Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок
консультация по обж (подготовительная группа)

Багинская Надежда Леонидовна

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Современных детей нужно обучать особым навыкам, и нам взрослым обходимо дать детям такие знания и обучить таким навыкам, которые помогли бы им в будущем оценить окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию, адекватно на неё реагировать, как вести себя в данной ситуации и вовремя принять правильное решение

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципального бюджетного дошкольного   образовательного учреждения    «Детский сад № 2»  с. Черниговка

Консультация по теме

 «Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок»

                                                                                                Подготовила:  Багинская Н.Л., воспитатель

                                                                                                        высшей квалификационной  категории  

2021 г

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка. Именно в этот период начинает складываться и опыт безопасного поведения, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

Современных детей нужно обучать особым навыкам, и нам взрослым обходимо дать детям такие знания и обучить таким навыкам, которые помогли бы им в будущем оценить окружающую обстановку, определить потенциальную опасность или подозрительную ситуацию, адекватно на неё реагировать, как вести себя в данной ситуации и вовремя принять правильное решение.

Все дети любят сказки, особенно волшебные. Сказки, неиссякаемая сокровищница мудрости и фантазии, опыта и наблюдательности. Чудеса и увлекательный сюжет занимают фантазию ребёнка, отвлекая от беготни и шумных игр и заставляя затаить дыхание в ожидании волшебства. Сказки помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но сказки выполняют не только развлекательную роль и несут воспитательную функцию, но и помогают нам обучать детей безопасности. 

Сказки - это учебник, по которому  дети  учатся  жить. Это только по форме сказки иносказательны, а содержание их - жизненный опыт многих поколений. Сказки многослойны, и один из слоев - те самые уроки безопасности, которые должны освоить наши дети. Слушая и "обсуждая" с вами народные сказки, играя в них, ребенок легко усвоит, что в "другом", большом мире необходимо соблюдать определенные правила. Не верить, кому ни попадя, обращаться за помощью, не преступать запреты, не робеть и не сдаваться. Раз, за разом повторяя эти нехитрые, но очень важные "сказочные" истины, мы  научим  детей   бдительности, и осторожности. Причем, не запугивая и не очерняя окружающий мир. Постепенно дети смогут понять, что мир - разный, что есть в нем и добрые, и злые. Сегодня мы с вами поговорим о том, что сказки могут выполнять не только развлекательную роль и нести воспитательную функцию, но и обучают безопасности.

Читая и обсуждая с детьми народные сказки, мы помогаем детям усвоить, что и в реальном мире необходимо соблюдать те же правила, а  главное: «Каким правилам безопасности нас учат сказки?»

Всем  известна сказка «Кот, лиса и петух». Эта сказка пример того, что может случиться, если поверить ласковому голосу, привлекательным обещаниям чужого. Ласковым голосом лиса предлагала петушку выглянуть в окошко, обещая дать горошку. Всё это усыпило бдительность петуха. Три раза он выглянул в окно и трижды был схвачен лисой, которой захотелось петушиного мяса попробовать. Но у петушка тоже есть чему поучиться, помните, как громко он звал котика на помощь: «Несёт меня лиса за тёмные леса, за высокие горы! Котик-братик, выручи меня!» .

Вывод.  Нужно громко звать на помощь, если ты попал в беду.

В сказке Шарля Перро «Красная Шапочка» можно увидеть сразу несколько нарушений правил безопасности.

свернула с дороги;

остановилась для разговора с посторонним и незнакомым типом;

 рассказала чужому человеку куда идет, где живет ее бабушка;

 рассказала, как попасть в дом.

А в сказки «Золото́й клю́чик, или Приключе́ния Бурати́но» Алексея Николаевича Толстого – герой этой сказки избежал бы многих бед если бы:

1) не свернул с пути и пошел бы учиться;

2) не заговорил бы с незнакомыми людьми (мошенники Кот и Лиса);

3) не пошел бы с ними.

Вывод. Никогда не следует заводить разговор с незнакомыми людьми.

Вспомним, что сделал Волк, чтобы попасть в дом к козлятам в сказке «Волк и семеро козлят»? Он выучил слова песенки мамы Козы и перековал себе голос. Он очень умело притворился близким и родным и добился осуществления своего злого замысла.

Вывод. Нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомца ласковый голос или он представляется знакомым родителей, знает, как их зовут, и действует якобы от их имени.

Хорошим подтверждением несовпадения приятной внешности и добрых намерений является «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях» А.С. Пушкина, в которой злая мачеха прикинулась доброй старушкой и дала царевне отравленное яблоко. А царевна нарушила правило безопасности.

Вывод.  Нельзя брать угощение от незнакомых людей. Детям необходимо помнить, что они должны спросить разрешения у родителей, прежде чем принять от кого-то подарок. 

Колобок в одноимённой русской народной сказке ушёл гулять без спросу и поплатился за это, встретив хитрую лису, которая льстивыми речами заманила колобка сесть себе на нос.             Вывод. Не гуляй один в незнакомых местах.

Девочка в русской народной сказке «Гуси-лебеди» вопреки наказам матери, оставила маленького братца одного около дома, а сама ушла гулять. Кончилось это тем, что брата унесли гуси-лебеди, и ей пришлось долго его искать и приложить немало сил, чтобы вернуть его. Вывод. Родители всегда должны знать, где находятся дети, а детям нельзя никуда уходить без разрешения родителей.

Ушла одна в лес Машенька из сказки «Три медведя» и заблудилась. А Маша из сказки «Маша и медведь» и Снегурушка из сказки «Снегурушка и лиса» были в лесу невнимательны: деревце за деревце, кустик за кустик, и они потеряли друг друга. Вывод. Правило безопасности гласит: чтобы не заблудиться, не ходи в лес один. А уж если пошли в лес, помните: в лесу надо держаться вместе

А теперь давайте вспомним сказку «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка». Почему ведьме удалось утопить Алёнушку? Да потому, что она с совершенно незнакомой женщиной, которая её ласково звала купаться, пошла на речку, нарушив правило безопасности. Вывод. Нельзя никуда ходить с незнакомыми людьми.

В сказке  Ганса Христиана Андерсена «Снежная королева» Кай решил прокатиться с ветерком, прицепил санки к экипажу Снежной королевы и оказался на Северном полюсе. Вывод. Нельзя нарушать правила дорожного движения!

В сказки  «Путаница» Корнея Ивановича Чуковского - самое главное нарушение правила: «Детям спички не игрушка» (игра лисичек со спичками привела к пожару):

А лисички
Взяли спички,
К морю синему пошли,
Море синее зажгли.

Море пламенем горит,
Выбежал из моря кит:
«Эй, пожарные, бегите!
Помогите, помогите!»……

Может ли море гореть? Все скажут: « Нет!». Конечно, вода не горит. Наоборот - обычно огонь тушат водой. Но иногда не в сказке, а наяву море воспламеняется. Это случается, когда люди сливают в море нефть, бензин и другие горючие вещества. Эти вещества растекаются по поверхности воды и могут вызвать пожар, из этого следует сделать вывод, что загореться могут, даже как нам кажется, несгораемые вещи и привести к беде.

     А  сказке «Кошкин дом»  Самуила Маршака - обращение с огнём, оставление огня без присмотра, невнимательность.

Основная мысль: как спастись, если беда уже случилась. Разгорелся пожар, грозит опасность и даже гибель. Страшно. Поэтому всё перепутано. Никто ничего не понимает: куда бежать, что делать? В жизни так тоже бывает. Поэтому, очень важно суметь «сохранить порядок» в своих мыслях и грамотно действовать, чтобы спастись самому и помочь другим. В этом нам помогают правила пожарной безопасности. Их надо твердо знать и точно выполнять.

Вывод: Спички детям не игрушка. Нельзя оставлять огонь, горящие свечи, газ, электрические приборы, камин, включенный телевизор без присмотра.

 

 Вывод: многих бед в сказках могло бы не случиться, если бы герои знали элементарные правила безопасности. Но ведь недаром говорится: «Сказка – ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок». В русских народных сказках встречаются ситуации, из которых добрые молодцы, то есть мы – читатели, можем получить урок. В сказках заложен глубокий смысл, позволяющий ребенку постигать эту жизнь на наглядных примерах, суть, дающая возможность учиться распознавать, где добро, а где зло, какая дорога приведет к радости, а какая, к горю... .

Русские народные сказки — это красивые жизненные учебники, которые учат нас, как вести себя правильно. В заключение хочется сказать, что сказки играют большую роль в обучении детей безопасности. И  наша задача – заложить фундамент безопасности. Будет крепким фундамент – и знания тоже будут крепкими.

Литература:

1.Авдеева, Н. Н. Безопасность: учебное пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста / Н. Н. Авдеева. – СПб : Детство–пресс, 2007. − 145 с.

2.Венгер и др. Домашняя школа. М.: Знание, 1994.

3.Гнусарева, Е. Ф. Сказкотерапия как средство формирования безопасного поведения у дошкольников / Е. Ф. Гнусарева // Дошкольное воспитание. − 2011. − № 3. − С. 45-51.

4.Добсон Д. Непослушный ребенок. М., 1992.

5.Дьяченко О. Что на свете не бывает. М.: Просвещение, 1991.

6.Стрельцова Л. и др. Мастерская слова. Тверь: «Мартин»-«Полина», 1994.

Русские волшебные сказки. М.: Сов. Россия, 1998.

7. Фесюкова Л., Гончарова Л. Игры и упражнения. Бишкек, 1991.

8.Знаем ли мы свои любимые сказки? Скрытый смысл, зашифрованный сказочниками. Читаем между строк/Е.А. Коровина. – М.: ЗАО Издательство Центрполиграф, 2013.–381 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективно-тематическое планирование работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме: "Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах"

В плане  намечены мероприятия с детьми старшей и подготовительной группы по обучению детей правилам безопасного поведения на улицах и дорогах на весь год. Весь материал разбит на темы. По к...

Ознакомление детей с правилами безопасного поведения на улицах и дорогах

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА УЛИЦАХ И ДОРОГАХТЕМЫ:         Светофор наш верный друг         Говорящие знаки...

Конспект НООД в подготовительной группе ДОУ по ознакомлению детей с правилами безопасного поведения на улицах города.

Огромное значение для формирования у детей представлений о безопасном поведении в городе, о правилах дорожного движения имеет реализация непосредственно организованной образовательной деятельности вос...

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на улице в соответствии с ФГОС ДО.

Формы, методы и средства ознакомления детей с правилами безопасного поведения на   улице в соответствии с ФГОС ДО....

Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения на дороге с помощью мнемотехники.

В нашу жизнь прочно вошли транспортные средства: мы уже не представляем своей жизни без машин, автобусов; стали реже ходить пешком. Все чаще в сводках о дорожных происшествиях мы наблюдаем несчастные ...

Мастер-класс для педагогов «Осторожные сказки» Ознакомление дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

 Цель: освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности педагога-воспитателя; повышение квалификации участников...