Семинар-практикум: «Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников»
консультация

Каляева Елена

Материал для педагогов ДОУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл seminar_praktikumzritelnye_orientiry.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Семинар-практикум:

«Создание условий для охраны и восстановления зрения у дошкольников»

Сохранение и укрепление здоровья дошкольников являются стратегической задачей государства, и регламентируется Законом РФ «Об образовании».

        Быстрое утомление зрительного анализатора вызывает резкое снижение работоспособности, что отражается на общем состоянии детей. Чрезмерные зрительные нагрузки могут также приводить к утомлению и ухудшению состояния здоровья в целом. Своевременная смена видов деятельности и обстановки, в которой проводятся занятия, содействует повышению работоспособности детей.

        Профилактика и коррекция нарушений зрения включают два основных направления.

  • Первое – создание условий для охраны, укрепления и восстановления зрения и формирование представлений о его роли в жизни человека.
  • Второе – формирование культуры здоровья, способности вести здоровый образ жизни и владеть средствами и приемами сохранения, укрепления и восстановления зрения.

Одним из значимых приемов является ознакомление ребенка с возможностями органа зрения. В ходе непосредственно-образовательной деятельности педагог помогает зафиксировать собственные ощущения и сконцентрироваться на них, опираясь на органы чувств. Это позволяет сформировать и понимание значимости органа зрения, и освоение навыков его охраны. Только доверяя своим ощущениям, ребенок начнет реагировать на ту информацию, которую получает из внешнего мира посредством глаз. На основе накопленного чувственного опыта формируется осознанное отношение к тем видам деятельности, которые осуществляются на занятиях и в повседневной жизни.

В дошкольном образовательном учреждении основными задачами профилактики и коррекции нарушения зрения у детей являются:

  1. Создание условий для полноценного и всестороннего развития на базе педагогических охранительных режимов, совершенствование предметно-развивающей среды.
  2. Укрепление жизнеспособности детского организма путем привития культуры здоровья, расширение возможностей практической реализации потребности в здоровом образе жизни.
  3. Формирование представлений о глазах и способах сохранения зрения.
  4. Воспитание практических навыков и приемов, направленных на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

Предлагаются несколько основных направлений работы по профилактике и коррекции зрения:

        Направление «Я и мои друзья» предусматривает закрепление у детей образа Я. Дети учатся понимать и принимать свои физические, познавательные, личностные особенности, закрепляют представления о взаимосвязях систем организма и их отношениях с окружающим миром, о функциональной значимости органа зрения. Создается основа для формирования эталонов позитивного отношения к своему здоровью, появляются предпосылки для адекватного реагирования на жизненные ситуации и поступки, которые либо способствуют укреплению здоровья и самочувствия, либо наносят им урон.

        В работе по направлению «Как ухаживать за глазами» детей знакомят с одним из основных средств познания мира – зрением. Для этого педагог создает специальные ситуации для накопления индивидуального чувственного и эмоционального опыта. У детей формирует представления о необходимости бережного отношения к глазам и навыки ухода за ними.

        Направление «Создание сенсорных зон» включает организацию специальной коррекционно-оздоровительной среды исходя из интересов и потребностей ребенка, возрастных особенностей и задач коррекционного воздействия.

        Направление «Снятие физического и психического утомления» - это формирование навыков снятия зрительного напряжения в процессе самостоятельного выполнения упражнений. Дети знакомятся с разнообразными приемами улучшения зрения и зрительного восприятия, основанными на активизации физических и психических процессов. С ними проводятся упражнения по профилактике переутомления глаз. Зрительные ориентиры находятся на стене, полу, потолке. Дети овладевают приемами и упражнениями для укрепления глазных мышц и развития остроты зрения. Этому способствует использование разного рода траекторий, по которым дети прослеживают глазами.

        Вам предлагаются два стенда с разными траекториями соответствующими возрастными особенностями детей младшего возраста. Первая из них «Дракончик» и вторая «Домик». При прослеживании траекторий нужно обязательно найти начальную точку и проследить по ней. На первых порах помощь в этом, оказывает педагог: указкой, вместе с детьми, он прослеживает траекторию изображения.

        Таким образом, создание условий для охраны и восстановления зрения дошкольников позитивно влияет на развитие в целом. Так как орган зрения, глаза, очень важны для человека и играют немало важную роль.

Здоровье | Дошкольник.РФ doshkolnik.ru›


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар-практикум "Создание условий для формирования навыков сотрудничества у дошкольников»

Педагоги делились опытом, предлагали свои методы работы по данному вопросу, в практической части я познакомила педагогов  с тестом Т.И.Бабаевой «Сапожки в подарок» на определение спос...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИМАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»...

Семинар-практикум «Создание условий для формирования социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР в процессе коррекционно-образовательной деятельности».

laquo;Создание условий для формирования  социально- коммуникативной компетентности у дошкольников с ТНР  в процессе коррекционно-образовательной деятельности»....

Консультация для родителей «Условия для охраны и укрепления зрения».

Консультация для родителей «Условия для охраны и укрепления зрения»....

Семинар-практикум " Создание интерактивных игр для дошкольников в сервисе LearningApps"

С помощью сервиса LearningApps педагоги могут пользоваться готовыми интерактивными играми в разных областях образовательной и досуговой деятельности.А так же создавать свои игры с помощью готовых...

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ «СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ МАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»

СЕМИНАР-ПРАКТИКУМ«СОЗДАНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАЗВИТИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИМАЛЬЧИКОВ И ДЕВОЧЕК»...