Проект по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ) для детей старшего дошкольного возраста
проект по обж (старшая группа)

Терлецкая Татьяна Игоревна

Проект по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)  

для детей старшего дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Проект по ОБЖ37.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

детский сад №28 «Снегирёк» общеразвивающего вида

Проект

по основам безопасности жизнедеятельности (ОБЖ)  

для детей старшего дошкольного возраста

                                                                              Автор:

                                                                              Терлецкая Татьяна Игоревна

 

п. Снегири

2019 год

Актуальность

Обеспечение безопасности жизнедеятельности является приоритетной задачей для личности, общества, государства. Формирование безопасности жизнедеятельности детей в условиях дошкольного образовательного учреждения является актуальной и значимой проблемой для педагогического сообщества, поскольку обусловлена объективной необходимостью информирования детей о правилах безопасного поведения, приобретения ими опыта безопасного поведения в быту, важностью целенаправленной деятельности в этой области родителей и работников ДОУ.

Усвоение социальной действительности ребёнком - процесс, во время которого он усваивает ценности, традиции, культуру общества, в котором ему предстоит жить. Он учится жить рядом с другими, учитывая их интересы, правила и нормы поведения в обществе, то есть становится социально компетентным.

В период дошкольного детства происходит интенсивное освоение мира как взаимосвязанного и взаимозависимого ценностного мира природы, социума и человека; идет процесс познания ценностей и смыслов жизни, формирования основ безопасного поведения.

Безопасность жизнедеятельности - это наука о комфортном и травма безопасном взаимодействии человека со средой обитания.

Вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста отражены в научных трудах Н.Н.Авдеевой, Л.П.Анастасовой, К.Ю.Белой, Г.К.Зайцева, В.Н.Зимониной, О.Л.Князевой, Л.А.Кондрыкинской, И.Ю.Матасовой, Р.Б.Стеркиной, Л.Г.Татарниковой, Л.Ф.Тихомировой, Т.Г.Хромцовой и др.

Необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность. Эти правила следует подробно разъяснять детям, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в неожиданной ситуации на улице, дома.

Именно поэтому изучение ОБЖ актуально в современном дошкольном образовании. Содержание направлено на достижение целей формирования основ безопасности собственной жизнедеятельности и формирования предпосылок экологического сознания (безопасности окружающего мира) и включения детей в систему социальных отношений через решение следующих задач:

-развитие игровой деятельности детей;

-приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным);

-формирование положительного отношения к себе;

-формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, нравственной основы патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу.

Цель проекта

Формировать у детей дошкольного возраста основных представлений, знаний, умений и навыков об основах безопасности жизнедеятельности; стимулировать развитие у детей смысловых образований, поведенческих навыков в вопросах безопасности и жизнедеятельности.

Задачи проекта

Образовательные:

  • Расширять представления детей о профессии пожарных, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать речь;
  • Активизировать знания детей, приобретенные при изучении основ безопасной жизнедеятельности: знать о том, какую опасность таят в себе спички, об опасности шалостей с огнем, о последствиях пожаров;
  • Закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать дружелюбие;
  • Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец.

Воспитательные:

  • Закреплять знания детей о пожаре и правила безопасного поведения с огнем;
  • Закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения;
  • Закреплять знания правил безопасности в быту.

Развивающие:

  • Продолжать знакомить детей с художественной литературой по пожарной безопасности, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать чувство самосохранения, память, речевую активность;
  • Познакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, знаками сервиса.
  • закрепить у детей значение некоторых дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. Обучать безопасному поведению в дорожной среде.

Главной задачей формирования основ безопасности является стимулирование развития у детей самостоятельности и ответственности, так как безопасность не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, правильное поведение в различных ситуациях.

Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.

Планируемые результаты:

  1. Формирование у детей знаний об осторожном обращении с опасными предметами и правильном поведении при контактах с незнакомыми людьми.
  2. Развитие основ экологической культуры ребенка и становления у него ценностей бережного отношения к природе.
  3. Формирование представлений о безопасном поведении во дворе, на улице, в общественном транспорте.

Перспективное планирование работы по проекту

 март 2019 года

1 неделя - «Пожарная безопасность»

Мероприятия

Программное содержание

Понедельник

Беседа «Профессия пожарный»

Расширять представления детей о профессии пожарных, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать речь.

Чтение произведения Л.Толстого «Пожарные собаки».

Познакомить с произведением Л. Толстого, развивать связную речь, воспитывать внимательность, любовь к художественной литературе; учить лепить фигуру собаки из целого куска, развивать эстетическое восприятие; воспитывать уважение к труду пожарных собак.

Лепка «Собака»

Дидактическая игра «Если возник пожар»

Закреплять знания детей о пожаре и правила безопасного поведения с огнем.

Вторник

Рассматривание иллюстраций «Пожар и его последствия»

Развивать внимание, речь; учить видеть причинно-следственные связи, слушать друг друга не перебивая; воспитывать бережное отношение к окружающему, чувство самосохранения.

Заучивание стихотворения Л. Куклина «Пожарный»

Продолжать знакомить детей с художественной литературой по пожарной безопасности, воспитывать уважение к труду пожарных, развивать чувство самосохранения, память, речевую активность.

Среда

Дидактическая игра «Собери картинку»

Развивать зрительное восприятие, внимание, логическое мышление; уточнять знания детей о правилах пожарной безопасности в повседневной жизни.

Экскурсия в Пожарную часть

Знакомство детей с нелегким трудом пожарной бригады. Активизировать знания детей о правилах противопожарной безопасности: что делать, чтобы предотвратить пожар? Куда звонить при пожаре? Что делать в случаи пожара?

Четверг

Беседа «Пожар в доме»

Обобщить знания детей о правилах поведения на пожаре и его последствиях.

Рисование на тему «Лесной пожар»

Объяснить детям, что в природе все взаимосвязано; в ней нет «лишних» или «вредных» животных; объяснить, как лесные пожары влияют на жизнь зверей.

Сюжетно-ролевая игра «Мы - пожарные»

Познакомить детей с правилами пожарной безопасности; способствовать развитию осмотрительности и осторожности; развивать навыки общения в игре, формировать конкретные представления о строительстве; воспитывать желание оказывать помощь другим.

Дидактическая игра «Что пригодится при пожаре»

Научить детей находить предмет, который может пригодиться при тушении пожара пожарному. Объяснить свой выбор. Развивать логическое мышление.

Пятница

Инсценировка произведения С. Маршака «Кошкин дом»

Развивать артистизм, активизировать речь, воспитывать любовь к художественной литературе.

Беседа «Эта спичка невеличка»

Довести до понимания детей предназначение спичек в доме, разъяснить их опасность, если они попадут в неумелые руки невнимательного, безответственного человека, познакомить с репродукциями о бедствиях, которые могут причинить спички.

Итоговое мероприятие «Юный пожарный»

Формировать у детей понятие «пожарная безопасность», закрепить знания о причинах возникновения пожара; формировать элементарные умения и навыки в поведении при возникновении пожара; воспитание взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу, гордости за людей данной профессии; активизация двигательной активности, развитие физических качеств: ловкости, быстроты, смелости.

2 неделя - «Безопасность на улице»

Мероприятия

Цели

Понедельник

Беседа «Знаешь ли ты правила дорожного движения»

Развивать диалогическую речь детей, закреплять и расширять знания детей о правилах дорожного движения, воспитывать дружелюбие.

Аппликация «Наши верные друзья»

Познакомить с сигналами светофора и жестами регулировщика: «Стоп», «Внимание», «Путь открыт». Закреплять умение вырезывать фигуры круглой и треугольной формы.

Целевая прогулка на территории детского сада

Закреплять необходимость соблюдать правила дорожного движения.

П/и «Цветные автомобили»

Развивать двигательную активность детей.

Вторник

Сюжетно-дидактическая игра «Нам на улице не страшно»

Учить решать на модели дорожные ситуации прогнозировать свое поведение в тех или иных обстоятельствах, воспитывать у детей внимание, сосредоточенность.

Чтение рассказа М.Ильина «Машины на нашей улице»

Учить оценивать поступки героев, закреплять правила поведения на улице.

Беседа «О чем говорят дорожные знаки»

Познакомить детей с дорожными знаками: предупреждающими, запрещающими, указательными, знаками сервиса.

Среда

Сюжетно-ролевая игра «Автобус»

Закрепление правил поведения в общественном транспорте.

Вечер загадок (светофор, зебра, транспорт) «Как обеспечить безопасность дошкольника»

Расширить знания детей о видах транспорта, закрепить правила дорожного движения, формировать у детей знания о безопасном поведении на улице; развивать мышление, сообразительность

Четверг

Беседа «Если ты потерялся в городе»

Учить детей правильно оценивать обстановку, объяснить, к кому нужно обратиться за помощью в данной ситуации.

Чтение книги

 А. Иванова

«Как неразлучные друзья дорогу переходили»

На примере сказочных героев закреплять правила поведения на улице: умение предвидеть и избегать опасные ситуации.

Подвижная игра «Красный, желтый, зелёный»

Развивать двигательную активность детей, закрепить знания цветов сигналов светофора.

Пятница

Чтение и обсуждение рассказа И. Серякова «Улица, где все спешат».

Учить оценивать поступки героев, закреплять правила поведения на улице.

Строительная игра «Автомобили бывают разные»

Учить детей создавать мысленные конструкции специализированных машин, уточнить значение звукового сигнала (сирены), развивать умение решать проблемные задачи в совместной деятельности со взрослыми используя различные дорожные ситуации.

Рисование на тему: «Машины на улицах города»

Учить детей рисовать машины (легковые, грузовые), закреплять навыки закрашивания, умение делить лист на части (дорога, улица), формировать знания о безопасности движения на дорогах; воспитывать интерес к рисованию.

Викторина «Знаешь ли ты Правила Дорожного Движения»

Обобщение и систематизация представлений о действиях по выполнению ПДД.

3 неделя - «Безопасность в доме»

Мероприятия

Цели

Понедельник

Обсуждение ситуации «Если чужой приходит в дом».

Научить детей правильно вести себя в случае, если в дом приходит незнакомец.

Настольный театр «Волк и семеро козлят».

Объяснить детям на примере сказки, какие последствия могут быть, если не соблюдать правила безопасности.

Беседа «Внешность человека может быть обманчива»

Объяснить ребенку, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означает его добрые намерения.

Вторник

Моделирование ситуации «У меня зазвонил телефон» (друг, незнакомец, знакомый взрослый).

Рассмотреть и обсудить с детьми опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми.

Беседа «Контакты с животными»

Объяснить детям, что контакты с животными иногда могут быть опасны.

Среда

Занятие «Служба 01, 02, 03 всегда на страже».

Познакомить со службами спасения 01, 02, 03; учить детей рассказывать по предложенным картинкам, по впечатлениям из личного опыта; воспитывать нравственные качества, вызывать желание помогать людям в беде, вызывать чувство сострадания и ответственности.

Дидактическая игра «Четвертый лишний»

Научить детей среди опасных предметов находить те, которые часто являются причиной пожара.

Беседа «Кухня - не место для игр». Сказка «Пир мышей»

Объяснить детям, почему не стоит затевать игры на кухне.

Четверг

Беседа «Игры во дворе»

Обсудить с детьми различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при играх во дворе дома, научить их необходимым мерам предосторожности.

Рисование: «Моя комната»

Закреплять знания правил безопасности в быту.

«Ножницы, катушки - это не игрушки». Сказка «Хороший совет»

Познакомить с правилами работы с самыми обычными предметами

Беседа «Катание на велосипеде»

Рассмотреть различные опасные ситуации, которые могут возникнуть при катании детей на велосипеде, научить правилам поведения в таких ситуациях.

Пятница

Сюжетно - ролевая игра «Семья»

Приучать детей согласовывать собственный игровой замысел с замыслами сверстников, менять роли по ходу игры. Побуждать детей более широко использовать в играх знания об окружающей жизни.

Дидактическая игра «Опасные предметы».

Закреплять знания правил безопасности в быту.

Творческая игра «Поликлиника».

Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины.

 

Работа с педагогами

Работа с родителями

1 неделя

 

Консультация для родителей на тему «Пожарная безопасность»

2 неделя

 

Консультация для родителей на тему «Безопасность ребенка на улице»

3 неделя

Выступление на педсовете по итогам работы.
Отчет (тезисы) о проделанной работе.

Консультация для родителей на тему «Безопасность ребенка в доме»


Список используемой литературы:

  1. Р.Б. Стеркина «Безопасность» - С.П. "Детство-Пресс" 2004
  2. Т.А.Шорыгина «Основы безопасности» - М.2006
  3. Т.А.Шорыгина «Правила пожарной безопасности для детей» - М.2007
  4. О.А.Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» - М.2004
  5. Э.Я.Степаненкова «Дошкольникам о правилах дорожного движения» - М.1978
  6. Т.А.Шорыгина «Безопасность для малышей» - М.2005

                                                               

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.

Психолого–педагогические основы воспитания культуры поведения у детей старшего дошкольного возраста.  Значение и необходимость воспитания культуры поведения у детей дошкольного возраста....

Теоретические основы развития двигательных способностей у детей старшего дошкольного возраста.

Двигательная активность является мощным биологическим стимулятором жизненных функций растущего организма. Потребность в движениях составляет одну из основных физиологических особенностей ребенка, явля...

проект по пожарной безопасности "Опасные подружки" для детей старшего дошкольного возраста

Проект предназначен для детей старшего дошкольного возраста. У детей дошкольного возраста недостаточно знаний о правилах пожарной безопасности, навыков осознанного, безопасного поведения. Реализа...

Эффективное построение образовательного процесса в ДОУ на основе развития основных психологических процессов детей старшего дошкольного возраста

В психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивался тот факт, что эффективному построению образовательного процесса способствует принятие во внимание педагогом возрастных особенностей дет...

Проект по теме: «Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни».

Проект по теме: "Система работы педагога ДОУ в формировании правил безопасности дорожного движения у детей старшего дошкольного возраста и их родителей через явления общественной жизни"...

Особенности проявления детской субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста. Проект по развитию субкультуры в игре-фантазировании детей старшего дошкольного возраста посредством изменения предметно-пространственной среды.

Субкультура является одной из важных вещей в жизни и становлении ребенка в дошкольном возрасте. Субкультура это все что окружает ребенка, все, во что ребенок играет, смотрит, видит вокруг. Детская суб...

Проект по самообразованию по теме: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»

Проект по самообразованию по теме:«Формирование у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на дорогах через ознакомление с правилами дорожного движения»...