский дорожно-транспортный травматизм. Статистические данные свидетельствуют о том, что на дорогах России ежегодно погибают и получают травмы в  ДТП до 27 тыс. детей и подростков. Чаще всего это связано с низким уровнем информативности детей о поведении на дороге.

Транспортная культура – это форма жизнедеятельности человека и его взаимоотношения с окружающей средой с максимальным уровнем безопасности транспортного процесса и всех его участников. Проблема формирования транспортной культуры заключается в том, что находясь в транспортной среде без специальных знаний, молодое поколение находится в условиях неподготовленности к безопасному поведению в этой среде.

 В настоящий момент вопросам подготовки детей и подростков к безопасному участию в дорожном движении уделяется мало внимание. Одним из ключевых решений проблемы профилактики  дорожно-транспортного травматизм является организация непрерывной системы подготовки детей к безопасному участию в транспортных процессах различного типа. Такая подготовка должна стать базовым компонентом общей системы формирования транспортной культуры.

Детский сад может помочь – дать определенные знания, но основная нагрузка ложится на родителей. Они имеют наибольшую возможность научить ребенка вести себя на дороге, правильно подготовить к дорожно-транспортному движению на улицах. Нередко причиной происшествий являются и сами дети, которые не спешат использовать полученные знания.

Для того чтобы обучение детей правилам дорожного движения было эффективным, необходимо учитывать следующие принципы: систематичность, последовательность, наглядность. Формы проведения обучения могут варьироваться с учетом возрастных особенностей ребенка и сложности изучаемой темы. Методика работы должна включать не только формы, но и комплекс педагогических методов, основной целью которых является превращение знаний о правилах дорожного движения в убеждения, на основе которых сроится безопасное поведение ребенка на дороге.

Выделяют физиологические и психологические причины детского дорожно-транспортного травматизма. К психологическим относят:

1. Отсутствие знаний и представлений о видах поступательного движения транспортных средств (т.е. ребёнок основывается в своих действиях из микромира игрушек, что реальные транспортные средства могут останавливаться так же мгновенно, как и игрушечные).

2. Рассеянность ребенка. Заметив предмет или человека, который привлекает его внимание, ребёнок может устремиться к ним, забыв обо всём на свете.

3.  Отсутствие ответственности за собственное поведение на дороге. Ребенок не понимает к каким последствиям приведёт его поступок для других участников движения и для него лично.

К физиологическим относят:

1.  Невозможность распознать источник звука (ребёнок до 8 лет ещё плохо распознаёт источник звуков).

2. Узкое поле зрение (сектор обзора ребёнка намного меньше, он видит только то, что находится напротив).

3. Замедленная реакция (у взрослого пешехода на то, чтобы воспринять обстановку, обдумать её, принять решение и действовать, уходит примерно 0,8-1 сек. Ребёнку требуется для этого 3-4 секунды).

4. Ненадёжная ориентация «налево – направо» (она приобретается не ранее, чем в семилетнем возрасте).

Таким образом, главной проблемой детского травматизма можно выделить невозможность увидеть скрытую опасность, что является характерным для детей. В таком случае проведение бесед с детьми будет недостаточным, потому что первостепенную роль играют рефлексы и привычки, а теоретические знания служат как основа. По этой причине каждый выход с родителями на улицу должен помогать формированию у ребенка навыков ориентирования в дорожно-транспортной среде.

Список литературы:

  1. Акимов,  В. На автодорогах как на войне / В. Акимов, Ю. Соколов // Основы безопасности жизнедеятельности. – 2004.- №4.- С.29
  2. Котик,  М. А. Беседы психолога о безопасности дорожного движения / М. А. Котик. – Москва. – 1987
  3. Якупов, А. М. Подготовка к безопасному участию в дорожном движении – базовый элемент системы формирования транспортной культуры / А. М. Якупов // Жизнь и безопасность. – 2005. - №1/2. – С. 359 - 374


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Причины детского дорожно_ транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма."

Под профилактикой детского дорожно_транспортного травматизма понимается целенаправленная деятельность по своевременному выявлению, предупреждению и устранению причин и условий......

Консультация для родителей "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей "Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

Детский дорожно-транспортный травматизм и роль семьи в его профилактики

Проблема дорожно-транспортного травматизма в настоящее время становится самой актуальной, т.к. детский травматизм по городу и стране в целом неизбежно растет. Поэтому тесное взаимодействие семьи и дош...

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма

Консультация для родителей: "Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"...

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма"

Консультация для родителей Причины детского дорожно-транспортного травматизма и роль семьи в профилактике детского травматизма...