Методическая разработка "Безопасное поведение дошкольников на прогулке в зимнее время"
методическая разработка по обж (старшая группа)

Камнева Мария Сергеевна

В рамках реализации работы «Безопасность наших детей» создан ППО по теме «Безопасность наших детей на прогулке в зимний период времени».

Комплексное решение вопросов в ходе реализации ППО отражает творческие подходы к решению проблемы «Безопасность наших детей», представляет целенаправленную, спланированную работу воспитателей старших возрастных групп.

Особенностью является работа воспитателей с  родителями и воспитанниками в рамках работы ДОУ. Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod_razrabotka_bezopasnost_na_progulke_v_zimnee_vremya.docx239.66 КБ

Предварительный просмотр:

         Методическая  

            разработка

«Формирование 

у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведение на прогулке

в зимний период времени»

Авторы:

воспитатели  

высшей квалификационной категории:

Камнева Мария Сергеевна,

Мышкина Наталья Александровна,

 

Содержание

Названия разделов

Страницы

Информационно-справочные сведения

3

Технологические сведения об опыте

4-12

Сведения  о перспективах использования в массовой практике.

13-14

Список литературы

15

Приложение

16-36

  1. Информационно-справочные сведения.

Тема

Формирования у детей старшего дошкольного возраста навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период времени

Номинация

Лучший передовой педагогический опыт

Автор

Творческая группа в составе:

Камнева Мария Сергеевна

Мышкина Наталья Александровна

воспитатели  высшей квалификационной категории

Место функционирования

муниципальное дошкольное образовательное учреждение Детский сад № 135 Красноармейского района г. Волгограда

Контактный телефон

63-24-78

Новизна

В рамках реализации работы «Безопасность наших детей» создан ППО по теме «Безопасность наших детей на прогулке в зимний период времени».

Комплексное решение вопросов в ходе реализации ППО отражает творческие подходы к решению проблемы «Безопасность наших детей», представляет целенаправленную, спланированную работу воспитателей старших возрастных групп.

Особенностью является работа воспитателей с  родителями и воспитанниками в рамках работы ДОУ. Эта работа проводится в форме бесед, различных видов игровой деятельности, разбора проблемных ситуаций.

  1. Технологические сведения об опыте.

Актуальность.

Дошкольный возраст характеризуется  нарастанием двигательной активности и увеличением физических возможностей ребенка, которые, сочетаясь с повышенной любознательностью, стремлением к самостоятельности, нередко приводят к возникновению травматических ситуаций. Ребенку интересно абсолютно все: ему хочется попробовать, потрогать,  почувствовать, увидеть, услышать. Как различить опасное и безопасное, полезное и нужное, лечебное и простое? Задача взрослых (педагогов и родителей) состоит в том, чтобы сформировать сознательное и ответственное отношение к личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.    

На сегодняшний день особая ответственность за формирование навыков безопасного поведения  в окружающей среде возлагается на воспитателей дошкольного учреждения, потому что именно в таком возрасте закладываются базовые знания для дальнейшего поведения ребенка в сознательной жизни. Поэтому значимой  является проблема создания условий в ДОУ, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Воспитание безопасного поведения предполагает овладение детьми навыками корректного поведения в разнообразных ситуациях, предупреждение и преодоление потенциально опасных ситуаций, формирование готовности использовать этот опыт в постоянно меняющихся условиях.

Как известно, что с  наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года.

Таким образом, необходимо создавать условия для воспитания безопасного поведения у дошкольников в зимнее время года, а так же содействовать овладению каждым ребенком навыками безопасного поведения на зимних прогулках в процессе игровой, двигательной, коммуникативной и других видов деятельности.

Поэтому  так необходим курс ОБЖ предназначенный  для воспитания "личности безопасного типа" - личности, хорошо знакомой с современными проблемами безопасности жизни и жизнедеятельности человека, осознающей их исключительную важность, стремящейся решать эти проблемы и при этом разумно сочетать личные интересы с интересами общества.

Работая над данной проблемой,  нами разработан и внедрен в практику детского сада опыт, главная цель которого заключается  в формировании навыков безопасного поведения детей, а  именно на прогулке в зимнее время года.

Педагогические задачи,  решаемые в опыте:

  1. Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения на прогулке  в зимний период.
  2. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.
  3. Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
  4. Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
  5. Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
  6. Развивать интерес детей к собственной безопасности.
  7. Оптимизировать работу с  родителями  по проблеме формирования у детей старшего дошкольного возраста  элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.

В качестве средств,  для решения поставленных задач, для родителей:

*родительское собрание;

*практические рекомендации;

*тренинг;

* акция;

*цикл тематических консультаций;

*памятки.

Для детей учётом возрастных особенностей, использовали:

*беседы;

*игры с правилами и игровые упражнения;

*настольно-печатные игры;

*дидактические игры;

*плакаты,  иллюстрации и др.;

*компьютерные презентации;

*альбомы по ОБЖ;

*контрольное мероприятие.

Реализация средств,  троились  на следующих принципах: системности; сезонности, учета местности, учета возрастных особенностей; интеграции; координации деятельности педагогов; преемственности взаимодействия с ребенком в условиях ДОУ и семье.

Ожидаемые результаты:

  1. Дети будут знать  основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила;
  2. Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
  3. Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
  4. Родители  будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время года.

И так, после определения цели и задач, выбора средств,  встал вопрос: с чего начать? И решили что данную проблему, как формирования личной безопасности ребенка необходимо решать в двух направлениях и поэтапно:

1 этап: Работа с родителями

2 этап: Работа с детьми

На каждом этапе практический действенный выход.

Вначале мы определились, что круг проблем, связанных с безопасностью ребенка  в зимний период невозможно решить только в рамках детского сада. Поэтому так необходим тесный контакт с родителями воспитанников. Для благополучия ребенка очень важно выработать четкую стратегию сотрудничества с семьей с этого мы и начали. Цель нашей работы с родителями – объяснить актуальность, важность проблемы безопасности детей, повысить образовательный уровень родителей по данной проблеме, обозначить круг правил, с которыми необходимо знакомить, прежде всего, в семье.

На первом этапе,  с  целью  выявления компетентности родителей в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период провели групповое родительское собрание, связанное с безопасностью наших детей.

Приложение 1

В форме презентации довели до сознания родителей важность проблемы-формирования личной безопасности ребенка для сохранения здоровья. Значимость использования данной формы состояло в том, что родители получили практические рекомендации  на тему, «Катание на санках, ледянках»,  «Катание на санках, ледянках», «Опасности, подстерегающие нас зимой», «Одежда для зимней прогулки»,  и т.д. А блиц-опрос родителей, помог выявить  знатоков правил безопасного поведения на улице в зимний период, их оказалось немало 83% из общего состава родителей.

Затем мы провели цикл тематических консультаций «Зимние забавы и безопасность», «Как безопасно кататься детям на санках» с целью расширения педагогического кругозора родителей и знания правил безопасности.

Приложение 2

 Эффективность использования цикла тематических консультаций состояло в том, что мы познакомили родителей с активностью детей в зимний период на прогулке, повысили, таким образом, их компетентность в вопросах формирования у детей навыков безопасного поведения на прогулке в зимний период времени.

Тренинг «Обсудите с ребёнком ситуацию» для решения разнообразных проблемных ситуаций, проведен с целью безопасного поведения детей в зимний период, который поможет  им применять в дальнейшем опыт.

На данном этапе было уместно и раздача каждой семье памятки «Правила безопасной зимней прогулки».

Приложение 3

В сотрудничестве с родителями воспитанников мы обогатили уголок безопасности в старших группах дидактическими, подвижными, настольно-печатными играми по ОБЖ, раскрасками, иллюстрациями для рассматривания и обсуждения различных ситуаций, познавательной, художественной литературой и т.д.

В этом году в первые, в нашем детском саду прошла акция: «Эмоциональная безопасность детей». Наши старшие группы работала по разделу «Зимние забавы на прогулке»,  в  результате данной акции каждая семья приготовила фотоотчет о том,  в какие зимние игры играют вместе с детьми и как они соблюдают меры безопасности.  

В итоге работа с родителями на данном этапе помогла сформировать  готовность родителей к сотрудничеству в вопросах развития у детей навыков безопасного поведения; а мы как, педагоги,  помогаем родителям, таким образом,  сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье ребенка.

На сегодняшний день родители наших  воспитанников являются заинтересованными, активными помощниками в работе по данному направлению. Участие  родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Следующий шаг непосредственная работа с воспитанниками. В начале выявили состояние уровня знаний, степени сформированности практических умений и навыков личной безопасности детей.  Выявить уровень знаний и интересов детей, их коммуникативность, степень сформированности практических умений и навыков на данном  этапе помогли:

а) ряд бесед: «Осторожно, гололед!», «Осторожно, сосулька!», «Правила поведения на горке», «Чего нельзя делать на морозе», «Зимой одевайся потеплее», «Правила поведения на прогулке в детском саду»

Приложение 4

в ходе которых:

-познакомили детей с правилами безопасного поведения в гололед, научили по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать;

-довели до сознания детей, что сосульки могут быть опасны для человека; учили как  уберечься от сосулек в конце зимы - начале весны, подчиняться правилам безопасности;

-обучали детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; избегать травмоопасных ситуаций.

Беседы заинтересовали  наших воспитанников, а нам, воспитателям дали возможность уточнить и систематизировать  знания детей о правилах личной безопасности и  скорректировать дальнейшую работу по данному направлению.

А для формирования мотивационно - поведенческой культуры детей рассматривали  иллюстрации из серии «Уроки осторожности».

Большой популярностью у детей пользуются альбомы по безопасности,   ребята самостоятельно рассматривают и изучают их, тем самым  запоминают правила безопасной жизнедеятельности.

С целью развития  у детей познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице в зимний период времени действенную помощь оказали нами  подобранные и оформленные в картотеку дидактические игры и упражнения по формированию основ безопасности.

Приложение 5

Все это способствовало включение  наших воспитанников в самостоятельную творческую деятельность, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий в быту; формировать у детей навыки устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице.

Для подведения итогов работы с детьми на данном этапе,  с целью закрепления представления о правилах безопасного поведения зимой на прогулке,  воспитания  чувства осторожности и самосохранения;  желания помогать друг другу в беде -   эффективным оказалось проведение мероприятия «Зимняя прогулка».

Приложение 6

В ходе данного мероприятия закрепили знания детей о поведении зимой на улице, а именно что зимой нельзя ходить под козырьком домов, кататься на коньках только в специально отведённых местах, а не на водоёмах, на льду нельзя толкаться. Вспомнили о правилах безопасности во время проведения зимних  игр. Научила детей пользоваться санками, лыжами. Воспитывали уважительное,  дружеское и заботливое отношение друг к другу. Использование наглядности,  помогло нам  добиться более быстрого запоминания норм и правил поведения, так как любимые и интересные для детей герои рассказывали и показывали  различные ситуации,  происходящие с ними и способы и правила выхода из них.

C:\Users\Я\Desktop\135\зима сад\DSC_0601.JPG

  Итак, рассказывая, объясняя, показывая,  напоминая, мы обеспечиваем безопасную жизнь воспитанников.

В результате данной работы, наши воспитанники - дети старшего дошкольного возраста имеют представление о видах опасных ситуаций (в быту, на улице, в природе); о способах поведения в опасных ситуациях.

Могут добиваться:

а) осознанного выполнения основных правил безопасного поведения в опасных ситуациях;

б) быть осмотрительными и осторожными в местах и потенциально опасных ситуациях.

О чем свидетельствуют ответы детей анкеты:

1) Знаешь ли ты правила поведения зимней прогулки?  (73%).

2) К кому,   и по какому номеру можно обратиться за помощью, если ты получил травму на улице? (81%).

3) Какие правила личной безопасности во время гололеда ты знаешь? (69%).

5) Какие общие правила зимой ты соблюдаешь? (67%).

6) Назови правила безопасности поведения во время прогулки в детском саду? (93%).  

Из всего описанного выше – в  итоге реализация данного опыта -  можно сделать вывод: работа по данному направлению  способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.

В заключение хочется отметить, что все использованные средства /методы и формы позволили донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности, а так же сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

Немаловажное значение имеет вовлечение в педагогический процесс родителей по решению проблемы  безопасности жизнедеятельности детей

III. Сведения о перспективах использования в массовой практике

1.Данный опыт сформировался в МОУ детском саду № 135, в котором функционируют 4 группы, две из которых посещают воспитанники старшего дошкольного возраста.

 Приоритетными направлениями в деятельности МОУ   являются охрана жизни и укрепление здоровья детей, приобщение их к ценностям здорового образа жизни, развивающее обучение и воспитание.

В детском саду создана  образовательная среда, в которой реализован творческий потенциал каждого педагога и всего педагогического коллектива. Администрация дошкольного учреждения совместно с педагогическими кадрами обеспечивает постоянный  контроль за охраной жизни и здоровья детей, а также за строгим соблюдением требований безопасности проведения прогулок в разное время года.  

Проводя работу с родителями по ОБЖ, детский сад помогает им осознать всю важность и значение их непосредственного участия в охране здоровья своего ребенка, личной и социальной ответственности за него.  Работа построена  так, чтобы родители задумались над этой проблемой и поняли, что опасные ситуации встречаются довольно часто и не исключена возможность травмы у собственного ребенка. 

2.Данный опыт основан на исследованиях отечественных ученых (В.А. Алексеенко, В.С. Белов, А.С. Вернадский, А.В. Гостюшин, В.А. Левицкий, М.В. Ломоносов, О.Н. Русак, И.М. Сеченов, Э.Я. Соколов, И.К. Топоров и др.), раскрывших вопросы безопасности жизнедеятельности.

На научных трудах Н.Н. Авдеевой, Л.П. Анастасовой, К.Ю. Белой, Г.К. Зайцева, В.Н. Зимониной, О.Л. Князевой, Л.А. Кондрыкинской, И.Ю. Матасовой, Р.Б. Стеркиной, Л.Г. Татарниковой, Л.Ф. Тихомировой, Т.Г. Хромцовой и др, в которых отражены   вопросы привития навыков основ безопасности детям старшего дошкольного возраста.

В основу заложена программа "Основы безопасности детей дошкольного возраста", в соответствии с которой детям старших групп в игровой форме доводятся знания по вопросам правил безопасного поведения в быту и другие элементарные понятия безопасного поведения.

3.Планируем  дальнейшую работу по формированию безопасного поведения у  дошкольников с целью сохранения и укрепления их здоровья, в перспективе: 

-создание электронной книги (аппликация, рисование, художественный труд) «Безопасность зимой» с целью  научить воспитанников создавать страницы для книги по заданной теме; формировать представление о возможных опасностях в зимнее время (гололед, падение с крыш снега и сосулек, травмы при катании с горок и на лыжах) и соблюдении правил безопасного поведения;

- разработка проектов по безопасности во время прогулок в весеннее, летнее, осеннее время года;

Свой опыт  работы воспитатели представляли  для воспитателей  и родителей детского сада (консультации, выступления на педсоветах, методических объединениях).

Учитывая, что воспитание безопасности – это непрерывный, последовательный процесс, начинающийся в детском саду. Именно в детском саду закладывается фундамент жизненных ориентировок в окружающем мире и все, что ребенок усвоит в дошкольном учреждении по правилам безопасного поведения, останется у него и будет закрепляться дальше в начальной школе на уроках «Окружающий мир», «Я и мир вокруг меня».

Опыт полезен для педагогов детских садов.

Главное помнить,

что во время пути к достижению цели важно не навредить ребенку,

а сделать так, что бы шел процесс его совершенствования.

Только тогда наш труд будет не напрасен и принесет радость!

Список литературы:

1.  О.В. Акулова, Т.И. Бабаева, Т.А. Березина, Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». – СПб.: ООО «Издательство « Детство – пресс» 2011. - 528 с.

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность. – СПб, 2005. – 144 с.

3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб, 2012. – 128 с.

4. Самые новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, Н. В. Иванова. – М, 2009. – 240 с.

5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2010. – 144 с.

6. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.

7. В. А. Деркунская, Т.Г. Гусарова, В.А. Новицкая «Безопасность». Методический комплект программы «Детство». - СПб.: ООО «Издательство « Детство – пресс» 2012. - 144 с.

8. Мосалова Л.Л. «Я и мир». - СПб.: ООО «Издательство « Детство – пресс» 2013. - 80 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время».

«Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время»....

Беседы с детьми - Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года

Цикл бесед с детьми раннего возраста направлен на формирование у детей культуры безопасного поведения на улице в любой период времени.Задачами бесед являются:1....

Проект "Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года

Материал предназначен для педагогов работающих со старшими дошкольниками....

Конспект открытого мероприятия «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года»

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям, но  и омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей ...

Консультация для воспитателей на тему: «Организация двигательной активности на прогулке в зимнее время с младшими дошкольниками»

Роль подвижных игр с младшими дошкольниками на прогулке зимой. Картотека зимних игр для малышей....

Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года»

Проект «Безопасное поведение на прогулке в зимнее время года». Средняя группа....