Рабочая программа по развитию речи для средней группы
рабочая программа по обж (средняя группа)

Рогаль Марина Григорьевна

Соответствует ФГОС ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Рабочая по развитию речи33.48 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

города Ростова-на-Дону «Детский сад № 19»

344016 г. Ростов-на-Дону ул. Мыльникова, 9  т. (факс) 277-51-51

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по развитию речи

для детей 4-5 лет (средняя группа)

автор Гербова В.В. «Развитие речи в детском саду»

(в рамках УМК программы «От рождения до школы»)

под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.

Авторы-составители:

                        Рогаль М.Г.

             Доломанова М.В.    

2018 – 2019 г

Пояснительная записка

Рабочая программа основана с учётом основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой .

Воспитатель проводит занятия по развитию речи по конспектам Гербовой  1 раз в неделю и развивает речь детей в соответствии с требованием программы в совместной и самостоятельной деятельности.

Цели и задачи: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Развитие всех компонентов устной речи детей: грамматического строя речи, связной речи — диалогической и монологической форм; формирование словаря, воспитание звуковой культуры речи.

Практическое овладение воспитанниками нормами речи.

Художественная литература. Воспитание интереса и любви к чтению; развитие литературной речи.

Воспитание желания и умения слушать художественные произведения, следить за развитием действия.

Развивающая речевая среда. Обсуждать с детьми информацию о предметах, явлениях, событиях, выходящих за пределы привычного им ближайшего окружения.

Выслушивать детей, уточнять их ответы, подсказывать слова, более точно отражающие особенность предмета, явления, состояния, поступка; помогать логично и понятно высказывать суждение.

Способствовать развитию любознательности.

Помогать детям доброжелательно общаться со сверстниками, подсказывать, как можно порадовать друга, поздравить его, как спокойно высказать свое недовольство его поступком, как извиниться.

Формирование словаря. Пополнять и активизировать словарь детей на основе углубления знаний о ближайшем окружении. Расширять представления о предметах, явлениях, событиях, не имевших места в их собственном опыте.

Активизировать употребление в речи названий предметов, их частей, материалов, из которых они изготовлены.

Учить использовать в речи наиболее употребительные прилагательные, глаголы, наречия, предлоги.

Вводить в словарь детей существительные, обозначающие профессии; глаголы, характеризующие трудовые действия.

Продолжать учить детей определять и называть местоположение предмета (слева, справа, рядом, около, между), время суток. Помогать заменять часто используемые детьми указательные местоимения и наречия (там, туда, такой, этот) более точными выразительными словами; употреблять слова-антонимы (чистый — грязный, светло — темно).

Учить употреблять существительные с обобщающим значением (мебель, овощи, животные и т. п.).

Звуковая культура речи. Закреплять правильное произношение гласных и согласных звуков, отрабатывать произношение свистящих, шипящих и сонорных (р, л) звуков. Развивать артикуляционный аппарат.

Продолжать работу над дикцией: совершенствовать отчетливое произнесение слов и словосочетаний.

Развивать фонематический слух: учить различать на слух и называть слова, начинающиеся на определенный звук.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи. Продолжать формировать у детей умение согласовывать слова в предложении, правильно использовать предлоги в речи; образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных (по аналогии), употреблять эти существительные в именительном и винительном падежах (лисята — лисят, медвежата — медвежат); правильно употреблять форму множественного числа родительного падежа существительных (вилок, яблок, туфель).

Напоминать правильные формы повелительного наклонения некоторых глаголов (Ляг! Лежи! Поезжай! Беги! и т. п.), несклоняемых существительных (пальто, пианино, кофе, какао).

Поощрять характерное для пятого года жизни словотворчество, тактично подсказывать общепринятый образец слова.

Побуждать детей активно употреблять в речи простейшие виды сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.

Связная речь. Совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, понятно для слушателей отвечать на вопросы и задавать их.

Учить детей рассказывать: описывать предмет, картину; упражнять в составлении рассказов по картине, созданной ребенком с использованием раздаточного дидактического материала.

Упражнять детей в умении пересказывать наиболее выразительные и динамичные отрывки из сказок.

        Направленность программы – речевое развитие детей.

Принципы:

1) полноценное проживание ребёнком всех этапов детства, амплификация детского развития;

2) индивидуализация дошкольного образования;

3) сотрудничество детей и взрослых, ребенок - субъект образовательных отношений;

4) поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;

5) продуктивное сотрудничество МБДОУ с семьёй;

6) приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;

7) возрастная адекватность дошкольного образования

        Объем программы по развитию речи составляет 36 (академических часов) занятия проводятся 1 раз в неделю по 20 минут. В месяц - 4 занятия, в год  36 занятий.

        Образовательная деятельность по речевому развитию  детей средней группы осуществляется в первой половине дня в соответствии с расписанием. В середине организованной  образовательной деятельности проводятся физкультурные минутки.

Формы реализации:

Система работы включает:

- ООД (организованная образовательная деятельность),

-  беседы,

-  наблюдения,

- игровые занятия,

- экскурсии,

- проблемно-игровые ситуации,

- викторины, сочинение загадок и сказок,

- рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок, иллюстраций к знакомым сказкам, произведений искусства (народного, декоративно-прикладного, изобразительного, книжной графики и пр.).

Условия реализации:

1.        Предметно-пространственная развивающая среда в группе, организованная в виде разграниченных зон – центров. Центры оснащены развивающими материалами:

        -Набор игровых материалов для игровой, продуктивной, конструктивной деятельности,

        -Набор материалов и оборудования для познавательно-исследовательской деятельности: объекты для исследования в действии,  образно-символический материал и т.д.

2.        Совместная деятельность педагога с детьми направлена на поддержку инициативных ситуаций развития ребенка. Для этого созданы следующие условия:

  • условия  для свободного выбора деятельности;
  • условия для принятия детьми решений, выражения своих чувств;
  • не директивная помощь детям, поддержка детской инициативы;
  • создание  разных пространств предъявления детских продуктов:
  • праздники, презентации иные события, как демонстрация детских продуктов.
  • детское портфолио, которое создает сам ребенок, принимая решение о том, какие работы будут включаться в портфолио.

В рамках реализации Программы используется проектная деятельность детей: творческие, исследовательские проекты, проекты по созданию норм – направление проектной деятельности, развивающее позитивную социализацию детей.

3.        Самостоятельная деятельность детей;

4.        Контроль за уровнем освоения данной программы планируется в ходе контрольно-диагностических занятий 2 раза в год.

5.        Для реализации программы используются технические средства: инструменты интерактивной доски, CD-проигрыватель, фотоаппарат, видеокамера.

6. Конструктивное взаимодействие с  семьей предполагает объединение усилий по обеспечению развития и обучения ребенка, использование традиционных форм работы с родителями: родительские собрания, консультации, беседы, дни открытых дверей, тематические встречи  и др., а так же интернет технологии: электронная почта, сайт детского сада, сетевые сообщества.

  1. Методы развития речи и  коммуникации:

Наглядные, словесные, практические.

Метод непосредственного наблюдения и его разновидности:

-наблюдение в природе,

-экскурсии

-чтение и рассказывание художественных произведений

Дидактические игры

Опосредованное наблюдение (изобразительная наглядность):

- рассматривание игрушек и картин,

-рассказывание по игрушкам и картинам

Заучивание наизусть

Игры-драматизации

Пересказ

Инсценировки

Обобщающая беседа

Дидактические упражнения

Рассказывание без опоры на наглядный материал

Пластические этюды

Хороводные игры

Методы и средства дифференциации в условиях фронтальных форм обучения

 различаются по сложности и продуктивности. Основными из них являются:

          - разноуровневое изложение материала:

•        вначале упрощенное изложение, затем усложненное;

          целостное изложение основного .Затем детализация и конкретизация по                    частям;

•        варианты лингвистического построения речи педагога в зависимости от типа восприятия ребенка ( визуалы, аудиалы, кинестетики); специфической направленности на реализацию общих дидактических целей.

•        многократное повторение изложенного в течение занятия (для детей с плохой памятью)

•        использование наглядности в различных сочетаниях со словом (для детей с разными типами восприятия, мышления, внимания);

- дифференцированные задания для детей с разным уровнем развития,                интересов детей, целевой направленности обучения;

- дифференцированная самостоятельная работа (по интересам, по уровням сложности, продуктивности):

•        по индивидуальным карточкам с заданиями разной сложности;

•        по образцу, показанному педагогом или ребенком;

•        с комментированным управлением способом выполнения задания;

•        в паре; группе;

•        полностью самостоятельная работа без чьей-либо помощи с выбором способа выполнения;

- работа в парах, группах;

- дозированная помощь:

•        устная педагогом;

•        в виде образца;

•        алгоритм, инструкция;

           -индивидуальный опрос:

•        по предварительно отработанным с ребенком вопросам;

•        по плану, данному педагогом;

•        дозирование сложности вопросов и заданий;

          -дифференцированный контроль:

•        уровневые задания;

•        задания с выбором;

•        индивидуализация критериев оценки, индивидуализация заданий:

1.        по объему;

2.        по сложности;

3.        по творческой направленности;

4.        по срокам выполнения.

-дифференциация темпа усвоения.

Дифференцированный подход можно осуществлять на различных этапах занятия, учитывая соблюдение следующих условий:

  •         чаще переключать детей с индивидуальной работы на совместную деятельность, затем на коллективную работу;
  •         создавать ситуацию успешности ребенка;
  • создавать ситуацию для самостоятельного выбора, управляя организованной деятельностью детей.

Педагогическая диагностика.

Педагогический скрининг на начало учебного года.

Диагностические занятия  по освоению основной  образовательной программы

Карты наблюдений.

Планируемые результаты

  • Значительно увеличить свой словарь, в частности за счет слов, обозначающих предметы и явления, не имевшие места в собственном опыте ребенка.
  • Активно употреблять слова, обозначающие эмоциональные состояния (сердитый, радостный), этические качества (хитрый, добрый), эстетические характеристики (нарядный, красивый), разнообразные свойства и качества предметов. Понимать и употреблять слова-антонимы, образовывать новые слова по аналогии со знакомыми (сахарница-сухарница).
  • Осмысленно работать над собственным произношением, выделять первый звук в слове.
  • Осмысливать причинно-следственные отношения, употреблять сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.
  • Подробно, с детализацией и повторами рассказывать о содержании сюжетной картинки, с помощью взрослого повторять образцы описания игрушки, драматизировать отрывки из знакомых произведений.
  • Рассказывать невероятные истории, что является следствием бурного развития фантазии.
  • Активно сопровождать речью свою деятельность (игровые, бытовые и другие действия).

Содержание занятий.

Развитие речи

Дата

Название темы

Количество часов

Примечание

Сентябрь

Диагностическое занятие

2

Беседа: «Надо ли учиться говорить?» стр 27

1

 Звуковая культура речи: звуки с и сь. Стр 28

1

Октябрь

Обучение рассказыванию «Наша неваляшка» стр 29

1

Чтение стихотворения И .Бунина «Листопад». Стр 30

1

Чтение сказки К.Чуковского «Телефон» стр 31

1

Звуковая культура речи: звуки з и зь. Стр 32

1

Ноябрь

Заучивание народной песенки :«Тень-тень-потетень». Сср 33

1

Чтение стихотворения об осени. Стр 34

1

Рассказывание по картинке «Собака со щенятами» стр 38

1

Составление рассказа об игрушке. стр 39

1

Декабрь

Чтение русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк». стр 43

1

Чтение стихотворения о зиме. стр 44

1

Обучение рассказыванию по картинке: «Вот это снеговик!» стр 45

1

Звуковая культура речи: звук ш. стр 46

1

Январь

Чтение сказки «Зимовье». стр 48

1

Звуковая культура речи: звук ж. стр 49

1

Обучение рассказыванию по картинке: «Таня не боится мороза». стр 50

1

Февраль

Заучивание стихотворения А. Барто «Я знаю, что надо придумать». стр 52

1

Чтение произведения: «Федорино горе» стр 53

1

Звуковая культура речи: звук ч. стр 53

1

Составление рассказа по картинке «На полянке» стр 55

1

Март

Урок вежливости. стр 56

1

Готовимся встречать весну. стр 59

1

Звуковая культура речи: звуки щ - ч. стр 60

1

Чтение сказки: «Петушок и бобовое зернышко». стр 61

1

Апрель

Составление рассказов по картинке. стр 62

1

Чтение сказки Д. Мамина-Сибиряка: «Сказка про Комара Комаровича». стр 63

1

Звуковая культура речи: звуки л и ль. стр 63

1

Обучение рассказыванию: работа с картиной-матрицей. стр 65

1

Май

Заучивание стихотворений. стр 65

1

День Победы. стр 68

1

Звуковая культура речи: звуки р-рь. стр 69

1

Диагностическое занятие

2

Дидактическое обеспечение:

  • наглядно-дидактические пособия «Мир в картинках»:
  • «Фрукты»;
  • «Посуда»;
  • «Животные»;
  • «Морские обитатели

  • Наглядно-дидактическое пособие «Рассказы по картинках»:
  • «Осень»;
  • «Зима»;
  • «Весна»;
  • «Лето»
  • «Моя семья»
  • Демонстрационный материал для фронтальных занятий:
  • «Домашние животные и их детеныши»;
  • «Мебель»
  • Тематический словарь в картинках

Мир растений и грибов:

  • «Фрукты. Овощи»;
  • «Грибы. Ягоды»;
  • «Цветы. Деревья»;
  • «Экзотические фрукты»

Мир животных:

  • «Домашние и дикие животные средней полосы»;
  • «Домашние и дикие птицы средней полосы»;
  • «Дикие звери и птицы жарких стран»;
  • «Насекомые»;
  • «Земноводные»

Мир человека:

  • «Город, улица, дом. Квартира, мебель»;
  • «Транспорт»;
  • «Посуда. Продукты питания»;
  • «Одежда. Обувь. Головные уборы»;
  • «Профессии»;
  • «Электробытовая техника»;
  • «Аудиотехника. Видеотехника. Оргтехника и средства связи»

Электронные образовательные ресурсы (ЭОР)

  • Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет). В.В.Гербова.

Электронные ресурсы:

Список литературы:

1. УМК «От рождения до школы». Основная образовательная программа дошкольного образования / под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.

2. «Развитие речи и общения детей в средней группе детского сада». В.В. Гербова.

3.   Развитие речи в детском саду: Средняя группа (4-5 лет). В.В.Гербова.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой

календарное планирование по развитию речи в подготовительной группе по программе Васильевой...

Рабочая программа по развитию речи в старшей группе.

Пояснительная запискаБольшое  внимание в решении задач умственного воспитания и  общего развития ребенка уделяется развитию речи....

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР

Рабочая программа по коррекции речи детей средней группы с ОНР составлена на основе программы Нищевой Н. В. с учётом требований ФГОС...

Рабочая Программа по развитию способностей детей средней группы «Нетрадиционные техники рисования»

Дошкольный возраст – период приобщения к миру общечеловеческих ценностей, время установления первых отношений с людьми. Для нормального развития детям необходимо творческое самовыражение. Творче...

Рабочая программа по развитию речи для разновозрастной группы (старшая и подготовительная к школе группы).

Рабочая программа по развитию речи  разработана на основе основной образовательной программы группы кратковременного пребывания МБОУ «Нартасская средняя общеобразовательная школа», в ...

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы".

Рабочая программа по развитию речи для старшей группы по программе от "Рождения до школы"....