ПРОЕКТ Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения «Светофорик»
проект по обж (старшая группа)

Кулахметова Рушания Салаватовна

                                                                                                                                                Актуальность проекта.

          Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Жемчужинка»

Принято на заседании

научно-методического совета

от «___» ________________ 2016 г.

Протокол № от «___» _____________ 2016 г.

Председатель ______________ О. С. Зинченко

«Утверждаю»

заведующий МДОУ «Жемчужинка»

_______________Л. В. Моисеева

ПРОЕКТ

 Формирование у детей старшего

дошкольного возраста основ безопасной

жизнедеятельности в рамках ознакомления

с правилами дорожного движения

«Светофорик»

Разработчик:

Кулахметова Р.С.,

соответствие занимаемой должности

п. Харп, 2016г.

Содержание

  1. Паспорт проекта           …………………………………………………………………3
  2. Актуальность                …………………………………………………………………7
  3. Проблема                       …………………………………………………………………7
  4. Цель и задачи                …………………………………………………………………7
  5. Ожидаемый результат ………………………………………………………………… 7
  6. Методы и приёмы         …………………………………………………………………7
  7. Планирование                ………………………………………………………………  13
  8. Приложения                   ………………………………………………………………  25
  9. Мониторинг                   ………………………………………………………………  30
  10. Литература                     ………………………………………………………………  37

                                       

Паспорт проекта

Тема

Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнидетельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения

Вид

Познавательно- практический.  Долгосрочный

Участники

  • дети старшего дошкольного возраста,
  • родители воспитанников,
  • воспитатели старшей группы
  • педагог психолог,
  • музыкальный руководитель,
  • инструктор по физическому воспитанию
  • инспектор ГИБДД

Актуальность

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах посёлка. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города и посёлка реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Цель. Задачи

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах посёлка и города.

Задачи:

  • обобщение и расширение знаний детей о правилах дорожного движения;
  • оптимизация работы с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения с помощью разнообразных методов и приемов;
  • формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  • укрепление и развитие материально-технической базы для работы по данному направлению;
  • выработка системы воспитательно-образовательной работы.

Новизна

В целом в российском дошкольном образовании накоплен определённый опыт профилактики ДДТТ. Однако проводимые мероприятия часто сводятся к отдельным увеселительным праздникам, соревнованиям, викторинам, конкурсам, имеющим познавательный характер, но целенаправленно не решающие задач обучения дошкольников основам дорожной безопасности. На наш взгляд, требуется не столько обучение дошкольников ПДД, сколько формирование у них навыков безопасного поведения и развитие познавательных процессов, необходимых для правильной ориентации на улице (восприятие, память, внимание, воображение, мышление, речь), эмоционально- волевые качества. Формирование и развитие умений и навыков безопасного поведения, превращение их в устойчивые привычки и стереотипы являются сложным, длительным развивающим, обучающим и воспитательным процессом, требующим активного взаимодействия педагогов, родителей и воспитанников.

Проект может использоваться в дошкольных образовательных учреждениях Приуральского района.

Этапы реализации

І Подготовительный:

  • Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме
  • Укрепление материально-технической базы:

приобретение атрибутов по ПДД

 оформление игрового уголка для детей в группе и информационного стенда для родителей

оформление помещения «Светофорик»

ІІ Формирующий:

  • Реализация проекта с детьми старшего дошкольного возраста и родителями

ІІІ Заключительный

Подведение итогов проекта:

  1. Совместное с родителями познавательно-развлекательное мероприятие  «Посвящение детей в пешеходы»
  2. Презентация проекта.
  3. Мониторинг освоения материалов проекта.

Ожидаемые результаты

  • Наличие оборудованного и оформленного помещения «Светофорик»;
  • Наличие плана совместных мероприятий с сотрудниками ГБДД;

Реализован план работы с детьми и родителями в рамках проекта «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»;

  • Наличие перспективно-тематического плана по изучению ПДД с детьми старшего дошкольного возраста;
  • в ДОУ диагностического инструментария по освоению детьми ППД и безопасного поведения на дорогах;
  • повысится процент знаний детей о ПДД до 75%;
  • проект – участник конкурсов на различном уровне;
  • дошкольники, участвующие в реализации проекта – участники конкурсов по Безопасности на различном уровне.

Актуальность проекта.

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улицах города реализуется через активную деятельность всех участников проекта.

Постановка проблемы

На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин. 

Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы. Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов и личный пример взрослых. И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.

Знание и соблюдение правил дорожного движения помогает снизить процент дорожно-транспортных происшествий. Формирование дисциплинированности, организованности надо начинать еще в раннем детстве, когда усвоенные правила становятся в дальнейшем нормой поведения. Исследования психологов показывают, что у детей дошкольного возраста наблюдается разрыв между теоретическими знаниями и их практическим применением. Дети не умеют управлять своим поведением. Вместе с тем их с ранних лет привлекает разнообразие окружающего мира: дома, улицы, движущиеся по ним пешеходы и транспорт. Но наблюдение за жизнью улицы само по себе не обеспечивает формирование правильных представлений о правилах дорожного движения. Поэтому дети, предоставленные самим себе, мало считаются с реальными опасностями на дороге. Не умея правильно определять расстояние до приближающего автомобиля и его скорость, они переоценивают собственные возможности, считают себя быстрыми и ловкими. У маленьких детей отсутствует способность предвидеть возможность возникновения опасности в быстро меняющейся дорожной обстановке.

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города

Задачи:

  • обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения;
  • с помощью разнообразных методов и приемов оптимизировать работу с родителями детей старшего дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения;
  • формировать сознательное отношения к соблюдению правил дорожного движения.
  • укрепить и развивать материально-техническую базу для работы по данному направлению;
  • выработать системы воспитательно-образовательной работы.

Ожидаемые результаты:

  • Наличие оборудованного и оформленного помещения «Светофорик»;
  • Наличие плана совместных мероприятий с сотрудниками ГБДД;
  • повысится процент знаний детей о ПДД до 75%;

Сроки реализации проекта: два года (долгосрочный)

Методы и приёмы реализации проекта в работе с детьми

Словесный (беседа, отгадывание загадок, викторины), наглядный (рассматривание иллюстрации, картин)

Проект реализуется по направлениям:

Рис 1.

Совместная деятельность с детьми включает семь блоков:

Рис.2

Реализация каждого блока предполагает выполнение алгоритма

У детей шестого года жизни небольшой багаж знаний о правилах поведения в дорожно-транспортных ситуациях, поэтому каждый блок начинается с занятий познавательного цикла («По сигналу светофора», «Если на улице нет светофора...», «Бегут машины в ряд...»). Чтобы занятия проходили интересно и продуктивно, в гости приходит Светофорик, который знакомит с правилами дорожного движения, рассказывает о ситуациях на дорогах и вместе с детьми ищет выход из сложившихся ситуации, зебра приносит задания, помогающие закрепить знания и умения детей.

Теоретические знания подкрепляются продуктивной деятельностью (рисованием, аппликацией, ручным трудом, пространственным моделированием), а затем реализуются в самостоятельной деятельности и повседневной жизни за пределами ДОУ.

Большое внимание уделяется игровой деятельности, которая помимо дидактических игр включает в себя строительные, подвижные, сюжетно-ролевые и игры-фантазии. По окончании каждого специально организованного занятия дети попадают в предметно-развивающую среду группы, где могут применить полученные навыки в игровой деятельности: играх-тренингах, дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх.

Для закрепления знаний используются экскурсии, целевые прогулки, наблюдения, беседы, чтение художественной литературы, организуются вечера досуга и инсценировки художественных произведений, разыгрывание дорожных ситуаций.

Совместно с родителями воспитанников проводятся выставки рисунков и конкурсы на изготовление дорожно-транспортных макетов

Важное значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников. Пример родителей — один из основных факторов успешного воспитания у детей навыков безопасного поведения на улице. Одно неправильное действие родителей на глазах у ребенка или вместе с ним могут перечеркнуть все словесные предостережения. Поэтому с родителями проводится просветительская деятельность, разработан ряд мероприятий для родителей и совместных для родителей и детей.

Работа с родителями по формированию у детей навыков безопасного поведения на улицах и дорогах включает следующие мероприятия:

ПРИЛОЖЕНИЯ

К   ПЕДАГОГИЧЕСКОМУ    ПРОЕКТУ

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ

Тема / цель

Форма проведения с детьми

Сроки

Работа с родителями

Ответственный

«Транспорт»

Цель: формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт)

Игровая деятельность

Дидактические: «Чудо-машина», «Найди по действию», «Подбери колеса».

Строительные: «Гараж», «Улица с автобусными остановками».

Подвижная: «Цветные автомобили».

Игра-фантазия: «Все наоборот», «На чем я путешествую».

Сюжетно-ролевая: «Гараж»

Целевая прогулка

Проезжая часть: «Транспорт на нашей улице», «Автостоянке»

Беседа

«Какие машины нужны человеку», «Профессия — шофер»

Чтение художественной литературы

М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице»

Досуги, развлечения

Театр картинок «Машины на нашей улице»; викторина «Транспортные средства»

Октябрь

Художественно -творческая деятельность

Коллективная аппликация «Дорога»

Выставка рисунков совместной деятельности детей и родителей «Транспорт»

Оформление стендов для родителей

Папка-передвижка «Дорожно-транспортный травматизм»

Воспитатели

«Улица».

Цель: формировать понятия: «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия

Игровая деятельность

Дидактические: «Движение по улицам города», «Угадай, что изменилось», «Близко — далеко», «Перекресток».

Строительная: «Различные виды дорог».

Подвижная: «Дома и номера».

Игра-фантазия: «Что не так».

Сюжетно-ролевая: «Автостроители»

Целевая прогулка

К проезжей части: «Знакомство с улицей, на которой находится детский сад»,

(План безопасного маршрута от дома к д/с.

Папка с маршрутами)

Беседа

«Участники дорожного движения», «Машины движутся в разные стороны»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Моя улица», А. Дмоховский «Чудесный островок»

Досуги, развлечения

Театр на столе «Автоша отправляется в путь»

Ноябрь

Составление рассказа по картине «Улица города».

Конструирование «Городок для любимых игрушек».

Рисование «Улица города».

Развитие элементарных математических представлений «Дома, в которых мы живем»

(Папка с рассказами и рисунками к ним

Родителям сделать героев семьи Автоша

(Автоша –папа, автошка- сын, Автошечка – дочка, Автоша- мама)

Составление фотоальбома «Наша улица»

Воспитатели

«Движение транспорта и пешеходов».

Формировать понятие «правостороннее движение». Учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус и трамвай

Игровая деятельность

Дидактические: «Направо — налево», «Угадай, что изменилось».

Строительная: «Трамвайное депо».

Подвижная: «Встречные перебежки».

Ситуации: «Мы выходим из трамвая», «Я перехожу проезжую часть».

Сюжетно-ролевая: «Автобусная экскурсия»

Целевая прогулка

 «На автобусную остановку»

Беседа

«История правостороннего движения», «Опасные участки на дороге»

Чтение художественной литературы

Я. Пишумов «Азбука города», Г. Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»

Досуги, развлечения

Инсценировка «На лесном перекрестке»

Декабрь

Ознакомление с окружающим «Движение транспорта».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Рисование «Перекресток с потоком машин»

Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт»

Воспитатели

«Светофор».

Цель: закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене

Игровая деятельность

Дидактические: «Светофор», «Включи сигнал», «Кто спешит на помощь», «Пешеходный светофор».

Строительная: «Мы — пешеходы».

Подвижная: «Светофор».

Ситуации: «Дети на проезжей части», «Желтый сигнал светофора»

Целевая прогулка

К проезжей части: «К светофору»

Беседа

«История создания светофора», «Сигналы светофора»

Чтение художественной литературы

С. Прокофьев, Г Сапгир «Мой приятель — светофор», М. Пляцковский «Светофор»

Досуги, развлечения

Досуг «Зеленый, желтый, красный»

Январь

Развитие элементарных математических представлений «На прогулку с Автошей».

Лепка «Светофор».

Рисование «Красный сигнал светофора».

Ручной труд — изготовление светофора из бросового материала

Папка-передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт»

Воспитатели

«Дорожные знаки».

Цель: закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: «Пешеходный переход» «Наземный переход», «Подземный пешеходный переход»

Игровая деятельность

Дидактические: «Найди на плане», «Знаки на дорогах», «Говорящие знаки».

Строительная: «Постройка переходов».

Ситуации: «Я не знаю дорожных знаков», «Как старушке перейти через дорогу?»

Целевая прогулка

К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора»

Беседа

«Зачем нужны дорожные знаки»

Чтение художественной литературы

В. Семерин «Запрещается — разрешается»

Досуги, развлечения

Вечер загадок

Февраль

Ознакомление с окружающим «Путешествие на перекресток».

Аппликация «Знаки на нашей улице».

Рисование «Наш город», «Перекресток»

Конкурс «Лучший изготовитель дорожных знаков»

Воспитатели

«Правила поведения в транспорте».

Цель: уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадки, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить — с передней

Игровая деятельность

Дидактические: «Правильно — опасно», «Найди безопасную дорогу», «Что сначала, что потом».

Строительная: «Строители пассажирских остановок».

Подвижная: «Найди каждый свою остановку».

Ситуации: «В автобус входит инвалид», «Передайте плату за проезд».

Сюжетно-ролевая: «В автобусе»

Целевая прогулка

К проезжей части: «На автобусную остановку», «К трамвайной остановке»

Беседа

«В городском транспорте», «Зачем нужны правила пассажирам»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Шел трамвай десятый номер», С. Маршак «Автобус номер 26»

Досуги, развлечения

Кукольный спектакль «Петрушка едет в театр»

Март

Развитие речи «Разговор о правилах поведения пассажиров».

Составление рассказа по картине «Трамвайная остановка».

Рисование «Люди входят и выходят»

Индивидуальные беседы «Как воспитывать примерное поведение при пользовании общественным транспортом»

Воспитатели

«Велосипед, самокат».

Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате

Игровая деятельность

Дидактические: «Запрещается — разрешается», «Подбери цвет», «Далеко — близко».

Ситуация: «Мне купили новый велосипед».

Подвижные: «Озорной мячик», «Уроки катания на велосипедах и самокатах»

Целевая прогулка

Во дворе жилого дома: «На детскую площадку»

Беседа

«Игры во дворе», «Безопасное поведение на улице»

Чтение художественной литературы

И. Кончаловский «Самокат»

Досуги, развлечения

Спортивный праздник «Дорожная эстафета»

Апрель

Ознакомление с окружающим «Улица — не место для игр».

Лепка «Самокат».

Рисование «Велосипед со светоотражателями»

Консультация «Ребенок во дворе»

Воспитатели

«Загородная дорога».

Цель: формировать у детей представления о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге. Познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд»

Игровая деятельность

Дидактические: «Путешествие за город», «Чудо-техника», «Лабиринты».

Строительные: «Магистраль», «Трасса».

Подвижная: «Стоп». Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Путешествие»

Целевая прогулка

К железнодорожному переезду

Беседа

«Правила необходимы везде», беседа о профессии обходчика

Чтение художественной литературы

Б. Житков «Что я видел»

Досуги, развлечения

Совместный поход в парк «Пешеходные туристы»

Май

Составление рассказа из опыта «Как я путешествовал».

Коллективная аппликация «Железнодорожный переезд».

Рисование «Голубой вагон бежит, качается...»

Воспитатели

ПЛАНИРОВАНИЕ РАБОТЫ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЕ

Тема / цель

Форма проведения

Сроки

Работа с родителями

Ответственный

«Транспорт».

Расширять представления детей о появлении первых машин. Развивать умение классифицировать транспорт: наземный, подземный, водный, воздушный, специальный. Познакомить с понятием «тормозной путь автомобиля»

Игровая деятельность

Дидактические: «Кому что нужно», «Сложи автомобиль», «Чего не хватает», «Измерь тормозной путь», «Транспорт» (пазлы).

Строительные: «Гараж двухэтажный», «Автодром».

Подвижная: «Лодочка». Ситуации: «Звуки улицы», «Мир города».

Сюжетно-ролевая: «Автосалон»

Целевая прогулка

К нерегулируемому переходу; на шоссе

Беседа

«Что такое тормозной путь?», «Автомобиль будущего», «Автомобильная сказка»

Чтение художественной литературы

Я. Пишумов «Машины», Н. Носов «Автомобиль»

Досуги, развлечения

Вечер загадок «Дорожная математика», викторина «Транспортные средства»

Октябрь

Художественно -творческая деятельность

Оформление стендов для родителей

Развитие речи «Классификация транспорта».

Знакомство с энциклопедией «Автомобили».

Конструирование «Модель самолета».

Лепка «Дорожный каток».

Рисование «Гараж спецтранспорта». Эксперимент «Самолетик», «Лодочка»

Воспитатель

«Улица».

Расширять представления детей о строении и разметке улиц. «Милиционер-регулировщик». Познакомить детей с работой сотрудников ГИБДД

Игровая деятельность

Дидактические: «Наш город», «Найди на плане», «Дороги и дорожные знаки», «Регулировщик».

Строительная: «Новый район города».

Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милиционер взмахнул палочкой».

Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД»

Целевая прогулка

К проезжей части, к посту работников ГИБДД

Беседа

«Моя дорога в детский сад», «Опасные участки на пешеходной части улицы», «Милиционер-регулировщик», «Куда спешит автомобиль ГИБДД», встреча-беседа с работником ГИБДД

Чтение художественной литературы

С. Маршак «Правил уличных не зная...», «Милиционер», Я. Пишумов «Посмотрите, постовой», «Инспектор ГИБДД»

Досуги, развлечения

Вечер развлечения «Папа, мама, я на улицах города»

Ноябрь

Комплексное и рисование «Моя улица».

Конструирование «Городок малышей из Цветочного города».

Составление рассказа по плану «Моя дорога в детский сад».

Рисование «На посту в любую погоду»

Воспитатель

«Движение транспорта и пешеходов».

Продолжать учить детей правильно переходить через улицы разных типов. Развивать реакцию на световой и звуковой сигналы спецтранспорта. Расширять представления о сложности движения на перекрестке

Игровая деятельность

Дидактические: «Угадай транспорт», «Играй да смекай!», « Подумай – отгадай»

Строительная: «Новый район города».

Ситуации: «Я перехожу через дорогу», «Милиционер взмахнул палочкой».

Сюжетно-ролевая: «Пост ГИБДД»

Целевая прогулка

К Т-образному перекрестку

Беседа

«Загадки "пустынной улицы"», «Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Дядя Степа — милиционер», «Самый лучший пешеход», О. Бедарев «Если бы...»

Досуги, развлечения

Диафильм «Не играй на мостовой», театр би-ба-бо «Осторожные сказки»

Декабрь

Ознакомление с окружающим «Найди правильное решение».

Аппликация «Подземный переход».

Ручной труд «Машины спецтранспорта».

Рассматривание картины «Обход транспорта».

Ознакомление с окружающим «Крестообразные и Т-образные перекрестки»

«Светофор».

Закрепить знания о необходимости следовать указаниям светофора. Закрепить знания о том, что светофоры бывают с двумя и с тремя сигналами. Познакомить с временным указателем на светофоре

Игровая деятельность

Дидактические: «Мы – водители», «Веселый жезл»

Строительные: «Различные мосты: пешеходный, автомобильный».

Ситуация: «Пробка на дороге»

Целевая прогулка

К проезжей части: «К светофору»

Беседа

«История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Чтение художественной литературы

«История создания светофора», «Сигнализация светофора»

Досуги, развлечения

Драматизация «Одна простая сказка»

Январь

Развитие речи «Пешеход! А ты знаешь?»

Аппликация «Автомобили у светофора».

Рисование «Внимание! Пешеход».

Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала».

Развитие элементарных математических представлений «Часы»

Воспитатель

«Дорожные знаки».

Продолжать знакомить детей с дорожными знаками. Классифицировать их: запрещающие, предупреждающие, предметно-указательные, предписывающие. Расширять представления о том, к чему приводит несоответствие действий дорожным знакам

Игровая деятельность

Дидактические: «Красный - зеленый» «Светофор»

«Стрелка, стрелка, покружись…»

«Автомульти»

Ситуации: «Вежливая улица», «Что было бы, если бы исчезли дорожные знаки».

Сюжетно-ролевая: «Автошкола»

Целевая прогулка

К проезжей части: «К ближайшим знакам»

Беседа

«Кто такой инструктор вождения», «Дорожные знаки для пешеходов»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Шагая осторожно»

Досуги, развлечения

Театр картинок «Пешеходный светофор», кукольный театр «Дорожные истории»

Февраль

Ознакомление с окружающим «Путешествие в страну Дорожных знаков».

Составление рассказа по плану «Мой путь в библиотеку».

Рисование «Запрещающие знаки на дороге».

Ручной труд «Изготовление дорожных знаков для настольной игры»

Воспитатель

«Правила поведения в транспорте и на улице».

Уточнить правила поведения в общественном и личном транспорте. Способствовать осознанному восприятию последствий дорожных происшествий

Игровая деятельность

Дидактические: «Вопросы и ответы»

«Отремонтируй светофор»

«Да, нет» «Улица города»

Ситуации: «Мой двор», «Я еду с родителями в машине»

Целевая прогулка

К проезжей части

Беседа

«Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?»

Чтение художественной литературы

А. Эльдман «Эти ребята приятели были»; И. Яворская «Дети и дорога»

Досуги, развлечения

Вечер развлечений «Самые замечательные пешеходы»

Март

Развитие речи «Как должен поступить пешеход, если...»

Развитие элементарных математических представлений «Дорожные задачки»

Воспитатель

«Велосипед, самокат, роликовые коньки».

Закрепить знания детей о том, какие опасные ситуации могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках. Дать знания о необходимости средств защиты при катании на велосипеде, самокате, роликовых коньках

Игровая деятельность

Дидактические: « Это я, это я, это все мои друзья!» «Ты – большой, я - маленький»

«Наша улица»

Ситуация: «Мне купили ролики»

Подвижная: «Уроки катания на двухколесных велосипедах и роликах»

Целевая прогулка

К проезжей части

Беседа

«Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?»

Чтение художественной литературы

С. Михалков «Скверная история»

Досуги, развлечения

Открытие городка «Светофория»

Апрель

Ознакомление с окружающим «Как кататься безопасно».

Рисование «Мальчик на роликовых коньках»

Воспитатели

«Железнодорожный переезд».

Познакомить детей с правилами поведения пешеходов у железнодорожного переезда, с назначением шлагбаума

Игровая деятельность

Дидактические: «Пешеходы и водители»

«Наш друг постовой»

«Найди безопасный путь» «Где мое место?»

Строительная: «Железнодорожная магистраль».

Ситуации: «Кто виноват?», «Шлагбаум еще не подняли».

Сюжетно-ролевая: «Поездка в пригород»

Целевая прогулка

К железнодорожному переезду

Беседа

«Как регулируется движение поездов и электричек?», «История паровозов»

Чтение художественной литературы

А. Дорохов «Шлагбаум»

Досуги, развлечения

Выпуск книги для будущих дошколят «Старые сказки, рассказанные по-новому»

Май

Лепка «Шлагбаум».

Аппликация: знаки «Железнодорожный переезд со шлагбаумом», «Железнодорожный переезд без шлагбаума»

Воспитатели

Приложение 1

План-программа обучения родителей методам формирования у детей

навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

на 2016– 2017 учебный год.

Тема

Ответственный

Сроки

Детский дорожно-транспортный травматизм, причины и последствия. Причинно-следственный механизм возникновения ДТП

 Зам. зав. по безопасности

Сентябрь

Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте

воспитатели

Октябрь

Обеспечение безопасности движения детей по пути в детский сад и домой (принципы определения безопасного маршрута движения)

Воспитатель

Ноябрь

Типичные опасные дорожные ситуации для пешехода ("ловушки" на дорогах), формы и методы их изучения в семье

  Зам.зав. по безопасности

Декабрь

Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе. Основные законы безопасного движения

Воспитатели

Январь

Формирование у детей навыков безопасного поведения на улице, дороге, транспорте

Воспитатели

Февраль

Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения

 Зам.зав. по безопасности

Март

Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров, велосипедистов

 Зам.зав. по безопасности

Апрель

Обеспечение безопасности движения детей вне детского сада (анализ и изучение организации дорожного движения по пути в учреждения и домой) и взаимодействие с воспитателями этих учреждений

 Зам.зав. по безопасности

Май

Правила поведения детей в общественном транспорте. Правила движения детей организованными группами

Воспитатели

Июнь

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД и последствия, вызванные этими нарушениями

 Зам.зав. по безопасности

Июль

Итоговое занятие. Особенности поведения детей на улице вне детского сада

 Воспитатели старших групп

Август

Приложение 2

План работы с родителями по формированию у детей

навыков безопасного поведения на улицах и дорогах

на 2017-2018 учебный год.

Содержание

деятельности

Ответственные

Сроки выполнения

Результат

Наглядная информация

«Оперативная сводка о состоянии ДДТТ в п. Харп»

Инспектор ГИБДД

Ежемесячно

Информированность родителей

Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения (с родителями на родительском собрании)

Воспитатели подготовительной к школе группы «Бусинки»

Сентябрь

Систематизация знаний детей и их родителей по правилам дорожного движения

Укрепление материально-технической базы: — приобретение пособий, новых игр; — оформление асфальтированных дорожек с поворотами, светофорами, разметкой

Воспитатели, администрация ДОУ, инструктор по физическому воспитанию, инспектор ГИБДД, родители

Сентябрь

Укрепление материально- технической базы

Родительское собрание «Как знакомить детей с правилами дорожного движения»: — выступление инспектора ГИБДД; — решение проблемных ситуаций, возникающих на дорогах; — вопросы родителей к педагогам, инспектору ГИБДД

Воспитатели подготовительной к школе группы,

инспектор ГИБДД

Октябрь

Закрепление знаний родителей о правилах дорожного движения

Выпуск буклета для родителей «Правила езды на велосипеде для дошкольников»

Администрация ДОУ,

инспектор ГИБДД

Сентябрь —

октябрь

Информированность родителей

Семинар для родителей «Обучение детей дошкольного возраста правилам дорожного движения»

Воспитатели подготовительной группы «Бусинки»,

инспектор ГИБДД

Ноябрь

Закрепление знаний

Семейный конкурс макетов «Любимые уголки родного города»

Руководитель изостудии,

воспитатели,

дети,

родители

Декабрь

Воспитание у детей интереса к родному городу, развитие конструктивных и творческих способностей

Анкетирование родителей

"Грамотный пешеход".

Воспитатели подготовительной группы «Бусинки»,

, инспектор ГИБДД

Январь

Закрепление знаний

Заочное консультирование

«Ребенок в автомобиле»

Инспектор ГИБДД

Февраль

Закрепление знаний

Ознакомление родителей воспитанников (на итоговом собрании группы) с результатами работы над проектом

Воспитатели подготовительной группы «Бусинки»,

Май

Информированность родителей

Проведение детско-родительской гостиной «Правила дорожные знать каждому положено»

Воспитатели подготовительной группы «Бусинки»,

Июнь

Закрепление знаний по правилам дорожного движения у детей и их родителей

Мониторинг

Вопросник для проверки знаний детей по теме «Дорожная азбука»

Фамилия, имя ребенка ________________ Возрастная группа ___________

Дата заполнения «_____» ____________20 __ г.

«_____» ____________20 __ г.

Вопрос

Ответ ребенка

Балл

Уровень сформированности представлений о транспортных средствах,

об улице (виды перекрестков), о правилах перехода проезжей части.

1. Что такое улица?

2. Как регулируется движение на улице?

3. Какие сигналы светофора ты знаешь? Что они обозначают?

4. Какие светофоры стоят на улицах города?

5. Для чего на светофоре устанавливается временной сигнал?

6. Чем отличаются транспортный и пешеходный светофоры?

7. Как называется человек, который регулирует движение на дороге?

8. Что помогает регулировщику управлять движением?

9. Где должны ходить пешеходы?

10. Что такое перекресток?

11. Где и как нужно переходить дорогу?

12. Чем опасен для пешехода зонтик и капюшон?

13. Как обозначается пешеходный переход?

14. Какие пешеходные переходы ты знаешь?

15. Почему нельзя отвлекаться при переходе улицы

16. Где на проезжей части можно переждать поток машин?

17. Где должны ездить автомобили?

18. Чем отличается грузовой транспорт от пассажирского транспорта?

19. Какие виды пассажирского транспорта ты знаешь?

20. Для чего нужен пассажирский транспорт? Где его ожидают люди?

21. Что такое тормозной путь?

Знание дорожных знаков

(с использованием наглядного материала - дорожных знаков)

22. Для чего нужны дорожные знаки?

23. Какие дорожные знаки ты знаешь?

24. Покажи и назови запрещающие знаки.

25. Покажи и назови информационно-указательные знаки.

26. Покажи и назови предупреждающие знаки.

27. Покажи и назови знаки сервиса.

Уровень культуры поведения детей на улице и в транспорте

28. Что такое общественный транспорт?

29. Какие ты знаешь правила поведения в транспорте?

30. Чего нельзя делать в транспорте?

31. Какие ты знаешь правила поведения на улице?

32. Чего нельзя делать на дороге?

33. Где можно кататься на велосипеде, самокате, роликовых коньках?

34. Для чего нужны шлем, наколенники и налокотники?

Знание правил поведения на железной дороге

35. Какие ты знаешь правила поведения на железной дороге?

36. Что такое шлагбаум?

37. Для чего нужен семафор?

38. Как регулируется движение поезда и электричек?

                             «_____» ____________20__ г.

Примечания:

  • Опрос проводиться в несколько этапов.
  • Воспитатель фиксирует ответы ребенка. Каждый правильный ответ оценивается в один балл.

ФИ ребёнка

Критерии

Фамилия

имя ребенка.

2016 – 2017 учебный год

2016 – 2017 учебные год

2017-2018 учебный год

2017-2018 учебный год

октябрь

2016 г

май

2017 г

сентябрь

2009 г

май

2010 г

успешное выполнение задания

неуспешное выполнение задания

успешное выполнение задания

неуспешное выполнение задания

успешное выполнение задания

неуспешное выполнение задания

успешное выполнение задания

неуспешное выполнение задания

Из 38 вопросов

Приложение 4.

Примерный перечень игр, игрушек, учебно-наглядного материала

№ п/п

Необходимая материальная база

Количество

1

Дидактические игры:

1.1. «Законы улиц и дорог»

1.2. «Час пик»

1.3. «Транспорт»

1.4. «Дорожные знаки»

1.5. «Знаки на дорогах»

1.6. «Светофор»

1.7. «Мы идем и едем»

1.8. «Ловкий пешеход»

1.9. «Перекресток»

1.10. «“Назови знак»

1.11. «Слушай-запоминай»

1.12. «Угадай, какой знак»

1

2

Домино «Дорожные знаки»

2

3

Коллекция дорожных знаков и машин.

2

4

Атрибуты к сюжетно-ролевым играм «На улице», «ГИБДД», «Мы – водители», «Юный инспектор», Наш город»

2

5

Альбом «Автотранспорт».

2

6

Альбом для рассматривания «Знакомимся с правилами дорожного движения и дорожными знаками»

2

7

Игра «Автошкола»

2

8

Обучающие игры по правилам дорожного движения: «Поездка по городу» («В парке», «К снежным вершинам», «Круговое движение», «Едем через переезд», «Знаки обязательного направления», «День веселых развлечений», «За городом», «Горная дорога», «Автомагистраль»).

2

9

Дорожная грамота. Серия из 14 плакатов.

2

10

Пазлы и кубики с изображением различных марок автомобилей.

2

11

Детская художественная литература. Рассказы, сказки, стихи, загадки.

12

Книжки-раскраски

20

13

Детский руль с педалями

5

14

Машины грузовые и легковые

По 5 шт.

15

Магниты-пазлы «Транспорт»

2

16

Для полового покрытия (клеящаяся бумага)

По метражу

17

Удлинитель (10 метров)

1

18

Проектор на стену

1

19

Полки (навесные)

4

20

Комплект тематических магнитов «Модели автомобилей»

2

21

Стулья или скамейки

20/5

22

Круглый стол

1

23

Информационные стенды

2

24

Жалюзи, тюль        

2 комплекта

Литература:

  1. Авдеева Н.Н., Князева Н.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2002
  2. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. –М.:МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2014.. – СПб «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011. »
  3. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. В 15 томах. – М.: АСТ, 1995.
  4. Данилова Т.И.Программа «Светофорик». Обучение дошкольного возраста ПДД
  5. Добрякова В.А. и др. Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга. М., 1989.
  6. Иванов А. Как неразлучные друзья улицу переходили. – М.: АСТ-ПРЕСС 1996.
  7. Леокум А. Детская энциклопедия «Скажи мне, почему?..» / авторизованный перевод Я. И А. Огуреевых. – М.: Мол. Гвардия. 1992.
  8. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания: программа для детей 5—9 лет. М., 2001.
  9. Петрова К.В. Как научить детей ПДД?. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2013.»
  10. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста /Сост. Н.А.Извекова, А.Ф.Медведева, Л.Б.Полякова, А.Н.Федотова. – М.: ТЦ Сфера, 2005.
  11. Правила дорожные знать каждому положено: Познавательные игры с дошкольниками и школьниками./ Авт.-сост. М.С.Коган. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2008.
  12. Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. / Сост. Н.А. Извекова, А.Ф. Медведева и др. М., 2005.
  13. Сосунова Е.М., Форштат М.Л. Учись быть пешеходом. Учебное пособие по ПДД для учащихся начальной школы. В 2-х частях. – СПб.: ИД МиМ, 1997.
  14. Семенюк В.И., Владимиров Н.В. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения. М., 1983.
  15. Скоролупова О.А. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме «Правила и безопасность дорожного движения». М., 2004.
  16. Слуцкер Т.М. Незнайка и светофор // Начальная школа. 2004 № 7.
  17. Шалаева Г.П. азбука маленького пешехода. – М.: Филол. О-во СЛОВО, Эксмо, 2008.
  18. Энциклопедия – школьнику. /Сост. Г.П. Яковенко, Н.Г. Яковенко. – Киев: МП сканер.
  19. http://ped-kopilka.ru/blogs/melnikova/didakticheskie-igry-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект: "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения"

Цель: создание условий для усвоения и закрепления знаний и навыков безопасного осознанного поведения на улицах города у  детей старшего дошкольного возраста и их родителей.Задачи:1. Обобщить и ра...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения».

Проект посвящен актуальной проблеме — воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана еще и с тем, что у детей этого возраста отсут...

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ Тема: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА Участники проекта:дети старшего дошкольного возраста,родители воспитанников,воспитатели группы «Почемучки»,старший воспитатель,руководитель изостудии,музыкальный руковод...

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения»

Консультация для родителей на тему : «Формирование у детей старшего  дошкольного возраста основ безопасной  жизнедеятельности в рамках ознакомления  с правилами дорожного движения»...

Педагогический проект "Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасной жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Цель проекта: создание условий для усвоения и закрепления знаний детей и их родителей навыков безопасного осознанного поведения на улицах города.Задачи:   обобщение и расширение знаний...

Долгосрочный проект по ПДД в старшей группе на тему: " Формирование у детей старшего дошкольного возраста основ безопасности жизнедеятельности в рамках ознакомления с правилами дорожного движения".

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста.Основная цель- обеспечение здоровья детей.Знакомя детей с правилами дорожного движения, культурой поведения на улице, следует помнить, что э...