Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме
проект по обж

Вэнго Валентина Анатольевна

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.

К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.

Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «ЧЕБУРАШКА» с. НЫДА, НАДЫМСКОГО РАЙОНА» _____________________________________________________________________________

629750, РФ, ЯНАО, Надымский район, село Ныда, телефон/факс 8 (3499) 53-95-72, E-mail: dscheburashka@nadym.yanao.ru

ОКПО 54107349 ИНН 890 302 0429 КПП 890 301 001 р/с 40701810900004000002 в РКЦ г. Надым

ПРОЕКТ

«Формирование у дошкольников

основ безопасного поведения в социуме»

                                                                                                Составила:

воспитатель Вэнго В.А.

с. Ныда, 2019 г.

Проект «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»

Паспорт проекта

Название и тип проекта

Познавательный проект «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме»

 

Разработчики проекта

Вэнго Валентина Анатольевна

Участники проекта

Дети, воспитатели, родители.

Сроки реализации проекта

21.09. 2019- 21.09.2020

Основания для разработки проекта

1. Федеральный Закон от 29.12.2012 г. № 272- ФЗ «Об образовании в РФ».

2.  Приказ Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 г. №1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования».

3. Постановление главного государственного врача РФ от 15 мая 2013г. № 26 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций».

4. Образовательная программа дошкольного образования МДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Цель проекта

Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.

Задачи проекта

  1. Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.
  2. Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.
  3.  Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.
  4. Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
  5. Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.
  6. Приобщать к здоровому образу жизни.

Этапы проведения проекта

I этап. Подготовительный. 

Цель: Создание условий для реализации познавательного проекта.

II этап. Практический.

Цель: Формирование у воспитанников основ собственной безопасности посредством различных форм и методов взаимодействия.

III этап. Заключительный.

Цель: Обобщение итогов и представление продуктов познавательного проекта.

Планируемые результаты проекта

Для воспитанников:

  1. Ребенок имеет элементарные представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них: о правилах безопасного поведения в природе, о правилах дорожного движения, об обращении с бытовыми предметами, о возможных контактах с незнакомыми людьми на улице и др.
  2.  Соблюдает основы экологической культуры и безопасного поведения в природе.
  3. Знает правила дорожного движения, правила передвижения пешеходов и велосипедистов.
  4. Знает номера телефонов экстренных служб; знает свое имя, фамилию, возраст, домашний адрес, телефон.
  5. Знает правила безопасного поведения во время игр в разное время года (купание в водоемах, катание на велосипеде, на санках, коньках, лыжах и др.).
  6. Сформированы практические умения и навыки по уходу и бережному отношению к своему организму.

Для родителей:

1. Сформированы теоретические знания и практические умения по вопросам формирования у детей основ собственной безопасности.

2. Приобретён педагогический опыт активного участия в социализации и познавательном развитии своего ребенка.

3. Обогащены знания о деятельности дошкольного образовательного учреждения, которое посещает ребенок.

4. Развит интерес и желание участвовать в образовательном процессе ДОУ.

Для педагогов:

1. Сформированы профессиональные компетенции в вопросах формирования у воспитанников основ собственной безопасности.

2. Обогащена развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме проекта.

3. Внедрены современные технологии и методики по формированию у детей элементарных представлений об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

Продукты проекта

1. Презентация «Формирование у дошкольников основ собственной безопасности».

2. Итоговое открытое практическое мероприятие «Безопасность на дорогах и улицах нашего поселка».

3. Оформление папки «Игры по формированию у детей дошкольного возраста навыков безопасности жизнедеятельности».

4. Макеты и игровые поля «Опасные ситуации»

Пояснительная записка

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.

Актуальность выбранной темы определяется тем, что необходимо серьёзно заниматься вопросами безопасности жизни человека в современных условиях. Знания о способах спасения нужны не только взрослым, но и детям.

К тому же, дошкольный период наиболее благоприятен в формировании представлений об особенностях окружающего мира, о способах сохранения своего здоровья, о правилах безопасного поведения в окружающем мире.

Поэтому, чем раньше начать работу по формированию представлений у детей о существующих в социальном и природном мире опасностях и противостоянию им, тем раньше дошкольники приобретут опыт безопасного поведения.

Обогащать знания и практические умения детей нужно в следующих направлениях:

- познакомить дошкольников с правилами поведения в различных неожиданных ситуациях;

- способствовать формированию представлений о здоровом образе жизни, об адекватном поведении в городском транспорте, при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями;

- способствовать формированию элементарных умений правильно действовать в опасных для жизни ситуациях.

Для реализации данных задач необходимо так организовать взаимодействие с дошкольником, чтобы оно было направлено на развитие его познавательного интереса и познавательную самостоятельность.

Эти личностные качества помогут ребенку активно исследовать и узнавать окружающий его мир. А результатами познания будут не только элементарные понятия и навыки по безопасности жизни, но и общее развитие воспитанников.

При формировании основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста педагогу следует помнить основные методические правила:

- необходимо обеспечить психологический комфорт для каждого ребенка;

- усложнение материала должно происходить с учетом возрастных и индивидуальных особенностей ребенка;

- освоение новых знаний целесообразнее проводить в процессе активной познавательной, поисковой или игровой деятельности.

Цель проекта: Формирование у детей дошкольного возраста основ собственной безопасности.

Задачи:

1. Познакомить с правилами безопасного поведения для человека и окружающего мира природы.

2. Познакомить с правилами безопасного поведения во время игр в разное время года.

3. Формировать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства.

4. Формировать представления об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.

5. Формировать представления о правилах поведения с незнакомыми людьми.

6. Приобщать к здоровому образу жизни.

Принципы реализации проекта

  1. Позитивная социализация ребенка предполагает, что освоение ребенком культурных норм, средств и способов деятельности, формирование знаний о безопасности собственной жизни, приобщение к здоровому образу жизни происходят в процессе сотрудничества со взрослыми и другими детьми.
  2.  Личностно-развивающий и гуманистический характер взаимодействия взрослых и детей. Такой тип взаимодействия предполагает базовую ценностную ориентацию на достоинство каждого участника взаимодействия, уважение и безусловное принятие личности ребенка, доброжелательность, внимание к ребенку, его состоянию, настроению, потребностям, интересам. Личностно-развивающее взаимодействие является неотъемлемой составной частью социальной ситуации развития ребенка, условием его эмоционального благополучия при формировании ценностей здорового образа жизни.
  3. Активное участие всех субъектов образовательных отношений в реализации проекта. Этот принцип предполагает, что каждый участник имеет возможность внести свой индивидуальный вклад в ход какой-то игры, образовательной ситуации, обсуждения, в планирование образовательного процесса, может проявить инициативу. Детям и взрослым предоставляется возможность высказывать свои взгляды, свое мнение, занимать позицию и отстаивать ее, принимать решения и брать на себя ответственность в соответствии со своими возможностями.
  4.  Сотрудничество с семьей. Сотрудничество с семьей, открытость в отношении семьи, уважение семейных ценностей и традиций, их учет в образовательной работе являются важнейшим принципом при реализации проекта. Педагоги должны знать об условиях жизни ребенка в семье, понимать проблемы, уважать ценности и традиции семей воспитанников. Проект предполагает разнообразные формы сотрудничества с семьей как в содержательном, так и в организационном планах.

5. Взаимодействие с социальными партнерами. Социальное партнерство становится современной высокоэффективной технологией, которая позволяет расширить спектр образовательных услуг и динамично развиваться всем участникам образовательного процесса. Благодаря взаимодействию с партнерами повышается качество реализации основной образовательной программы дошкольного образования и осуществляется более полное удовлетворение индивидуальных образовательных потребностей дошкольников.

Содержание проекта

Содержание проекта обеспечивает формирование у детей основ безопасности в различных видах деятельности и охватывает следующие направления:

  1. Безопасность собственной жизнедеятельности.
  2. Безопасное поведение в природе.
  3. Безопасность на дорогах и улицах.
  4. Здоровье.

Основные формы организации образовательной деятельности

Образовательную деятельность предполагается осуществлять средствами игры, являющейся основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности. Роль педагога заключается в создании игровой ситуации и организации игровой предметно-пространственной среды. Каждый педагогический метод опирается на принцип активности воспитанников, характеризуется высоким уровнем мотивации, наличием творческой и эмоциональной составляющих.

Формы взаимодействия педагога с детьми

- проблемные ситуации;

- беседы;

- обсуждение;

- практикумы;

- наблюдение;

- чтение художественной литературы;

- экскурсии;

- рассматривание объектов и их обследование;

- дидактические игры;

- конкурсы, викторины;

- рассматривание альбомов фотографий, иллюстраций, коллекций.

Формы самостоятельной деятельности детей

- решение проблемных ситуаций;

- дидактические игры;

- сюжетно-ролевые игры;

- наблюдения;

- рассматривание;

- экспериментирование с материалами.

Формы взаимодействия педагога с родителями

Проведение совместно с родителями и для родителей:

- образовательных мероприятий и занятий-практикумов;

- спортивных и оздоровительных развлечений, досугов; 

- консультаций и рекомендаций;

- организация фотовыставок.

Механизм оценки эффективности проекта

  1. Анкетирование среди родителей.
  2. Анализ реализации плана по формированию у детей знаний и умений безопасного поведения в социуме.

Планирование деятельности

I этап. Подготовительный

Мероприятия этапа

Дата

1.

Подбор информационного материала, литературных источников по теме.

сентябрь

2.

Выявление знаний детей о проблеме безопасности жизнедеятельности (беседы, наблюдения).

октябрь

3.

Разработка папок-передвижек и информационных листков

- «Стихотворения для детей по ПДД»,

- «Использование и хранение опасных предметов»,

- «Как знакомить детей с основами безопасности»,

- «Обращение с электрическими приборами»,

- «Игры во дворе»,

- «Как закалять ребенка в домашних условиях»,

- «Не оставляйте детей без присмотра»,

- «Что нужно делать при пожаре»,

- «Формирование у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья»,

- «Опасности на улице»,

- «Опасности в природе».

Сентябрь-май

4.

Разработка и проведение консультаций:

Для педагогов:

- «Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе по ознакомлению детей с основами безопасности собственной жизнедеятельности»;

- «Моделирование дорожных ситуаций в процессе сюжетно-ролевых игр с дошкольниками»,

- «Формирование у дошкольника ценностного отношения к себе и окружающим людям в процессе приобщения к ЗОЖ»;

Для родителей:

- «Типичные ситуации детского травматизма и меры их предупреждения»,

- «Знакомство ребенка с правилами дорожного движения через игру»,

- «Знакомство детей с элементарными правилами поведения на улице»,

- «Воспитание у ребенка безопасного поведения в быту».

Сентябрь-май

5.

Разработка сценариев образовательных и досуговых мероприятий.

Сентябрь-май

II этап. Практический

Направления деятельности

Содержание деятельности

Дата

I. Безопасность собственной жизнедеятельности

1. Проектирование различных ситуаций с детьми:

- «Правила пользования колющими и режущими предметами»;

- «Если ты потерялся»;

- «Что ты будешь делать, если порежешься? Обожжешься? Ударишься? Укусит собака?»

октябрь

2. Игра-практикум «Вызываем МЧС (скорую, полицию)».

март

3. Образовательное мероприятие «Не играй, дружок, с огнем».

апрель

4. Экскурсия в пожарную часть.

май

II. Безопасное поведение

в природе

1. Проектирование различных ситуаций с детьми:

- Что нельзя есть в лесу, чтоб не отравиться?

- Как нужно одеваться в морозную погоду? В жару?

- Что нужно делать при встрече с лесными животными?

Сентябрь-май

2. Образовательное мероприятие «Школа безопасности».

февраль

3. Развлечение «У природы нет плохой погоды».

январь

III. Безопасность на дорогах и улицах

1. Игра-практикум «Мой безопасный путь в детский сад».

январь

2. Смотр-конкурс рисунков и поделок  «Красный, жёлтый, зелёный».

апрель

3. Проведение совместного с родителями и инспекторами ГИБДД тематического досуга «Знать на отлично ПДД желает вам ГИБДД».

май

IV. Здоровье

1. Игра-практикум совместно с сельским библиотекарем «О пользе витаминов и их значении для здоровья человека».

март

2. Викторина «Что нужно знать о здоровом образе жизни?».

июнь

3. Физкультурный досуг «Моя спортивная семья».

май

III этап. Заключительный

Мероприятия этапа

Дата

1.

Анкетирование родителей с целью с целью оценки совместной работы по реализации задач проекта.

сентябрь

2.

Анализ соответствия оснащенности группы оборудованием и пособиями, способствующими формированию основ собственной безопасности.

апрель

3.

Проведение мониторинговых мероприятий.

май

4.

Представление опыта в форме:

- презентации «Взаимодействие с родителями по формированию у детей основ безопасного поведения в социуме».

- публикации «Развитие инициативы и самостоятельности детей дошкольного возраста в процессе ознакомления их с основами безопасности жизнедеятельности».

май

Литература

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей – СПб, Детство-Пресс, 2016.
  2. Белая К. Ю., Зимонина В. Н., Кондрыкинская Л. А. Как обеспечить безопасность дошкольников. Конспекты по основам безопасности детей дошкольного возраста. Книга для воспитателей детского сада. – М.: Просвещение, 2004.
  3. Белая К.Ю. Формирование основ безопасности у дошкольников. Для занятий с детьми 2-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  4. Дмитриенко З.С. Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.- СПб, Детство-Пресс, 2016.
  5.  Жукова О.Г., Федорова Е.Г., Трушнина Г.П. Азбука «Ау!»: Методические рекомендации по обучению детей основам безопасности. – СПб, Детство-Пресс, 2008.
  6. Коломеец Н.В. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет. – Волгоград, Учитель, 2013.
  7. Саулина Т.Ф.  Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения: Для занятий с детьми 3-7 лет. - М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  8. Тимофеева Л.Л. Формирование культуры безопасности. Конспекты современных форм организации детских видов деятельности. – Детство-Пресс, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, в социуме, в природе"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту и социуме в соответствии с ФГОС ДО

В дошкольном возрасте формируется человеческая личность, и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех ...

Проект Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме

В соответствии с ФГОС ДО одной из задач социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста является задача формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе.Актуальность вы...

Проект по формированию у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность, на тему: «Страна безопасности»

Проект «Страна безопасности»Актуальность проектаМожет возникнуть вопрос: зачем объяснять детям особенности движения транспорта, если малыш все равно переходит дорогу, только держась за рук...

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность»

Проект на тему: «Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту,социуме через игровую деятельность» в подготовительной к школе группе....

Проект на тему "Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в быту, социуме через игровую деятельность"

Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире.  Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности, потребовала обучения сотрудников ДО...

Формирование у дошкольников основ безопасного поведения в социуме посредством технологий

В статье описываются современные технологии для формирования у дошкольников основ безопасного поведения в социуме....